Международное движение капитала

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное движение капитала

Введение

международный капитал география

С начала 20 столетия внешняя экспансия финансового капитала ведущих капиталистических стран стала главным методом экономического господства финансовой олигархии. Под внешней экспансией капитала принято понимать его вывоз в другую страну, притом вывоз, вытесняющий внешнюю торговлю, или вывоз товаров.

Возможность вывоза капитала определяется неравномерностью капиталистического развития. По этой причине в некоторых странах формируется недостаток капиталов для освоения нетронутых сырьевых и энергетических ресурсов, вовлечения в производство малоквалифицированных и относительно дешевой рабочей силы этих отставших стран. Развитие средств сообщения превращает в этот период транспортировку больших масс сырья и энергии в выгодное дело. Господство монополий и финансовой олигархии увеличивает массу свободного денежного капитала и потому, что поднимает барьеры для вхождения в производство новых конкурентов (огромные масштабы применяемого в отрасли капитала сами по себе препятствуют проникновению чужих капиталов в монополизированную отрасль). Вот почему и возникает относительный избыток капитала, а, следовательно, необходимость его вывоза и применения в других странах.

В итоге развивается особая форма межгосударственного движения избытка капитала, рассчитанная на извлечение финансовой олигархией монополистической сверхприбыли, источником которой становится эксплуатация пролетариата отставших стран, - вывоз капитала. Капитал вывозится при этом как в виде функционирующего капитала, т.е. в виде товаров средства производства и рабочей силы, так и в виде капитала ссудного.

Актуальность данной темы заключается в том, что в результате такого перелива капитала развиваются международное разделение труда, внешняя торговля и международные экономические отношения в целом, происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. В связи с тем, что Россия переходит к рыночной экономике, для нее наиболее актуально развитие международных экономических связей, которые отсутствовали при социалистическом режиме. Также в мире наблюдается общая тенденция интернационализации хозяйственных связей.

Интернационализация хозяйственной деятельности это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.

Цель данной работы рассмотреть особенности формирования международного капитала на разных этапах развития. В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

рассмотреть основные понятия международного движения капитала;

рассмотреть исторические модели движения капитала;

выявить основные направления глобализации рассматриваемого понятия.

В первой главе рассматривается сущность международного движения капитала, классификация форм капитала, теории МДК и масштабы, динамика и география МДК. Во второй главе говорится об участии России в международном движении капитала. В третьей главе характеризуется структурный анализ международного движения капитала. На его основе описываются основные тенденции движения капитала.

1. Россия в международном движении капитала

.1 Понятие и сущность международного движения капитала. Классификация основных форм в международном движении капитала. Показатели оценки активности участия страны в международном движении капитала

Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.

Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли.

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением, то есть когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.

Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, не являются капиталом, либо не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Увеличение объема иностранного капитала в национальной экономике может быть не связано с новым притоком ресурсов. Оно может осуществляться за счет заимствований нерезидента из местных государственных и частных источников, также превращения части прибыли в капитал предприятий с иностранным участием.

Международное движение капитала как фактора производства приобретает различные конкретные формы. По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный и частный капитал.

Официальный (государственный) капитал - средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. В эту категорию движения капитала относятся все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой стране на основе межправительственных соглашений. Официальным также считается и капитал, которым распоряжаются международные межправительственные организации от лица своих членов (кредиты МВФ, Мирового банка, расходы ООН на поддержание мира и пр.). Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, то есть в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом).

Частный (негосударственный) капитал - средства частных (негосударственных) фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений. В эту категорию движения капитала относятся инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, собственные или заемные, не связанные с государственным бюджетом. Но, несмотря на относительную автономность фирм в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство обычно оставляет за собой право его регулировать и контролировать. По характеру использования капитал делится на:

Предпринимательский капитал - средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. В качестве предпринимательского капитала чаще всего используется частный капитал, хотя либо само государство, либо принадлежащие государству предприятия также могут вкладывать средства за рубеж.

Ссудный капитал - средства, даваемые взаймы с целью получения процента. В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов. По сроку вложения капитал делится на:

Среднесрочный и долгосрочный капитал- вложения капитала сроком более чем на 1 год. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, так же как и ссудный капитал в виде государственных кредитов, обычно являются долгосрочными.

