Финансовый анализ предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый анализ предприятия

Реферат

АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИКВИДНОСТЬ, ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Объектом исследования является предприятие А. Предметом исследования - финансовое состояние предприятия А. Цель работы заключается в том, чтобы на основании изученных теоретических источников, а также фактического материала, проанализировать финансовые результаты предприятия А, и найти пути улучшения финансового состояния предприятия А. В соответствии с поставленной целью в работе представлены следующие задачи:

·        Изучить сущность и задачи анализа финансовых результатов предприятия.

·        Проанализировать финансовые результаты предприятия А

·        Рассмотреть пути улучшения финансового состояния предприятия.

При выполнении работы использованы методы анализа и синтеза, сравнительные и статистические методы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Введение

финансовый экономический политика

Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования предприятия. Предприятия, для того чтобы выжить, должны эффективно использовать финансовые ресурсы. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства.

Оценка деятельности любого экономического субъекта - предприятия или организации - главным образом сводиться к анализу его финансового состояния, поэтому возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Роль финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Значение анализа финансовых результатов предприятия, имеет огромную роль в укреплении его финансового состояния. Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться, поэтому задача улучшения финансового результата жизненно важна для хозяйствующего субъекта. Основная цель анализа финансовых результатов - своевременно выявлять и устранять недостат­ки в финансовой деятельности организации и находить резервы улучшения финан­сового состояния предприятия и его платежеспособности, разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования является предприятие А. Предметом исследования - финансовое состояние предприятие предприятия А.

Цель работы заключается в том, чтобы на основании изученных теоретических источников, а также фактического материала, проанализировать финансовые результаты предприятия А, и найти пути улучшения финансового состояния предприятия А. В соответствии с поставленной целью в работе представлены следующие задачи:

·        Изучить сущность и задачи анализа финансовых результатов предприятия.

·        Проанализировать финансовые результаты предприятия А

·        Рассмотреть пути улучшения финансового состояния предприятия А.

В первой части раскрывается сущность анализа финансовых результатов, его роль, рассматриваются его виды и принципы.

Во второй части и анализируются финансовые результаты деятельности предприятия А, а именно показатели ликвидности баланса, показатели финансовой устойчивости предприятия, состав и динамика прибыли предприятия А, а также основные технико-экономические показатели.

В третьей главе представлены пути улучшения финансового состояния предприятия А.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер.

При выполнении работы использованы методы анализа и синтеза, сравнительные и статистические методы. 

1.     
Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия

.1      Задачи анализа финансовых результатов

финансовый экономический политика

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. В традиционном понимании финансовый анализ - это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Роль финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьёзных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно не только обладать гибкой структурой капитала, но обязательно уметь организовать движение финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь постоянного превышения доходов над расходами с целью создания условий для сохранения платежеспособности и само воспроизводства. Посему, финансовая устойчивость предприятия представляет собой, прежде всего способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, которая гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в пределах допустимого уровня риска. [5]

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и, наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции, товаров и услуг происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Значит, устойчивое финансовое состояние предприятия - это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Следовательно, финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности предприятия должна обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Главная цель финансового анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. [12]

При этом необходимо решить следующие основные задачи:

) На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

) Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реально сложившихся условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей изменения финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

) Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.[15]

.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен: самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции(товаров, услуг), снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.[10]

Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:

·        Оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

·        Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

·        Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;

·        Анализ и оценка использования чистой прибыли;

·        Выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.

Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках", формы № 1 "Бухгалтерский баланс", формы № 3 "Отчет о движении капитала" и формы № 4 "Отчет о движении денежных средств". Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.

Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности. [7]

Конечный финансовый результат деятельности - это балансовая прибыль (или убыток). (Приложение 1) Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа:

•        оценки имущества;

•        порядка его списания;

•        установления сроков использования.

Все это должно быть отражено в учетной политике. Таким образом, бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

Основными задачами анализа являются:

•        оценка динамики показателей балансовой прибыли;

•        выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли;

•        оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.

Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).

После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период. В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода. Определить изменения. Информация, содержащаяся в финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия А

.1 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия А

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью показателей рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность окупаемости затрат - этот показатель характеризует, сколько прибыли от реализации продукции получает предприятие с одного рубля затрат. Данным показателем можно измерять как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия.

