Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
















Финансы и кредит


Тема: Сущность финансов и финансовая политика


1. Социально-экономическая сущность и функции финансов

. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

. Финансовая политика государства


1. Социально-экономическая сущность и функции финансов


Финансы - экономические денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, органов власти местного самоуправления, а также для обеспечения условий расширенного воспроизводства на уровне предприятия.

Централизованные фонды денежных средств - фонды, образуемые органами государственной или муниципальной власти для решения государственных задач или задач местного значения. Н-р: федеральный бюджет, пенсионный фонд, бюджет Белгородской области и т.д.

Децентрализованные фонды денежных средств - фонды, образуемые предприятиями различных форм собственности.

Финансовые ресурсы - денежные средства, которые могут образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Деньги - инструмент организации финансовых отношений, средство соизмерения ценности различных товаров, работ, услуг. Следовательно, финансы отличаются от денег и финансовых ресурсов как по содержанию, так и по функциям.

Функции финансов:

.аккумулирующая. Проявляется в мобилизации денежных средств для формирования фондов денежных средств.

.распределительная. Проявляется в распределении и использовании сформированных фондов денежных средств.

.регулирующая. Связана с вмешательством государства в процессы воспроизводства в стране. Это вмешательство может усилить или ослабить те или иные отрасли, сферы деятельности. Н-р: снижение налогового бремени позволяет предприятию активировать свою деятельность, расширяя производство и ускоряя оборачиваемость средств.

.контрольная. Проявляется в контроле за финансовыми потоками с целью соблюдения финансового законодательства.


2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве


Расширенное производство - постепенно повторяющийся процесс производства во все увеличивающихся масштабах, при этом растут ВВП, производственные фонды, количественно и качественно растет рабочая сила.

В расширенном воспроизводстве особо важная роль отводится предприятиям в сфере материального производства, т.к. именно на этих предприятиях создается продукт по стоимости, превышающей первоначально вложенные средства.



Расширенное воспроизводство этих предприятий - основа экономического роста страны. Кроме того, эти предприятия основные налогоплательщики, поэтому, чем выше их финансовое здоровье, тем больше налогов они могут уплатить, формируя централизованные фонды денежных средств. Другие сферы(торговая Д - Т - Д и финансовая Д - Д) лишь дополняют сферу материального производства и является ее следствием.

3. Финансовая политика государства


Финансовая политика - совокупность мероприятий, подлежащих реализации с целью выполнения функций и задач государства (государственная финансовая политика), задач органов власти местного самоуправления (муниципальная финансовая политика) или задач функционирования предприятий (финансовая политика предприятия).

Типы финансовой политики:

1.классическая (имела место в 20-е гг. XX века, основывалась на работе Риккардо и Смита). Ее суть - невмешательство государства в экономику. Главный регулятор экономических процессов - рыночный механизм.

.регулирующая - государство должно вмешиваться в экономику и оказывать на нее регулирующее воздействие. В ее основе труды Кейнса. Переход от классической к регулирующей финансовой политике в большинстве стран связан с бурным развитием производительных сил, с обострением экономических, финансовых, социальных и других проблем.

.планово-директивная - использовалась в странах с административно-командной системой управления экономикой. Ее суть - все финансовые ресурсы концентрируется у государства, а их дальнейшие распределение осуществляется в соответствии с государственным планом.

Финансовая политика не может быть плохой или хорошей, т.к. различными социальными группами она может быть оценена по-разному. Основными критериями, с помощью которых можно усреднено оценить финансовую политику государства являются показатели, характеризующие уровень жизни населения, в том числе минимальная заработная плата, прожиточный минимум по Белгородской области, среднемесячный доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и т.д.


Тема: Финансовая система. Управление финансами


1. Финансовая система РФ, ее звенья

. Управление финансами


1. Финансовая система РФ, ее звенья


Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются фонды денежных средств.

Звенья финансовой системы РФ:

1.бюджетная система РФ

.внебюджетные государственные фонды

.государственные и муниципальные кредит

.фонды страхования

.финансы предприятий

.финансы домохозяйств (семей)

Первые три звена относят к централизованным финансам и используют для регулирования социально-экономических отношений на макроуровне.

Три последних звена - децентрализованные финансы, для регулирования социально-экономических отношений на микроуровне.


2. Управление финансами


Управление финансами в РФ осуществляется следующими органами:

1.Федеральное собрание РФ (парламент) - высший законодательный орган, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

.Президент РФ - придает законам законодательную силу после подписания. Кроме того он принимает указы, в том числе по финансовым вопросам, с помощью которых вносит коррективы в процесс реализации финансовых нормативных актов.

.Правительство РФ - высший исполнительный орган. Оно разрабатывает основные направления социально-экономического развития страны, в том числе финансовой политики.

.Министерство финансов РФ - разрабатывает проекты законов, в сфере финансов и представляет их в законодательные органы.

На региональных уровнях управление финансами осуществляют:

1.высший законодательный региональный орган (Н-р: Белгородская областная Дума)

.представительная власть (губернатор региона)

.региональное правительство

На местном уровне схема действия и состав органов управления финансами следующие:…

Хозяйствующие субъекты (предприятия) самостоятельно управляют своими финансами, но по законодательству всю ответственность несет руководитель предприятия.

Собственники также принимают участие в управлении, голосуя на общем годовом собрании акционеров за принятие. Н-р: дивидендной политики, по распределению чистой прибыли, по определению стратегии развития.


Тема: Бюджетная система РФ


1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета

. Состав бюджетной системы РФ

. Состав доходов федерального бюджета

. Состав расходов федерального бюджета

. Бюджетный дефицит, пути его финансирования. Профицит бюджета. Межбюджетные отношения


1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета


Законодательной базой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный кодекс РФ, который вступил в законодательную силу 01.01.2000г.

В БК РФ приведены:

1.состав бюджетной системы РФ;

.бюджетная классификация РФ;

.состав доходов и расходов бюджетов всех уровней;

.принципы построения бюджетной системы (10 пунктов);

.понятие и принципы организации межбюджетных отношений;

.этапы бюджетного процесса и их подробная характеристика на федеральном уровне;

.понятие и сущность финансового контроля в реализации бюджетного процесса и т.д.

В соответствии с БК РФ: "Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов власти местного самоуправления".

Бюджет - главный финансовый план страны, региона (субъектов РФ) или муниципального образования на один финансовый год, который в РФ длится с 1 января по 31 декабря и соответствует календарному году.

Функции бюджета в наиболее полной степени отражены в функциональной классификации расходов, которая была детально изменена в 2005г.

Функции бюджета:

1.перераспределение национального дохода и ВВП

.государственное регулирование и стимулирование экономики

.финансовое обеспечение социальной политики


2. Состав бюджетной системы РФ


Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Организация бюджетной системы - совокупность звеньев, уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая органами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1.федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

.бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

.местные бюджеты.

Бюджетная система РФ в соответствии с БК РФ базируется на следующих принципах:

1.единство бюджетной системы РФ. Означает, что законодательной базой функционирования всех бюджетов являются одни и те же законы и нормативные акты. Основа - БК РФ.

.сбалансированность бюджета. Означает, что доходы каждого бюджета должны быть равны расходам.

