Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА





КУРСОВАЯ РАБОТА

Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации










Санкт-Петербург

Содержание

Введение

. Анализ безубыточности при оценке эффективности инвестиционных проектов

. Маржинальный анализ прибыли по факторам

. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

. Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности

. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа

. Характеристика механизма управления затратами на производство продукции

. Взаимосвязь систем управленческого учет (анализа): стандарт-кост и директ-костинг

Практические задания

Список литературы

Введение

Финансовый анализ - важный инструмент финансового менеджмента и аудита. Практически все участники рыночной экономики применяют методы финансового анализа для принятия как тактических, так и стратегических решений.

Финансовый анализ - анализ финансовых показателей, которые отражают финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации.

Финансовые показатели в значительной степени содержатся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, поэтому под финансовым анализом принято понимать «внешний» финансовый анализ по данным публичной финансовой отчетности, что сужает его рамки, так как не вся финансовая информация организации отражена в отчетности.

Так называемый «внутренний» финансовый анализ, который использует как информационную базу данных не только публичной отчетности, но и внутрихозяйственной отчетности, а также бухгалтерского учета, имеет значительно большую возможность проникнуть в тайны хозяйственной (экономической) деятельности организации. Такой финансовый анализ для финансового менеджера и главного бухгалтера организации выступает как часть управленческого анализа, цель которого - принимать обоснованные управленческие решения по проблемам финансово-хозяйственной деятельности, а для аудитора - как информационная база, более широкая, нежели отчетность.

В данной курсовой работе будут рассмотрены финансовые анализы, примененные к организации ОАО «Электроэнергия». С помощью финансовой отчетности данной организации мы сможем рассчитать факторный анализ динамики прибыли от продаж двумя методами и факторный анализ рентабельности продукции; порог рентабельности (точки безубыточности) и запас финансовой прочности, а также сделать выводы и обобщить результаты.

1. Анализ безубыточности при оценке эффективности инвестиционных проектов

Для сохранения и умножения капитала предприятия должны избегать существенных ошибок при принятии управленческих решений о разработке и реализации инвестиционных проектов. И до начала реализации инвестиционного проекта проверяется обоснованность имеющихся расчетов его эффективности, учитываются возможные изменения уровня цен, величины затрат, продолжительности эксплуатации производственного объекта и другие факторы. Для снижения риска инвестиционных расходов в условиях неопределенности необходимо проводить анализ безубыточности и динамичности при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Одним из важных ориентиров при оценке риска инвестиционных расходов выступает определение точки безубыточности. Чем больше величина выпуска продукции в точке безубыточности, тем выше риск реализации инвестиционного проекта, так как до обеспечения необходимого уровня рентабельности необходимо выпустить и реализовать достаточно большое количество продукции. Экономический анализ безубыточности и динамичности инвестиционных проектов осуществляется в четыре этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности (порог рентабельности). Второй этап заключается в определении коэффициента использования производственной мощности в точке безубыточности продукции. Третий этап состоит в определении выручки от реализации продукции и переменных затрат на ее изготовление при условии использования мощности на 100 %. На четвертом этапе производится анализ динамичности инвестиционного проекта и осуществляется расчет минимальной договорной цены продажи, при которой выручка от реализации продукции будет равна затратам на ее изготовление при условии сто процентного использования производственной мощности. На первом этапе рассчитываем, какое количество реализованной продукции необходимо для обеспечения ее безубыточности: К= величина годовых постоянных затрат/(договорная цена за единицу продукции - ставка переменных затрат на единицу изделия).

Таким образом, можем понять какое количество единиц продукции необходимо выпустить и реализовать для достижения порога рентабельности.

На втором этапе определим коэффициент использования производственной мощности (Ки.м %) в точке безубыточности продукции.

Расчет проводится по формуле:

Ки.м, % = К / Кmax × 100,

Где, К - количество выпущенной и реализованной продукции, соответствующее точке безубыточности, ед.; Кmax - количество продукции,

которое предусматривается в инвестиционном проекте при полном использовании мощности, ед.

На третьем этапе проводится расчет выручки от реализации

продукции «А» (Вр) и переменных затрат на ее изготовление (Зпер.)

при условии, что производственная мощность используется на 100 %:

Вр = Кmax × ЦA

Зпер.A = Кmax × зпер.A,

где ЦA - договорная цена единицы продукции «А», р.; Зпер.A - переменные затраты на единицу продукции «А», р.

С помощью информации о выпуске продукции и переменных затратах на ее изготовление при стопроцентном использовании мощности

можно рассчитать коэффициент использования производственной мощности в точке безубыточности, используя следующую формулу:

Kи.м = [Зпост / (Вр - Зпер.A)] × 100,

Коэффициент использования производственной мощности в точке безубыточности, рассчитанный с применением стоимостных показателей, одновременно отражает, какой процент занимают постоянные затраты по отношению к сумме постоянных затрат и прибыли (маржинальному доходу) при стопроцентном использовании мощности.

Коэффициент использования мощности в точке безубыточности отражает такой уровень выпуска продукции, при котором сумма постоянных и переменных расходов равна стоимости выпущенной и реализованной продукции.

На четвертом этапе проводится анализ динамичности инвестиционного проекта на основе расчета коэффициента использования

производственной мощности с применением стоимостных показателей. При данном анализе выявляется влияние изменения договорных цен, переменных и постоянных затрат на изменение точки безубыточности и вследствие этого, на изменение пропорций между постоянными и переменными затратами. Анализ осуществляется путем изменения значений показателей.

и.м = [Зпост / (Вр - Зпер.А)] × 100 =

= [Зпост / (Kmax × ЦA - Кmax × зпер.Ф)] × 100.

Далее необходимо произвести расчет минимальной договорной цены, при которой выручка от реализации продукции будет равна затратам на ее изготовление при условии использования производственной мощности на сто процентов.

Расчет осуществляется по формуле:

Вр = Kmax × ЦminА = Kmax × Зпер.А + Зпост,

Где, ЦminА - минимальный уровень договорной цены при нулевом уровне рентабельности и стопроцентном использовании мощности, р.

Следовательно, можно определить влияние изменения переменных и постоянных затрат на предельную величину выпуска продукции, ниже которой ее реализация будет убыточной.

Отсюда минимальный уровень договорной цены составит:

Цmin.А = (Kmax × зпер.А + Зпост) / Kmax

Сравнение минимальной договорной цены с проектным уровнем

позволяет рассчитать запас надежности инвестиций (Зн.и) или возможный процент снижения проектной цены до уровня нулевой рентабельности, или до уровня, на котором выручка от реализации будет равна сумме переменных и постоянных затрат.

Таким образом, определяется риск инвестора вложения капитала в нерентабельный инвестиционный проект.

Затем рассчитаем возможные изменения в массе прибыли в зависимости от изменения уровня цены. Расчет осуществляется по следующей формуле:

П = Зн.и × ЦА × Kmax / 100,

где П - масса прибыли, которую ожидает получить инвестор при соответствующем значении запаса надежности, р.

Запас надежности относительно возможного увеличения реализации продукции определяется по формуле:

ΔВр = (100 - Kи.м) × ЦА × Kmax / 100,

где ΔВр - потенциальный прирост выпуска и реализации продукции, при условие, что проектная мощность используется на сто процентов, р.

Затем в ходе дальнейшего анализа выявляется влияние изменения производственных затрат на точку безубыточности по формуле:

ТБ = Зпост / [Вр - (Зпер + ΔЗпост)] × 100,

где ТБ - точка безубыточности инвестиционного проекта при соответствующем изменяющемся уровне переменных затрат и стопроцентном использовании мощности, %; Вр - выручка от реализации продукции при стопроцентном использовании мощности по выпуску продукции и при проектном уровне договорной цены,ΔЗпост - возможное увеличение постоянных расходов.

