Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    113,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования









Курсовая работа

по дисциплине: Финансы предприятий

по теме: Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения


Исполнитель:

Гордеева Л.М.





Серов

Содержание

Введение

. Теоретические основы организации лизинга

.1 Содержание, субъекты и объекты лизинга

.2 Особенности участия банка в лизинге

. Современные тенденции развития банковского лизинга в РФ

.1 Анализ развития банковского лизинга в России

. Направления и перспективы развития лизинга в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Любое предприятие на любой стадии его развития и жизненного цикла от рождения до зрелости нуждается в средствах финансирования. Получить эти средства для инвестирования наиболее выгодным образом - важнейшая задача работы руководителя предприятия.

Для решения данной проблемы рынок изобрел механизм лизинга -финансовой аренды, когда внешнее финансирование происходит не за счет получения кредита на какой-то конкретный проект, а за счет предоставления необходимых предприятию средств осуществления данного проекта. При этом само предприятие не является непосредственным хозяином средств и орудий труда, полученных по лизингу. Хозяином средств является организация, предоставившая их лизингополучателю в аренду.

Лизинговые операции принадлежат к широкому спектру видов операций коммерческих банков. Не смотря на то, что они могут проводиться не только банками, последние являются наиболее мощными кредиторами лизинга, а потому имеют наибольшее значение для характеристики этих операций. Лизинг представляет собой особую, форму перспективного финансирования капиталовложений. Лизинг является хорошей альтернативой банковскому кредитованию, и предполагает использование своих собственных финансовых ресурсов. Лизинг становится самой перспективной формой аренды, которая широко используется в западных странах.

Актуальность данной работы заключается в развитии лизинга в России, а также недостаточном освещении теории и практики осуществления данных операций.

Целью работы является исследование современных тенденций развития лизинга как способа финансирования деятельности корпорации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

-   раскрыть теоретические аспекты осуществления лизинга;

-       провести анализ современных тенденций развития лизинга в РФ;

-       осуществить оценку участия Уральского банка ОАО «Сбербанк России» в лизинговом бизнесе;

-       отразить перспективы развития лизинга в РФ.

Объект исследования - Уральский банк Сбербанка России.

Предмет исследования - проблемы и перспективы лизинга в России.

Организационно-экономические вопросы лизинга широко освещены в российской науке такими исследователями как Берник В.Р., Брызгалин А.В., Васина И.Г., Горемыкин В.А., Новиков A.M., Лаврушин О.И., Лещенко М.И., Михайлова Н.П., Овчаров Д.И. и другие.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы организации лизинга

.1 Содержание, субъекты и объекты лизинга

Под лизингом в общем случае понимают имущественные (финансово-экономические и правовые) отношения, которые начинаются с того, что одно юридическое или физическое лицо (потенциальный получатель лизинга, пользователь) обращается к другому лицу (лизинговой компании) с коммерческим предложением приобрести необходимое оборудование и передать его во временное платное пользование первому лицу [43, c.19].

В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 г. №164-ФЗ *0 финансовой аренде (лизинге) лизинг (лизинговая деятельность) представляет собой особый вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующийся тем, что предприниматель (лизингодатель) приобретает в собственность определенное имущество производственного назначения и на основе соответствующего договора (договор о лизинге или договор лизинга) передает его другому физическому или юридическому лицу (лизингополучателю) во временное владение и пользование за определенную плату и на иных определенных договорных условиях с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по окончании срока действия договора лизинга [37].

Следует обратить внимание на то, что лизингодатель не обязан продавать имущество по окончании срока действия указанного договора, равно как лизингополучатель не обязан приобретать это имущество в собственность, однако они могут совершить сделку купли-продажи такого имущества при обоюдном согласии. Если лизингодатель является собственником соответствующего имущества, то, как известно, в соответствии со ст. 209 ГК РФ его нельзя обязать даже другим законом отказаться от правомочий распоряжения его имуществом. Следовательно, отчуждение своего имущества не может быть признано обязанностью лизингодателя.

Предметами (объектами) лизинга могут быть вещи, не относящиеся к предметам личного потребления, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности [33, c.21].

Не могут быть предметами лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое запрещено федеральными законами для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения [12].

Начало лизинговой операции, если ее рассматривать укрупнено, распадается на следующие основные стадии:

) потенциальный лизингополучатель сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо;

) лизинговая компания покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы;

) лизинговая компания, став собственником оборудования, передает его на основании отдельного контракта лизингополучателю во временное пользование [10, c.44].

Из этого видно, что операция предполагает заключение двух договоров; договора купли-продажи оборудования и договора передачи этого же оборудования заказчику во временное пользование. В этом смысле лизинг представляет собой комплекс отношений, включающий в себя две внутренне связанные, предполагающие друг друга части: отношения по поводу купли-продажи (поставки) предмета и отношения по поводу передачи предмета во временное пользование. Главными в лизинге являются отношения по поводу временного использования оборудования, тогда как отношения по поводу купли-продажи этого оборудования играют вспомогательную роль.

Здесь имелся в виду стандартный (классический) вариант проведения операции, в которой участвуют три стороны: лизингополучатель, лизингодатель и поставщик (продавец) предмета лизинга. Однако лизинг может проводиться и в таких вариантах, в которых участвуют и меньше (только лизингополучатель и лизинговая компания), и больше сторон.

Изложенное в схематическом виде можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 - Принципиальная схема лизинговой операции [6, c. 44]

- заявка на лизинг;

- заказ-наряд на поставку оборудования;

- договор купли-продажи (поставки) оборудования;

- поставка оборудования и оформление акта его приемки в эксплуатацию;

- договор лизинга;

- передача предмета лизинга.

Более сложный вариант лизинга, в котором помимо названных выше субъектов участвуют также посредники - банк или другая кредитная организация, финансовая компания (кредитор сделки) и страховая компания (страховщик сделки), представлен на рис. 2.