а)достигается при дефицитном бюджете - планированием источников дополнительных доходов;

б)при профиците - планированием направлений расходования дополнительных полученных средств;

.самостоятельность бюджета - означает, что каждый бюджет принимается определенными органами власти соответственного уровня.

.гласность бюджета - означает, что в СМИ должны быть опубликованы бюджеты, а также информация об итогах их исполнения.

На ряду со звеньями бюджетной системы, имеющими законодательный характер составляются консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней на конкретной территории. Это сумма всех бюджетных доходов на этой территории, а также сумма всех расходов. Консолидированные бюджеты не имеют законодательной силы, а рассчитываются для анализа, прогнозирования и т.д.

Схема формирования консолидированного бюджета.



. Состав доходов федерального бюджета


Доходы всех бюджетов уровней в соответствии с БК РФ состоят из:

а)налоговых и неналоговых

б)безвозмездных перечислений

в)доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К неналоговым доходам относят:

а)доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Н-р: сдача в аренду.

Муниципальные бюджеты пополняются неналоговыми доходами от использования муниципального имущества

б)доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности

в)доходы от платных услуг, оказываемых органами власти

г)штрафы, конфискация и т. д.

Безвозмездные перечисления - это доходы в виде финансовой помощи и иных бюджетных перечислений из бюджетов одних уровней в бюджеты других уровней.

Налоговые поступления могут осуществляться в виде регулирующих и закрепленных налоговых доходов.

Закрепленные - доходы, закрепленные за определенным уровнем бюджетной системы. Н-р: НДС закреплен за федеральным бюджетом.

Регулирующие - налоговые доходы, распределяемые между различными звеньями бюджетной системы. Например: налог на прибыль.


4. Состав расходов федерального бюджета


В соответствии с БК РФ (гл.405-19) и Федеральным законом "О бюджетной классификации в РФ" существуют следующие разделы расходов бюджета:

1. функциональная - группировка расходов всех уровней, которая отражает направление расходования бюджетных средств на выполнение основных функции государства, субъектов федерации или местного самоуправления.

Существует также экономическая классификация расходов - группировка расходов по экономическому содержанию. В соответствии с ней существуют 2 группы расходов:

а) текущие, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти в течение бюджетного года, а также бюджет учреждений, расходы на текущее содержание и ремонт ЖКХ, объектов органов охраны окружающей среды, образовательных учреждений и т.д.

К текущим расходам также относятся оказание поддержки другим областям в виде дотаций, субсидий и субвенций.

Дотации - бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции - бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы, а также физическим и юридическим лицам на осуществление долевого финансирования целевых расходов.

Все текущие расходы объединяются в бюджет текущих расходов, а все капитальные - в бюджет развития.

б) капитальные - расходы бюджетов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельности, в том числе капитальные вложения на социально-экономическое развитие, на экономические программы и иные расходы на расширенное воспроизводство. При осуществлении капитальных расходов создается или увеличивается имущество РФ или муниципальных образований. Все капитальные расходы объединяются в бюджет развития.

На федеральном уровне за счет средств федерального бюджета развития, а также других источников (средств других вкладчиков) создан Банк развития, целью которого является в основном активизация инвестиционных процессов на федеральном уровне. Кроме того, с 2006 функционирует Инвестиционный фонд, формируемый за счет средств федерального бюджета. Разработаны критерии отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

3. ведомственная - группировка расходов, которая отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета.

Перечень главных распорядителей федерального бюджета утверждается законодательными актами федерального уровня, а перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - законодательными актами соответствующих уровней. Следовательно, ведомственная классификация расходов не является единой для всех бюджетов, а функциональная и экономическая едины для всех бюджетов.


5. Бюджетный дефицит, пути его финансирования. Профицит бюджета. Межбюджетные отношения


Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами.

В развитых странах принято считать, что запланированный дефицит бюджета, в размере 3% ВВП может оказать позитивное влияние на экономические процессы, если соблюдаются следующие условия:

.привлечение источников финансирования дефицита бюджета должно быть эффективным, т.е. отдача от дополнительных средств должна быть выше, чем затраты и ущерб от их привлечения.

.должна быть обоснована целесообразность привлечения дополнительных источников финансирования дефицита, социально-экономическая необходимость осуществления дополнительных расходов в бюджет.

Существует 2 пути финансирования дефицита бюджета:

1.инфляционный - состоит в эмиссии денежных знаков

.неинфляционный - заключается в привлечении заемных средств.

Профицит бюджета - превышение доходов над расходами.

Для обеспечения сбалансированности дефицитных и профицитных бюджетов в законах о бюджетах указываются источники финансирования дефицита или направление расходования дополнительных доходов.

В некоторых случаях возникает необходимость секвестра расходов, т.е. пропорционального урезания всех расходов в том случае, когда объем собираемых доходов гораздо ниже запланированных. В БК РФ детально описаны критерии и процедуры урезания расходов. 1997 г. - год, когда на федеральном уровне была введена процедура секвестра, при этом был принят закон о внесений изменений и дополнений в ФЗ "О федеральном бюджете 1997г."

Важным моментом между органами власти всех уровней является межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения называют также бюджетным регулированием. Основой бюджетного регулирования является закрепленные законом распределения источников доходов между бюджетами разного уровня. Это закрепление может отражаться или в законе о федеральном бюджете на очередной год или в законах о налогах. Кроме того, с помощью бюджетного федерализма обеспечивается экономическое выравнивание регионов. Для этого в федеральном бюджете созданы фонды, обеспечивающие финансовую помощь регионам. Н-р: фонд финансовой поддержки регионов. В бюджете субъекта РФ также предусматриваются расходы на оказание финансовой поддержки органам власти местного самоуправления. Разработан и совершенствуется механизм распределения этих стран.

Тема: Бюджетный процесс РФ


Бюджетный процесс - регламентированный законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Составная часть бюджетного процесса - бюджетное регулирование, которое обеспечивает распределение и перераспределение источников доходов и финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

В соответствии с БК РФ, бюджетный процесс в РФ состоит из следующих этапов:

1.составление проектов бюджетов (раздел 6 БК РФ)

.рассмотрение и утверждение бюджета (раздел 7 БК РФ)

.исполнение бюджетов (раздел 8 БК РФ)

.подготовка, рассмотрение, утверждение отчета об исполнении федерального бюджета (глава 24 БК)

На первом этапе проекты бюджета составляются после того, как разработаны прогнозы социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований. После разработки этих прогнозов президент РФ направляет федеральному собранию бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В 2007г. это произошло 9 марта. В этом послании отражается бюджетная политика РФ на очередной финансовый год, определяются бюджетные приоритеты. В БК РФ подробно изложены по датам бюджетный процесс на уровне федерального бюджета. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований процедура бюджетного процесса регламентируется региональными и муниципальными нормативными актами.

Второй этап - рассмотрение и утверждение. Этот этап состоит в том, что проект закона о бюджете вносится на рассмотрение в Государственную Думу, где он проходит 4 чтения. В БК РФ по датам определен срок каждого чтения и круг выносимых на рассмотрение вопросов:

1 чтение - законопроект рассматривается 40 дней. Обсуждаются основные направления бюджетной и налоговой политики, программа государственных заимствований, доходы и расходы федерального бюджета, дефицит или профицит.