Проведение данного анализа безубыточности при оценке эффективности инвестиционных проектов позволяет инвестору определить ряд точек безубыточности и коэффициенты использования производственной мощности, что позволяет точно охарактеризовать рентабельность инвестиционного проекта.

. Маржинальный анализ прибыли по факторам

Важным показателем для финансового и производственного планирования и основной категорией маржинального анализа является маржинальная прибыль (доход). Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Также, маржинальный доход-это предельная прибыль предприятия от производства и продажи каждого вида продукции. Чем выше уровень маржинальной прибыли, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный анализ прибыли предприятия позволяет предпринимателю, руководству достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. В маржинальный анализ должно быть включено изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек.

Методика маржинального анализа прибыли позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями, влияющими на прибыль, и точнее измерить влияние различных факторов на формирование финансового результата. Прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при которых финансовый результат будет равен нулю;

установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении «затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:

необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Методика маржинального анализа прибыли

Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

Методика факторного анализа прибыли, применяемая в нашей стране, предполагает использование следующей модели:

П = VРП(p - с),

где VРП - физический объем продаж; р - цена реализации; с - себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. В основном, при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П = VPП (р - b) - А,

где р - цена изделия; b - переменные затраты на единицу продукции; А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное - посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях производства нескольких видов продукции, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию, можно использовать следующую модель:


Преимущество методики маржинального анализа прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности - такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспечивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, выпускающих различный ассортимент продукции, т.е. являющихся многономенклатурными.

В качестве примера рассмотрим методику определения точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, отражающую наиболее распространенный подход к решению этой задачи.

Точку безубыточности в натуральном выражении предлагается рассчитывать двумя способами. По первому способу для определения точки безубыточности рассчитывается коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (Зпост) и маржинального дохода (Дм) от реализации всего ассортимента продукции за анализируемый период:

 (3.1)

Тогда для i-го вида продукции объём продаж, обеспечивающий безубыточность (Ккрi), можно определить как произведение коэффициента КТ на объём продаж i-го вида продукции за анализируемый период в натуральном выражении (кi).

Ккрi = Кт * кi  (3.2)

По второму способу расчёт точки безубыточности ведется в стоимостном выражении, т. е. определяется величина выручки от реализации в точке безубыточности (Вкр).

Вкр = Зпост/Кдм = Зпост/Дм * Вр, (3.3)

Кдм = Дм/Вр.,  (3.4)

где Кдм - коэффициент маржинального дохода;

Вр - выручка от реализации всего продаваемого ассортимента, руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi  (3.5)

Ккрi = Ккр * кi, (3.6)

где цi - цена единицы продукции i-гo вида, руб.;

Ккр - коэффициент, отражающий соотношение объёма реализации в точке безубыточности к общему объёму реализации.

Недостатком предлагаемой методики является предположение, что структура производства и реализации продукции, сложившаяся в рассматриваемом периоде, сохранится в перспективе, что маловероятно, поскольку меняется спрос, объём заказов, номенклатура изделий.

Рассмотрим расчёт точки безубыточности для многономенклатурного предприятия на примере, исходные данные для которого отражены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные для расчёта точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели

Количество, единиц

Цена единицы, руб.

Стоимость, руб.

1. Продажи

1.1 Продукция А

450

162

72900

1.2 Продукция Б

720

180

129600

1.3 Продукция В

900

63

56700

1.4 Продукция Г

180

2160

388800

1.5 Итого

2250

х

648000

2. Переменные затраты

2.1 Продукция А

450

90

40500

2.2 Продукция Б

720

135

97200

2.3 Продукция В

900

36

32400

2.4 Продукция Г

180

1620

291600

2.5 Итого

2250

х

461700

3. Маржинальный доход

Всего (стр. 1.5 - стр. 2.5)

186300

4. Общие постоянные затраты

243000


Рассчитаем точку безубыточности по первому способу, используя формулы (3.1) и (3.2):

КТ = Зпост/Дм = 243000/186300 = 1,304

Ккрi = КТ * кi

КкрА = 1,304 * 450 = 586,8 ед.

КкрБ = 1,304 * 720 = 938,9 ед.

КкрВ = 1,304 * 900 = 1173,6 ед.

КкрГ = 1,304 * 180 = 234,7 ед.

Проведём расчёт точки безубыточности по второму способу, используя формулы (3.3), (3.4), (3.5), (3.6):

Кдм = Дм/Вр = 186300/648000 = 0,2875

Вкр = Зпост/Кдм = 243000/0,2875 = 845217,39 руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi = 845217,39 /648000 = 1,304

Ккрi = Ккр * кi

КкрА = 1,304 * 450 = 586,8 ед.

КкрБ = 1,304 * 720 = 938,88 ед.

КкрВ = 1,304 * 900 = 1173,6 ед.

КкрГ = 1,304 * 180 = 234,7 ед.

Для проверки правильности проведённых расчётов можно использовать таблице 2.

Таблица 2

Проверка правильности расчётов точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели

А

Б

В

Г

Всего


Ед.

Итого

Ед.

Итого

Ед.

Итого

Ед.

Итого


1. Выручка от реализации

162

95061,6

180

 168998,4

63

 73936,8

2160

 506995,2

  844992

2. Переменные затраты

90

52812

135

 126748,8

36

42249,6

1620

 380246,4

 602056,8

3. Маржинальный доход

72

42249,6

45

 42249,6

27

31687,2

540

 126748,8

 243000

4. Общие пост. расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

243000

5. Прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

0


По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

Для достижения безубыточного функционирования предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 586,8 единиц, продукцию Б объёмом не менее 938,88 единиц, продукцию В объёмом не менее 1173,6 единиц, продукцию Г объёмом не менее 234,72 единиц.

Третий способ определения безубыточного объёма осуществляется путем распределения постоянных затрат между видами продукции пропорционально переменным затратам.

Определение безубыточного объёма производства может осуществляться в несколько этапов. На первом из них общая сумма постоянных затрат распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения, за которую в данном случае принята величина переменных затрат. На втором этапе рассчитывается безубыточный объём производства и реализации по каждому виду продукции (Ккрi) по формуле:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi), (3.7)

где Зпостi - сумма постоянных расходов, относящихся к i-му виду продукции, руб.

Такой подход устраняет отмеченный выше недостаток и позволяет решить задачу определения безубыточного объёма продаж предприятия с многономенклатурным производством.

Проведём расчёт по данному методу, используя данные табл.1.

Распределим постоянные затраты пропорционально переменным затратам между видами продукции: (стоимость продукции i-ого стоимости по переменным затратам * постоянные затраты).

А = 40500/461700 * 243000 = 21315,79 руб.

Б = 97200/461700 * 243000 = 51157,89 руб.

В = 32400/461700 * 243000 = 17052,63 руб.

Г = 291600/461700 * 243000 = 153473,7 руб.

. Проведём расчёт точки безубыточности по каждому виду продукции:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.8)

КкрА = 21315,79/(162 - 90) = 21315,79/72 = 296,05 ед.

КкрБ = 51157,89 /(180 - 135) = 51157,89 /45 = 1263,16 ед.

КкрВ = 17052,63 /(63 - 36) = 17052,63 /27 = 631,58 ед.

КкрГ = 153473,7 /(2160 - 1620) = 153473,7 /540 = 284,21 ед.

