Художники во время войны
Реферат
по
дисциплине «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства»
на тему
«Художники во время войны»
Содержание
Введение
. Военная живопись
. Произведения мастеров Великой
отечественной войны
Заключение
Приложения
Список иллюстраций
Введение
О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
написано немало картин, которые возвращают нас (поколение которое знает о войне
по фильмам) в то время, когда на долю военного поколения выпали тяжелые
испытания.
Много художников сражались с врагом в
партизанских отрядах, в разведке, в пехоте. В перерывах между боями они
старались запечатлеть для нас потомков всё то, что им пришлось пережить в эти
долгие годы войны.
Мы знакомимся с войной на примере художников
М.Б. Грекова, и т.д.
Они отразили в своих картинах ратный подвиг и
героизм солдат.
1. Военная живопись 1941-1945 гг.
Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - это
жанр изобразительного искусства, посвященный темам войнам, битвам, походам и
эпизодов военной жизни. Он может изображать современную художнику жизнь армии и
флота, а также быть составной частью исторического и мифологического жанра.
Батальный жанр может включать в себя жанры - быт, портрет, пейзажи, изображение
конницы.
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ.
Когда разразилась вторая мировая война, история искусства мира пережила
чрезвычайные времена.
С началом ВОВ художники принимали самое активное
участие в борьбе. Часть из них ушли на фронт, другие - в отряды партизанов и
ополчение. Между боями они выпускать карикатуры, газеты и плакаты. Художники
были пропагандистами, устраивали выставки, они сделали, так что искусство стало
оружием против врага. Во времена войны было много выставок, среди них две
всесоюзные «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл». В зажатом
в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов
«Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру
беспримерное мужество и силу духа.
Художники были свидетелями величайших
исторических событий.
. Произведения мастеров Великой отечественной
войны
Митрофан Борисович Греков - выдающийся
художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Митрофан
Борисович Греков родился на Дону. Мать была крестьянкой, а отец - небогатым
помещиком и происходил из старинной казачьей фамилии. Несомненные способности
мальчика побудили родителей отдать его в Одесское художественное училище. Здесь
на него большое влияние оказал известный художник-педагог К.К. Костанди. В 1903
году по рекомендации училища Грекова зачислили в петербургскую Академию
художеств. Он учился у И.Е. Репина и профессора батальной живописи Ф.А. Рубо. В
1911 году Греков окончил Академию и был призван на действительную военную
службу. Едва началась империалистическая война, он попал «нижним чином» на
Западный фронт, а в 1916 году тяжело заболел и был демобилизован из армия.
Во время войны Грекову не удавалось работать
систематически, но все же он создал картину «Бой под Берзалупами» (1916) и ряд
акварелей, передающих отдельные боевые эпизоды («Отстреливаются», «Волки у
проволочных заграждений», «Дозоры, вперед!» и др.).
Революция застала Грекова на родине в Донской
области. 1918 и 1919 годы, проведенные художником на Дону, в районе жесточайших
классовых битв гражданской войны, дали обильный материал для его творчества.
В небольших картинах запечатлевает Греков сцены
бесславного похода и отступления Добровольческой армии Корнилова и Деникина
(«Корниловцы на привале», 1919; «Отступают», 1919; «Отверженные», 1922), взятие
красноармейскими частями белоказачьей столицы («Вступление полка им.
Володарского в Новочеркасск», 1920). Эти картины явились первыми
художественными документами эпохи гражданской войны, определив для Грекова и на
будущее тематику его произведений.
С первых же дней установления Советской власти
на Дону Греков был тесно связан с Красной Армией, а в ноябре 1920 года
добровольно вступил в ее ряды. В армии Греков стал руководить занятиями в
художественных кружках. Одно за другим на выставках появляются его произведения
- «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Красное знамя в
Сальских степях» (1924) и, наконец, знаменитая «Тачанка. Пулеметам продвинуться
вперед!»*. (1925). Во всех этих картинах атмосфера героической борьбы Красной Армии
получила яркое выражение. В полотне «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!»
