Исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    169,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края

Содержание

Введение

.     Проанализировать объем и структуру прямых налогов, зачисляемых в бюджет Алтайского края

2.      Проанализировать объем и структуру Фонда софинансирования социальных расходов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом.

Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных - наоборот.

Данная зависимость определяет актуальность изучения объема и структуры прямых налогов и практики их, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в краевой бюджет.

В свою очередь, доходы государства, являются источником финансирования расходов государства и формирования различных фондов.

Поэтому целью практической работы в соответствии с заданием будет являться исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края и изучение состава Фонда софинансирования социальных расходов РФ.

Для достижения указанных целей, необходимо решить следующие задачи:

оценить динамику доходов бюджета Алтайского края;

провести сравнительный анализ сопоставимых показателей налоговых поступлений в бюджете Алтайского края;

выявить состав и структуру прямых налогов в налоговых поступлениях краевого бюджета;

изучить тенденции изменения прямых налогов в бюджете Алтайского края;

ознакомится с целью формирования Фонда софинансирования социальных расходов РФ;

исследовать динамику Фонда софинансирования социальных расходов;

указать основные направления и получателей средств данного фонда.

1.   Проанализировать объем и структуру прямых налогов, зачисляемых в бюджет Алтайского края

Анализ начнем с рассмотрения состава доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012. Прогноз поступлений налоговых доходов краевого бюджета представлен в приложении 1 к пояснительной записке к законопроекту, в том числе налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов по подакцизным товарам (продукции), налога на имущество организаций и транспортного налога. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и государственная пошлина представлены общими суммами.

Таблица 1

Динамика доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год


сумма

доля

сумма

доля

сумма

доля


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Налоговые доходы

18569459,0

44,9

19533325,0

46,3

20768893,0

47,8

Неналоговые доходы

784933,0

1,9

859740,0

2,0

871741,0

2,0

Безвозмездные поступления, всего  в том числе: - из федерального бюджета - из бюджетов городских и сельских поселений - от государственных организаций

22023361,7  21841231,9 7080,0  175049,8

53,2

21841231,9  21841231,9 0,0  0,0

51,7

21841231,9  21841231,9 0,0  0,0

50,2

Итого

41377753,7

100,0

42234296,9

100,0

43481865,9

100,0


Рис.1 Динамика доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012 гг..

Доходы краевого бюджета в 2010-2012 году характеризуются постоянным приростом. В 2010 году доходы краевого бюджета пополнились на 856543,2 тыс. руб. или на 2,1%. В 2012 году по сравнению с 2011 годом казна пополнилась на 1247569 тыс. руб. При этом, налоговые доходы краевого бюджета на протяжении трех последних лет также имеют положительную динамику. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 963866 тыс. руб., в 2011 году они выросли на 1235568 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом и на 2199434 тыс. руб. к 2010 году. Налоговые доходы на 2010 год увеличились на 1018401 тыс. рублей, или на 5,8 процента поступлений 2009 года и составляют 18569459,0 тыс. рублей.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует о прогнозируемом росте доли налоговых доходов в общем объеме поступлений в краевой бюджет с 44,9 процента в 2010 году до 47,8 процента в 2012 году, соответственно - снижении доли безвозмездных поступлений с 53,2 до 50,2 процента в структуре доходов.

Для определения роли и места прямых налогов в доходах бюджета рассмотрим доходную часть бюджета Алтайского края по видам налогов (таблица 2).

Таблица 2. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2010-2012гг., млн. руб.

Наименование доходов

2010

2011

2012


Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Налоговые доходы, из них:

18569,5

100

19533,3

100

20768,9

100

Прямые налоги, в т.ч.

16926,099

91,15

18080,022

92,56

18505,090

89,1

налог на прибыль организаций

7929,878

46,85

8855,595

48,98

7044,888

38,07

налог на доходы физических лиц

1933,304

24,38

2151,910

24,3

2018,360

28,65

налог на имущество организаций

1643,524

9,71

1647,09

9,11

2492,636

13,47

транспортный налог

1692,610

10,0

1771,842

9,8

2081,2

11,25

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

946,169

5,59

1149,889

6,36

901,198

4,87

прочие

587,336

3,47

262,1603

1,45

3,69

Косвенные налоги, в т.ч.

1643,4008

8,85

1453,2775200

7,44

2263,81010

10,9

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1643,4008

8,85

1453,27752

7,44

2263,81010

10,9


Динамику прямых налогов краевого бюджета изобразим на рисунке 2.

По данным таблицы видим и рисунка 2 видно, что на протяжении 2010-2012гг. наблюдается разнородная динамика по отдельным видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Алтайского края за 2010-2012 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций.