Рентабельность продаж. Данный показатель характеризует долю прибыли от реализации в выручке от реализации.

Прибыль= Выручка от реализации услуг- налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации услуг- Себестоимость услуг.[12]

Анализ экономических показателей показывает, что выручка от реализации услуг за 2013 год составляет 13917 млн. Руб., что на 55,2% выше, чем за 2012. За 2012 год выручка от реализации услуг составила 8967млн. Руб., что на 32,4 больше чем за 2011 год.

Прибыль за 2013 год составила 351 млн. Руб и увеличилась по сравнению с прибылью за 2012 год в 9 раз. Прибыль за 2012 составила 39 млн.руб. И уменьшилась по сравнению с прибылью за 2011 год на 33,9%

2.2 Анализ состава и динамики прибыли предприятия А


Прибыль - экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства(труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательской способности).

Общий финансовый результат деятельности предприятия по бухгалтерскому учёту отражается в общей прибыли.

Общая прибыль включает:

прибыль (убыток) от текущей деятельности

прибыль от операционных результатов

превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами

Прибыль предприятия состоит из двух главных компонентов:

прибыль от обычных(основных) видов деятельности(разница между выручкой и затратами)

прибыль по прочим доходам и расходам (разница между доходами и расходами по деятельности и операциям, не являющихся предметом деятельности предприятия).

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используется данные бухгалтерской отчетности филиала из формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Рассмотрим динамику изменения прибыли предприятия А за 2011-2013 года.(Рисунок1)

Рисунок 1 - Динамика изменения прибыли предприятия А за 2011-2013 года Примечание - Источники: данные периодической отчётности предприятия А

Таблица 1. Анализ оценки уровня и динамики показателей прибыли

Показатель

Период, год

Темп роста (снижения),%


2011 год

2012 год

2013 год

2012 к 2011

2013 к 2012

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. Руб.

59

39

351

66,1

900,0

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. Руб.

69

-1

30

-1,4

3000

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн.руб.

163

390

364

239,2

93,3

ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)

291

428

745

147,1

174,1

Примечание - Источники: данные периодической отчётности предприятия А

Анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 2, свидетельствуют о том, что предприятие А за 2013 год достигло высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности как по сравнению с фактическими данными предыдущих годов. В общей прибыли за 2013 год наибольшую часть занимает прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, а именно 47,1%.

За 2013 год прибыль составила 745 млн.руб., что на 74,4% больше, чем за 2012 год. Прибыль за 2012 год составила 428 млн. руб, что на 47,1% больше, чем за 2011 год .

Проведённый анализ свидетельствует о том, что предприятие А работает эффективно, и улучшает своё финансовое состояния.

.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия А

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практика они тесно взаимосвязаны между собой.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения:

А1 ³ П1

А2 ³ П2

А3 ³ П3

А4 ≤ П4

Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение условия А44 свидетельствует о соблюдении условия минимальной финансовой устойчивости, то есть наличия у предприятия собственных оборотных средств.

Таблица 2.Анализ ликвидности баланса предприятия А за 2013 год (млн.руб)

Актив

На начало 2013 г.

На конец 2013 г.

Пассив

На начало 2013 г.

На конец 2013 г.







1

2

4

5

6

А1

28

91

П1

331

1230

А2

1079

1708

П2

57

262

А3

290

375

П3

1109

1337

А4

10388

18635

П4

6347

12597

Итого

11785

20809


7844

15426

Примечание - Источники: данные периодической отчётности предприятия А

А1 - наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 - быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность менее 12 месяцев, прочие оборотные активы;

А3 - медленно реализуемые активы: дебиторская задолженность более 12 месяцев, запасы и затраты;

А4 - трудно реализуемые активы: внеоборотные активы.

Пассив баланса сгруппируем по степени срочности оплаты обязательств:

П1 - наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями и прочие краткосрочные пассивы;

П2 - краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы;

П3 - долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы;

П4 - постоянные пассивы: капитал и резервы (источники собственных средств).

По результатам расчетов строим следующую систему неравенств:

На начало 2013 г.  На конец 2013 г.