2 чтение - 15 дней. Обсуждаются размеры фондов поддержки регионов, а также детализируются расходы федерального бюджета.

3 чтение - 25 дней. Обсуждаются вопросы детализации функциональной классификации расходов, а также направление распределения фондов поддержки регионов.

чтение -15 дней. Рассматривается законопроект о федеральном бюджете в целом. После этого законопроект передается на рассмотрение Совету Федерации. Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает бюджет и одобряет. Если отклоняет, то законопроект передается в согласительную комиссию, которая образуется из членов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Эта комиссия в течение 10 дней вносит на повторное рассмотрение этот закон в Государственную Думу. После этого Государственная Дума принимает закон с поправками в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации и решением согласительной комиссии, то закон считается принятым Федеральным собранием, если за него проголосовали 2/3 членов Думы в прежнем варианте. После прохождения законом 4-х чтений в Государственной думе и одобрения Совета Федерации, т.е. после его принятия Федеральным Собранием, он в течение 5 дней направляется президенту для подписания и обнародования.

Третий этап длится один финансовый год и состоит в исполнении федерального бюджета. В соответствии с БК РФ в России принято казначейское исполнение всех бюджетов.

В 2000 г. завершился переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а в 2005 г. - всех бюджетов, в т.ч. региональных и муниципальных.

Суть казначейского исполнения бюджетов состоит в том, что казначейство органов исполнения бюджетов управляет бюджетной системой и является кассирами всех распорядительных и получаемых бюджетных средств.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документе о поквартальном распределении доходов и расходов в бюджете, а также о распределении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распределителю бюджетных средств.

Региональные и местные бюджеты исполняется на основании решений органов власти, которые имеют право:

а)создавать свои казначейские органы;

б)использовать счета, открываемые в органах федерального казначейства.

Четвертый этап - отчет об исполнении бюджета. Его готовят исполнительные органы. После этого отчет принимает форму законопроекта и направляется на утверждение в законодательный орган.

На федеральном уровне в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии финансового года и подготовки отчета об исполнении федерального бюджета и бюджета каждого внебюджетного фонда. Не позднее 1 июня правительство представляет в Государственную Думу и Счетную палату отчет об исполнении бюджета. Счетная палата проверяет отчет в течение 1,5 месяцев, затем Государственная Дума в течение такого же срока рассматривает отчет об исполнении бюджета.


Тема: Налоги как основная доходная часть бюджетов


1. Общая характеристика налоговой системы РФ

. Виды налогов, их особенности и функции


1. Общая характеристика налоговой системы РФ


Налоговая система - совокупность налогов, взимаемых государством, в федеральные, региональные и местные бюджеты, а также принципов, форм и методов налогового контроля, системы ответственности за нарушения налогового законодательства.

Понятие "налоговая система" включает также принципы, формы и методы установления налогов, порядка их изменения и отмены.

Законодательной основой функционирования налоговой системы в РФ является Налоговый кодекс РФ, 1-я часть, которого вступила в силу 01.01.99, а 2-я - 01.01.2001.

Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству или муниципальному образованию в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Под налоговой политикой государства понимаются проводимые государством мероприятия по использованию налоговых рычагов, стимулирующих инвестиционную деятельность и способствующих росту производительности труда.

Основные элементы налога:

1.субъект налога - налогоплательщик

.объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом

.источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог

.налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки бывают:

а)регрессивные (ставка повышается при повышении дохода) Н-р: ЕСН

б)пропорциональные (ставки не изменяются при повышении дохода) Н-р: доход на доходы физических лиц

в)прогрессивные (ставка понижается при увеличении дохода).

.налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

.налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому принимается налоговая ставка.


2. Виды налогов, их особенности и функции


В соответствии с НК РФ все налоги делятся на 3 группы:

1.федеральные

.региональные

.местные.

Федеральный налог - налог, который устанавливается законом РФ и взимается на территории всей страны, при этом он может быть полностью направлен в федеральный бюджет. Например: НДС будет являться закрепленным доходом, а также может распределяться между бюджетами различных уровней. Например, налог на прибыль в этом случае он являться регулирующим доходом.

Перечень всех федеральных налогов, а также региональных и местных приведен в НК РФ.

Региональный налог - налог, который устанавливается законом субъекта РФ в пределах той налоговой ставки, которая на максимальном уровне приведена в НКРФ.

Субъект федерации может на воспользоваться разрешением НК РФ о взимании регионального налога.

Местные налоги - действуют на территории соответствующего муниципального образования и поступают обычно в местный бюджет.

В соответствии с другой классификацией налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые взимаются с дохода. Н-р: налог на прибыль- 24% от налогооблагаемой прибыли, НДФЛ - 13% от дохода.

Косвенные - налоги, которые включают в цену изделия. Н-р: НДС - 18% от цены без НДС.

Пример: цена изделия с НДС, ставка НДС 18%. Найти цену без НДС и сумму НДС. 152,5 руб. - НДС; 847,5 руб. - цена без НДС.

Функции налогов:

1.фискальная - это основная, проявляется в мобилизации финансовых ресурсов в звеньях бюджетной системы, а также во внебюджетных государственных фондах для выполнения функций и задач органов власти различных уровней.

.регулирующая - проявляется в том, что с помощью налоговых ставок, льгот и т.д. государство воздействует на темпы прироста ВВП в целом по стране, а также дифференцирует налоговую нагрузку по отраслям и конкретным предприятиям.

.контрольная - проявляется в контроле со стороны налоговых органов, а также органов казначейства за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

С 1.01.02. вступила в силу 25 глава НК РФ "Налог на прибыль организаций", она внесла серьезные коррективы в ведение системы налогового учета на предприятии, т.к. с этого момента предприятия обязаны вести два вида учета - бухгалтерский (финансовый), налоговый учет.


Тема: Страховое дело


1. Социально-экономическое содержание страхования

. Формы организации страхового фонда

. Классификация страхования

. Перестрахование и сострахование

. Актуарные расчеты и их назначение


1. Социально-экономическое содержание страхования


Страхование - это экономические отношения, по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, называемых страховыми случаями за счет денежных фондов сформированных из страховых взносов, а также по оказанию помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни (свадьба, совершеннолетие).

Основные участники страхового процесса:

1.Страховщики - это юридические лица, имеющие государственную лицензию на осуществление страховой деятельности.

.Страхователи - это юридические и физические лица, которые имеют страховой интерес и вступают в отношения со страховщиком на основе договора страхования.

Кроме этих двух основных участников на страховом рынке:

."Общество взаимного страхования" - общество, членами которого являются держатели страхового полиса и доля каждого определяется размерами внесенного поля.

.Страховые агенты - представляют интересы одной компании, действуют от ее имени и по поручению и получают за свою работу комиссионное вознаграждение.

.Страховой брокер - выступает в качестве независимого посредника в компании, систематизирует и анализирует данные о состоянии страхового рыка и оказывает услуги по определению оптимальных условий страхования для клиентов.


2. Формы организации страхового фонда


Формы организации страхового фонда:

1.централизованный страховой резервный фонд - формируется, как в натуральной, так и в денежной форме, за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Цель - уменьшить финансовые последствия от стихийных бедствий. Редко он используется на покрытие дефицита федерального бюджета.