Проверка правильности расчётов проведена в таблице 3.

Таблица 3

Проверка правильности расчётов точки безубыточности по каждому виду продукции

Показатели

А

Б

В

Г

Всего


Ед.

Итого

Ед.

Итого

Ед.

Итого

Ед.

Итого


1. Выручка от реализации

162

47960,1

180

227368,8

63

39789,54

2160

613893,6

929012

2. Переменные затраты

90

26644,5

135

170526,6

36

22736,88

1620

460420,2

680328,2

3. Маржинальный доход

72

 21315,6

45

 56842,2

27

 17052,66

540

 153473,4

 243000

4. Общие пост. расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

243000

5. Прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

0


По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

По данному методу для достижения безубыточности работы всего предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 296,05 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1136,84 единиц, продукцию В объёмом не менее 631,58 единиц, продукцию Г объёмом не менее 284,21 единиц.

. Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности

К факторам, которые влияют на критический объём продаж, относятся:

цена единицы продукции;

переменные затраты на единицу продукции;

постоянные затраты на единицу продукции;

постоянные затраты.

Взаимосвязь перечисленных факторов и обобщающего показателя можно выразить следующей уже известной формулой:

Ккр = 3пост/(цi - Зперi) (4.1)

Если рассматривать последовательно изменение значения только одного из перечисленных факторов, то точка безубыточности будет рассчитываться следующим образом.


Вкр(ц) = 3пост0/(ц1 - 3пер0), (4.2)

где Вкр(ц) - объём реализации в точке безубыточности при цене (ц1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт отклонений в цене реализации (∆Вкр(ц)) составит:

∆Вкр(ц) = Вкр(ц1) - Вкр(ц0),  (4.3)

где Вкр(ц1) и Вкр(ц0) - объёмы реализации в точке безубыточности при ценах ц1 и ц0, руб.

При изменении переменных затрат на единицу продукции точка безубыточности составит:

Вкр(пер) = Зпост0/(ц0 - Зпер1),  (4.4)

где Вкр(пер) - объём реализации в точке безубыточности при переменных затратах (пер1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт изменения переменных затрат на единицу продукции (∆Вкр(пер)) равняется:

∆Вкр(пер) = Bкр(пep1) - Вкр(пер0), (4.5)

где Bкр(пep1) и Вкр(пер0) - объёмы реализации в точке безубыточности при уровне переменных затрат до реализации мероприятия (пер0) и после реализации мероприятия (пер1), руб.

При изменении постоянных затрат точка безубыточности будет равняться:

Ккр(пост) = Зпост1/(ц0 - Зпер0), (4.6)

где Вкр(пост) - объём реализации в точке безубыточности при постоянных затратах (Зпост1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт изменения постоянных затрат (∆Вкр(пост)) составляет:

∆Вкр(пост) = Вкр(пост1) - Вкр(пост0)  (4.7)

Влияние перечисленных факторов на точку безубыточности можно проанализировать. Очевидно, что наиболее чувствительно точка безубыточности реагирует на изменение продажной цены единицы продукции. При этом указанные показатели находятся в обратной зависимости. Если предприятие работает в режиме, близком к его полной производственной мощности, то его руководство практически не имеет возможности управлять ценой в сторону ее понижения, поскольку объём продаж, который необходим для обеспечения окупаемости затрат, резко увеличивается и может выйти за рамки производственных мощностей предприятия. При низкой загрузке мощностей предприятия снижение цены продажи может рассматриваться как фактор, способный повысить прибыльность работы предприятия за счёт возможного увеличения выпуска и реализации продукции. Высока также чувствительность точки безубыточности к изменению переменных затрат на единицу продукции. Между данным фактором и обобщающим показателем имеется прямая зависимость. Даже незначительный рост переменных затрат отрицательно сказывается на результатах работы предприятия.

Увеличение постоянных затрат приводит к более высокому уровню точки безубыточности и наоборот.

Проведение анализа влияния на точку безубыточности одного изделия всех факторов осуществляется с использованием приема цепных подстановок в определенной последовательности. При этом показатели с индексом 0 обозначают значения базисного периода, а с индексом 1 - текущего (отчетного). Сначала определяется изменение точки безубыточности за счёт изменения уровня постоянных затрат, затем за счёт изменения цен продажи и за счет изменения переменных затрат на единицу изделия.

Ккр(усл1) = Зпост1/(ц0 - Зпер0) (4.8)

Ккр(усл2) = Зпост1/(ц1 - Зпер0) (4.9)

Ккр(услЗ) = Зпост1/(ц1 - Зпер1) = Ккр1  (4.10)

Изменение точки безубыточности составит за счет изменения:

а) суммы постоянных затрат Ккр(усл1) - Ккр0;

б) цены реализации продукции Ккр(усп2) - Ккр(усл1);

в) переменных затрат Kкр(ycл3) - Ккр(усл2).

Для предприятий с многономенклатурным производством анализ влияния факторов на безубыточный объём продаж должен учитывать и структурные сдвиги в ассортименте продукции. Учёт влияния изменений в ассортименте продукции в стоимостном выражении проводится по следующей формуле:кp = Зпост/∑(yi * (цi - Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 - Зперi/цi), (4.11)

где уi = кi * цi/∑(кi * цi) - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки от реализации;

Зпост - постоянные затраты, руб.

Зперi - переменные затраты i-го вида продукции, руб.

цi - цена i-го вида продукции, руб.

Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия проведём по исходным данным, аккумулированным в таблице 5.

Таблица 5

Исходные данные для расчёта влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия

Показатели

По плану

Фактически

Постоянные затраты предприятия, тыс.руб.

3000

3600

Удельные переменные затраты, тыс.руб.



Изделие А

30

32

Изделие Б

40

36

Изделие В

34

38

Цена реализации единицы, тыс.руб.



Изделие А

44

42

Изделие Б

48

46

Изделие В

42

50

Количество реализованной продукции, единиц



Изделие А

70

90

Изделие Б

110

70

Изделие В

50

70

Удельный вес в общей сумме выручки



Изделие А

0,27

0,35

Изделие Б

0,44

0,38

Изделие В

0,29

0,27



Bкp = Зпост/∑(yi * (цi - Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 - Зперi/цi) (4.12)

.Определим уровень точки безубыточности в стоимостном выражении составит по плановым данным (Вкр0):

 

. Определим уровень точки безубыточности в стоимостном выражении по фактическим данным (Вкр1):


. Определим изменение точки безубыточности (∆Вкр):

∆Вкр = Вкр1 - Вкр0 = 15601,84 - 13987,28 = 1614,56 тыс. руб.

Расчёт влияния по факторам проведём способом цепных подстановок в следующей последовательности.

. Определим влияние изменений в объёме реализации и структуре продукции:

по продукции А:

Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции А составляет:

∆В∆уА = Вусл1 - Вкр0 = 12503,38 - 13987,28 = -1483,9 тыс. руб.

по продукции Б:

 

Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции Б:

∆В∆уБ = Вусл2 - Вусл1 = 13047,16 - 12503,38 = 543,78 тыс. руб.

по продукции В:


Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции В:

∆В∆уВ = Вусл3 - Вусл2 = 13266,97 - 13047,16 = 219,81 тыс. руб.

Итого по фактору изменений в объёме и структуре продукции влияние на точку безубыточности составляет:

,9 + 543,78 + 219,81 = -720,31 тыс. руб.

. Рассмотрим влияние фактора удельных переменных затрат на точку безубыточности в стоимостном выражении.