А1≤ П1          А1 ≤ П1

А2 ³ П2         А2 ³ П2

А3 ≤ П3         А3 ≤ П3

А4 ³ П4          А4 ³ П4

В нашем случае баланс неликвиден, не выполняются 1, 3 и 4 неравенства, то есть наиболее ликвидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства. Медленно реализуемые активы не покрывают долгосрочные пассивы. Трудно реализуемые активы не покрывают постоянные пассивы

Тип состояния ликвидности

Условия

А1 ≥ П1 А2 ≥ П2 А3 ≥ П ; А4 ≤ П4

А1 < П1 А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ~ П4

А1 < П1; А2 < П2; А3 ≥ П3; А4 ~ П4

А1 < П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 > П4

Абсолютная ликвидность

Допустимая ликвидность

Нарушенная ликвидность

Кризисная ликвидность

Оценка риска ликвидности

Безрисковая зона

Зона допустимого риска

Зона критического риска

Зона катастрофического риска


Исходя из данных, можно сделать вывод, что предприятие А имеет нарушенную ликвидность, и находится в зоне критического риска.

Произведён анализ общих показателей ликвидности. (Приложение 3)

Общий показатель ликвидности(L1) за 2013 год равен 0,6, а рекомендуемое значение больше 1. По сравнению с предыдущими годами показатель ухудшился. Это означает, что предприятие А не способно осуществлять расчёты по всем видам обязательств - как по ближайшим, так и по отдалённым.

Коэффициент абсолютной ликвидности(L2) за 2013 год равен 0,1. Рекомендуемые значения от 0,2 до 0,7. По сравнению с показателями за 2012 год и за 2011 год показатель улучшился. Это показывает, что предприятие А не в значительной мере может погасить краткосрочную задолженность в ближайшее время.

Коэффициент «критической оценки» (L3) за 2013 год составил 1,2. Это является допустимым значением. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. По сравнению с предыдущими годами ухудшился.

Коэффициент маневренности функционального капитала (L5) за 2013 год составил 0,5, а за 2012 и за 2011 года коэффициент равен 0,3. Увеличение данного показателя в динамике - отрицательный факт.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L6) за 2013 год равен -2,8, что является отрицательным фактом, т.к. Рекомендуемое значение данного коэффициента не менее 0,1.

Проведённый анализ показывает, что ликвидность баланса предприятия А находится в зоне критического риска. Это означает, что предприятие А не способно в любой момент совершать необходимые расходы.

2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия А

Таблица 3. Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия А за 2012-2013 года

Наименование показателя

За 2012 год

За 2013 год

Изменение за 2013 год

1

2

3

4

1. СОС, млн.руб.

-4041

-6038

-1997

2. СДОС, млн.руб.

-1487

-1561

-74

3. ООС, млн.руб.

-1430

-1299

131

4. З, млн.руб.

290

375

85

5. Ф1=СОС-З, млн.руб.

-3751

-5663


6. Ф2=СДОС-З, млн.руб.

-1197

-1186


7. Ф3=ООС-З, млн.руб.

-1140

-924


Примечание - Источники: данные периодической отчётности предприятия А

.Собственные оборотные средства (CОС):

СОС=стр.490-стр.190=СК-ВОА

Величина СОС на начало и на конец года меньше нуля, это значит, что наблюдается недостаток собственных оборотных средств, то есть постоянных пассивов не достаточно для финансирования постоянных активов. Как видно из таблицы величина собственных оборотных средств за год уменьшилась на 1997 млн.руб. И это является положительной тенденцией.

.Собственные и долгосрочные источники финансирования оборотных активов (СДОС):

СДОС=СОС+стр.590=СК-ВОА+ДО

В анализируемый период наблюдается уменьшение этого показателя. Это негативно сказывается на предприятии.

Реально оценить этот показатель невозможно. Но традиционно уменьшение СДОС оценивается как негативное явление для предприятия. Но вполне возможна ситуация, когда уменьшение СДОС вызвано погашением долгосрочных займов и кредитов.

. Общая величина основных источников финансирования оборотных активов предприятия (ООС):

ООС=СДОС+стр.610

Абсолютный показатель, характеризует достаточность нормальных источников формирования запасов и затрат предприятия.

