Год
|
Потребительские расходы
<#"813952.files/image001.gif">
Рисунок 1- Данные о первоначальных прогнозных и фактических показателях
объема и темпах роста ВВП в 2000 - 2011 годах
.2 Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в
2011г.
По данным Заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об
исполнении федерального бюджета за 2011год (утверждено Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации)- исполнение федерального бюджета в 2011 году происходило
в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста,
позитивной динамики цен на основные товары российского экспорта
(энергоресурсы), снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста
потребительских цен. Вместе с тем в 2011 году сохранялся значительный отток
капитала из страны, укрепление курса рубля по отношению к доллару США сменилось
во второй половине года его ослаблением, что было связано с нарастанием
кризисных явлений на мировых финансовых рынках обострилась угроза рецессии
мировой экономики.
Значительный рост в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдался в
производстве продукции сельского хозяйства - на 22,1 % (в 2010 году - снижение
на 11,3% из-за значительных потерь урожая вследствие аномальных погодных
условий). Более высокой оказалась динамика оборота розничной торговли - на 7%
(на 6,4 %), платных услуг населению - на 3 % (на 1,5 %). Инвестиции в основной
капитал в 2011 году по сравнению с предшествующим годом увеличились на 8,3% (в
2010 году - на 6 %), объем работ, выполненных по виду деятельности
«строительство», - на 5,1 % (на 3,5 %).
Однако в ряде сфер экономической деятельности динамика восстановительного
роста замедлилась по сравнению с 2010 годом: индекс выпуска товаров и услуг по
базовым видам экономической деятельности составил 105,5 % (в 2010 году - 105,8
%), промышленного производства - 104,7% (108,2 %), темп роста грузооборота
транспорта - 103,5 % (106,9 %).
В целом за 2011 год, по данным Росстата (вторая оценка), номинальный
объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 54 585,6 млрд. рублей, темп роста
ВВП в 2011 году по сравнению с 2010 годом - 104,3 % (в 2010 году по сравнению с
2009 годом - 104,3 %), индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2010 года -
115,8 % (111,6 %).
Уровень инфляции в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года
составил 6,1 % (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года - 8,8 %).
Инфляция по итогам 2011 года оказалась самой низкой за весь период ее
наблюдения в России начиная с 1992 года. При этом замедление инфляции было
обусловлено относительно низким ростом цен на продовольственные товары после их
существенного увеличения в 2010 году.
Сохранение тенденции экономического роста в целом позитивно отразилось на
общей численности безработных, которая снизилась в 2011 году по сравнению с
2010 годом на 10,9 % (с 5,6 млн. человек в среднем за 2010 год до 5,0 млн.
человек в среднем за 2011 год). Уровень безработицы в процентах к экономически
активному населению составил в 2011 году 6,6 % по сравнению с 7,5 % в 2010
году.
