Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики

.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики

1.3 Нормативная правовая база формирования и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

.2 Динамика денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2.2.1 Анализ денежно-кредитной политики за 1995 год

.2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2000 год

.2.3 Анализ денежно-кредитной политики за 2005 год

.2.4 Анализ денежно-кредитной политики за 2010 год

.2.5 Анализ денежно-кредитной политики за 2011 год

.2.6 Анализ денежно-кредитной политики за 2012 год

2.2 Влияние денежно-кредитной политики на экономические процессы в Беларуси

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Зарубежный опыт формирования и реализации денежно-кредитной политики государства

.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком страны, который контролирует денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика государства очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

В Республике Беларусь на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Опыт развивающихся стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь. Предметом исследования является денежно-кредитная политика государства и её особенности в Республике Беларусь.

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики государства и её особенности в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:

) изучить сущность, цели, задачи и инструменты денежно-кредитной политики;

) описать типы денежно-кредитной политики;

) рассмотреть денежно-кредитную политику в Республике Беларусь;

) изучить направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

В курсовой работе используются такие методы исследования как исторический метод, метод сравнения, анализ нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ и синтез, метод наблюдения, метод обобщения и описания.

. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это - важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегический целей экономического развития страны.

Главной задачей денежно-кредитной политик является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения.

Основными носителями современной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь выступают:

) национальный банк страны и правительство страны;

) крупнейшие коммерческие банки;

В денежно-кредитной политике есть смысл выделить два основных направления:

)поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;

)использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных отраслей.

Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение на денежном рынке.[1, с. 462]

Выделяют конечные, промежуточные и тактические цели денежно-кредитной политики.

Целями денежно-кредитной политики являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны.

Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров и контролирует их в процессе реализации монетарной политики.

Выделяют критерии выбора промежуточной цели. Это, во-первых, измеримость, т.е. должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о ее состоянии. Во-вторых, управляемость: центральный банк должен быть способен с помощью своих инструментов изменять в нужном направлении величину этой переменной. В-третьих, предсказуемость воздействия переменной на конечные цели.

Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объём кредита, индексы товарных цен.

Как денежная масса, так и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки. Проблема состоит в выборе центральным банком одной из них, так как он не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, поскольку, согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение денег или процентную ставку.

Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса, центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.

Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами.

Следует отметить, что центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом. [2, с. 127-130]

.2Основные инструменты денежно-кредитной политики

денежный кредитный политика регулирование

Инструменты денежно-кредитной политики - это совокупность монетарных мероприятий, используемых центральным банком для достижения намеченных экономических результатов.

Различают прямые (административные) и косвенные (рыночные) инструменты денежно-кредитного регулирования. К прямым относят директивы, предписания и инструкции, которые ограничивают сферу деятельности кредитного института; к косвенным - инструменты, которые воздействуют на денежно-кредитную сферу через формирование условий функционирования денежного рынка и рынка капиталов. Последние отличаются большей гибкостью, однако результаты их влияния, сказываются не сразу и не всегда достигают намеченной цели.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учётной ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. [3, с. 101]

Изменение учётной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Учётная ставка - это процент, который коммерческий банк платит центральному банку за предоставленный ему кредит.

Данный метод центральный банк использует для контроля за объёмом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учётную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заёмщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учётной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.

При повышении учётной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста (или сокращает) предложения денег. Повышение учётной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемым экономическим субъектам.

Изменение учётной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учётной ставки приведёт к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учётная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об её изменении необходимо время. В-третьих, объём средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.

Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учётной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

Инструментом, позволяющим регулировать банковскую линию ликвидности и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933гг показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.

Центральные банки могут применять его как ко всем институтам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980г требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как она ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведёт к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заёмщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.

Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческими банками, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.

При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих ценные бумаги, в форме соглашение об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги - резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.

Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответственную сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги.

Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег.

Операции на открытом рынка стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.

Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу Продажа иностранной валюты, наоборот, ведёт к уменьшению денежной базы и предложения денег.

Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путём определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозита и сберегательным величинам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объёмов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определённых секторов экономики. Выборочный кредитный контроль ещё называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учёту векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом и т.д.

Следует отметить, что центральный банк, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупности инструментов. [4, с. 136-142 ].