.фонд самострахования - создается, децентрализовано, т.е. в каждом хозяйствующем субъекте самостоятельно, в некоторых случаях закон обязывает создавать такой фонд. Например, в законе "Об АО" сказано, что каждое акционерное общество должно создавать резервный фонд, в размере не менее 15 % от уставного капитала.

.страховой фонд страховщика - создается за счет взносов страхователя, и имеет только денежную форму. Из этого фонда страховщик выплачивает страховые суммы, при наступлении страховых случаев. Кроме того, фонд должен обеспечивать формирование финансовых ресурсов, для функционирования страховщика.


3. Классификация страхования


По форме проведения страхование может быть:

1.обязательным, которое осуществляется в силу закона, при этом страховая ответственность наступает автоматически с момента появления объекта страхования;

2.добровольным, которое в условиях рынка получила особое распространение.

В зависимости от спецификации страховой деятельности законодательство РФ предусматривается деление страхование на отрасли, что позволяет различить основные направления страховых интересов граждан, предприятий и организаций. Для конкретизации этих интересов отрасли страхования делятся на подотрасли, которые подразделяются на виды страхования.

Отрасли страхования:

. Личное страхование - основу данной отрасли составляет добровольное страхование жизни, виды которого предусматривают выплату страховой суммы страхователям или другим лицам в связи с дожитием до обусловленного срока или события, либо пенсионного возраста с последующей пожизненной выплатой ежемесячной пенсии.

Личное страхование предусматривает выплату страхового возмещения при наступлении несчастных случаев в период страхования. Наиболее популярными являются накопительное страхование жизни, имеющее сберегательный характер. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране популярность страхования жизни и других видов личного страхования падает по следующим причинам:

.низкий уровень платежеспособности основной массы населения

.страхование жизни в большей степени страдает от инфляции, чем другие отрасли и подотрасли

.недоверие населения РФ финансовым структурам в том числе к страховым организациям

Позитивные стороны накопительного страхования жизни:

.большая социальная роль

.накопительность страхования, позволяющая активизировать инвестиционные процессы в стране, а также решить финансовые проблемы семей

2.Имущественное страхование - объектами этого страхования являются различные материальные ценности, их перечень разнообразен. Они разделяются на обязательные и добровольные, при чем доля обязательных в значительной степени сократилась в последние годы. Добровольно может страховаться имущество юридических и физических лиц. Н-р: суда, самолеты, животные, произведения искусства и т.д. В настоящее время имущественное страхование занимает основную часть на страховом рынке. С начала рыночных преобразований, в связи с увеличением рискованности вложений средств в бизнес, стало активно развиваться страхование предпринимательских рисков, которая может относиться к личному и имущественному страхованию.

3. В настоящее время получает распространение страхование ответственности. Объектом страхования является ответственность перед третьими лицами, которым был причинен ущерб, вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В развитых странах страхование ответственности распространено у практикующих врачей, адвокатов и т.д., осуществляющих оказание услуг населению через частную практику. В РФ основной ….. все страхования ответственности приходится на страхование гражданской ответственности владельца автотранспорта (обязательно), которое было законодательно введено в 2002г.


4. Перестрахование и сострахование


Перестрахование - это система экономических отношений, при которых страховщик часть ответственности по принятым на себя рискам передает другому страховщику, как правило, более крупному, этим обеспечивается финансовую устойчивость страховых операций.


Схема перестрахования:


Сострахование - это система экономических отношений, при которых объект страхования может быть застрахован по одному договору, совместно с несколькими страховщиками, имеющими лицензию юридического лица. При этом договоре должны содержаться права и обязанности страховщика.


Схема сострахования:


Перестрахование и сострахование получили распространение на равивающем рынке, когда страховой фонд большинства страховщиков недостаточен для страхования крупного объекта.


. Актуарные расчеты и их назначение


Большую роль в страховании играют актуарные расчеты, с помощью которых на основе экономико-математических расчетов определяются расходы на страхование конкретного объекта, а также размеры тарифных ставок, по договору страхования.

Тарифная ставка - это величина, отражающая обязательства страховщика по условию договора. Называется брутто-ставка, состоит из нетто-ставки и нагрузки.

Нетто-ставка образует страховой и запасный фонды, из которого выплачиваются страховые суммы.

Нагрузка это прибыль страховщика и расходы на ведение страховых операций. Показателем результативности страховых операций является прибыль страхового общества, как разница между доходами и расходами.


Тема: Внебюджетные государственные специальные фонды


1. Цели создания внебюджетных фондов их виды

. Пенсионный фонд. Пенсионная реформа

. Фонд социального страхования РФ

. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

финансы дефицит налоговый страхование

1. Цели создания внебюджетных фондов их виды


Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей, расходуемых на основе целевого назначения.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специфическими видами расходов правительства. Решение об образовании этих фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также представительные органы субъектов федерации. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Функционирование внебюджетных фондов регламентировано БК РФ, где перечислены основные цели этих фондов. В зависимости от целей создания они подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, экологические и т.д.

Цель экономических - это финансовая поддержка отраслей. Цель социальных - финансовая поддержка социально уязвимых слоев населения. Т. к. в РФ социальные проблемы являются наиболее острыми, решение их требует государственной поддержки, то БК РФ предусматривает создание и функционирование социальных внебюджетных фондов.

Особенности внебюджетных государственных фондов:

1.Имеют строгую целевую направленность.

.Их денежные средства используются для финансирования расходов, не включенных в бюджеты.

.Денежные ресурсы этих фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета, не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом.

Внебюджетные фонды являются звеном финансовой системы, т.к. мобилизует денежные средства, формируя доходную часть бюджетов внебюджетных фондов, а также распределяют и используют эти фонды, обеспечивая достижение целей этих фондов через расходы бюджетов внебюджетных фондов.

Процедура бюджетного процесса этих внебюджетных фондов аналогична процедуре бюджетного процесса федерального бюджета.

В РФ законодательно регламентировано функционирование следующих внебюджетных фондов:

.Пенсионный фонд РФ.

.Фонд социального страхования РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования.

Основным источником финансирования системы обязательного социального страхования до 2010 г.являлся единый социальный налог (ЕСН),который был введен 24 статьёй НК РФ с 2001 г. С 1.01.2010г. 24 статья НК РФ отменена, и в силу вступил ФЗ №212 от 24 июля 2009г. "О страховых фондах в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС". В соответствии с этим законом, вместо ЕСН предприятия будут платить страховые взносы. Так, в 2010 г. тарифы этих взносов составляли :

% - в ПФ РФ,

,9% - взносы в ФССРФ,

,1% - в ФФОМС,

% - в ТФОМС. В сумме - 26%.

в 2011 году составят 34%., в том числе:

В ПФ РФ - 26%;

В ФСС РФ - 2.9%,

В Федеральный ТОМС - 3,1%,

В Территориальные ФОМС - 2%.

Базой исчисления страховых взносов является фонд заработной платы.

Пенсионный фонд. Его задача - это обеспечение финансовой стабильности финансовой системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий.

С 1.01.2002 г. в стране началась пенсионная реформа, был принят ряд законов, в соответствии с которыми пенсия состояла до 2010 г. из 3-х частей:

базовая, страховая, накопительная.