Из всех правомочий собственника лизинговая компания, получившая на основе договора купли-продажи в собственность заказанное оборудование, может реализовать лишь право распоряжения, причем совершенно определенным образом: сдать его во временное пользование по договору лизинга. Однако ограничение прав собственника, как правило, требует какого-либо возмещения. При разумно организованном лизинге таким возмещением служат налоговые и амортизационные льготы, предоставляемые лизингодателю государством.

Рисунок 2 - Организация многосторонней лизинговой сделки при участии банка и страховой компании как посредников [6, c.47]

а - Потенциальный получатель лизинга направляет заявку;

- Лизинговая компания анализирует заявку, определяет финансовое состояние заявителя, эффективность его проекта;

в - Клиент знакомится с условиями контракта, принимает их и информирует об этом лизингодателя;

, 3 - Лизингодатель направляет поставщику заказ-наряд на поставку продукции, заключает кредитный договор с банком;

- Лизингодатель и поставщик заключают договор купли-продажи предмета лизинга, а при необходимости - также договор подряда на проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- Поставщик поставляет необходимое оборудование, стороны подписывают акт о его приемке в эксплуатацию;

- Поставка оплачивается за счет кредита банка;

- Заключается лизинговый договор;

, 8а - Заключается договор о страховании предмета лизинга в пользу лизингодателя. Данный договор может заключить непосредственно лизингодатель. Страховая компания получает страховые взносы;

- Лизинговые платежи;

- Банку возвращают кредит с процентами.

Из изложенного следует, что с практической точки зрения прежде всего должны быть согласованы общие параметры и условия операции (сделки). Это предполагает:

-   выбор объекта лизинга;

-       выбор вида лизинга;

-       выбор поставщика, лизингодателя, других возможных участников сделки;

-       согласование с лизингодателем условий сделки: сроков; общей суммы сделки; условий страхования; форм и графика платежей, штрафных санкций и др.;

-       оценку эффективности сделки;

-       организацию контроля за ходом выполнения сторонами обязательств по сделке, в том числе за своевременностью платежей.

Основными элементами лизинговой операции (сделки) являются:

-   объект (предмет) сделки;

-       субъекты сделки (стороны лизингового договора);

-       срок договора (период лизинга);

-       лизинговые платежи;

-       услуги, предоставляемые по лизингу [13, c.60].

Объектом лизинга, как уже отмечалось, может быть любой вид материальных ценностей, используемый в производстве, если он не уничтожается в ходе одного производственного цикла. С точки зрения природы объекта лизинга различают лизинг движимого и недвижимого имущества.

Субъекты лизинга. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на прямых и косвенных участников.

Срок лизинга. Под сроком (периодом) лизинга понимается срок действия соответствующего договора. Продолжительность названного периода определяется высокой стоимостью и длительным сроком службы объектов лизинга. Поэтому при установлении срока лизингового договора стороны учитывают:

-   срок службы оборудования, определяемый его технико-экономическими данными. Срок лизингового контракта не может превышать срока возможной эксплуатации оборудования (с учетом условий эксплуатации объекта у арендатора). Срок договора может ограничиваться законодательно;

-       период амортизации оборудования, который устанавливается правительственными органами. При так называемом финансовом лизинге срок договора обычно совпадает с периодом амортизации;

-       цикл появления более производительных или более дешевых аналогов предмета сделки. Принимать во внимание этот фактор особенно важно в отраслях, чья продукция обновляется в короткие сроки;

-       динамику инфляции. При быстро растущей инфляции лизингодателю невыгодно заключать договор на продолжительный срок с фиксированными платежами. Наоборот, при тенденции цен к снижению он стремится к установлению более длительного срока соглашения;

-       конъюнктуру рынка ссудных капиталов и тенденции его развитая. Поскольку лизинговые компании широко пользуются банковскими кредитами, то уровень и характер динамики процентных ставок за кредиты оказывают непосредственное влияние на длительность лизингового соглашения. [11, c.78]

Дополнительные услуги. Лизинг характеризуется большим разнообразием дополнительных услуг, которые могут быть оказаны лизингополучателю. Все такие услуги могут быть разделены на две группы:

-   технические услуги, связанные с организацией транспортировки объекта лизинга к месту его использования клиентом; монтажом и наладкой, техническим обслуживанием и текущим ремонтом оборудования и др.;

-       консультационные услуги, относящиеся к вопросам налогообложения, оформления сделки и др.

Как уже было показано, с экономической точки зрения сущность лизинга выражается в тех экономических отношениях, которые в стандартном случае возникают между поставщиком имущества, лизинговой компанией и лизингополучателем. Именно с позиции системных взаимоотношений всех участников сделки и нужно рассматривать сущность лизинга как экономического явления.

С учетом этого можно считать, что специфика лизинга как экономического процесса состоит в том, что в науке принято называть отделением капитала-собственности от капитала-функции, Другими словами, экономическая природа лизингового процесса такова, что объект сделки одновременно является собственностью лизингодателя и частью функционирующего капитала лизингополучателя.

Экономические отношения в рамках лизинговой сделки включают в себя две части: отношения целевой купли-продажи имущества и отношения, связанные с последующей передачей во временное пользование и эксплуатацией этого имущества. Определяющей является, конечно, вторая часть отношений, которая реализуется в договоре лизинга. Первой же части отношений, реализующейся в договоре купли-продажи имущества, отведена хотя также необходимая, но вспомогательная роль.

Изложенное позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом в этом последнем случае аспекте сущность финансового лизинга должна быть определена как такой вид предпринимательской деятельности, который включает в себя целую совокупность юридически оформленных экономических отношений по поводу приобретения в собственность имущества с последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

К участникам лизинговой сделки относятся (могут относиться): лизингодатель; лизингополучатель; поставщик; страховщик; инвестор; гарант; посредник. Из них основными (прямыми) участниками считаются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик. Остальные возможные участники сделки могут быть названы косвенными. Рассмотрим подробнее всех перечисленных участников лизинговой сделки. И для начала приведем их определения (первые три определения - в соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)».