1.3 Нормативная правовая база формирования и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь определяется и регулируется Национальным банком Республики Беларусь. На основании статьи 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный Банк РБ выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет эмиссию денег;

осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

регулирует кредитные отношения и т.д. [5, с. 19-23]

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. №419 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год заключаются в том, что в 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания). [6]

. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Изменение учётной ставки - один из старейших методов денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Учётная ставка - это процент, который коммерческий банк платит центральному банку за предоставленный ему кредит. Динамика ставки рефинансирования представлена в таблице 1. [7]

Таблица 1 - Динамика ставки рефинансирования

В процентах

Период200020022004200620082009201020112012Ставка рефинансирования 107,5 49,2 21,3 10,7 10,35 13,92 11,82 21,57 34,45

Проанализировав таблицу 1 можно сделать вывод, что ставка рефинансирования в период с 2000 по 2008 год постепенно снижалась, вследствие этого денежная масса в стране постепенно увеличивалась, объём кредитов, предоставляемых экономическим субъектам, увеличился, создавая тем самым новые деньги. В связи с нарастанием кризисных явлений в экономике с 2009 по 2012 года ставка рефинансирования повышалась, следовательно, это привело к замедлению темпа роста предложения денег и «подорожанию» кредитов, предоставляемым экономическим субъектам.

Инструментом, позволяющим регулировать банковскую линию ликвидности и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Размеры норм обязательных резервов представлены в таблице 2. [7]

Таблица 2 - Нормы обязательных резервов

В процентах

Дата начала действия нормативовПо привлечённым средствам в национальной валютеПо привлечённым средствам в иностранной валюте123401.05.200212161201.01.200310101001.11.20046101001.04.200559901.11.20064,58801.04.20074,58801.12.20081,57701.03.200906601.11.201107,57,501.09.201201012

Проанализировав таблицу 2 можно сделать вывод, что в период с 2002 по 2009 года нормы обязательных резервов, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь, уменьшались. В результате этого коммерческие банки имели возможность создавать деньги путём кредитования, а значит, и увеличивать предложение денег в стране. В период с 2011- 2012 годов вследствие повышения инфляции центральный банк повысил резервную норму. В ответ на это коммерческие банки уменьшили выдачу ссуд, что привело к сокращению денежной массы в стране.

Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке представлены в таблице 3. [7]

Таблица 3 - Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке

В процентах

ОперацииСрок (дней)12.11.200801.12.200925.11.201012.12.201118.07.20121234567Ломбардный кредит на аукционной основене более 7 днейне выше 20% и не ниже ставки рефинансированияне выше 21.5% и не ниже ставки рефинансированияне выше 16.0% и не ниже ставки рефинансированияне выше 70.0% и не ниже ставки рефинансированияне выше 50.0% и не ниже ставки рефинансированияПокупка ценных бумаг на условиях РЕПОАукционные сделки СВОПДепозиты на аукционной основене более 3 месяцевне ниже 8% и не выше ставки рефинансированияне ниже 9.5% и не выше ставки рефинансированияне ниже 7% и не выше ставки рефинансированияне ниже 30.0% и не выше ставки рефинансированияне ниже 19.0% и не выше ставки рефинансированияЭмиссия краткосрочных облигаций Национального банкаПродажа ценных бумаг на условиях РЕПО

Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке за период 2008-2012 годов имели тенденцию то к снижению, то к увеличению. Если Национальный банк начинает покупать ценные бумаги, то это приводит к увеличению предложения денег в стране. Если Национальный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги, в форме соглашение об обратном выкупе (операции РЕПО), то на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги - резервы уменьшаются. Если необходимо сократить денежную массу, то национальный банк продаёт государственные ценные бумаги.

2.2 Динамика денежно-кредитной политики Республики Беларусь

.2.1 Анализ денежно-кредитной политики за 1995 год

В 1995 году денежно-кредитная политика являлась составной частью общей экономической политики Республики Беларусь. Инфляция установилась на уровне 1,33%, благодаря принятым мерам государства. С 1 января 1955 года прекратилось субсидирование экономики посредством установления льготных процентных ставок либо дотации за счёт прибыли Национального банка отдельным отраслям хозяйства и объектам кредитования. В целях оказания содействия выходу республики из кризисной ситуации коммерческие банки проводили политику, стимулирующую привлечение денежных средств в депозиты. В 1995 году были достигнуты положительные процентные ставки, как по кредитам, так и по депозитам. Продолжалось развитие рынка ценных бумаг как одного из важнейших средств регулирования денежно-кредитных отношений. В банках и на биржах создавались дилинговые центры для осуществления операций с ценными бумагами государства, коммерческих банков, а также кредитными ресурсами, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В целях сокращения денежной массы и создания конкурентной среды на межбанковском рынке обеспечивалось размещение на открытом рынке ценных бумаг национального банка. В 1995 году совершенствовалась работа Межбанковской валютной биржи на основе создания и внедрения автоматизированной системы торговли финансовыми инструментами, проведения ежегодных торгов иностранной валютой, ускорения расчётов по результатам торгов иностранной валютой. Все государственные золотовалютные резервы Республики Беларусь концентрировались в Национальном банке. Они формировались за счёт покупки национальным банком драгоценных металлов, свободно конвертируемой валюты и другой валюты. В 1995 году золотовалютный резерв был увеличен на 120 - 150 млн. долл. США. Так же в 1995 году осуществлялся комплекс мер по укреплению покупательной способности белорусского рубля как единственного платёжного средства страны. [8]