Развитие российской экономики в 2011 году находилось под влиянием
следующих внешних и внутренних факторов:
повышение относительно 2010 года мировых цен на основные товары
российского экспорта. В среднем за 2011 год мировая цена на нефть марки «Юралс»
составила 109,34 доллара США за баррель, что выше уровня 2010 года на 39,8%
(78,2 доллара США за баррель) и на 15,8% - уровня 2008 года (94,4 доллара США
за баррель), когда был достигнут предыдущий максимальный уровень цен на нефть
на мировом рынке. Средняя экспортная цена на природный газ в 2011 году
находилась на уровне 338,9 доллара США за 1 тыс. куб. м и была на 26,2 %
больше, чем в 2010 году (268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м), но на 4,2 %
меньше, чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м). Средняя мировая
цена на медь увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 22,3 % и
превысила уровень 2008 года на 46 %, на никель - на 5,3 % и оказалась выше
уровня 2008 года - на 17,4 %. В результате в 2011 году объем экспорта товаров
составил 522 млрд. долларов США и вырос по стоимости по сравнению с предыдущим
годом на 30,3 % (в 2010 году относительно 2009 года - на 32,1 %);
относительно высокий уровень совокупного внешнего долга Российской
Федерации, который составил на начало 2012 года 545,35 млрд. долларов США,
увеличившись по сравнению с началом 2011 года на 56,2 млрд. долларов США. При
этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012
года (498,65 млрд. долларов США) оказались на 46,7 млрд. долларов США меньше
общего объема совокупного внешнего долга Российской Федерации;
существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на протяжении
последних четырех лет. Величина чистого вывоза капитала частным сектором из
России за 2008 - 2011 годы составила 304,7 млрд. долларов США (в 2008 году -
133,7 млрд. долларов США, в 2009 году - 56,1 млрд. долларов США, в 2010 году -
34,4 млрд. долларов США и в 2011 году - 80,5 млрд. долларов США). Чистый вывоз
капитала из страны частным сектором увеличился в 2011 году по сравнению с 2010
годом в 2,3 раза. Наиболее существенный чистый отток капитала из страны
наблюдался в IV квартале 2011 года (35 млрд. долларов США);
постепенное увеличение внутреннего инвестиционного спроса, обусловленное
повышением инвестиционной активности предприятий и организаций в различных
секторах экономики, происходившее на фоне восстановительного экономического
роста и сохранения положительной динамики финансовых результатов деятельности
предприятий и организаций. Сальдированный финансовый результат организаций (без
субъектов малого предпринимательства) в 2011 году по сравнению с предыдущим
годом, по уточненным данным, увеличился на 19,8 % (в 2010 году - на 44,1 %).
Доля убыточных организаций в общем количестве организаций снизилась с 29,9 % в
2010 году до 28,1 % в 2011 году.
Расширение внутреннего спроса по-прежнему удовлетворялось в значительной
мере за счет импорта товаров и услуг. Индекс физического объема импорта товаров
и услуг в 2011 году (по методологии платежного баланса) составил 120,3 %. При
этом зависимость национальной экономики от импорта хотя и оставалась
значительной, но снизилась по сравнению с 2010 годом, в 2011 году прирост
внутреннего спроса на 52 % покрывался за счет импорта товаров и услуг (в 2010
году - на 61,4 %). Так, в 2011 году темпы прироста импорта товаров и услуг
(20,3 %) превысили темпы прироста экспорта товаров и услуг (0,4 %) на 19,9
процентного пункта, тогда как в 2010 году аналогичное превышение составляло
18,8 процентного пункта.
В 2011 году по сравнению с предыдущим годом рост промышленного
производства (на 4,7 %) оказался лишь на 0,4 процентного пункта выше, чем
увеличение ВВП (на 4,3 %), тогда как в 2010 году аналогичное превышение
составляло 3,9 процентного пункта.
Относительно высокая динамика наблюдалась в обрабатывающих производствах
- 106,5% (в 2010 году - 111,8 %), что позволило превысить предкризисный
уровень. Наибольшее увеличение производства зафиксировано в производстве
транспортных средств и оборудования - на 24,6% (в 2010 году - на 32,2 %),
производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 13,1 % (на 21,5 %). Однако
в таких высокотехнологичных видах экономической деятельности, как производство
электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 2011 году
105,1% по сравнению с 122,8 % в 2010 году) и производство машин и оборудования
(109,5% по сравнению с 112,2 %) рост промышленного производства сократился.
Текущее состояние основных производственных фондов в Российской Федерации
в 2011 году степень износа основных фондов (на конец года) составила 51,3 %,
увеличившись по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентного пункта.
При этом по таким видам экономической деятельности, как «добыча полезных
ископаемых» (51,9 %), «рыболовство и рыбоводство» (63,8 %), «транспорт и связь»
(57,2 %), «образование» (53,7 %), «здравоохранение и предоставление социальных
услуг» (54,7 %), «государственное управление и обеспечение военной
безопасности, социальное страхование» (53,6 %), степень износа основных фондов
превышает уровень, сложившийся по экономике в целом.