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и/или собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Проще говоря, это лицо, являющееся владельцем (юридическим собственником) предмета лизинга [14, c.42].

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано на определенных условиях принять предмет лизинга во временное владение и пользование (в тексте Закона сказано: «обязано принять предмет лизинга за ... плату», т.е. если ему за это еще заплатят, что превратно толкует роли участников такой сделки). То есть это хозяйствующий субъект, получающий предмет лизинга по договору и являющийся его пользователем (экономическим собственником) [14, c.43].

Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает и передает последнему или лизингополучателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга [14, c.44].

Подобный законодательный подход не позволяет производителям оборудования непосредственно выступать в качестве лизингодателей. Это не соответствует и международной практике. Очевидно, данная законодательная норма должна быть изменена.

В приведенных выше трех определениях содержится одна недоговоренность относительно физического лица: не уточняется, идет ли речь только о физическом лице - индивидуальном предпринимателе без образования юридического лица (что, видимо, было бы правильно) или также просто о физическом лице, не считающемся предпринимателем

Инвестор (кредитор) - лицо, которое инвестирует средства (в форме кредита) в приобретение предмета лизинга [14, c.45].

Поручитель (гарант) - лицо, дающее поручительство или гарантию по обязательствам лизингодателя или лизингополучателя [14, c. 45].

Посредник - лицо, которое, действуя на основании договора комиссии или договора поручения лизингодателя, подбирает поставщика и с коммерческой точки зрения прорабатывает с ним проект договора купли-продажи (поставки) имущества, необходимого лизингополучателю.

Страховщик - страховая организация, страхующая риски утраты, порчи, гибели, недостачи или повреждения предмета лизинга или его части и/или риски гражданской ответственности и предпринимательские риски лизингополучателя, связанные с взаимными обязательствами участников лизинговой сделки

.2 Особенности участия банка в лизинге

Лизинговые фирмы в редких случаях считаются независимыми, не имеющими «родственных связей» с другими компаниями. В большинстве своем они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков и страховых обществ. Многие из них принадлежат банкам или контролируются ими.

Внедрение банков на рынок лизинговых услуг объясняется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки - основные держатели денежных ресурсов, которые они должны эффективно размещать. Во-вторых, лизинговые услуги по своей экономической природе тесно связаны с банковским кредитованием и служат своеобразной альтернативой последнему. Конкуренция на финансовом рынке подталкивает банки к активному расширению этих операций. При этом банки влияют и на независимые лизинговые фирмы, предоставляя им кредиты. Кредитуя же лизинговые компании, они косвенно (в форме товарного кредита) финансируют и лизингополучателей.

Как следует из данных выше определений, лизингодателем может быть:

-       банк, любая кредитная организация, в лицензии и/или уставе которой предусмотрен этот вид деятельности;

-       лизинговая компания (специализированная или универсальная);

-       любая производственная или торговая компания, для которой лизинг не является основным видом деятельности, но и не запрещен в уставе;

-       физическое лицо-предприниматель.

Из тех же определений следует, что лизингополучателями и поставщиками соответствующего оборудования могут быть любые юридические лица и физические лица - предприниматели.

Все это означает, что у банка имеются разные способы участия в лизинговом бизнесе:

) способы прямого участия (в качестве лизингодателя, в качестве лизингополучателя);

) способы косвенного участия:

-       кредитование сделок лизинговых компаний, включая их факторинговое обслуживание. Данные компании работают, как правило, используя привлеченные средства, среди которых основную роль играют банковские кредиты;

-       выдача гарантий под лизинговые операции;

-       создание собственной дочерней лизинговой компании;

-       создание вместе с другими банками, небанковскими кредитными организациями, иными субъектами хозяйствования совместных лизинговых компаний. [17, c.260]

Уже на рубеже 80-90-х гг. истекшего столетия на отечественном рынке стала формироваться структура лизингодателей, которую составляют:

) банки, создающие в своем составе лизинговые подразделения;

) лизинговые компании, создаваемые банками. Сюда относятся компании, созданные, как правило, крупными российскими и иностранными банками. До кризиса 1998 г их деятельность строилась в контексте общей инвестиционной стратегии учредивших их финансовых институтов. Такие компании, как правило, входили в состав ФПГ и работали в основном с клиентами, входившими в ту же финансово-промышленную «империю» (Интеррослизинг, РГЧпизинг, Балтийский лизинг, Инкомлизинг, Промрадтехлизинг и др.);

) специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования (так называемый сбытовой лизинг);

) лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники. [20, c.177]

Косвенное участие банка (его специального лизингового подразделения или дочерней лизинговой компании) в этом бизнесе может включать в себя также:

-       проектирование лизинговых операций,

-       разработку механизмов привлечения средств для финансирования лизинговых проектов,

-       экономико-правовую экспертизу и организацию финансирования лизинговых сделок;

-       установление договорных отношений со страховыми компаниями о предоставлении им права страховать имущество, сдаваемое в лизинг;

-       аудит лизингополучателя, оценку имущества, достоверности учета и анализ его финансового состояния для целей реализации лизингового проекта;

-       переговоры с поставщиками (в интересах лизингополучателя) и выработка предпочтительных условий приобретения оборудования (сокращение аванса, расчеты, дополнительные скидки и гарантии и т.д.), в том числе путем проведения политики единого заказчика и даже «сталкивания лбами» потенциальных поставщиков;

-       организацию тендеров среди потенциальных поставщиков;

-       получение гарантий от страховщиков (страхование возврата имущества, лизинговых платежей, коммерческого риска и т.п.);

-       разработку лизингового договора и дополняющих его договоров;

-       контроль за выполнением плана лизинговой операции;

-       распределение текущих доходов лизингодателя и т.д. [23, c.56].

В современной России большая часть лизинговых компаний является дочерними структурами банков. Некоторые банки, не имеющие таковых, проводят соответствующие сделки через постоянных партнеров, которые, как правило, связаны с участниками банков или банковским объединением (холдингом). По оценкам экспертов, «банковские» лизинговые компании занимают от 40 до 60% рынка.