Краткосрочный капитал - вложения капитала сроком менее чем на 1 год. Преимущественно ссудный капитал в форме торговых кредитов. Наибольшее практическое значение для анализа международного движения капитала имеет следующее его функциональное деление.

По цели вложения капитал делится на:

Прямые инвестиции - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

Портфельные инвестиции - вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции также преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство зачастую выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги.

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

Участие страны в международном движении капитала оценивается рядом показателей. Одним из них является объем зарубежных активов (инвестиций) данной страны, отнесенный к ее ВВП (ВНП), т.е. доля зарубежных инвестиций в ВВП (И′):

,

где Изар - инвестиционные активы страны за рубежом.

Другим показателем является соотношение объема прямых инвестиций данной страны за рубежом и объема иностранных прямых инвестиций на ее территории (Ип):


где Изар.п. - зарубежные прямые инвестиции данной страны; Иин.п. - иностранные прямые инвестиции на территории данной страны.

Если значение показателя больше единицы, то это свидетельствует о положительном сальдо в миграционных потоках капитала из страны в страну, если меньше единицы, то указывает на превышение притока иностранного капитала над вывозом отечественного капитала из страны.

Следующим показателем оценки миграции капиталов является отношение внешнего долга страны к ВВП или объему экспорта данной страны, т.е. показатель внешней задолженности (З′вн)


где Звн - объем внешней задолженности; Qэксп - объем экспорта.

Данный показатель важен для оценки платежеспособности страны в отношении зарубежных партнеров, а также для определения уровня финансово-экономической зависимости страны и возможности проведения независимой как внешней, так и внутренней экономической политики.

.2 Участие России в международном движении капитала. Общая характеристика

Как страна - импортер капитала Россия является крупным объектом приложения ссудного капитала, который в предыдущем десятилетии вкладывался в российские государственные ценные бумаги, а в текущем десятилетии - в займы российским частным фирмам и банкам. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает внешний долг России.

Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а, напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее емкий внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако этому мешает недостаточно благоприятный инвестиционный климат. В результате они вносят лишь скромную лепту в валовое накопление основного капитала - 4-7%.

Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, что проявляется в основном в «бегстве капитала». Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из не переведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. В результате ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.

Ссудный капитал уже длительное время является основным компонентом иностранных инвестиций в Россию. Он преобладает над недолговыми инвестициями в Россию как в международных инвестиционных потоках, так и в инвестиционном балансе (накопленных активах и обязательствах). За прошедшее десятилетие Россия присутствовала на международном рынке ссудного капитала в качестве нетто-заёмщика и к настоящему моменту является чистым должником.

1.3 Оценка активности участия России в международном движении капитала

Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично.

Социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности, высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности.

Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.

Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаре- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.

Представляется, что важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200-300 млрд долл.

1.4 Проблемы и перспективы развития активности участия России в международном движении капитала

Капитал, являясь одним из основных факторов производства, представляет собой совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.

Международное перемещение капиталов имеет важное значение для развития мирового хозяйства, так как ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства.

Экспортом предпринимательского капитала первоначально наиболее активно занимались фирмы США и Западной Европы, но в последние годы в процесс международного перемещения капиталов стала включаться и Россия, участвуя как в инвестировании в зарубежные страны, так и в привлечении иностранных инвестиций.

Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, в 2008 году составил 53,8 млрд. долларов США. В 2009 году из России за рубеж направлено 114,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 52,9% больше, чем в 2008 году. В 2010 году прямые инвестиции из России осуществлялись в основном в экономику Кипра (34,8%), Нидерландов (13,6%), Люксембурга (5,6%), Белиза (5,5%), Германии (3,6%), Виргинских островов (3,5%), Швейцарии (3,4%), Белоруссии (2,7%), США (2%) и других стран. Предполагается, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность.

Отток капитала из России в 2010-2011 годах происходит как через банковский, так и через небанковский сектор. Но, как и в предкризисный период, основной вывоз капитала в 2010-2011 годы осуществляется небанковским сектором. При этом в отдельные кварталы 2009 года банки даже снижали свои иностранные активы.

Чистый вывоз капитала из России частным сектором составлял в 2010 году 33,6 млрд. долларов США, что на 100,1 млрд. долларов (74,9%) меньше, чем в 2008 году, и на 22,5 млрд. долларов (40,1%) меньше, чем в 2009 году, т.е. наблюдалось сокращение вывоза капитала из России.