Процесс обновления основных производственных фондов идет крайне медленно.
Коэффициент обновления основных фондов снизился на конец 2011 года до 3,9%
(2008 год - 4,4 %). Коэффициент выбытия основных фондов на протяжении 2006 -
2009 годов находился на недопустимо низком уровне - 1 %, а в 2010 - 2011
Анализ структуры банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям по видам экономической деятельности в 2009 -
2011 годах, по данным Банка России, свидетельствует о том, что более половины
банковских кредитов в общем объеме кредитов, выданных по видам экономической
деятельности, получена «оптовой и розничной торговлей; ремонтом
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования», а также «прочими видами деятельности». «Строительство» получило в
2011 году 7 % общего объема выданных кредитов, «операции и недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг» - 7,6 %, «транспорт и связь» - 6 %. В
производство машин и оборудования направлено в 2011 году лишь 1,6 % общего
объема выданных кредитов, что недостаточно для активной модернизации и
технологического перевооружения российской экономики.
Уровнь заработной платы по видам экономической деятельности показывает
высокую дифференциацию. Так, в 2011 году уровень начисленной среднемесячной
заработной платы работников текстильного и швейного производства составил 46 %
общероссийского уровня среднемесячной заработной платы (в 2010 году - 49 %),
сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 52 % (51 %), образования - 67
% (67 %), здравоохранения и предоставления социальных услуг - 74% (75 %). При
этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников,
занимающихся финансовой деятельностью, добычей топливно-энергетических полезных
ископаемых, производством нефтепродуктов, транспортированием по трубопроводам,
в 2 - 2,4 раза превышает общероссийский уровень средней заработной платы (в
2010 году - в 2 - 2,4 раза).
Рисунок 2 -Динамика расходов федерального бюджета за последние 5 лет
3. СТРАТЕГИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
.1 Специфика перехода России к устойчивому развитию
Последнее столетие в истории России представляет собой непрерывную цепь глобальных
катаклизмов - войн, революций, перестроек, в результате которых постоянно
разрушались культурные, духовные, материальные и институциональные ценности.
Постоянно менялся вектор политического и экономического развития, опыт
предыдущих поколений уничтожался, постепенно исчезали институты, создающие
устойчивость общества и государства, сокращалась база устойчивости. Перестройка
также привела к серьезным институциональным изменениям, очередной смене
экономической парадигмы. Ситуация усугубляется тем, что сейчас реформирование
происходит в отсутствие сильной власти и при недостатке финансовых ресурсов.
Значительная часть национального дохода уходит на саму перестройку, часть
разворовывается, часть вывозится из России. Все это не прибавляет устойчивости.
Эпоха воровства, начавшаяся в период Брежнева, закономерно породила сильнейшую
коррупцию, которая не дает возможности хоть как-то стабилизировать общественные
процессы.
. Состояние нашего общества и государства характеризуют
· неэффективность управления;
· отсутствие правового государства;
· несовершенство рыночной экономики;
· расслоение общества по уровню доходов;
· высокая степень криминализации экономики и суперэгоизм приватизаторов
государственной собственности.
На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства:
· экономика, сидящая на нефтяной игле и зависящая, следовательно, от
колебаний цен на нефть, не является устойчивой;
· в аграрном секторе не сложился устойчивый класс сельскохозяйственных
производителей;
· экологическая ситуация не улучшается, по разным причинам заметно
увеличилось число техногенных аварий и катастроф;
· природные ресурсы используются бесконтрольно;
· возрастает социальное неравенство, снижается продолжительность жизни
людей;
· миллионы людей находятся в тяжелом психологическом состоянии под
угрозой безработицы, без надежды на будущее.
Важная особенность России - возможность использовать такой географический
фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на
душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - О,29,
Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что
демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно,
решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая
плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек.
Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать
рождаемость путем укрепления семьи.
Обширность территории значительно влияет на развитие национальной
культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет
россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом
безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности,
позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации
(политической, экономической, военной, экологической). В критических
обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы,
мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.
Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны.
Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии,
обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к
минимуму эти отрицательные моменты.Вторая особенность - колоссальные запасы
природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть
мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных
ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают
среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих
ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное
преимущество перед всеми странами мира. Следующая особенность-высокий
интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения
(частично утерянный за последние 10 лет) также составляет важнейший позитивный
фактор развития. Россия является в целом холодной и протяженной континентальной
страной, что, вследствие больших энергозатрат, делает российские товары на
мировом рынке менее конкурентоспособными. Необходимо развивать наукоемкие
производства и выпускать продукцию, требующую небольших энергетических затрат.
Для этого нужно, в частности, совершенствовать систему образования и учиться
доводить до производства научные открытия и изобретения, которых у нас немало.
Условием успеха здесь является концентрация усилий всего общества по улучшению
образования и развитию науки, и именно это должно стать целью, объединяющей
всех нас.
Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные
проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных
последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь
отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков
приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать
больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были
предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного
вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое
строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые
дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении
земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода
проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных
расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что
процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.
.2 Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года (далее - Концепция) (утвержденой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлено,
что на первом этапе ее реализации (2008 - 2012 годы) будут достигнуты следующие
целевые макроэкономические индикаторы. Приоритетным направлением
денежно-кредитной и бюджетной политики, определенным в Концепции, является
снижение инфляции до 3 % в год. В 2011 году уровень инфляции составил 6,1 %
(декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).На первом этапе реализации Концепции
темпы роста ВВП должны составить 137-138 % (2012 год к 2007 году), что
позволило бы к 2020 году по сравнению с 2007 годом увеличить ВВП в 2,25 - 2,3
раза. В условиях существенного замедления экономического роста под влиянием
финансово-экономического кризиса рост ВВП в 2011 году по сравнению с 2007 годом
составил 105,5 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4% (по
оценке Минэкономразвития России, представленной в материалах к проекту
федерального закона № 67894-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о
федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»,
принятого 5 июня 2012 года) в 2012 году к 2007 году темп роста ВВП составит
109,1 %, то есть целевой ориентир по ВВП на первом этапе реализации Концепции
достигнут не будет.
Рост производительности труда на первом этапе реализации Концепции должен
составить 140 - 141% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007
годом он составил 106,7 % (по оценке Минэкономразвития России). При росте производительности
труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1% (по оценке Минэкономразвития
России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 110 %, то
есть целевой ориентир по росту производительности труда на первом этапе
реализации Концепции также достигнут не будет.
На первом этапе реализации Концепции темпы роста инвестиций в основной
капитал должны составить 180 - 185% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по
сравнению с 2007 годом они составили 106,4 %. При росте инвестиций в основной
капитал в 2012 году относительно 2011 года 106,6 % (по оценке Минэкономразвития
России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 113,4 %,
то есть целевой ориентир по росту инвестиций в основной капитал на первом этапе
реализации Концепции достигнуть не удастся.
К числу основных государственных приоритетных направлений,
предусмотренных в Концепции, относится формирование благоприятной среды для
предпринимательской деятельности, для чего необходимо создать институт массовой
оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения
недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового
учета и регистрации прав на недвижимость.
Вместе с тем изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части
включения главы, регулирующей налогообложение недвижимости, не внесены. Для
создания такой системы и введения налога на недвижимость необходимо провести
предварительные работы по формированию налогооблагаемой базы, что предполагает
завершение формирования кадастра объектов недвижимости в части наполнения его
сведениями об объектах капитального строительства.