За анализируемый период произошло увеличение этого показателя.

. Запасы (З): З=стр.210

Показатели запасов увеличились. Это может свидетельствовать о решении проблем со снабжением, которые могут привести к остановке производства, либо о проблемах со сбытом.

Таблица 4.Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия А.

Наименование показателя

Нормативное Значение

На начало 2011г.

На начало 2012 г.

1

2

3

4

Коэффициент финансовой независимости (или автономии)

0,5

0,5

0,6

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,1<Кман<0,3

-0,6

-0,5

Коэффициент заемных средств (плечо финансового рычага)

0,9

0,7

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

0,1

-2,5

-2,3

Примечание - Источники: данные периодической отчётности предприятия А

. Коэффициент финансовой независимости (или автономии) - показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования:

, или

Чем выше уровень этого показателя, тем устойчивее финансовое состояние предприятия. Норма: 0,4 - 0,6. Коэффициент характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность, и показывает, какая часть обязательств может быть покрыта собственными средствами предприятия. Оптимальное значение 0,5. В этом случае риск кредиторов сведен к минимуму, так как предприятие продав половину имущества, сформированную за счет собственных средств, может погасить свои долговые обязательства, даже если вторая половина в которую вложены заемные средства, будет по каким-то причинам обесценена. На предприятии А значение этого показателя незначительно превышает норму.

. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. Вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

, или

Нормативом является значение показателя равное от 0,1 до 0,3. Коэффициент позволяет выяснить, какой частью средств можно маневрировать для быстрого реагирования на изменение рыночных условий. У предприятия А существуют проблемы с маневренностью собственного капитала, так как коэффициент не равен норме.

. Коэффициент заемных средств (плечо финансового рычага) - показывает, сколько заёмных средств организация привлекла на 1 руб. Вложенных в активы собственных средств:

, или

Его значение должно быть меньше 1. Рост в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала.

В нашем случае коэффициент заемных средств не превышает 1, что является положительной тенденцией.

. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками финансирования - показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счёт собственных источников:

, или

Минимально допустимое значение данного коэффициента равно 0,1, т.е. Хотя бы 10% собственных средств должно быть вложено в ОА, только в этом случае предприятие может считаться финансово устойчивым. Оптимальное значение: 0,5. Отрицательное значение коэффициента, свидетельствует о серьезных проблемах предприятия. Высокое отклонение от нормы свидетельствует о проблемах на предприятии с собственными источниками финансирования.[16]

3. Пути улучшения финансового состояния предприятия А

На сегодняшний день на всех предприятиях на первое место ставится именно результат работы - прибыль или убыток. Выявить причины сложившихся за рассматриваемый период результатов работы, научно подойти к анализу сложившихся показателей, выявить и реализовать резервы улучшения показателей - вот те вопросы, которые в настоящее время волнуют руководство любого предприятия.

Целью анализа реализации продукции (работ, услуг) является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции (работ, услуг), расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия. Темпы роста объемов реализации продукции (работ, услуг), повышение её качества непосредственно влияют на величину прибыли и рентабельности предприятия.

Существуют различные способы увеличения эффективности работы предприятия, которые предполагают изменения во всех областях его деятельности: финансовой, управленческой, производственной, маркетинговой.

) Финансы:

·        Совершенствование оборота наличности;

·        Разработка и внедрение бухгалтерских процедур;

·        Совершенствование системы финансового контроля;

·        Управление задолженностью.

) Менеджмент:

·        Проверка и повышение эффективности организационной структуры управления предприятия и менеджмента;

·        Переориентация стратегического планирования;

·        Разработка бизнес-плана;

·        Совершенствование связей с общественностью;

·        Планирование стратегий инвестирования.

) Маркетинг:

·        Разработка и реализация планов маркетинга;

·        Разработка программ продвижения услуг;

·        Разработка новых услуг;

·        Совершенствование сетей реализации услуг;

·        Повышение эффективности продаж.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает методы повышения эффективности своей деятельности и причем лишь те, которые она в состоянии реально осуществить. В силу особенностей нынешнего финансового положения предприятие А, для этого предприятия приемлемы лишь немногие из имеющихся вариантов роста финансовых результатов, т.к. Большинство вариантов требуют для своего осуществления значительных затрат.