С 1.01.2010г. изменилась структура трудовой пенсии: теперь она будет состоять из 2 частей - страховой и накопительной. Базовая часть перейдёт в страховую в виде фиксированного базового размера, соответствующего размеру базовой части трудовой пенсии на 31.12.2009г.. Страховая часть аккумулируется в ПФ РФ.

Накопительная часть может формироваться гражданами через ПФ РФ, при этом они должны выбрать управляющую компанию, в т.ч. и государственную. Могут также формировать через негосударственные пенсионные фонды.

Фонд социального страхования. Расходуется на выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, при погребении и т.д.

Фонды обязательного медицинского страхования. Включают федеральный ФОМС РФ, подотчетный правительству, его задачи - финансирование, выравнивание территориальных ФОМСов, финансирование медицинских федеральных программ. Территориальные ФОМСы оказывают медицинские услуги и помощь населению на региональном уровне.


. Пенсионный фонд. Пенсионная реформа


Пенсионный Фонд (ПФ) РФ основан в декабре 1990 года и введен в действие и начал функционировать с 1.01.92 года, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Его основное назначение - выплата пенсий по возрасту, по инвалидности, по потери кормильца. С 01.01.2002 года начала реализовываться пенсионная реформа, необходимость которой была обусловлена следующим:

.Низкий уровень пенсий

.Их слабая дифференциация

.Демографическая ситуация, свидетельствующая о старении населения. В 2001г. на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 243 старше трудоспособного, а по прогнозам в 2016г. будет приходиться около 500. Следовательно, на рабочих будет ложиться финансовая нагрузка.

В соответствии с пенсионной реформой трудовая пенсия включает в настоящее время две составляющие:

. Первая часть - страховая. Основное назначение страховой части - это дифференциация пенсий в зависимости от з/п, получаемой каждым потенциальным пенсионером. Для этого каждое застрахованное лицо, т.е. имеющее свой индивидуальный лицевой счет, в пенсионом фонде формирует свой пенсионный потенциал. Хотя средства, в виде части ЕСН перечисляет работодатель, но эти средства отражаются на счетах работников.

Страховая часть пенсии формируется в пенсионном фонде в виде части страховых взносов, и работающие имеют прибавку к пенсии за счет увеличения страховой части пенсии. Страховая часть уплачивается работодателями и формируется в 2011 г.следующих размерах ( в процентах от заработной платы) :

.для лиц моложе 1967г. с 1.01.08г. - 20%

.для лиц старше 1967г. - 26%.

. Накопительная - повышение уровня пенсии. Она формируется за счет за счёт страховых взносов работодателей в следующих размерах от уровня заработной платы:

а)для лиц моложе 1967 г.- 6%

б)для лиц старше 1967 - 0%

В сумме страховая и накопительная часть формируется за счет страховых взносов, составляющих 26%% фонда зар. платы у каждого работающего.

В целом пенсионная система аккумулирует 26% фонда зар. платы работника.

Страховая часть аккумулируется в ПФ РФ.

Накопительная часть может формироваться гражданами через ПФ РФ, при этом они должны выбрать управляющую компанию, в т.ч. и государственную. Могут также формировать через негосударственные пенсионные фонды.


. Фонд социального страхования РФ


Цель фонда социального страхования - обеспечение социальной защищенности в случае болезни, производственного травматизма, профессиональных заболеваний. Источники формирования фондов:

1.страховые взносы, составляющие 2,9% от фонда заработной платы,

.доходы от инвестиционной деятельности фонда

.ассигнование из федерального бюджета, предусматривающее покрытие расходов, связанных с выплатой пособий пострадавшим на Чернобыльской АС.

Направление расходования фонда социального страхования:

1.выплата пособий по временной нетрудоспособности ;

.выплата пособий по беременности и родам и при рождении ребенка;

.выплата пособий по уходу за ребенком по достижении 1,5 лет;

.выплата пособий на погребение;

.оплата санаторно-курортного лечение детей работников;

.разработка и реализация государственных программ охраны здоровья работников;

.международное сотрудничество по вопросам социального страхования.

С 1.01.2000 года вступил в силу закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а так же профессиональных заболеваний. Для этого разработаны правила отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска. Чем выше класс риска, тем выше величина отчислений , помимо обязательных 2,9% от фонда зар. платы.


4. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования


Фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствии с законом в июне 1991 году, начали действовать после выхода постановления Верховного Совета РФ в 1993г. Включает:

1.Федеральный фонд обязательного мед страха (ФФОМС).

.Территориальные фонды обязательного мед страха (ТФОМС).

В целом в ФОМС предприятия перечисляют в 2011г. 5,1% от фонда зар. платы, в том числе: 3,1% - в ФФОМС,

% - в ТФОМС.

ФФОМС - финансирует научные исследования в области медицины и здравоохранения, создает медицинские комплексы федерального значения, а также осуществляет финансирование международного сотрудничества в области медицины. Кроме того ФФОМС обеспечивает бюджетное выравнивание между ТФОМСом.

ТФОМС предназначен для обеспечения застрахования граждан медицинской помощью при наступлении страховых случаев. Застрахованным лицом считается лицо, имеющее страховой полис. За работников средства в ТФОМС направляют работодатели, а за неработающих - бюджеты соответствующих уровней.

Субъекты медицинского страхования:

1.ТФОМС

.страховая медицинская компания

.медицинское учреждение

.больницы.


Тема: Государственный и муниципальный кредит. Государственный долг


1. Сущность и функции государственного кредита. Муниципальный кредит

. Виды и формы госкредита. Его классификация. Региональные займы. Их назначение и виды

. Государственный долг. Внутренний и внешний долг


1. Сущность и функции государственного кредита. Муниципальный кредит


Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и учреждений с одной стороны и физическими или юридическими лицами с другой, при которой государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Гарантом государство является тогда, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств, которые имеют юридические и физические лица.

Чаще государство выступает как заемщик средств реже как кредитор. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов экономических отношений-финансов и кредита, имеет черты обоих.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, в том числе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, в том числе основывается на принципах возвратности, срочности и платности. В отличии от банков и коммерческого кредита обеспечением государственного кредита является все государственное имущество или имущество конкретной территории.

Государственный кредит выполняет 2 функции:

1.фискальная

.регулирующая.

Через фискальную функцию обеспечивается поступление дополнительных средств для финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция проявляется в том, что вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежного обращения, на уровень ставок на рынке капитала, на производство и занятость.

Воздействие на денежное обращение проявляется в том, что мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособность. Если мобилизованные средства пойдут на производственные инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение денежной массы в обращении. Если эти средства пойдут на оплату труда бюджетникам, то количество наличной денежной массы останется без изменения.

Государство занимая финансовые ресурсы сокращает кредитные ресурсы в стране, они становятся более дефицитными, следовательно, растет цена кредита. Таким образом, чем больше государство заимствует, тем больше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. В свою очередь предприниматели, бизнесмены, инвесторы, банки свои средства стремятся вложить не в сферу производства, а в государственные ценные бумаги, при этом в развитых странах принято считать, что вложения в государственные ценные бумаги самые надежные, как следствие, производство сокращается, растет безработица. Положительное же воздействие на производство и занятость государство оказывает, выступая в качестве кредитора или гаранта.