Ведущие банки мира заинтересованно относятся к лизинговому бизнесу, и почти каждый из них имеет «при себе» лизинговую компанию. Для банков наличие «своих» лизинговых компаний - это, с одной стороны, дополнительная возможность выхода на новый уровень в деловых отношениях со своими клиентами. С другой стороны, выступая в качестве лизингополучателей, они получают механизм более легкого решения ряда своих внутренних проблем (к примеру, оснащения новыми программно-аппаратными средствами) Кроме того, наличие лизинговой компании дает возможность снизить налоговые отчисления, иными словами, думающие банки могут получить значительный эффект от лизинга, хотя и не в пределах «классических» схем,

Практика в этой части пока сводится к тому, что лизингополучателем является банк, который создает лизинговую компанию и держит ее контрольный пакет акций. При этом в уставный капитал компании банк передает, например, имеющиеся у него средства вычислительной техники и связи, оргтехнику и т.п., а компания сдает все это банку же в лизинг При этом наиболее эффективным считается «мокрый лизинг», когда техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции выполняет лизингодатель (это позволяет банку сократить численность своего инженерно-технического персонала). При закупке новых программно-технических и других средств банк выдает лизинговой компании кредит, а купленное оборудование принимает в лизинг. Возврат кредита обеспечивается лизинговыми платежами, регулируемыми банком, и гарантируется поставленным в банк оборудованием.

2. Современные тенденции развития банковского лизинга в РФ

.1 Анализ развития банковского лизинга в России

Лизинг в России развивается сравнительно недавно. Поэтому в последние годы рынок лизинга в РФ растет с каждым годом.

Объем российского рынка лизинга в 2013 г. вырос по сравнению с 2010 г. в 1,98 раза и достиг 29,8 млрд. долл. (табл. 1).

Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга в РФ [45]

Показатели

2010

2011

2012

2013

Объем лизинговых сделок, млрд. долл.

15,1

19,8

25,5

29,8

Доля лизинга в ВВП, %

1,5

2,0

2,8

2,9

Доля лизинга в инвестициях в основной капитал, %

8,7

15,5

16,5

17,8

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. долл.

5,0

11,5

9,6

10,0


Абсолютный размер прироста суммарной величины лизинговых сделок в 2013 году составил 14,7 млрд. долл., существенно превышая объем всего российского рынка лизинга за любой из предшествующих периодов (рис.3).

Российский рынок лизинга в настоящее время занимает значительные позиции на мировом уровне. По итогам 2013 года Россия вполне может занять четвертое-пятое место среди европейских стран, все более приближаясь по объемам лизингового рынка к лидерам рейтинга, таким экономически развитым странам, как Великобритания, Франция, Италия.

Доля лизинга в ВВП в 2013 году составила 2,9%, а в объеме инвестиций в основной капитал - 17,8%. Потенциал роста российского лизингового рынка очевиден, так как в мировой практике максимальные значения этих показателей достигают уровня 5% и 38% соответственно.

Специфика нашей экономики заключается в том, что высокий инвестиционный спрос (вследствие изношенности основных фондов) не покрывается банковским сектором. В этих условиях лизинг восполнил пробел средне- и долгосрочного финансирования (3 - 7 лет), став главным - и едва ли не единственным - инструментом модернизации экономики.

Рисунок 3 - Объем российского рынка банковского лизинга за 2010-2013 гг., млрд. долл. [45]

Анализ основных проблем, повлиявших на деятельность банков в 2012 - 2013 гг, обозначил среди них кризис ликвидности и его последствия, выраженные в виде повышения ставок и сокращения финансирования.

Объемы и темпы роста рынка лизинга в РФ приведены в табл.2.

Таблица 2 - Объемы и темпы роста российского рынка банковского лизинга в 2004-2013 гг. [46]

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объемы рынка в млрд. долл.

1,2

1,7

2,5

3,9

6,4

9

15,1

35,7

25,5

29,8

Прирост к предыдущему году, %

200

42

47

64

41

68

136

-28,6

16,9

Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал, %

2,9

3,3

4,4

5,5

6,4

7,1

9,0

14,2

16,5

17,8

Существенное влияние на развитие рынка финансового лизинга в 2013 году продолжала оказывать и реализация коммерческими банками (в частности Сбербанка РФ) приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в рамках которого осуществлялось крупномасштабное финансирование поставок племенного скота и строительства животноводческих комплексов.

Количество заключенных в 2013 году сделок на рынке банковского лизинга превысило 23 тысяч. Несомненным лидером на рынке по числу лизинговых сделок на протяжении нескольких лет остается «Сбербанк».

По итогам 2013 года стоит отметить существенное повышение суммарной величины сделок оперативного лизинга более чем в 3,6 раза.

Выручка коммерческих банков на рынке лизинговых услуг, выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с величиной 2006 года. Тем не менее, увеличение данного показателя свидетельствует о том, что рост банков как лизингодателей носит планомерный, неконъюнктурный характер.

По итогам 2013 года суммарная величина чистой прибыли компаний незначительно превысила показатель прошлого года (лишь на 15,1%). При увеличении объемов нового бизнеса и выручки за отчетный год более чем в два раза это фактически означает снижение нормы прибыли также в два раза (с 2,2% в 2010 году до 1,1% в 2013 году).

В качестве еще одной из основных проблем, в большей степени повлиявших на деятельность компаний служит существенное повышение уровня конкуренции на банковском лизинговом рынке, наибольшей конкуренцией среди сегментов рынка характеризуются секторы лизинга пассажирского и грузового транспорта, а на втором месте - строительной и дорожно-строительной техники. Кроме того, в большей степени в отчетном году конкуренция повысилась именно в сегментах автолизинга и лизинга стройтехники.

На уровне прошлых лет сохранилась конкуренция в сегменте банковского лизинга оборудования для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также компьютеров и оргоборудования. В то же время отмечается снижение конкуренции в сегменте лизинга мебели и офисного оборудования.