по продукции А:


Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции А равно:

∆В∆ЗперА = Вусл4 - Вусл3 = 14271,01 - 13266,97 = 1004,04 тыс. руб.

по продукции Б:

=

Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции Б равно:

∆В∆ЗперБ = Вусл5 - Вусл4 = 10966,93 - 14271,01 = -3304,08 тыс. руб.

по продукции В:


Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции В равно:

∆В∆ЗперВ = Вусл6 - Вусл5 = 12104,80 - 10966,93 = 1137,88 тыс. руб.

Итого по фактору изменения удельных переменных затрат влияние на точку безубыточности составляет:

,04+ (-3304,08) + 1137,88 = -1162,16 тыс. руб.

. Рассмотрим влияние фактора изменения цены реализации продукции.

по продукции А:


Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции А равно:

∆В∆цА = Вусл7 - Вусл6 = 14702,45 - 12104,80 = 2597,65 тыс. руб.

по продукции Б:

 

Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции Б равно:

∆В∆цБ = Вусл8 - Вусл7 = 15653,02 - 14702,45 = 950,57 тыс. руб.

по продукции В:

=

Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции В равно:

∆В∆цВ = Вусл9 - Вусл8 = 13001,53 - 15653,02 = -2651,49 тыс. руб.

Итого по фактору изменения цены реализации влияние на точку безубыточности равно:

,65 + 950,57 + (-2651,49) = 896,73 тыс. руб.

. Определим влияние изменения постоянных затрат на изменение точки безубыточности:


∆В∆Зпост = Вкр1 - Вусл9 = 15601,84 - 13001,53 = 2600,31 тыс.руб.

Проведем проверку вычислений:

∆Вкр = Вкр1 - Вкр0 = ∆В∆уА + ∆В∆уБ + ∆В∆уВ + ∆В∆ЗперА + ∆В∆ЗперБ + ∆В∆ЗперВ + ∆В∆цА + ∆В∆цБ + ∆В∆цВ + ∆В∆Зпост = (-720,31)+(-1162,16)+2597,65+950,57+

+(-2651,49)+2600,31= 1614,57 тыс. руб.

В целом по предприятию изменения точки безубыточности составили:

снижение за счёт изменений в объёме и структуре продукции - на 1004,04 тыс. руб.;

снижение за счёт изменения удельных переменных затрат - на 1162,16 тыс. руб.;

рост за счёт изменения цен реализации - на 896,73 тыс. руб.;

рост за счёт увеличения постоянных расходов - на 2600,31 тыс. руб.

Общее изменение составило: (-720,31)+(-1162,16)+2597,65+950,57+

+(-2651,49)+2600,31= 1614,57 тыс. руб.

Вывод: На анализируемом предприятии основной причиной, вызвавшей отклонение фактической выручки от реализации от плановой величины, стало увеличение постоянных расходов. За счёт этого фактора точка безубыточности возросла на 2600,31 тыс. руб.

. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа

Для предприятий, стремящихся к повышению эффективности хозяйственной деятельности, необходимо разработать действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной величины прибыли. Однако добиться этого возможно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).

Экономической наукой разработаны в рамках маркетингового анализа достаточно надежные требования к обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимально возможной величины прибыли. Главным условием применения этих подходов является предварительное деление затрат на постоянные и переменные. Чтобы обосновать управленческое решение по реализации конкретных мероприятий, необходимо придерживаться этих требований, что означает:

учесть ограничения, обусловленные производственной мощностью предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, а также учесть потребности рынка в каждом товаре, с учетом этих ограничений производить корректировку планов, заключать договоры с поставщиками материальных, технических и энергетических ресурсов, а также формировать портфель заказов на выпускаемую продукцию;

оценить, как изменится ситуация на рынке при увеличении выпуска одних товаров и снижения производства других, составить прогноз на то, как будут реагировать конкретные заказчики (потребители) на изменения в ассортименте и объеме выпускаемой продукции;

провести экономический анализ по изменению прибыли и себестоимости продукции и объему продаж в случае возможного снижения цен при одновременном увеличении выпуска продукции;

обосновать целесообразность максимально возможного увеличения выпуска изделий, имеющих высокую рентабельность и обеспечивающих большой вклад в формирование прибыли предприятия;

разработать наиболее обоснованный метод распределения косвенных расходов и постоянных затрат предприятия между отдельными видами продукции при многономенклатурном производстве;

провести детальную классификацию затрат на переменные и постоянные с последующим распределением постоянных затрат по видам продукции и по центрам ответственности за затраты.

Классификация затрат на постоянные и переменные и их распределение по видам продукции дает возможность проводить анализ безубыточности как отдельных продуктов, так и всего ассортимента, выпускаемой предприятием продукции. На основе экономического анализа в конечном итоге разрабатываются управленческие решения, направленные на увеличение прибыли предприятия.

Круг вопросов обоснования управленческих решений, которые можно решать с помощью системы директ-костинг и маржинального анализа, включает также проблемы обоснования ряда управленческих решений, среди которых можно выделить следующие:

обоснование принятия заказа по ценам ниже рыночных цен;

обоснование принятия решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;

решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты»;

выбор варианта капитальных вложений;

определение минимальной величины заказа.

Для получения максимальной прибыли организацией необходимо правильно поставить задачу и найти актуальное обоснование для принятия решения относительно данной организации.

. Характеристика механизма управления затратами на производство продукции

Себестоимость продукции отражает в денежном выражении стоимость производственных ресурсов, израсходованных (затраченных) на производство выпущенной продукции.

Представление о себестоимости продукции базируется на следующих положениях.

Себестоимость продукции - это затраты производственных и финансовых ресурсов, использованных для изготовления и выпуска продукции. Объем производственных ресурсов, использованных для создания и выпуска продукции, должен иметь денежную оценку, чтобы свести расход этих ресурсов к экономическому единству. Определение себестоимости продукции всегда соотносится с конкретными целями и задачами, которыми являются: оценка эффективности затрат на производство, обеспечение конкурентоспособности и рентабельности продукции, управление производственной деятельностью.

Предметом управления в данном случае являются затраты предприятия на производство продукции.

Важной отличительной характеристикой затрат в части, относимой на себестоимость продукции, является динамичность. В рыночной экономике периодически изменяются цены на приобретаемые сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, услуги транспорта, связи, затраты на оплату труда и пр. Обновляется выпускаемая продукция, изменяется ее структура, пересматриваются нормы и нормативы материальных и трудовых затрат. Все это отражается на себестоимости выпущенной продукции. В этой связи управлять затратами продукции и проводить экономический анализ следует с учетом всех изменений, происходящих в объеме, составе и направлениях затрат на производство продукции.

Следующая отличительная характеристика себестоимости продукции как предмета управления заключается в многообразии различных видов затрат, формирующих себестоимость продукции, способов ее калькулирования и распределения косвенных расходов.

Механизм управления затратами на производство продукции:

Управление себестоимостью на предприятии предполагает качественное выполнение всех функций управления, к которым относятся:

прогнозирование и планирование;

организация;

координация и регулирование;

активизация и стимулирование;

контроль;

учет;

экономический анализ.

Планирование и прогнозирование - это важнейшая часть всей системы управления затратами предприятия. Планирование подразделяется на долгосрочное и текущее. Задачей долгосрочного планирования является технико-экономическое обоснование ожидаемой эффективности затрат на производство новой продукции, исследование эффективности инноваций и инвестиций, направляемых на увеличение производственных мощностей предприятия. Наконец, это обоснование целесообразности затрат в НИОКР, разработку принципиально новых технологических процессов и средств автоматизации производства. Одновременно с этим прогнозируются возможные рынки сбыта продукции, объемы реализации, факторы риска и неопределенности, колебания цен, а также возможные изменения в реализации по определению состава затрат, относимых на себестоимость продукции, и по налогообложению.