Использование государственного кредита для финансирования расходов капитального характера имеет положительные стороны. Например, для финансирования строительства дорогостоящего социального объекта за счет средств бюджета требуется 10 лет. Можно сформировать фонд средств для этой цели за счет федерального бюджета в течение 10 лет и лишь после этого начинать строительство, если же прибегнуть к займам, то объект можно построить сейчас, а долги отдавать постепенно, но население в течении 10 лет будет пользоваться этим социальным объектом.

В развитых странах принято считать, что страна или предприятие не используя кредиты и рассчитывая только на себя, будет развиваться стабильно, но медленно по сравнению с теми, кто прибегает к займам.

Формы государственного кредита являются внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит. Существует 2 основные формы государственного кредита: товарная и денежная.

Товарная широко применялась в период после военного становления народного хозяйства (СССР). Наибольшее распространение получила денежная форма государственных займов. Существуют различные критерии классификации государственных займов:

.по праву эмиссии (выпуску в обращении долговых ценных бумаг). Право на эмиссию их имеют все 3 уровня исполнительной власти, но решение о выпуске принимает соответствующий законодательный орган. Заемным инструментом являются ценные бумаги, называемые облигациями.

.по типу размещения различают:

а)внутренние (в национальной валюте) займы

б)внешние (в иностранной валюте) займы.

.по категории кредитов займы могут давать физические, юридические лица, универсальные ссудозаемщики, иностранные банки, государство.

.по форме выплаты дохода различают процентные (купонные) и бескупонные (дисконтные).

Дисконт - разница между номинальной стоимостью облигации и стоимостью, по которой она продается.


2. Виды и формы госкредита. Его классификация. Региональные займы. Их назначение и виды


Кроме федеральных займов большую роль в финансовой экономики играют займы субъектов федерации, а также займы муниципальных образований. Основная цель этих займов - обеспечение инвестиционных целевых программ и финансирование дефицита соответственного бюджета.

Виды этих займов:

инвестиционные

бюджетные

Инвестиционные - предназначены для обеспечения финансирования капитальных вложений, необходимых для финансирования проектов, в том числе программы жилищного строительства, развития социальной и производственной инфраструктуры.

Бюджетные займы - предназначены для покрытия текущих расходов, которые невозможно покрыть за счет имеющихся бюджетных доходов.

На данный момент удельный вес региональных и муниципальных займов небольшой по сравнению с удельным весом федеральных займов.


3. Государственный долг. Внутренний и внешний долг


Государственный долг-это вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Он делится на внутренний и внешний. С 2000г основным критерием деления является валюта, в которой осуществляется взаимствование. Внутренний в национальной валюте, а внешний в иностранной.

Внутренний долг РФ на 1.01.2008г. составляет 1, 331 триллион рублей. Он состоит из облигации федерального займа и государственных среднесрочных облигаций. После кризиса 98г. государство установило стратегию снижения внешнего долга и роста внутреннего и роста внутреннего .

Этапы формирования внутреннего государственного долга РФ:

1. Зарождение рынка государственных заимствований - зарождения рынка 1991-93г. Первым шагом стала эмиссия в 1991г. облигацией государственного внутреннего займа, которые имели срок погашения 30 лет и назывались ГДО (государственные долгосрочные облигации), но они не стали популярными вследствие своей долгосрочности, поэтому рынок их отсутствовал. Они все были выкуплены ЦБ РФ и на рынке в настоящее время отсутствуют. К концу 1993г. был начат выпуск ГКО (государственные краткосрочные облигации).

. 1994 - 1997г. - этап бурного развития ГКО. Ставки доходности по ГКО в некоторые периоды превышала 200% годовых, что обеспечивало их высокую привлекательность. Срок обращения - 3 месяца. Затем 36 месяцев, вследствие бурного наращивания выпуска ГКО внутренний государственный долг быстро нарастал. В этот период происходило следующее:

.Инвесторы стремились вкладывать финансовые ресурсы только в ГКО. Государство подстегивало интерес инвесторов высокой ставкой рефинансирования.

.Отток финансовых ресурсов от предприятий, которые не могли обеспечивать такой высокий процент по займам.

.Была прекращена эмиссия денежных знаков, поэтому инфляция снижалась и создавалась иллюзия финансового благополучия.

.Установление Центробанком валютного коридора создавало видимость финансовой стабильности в стране и устойчивости национальной валюты. Вследствие этого золотовалютные резервы снизились до 8 млрд. $. В следствии упал объем промышленного производства, выросла безработица и внутренний долг.

. Вторая половина 1997г. - август 1998г. - кризис рынка ГКО. В этом этапе снизился спрос на ГКО, а также на другие ценные бумаги. В августе 1998г. был объявлен дефолт - неспособность платить по долгам. Причина кризиса ГКО - мировой финансовый кризис, который начался в сентябре 1997г. Кризис сыграл положительную роль ……. сокращение, наращивание государственного долга, но последствия развития рынка государственных заимствований на основе ГКО:

.Образовался большой государственный внутренний долг.

.Россия показала себя ненадежным партнером для иностранных кредиторов.

.Были заморожены все выплаты по ГКО. В результате длительных переговоров с кредиторами были предусмотрены осуществлять в течение 5 лет.

февраля 2000г. государство возвратилось к выпуску ГКО, т.к. альтернатива краткосрочных финансовых инструментов не была найдена. Отличие прежних в том, что доходность более низкая и привязана к инфляции.

Внешний государственный долг РФ складывается из различных составляющих:

-задолженность, которую РФ приняла на себя от СССР

-долги, которые образовались в РФ, за время рыночных преобразований.

Все долги России в зависимости от кредитов можно разделить на категории:

а)задолженность перед коммерческим банками западных стран, представляющим средства под гарантии соответствующих правительств. Такие кредиторы координируются Парижским клубом - органом, в который входят представители основных стран - международных кредиторов.

б)кредиты коммерческих банков западных стран представленных самостоятельно без государственной гарантии. Задолженность регулируется Лондонским клубом, объединяющим банкиром на не официальной основе, т.е. без государственных гарантий.

в)задолженность различным западным коммерческим структурам, в том числе по еврооблигационным займам.

г)долги международным валютным организациям в том числе МБ РФ.

На момент кризиса 1998 г. государственный внешний долг составлял около 150 млрд. $, федеральный бюджет - 30 млрд. $, в том числе 73 млрд. - бывшего СССР.

России также должны более 160 млрд. $, но из них официально признано 80 млрд. $. Большинство стран должников (70) являются неплатежеспособными - это бывшие социальные страны. (Куба - 15 млрд. $, Северная Корея 1 млрд. $, признают 20%).

С 2000г. начали выплачивать долги в не денежной форме Индия, Монголия, Вьетнам, Алжир, Куба, Северная Корея.

Россия может реально рассчитывать на 10-15 млрд. $ долговых, но в течение многих лет.


Тема: Финансы предприятий


1. Сущность финансовых предприятий, их функции

. Активы и пассивы баланса предприятия

. Доходы и расходы предприятия

. Прибыль и рентабельность


1. Сущность финансовых предприятий, их функции


Финансы предприятий - это экономические денежные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятий.

Предприятия вступают в денежные отношения со следующими участниками:

.с государством по поводу уплаты налогов

.с другими предприятиями по поводу расчетов за проданную продукцию, за приобретенные сырье, материалы, т.е. отношения с контрагентами

.с персоналом предприятия по поводу выплаты зар. платы

.с кредитными организациями по поводу получения и возврата кредита, обслуживания расчетных счетов, выплаты процентов и т.д.