Наименьшей популярностью пользуются такие предметы лизинга, как авиатехника и морские суда, что вполне закономерно, так как лизингополучателей, готовых приобрести такие объекты лизинга с помощью финансовой аренды, не очень много.

За счет значительного уровня конкуренции в сегментах лизинга автотранспорта и дорожно-строительной техники большинство участников банковского лизингового рынка ожидают в 2009 году лишь средний темп роста объема нового бизнеса (30-70%) с данными предметами лизинга. Наименьший рост (менее 30%) скорее всего, произойдет в секторах лизинга сельскохозяйственной техники, а также компьютеров и оргтехники.

В связи с постоянно увеличивающейся конкуренцией в отдельных, наиболее интенсивно развивающихся секторах рынка банки для сохранения (или расширения) своих позиций применяли следующие стратегически меры:

-   более 55% занимались поиском и налаживанием партнерских отношений с поставщиками;

-       на втором месте - региональная экспансия лизинговых компаний, причем наибольшей популярностью пользовались Южный, Приволжский и Уральский ФО.

Почти в равной степени использовалось внедрение новых лизинговых продуктов и улучшение предлагаемых условий по сделкам, в частности: снижение ставок, размера аванса и требований к лизингополучателю, увеличение сроков договоров.

В качестве новых лизинговых продуктов на рынке банки предлагали спецпрограммы по определенным видам предметов лизинга, главным образом по автотранспорту и спецтехнике, скоринговые и экспресс-программы. Отдельно стоит отметить повышение внимания компаний к малому бизнесу и появление у большинства из них нового лизингового продукта "малый бизнес". Некоторые компании стали оказывать услуги по оперативному и возвратному лизингу, но пока таких компаний не очень много. Кроме того, лизингодатели начали внедрять в ранее предлагаемую клиентам номенклатуру в качестве нового предмета лизинга объекты недвижимости.

В конкурентной борьбе банки продолжали также активно применять такие меры маркетинговой политики, как прямая реклама, чаще всего в Интернете и печатной продукции, а также участие в специализированных мероприятиях, главным образом в отраслевых выставках.

Наибольшую долю рынка (около 24,5%) все также занимает сегмент лизинга автотранспорта. Лишь немного уступает ему по объемам рынок лизинга железнодорожного подвижного состава. Стоит отметить, что по сравнению с показателем предшествующего года суммарная стоимость сделок с железнодорожным транспортом увеличилась почти в 4 раза. Причиной послужил значительный рост объемов договоров с этим предметом лизинга банков "Сбербанк" и "ВТБ", занимающих в сумме 76,6% всего сегмента.

Что касается распределения сделок лизинга по регионам России (рис. 5), то Москва все также удерживает лидерские позиции по стоимости заключенных договоров, величина которых повысилась более чем в два раза в сопоставлении с показателем 2010года. Увеличился удельный вес сделок, совершенных в Сибирском и Уральском федеральных округах, за счет роста их стоимости в 2,5 и 2,4 раза соответственно.

Таким образом, на рынке лизинга в России сложилась уже достаточно устойчивая тенденция роста, а его показатели достигали 50%. Все предпосылки для дальнейшего роста сохранятся, по мере роста лизинговых компаний все возрастающий спрос будет предъявляться к решениям в области автоматизации бизнес-процессов.

Рисунок 4 - Структура распределения лизинговых сделок по регионам в 2013 г. [45]

Рынок банковского лизинга в ближайшие несколько лет обречен на быстрый рост. В первую очередь это обусловлено вовлечением в орбиту лизинга новых отраслей. Например, в прошлом году очень сильно увеличился объем сделок по финансовой аренде авиатехники, предоставленной российскими лизингодателями. Серьезный рост демонстрирует рынок лизинга сельхозтехники. Суммарный объем сельхозтехники и оборудования для переработки аграрной продукции превысил $60 млн. Еще есть несколько отраслей, которые в ближайшее время будут активно использовать лизинг для осуществления инвестиций, например независимая энергогенерация.

В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться: при оптимистическом варианте развития событий в экономике нашей страны за ближайший год инвестиции банковского капитала в российскую промышленность вырастут в полтора-два раза. Параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности, что подтверждает появление таких масштабных проектов, как, например, оборудование завода "Хороший вкус" на Урале на условиях лизинга.

Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений. В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано, и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время ввиду его очевидной привлекательности для лизингополучателей в качестве инструмента финансирования бизнеса и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопрос таможенного регулирования остается нерешенным.

Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Предприятию также нет необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет. Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100%. И при этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.

Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога. Что же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск не возврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога. Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

Несколько крупных препятствий будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков,

Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности. Существующая юридическая система и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных заемщиков. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска. Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений. Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)". Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.

В качестве основных проблем развития лизинга были названы следующие:

нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые зависят от банков учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий. Ухудшение финансового положения приводит соответственно к состоянию лизинговой кампании;

двойное обложение налогов на добавленную стоимость. Согласно существующему порядку, НДС взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями - потенциальными лизингополучателями;

отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;

недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки. В этой связи лизингодателям приходится ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

отсутствие вторичного рынка оборудования;

необходимость залогов и крупного аванса;

проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

Однако, несмотря на указанные трудности развития лизинговой деятельности в РФ, лизинговый бизнес утвердился как эффектный способ приобретения основного капитала российскими предпринимателями, а спрос на лизинговые услуги значительно превышает предложение.

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей. Далее, рассматривая основные характеристики лизингового рынка, можно наблюдать позитивные изменения всех основных показателей - прежде всего, благодаря постепенному развитию инфраструктуры рынка.

3. Направления и перспективы развития лизинга в России

Лизинг в России является очень перспективной сферой деятельности. Однако для его развития необходимы благоприятные условия. Тормозят развитие лизинга, во-первых, неточности и спорные формулировки в гражданско-правовой и налоговой базе, ведущие к повышению стоимости лизинговых услуг для конечного потребителя. Во-вторых, развитие лизинга останавливает также и то, что данный вид инвестиционной деятельности относительно молод, соответственно он вызывает некоторые подозрения.