Основными видами регистрируемого оттока капитала из частного сектора являются вложения в наличную иностранную валюту, прирост иностранных активов банков (преимущественно остатков на текущих счетах и краткосрочных депозитов в иностранных банках), прирост задолженности нерезидентов по внешнеторговым кредитам и авансам, прямые и портфельные инвестиции российских предприятий за рубеж. Так, прямые инвестиции из РФ за границу в 2010 году увеличились на 8208 млн. долл. США (18,8%) по сравнению с 2009 годом, сократились на 3700 млн. долл. (6,7%) по сравнению с 2008 годом и составили 51840 млн. долл. США.

Портфельные инвестиции резидентов Российской Федерации за границу сократились на 816 млн. долл. в 2010 году и на 01.01.11 составили 37 300 млн. долл. За аналогичный период 2009 года портфельные инвестиции возросли на 13934 млн. долл., что свидетельствует о неустойчивой динамике роста вывоза как прямых, так и портфельных инвестиций за границу.

Отток капитала имеет ряд серьезных отрицательных последствий для экономики России:

) сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов;

) сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты;

) уменьшается налогооблагаемая база, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет;

) если отток капиталов превалирует над их притоком, то это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста. В России отток капиталов затянул процесс финансовой стабилизации, значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга;

) ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранных капиталовложений;

В Россию же наибольшие инвестиции в 2010 году вложили компании Великобритании (35,5% всех инвестиций в экономику России), Нидерландов (9,3%), Германии (9,1%), Кипра (7,8%), Китая (6,7%), Люксембурга (4,7%), Швейцарии (4,1%), Франции (3,2%), Ирландии (2,2%), Виргинских островов (2,1%). При этом совокупные поступления иностранных инвестиций в экономику России в 2010 году составили 114746 млн. долл. США, что на 32819 млн. долл. США (28,6%) больше, чем в 2009 году, и на 61095 млн. долл. США (53,2%) больше, чем в 2005 году.

Немаловажную для России роль играет распределение данных иностранных инвестиций по отраслям. Основная доля иностранных инвестиций приходится на отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых (12,1%), обрабатывающей промышленностью (28,9% всех иностранных инвестиций в 2010 году), оптовой и розничной торговлей (11,6%) и операций с недвижимостью (6,4%). Это говорит о том, что в России развиваются только те отрасли, которые приносят инвесторам высокий доход. К таким отраслям относятся нефтедобывающий комплекс, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание, автомобильный сектор, связанный с размещением иностранных заводов по сборке автомобилей.

Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Их отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой.

Объем и структура иностранных вложений в российской экономике отражают инвестиционный климат, который, по мнению иностранных инвесторов, неудовлетворителен. Речь идет, прежде всего, о правовой нестабильности и постоянно изменяющейся системе регулирования (что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности и рентабельность инвестиционных проектов), о слаборазвитой рыночной инфраструктуре, о недостаточной разработанности законодательства в области страхования, залога и гарантий, о низком уровне личной безопасности инвесторов, о сохранении высокой инфляции и т.п. Жесткая налоговая система также дестабилизирует инвестиционную деятельность.

Тем не менее, в последние годы проведена определенная работа по принятию основополагающих законодательных актов в сфере международного инвестиционного сотрудничества, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Что касается первого направления, то следует констатировать: в настоящее время создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу. Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»». Таким образом, можно констатировать некоторое продвижение законотворческой работы по регулированию иностранных инвестиций.

Кроме того, Россия заключила 53 международных соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Таким образом, в 2010 году в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяет потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Для России очевидной является необходимость сокращения масштабов бегства капиталов и, в первую очередь, уменьшение объема средств, направляемых в портфельные инвестиции, на счета и депозиты за рубежом, на приобретение недвижимости и иностранной валюты. Так, по данным Банка России, чистый отток частного капитала из РФ за 9 месяцев 2011 года вырос в 3 раза и составил $49,3 млрд. против $16 млрд. за аналогичный период 2010 года. Данная динамика объясняется политическими рисками России как главным фактором, влияющим на отток капитала. При этом следует стимулировать вывоз капитала в формах экспортных кредитов и легальных прямых инвестиций.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях необходимо использовать механизм создания свободных экономических зон.