.с учредителями по поводу формирования уставного капитала и выплате дивидендов

.с вышестоящей организацией по поводу формирования центральных денежных фондов.

Все эти отношения регламентируются едиными законодательными и нормативными актами и являются одинаковыми для предприятий различных форм собственности за некоторыми исключениями и для различных организационно правовых форм. Зарплата работника регламентируется органами власти, зарплата работников предприятий, осуществляющих деятельность самофинансирования, регламентируются самими предприятиями.


. Активы и пассивы баланса предприятия


Предприятие для финансирования своей уставной деятельности должно иметь капитал, прежде всего уставный для ОАО - 100 тыс. руб., ЗАО, ООО - 10 тыс. руб. - min.

В дальнейшем собственный капитал предприятия может расти за счет того, что собственники за счет частной прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов, направляют в виде нераспределенной прибыли на пополнение акционерного капитала. Обычно, если предприятию не хватает собственного капитала, оно привлекает заемные средства. Совокупность собственного и заемного капитала формирует пассив баланса предприятия - источники образовательного имущества.

Имущество, приобретаемое за счет пассива называют активом баланса предприятия и имеет денежную оценку. Это имущество состоит из 2-ух частей:

.долгосрочное имущество - внеоборотные активы. Основа - ОС.

.краткосрочное имущество - оборотные активы (менее 1 года) - запасы, дебиторская задолженность, денежные средства. Основа - оборотные фонды предприятия, в том числе производство, запасы, сырье и материалов.

Активы и пассивы отражаются в нетто балансе, т.е. по остаточной стоимости , способной принести доход в будущем.


3. Доходы и расходы предприятия


Доходы - это совокупность всех денежных поступлений предприятия.

Включают:

а)выручку - основной доход, получаемый предприятием от текущей (уставной) деятельности

б)прочие доходы - доходы от продажи имущества, проценты по вкладам в уставные капиталы других организаций, чрезвычайные доходы и т.д.

Предприятие, у которого основной доход получен в виде выручки, является инвестиционнопривлекательным.

Расходы - это оттоки денежных средств от предприятия.

Исключения составляют:

а)амортизационные отчисления, которые с точки зрения учета являются расходами, а на самом деле притоком денежных средств, как часть выручки

б)займы, которые предприятие предоставляет физическим, юридическим лицам и т. д. - это денежные оттоки, фактические, но в учете они отражаются как доходы от представления средств во временное пользование

в)если предприятие получает денежную ссуду, то имеет место приток денежных средств, которые в учете не отражаются как доход. Наоборот, имеют место расходы в виде процентов за использование денежных средств кредиторов и т.д.

Расходы состоят из:

а)себестоимости - расходы по основной производственной деятельности. У стабильно функционирующего предприятия себестоимость составляет основной удельный вес расходов

б)прочие расходы, в том числе расходы чрезвычайные, операционные, …… , т.е. расходы по выплате процентов, расходы на приобретение ОС и т.д.


4. Прибыль и рентабельность


Основная цель деятельности коммерческого предприятия - повышение благосостояния собственников.

Основным средством для достижения этого является прибыль, ее рост повышает благосостояние собственников через сегодняшние доходы (дивиденды) или через увеличение акционерного капитала (нераспределенная прибыль).

Прибыль - разница между доходами и расходами. В зависимости от того, какие доходы и расходы включены в расчет, прибыли выделяют:

1.Валовая прибыль - прибыль от основной производственной деятельности. Рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью

2.Прибыль от продаж - прибыль от производственной и сбытовой деятельности. Рассчитывается по формуле:


Прибыль от продажи = Валовая прибыль - Управленческая прибыль - Коммерческие расходы

3.Прибыль до налогообложения = прибыль от продаж + прочие доходы - прочие расходы. Т. е. это прибыль от всех видов деятельности

4.Чистая прибыль = прибыль до налогообложения - текущий налог на прибыль.


5.Чистая прибыль - это основной показатель прибыли, т.к. характеризует ту сумму, которая принадлежит учредителям и которая может израсходована по трем направлениям:

.выплаты дивидендов

.перераспределенная прибыль

.формирование резервных фондов на основе законов или уставов предприятия

Рентабельность - прибыльность предприятия, отдача в виде прибыли от каждого рубля, вложенного в имущество, капитал (пассив) или с каждого рубля выручки.

Рентабельность - это относительный показатель, характеризующий финансовые результаты деятельности предприятий, а прибыль, характеризующая абсолютные показатели, называется финансовыми результатами. Следовательно, рентабельность рассчитывается как частное отделение прибыли на актив или пассив или выручку. Аналитики используют различные показатели прибыли, но чаще всего чистую прибыль. Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители) на общем собрании, которое должно быть проведено не позднее мая месяца года следующего за отчетным.

Рентабельность может измеряется в процентах или коэффициентах. В процессе анализа выявляется динамика рентабельности за ряд периодов. Рост анализа - позитивная тенденция.


Тема: Сущность денег, их виды и функции


1. Сущность денег и их эволюция

. Функции денег

. Деньги современной рыночной экономики. Мировые деньги



. Сущность денег и их эволюция


Деньги - это средство выражения стоимости товаров, работ, услуг. Это универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.

Деньги возникают и развиваются для того и потому, чтобы представлять ценности, чтобы дать им должную форму выражения и существование в обществе.

Деньги возникли тогда, когда возникло товарное производство. Деньги являются составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним, принимая на каждой стадии его развития такие формы, которые соответствуют характеру и потребностям этого производства.

Появление и развитие товара повлекло за собой появление денег, т.к. движение товаров осуществляется через их купли-продажи с использованием денег. В современных условиях товарами являются не только продукты материального производства, но и факторы производства (рабочая сила, оборудование), а также сами предприятия. Этим особенностям товаров соответствует определенные формы кредит. и фин. …… .

Существует несколько ступеней эволюции денег:

. Докапиталистический период (до 17 века) в этот период получили натуральные (вещественные) деньги. Это первый класс денег. В виде натуральных денег выступали: скот, соль, меха, рабы, медь, железо, серебро и золото.

. Капиталистическое производство периода свободной конкуренции (17-19 века). Роль денег выполняли:

а)натуральные деньги (золото, серебро),

б)кредитные деньги (коммерческие векселя, банкноты депозитные деньги).

. Современный капитализм (20 век и далее).

Роль денег выполняют:

а)кредитные деньги,

б)финансовые деньги (акции, облигации и другие ценные бумаги).


. Функции денег


Функции денег:

. Мера ценности - проявляется в том, что ценность товара, выраженная в деньгах, проявляется в форме цены. Цена - форма выражения ценности товара в деньгах.

2. Средство сохранения ценности - проявляется в том, что с развитием товарного производства появилась необходимость сначала продать товар, затем на вырученные деньги приобрести другой товар, следовательно появилась необходимость сохранять ценность товара между двумя операциями. Не всегда можно целесообразно купить новый товар, поэтому часто необходимо сохранить ценность до совершения операции.

3. Средство обращения - проявляется в том, что деньги выполняют роль посредников в товарной торговле, т.е. в движении товара от продавца к покупателю.