Текущие планы конкретизируют и детально обосновывают реализацию ближайших целей предприятия, вытекающих из прогнозов. Текущее планирование отражает возможности ближайшего будущего, оно обосновывается в разрезе кварталов, а при необходимости, и месячных планов. В процессе текущего планирования обосновывается состав показателей, в разрезе которых рассчитывается себестоимость продукции, например затраты на один рубль продукции, себестоимость и рентабельность конкретных изделий, факторы, воздействующие на изменение себестоимости продукции.

В процессе планирования определяется уровень допустимых затрат, влияние реализуемых инвестиционных и инновационных проектов на себестоимость продукции. Наряду с этим рассчитывается влияние инфляции на экономические показатели себестоимости продукции.

Организация - необходимая функция управления затратами. Организация включает в себя определение объектов управления затратами, обоснование методов оценки выполнения планов по себестоимости, а также способов включения отдельных видов затрат производственных и финансовых ресурсов в себестоимость продукции. Данная функция предполагает разработку нормативных документов по установлению ответственных за управление затратами, т.е. кто из руководителей и менеджеров это делает, какими способами, какой информацией пользуется.

Организация процесса управления затратами включает определение мест возникновения затрат (центрам ответственности за соблюдение запланированных затрат). Наряду с этим разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и менеджеров, участвующих в управлении затратами, включая управление процессом разработки норм и нормативов затрат материальных, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, а также порядок их пересмотра.

Координация и регулирование - эта функция включает в себя оперативный технико-экономический анализ затрат на производство продукции, являющийся одним из видов экономического анализа. Главной задачей координации является мониторинг (повседневное наблюдение и контроль) за рациональностью использования производственных ресурсов, а также своевременное выявление причин, обусловивших отклонение фактических затрат от плановых. В процессе осуществления оперативного анализа выявляются текущие внутрипроизводственные резервы снижения себестоимости продукции, например путем хронометража трудовых операций рабочих сдельщиков или фотографии рабочего дня. Наряду с этим с целью обеспечения эффективного использования производственных ресурсов осуществляется классификация причин, обусловливающих отклонение фактических затрат от норм и нормативов и устанавливаются виновные в возникновении непроизводительных расходов.

Осуществление функции координации и регулирования предполагает не только реализацию процесса повседневного наблюдения и выявления причин отклонений фактического расхода от норм и нормативов. Этот процесс продолжается в необходимых случаях и в рамках функции организации производства и снабжения. Оперативный анализ, в отличие от ретроспективного и прогнозного, позволяет не только более глубоко изучить причины, обусловившие отклонения фактических показателей от плана, но и оперативно подготовить принятие управленческих решений, направленных на стабилизацию производственного процесса, например в случае отклонения по затратам электроэнергии или возникновения брака, нарушения технологических процессов.

Таким образом, отличительная особенность функции координации и регулирования заключается в том, что она максимально приближена во времени к моменту совершения хозяйственной операции. В системе оперативного анализа себестоимости продукции наиболее полно реализуется принцип управления по нормам и нормативам, который выражается в следующих положениях:

) ежедневная аналитическая работа, направленная на выявление причин, обусловивших отклонение фактических затрат от установленных нормами и нормативами по объекту учета, центру ответственности и местам возникновения затрат;

) систематический учет и анализ изменения норм и нормативов и отражение влияния такого изменения на себестоимость продукции, как в целом, так и по статьям калькуляции и элементам затрат;

) определение причин отклонения от норм, центров ответственности и виновников допущенных отрицательных отклонений от норм;

) представление результатов оперативного анализа для принятия управленческих решений, направленных на устранение негативно действующих, приводящих к удорожанию себестоимости факторов. Если в ходе оперативного анализа выясняется, что изменились условия выполнения бизнес-плана по себестоимости продукции в силу объективных причин, в план вносятся необходимые изменения. Своевременная координация деятельности работников, отвечающих за себестоимость продукции, и оперативное регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезных срывов в рентабельности его работы.

Активизация и стимулирование - это такая управленческая функция, которая предполагает разработку способов воздействий на участников процесса изготовления продукции и процесса формирования себестоимости, побуждающая соблюдать установленные нормы и нормативы затрат производственных ресурсов и находить возможности снижения себестоимости продукции. Нельзя стимулы к экономии затрат, соблюдению установленных норм расхода заменять наказанием за перерасход, допущенный по независящим от работника причинам. Вместе с тем только умелое сочетание материальных стимулов со штрафами за некачественное исполнение работы позволит обеспечить достижение основной цели предприятия - максимально возможная прибыль при снижении себестоимости, повышении качества и увеличении выпуска рентабельной продукции.

Функция контроля в системе управления затратами направлена на предотвращение финансовых санкций и штрафов со стороны государственных органов управления за нарушение законодательства по обоснованности отнесения затрат на себестоимость продукции, также заказчиков продукции за нарушение хозяйственных договоров по качеству продукции. Наряду с этим контроль на предприятии должен быть направлен на предотвращение ущерба предприятию из-за недобросовестного исполнения его работниками своих должностных обязанностей.

Учет как функция управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия управленческих решений, например при оценке стоимости материально-производственных запасов, списываемых на себестоимость продукции. Производственный учет входит в систему управленческого учета, позволяющего контролировать затраты на производство продукции и осуществлять экономический анализ по обоснованности и целесообразности этих затрат. Управленческий же учет является информационной базой, которая обеспечивает оперативное, тактическое, стратегическое, инновационное управление предприятием и его структурными подразделениями.

Система управленческого учета должна быть направлена на соизмерение затрат и результатов, обеспечение максимальной прибыльности выпускаемой и реализуемой продукции как в разрезе центров ответственности, так и по предприятию в целом. Управленческий учет дает возможность решать многочисленные проблемы деятельности предприятия на рынке и является основным источником информации экономического анализа для принятия руководством предприятия тактических и стратегических управленческих решений.

Выбор тактических решений стирается на систематически представляемые и своевременно получаемые сведения по центрам ответственности и конкретным видам продукции, которые служат основой для мобилизации внутрихозяйственных резервов в целях снижения издержек производства.

Экономический анализ как самостоятельная функция в системе управления затратами решает следующие основные задачи:

оценку обоснованности бизнес-плана по себестоимости продукции;

выявление факторов и причин, оказавших влияние на изменение себестоимости продукции;

выявление и мобилизацию резервов снижения себестоимости продукции;

подготовку и обоснование управленческих решений по эффективному использованию производственных и финансовых ресурсов с целью снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности выпущенной продукции.

Цель субъектов экономического анализа себестоимости продукции - дать максимально обоснованную и точную оценку достигнутого уровня в эффективности затрат на производство продукции и определить перспективы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

7. Взаимосвязь систем управленческого учет (анализа): стандарт-кост и директ-костинг

Основное содержание системы стандарт-кост заключается в разработке норм-стандартов, составлении стандартных калькуляций до начала производства и учете фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. Под стандартом в общем виде понимается количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат. «Кост» - это стоимостное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

Название «стандарт-кост» применяется для выражения себестоимости, установленной заранее по нормам и нормативам, в противоположность понятию фактической себестоимости, данные о которой собираются ретроспективно.

Влиять на рост доходности предприятия система стандарт-кост может благодаря тому, что позволяет:

своевременно обнаруживать наличие устранимых потерь;

предоставлять точные данные о произведенных затратах, на основании которых служба маркетинга может планировать объем продаж и устанавливать цены с таким расчетом, чтобы при данных условиях получить от этих операций наибольшую прибыль;

разрабатывать и внедрять мероприятия по использованию выявленных резервов.