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой, комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи следует развивать информационную инфраструктуру инвестиционного рынка, осуществлять регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивать защиту собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

2 Мировой финансовый кризис 2008 года и его влияние на экономику России

.1 Предпосылки и причины экономического кризиса 2008 года в России

Ни для кого не секрет, что 2008 год вошел в историю, как период серьезного мирового кризиса, в котором, помимо прочих стран, пострадала и Россия. Ситуация, сложившаяся в стране, на протяжении нескольких лет беспокоит не только государственных деятелей, но и рядовых граждан, ощутивших на себе последствия кризисных явлений. Причины российского кризиса лежат за пределами страны, причем формировались они постепенно. Ситуация, сложившаяся в США, охватила всю Европу и уверенными шагами вошла в Россию.

В Соединенных Штатах кризис начался с огромного количества ипотечных кредитов, которые американские банки стремительно выдавали с целью получения сверхприбыли. Как результат - превращения большинства заемщиков в должников, рынок США очень скоро стал наполняться неликвидной недвижимостью. Это и стало причиной банкротства большинства банков и прочих кредитных организаций. Обстановка в США, вызвавшая бурную реакцию со стороны экономик практически всех стран, постепенно накалялась. Не смогла не отреагировать на происходящие в мире процессы и Россия, поскольку кризис отрицательно сказался на возможности получения дешевых межбанковских иностранных кредитов, заметно сократились объемы экспорта, повысились проценты по вкладам <http://www.bancaintesa.ru/ru/retail/deposits/>. Кроме того, цена на нефть упала со 150 до 40 долларов за баррель, что привело к резкому снижению доходов государства. Конечно, помимо внешних факторов, развитию кризиса способствовали и внутренние причины. В 2008 году на территории всей России начали снижаться биржевые индексы РТС и ММВБ. К сегодняшнему дню они упали на 70 %. Кроме того, процесс оттока инвестиций из страны начался после грузино-осетинского конфликта, в котором Россия принимала активное участие.

Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь-ноябрь 2008г на три четверти; золотовалютные резервы сократились на колоссальную величину - более чем на 150 млрд. долларов или на 25%, в том числе на 80 млрд. долларов только за октябрь; банковские вклады населения снизились впервые за многие годы даже в номинальном выражении почти на 10%; обанкротилось несколько крупных инвестиционных и коммерческих банков. Быстро сокращается продукция металлургии, гражданского машиностроения, идет спад в строительстве и девелоперской деятельности, грузовом железнодорожном транспорте, туристическом бизнесе.

В предбанкротном состоянии находится множество компаний. Начались увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение ставок оплаты труда. Возобновились уже знакомые по кризисам конца 1980-х годов и 1998 г паническая скупка основных продуктов питания и набеги вкладчиков на банки, хотя тотального банковского кризиса удалось избежать благодаря государственному вмешательству: расширенным гарантиям вкладчикам и щедрой помощи банковской системе.

Намного быстрее, чем в других странах, кризис перекинулся в реальный сектор экономики. Если в США и Западной Европе для этого потребовалось больше года, то в России - два месяца после начала финансового кризиса. В октябре 2008 г по сравнению с соответствующим периодом 2007 г объем промышленной продукции по официальным, обычно заниженным на несколько процентных пунктов, данным вырос лишь на 0,6% вместо 5,4% за январь-сентябрь. О динамике продукции строительства в октябре лучше всего говорит сокращение производства цемента на 20% в сравнении с соответствующим периодом 2007 г.

Отрывочные данные о динамике производства в ноябре (производство электроэнергии, продукции черной металлургии, грузовые железнодорожные перевозки) говорят о значительном усилении кризиса в реальном секторе экономики. Особенно драматично ухудшение в черной металлургии. Например, производство чугуна снизилось в ноябре на 45% по сравнению с июлем-августом 2008 г.

Динамика продукции черной металлургии и цемента говорит о том, что кризис в реальном секторе экономики больше всего поразил инвестиционный сектор (для черной металлургии сыграло большую роль и сокращение экспорта в два раза). В качестве обобщающей характеристики состояния экономики в ноябре может служить сокращение грузоперевозок по сравнению с соответствующим периодом 2007 г на 20%.