Формула торгового обмена имеет вид: Д-Т-Д.

Первая часть означает, что деньги выступают как средство обращения, а вторая как средство сохранения ценностей.

4. Средство платежа - это высшая и наиболее развитая функция денег. Она предполагает распространение кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления. Источником этой функции является кредит, возникающие долговые обязательства. Эта функция прогрессирует вместе с развитием капитализма и развитием денег.

В настоящее время наблюдается прогресс в платежных системах и в системах расчета. Повсеместное использование банковских счетов, кредитных карточек, чеков, электронных систем расчетов привело к тому, что функция средства платежа переросла в новую функцию средства расчетов.

Первые 2 функции сформировались как базовые, а две другие возникают из этих базовых.


. Деньги современной рыночной экономики. Мировые деньги


В современной рыночной экономике деньги имеют ряд особенностей. Выполняя перечисленные функции, они являются:

а)кредитными

б)финансовыми

в)мировыми.

Кредитные деньги - это символические деньги, немеющие собственной ценности. Большинство из них заключает в себе проценты, поэтому их ценность обладает способностью расти во времени. Благодаря проценты кредитные деньги продаются и покупаются на рынке и превращаются в капитал.

Формы кредитных денег:

.вексель

.банкнота

.депозитные деньги.

Вексель - это ценная бумага, которая получает выражение стоимости того товара, который был предоставлен кредит взамен данного обязательства.

Банкнота - это форма кредитных денег, которая в настоящее время является носителем денежных ценностей в виде бумажных денег (купюр).

Депозитные деньги - высокая форма кредитных денег. В них ценности товарных ресурсов получает в виде числовых записях на счетах.

Депозитные деньги - это число, записанное на специальный счет.

Процедура открытия счета, ведения операции регламентируется нормативными актами. Важнейшая их функция - средство расчета, кроме того депозитные деньги выполняют функцию накопления, благодаря процентам, которые начисляют на депозиты.

Существуют также производная форма кредитных денег, называемая кредитный инструмент - чеки, кредитные карточки и т.д. По своей сути это не деньги, а приказы, по средствам которых деньги приводятся в движение.

Кредитные карточки - электронные денежные инструменты (электронные деньги). Это "дремлющие" приказы на приведение в действие депозитных денег, находящихся в банке.


Тема: Кредитная система РФ и ее звенья


1. Кредит, его сущность, функции

. Кредитная система РФ, ее звенья

. Центральный банк, его цели и функции

. Коммерческие банки, их функции и операции

. Небанковские кредитные организации


1.Кредит, его сущность, функции


Кредит-это экономические денежные отношения по предоставлению денежных средств во временное пользование на условиях срочности и платности, в которых с одной стороны участвуют физические и юридические лица, государство, а с другой - кредитные организации.

Кредит - это форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду на определенных условиях.

Необходимость в кредите обусловлена тем, что всегда есть лица, испытывающие потребность во временно свободных денежных средствах, а с другой существуют лица, которые располагают такими ресурсами.

Принципы кредита:

1.возвратность,

2.срочность,

.платность.

В рыночных условиях развивается кредитный рынок на котором формируются соответствующие институты (кредитные организации) и кредитные инструменты, в том числе векселя, облигации, сертификаты. Большую роль на кредитном рынке играет процент или ставка кредита - это цена денежного капитала, предоставленного в кредит. Это плата за пользование временно свободными денежными средствами.

Рынок ссудных капиталов (РСК) является частью финансового рынка.

Финансовые рынки - рынки, на котором закреплено ………………… происходит переход финансовых ресурсов от тех, у кого они являются временно свободными к тем, кто в них нуждается.

К финансовым рынкам относят:

.рынок ссудных капиталов - рынок банковских кредитов

.рынок ценных бумаг - в развитых странах к финансовым рынкам принято относить также страховой рынок

Рынок ссудных капиталов делят на :

1.денежный рынок, на котором предоставляется кредит на срок до 1 года.

.рынок капиталов - рынок, на котором средства предоставляется на срок более 1 года.


. Кредитная система РФ, ее звенья


Кредитные организации, осуществляющие деятельность на РСК формируют кредитную систему.

Кредитная система - это совокупность методов организации кредитных отношений и кредитных институтов, организующих эти отношения.

Кредитная система РФ состоит из следующих звеньев:

1.ЦБ РФ (Банк России)

.Коммерческие банки

.Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.

В развитых странах кредитная система состоит из 4 уровней:

1.Центральный банк

.Коммерческие банки

.Страховой сектор (страховые компании и негосударственные пенсионные фонды)

.Специализированные небанковские кредитно-финансовые организации

Первые два звена образуют банковскую систему, которая является двухуровневой. В развитых странах кредитная система представлена банковской системой.

Между кредитными организациями, входящими в кредитную систему, существует ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая - основана на использовании ставки процента, а неценовая - основана на имидже, формируемом благодаря внешнему виду сотрудников, их отношению к клиентам, оформлению офиса и т.д.

Государство, учитывая рискованность, осуществляет регулирование кредитной системы по следующим направлениям:

-политика Центрального банка в отношении кредитно- финансовых институтов, особенно банков, осуществляемая в следующих формах:

а)учетная политика

б)регулирование нормы обязательных резервов

в)операции на открытом рынке

г)прямое воздействие на кредит через инструкции, директивы и санкции.

-налоговая политика

-законодательные мероприятия, регулирующие деятельность кредитных организаций.


. Центральный банк, его цели и функции


ЦБ РФ регулирует экономику не прямо, а опосредованно - через денежно-кредитную систему. Это главный банк России, его деятельность регламентируется ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Это юридическое лицо с уставным капиталом 3 млрд. руб., является федеральной собственностью.

Он осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом, включая золото - валютные резервы.

Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности представителя Банка России по представлению президента РФ.

Цели деятельности Банка России:

1.защита и обеспечение устойчивости рубля

.развитие и укрепление банковской системы РФ

.обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

(Получение прибыли не является целью его деятельности.)

Функции ЦБ РФ:

1.монопольно осуществляет эмиссию наличных денег

.во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

.осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами

.выдает и отзывает лицензии кредитным организациям, осуществляет надзор за их деятельностью

.осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

.является кредитором последней инстанции для коммерческих банков.

.осуществляет правила ведения бухучета и отчетности для банковской системы РФ.


4. Коммерческие банки, их функции и операции


Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

.привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц

.размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности

.открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании лицензии ЦБ РФ, имеет право осуществлять банковские операции.

Следовательно, понятие кредитной организации более широкое, чем банк, т.к. к кредитной организации относятся и небанковские организации.

Функции банка:

1.аккумулирование денежных средств и превращение их в ссудный капитал

.посредничество в кредите для эффективного перераспределения финансовых ресурсов в экономике.

Операции банков, проводимые для реализации этих функций, имеют больший спектр, но основными являются:

.пассивные - связанные с привлечением денежных средств, основой денежных операций являются депозиты

.активные - операции по размещению привлеченных средств. Основой их являются кредитные операции.


. Небанковские кредитные организации


Небанковские кредитные организации - кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, дополнительное сочетание которых устанавливается Банком России

Н-р: Благотворительные фонды, финансовые организации, инвестиционные фонды, страховая компания, негосударственные Пенсионные фонде, кредитные союзы и т.д.