художник с великолепным мастерством сумел передать героику и романтику боя.
Здесь все слилось в едином бурном движении: мчащиеся лошади, тачанки, люди.
Напряженный колорит картины повышает ее эмоциональное звучание. Темперамент
художника заражает зрителя, превращает его в непосредственного участника этой
бурной, динамической сцены. Кажется, что степные кони только мелькнут перед
вашими глазами и скроются вдали.
Картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться
вперед!», экспонированная на 7-й выставке АХРР, закрепила за Грековым ведущее
место в советской батальной живописи. После этой выставки Греков вступил в АХРР
и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году
художник демобилизовался из армии. На выставке «10 лет РККА» Греков
продемонстрировал ряд новых картин: «Бой за Ростов у Генеральского Моста»
(1927), «Бой под станцией Б. Егорлык» (1927-1928), «Отступление деникинцев от
Новочеркасска в 1920 году» (1927) и другие. Проникнутые страстностью и пафосом
сражений, полные динамического движения эти произведения свидетельствовали о
высоком мастерстве советского баталиста. Для сбора материалов (а Греков очень
щепетильно относился к исторической достоверности) приходилось выезжать на
места боев, беседовать с очевидцами, изучать архивы. Даже обладая грековским
композиционным даром - несравненным умением рисовать «от себя» и по памяти, -
нельзя было при создании огромных многофигурных полотен обойтись без натуры,
без сменяющих друг друга эскизов и вариантов. Неустанный вдохновенный труд
сопутствовал успеху художника.
Стремление к монументальным композициям, к
широкому охвату событий привело Грекова к панорамной живописи. Еще в юношеские
годы он помогал своему учителю Ф.А. Рубо в работе над панорамами, теперь его
захватывает мечта о возрождении этого искусства. В 1929 году Греков создает
диораму «Взятие Ростова», некоторые из его новых картин напоминают эскизы к
панорамам («Чертов мост», 1931), другие непосредственно являются частями
будущих диорам («Разоружение деникинцев», 1933).
В последние годы своей жизни Греков создал ряд
фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой
Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и др. По этим последним работам можно
судить о возросшем колористическом мастерстве Грекова. Снимается некоторая
монохромность охристо-серой гаммы ранних его картин. Краски приобретают
богатство оттенков.
В 1934 году Греков, полный новых творческих
замыслов, с группой художников выехал в Севастополь для работы над панорамой
«Штурм Перекопа». Но внезапная смерть от сердечного приступа оборвала все
планы.
Тысячи трудящихся и воинов Красной Армии
хоронили Грекова. В приказе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова, посвященном
памяти Грекова, говорилось: «Он старался показать только историческую правду,
как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта правда настолько
прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что она не
нуждается ни в каком искусственном приукрашивании. И поэтому полотна художника
Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром,
красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащихся навстречу смерти и
победе, - навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и
величественной эпохи классовых битв...»
После кончины Грекова в Москве была создана
Студия военных художников его имени.
художник война живопись
Заключение
Завершилась работа по теме. Нельзя сказать, что
цель достигнута, потому что тема очень широка и многогранна.
Суть в том, что каждая война не проходит
бесследно. И находятся люди, которые могут ее запечатлеть такой, какая она есть
на самом деле. Художники всегда поднимали дух в людях, теми же плакатами,
рисунками. Их вклад был бесценен. Передавая на холсте или даже на кусочке
бумаги то что они видя и чувствуют, способно передать нам дух того времени, как
жили и что происходило.
Приложения
Список иллюстраций
Рис 1 А. Чернышов. М.Б. Греков в Первой Конной
армии. 1958
Рис 2 А.Семёнов. М.Б.Греков с группой студентов
в мастерской Ф.Рубо. 1974
Рис 3 Г.И. Прокопинский. К.Е. Ворошилов и члены
РВС в мастерской М.Б. Грекова.1955г.