О масштабах кризиса говорит размер уже выделенных ресурсов на спасение экономики - около 6 трлн. рублей, или примерно 14% ВВП - намного больше, чем в подавляющем большинстве других стран. Как и следовало ожидать, Россия оказалась одним из самых слабых звеньев мировой экономики, как и в период кризиса 1998 г.

.2 Отличительные особенности российского кризиса

Российское руководство, стремясь снять с себя ответственность за происходящий кризис, сводит его полностью или в большей части к влиянию вируса мирового экономического кризиса (премьер-министр В.В. Путин даже в октябре 2008г вообще отвергал наличие в России экономического кризиса). Так, президент России Д.А. Медведев утверждал, что российский кризис на 75% зависит от влияния внешних факторов.

Нет сомнений, что мировой экономический кризис оказал значительное влияние на ход российского. Российская экономика за последние 20 лет стала частью мировой. Можно, однако, усомниться в том, что это стало для нее благом. Поспешная и неквалифицированная интеграция в мировую экономику стоила ей колоссального оттока капитала (по весьма правдоподобным расчетам - примерно в 1 трлн. дол.), потери или подрыва многих отраслей экономики, чего зачастую можно было избежать. Плюсы усиления внешней конкуренции и увеличения разнообразия и доступности многих благ и услуг были, как нам представляется, намного менее значимыми и преимущественно востребованными небольшой частью населения.

Посмотрим более внимательно на каналы влияния мирового кризиса на российскую экономику. Они очень сильно отличались от аналогичного влияния в странах Запада. Там оно шло преимущественно через вовлеченность финансовых институтов в американский рынок ипотечных бумаг и в их производные (деривативы). Деятельность американских финансовых институтов и их партнеров в других западных странах говорит о серьезнейших неполадках в деятельности финансовой системы и регулирующих органов. Кстати, задолго до недавнего открытия У. Баффета, отметившего, что деривативы являются оружием массового уничтожения, об этом еще в середине 1990-х годов подробно писал в газете «Правда» один из российских экономистов.

Можно согласиться с тем, что вирус кризиса пришел из США. Но страны с сильной иммунной системой при этом остаются здоровыми или переносят эту болезнь легко, а со слабой - очень тяжело. Так, пока довольно легко при всей его зависимости от внешнего мира переносит кризис Китай, лишь несколько снизив очень высокие темпы экономического роста.

В России главным последствием кризиса стало падение мировых цен на нефть и сокращение возможностей использования иностранных финансовых ресурсов. Это влияние характерно для стран с преимущественно экспортоориентированной экономикой, слабой банковской и финансовой системой - то есть слаборазвитых стран. Об этих недостатках российской экономики давно говорили и экономисты, и государственные деятели, но действенных мер по их преодолению принято не было. К тому же импортируемый кризис «наложился» на собственный кризис перегретости экономики, а также системный кризис. Мы бы воздержались от определения процентов влияния внешних и внутренних факторов в нашем кризисе. Но вряд ли в свете сказанного внешние факторы даже в краткосрочном плане составили хотя бы 50%. А в долгосрочном, главном кризисе, их роль вообще невелика.

.3 Государственные меры по преодолению кризиса. Программа антикризисных мер правительства РФ

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан по всей России. 6. Алексей Кудрин заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Но все же массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики будут значительными. Впрочем, тем кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (далее - программа) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=5KGeyzM*Pz4Sgmi-j-ypVuOzVOJp*YmvbTxaJUTYIqT1mzi9q-LM1l1GAHZvhQgKstCfJt6WbskOZa9rm-7P-FzfKlRO8im7HxgArTT9E*uiaWZJr0TdH-jqQiKQLNklJTlbCl2ik-Kk8iQuJfkk6sg9T75cJHCYM3jbfqH745bAIYOZ-xq4Xw-g6zsOGtPfP3SiwGai9FaGnO0Ntctuzz7FW48TnzrHeB2RYDGfCZil4qHG*Gh0GtQqtLsicTb5dlVfj7dbnumwmXymMrpyaIqcDx3g4YDSjim7zEmNiV35uYWQt2FAF1QvhaFlAjqzHkK67x6LSXSFQKMxJhUmlroP7PruD8mGIN6g5G8LSRCAjHy39JNFpY0IIi6t69HZeuRF5JnRb48CCkqcAJYVBUW4G04gO9RNeyStvSV00locQFunV0hvsvUIFrUPUo8PInmfAS5kTHbbOU4ClbICvl1VBOjCN9TemOn9AanNafx2w59uY4NLIwLjLdZyavRJ8ZP0Nxc7hHpWixSRvr1QzrLVOVwoz2gsplH0qyfXnJLlia1AJk9KFI3E3B8&eurl%5B%5D=5KGeywgJCAn3R0LYXNrD0Wniac6yS71qnY-Jdv-cvNI2Dxau0xV5HoA1fWo> и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

) проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

) сокращения дифференциации населения по уровню доходов;

) снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

) повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

) значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

) развития производственной инфраструктуры;

) обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

) повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

) уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Основные приоритетные направления политики Правительства России в посткризисный период.

Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.

Начнется модернизация пенсионной системы. Будет активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования. Необходимые меры поддержки будут оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство будет содействовать реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=5KGeywYICQhu*AV6SjlskyZ2kSesPExqqPmf4HpseMlhsJBWfL4Ddy8Mz1h*e1sDKh1u8WqROHJ4Xi1VH80O8LZLQ8nwATy0hckLOOKax6n2yNavYGrjVHzwWMLbN6Oz-SpPTX7JFvIMU0Fy4SfVkJxqRzflRI03GR51AJFRTTNcmZFh*NSlYzK0H05Tb5RJbhQLHTefhB5hRooYqZTQoM8HIVlbHu4ggk9Va4Pgcb0gzQx1le0VO4RIJ9lVF9t9ttlVV9Ko1j9SQWA78Eucuav9h3hckhZGqr*xOgzXbzKzKRe2gPlkpM8Z0Yf1RTrVHvaKvu4ZrVUtGiTFAcOYPNYMQhkiT0G9fWyI3UT22I4Qn-65X5cEiZb3YMYNrlhrE-Tm59EBP6v3DeRKtg3aws1f015R8d0YXKcHdC*UCmPdUFTDWdNbdc2N0o3aCKt5ZP5zh-QND1-tNHU0JvkN9aNyMm55aHO71R8b1AXAC6c2pO**25rhl2Sm1oPZAEj8qnQmdFf9uMrAUwo9sBiq3GkpUMHwinDg1hzZeephAn83MewGsQVySWE5HJYoC9VU7xJvdFCQOlOS6DR7FJ*Pv2JioBcY0XYqxswuzBK-qTyw1rs1ElIwYaWitsFsbDThXQjv9VTPAAAf4DNb0al1HEzKTVMFM4s2qGAJIKxteVWKsfumuPTxCTtvQNQ&eurl%5B%5D=5KGeywgJCAlJHB9W0lRNX*ds50Czg8QVbuKKbNXar04OdN2FeUZ*X3PngLI> на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо - и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики. Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

.4 Последствия экономического кризиса в России. Обзор отрицательных и положительных аспектов воздействия кризиса на экономику России

Результатом кризиса для российской экономики может стать ликвидация целых отраслей промышленности и коренное изменение всего экономического ландшафта. К такому выводу приходят эксперты, изучающие динамику развития кризиса в России. По их мнению, кризис, начавшийся осенью 2008 года, будет затяжным. Вероятным сроком его завершения называют 2012-2013 гг. Для России это будет означать низкие цены на энергоносители, слабое наполнение бюджета, отсутствие инвестиций. Это неизбежно приведет к резкому ухудшению ситуации в таких технологически отсталых отраслях, как машиностроение. Серьезную угрозу кризисное состояние госбюджета несет и оборонной промышленности. Аналитики считают, что крайне низкий уровень менеджмента в отраслях оборонки не позволит предприятиям отрасли найти ответы, адекватные кризисным вызовам.

В связи с этим все чаще высказываются мнения о том, что России следует использовать кризис для пересмотра всей промышленной политики. Что под этим имеется в виду?

Во-первых, отход от тенденции к созданию госкорпораций, как от неэффективной и крайне затратной экономической модели.

Во-вторых, отказ от эволюционной формы модернизации промышленности. В условиях кризиса эта форма также становится непозволительной роскошью для бюджета страны.

Многие отрасли и отдельные предприятия нуждаются в коренной перестройке, для того, чтобы ее осуществить от части из них надо отказаться, а другую часть построить с нуля - на новой технологической базе с использованием современных принципов управления.