. Несовершенство правового регулирования лизинга

Финансовая составляющая лизинга как инструмента налогового планирования настолько важна, что даже те, кому не хотелось бы акцентировать на этом внимание, не видят возможностей его использования вне особого налогового режима и без дополнительного налогового стимулирования. Поэтому еще в середине 1990 гг. "лизинговому сообществу" потребовалось рассмотрение лизинга как особого вида правоотношений, что в свою очередь дало повод лоббировать принятие федерального закона, в котором правовые и экономические основы лизинговых отношений формализуются как инвестиционные, а также устанавливается льготный налоговый режим для лизинга.

Между тем, в юридическом смысле финансовая аренда (лизинг) - это не более чем один из видов договора аренды, которому обычно предшествует договор купли-продажи арендуемого имущества.

Российская хозяйственная практика последних 5 лет подтвердила правильность предположений критиков. Так, первая редакция принятого в 1998 г. ФЗ "О лизинге" спровоцировала возникновение правовых коллизий и, даже более того, ограничила возможности использования лизинга для большинства практикующих его в России организаций. В результате поправок, принятых в конце 2001 г. с учетом накопленной практики и предложений арендодателей финансовой аренды, ФЗ стал более формальным документом воспроизводящим основные понятия из ГК РФ.

Самая большая проблема ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" заключается в подмене хорошо известных как юристам, так и экономистам терминов на новые и ранее неопределенные.

По своим формальным экономическим признакам обычный арендный договор не является инвестиционным, поскольку инвестиции в бухгалтерском учете формализуются как вложения в актив, а традиционные способы учета арендных операций предполагают иное.

Между тем, сегодня многим хотелось бы, чтобы лизинг сам по себе был формой прямых инвестиций или чтобы финансовая аренда представлялась основой неких иных форм инвестиций в средства производства. Для того чтобы такие представления стали экономически обоснованными и соответствующим образом формализованными, финансовая аренда должна отражаться в бухгалтерском учете не как обычная арендная операция, а, например, как операция купли-продажи с отсрочкой платежей. Это обычное для стран с развитой рыночной экономикой решение имеется сегодня в РФ, но оно логически не завершено.

. Несовершенство налогообложения лизинговых сделок

Одной из важнейших проблем, возникающих на практике при налогообложении лизинга, является проблема расчета налога на добавленную стоимость, начисляемого на лизинговые платежи.

В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется нормами Налогового кодекса, а также Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей.

Как уже было отмечено, ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает перечень операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей, налогом на добавленную стоимость облагается выручка лизингодателя от сделки по договору лизинга. При этом в выручку лизингодателя включены амортизационные отчисления по лизинговому имуществу, плата за использованные кредитные ресурсы, сумма вознаграждения лизингодателя и плата за дополнительные услуги. Согласно п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов лизингодателя, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Одной из наиболее актуальных проблем, тормозящих развитие лизинга в России в последнее время, является позиция налоговых органов по принятию к вычету и возмещению НДС лизингодателям.

Сегодня возмещение НДС является проблемой для ряда крупнейших компаний, таких, как "РТК Лизинг", "РБ Лизинг", "РМБ Лизинг", "ТрансФин_М" и других. Объем НДС, в возмещении которого отказано каждой из этих компаний в 2006-2007 гг., составляет от 1 до 22 млн долларов. Невозмещенный НДС составляет значительную долю их выручки, что сильно осложняет ведение бизнеса этих компаний.

Такое положение с крупнейшими лизингодателями, безусловно, препятствует привлечению инвестиций в рынок лизинга, особенно иностранных инвестиций. Действия налоговых органов в отношении НДС представляют собой негативный сигнал российским и иностранным инвесторам, которые хотели бы инвестировать в российский лизинговый бизнес. От этого страдает уже весь рынок лизинга.

Проблема определения эффективности лизинга и системы её критериальных показателей является актуальной и дискуссионной проблемой. Авторами предлагается много различных показателей. Особенностью этих разработок является то, что, как правило, ставиться цель только количественного определения экономической эффективности лизинга относительно прямого кредитования финансирования покупки за собственные средства.

Между тем, измерение экономической эффективности без ее социального компонента будет неполным, поскольку между производственной и социальной деятельностью общества существует функциональная взаимозависимость. Так, рост экономической эффективности, связанный с техническим прогрессом, ведет к социальному выравниванию и более гармоничному росту социальной эффективности, поэтому социальная эффективность является элементом экономической.

Вместе с тем, повышение уровня социальной эффективности оказывает влияние на рост производительности труда, и, следовательно, на повышение экономической эффективности.

Социальный аспект интенсификации производства с помощью механизма лизинга проявляется в том, что применение современной техники и оборудования, полученного в лизинг, позволяет улучшить условия труда за счет снижения применения тяжелого ручного труда и труда во вредных условиях; создать необходимые условия для отдыха; рационально использовать природные ресурсы, предотвращать загрязнение окружающей среды. Однако интенсификация воспроизводства техники может сопровождаться и негативными процессами, вызванными поставками машин и оборудования, выполненных без учета социальных требований к ним инженерной психологии, эргономики, экологии.

С развитием лизинга потребности участников лизинговой сделки, движущим мотивом деятельности которых является получение предпринимательского дохода, не только расширяются, но и изменяются в содержании. Так, рост доходов сельских товаропроизводителей-лизингополучателей позволит, решить их жилищные и транспортные проблемы; проблемы, связанные с получением образования и организацией досуга; повысить уровень и качество жизни. Таким образом, с одной стороны, увеличение доходов выступает как результат экономического роста, а, с другой - как его условие.

Эффективно управлять сложной современной техникой и оборудованием могут только высококвалифицированные работники, обладающие сложной структурой материальных, социальных, духовных потребностей, расходующие больше средств на восстановление своих жизненных сил; это в свою очередь, приведет к росту спроса на производимые в обществе товары и услуги.