Одним из основных направлений улучшения финансового состояния является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства за счет более полного использования производственных мощностей, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.(рисунок 2)

На рисунке 2 представлена блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации услуг.

Рисунок 2 - Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации услуг

Основные цели развития предприятия А в 2014 году:

) Обеспечение устойчивой рыночной позиции.

)Сохранение достигнутого уровня объема оказания услуг в условиях экономического кризиса.

) Активизация маркетинговой политики предприятие А.

) Поэтапная модернизация автобусного парка.

) Расширение сферы обслуживания и введение дополнительных услуг.

) Проведение эффективной рекламной политики.

) Повышение уровня безопасности перевозки пассажиров.

Маркетинговый анализ спроса, предложения, рынков сбыта способствует увеличению выпуска конкурентоспособных, пользующихся спросом услуг, снижению их себестоимости и увеличению выручки от реализации.

Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия А можно предложить следующий комплекс мер:

) управление денежными средствами;

) управление затратами;

) управление задолженностью;

) взаимоотношения с третьими лицами;

) кадровые вопросы.

Главной составляющей первого блока должны быть меры по увеличению поступлений денежных средств, которые должны включать следующее:

) изыскание дополнительных денежных поступлений от основных средств - проанализировать степень использования основных средств (имущества) с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом, какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, остальное сдать в аренду или продать;

) разграничение выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств - дифференциация поставщиков по степени важности для деятельности и прибыльности предприятия, разработка различных схем платежей, поиск альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия;

) реорганизация инвентарных запасов - дифференциация запасов по степени важности для стабильности деятельности хозяйства, уменьшение запасов, которые не являются критическими для деятельности;

) увеличение продаж - активное использование методов маркетинга для увеличения поступления денежных средств.

Система контроля денежных средств должна включать:проведение ежедневной сверки баланса наличных денежных средств;систему предварительных запросов на выделение денежных средств, которые должны будут рассматриваться высшим руководством еженедельно или даже ежедневно;сделать процесс сбора оплаты за поставленные товары и услуги главной обязанностью одного из работников отдела сбыта;обязательной должна стать работа по прогнозированию будущих денежных потоков.

Управление затратами должно быть направлено на максимально эффективное использование средств, вкладываемых в деятельность и снижение их величины путем внедрения следующих мер:

) классификация и контроль затрат - разделять затраты не только по видам, но и по степени их зависимости от объемов производства, по степени возможности их корректировки, отслеживание не только структуры затрат, но и причины их возникновения, сосредоточение наиболее значительных затратах;

) снижение затрат - поиск новых, более выгодных партнеров, достижение экономии за счет совершенствования технологических процессов и организации труда;

Управление задолженностью - это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его дебиторами и кредиторами. Предприятие должно стремиться получить различного рода уступки со стороны кредиторов. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа. А также хозяйство должно ускорить процесс инкассации своей дебиторской задолженности.

Для достижения этих целей предприятие А должно вести учет и анализ дебиторов и кредиторов, определять их важность и надежность, и на этой основе решать кому, когда и на каких условиях проводить оплату, предоставлять скидки или принимать меры по взысканию задолженности. Главным принципом в процессе управления задолженностями должен быть принцип сальдирования, который заключается в оптимизации соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями по величине и срокам оплаты.

В состав мероприятий по взаимоотношениям с третьими лицами входит анализ взаимодействия хозяйства со своими поставщиками, покупателями и банком.

Хозяйство должно быть уверено в надежности, порядочности и выгодности своих поставщиков.

Для определения надежности необходимо постоянно «освежать» информацию, касающуюся отношений поставщика с предприятием и другими компаниями, учитывать его честность, обязательность.

Очень важна финансовая стабильность поставщика, которую можно оценить по данным баланса предприятия и финансовой отчётности. Не менее важна готовность отвечать новым стандартам качества, условия доставки, соблюдения графика и выполнения задач в срок, тип используемой упаковки и транспорта, значимость нашего заказа в глазах поставщика.

Важна также способность адаптироваться к изменяющимся условиям: скорость реакции на изменяющиеся требования и условия, послепродажный сервис и способность реагирования на возникающие проблемы.