Рис. 2 Динамика прямых налогов бюджета Алтайского края в 2010-2012 гг.

Положительную динамику имеет налог на имущество, и транспортный налог.

Структуру прямых налогов бюджета Алтайского края в 2010 - 2012 году отразим на рисунке 3-5.

Рис. 3 Структура прямых налогов бюджета Алтайского края в 2010 г.

Рис. 4 Структура прямых налогов бюджета Алтайского края в 2011 г.

Рис. 5 Структура прямых налогов бюджета Алтайского края в 2012 г.

В 2010 году значительно уменьшилась доля поступлений по налоговым доходам, это связано со снижением поступлений от налога на прибыль организаций. Структура поступлений прямых налогов в бюджет Алтайского края за 2010 - 2012 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций, который составляет 38-48% процента всех поступлений. Однако именно по данному налогу в 2012 году наблюдается резкий спад поступлений, которые уменьшились на 1810,707 млн. руб. по сравнению с 2011 годом. Снижение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях отрицательно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций.

В основу представленного к законопроекту расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2011 год по объему прибыли в целях налогообложения, отраженному в показателях прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2011 год. В расчете учтены: изменение ставки зачисления налога в краевой бюджет с 17,5 до 18 процентов, переход части организаций с общего режима налогообложения на упрощенную систему и доначисленный по результатам контрольной работы налоговых органов.

Налог на доходы физических лиц составляет 24-29 процентов от прямых налогов дохода бюджета Алтайского края. Несмотря на то, что его удельный вес возрос до 28,65 процентов (в 2011году - 24,3 процента, поступления налога в бюджет субъекта в 2012 г. в абсолютной величине составили 2018,36 млн. руб., что на 133,55 млн. руб. меньше, чем в 2011 году. В 2010г. многие крупнейшие организации снизили перечисление налога в бюджет, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом.

Поступления НДФЛ в краевой бюджет в 2011 году учитывают принятые изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации, в расчете НДФЛ сумма налоговых вычетов определена в размере 14 процентов от фонда оплаты труда, или на 3,4 процента больше плана 2009 года. Процент изъятия НДФЛ из фонда оплаты труда снижается с 13,3 процента в 2009 году до 12,3 процента в 2011 году.

Налог на имущество организаций составляет около 13,5 процентов в 2012году. Отмечается рост поступлений по данному налогу, как в относительной, так и в абсолютной величине.

В 2011г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 3,566 млн. руб. по сравнению с 2010 годом. Рост поступлений по данному налогу связан с увеличением базы налога, это говорит о большом потенциале наших предприятий, которые в условиях кризиса вкладывали средства в развитие бизнеса. В 2012 году данный прямой налог увеличился еще на 845,546 млн. руб. Относительный рост в конце анализируемого периода составил 4,36%.

Показатели по транспортному налогу увеличились с 1692,610 млн. рублей до 2081,2 млн. рублей (на 388,59 млн. рублей) за счет увеличения уровня собираемости с 77,2 до 81,2 процента исходя из динамики поступления за предыдущие годы и улучшения администрирования.

По результатам проведенного анализа, получили, что основными источниками пополнения бюджета края стали такие прямые налоги как, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и транспортный налог.

2.   Проанализировать объем и структуру Фонда софинансирования социальных расходов

Федеральный Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) формируется в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов. Средства, поступающие из Фонда в региональные бюджеты, являются частичным возмещением субъектам РФ расходов по заранее обусловленным статьям.

В 2011 году в составе ФССР предусматриваются субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации:

·      по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла (соответственно 28% и 17% средств ФССР);

·        по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (16% средств ФССР);

·        по обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных статьями 15 и 16.1 от 18 октября 1991 г. № 1761-1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (8% средств ФССР);

·        по предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (31% средств ФССР).

Распределение средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов по оказанию мер социальной поддержки труженикам тыла и реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, производится исходя из численности соответствующих категорий граждан и ежемесячной денежной выплаты, установленной в определенном размере (в 2012 году он составит 219 рублей и 242 рублей соответственно). Распределение средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов по оказанию мер социальной поддержки ветеранам труда и выплате детских пособий производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Субсидии на ЖКУ перечисляются в бюджеты субъектов РФ только при подтверждении проведенных расходов. Методика распределения этих средств базируется на следующих принципах:

·        средства Фонда предоставляются регионам при условии соблюдения ими допустимых отклонений фактических расходов от установленных на федеральном уровне стандартов;

·        доли возмещения расходов дифференцируются по регионам в зависимости от доходных возможностей и потребностей региональных бюджетов в соответствующих расходах;

·        объем перечисляемых средств корректируется в зависимости от степени отклонения расходов региона от федеральных стандартов, то есть, при прочих равных условиях, чем ближе к федеральным стандартам будут региональные расходы, тем больший объем средств получит данный субъект РФ.