Система стандарт-кост ориентирована на сравнение фактических расходов с нормативными и выявление отклонений по каждому центру ответственности, являющемуся подразделением предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения по управлению себестоимостью. Подобный подход повышает эффективность контроля за затратами. Действие системы стандарт-кост позволяет детально проанализировать отклонения себестоимости от ее заданных нормативных значений.

Директ-костинг можно определить как систему управленческого учета, базирующуюся на классификации затрат на постоянные и переменные и включающую учет затрат, результатов производственной деятельности, анализ затрат и результатов с целью принятия управленческих решений на основе исследования взаимосвязи себестоимости, цен, прибыли и объема продаж.

При работе в системе директ-костинг исходят из положения, что переменные затраты в аспекте контроля за их рациональностью требуют большего внимания, чем постоянные. Постоянные расходы, как правило, начисляются равными суммами за одинаковые промежутки времени. Такое разграничение делает управление себестоимостью более прозрачным, а отдельные виды затрат - более контролируемыми.

В настоящее время директ-костинг применяется в нескольких вариантах: классический директ-костинг, согласно которому калькулирование осуществляется по прямым (основным) затратам; система переменных затрат, в рамках которой калькулирование производится по переменным затратам, в которые включаются прямые расходы и переменные косвенные расходы; система многоступенчатого учета сумм покрытия - калькулирование осуществляется, включая все переменные расходы и часть постоянных.

Определение финансового результата деятельности по методу директ-костинг основано на исчислении маржинального дохода. Маржинальный доход по упрощенной схеме рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и переменными затратами.

Аналитические возможности системы директ-костинг расширяются при ее консолидации с элементами системы стандарт-кост. Это позволяет использовать в планировании, учете, калькулировании и анализе нормативные показатели затрат, прибыли, безубыточного объема производства и запаса финансовой прочности. Анализ отклонений фактических значений показателей от нормативных позволяет выявлять внутрипроизводственные резервы снижения издержек и увеличения прибыли предприятия. В результате синтеза систем директ-костинг и стандарт-кост появилась система «стандартный директ-костинг».

Взаимосвязь систем стандарт-кост и директ-костинг предполагает:

нормирование переменных (прямых и накладных) расходов;

контроль за уровнем постоянных расходов на уровне смет;

анализ влияния на прибыль, порог безубыточности, запас финансовой прочности предприятия отклонений фактических показателей от нормативных (сметных);

выявление факторов и резервов повышения эффективности деятельности предприятия

Практические задания

. Выполнить факторный анализ динамики прибыли от продаж по двум методам

Первый метод - факторный анализ производится только по данным отчета о финансовых результатах (табл. 10.1).

Второй метод - анализ производится по данным отчета о финансовых результатах с привлечением дополнительной информации о выручке от продажи и полной себестоимости, пересчитанных в цены и затраты базисного периода.

Установить возможности роста прибыли от продаж.

Первый метод

Рассчитать и дать оценку влияния на изменение прибыли от продаж следующих факторов:

) выручки от продаж;

) себестоимости продукции;

) коммерческих расходов;

) управленческих расходов.

Таблица 10.1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (тыс. р.)

№ п/п

Показатели

Код показателя отчета или порядок расчета

Фактически в базисном периоде

Фактически в отчетном периоде

Влияние изменения на динамику прибыли от продаж, ±

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

Стр.2110

52424

61387

8963

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Стр.2120

45832

 55213

 -9381

3

Коммерческие расходы

Стр.2210

0

0

0

4

Управленческие расходы

Стр.2220

869

1257

-388

5

Прибыль от продаж

Стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4

5723

4917

-806


П=В-С-КР-УР

Где,

П - прибыль

В-Выручка

КР - Коммерческие расходы

УР - Управленческие расходы

С - себестоимость

= 52424-45832-0-869 = 5723 (тыс. р.)

=61387-55213-0-1257 = 4917(тыс. р.)    

= В- В=61387-52424=8963 (тыс. р.)

=-(С- С)=-(55213-45832)=-9381 (тыс. р.)

=-(КР- КР)=0

=-(УР - УР)=-(1257-869)=-388 (тыс. р.)

=-= 4917-5723=-806 (тыс. р.)

Б.ф. проверка:=+++=8963-9381-388=-806 (тыс. р.)

Вывод: В отчетном периоде(2012г) по сравнению с базисным периодом(2011 г) произошло увеличение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 8963 т.р., также произошло снижение себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих расходов. Из-за спада себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на 9381т.р., управленческих расходов на 388 т.р. прошло снижение прибыли от продаж на 806т.р.

Второй метод

Рассчитать и дать оценку влияния на изменение прибыли от продаж следующих факторов:

) объема продаж;

) структуры продаж;

) себестоимости продукции (уровня затрат);

) цен на продукцию, реализуемую предприятием.

Таблица 10.2

Исходные данные для проведения анализа (тыс. р.)

№ п/п

Показатели

Фактически в базисном периоде (2011)

Отчетный период в ценах и затратах базисного периода (подстановки)

Фактически за отчетный период (2012)

1

2

3

4

5

1

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

52424

50524

61387

2

Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

46701

48389

56470

3

Прибыль от продаж  (стр.1 - стр.2)

5723

2135

4917


П=52424-46701=5723 (тыс. р.)

П1=61387-56470=4917 (тыс. р.)

△Пп△VП = Пп0 * (Iв - 1)

△Пп△VП =5723*(0,96376-1)= 5723*(-0,03624)=-207,4 (тыс. р.)в = / В0 в = 50524/ 52424 = 0,96376

) ∆П∆стр = ПВ01 - П0 * IB

∆П∆стр = 2135 - 5723 * 0,96376 = 2135-5515,6=-3380,6 (тыс. р.)

) ∆П∆с = - ((С1 - ∆ЦР) - )

∆П∆с = - ((56470 - 0) - 48389)= -8081 (тыс. р.)

) ∆П∆цп = В1 -

∆П∆цп = 61387-50524=10863 (тыс. р.)

Б.ф. проверка: ∆П=П1-П0=△Пп△VП + ∆П∆стр + ∆П∆с + ∆П∆цп=-207,4+(-3380,6)+(-8081)+10863=-806 (тыс. р.)

. Выполнить факторный анализ динамики прибыли от реализации продукции по методике маржинального анализа

Рассчитать и дать оценку влияния на изменение прибыли от продаж следующих факторов:

) объема продаж;

) структуры продаж;

) себестоимости продукции (уровня затрат);

) коммерческих и управленческих расходов;

) цен на продукцию, реализуемую предприятием.

Для анализа привлекаются кроме отчета о финансовых результатах сведения о выручке от продажи и полной себестоимости, пересчитанных в цены и затраты базисного периода - см. дополнительную информацию.

маржинальный анализ себестоимость рентабельность

Таблица 10.3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж тыс. р.

№ п/п

Показатели

За предыдущий год

За отчетный период

1

2

3

4

5

1

Выручка (нетто) от продаж

52424

50524

61387

2

Себестоимость продукции

45832

48389

55213

3

Валовая прибыль (стр.1 - стр.2)

6592

2135

6174

4

Коммерческие и управленческие расходы

869

×

1257

5

Прибыль от продаж (стр.3 - стр.4)

5723

2135

4917


△Пп△VП = Пп0 * (Iв - 1)

△Пп△VП =5723*(0,96376-1)= 5723*(-0,03624)=-207,4 (тыс. р.)