Лизинг - это система человеческих отношений. В рыночных условиях хозяйствования участники лизинговой сделки сталкиваются с необходимостью применять новые более эффективные методы и приемы общения с деловыми партнерами, разрабатывать и заключать взаимовыгодные договоры, нести ответственность за их выполнение. Лизингополучатель заинтересован в росте производства как главном источнике дохода, в снижении затрат, в эффективном использовании объекта лизинга. Вместе с тем, фермеры, не имеющие достаточных средств для приобретения новой техники и оборудования, но желающие приобрести ее по лизингу и после окончания договора стать собственниками, стремятся не только заработать, получить высокие результаты, но и сделать карьеру предпринимателя, повысить свой социальный статус.

Таким образом, эффективность как экономическая категория и эффективность лизинга в частности, связана с экономическими категориями данного способа производства; и эти связи дополняют сущностную характеристику после дней. В узком смысле эффективность лизинга определяется как достижение производственной цели с наименьшими затратами; а в широком как совокупная результативность всех воспроизводимых ресурсов производства или экономия этих ресурсов, состоящая в повышении объемов производства и национального дохода на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых затрат. Рост экономической эффективности неизбежно влечет за собой рост социальной эффективности, поскольку не только увеличивается объем производства, но и возможности для роста благосостояния.

Лизинг позволяет организациям своевременно заменять морально и физически устаревшее оборудование с учетом достижений НТП. Можно предположить, что в перспективе процессы технического перевооружения организации будут характеризоваться преобладанием лизинга над покупкой оборудования.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что перспективы банковского лизинга в Российской Федерации достаточно велики, так-так потребность в нем чрезвычайно велика.

Спектр оборудования, приобретаемого посредством лизинга, достаточно широк, хотя в основном российские компании отдают предпочтение лизингу транспортных средств и производственному оборудованию (23% и 22% соответственно).

Значительность доли производственного оборудования настраивает на оптимистичный лад и подтверждает наличие тенденции к увеличению использования лизинга для приобретения основных средств. Так как другие виды оборудования также могут быть отнесены к производственному, то на долю категории производственного оборудования (в отличие от транспорта, торговли и услуг, телекоммуникаций и пр.) приходится приблизительно 50% оборудования, переданного в лизинг.

В настоящее время на долю полиграфического, деревообрабатывающего, пищевого, офисного оборудования и средств розничной торговли приходится около 5%.

Полиграфическое оборудование представляет значительный сектор переоснащения, в котором происходит быстрый рост. Новые и существующие полиграфические фирмы переходят на более совершенное и высокотехнологичное оборудование при смене производственной модели (на меньшую, более ориентированную на заказчика).

В ближайшие несколько лет структура финансирования лизинговой деятельности существенно не изменится. Основой останется привлечение кредитов банков, причем их доля может несколько повыситься за счет отказа от эмиссии облигаций, обеспеченных денежными потоками по договорам лизинга ввиду сокращения спроса на такой вид ценных бумаг на рынке. Доля собственных средств останется в диапазоне 8-10%, что обусловлено притоком средств от акционеров: государства - в специализированные государственные лизинговые компании, западных акционеров - в капитал своих дочерних российских лизинговых компаний, капитализации прибыли всех лизинговых компаний. Падение доли собственных средств в структуре финансирования небанковских лизинговых компаний ниже 15% вряд ли произойдет - это приведет к возникновению сложностей с привлечением новых ресурсов для продолжения и расширения деятельности. Банковские лизинговые компании также будут продолжать иметь более низкую долю собственных средств, чем в среднем по рынку, однако ниже текущих значений в 416% этот показатель не опустится.

Лидерами рынка по-прежнему останутся ведущие банковские лизинговые компании благодаря доступу к более дешевым кредитным ресурсам, а также крупнейшие государственные лизинговые компании. Одновременно с ростом доли иностранных банков на российском рынке будет расти и доля лизинговых компаний с иностранным участием как независимых, так и принадлежащих западным банкам. Доля отечественных независимых лизинговых компаний будет снижаться в связи со сравнительно более дорогим финансированием со стороны кредитных институтов. В целом же рынок ждет укрупнение по западному образцу, где 20 ведущим компаниям принадлежит до 40% рынка лизинга.

Заключение

лизинг инвестиция банк экономика

В курсовой работе было проведено исследование современных тенденций развития лизинга в РФ.

В первой главе проведено исследование теоретических аспектов осуществления лизинга.

Лизинг является одним из важных источников инвестиций в организацию. Он может быть использован наравне с кредитом или эмиссией организациям ценных бумаг.

По сравнению с другими источниками финансирования лизинг обладает рядом безусловных преимуществ:

-   предмет лизинга сам по себе является обеспечением лизинговой сделки, поэтому многие вновь образующиеся организации, не имеющие ещё положительной кредитной историей, могут получить необходимое им финансирование на условиях лизинга;

-       использование лизинга предполагает некоторые налоговые льготы для организации-лизингополучателя и лизингодателя: лизинговые платежи входят в себестоимость продукции лизингополучателя, при осуществлении лизинговой сделки возможно использование ускоренной амортизации, а сама амортизация и другие расходы на содержание лизингового имущества уменьшают налоговую базу лизингодателя. Лизинг имеет, к сожалению, и ряд серьезных недостатков:

-       приобретение предмета в лизинг может быть в итоге более дорогим, чем если бы организацию воспользовалось банковским кредитом;

-       предмет, полученный по механизму лизинга, не является собственностью пользователя, хотя, и может быть им выкуплен позднее у лизингодателя.

Различают следующие способы участия в лизинговом бизнесе:

) способы прямого участия (в качестве лизингодателя, в качестве лизингополучателя);

) способы косвенного участия:

-   кредитование сделок лизинговых компаний, включая их факторинговое обслуживание. Данные компании работают, как правило, используя привлеченные средства, среди которых основную роль играют банковские кредиты;

-       выдача гарантий под лизинговые операции;

-       создание собственной дочерней лизинговой компании.