К отрицательным аспектам можно отнести следующие:

падение цен на нефть. Возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов;

произошло сокращение темпов роста российской экономики. Например, при росте экономики в 2007 году на 8,7%, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4,9% к соответствующему периоду прошлого года;

2008 год стал последним годом прироста трудоспособного населения. Это создаёт невозможность реализации экстенсивных проектов и трудности для Пенсионного Фонда;

сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства;

рост безработицы. Кризис коснулся уже каждого предприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочие недели. Некоторые компании проводят сокращение персонала.

Из положительных аспектов последствий финансового кризиса в России можно выделить следующие:

оживление предпринимательской инициативы;

замещение импортных товаров отечественными. Данные за первый месяц 2009 года показывают, что снижение импорта существенно превосходит сокращение экспорта из-за замедления внутреннего спроса на импортируемые товары. Так, в январе 2009 года падение физического объема импорта по отношению к январю 2008 года составило 40%, а экспорт за рассматриваемый период уменьшился только на 5,5%.

разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных;

повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю. Например, в ноябре 2009 года цены производителей на автомобильный бензин в среднем снизились на 2,5%. Удешевление бензина зафиксировано в 18 субъектах Российской Федерации (от 11,5% в Саратовской области до 0,1% в Красноярском крае).

Исследовав последствия финансового кризиса в России, я могу отметить, что наша страна оказалась неплохо подготовленной к такому повороту событий. Именно сегодня на фоне происходящего на мировых рынках хорошо видно, в какой степени решение накопить золотовалютные резервы, создать резервный фонд и фонд национального благосостояния было правильным. Это позволяет сегодня российским органам власти управлять кризисом. Однако не нужно забывать о том, что резервы лишь дают возможность проводить политику, направленную на ограничение влияния глобального кризиса на российскую экономику, а не защищают от него.

Таким образом, сегодня перед Правительством России стоит важная задача - продумать ряд антикризисных мер во всех сферах общественной жизни и осуществить их с минимальными потерями для страны и её населения.

Заключение

Россия переживает сейчас исключительно серьезный экономический кризис. Он является следствием долголетней деградации российской экономики и общественной жизни. Принимаемые государством и предпринимательским сообществом меры по его локализации пока крайне неэффективны, что говорит еще раз о низком качестве этих институтов. Этот кризис, который может затянуться на многие годы, ставит под вопрос существование сложившейся за последние 20 лет социально-экономической модели. Но легкого выхода из этого кризиса нет. При любой модели он потребует больших жертв от населения, прежде и больше всего состоятельного. И об этом общественность должна знать.

Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых решена, большинство сохранились, возникли новые. Все эти проблемы придется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.

Кризис развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен. Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную часть национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения экономической политики. Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.

Литература

1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 537 с.

. Колесов В.П. Международная экономика: учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков. - М.: ИНФРА-М, 2004 - 474 с.

. Гурин А. Российские компании в качестве инвесторов на международных рынках / А.Гурин // Банковское дело. - 2008 - № 6 - С. 88-92

. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала. Инвестиционная политика зарубежных стран: учеб. / Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. М.: Экономистъ, 2004 - 367 с.

. Международные экономические отношения: учеб. / А.Н. Каменский, А.С. Мухаметшин, В.Ю. Пресняков [и др.]; под ред. И. П. Фаминского. М.: Экономистъ, - 2004 - 878 с.

. Френкель А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции / А. Френкель // Проблемы и теории практики управления. - 2008 - № 9 - С. 76-89.

. region.mcnip.ru -научный журнал «Региональная экономика и управление».

. ruseconomy.ru - сайт журнала «Экономика России: XXI век».

. Афонцев С.А., Иванова Н.И., Королев И. С. Мировой опыт антикризисной политики: Уроки для России - М.: ИМЭО РАН, 2009 - с. 117-119.

. Лисанский А.В., Аленовская Е.Е. Управление экономического анализа и прогнозирования - М.: ЦБ РФ, 2010 Гл. 1.

. Моргунов В.И., Чумаченко А.М. Обзор финансовой стабильности за 2009 год - М.: ЦБ РФ, 2010 - с. 8-10.

. Долгополов Д.С. Перспективы участия России в мировом движении капитала. // Финансовый бизнес, №6, 2009 - с. 68-79.

Похожие работы на - Международное движение капитала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!