Эстетика иконы. История иконописи
Оглавление
Введение
. История иконописи
.1 Иконопись Византии
.2 Древнерусская иконопись
.3 Яркие представители древнерусской
иконописи
.3.1 Феофан Грек
.3.2 Андрей Рублев
.3.3 Дионисий
.3.4 Симон Ушаков
. Техника иконописи
.1 Принципы написания иконы
.1.1 Обратная перспектива
.1.2 Лик и жест
.1.3 Цвет и свет
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Эстетике иконы посвящено
огромное количество серьезных трудов, а перечислить статьи не представляется
возможным. В них с восхищением и преклонением исследована и описана иконная
красота. В течение нескольких последних десятилетий даже сложился особый -
эстетический - подход к иконе.
-
эстетика иконы и эстетическое воздействие иконы на человека;
-
икона как основа и стимул формирования новых эстетических понятий и терминов.
Эстетическая функция иконы одна
из самых значительных. Красота иконы имеет огромное значение и в искусстве
иконописания, и в иконопочитании. Икона не может в полной мере выполнять все
свои функции, если в ней не будет эстетического притяжения красоты - красоты
духовной. История иконописания свидетельствует о том, что догматически верные и
точные иконы вместе с тем отличаются и особой духовной красотой.
Совокупность церковных образов
- храмовое искусство - не есть некий внешний вспомогательный придаток
богослужения или украшение, художественное обрамление Литургии. Эстетический
церковный образ относится к самой сущности богослужебного действия, без иконы,
без образа Литургия не просто беднеет, - она становится не полной, не
совершенной. И святой угол в доме, отданный иконам, не случайно называется
"красным", т.е. красивым. Иконописные изображения своим
художественным исполнением воздействуя на человека, будят в нем не только
нравственные, но и эстетические чувства и эмоции; красота икон привлекает
человека к созерцанию.
1. История иконописи
.1 Иконопись Византии
Культ иконы зародился во II в. И расцвел в IV в.
В IV в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим
императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал
Константинополь, основанный императором Константином на месте прежней греческой
колонии Византии. Византия устояла в бурях V столетия и сохранилась после
падения Рима как «империя ромеев». В VI в. при императоре Юстиниане она
занимала обширную территорию и была по сравнению со своими соседями,
примитивными варварскими государствами, страной величественной и блестящей.
На заре средневековья Византия оставалась
единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Но
позднеантичное искусство отошло далеко от своих классических греческих основ.
В Византийской художественной
культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм ((от
лат. spiritualis - "духовный"). В философии
<#"813853.files/image001.jpg">