Iв = / В0         в = 50524/ 52424 = 0,96376

) ∆П∆стр = ПВ01 - ПВ0 * IB

∆П∆стр = 2135-6592*0,96376=-4218,11

) ∆П∆с = - ((С1 - ∆ЦР) - )

∆П∆с = - ((56470 - 0) - 48389)= -8081 (тыс. р.)

) ∆П∆кур = - (КиУР1 - КиУР0)

∆П∆кур = - (1257-869) = -388

) ∆П∆п = В1 -

∆П∆п = 61387-50524=10863

△Пп = Пп1 - Пп0

△Пп = 4917 - 5723 = -806

Б.ф.проверка = △Пп=-806=-207,4-4218,11-8081-388+10863

. Рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности

Таблица 10.4

Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) продаж и запаса финансовой прочности

№ п/п

Показатели

Код показателя отчета о финансовых результатах или порядок расчета

Отчетный период (2012)

Базисный период (2011)

Изменение, ±

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Стр.2110

61387

52424

8963

2

Условно-переменные затраты в себестоимости проданной продукции

Стр.2120

55213

45832

9381

3

Условно-постоянные затраты в себестоимости проданной продукции

Стр.2210 + стр.2220

1257

869

388

4

Себестоимость продаж

Стр.2 + стр.3

56470

46701

9769

5

Прибыль от продаж

Стр.2200 (стр.1 - стр.4)

4917

5723

-806

6

Валовая прибыль (маржинальный доход)

Стр.2100 (стр.1 - стр.2)

6174

6592

-418

7

Удельный вес валовой прибыли в выручке, %

10,0612,57-2,51




8

Порог рентабельности (точка безубыточности) продаж*

12495,036913,295581,74




9

Запас финансовой прочности:  - в тыс. р.

Стр. 1 - стр. 8

48891,97

45510,71

3381,26


- в % к выручке

79,6586,81-7,16





Проверка: объем минимальной выручки для покрытия:

- условно-переменных затрат: ;

условно-постоянных затрат: стр. 8 минус объем минимальной выручки для покрытия условно-переменных затрат (результат должен быть равен сумме по стр. 3).

объем минимальной выручки для покрытия условно-переменных затрат в отчетном периоде: 12495,03*55213/61387=11238,34

объем минимальной выручки для покрытия условно-постоянных затрат в отчетном периоде: 12495,03-11238,34=1256,7

объем минимальной выручки для покрытия условно-переменных затрат в базисном периоде: 6913,29*45832/52424=6043,99

объем минимальной выручки для покрытия условно-постоянных затрат в базисном периоде: 6913,29-6043,99=869,3

4. Выполнить факторный анализ рентабельности продукции

Рассчитать и дать оценку влияния на изменение рентабельности продукции следующих факторов:

) объема и структуры продаж (совместного влияния);

) себестоимости (уровня затрат) и изменения коммерческих и управленческих расходов (совместного влияния);

) цен на материальные ресурсы и на продукцию, реализуемую предприятием (совместного влияния).

Таблица 10.5

Исходные данные для анализа рентабельности продукции по факторам

№ п/п

Показатели

За предыдущий год

При объеме и структуре продаж отчетного года




При затратах и ценах предыдущего года

При затратах отчетного года





в ценах предыдущего года

в ценах отчетного года

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продаж

52424

50524

50524,28

61387

2

Полная себестоимость проданной продукции (ПСП)

46701

48389

46477,37

56470

3

Прибыль от продаж

5723

2135

4046,91

4917

4

Рентабельность продукции, % ()12,254,418,718,71






За предыдущий период:

ПП = ВП- ПСп=52424-46701=5723 (тыс.р.)П= ПП/ ПСп*100%=5723/46701*100%=12,25%

При объеме и структуре продаж отчетного года при затратах и ценах предыдущего года:

ПП = ВП- ПСп=50524-48389=2135 (тыс.р.)П=ПП/ ВП*100%=2135/48389*100%=4,41%

При объеме и структуре продаж отчетного года при затратах отчетного года, в ценах предыдущего года:

ВПV1= ВП /IЦП=61387/1,215=50524,28 (тыс.р.)

ПСП V1= ПС/ IЦП=56470/1,215=46477,37 (тыс.р.)

ПП V1= ВП-ПСП=50524,28-46477,37=4046,91 (тыс.р.)П V1= ПП V1// ПСП V1*100%=4046,91 /46477,37*100%=8,71%

При объеме и структуре продаж отчетного года при затратах отчетного года, в ценах отчетного года:

ПП1= ВП1- Сп1=61387-56470=4917 (тыс.р.)П1= ПП1// ПСП*100%=4917/56470*100%=8,71%

Вывод: значительно снизилась рентабельность продукции при объеме и структуре продаж отчетного года при затратах отчетного года, в ценах отчетного года(8,71%) по сравнению с рентабельностью предыдущего года (12,25%) из-за изменения прибыли от продаж. Таким образом снижение на 806 тыс.р. прибыли от продаж с 2011 года по 2012г. повлекло за собой упадок рентабельности продукции.

. Выполнить экономический анализ отклонений от норм расхода ресурсов, включаемых в себестоимость продукции, используя данные таблицы 10.6

Таблица 10.6

Исходные данные для проведения анализа

№ п/п

Показатели

По нормам (смете)

Фактически

1

Выручка от продаж, р.

4165000

3877500

2

Переменные затраты, р.

3350130

3440400

3

Маржинальный доход, р. (стр.1 - стр.2)

814870

437100

4

Цена реализации единицы продукции, р.

170

165

5

Количество продаж, шт.

24500

23500

6

Переменные затраты на единицу продукции, р. (), в том числе:136,74146,40



6.1

Материальные затраты

39,74

48

6.1.1

По материалу А - цена за 1 кг материала А, р. - количество материала А, кг

22,5 50 0,45

31,8 53 0,6

6.1.2

По материалу Б - цена за 1 кг материала Б, р. - количество материала Б, шт.

17,24 4,31 4

16,2 3,24 5

6.2

Затраты на оплату труда - ставка за 1 ч работы, р. - количество нормо-ч за единицу продукции

63 21 3

70,4 22 3,2

6.3

Переменные накладные расходы - ставка за 1 машино-ч, р. - количество машино-ч на единицу продукции

34 8,5 4

28 7 4

7

Маржинальный доход на единицу продукции, р. ()33,2618,6




Необходимые расчеты привести после таблицы.

. Обобщить результаты анализа и представить рекомендации по мобилизации резервов роста финансовых результатах и рентабельности коммерческой организации

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТОВ.

Бухгалтерский баланс

на

31 декабря

20

12

г.

 

Организация:

ОАО «Электроэнергия»

 

Вид экономической деятельности:

производство электроэнергии тепловыми станциями

 

Единица измерения: млн. р.

 

Наименование показателя

Код

На 31 декабря

На 31 декабря

На 31 декабря



20

12

г.

20

11

г.

20

10

г.