Приоритетные социально-экономические задачи по реализации первого этапа
Концепции на период 2009 - 2012 годов определены Основными направлениями
деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее -
ОНДП), утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 г. № 1663-р (с изменениями от 2 ноября 2009 г. № 1622-р).
В ОНДП установлены целевые показатели, которые должны быть достигнуты к
2012 году (в качестве базового года принят 2008 год). Анализ хода реализации
ОНДП в части макроэкономических индикаторов, проведенный Счетной палатой по
итогам 2011 года, показал следующее.
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего
года) составил в 2011 году 106,1 %. К 2012 году согласно ОНДП он должен
составить 105 - 107 %. По оценке Минэкономразвития России, в 2012 году индекс
потребительских цен составит 105 - 106 %, что соответствует целевому показателю.
ВВП (в сопоставимых ценах) в 2011 году по сравнению с 2008 годом составил
100,3 %. При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4 % (по оценке
Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп его роста составит 103,7
%. Рост ВВП в 2012 году, установленный в ОНДП, должен составить по отношению к
уровню 2008 года (в сопоставимых ценах) не менее 99,9 %. Выполнение данного
показателя превышает его целевое значение.
Производительность труда в 2011 году по сравнению с 2008 годом составила
101,8 % (по оценке Минэкономразвития России). Рост производительности труда
должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года 103 %. При росте
производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1 % (по оценке
Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году темп ее роста составит 105 %,
что превышает целевое значение, установленное по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения в 2011 году по сравнению с
2008 годом составил 109,2 %. Рост реальных располагаемых доходов населения
должен составить в 2012 году по отношению к уровню 2008 года не менее 103 %.
При росте реальных располагаемых доходов населения в 2012 году относительно
2011 года 105 % (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2008 году
темп их роста составит 114,7 %, что превышает целевое значение, установленное
по данному показателю.
Рост реальных располагаемых доходов населения на первом этапе реализации
Концепции должен составить 153 - 154% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по
сравнению с 2007 годом он составил 111,8 %. При росте реальных располагаемых
доходов населения в 2012 году относительно 2011 года 105 % (по оценке
Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя
составит 117,4 %, то есть целевой ориентир по росту реальных располагаемых
доходов населения на первом этапе реализации Концепции также достигнуть не
удастся.
Проведенный анализ свидетельствует, что на первом этапе реализации
Концепции по ряду целевых макроэкономических индикаторов (в том числе по ВВП,
производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным
располагаемым доходам населения) намеченные ориентиры не достигаются.
Президентом РФ В. Путиным был издан Указ 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной
государственной экономической политике», в целях повышения темпов и обеспечения
устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан
Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской
экономики Правительству Российской Федерации необходимо принять следующие меры:
обеспечить достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к
2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего
валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей
экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно
уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно
уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по
условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й -
в 2018 году.
В области стратегического планирования социально-экономического развития:
утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных
пунктом 1 настоящего Указа;
подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о
государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию
стратегического управления и мер бюджетной политики;
Приведенные в указе показатели не в полной мере отражают возможности
достижения устойчивого экономического роста.
Некоторые из них трудно измеряемы, в частности показатель «создание и
модернизация 25 млн высокопроизводительных мест». В официальной статистике
Росстата по рынку труда России нет такого показателя.
Отдельные показатели представляются практически недостижимыми. Это
относится к показателю «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по
условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г.».
В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112
место из 185 обследованных стран. Если учесть, что такой темп изменения условий
бизнеса в России сохранится, то чтобы достичь заданного 20 места, потребуется
не менее 10 лет.
Изменить инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того,
оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.
Приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения
обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.)