Во второй главе проведен анализ развития лизинга в России, а также осуществлена оценка участия Уральского банка Сбербанка России в лизинговом бизнесе.

Как показал проведенный анализ, лизинг в России развивается сравнительно недавно. Поэтому сегодня рынок лизинга в РФ растет с каждым годом.

Объектом исследования послужил Уральский банк Сбербанка России.

Исследуемый банк предлагает покупателям следующие виды лизинга:

-   универсальный;

-       зачётный лизинг;

-       экономный;

-       специальный;

-       операционный лизинг.

Проведенный анализ лизинговой деятельности банка выявил, что в 2013 году общее количество сделок лизинга сократилось по сравнению с уровнем 2012 года на 605 единиц, при том, что в 2012 году рост количества лизинговых сделок составил 328 единиц. Снижение количества лизинговых сделок говорит об ухудшении деятельности организации в анализируемом периоде.

Кроме того, в 2013 году произошло существенное снижение объемов лизинговых сделок компании, темп снижения составил 29%, при том, что в 2012 году объем сделок финансового лизинга увеличился на 48%.

Проведенный анализ деятельности банка свидетельствует об ухудшении эффективности осуществления операций лизинга.

В третьей главе отражены перспективы развития лизинга в банковском бизнесе.

Лизинг в России является очень перспективной сферой деятельности. Однако для его развития необходимы благоприятные условия. Тормозят развитие лизинга следующие факторы:

несовершенство правового регулирования лизинга;

несовершенство налогообложения лизинговых сделок.

Кроме того, в работе отражены перспективы развития лизинга в РФ.

Список использованных источников

1.       Гражданский Кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и доп. 21 окт. 1994 г.]. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 750 с.

2.      О финансовой аренде: Федеральный закон от 29 окт. 1998 г. №164-ФЗ (с изменениями от 26 июля 2012 г).

.        Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26 февр. 1996 г. №167.

.        Банковское дело / О.И. Лаврушин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 511с.

.        Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента - К.: Ника-Центр, 2012. - 366 с.

.        Васильев Г.И. Лизинг; международный аспект // Деньги и кредит. - 2010. - № 11. - С. 58.

.        Гаврилов С.Л. Развитие и потенциал лизинговой деятельности в российской экономике. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 360 с.

.        Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии - М.: Фонд «Правовая культура», 2012. - 280 с.

.        Газман В.Д. Финансовый лизинг. Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 392 с.

.        Газман В. Лизинг в регионах Российской Федерации // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2013. - №1(109). - С.54-59.

.        Герасимова Е.Б., Унанян И.Р., Тишина Л.С. Банковские операции. - М.: ФОРУМ, 2009. - 272 с.

.        Горемыкин В. А. Основы технологии лизинговых операций // Финансовый директор. - 2012. - № 1. - С.44-49.

.        Горемыкин В.А. Лизинг. - М: Дашков и Ко, 2011. - 670 с.

.        Долгушина Ю.Б. Лизинг. - М: Бератор-Пресс, 2006. - 454 с.

.        Долгушина Ю. Лизинг как инструмент для развития бизнеса // Информация и бизнес. - 2007. - №4. - С. 41-51.

.        Егорова Н.Ю., Красильникова С.В. Теоретические аспекты лизинговых отношений // Вестн. Хакас. техн. ин-та - филиала Краснояр. гос. техн. ун-та. - 2006. - №9. - С.100-112.

.        Епифанов В.П. Лизинг - перспективное направление финансирования инвестиций // Международный бизнес России. - 2007. - №8. - С.77-83.

.        Жуков Е. Банки и банковские инновации. - М.: Банки и биржи, 2012. - 478 с.

.        Захаров А. Лизинг или кредит: сравнительный анализ // Оборудование. Регион. - 202. - №4(12). - С.56.

.        Зацепин Р. М. Об условиях сравнения лизинга с кредитом // Лизинг-ревю. - 2011. - № 5. - С.77-82.

.        Иванов А. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2011.- 544 с.

.        Карп М. В. и др. Лизинг. Экономические и правовые основы - М.: Юнити-Дана, 2012. - 366 с.

.        Комментарий к Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» / Н.М. Коршунов - М.: Норма, 2013. - 468 с.

.        Колесников В.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2012. - 344 с.

.        Коротков В.А, Технологии лизинга и инвестиций // Журнал Российской ассоциации лизинговых компаний. - 2011. - № 1. - С.22.

.        Коттер Р. Коммерческие банки. - М.: Прогресс, 2009. - 501с.

.        Красева Т.А. Основы лизинга - М. - «Феникс», 2011.- 460 с.

.        Красева Т. Влияние амортизации и процентной ставки на динамику лизинговых платежей // Экономист. - 2012. - № 7. - С.10-18.

.        Кулешов А. Почему хотят принять закон "О лизинге"? // Лизинг-ревю. - 2012. - № 1. - С.17.

.        Лаврушин О.И. Основы банковского дела. - М.: КНОРУС, 2011. - 384с.

.        Лапыгин Ю.Н. Лизинг: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2010. - 338 с.

.        Лизинговая компания Европлан [Электронный ресурс].

.        Лизинговые операции как объект страхования // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2011. - №4. - С.17.

.        Ломакин И.Е. Лизинг - инструмент развития компании // Финансовый менеджмент. - 2012. - № 6. - С.20-28.

.        Максютов А.А. Основы банковского дела. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 335 с.

.        Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 457 с.

.        Официальный сайт Ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг».

.        Официальный сайт Международной финансовой корпорации (IFC) [Электронный ресурс].

.        Основы банковского дела. Уч. пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 384с.

.        Основы банковского дела./под ред. Г.Г. Коробовой, Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2012. - 448с.

.        Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка.- М.: ИКЦ «ДИС», 2011. - 456 с.

.        Прилуцкий Л. Финансовый лизинг. Учебник - М.: Финансовый менеджмент, 2012.- 518 с.

Похожие работы на - Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!