Крупнейшими получателями субсидий на поддержку реабилитированных в 2011 году являются Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Кемеровская область. Наибольший объем субсидий на социальную поддержку тружеников тыла получают г. Москва, Свердловская область и Владимирская область. Максимальный объем детских пособий приходится на долю Республики Дагестан, Чеченской Республики и Ростовской области. Крупнейшими получателями субсидий на поддержку ветеранов труда являются Московская область, Ростовская область и Краснодарский край. Распределение субсидий на ЖКУ в 2012 году на данный момент неизвестно, поскольку этот вид финансовой помощи выделяется региону частями и его размер уточняется в течение финансового года. налог расход бюджет софинансирование

В 2012 году состав субсидий, распределяемых через ФССР, сохранится прежним. Объем Фонда на 2012 год сформирован исходя из размера Фонда, предусмотренного на 2011 год, увеличенного на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен), а также с учетом доведения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов региональных бюджетов по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущих граждан до 15 процентов.

Существующая методика распределения средств ФССР обладает существенным недостатком: она не создает стимулов для наращивания собственных расходов региональных бюджетов в софинансируемых областях. Министерство финансов Российской Федерации рассматривает возможность модификации методики в целях усиления ее стимулирующей роли. Вероятными направлениями изменения действующей методики является выделение в составе субсидии из ФССР части, размер которой зависит от запланированных расходов бюджета региона в соответствующей области, а также введение штрафных санкций в случае, если фактические расходы региона в данной сфере окажутся меньше запланированных.

В таблице 3 показана динамика объема Фонда софинансирования социальных расходов в 2009 - 2012 годах.

Таблица 3

Динамика объема ФССР в 2009-2012 годах


2009

2010

2011

2012

ФССР, тыс. руб.

6 300 000

22 997 732

26 180 423

27 286 900


Таким образом, Фонд софинансирования расходов создан для обеспечения предоставления бюджетам других уровней бюджетной системы субсидий на финансирование приоритетных расходов вне зависимости от их характера (включая бюджетные инвестиции в объекты региональной и муниципальной собственности), с использованием при этом единых принципов распределения указанных средств.

Заключение

По итогам проведенного исследования получили, что:

доходы краевого бюджета в 2010-2012 году характеризуются постоянным приростом;

сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует о прогнозируемом росте доли налоговых доходов в общем объеме поступлений в краевой бюджет;

основными налоговыми доходными источниками бюджета Алтайского края за 2010-2012 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций;

в абсолютном выражении происходит рост прямых налогов в краевой бюджет в течении трех лет;

в относительном выражении к концу анализируемого периода происходит снижении доли прямых налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета Алтайского края, что связано с уменьшением объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях, а соответственно сокращением налогооблагаемой базы;

в структуре прямых налогов основную часть занимает налог на прибыль.

Что касается Фонда софинансирования расходов, то:

он создан для обеспечения предоставления бюджетам других уровней бюджетной системы субсидий на финансирование приоритетных расходов вне зависимости от их характера.

- объем Фонда на 2012 год сформирован исходя из размера Фонда, предусмотренного на 2011 год, увеличенного на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен), а также с учетом доведения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов региональных бюджетов по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущих граждан до 15 процентов;

существующая методика распределения средств ФССР обладает существенным недостатком: она не создает стимулов для наращивания собственных расходов региональных бюджетов в софинансируемых областях;

крупнейшими получателями субсидий на поддержку реабилитированных в 2011 году являются Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Кемеровская область.

наибольший объем субсидий на социальную поддержку тружеников тыла получают г. Москва, Свердловская область и Владимирская область;

максимальный объем детских пособий приходится на долю Республики Дагестан, Чеченской Республики и Ростовской области;

крупнейшими получателями субсидий на поддержку ветеранов труда являются Московская область, Ростовская область и Краснодарский край.

размер Фонда софинансирования расходов имеет положительную динамику, так за три года в 2012 году по сравнению с 2009 годом он увеличился в 4,3 раза.

Таким образом, поставленные цели достигнуты, а предлагаемые задачи решены.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 N 195-ФЗ г.).

. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2009.- № 9.- С. 51-56

. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2009. - 317 с.

Похожие работы на - Исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!