Для России основной стратегической целью на период до 2020 г. должно
стать создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной
саморегулирующейся экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу
традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Теория устойчивого
развития, в отличие от физико-математической теории устойчивости, является
общественной наукой, находящейся в стадии становления. В ней можно усмотреть
некоторые элементы утопии - учения об идеальном общественном устройстве, где
экономика, состояние природы, социальная жизнь общества находятся в полной
гармонии. В наступившем тысячелетии идея устойчивости в разных ее модификациях
становится все более объединяющей глобальной идеей повседневной жизни и
изучения перспектив развития человеческого общества. Идея устойчивого развития
охватывает практически все составляющие общество элементы - от семейной ячейки
до гигантских промышленных и экономических систем, их объединений, комплексов,
государств и союзов. Устойчивость, в том числе в бытовом понимании, есть
нерушимость, стабильность созданного, или имеющегося, достигнутого и
развивающегося и, дополняется мыслью, что устойчивость должна сопровождаться
непрерывными усилиями по ресурсному обеспечению, а сами ресурсы, в особенности
природные, питающие устойчивость, не должны исчерпаться.
В работе рассмотрены понятия устойчивого развития, основные показатели
состояния экономики Российской Федерации, стратегия устойчивого развития и
проблемы реализации поставленных задач.
Курсовая работа состоит их трех глав. В первой главе рассмотрены факторы
устойчивого роста экономической системы, а именно:
дано общее понятие устойчивого развития;
приведены задачи и ориентиры концепции устойчивого развития;
Из этой главы можно сделать вывод, что устойчивость развития экономики,
заключается в том, что она в процессе своего развития не переходит в режимы,
которые ведут к необратимым социально-экономическим последствиям. Устойчивое
развитие как концепция, предполагает обеспечение баланса между решением
социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением
жизненных потребностей в соответствии с нормами здорового образа жизни, а также
сохранение возможности удовлетворения таких потребностей будущими поколениями.
Во второй главе курсовой работы отражены показатели и уровень развития
экономики России по 2011 год. Позитивная динамика цен на основные товары
российского экспорта (энергоресурсы), в основном обеспечила высокие
макроэкономические показатели. Вместе с тем в 2011 году сохранялся значительный
отток капитала из страны, внутренний спрос удовлетворялся в значительной мере,
за счет импорта товаров. Степень износа основных производственных фондов в
2011году составлял 51,3%. Уровень заработной платы по видам экономической
деятельности показывает высокую дифференциацию
В третьей главе освещена специфика перехода России к устойчивому
развитию: обширность территории - это трудности при создании транспортной
системы, передаче энергии, одновременно является стратегическим ресурсом
безопасности и выживаемости государства. Колоссальные запасы природных
ресурсов. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с
рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами
мира. Интеллектуальный потенциал страны также составляет важнейший позитивный
фактор развития.
Россия несмотря на свои особенности накапливает опыт демократического
развития. Российское государство будет трансформироваться в соответствии с
требованиями и принципами устойчивого развития, внося тем самым свой вклад в
развитие мира в целом.
1. Градов
А.П. Национальная экономика: Курс лекций. - СПб: Специальная литература, 1997
. Гвишиани
Д.М. Мосты в будущее. Институт системного анализа, УРСС, Москва, 2004
3. Сажина
М. А., Чибриков Г. Г. Учебник для вузов Экономическая теория/ М.: Издательство
НОРМА, 2001
. Шелехов
А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М.
Шелехова. М., 2002. - 161 с.
. Замараев
Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Возвращение российской экономики на
траекторию роста: время подводить посткризисные итоги //Вопросы экономики. -
2011. - № 6. - С. 20-42
. Щербенко
Е.В. Вопросы экономической теории. Макроэкономика.// Проблемы современной
экономики, N 3 (27), 2008С.81-85
. Заключение
Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета
за 2011год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол
от 30 августа 2012 г. No 34 К ( 867 )
. Конференция
ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.):
Информационный обзор /В.А. Коптюг // Российская Академия наук. Сибирское
отделение. - Новосибирск, 1992. - 61 с.
9. Распоряжение правительства РФ от
17.11.2008 n 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития
российской федерации на период до 2020 года
10. Указ
президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике».
Похожие работы на - Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России
|