Не менее важным является выбор и взаимодействие хозяйства со своими покупателями. Поэтому необходимо анализировать взаимоотношения предприятия с покупателями.

Хорошие отношения необходимы для успешного ведения бизнеса. Они достигаются через осведомлённость в потребностях покупателей до и после того, как товары (услуги) уже поданы; через хорошее качество продукции, предоставляемой покупателям: через установку такой разницы между себестоимостью товара и отпускной ценой, которая бы отвечала целям хозяйства и давала покупателю возможность заработать. Кроме того, необходимо регулярно выступать с предложением товаров(услуг). Для оптимизации отношений необходимо:определить наиболее важных покупателей;постоянно контактировать с покупателем;определять возможность и выгодность будущих взаимоотношений с покупателем в предстоящие месяцы;решить, как лучше помочь покупателю с целью поддержания прежнего уровня продаж продукции и доходов;определить, может ли хозяйство помочь покупателям выжить в период кризиса, решить, что лучше для бизнеса;понести небольшие убытки и помочь клиенту выжить, с тем чтобы заработать на этом в будущем, или потерять покупателя навсегда.

Успешность взаимодействия с конкретным банком зависит от понимания хозяйством позиции руководства банка, финансового положения банка и степени важности хозяйства, как клиента банка. Если ваш бизнес рассматривается как незначительный, с точки зрения банка, возможно есть смысл рассмотреть вопрос о переходе в другой, более маленький банк, который по достоинству оценит нас как покупателя. Рассматриваемая возможность перехода в другой банк необходимо задать все необходимые вопросы и убедиться в его инкассовой стабильности.

В практике финансового менеджмента есть три вида механизмов финансовой стабилизации: оперативный, тактический, стратегический.

Оперативный принадлежит к защитной реакции предприятия, предусматривает резкое сокращение затрат (постоянных и переменных), уменьшение цен и увольнение работников. Тактический - среднее между защитной и наступательной стратегией. Стратегический - наступательная стратегия, подталкивает предприятие к агрессивным действиям, то есть увеличению цен, затрат, модернизации оборудования, изменению или поиску новых рынков сбыта, освобождению рабочих мест.

Суть оперативного механизма лежит в уменьшении внутренних и внешних финансовых обязательств, увеличении денежных активов, сокращении размеров текущих обязательств и ликвидных активов. Одна из важных проблем для предприятия - уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств.

Чтобы уменьшить внешние текущие обязательства необходимо договориться с поставщиками о продлении сроков выплаты задолженности за сырье, материалы, топливо. Если предприятие имеет банковские кредиты, их необходимо пролонгировать, желательно без роста процентов.

Увеличение суммы денежных средств возможно за счет: реализации всех услуг, которые имеют спрос у потребителей; сокращение остатков товаров или продукции на складах.

Используя все эти приемы, предприятие может устранить текущую неплатежеспособность и поднять значение общего показателя ликвидности до значения больше -единицы, то есть выше нормативного, что было бы неплохо для предприятия А.

Тактический механизм - это равновесие между суммой чистой прибыли, амортизационными отчислениями, увеличением акционерного капитала, ростом основных фондов, нематериальных активов, чистого рабочего капитала. В общем, когда на предприятии достигается равновесие между этими статьями, оно становится финансово устойчивым и независимым.

Предприятиям, где нет такого равновесия, можно провести следующие мероприятия: обратить внимание на использование ускоренной амортизации; реализовать старое имущество; использовать систему скидок и наценок в зависимости от группы услуг; увеличить скорость использования активов; реализовать часть собственных производственных фондов, а в последствии пополнить их новым, модернизированным оборудованием на условиях лизинга.

Выполнив все это, необходимо снова провести расчет показателей финансовой устойчивости и когда они будут соответствовать нормативам, можно сделать вывод, что все сделано правильно.

Суть стратегического механизма заключается в ускорении экономического роста, то есть атаки на структуру финансов. Необходимо повысить рентабельность товара за счет увеличения наценок, всю чистую прибыль использовать на производственное развитие, ликвидировать дебиторскую задолженность и остатки товаров на складах, увеличить рост долгосрочных обязательств, но в границах безопасного уровня.