АКТИВ





I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Нематериальные активы

1110

46

-

-

Результаты исследований и разработок

1120

-

-

-

Нематериальные поисковые активы

1130

-

-

-

Материальные поисковые активы

1140

-

-

-

Основные средства

1150

68035

13394

10860

Доходные вложения в материальные ценности

1160

10

6

6

Финансовые вложения

1170

1654

556

2549

Отложенные налоговые активы

1180

304

138

128

Прочие внеоборотные активы

1190

16561

15160

18591

Итого по разделу I

1100

86610

29254

32134

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Запасы

1210

6426

2516

2402

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1220

78

33

119

Дебиторская задолженность, всего

1230

24250

9440

9179

в том числе: Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты:

1231

57

16

201

покупатели и заказчики

1232

21

9

122

прочие дебиторы

1234

36

7

79

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты:

1235

24193

9424

8978

покупатели и заказчики

1236

6567

2045

3382

авансы выданные

1237

11917

7306

5235

прочие дебиторы

1238

5709

73

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

68

2677

3405

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

338

3023

1541

Прочие оборотные активы

1260

6

22

47

Итого по разделу II

1200

31166

17711

16693

БАЛАНС

1600

117776

46965

48827

ПАССИВ





III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ





Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1310

21518

11873

11873

Собственные акции, выкупленные у акционеров

1320

(

4045

)

(

6

)

(


)

Переоценка внеоборотных активов

1340

211

211

215

Добавочный капитал (без переоценки)

1350

55633

24570

24570

Резервный капитал

1360

422

263

177

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

1963

1144

(

1955

)

Итого по разделу III

1300

75702

38055

34880

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА





Заемные средства

1410

26554

5000

-

Отложенные налоговые обязательства

1420

1744

420

477

Оценочные обязательства

1430

-

-

-

Прочие обязательства

1450

216

54

8

Итого по разделу IV

1400

28514

5474

485

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА





Заемные средства

1510

5554

-

9607

Кредиторская задолженность, всего

1520

7367

3291

3725

в том числе поставщики и подрядчики

1521

5962

2555

2621

авансы полученные

1522

32

43

14

задолженность перед персоналом организации

1523

277

130

125

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

1524

134

30

35

задолженность перед бюджетом

1525

345

322

632

задолженность участникам по выплате доходов

1526

4

-

-

прочие кредиторы

1527

613

211

298

Доходы будущих периодов

1530

11

6

6

Оценочные обязательства

1540

628

139

124

Прочие обязательства

1550

-

-

-

Итого по разделу V

1500

13560

3436

13462

БАЛАНС

1700

117776

46965

48827


Отчет о финансовых результатах

за 2012 г.

 

Организация:

ОАО «Электроэнергия»

 

Вид экономической деятельности:

производство электроэнергии тепловыми станциями

Единица измерения: млн. р.

 

Наименование показателя

Код

За 20

12

г.

За 20

11

г.

Выручка

2110

61387

52424

Себестоимость продаж

2120

(

55213

)

(

45832

)

Валовая прибыль (убыток)

2100

6174

6592

Управленческие расходы

2220

(

1257

)

(

869

)

Прибыль (убыток) от продаж

2200

4917

5723

Доходы от участия в других организациях

2310

-

-

Проценты к получению

2320

26

336

Проценты к уплате

2330

(

771

)

(

535

)

Прочие доходы

2340

1100

2108

Прочие расходы

2350

(

3406

)

(

3368

)

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

1866

4264

Текущий налог на прибыль

2410

(

39

)

(

1150

)

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2421

354

231

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

 (

761

)

57

Изменение отложенных налоговых активов

2450

73

10

Прочее

2460

-

-

Чистая прибыль (убыток)

2400

1139

3181

СПРАВОЧНО




Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2510

-

-

Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2520

-

-

Совокупный финансовый результат периода

2500

1139

3181

Базовая прибыль (убыток) на акцию

2900

0.0313

0.0972

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

2910




Отчет о движении денежных средств

за 2012 г.

 

Организация:

ОАО «Электроэнергия»

 

Вид экономической деятельности:

производство электроэнергии тепловыми станциями

 

Единица измерения: млн. р.

 

Наименование показателя

Код

За 2012 г.

За 2011 г.

Денежные потоки от текущих операций Поступления - всего

4110

61927

54002

В том числе: от продажи продукции, товаров, работ и услуг

4111

59468

52706

арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей

4112

132

73

прочие поступления

4119

2327

1223

Платежи - всего

4120

(58390)

(48193)

В том числе: поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги

4121

(50018)

(41650)

в связи с оплатой труда работников

4122

(2814)

(2016)

процентов по долговым обязательствам

4123

(860)

(542)

налога на прибыль организаций

4124

(1147)

(1045)

прочие платежи

4129

(355)

(2940)

Сальдо денежных потоков от текущих операций

4100

3537

5809

Денежные потоки от инвестиционных операций Поступления - всего

4210

2758

2736

В том числе: от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений)

7

14

от возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам)

4213

2723

2441

дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях

4214

6

281

прочие поступления

4219

22

-

Платежи - всего

4220

(11084)

(2457)

В том числе: в связи с приобретением и подготовкой к использованию внеоборотных активов

4221

(251)

(36)

в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам

4223

(12)

-

процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива

4224

(60)

-

расчеты, связанные с модернизацией, реконструкцией и новым строительством

4225

(9093)

(2082)

прочие платежи

4229

(1668)

(339)

Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций

4200

(8326)

279

Денежные потоки от финансовых операций Поступления - всего

4310

23997

23500

В том числе: получение кредитов и займов

4311

23997

23500

Платежи - всего

4320

(21891)

(28108)

В том числе: собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников

4321

(4045)

(6)

на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)

4322

(142)

-

в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов

4323

(17622)

(28100)

прочие платежи

4329

(82)

(2)

Сальдо денежных потоков от финансовых операций

4300

2105

(4608)

Сальдо денежных потоков за отчетный период

4400

(2684)

1480

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода

4450

3023

1541

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода

4500

339

3023

Величина влияния изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю

4490

-

2


Дополнительная информация по ОАО «Электроэнергия»

№ п/п

Показатели

Сумма, млн. р.



На 31 декабря 2011 г.

На 31 декабря 2012 г.

1

Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал

-

-

2

Займы и кредиты, использованные для формирования внеоборотных активов

254

-

3

Резервы сомнительных долгов

-

-

4

Сомнительная дебиторская задолженность (если резервы не создаются)

 338

 450

5

Неоправданная (просроченная) краткосрочная дебиторская задолженность

2880

1684

6

Неоправданная (просроченная) кредиторская задолженность - всего в том числе перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами

 417  -

 426  -



Базисный период

Отчетный период

7

Дивиденды (проценты) начисленные

0

160

8

Средняя стоимость остатков незавершенного строительства

3764

35467

9

Средняя стоимость неликвидных запасов и запасных частей для капитального ремонта

142

838

10

Средняя стоимость чистых активов

36473

56886

11

Выручка (нетто) от продажи продукции отчетного периода в ценах базисного периода

X

50524

12

Полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в затратах базисного периода

X

48389

13

Себестоимость проданной продукции отчетного периода в затратах базисного периода (условно-переменная)

X

47318

14

Индекс цен на проданную продукцию

X

1,215



Список литературы

1.      Грищенко О. Маржинальный анализ в диагностике финансово-хозяйственного состояния предприятия //Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №12. - С. 33-47.

.        Горeлик О.М. Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции //Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - №8. - С. 12-29.

.        Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - М.: Перспектива, 2009. - 576 с.

.        Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях: Учебное пособие. М.: Дело, 2006 - 145 с.

.        Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника - Центр, ЭЛЬГА, 2007. - 736 с.

.        Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - Москва: «Дело и сервис», 2007. - 234 с.

.        Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 1024 с.

.        Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния предприятия во взаимосвязи с его инвестиционной привлекательностью: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 250 с.

.        Крылов Э.И., Мальцева А.В., Марцулевич Л.М. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000. - 117 с.

.        Стоянова Е.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Похожие работы на - Маржинальный анализ себестоимости, прибыли и рентабельности коммерческой организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!