Классификация налогов в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    274,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация налогов в Российской Федерации














Контрольная работа

по дисциплине « Налоги и налогообложение»

Вариант 14











Ярославль 2014

Содержание

Классификация налогов в Российской Федерации

Задача 1

Задача 2

Приложение 1

Приложение 2

Список источников

Классификация налогов в Российской Федерации


Классификация налогов имеет важное практическое значение, так как позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Классификация налогов необходима также для международных сопоставлений, поскольку налоговые системы разных стран существенно различаются, и прямые сравнения налогов будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и к неверным практическим решениям.

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, представленные на рисунке 1 [4,38].

Рис. 1. Классификации налогов

По степени переложения налоги разделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Это такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги [4, 39].

Косвенные налоги - это переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг) и включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству.

Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление. Косвенные налоги наиболее удобны для целей налогообложения, так как они просты в аспекте их взимания и налогоплательщикам достаточно сложно уклониться от их уплаты. Они обеспечивают устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов существенно связаны с уровнем экономической активности [4, 39].

Недостатки косвенных налогов в том, что:

-  они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика, так как удельный вес потребления богатых в их доходах мал (превалируют сбережение и инвестиции), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление.

-       приводят к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров [4, 40].

Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные связаны с уровнем потребления. Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции.

Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. К моменту введения в России НДС в 1991 году он успешно применялся уже в 21 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [4, 40].

Эффективность налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. Так, в экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий преобладают прямые налоги, а в развивающихся странах доминируют косвенные налоги, обусловленные низкими доходами населения и предприятий.

По принадлежности к уровню правления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Данная классификация имеет законодательный статус - на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ. Примерами федеральных налогов служат НДФЛ, НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и биологическими ресурсами, государственная пошлина; региональных - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; местных - налог на имущество физических лиц, земельный налог [4, 46].

По объекту обложения разделяют налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные) [4, 41].

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Их размер определяется характеристиками имущества, например, в транспортном налоге - мощностью двигателя, в налоге на имущество - стоимостью.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Различают налоги с дохода фактические, взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь предпринимательской деятельностью. К фактическим налогам можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ. К вмененным налогам можно отнести единый налог на вмененный доход, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Налоги с потребления - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные (например акцизы на отдельные виды товара), универсальные (все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС) и монопольные (реализация товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства). В настоящее время в России отсутствуют монопольные налоги.

Налоги с использования ресурсов (рентные) - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды. Рентными их называют поскольку их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. Такими налогами являются НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

По субъекту обложения различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные. Практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе. Кроме НДФЛ и на имущество физических лиц, являющихся физическими, и налогов на прибыль организаций и на имущество организаций, являющихся юридическими [4, 42].

По способу обложения разделяют налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» (например НДФЛ, удерживаемый и перечисляемый налоговыми агентами) и «по уведомлению» (например в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном для физических лиц) [4, 42].

По применяемой ставке подразделяются налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые. В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Преобладание этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. Это такие налоги, как, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в России нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 года прогрессивным был подоходный налог, тогда как в подавляющем большинстве развитых стран он является прогрессивным. В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Использование данных налогов увеличивает неравенство граждан [4, 43].

По назначению разделяются на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на приоритетные цели соответствующего бюджета. Поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.

Целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов [4, 45].

По срокам уплаты различают налоги срочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Например, срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год [4, 45].

По источникам уплаты различают налоги, относимые на выручку предприятия, на себестоимость продукции, на финансовый результат, на оплату труда и предпринимательский доход, на валовую налогооблагаемую прибыль. Эта классификация востребована со стороны налогоплательщиков и проверяющих их налоговых органов. К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов. Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы. Налоги, относимые на финансовый результат, - это налог на имущество организаций и на игорный бизнес. Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход, - это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов [4, 46].

Выделяют значимость четырех классификаций. С теоретической точки зрения разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической - для федеративного государства разграничение налогов по уровню правления. Для ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности разграничение по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение по объекту обложения используется в международных классификациях.

Задача 1. Порядок определения сбора за пользование объектами животного мира


Порядок определения сбора за пользование объектами животного мира определен частью первой Налогового кодекса РФ главой 25.1. «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов».

В статье 333.1. определен обязательный элемент налога плательщики сборов за пользование объектами животного мира. Ими признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ [1].

В статье 333.2. определен обязательный элемент налога объект обложения <#"813894.files/image002.jpg">





Список источников


1.      www.consultant.ru - Справочная правовая система «КонсультантПлюс». «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.06.2014)

.        www.consultant.ru - Справочная правовая система «КонсультантПлюс». «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)

.        Приказ Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2006 г. N САЭ-3-21/109@ "Об утверждении формы сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора" (в ред приказа ФНС России от 14 ноября 2013 г. N ММВ-7-3/501@)

4.      Налоги и налогообложение. Под редакцией Майбурова И.А, М.: 2011, 4-е изд., 558с.

5.      Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров/ под ред. Г.Б. Поляка - М.: Издательство Юрайт, 2012 - 463.

Похожие работы на - Классификация налогов в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!