Все механизмы финансовой стабилизации свидетельствуют о том, что когда предприятие будет стремиться избавиться от угрозы банкротства, оно найдет средства и активирует свой внутренний потенциал для выхода из кризисного состояния.

Для улучшения финансового положения предприятия необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей.

Высокий уровень дебиторской и кредиторской (с чем столкнулось предприятие А) задолженности приводит к недостатку оборотных средств, невозможности ведения нормального производства, и как следствие, к неоправданным потерям.

Заключение

Таким образом, по результатам проведённого анализа финансовых результатов за 2011-2013 годы получены следующие результаты:

. Анализ экономических показателей показывает, что выручка от реализации услуг за 2013 год составляет 13917 млн. Руб., что на 55,2% выше чем за 2012 год. За 2012 год выручка от реализации услуг составила 8967млн. Руб., что на 32,4 больше чем за 2011 год.

Прибыль за 2013 год составила 351 млн.руб и увеличилась по сравнению с прибылью за 2012 в 9 раз. Прибыль за 2012 год составила 39 млн.руб. И уменьшилась по сравнению с прибылью за 2011 год на 33,9%

. За 2013 год прибыль составила 745 млн.руб., что на 74,4% больше, чем за 2012 год. Прибыль за 2012 год прибыль составила 428 млн.руб, что на 47,1% больше, чем за 2011 год.

Проведённый анализ свидетельствует о том, что предприятие А работает эффективно, и улучшает своё финансовое состояние.

. Исходя из данных проведённого анализа ликвидности баланса можно сделать вывод, что предприятие А имеет нарушенную ликвидность, и находится в зоне критического риска.

.Исходя из данных проведённого анализа финансовой устойчивости предприятие А, можно наблюдать, что многие показатели финансовой устойчивости не соответствуют рекомендуемым значениям.

В третьей главе работы были выявлены основные цели развития предприятия и предложен комплекс мер по улучшению финансового состояния предприятия.

Основные цели развития предприятия А в 2014 году:

) Обеспечение устойчивой рыночной позиции.

)Сохранение достигнутого уровня объема оказания услуг в условиях экономического кризиса.

) Активизация маркетинговой политики предприятия А.

) Поэтапная модернизация автобусного парка.

) Расширение сферы обслуживания и введение дополнительных услуг.

) Проведение эффективной рекламной политики.

) Повышение уровня безопасности перевозки пассажиров.

Маркетинговый анализ спроса, предложения, рынков сбыта способствует увеличению выпуска конкурентоспособных, пользующихся спросом услуг, снижению их себестоимости и увеличению выручки от реализации.

Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия А можно предложить следующий комплекс мер:

) управление денежными средствами;

) управление затратами;

) управление задолженностью;

) взаимоотношения с третьими лицами;

) кадровые вопросы.

Также были приведены механизмы финансовой стабилизации предприятия, такие как оперативный, тактический, стратегический.

Я считаю, что для решения выведенных проблем необходимо своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности организации и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности, разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Список использованных источников

1.Абрютин М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: дис, 2011. -420 с.

. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебник - М.: дис, 2010. - 128 с.

. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Ось-89, 2009. - 435с.

. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - 4-е изд., доп. И перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. -650с.

. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирования хозяйствующего субъекта. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.

. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 112 с.

. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2009. - 522с.

. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Изд-во "ЮНИТИ", 2008. -250 с.

. Донцова Л.В., Никифирова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: "ДИС", 2009. - 540 с.

. Дубов А.А. Финансовая политика компании // Финансы. - 2010. - № 9. - С.58-69

. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Мн.: БГЭУ, 2008. -320 с.

. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2009. - 528с.

. Кеворкова Ж.А. Особенности формирования доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете и реальность их аудирования // Аудитор. - 2007. - № 4. - С.33-39.

. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: 2011. - 424с.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2010 - 432 с.

. Ковалева О.В., Платонов А.А. Учитываем готовую продукцию; // Главбух. - 2010 - №23. - С.56-59.

. Ковалев В.В. Как читать баланс. М.: "Финансы и статистика", 2010. - 250 с.

Похожие работы на - Финансовый анализ предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!