денежный кредитный политика регулирование

2.2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2000 год

2000 год был завершающим в реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Данная программа была принята в очень непростых условиях. В экономике развивались кризисные явления. В республике производилась менее 65 процентов ВВП от уровня 1990 года, реальные доходы населения сократились почти на 38 процентов, а среднегодовые темпы инфляции за период 1992-1995 годов составили более 1200 процентов, девальвации официального курса - 1620 процентов.

В соответствии с Основными направлениями в качестве экономической модели для развития республики была принята социально ориентированная рыночная экономика. Также началась переориентация работы банков на нужды реального сектора экономики, создание условий для решения основных социально-экономических задач.

Рублёвая денежная масса за период 1992-1995 годов возросла почти в 2150 раз (или на 17,3 процента в среднемесячном исчислении), за период 1996-2000 годов размер номинальной рублёвой денежной массы увеличился в 53,6 раза (или на 6,9 процентов в месячном исчислении). Были достигнуты положительные темпы экономического роста, снижены темпы инфляции и девальвации. За период 1995-2000 годов прирост реального ВВП составлял 36 процентов, реальные доходы населения возросли почти на 71 процента, среднегодовой темп инфляции был снижен в 5,4 раза. Государственный внешний долг в 2000 году составлял 815 миллионов долларов (в 1995 он составлял 1 миллиард 500 миллионов долларов). [9]

Национальным банком была проделана существенная работа, направленная на увеличение золотовалютных резервов государства. Чистые иностранные активы возросли в 3 раза и превысили 150 млн долларов США на конец года. В значительной степени это было обеспечено за счёт положительного сальдо Национального банка по операциям на валютном рынке. [10]

С целью продолжения экономического роста и повышения уровня жизни населения в 2000 году было осуществлено кредитование экономики. Весь прирост валовых кредитов правительству и экономике составил в национальной валюте 382,7 миллиарда рублей. Была оказана необходимая поддержка народному хозяйству. За 2000 год банками были предоставлены кредиты в национальной валюте на сумму более 230 миллиардов рублей и в иностранной валюте - более чем на 112 миллиона долларов.

Национальным банком было осуществлено финансирование дефицита республиканского бюджета в сумме 73,3 миллиарда рублей.

С целью создания условий для достижения финансово-экономической стабильности была значительно ужесточена денежно-кредитная политика, осуществлён переход к единому обменному курсу белорусского рубля, обеспечена стабилизация его котировок на всех сегментах валютного рынка.

С января 2000 года была введена модернизированная система пруденциальных нормативов, которая более точно отражает финансовое положение банков и соответствует международным стандартам. Большинство банков поддерживало нормальную структуру активов, которая обеспечила выполнения стоящих перед ними задач. Доля кредитов в активах на протяжении 200 года в среднем по системе находилась выше 50 процентов, удельный вес долгосрочных кредитных вложений составлял около половины, доля активов, размещенных за рубежом, не превышала 10 процентов. Увеличился размер привлечённых в банки средства, чему способствовала жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение положительной реальной доходности рублёвых процентных операций. Сумма вкладов граждан в национальной валюте в реальном выражении возросла почти в 1,9 раза и достигла 112,8 миллиарда рублей. Вклады в иностранной валюте возросли на 26,7 процентов и достигла 252,4 миллиона долларов.

Было обеспечено коренное обновление банковского законодательства. Всего за 2000 год разработано и принято Правлением более 70 нормативных актов, Советом директоров - почти 90. Была завершена работа Банковского кодекса, который вступил в действие с января 2001 года.

Оценивая итоги реализации денежно-кредитной политики 2000 года в целом, следует отметить, что они неоднозначны. К положительным результатам следует отнести то, что обеспечены условия для продолжения экономического роста и повышения реальных доходов населения, осуществлён переход к единому обменному курсу белорусского рубля и достигнута его стабилизация, снижены темпы инфляции. Сохраняются проблемы, связанные с внешнеэкономической несбалансированностью, недостаточным уровнем золотовалютных резервов и финансового потенциала банков, достижение уровня производства ВВП 1990 года, не восстановлена в полной мере инвестиционная активность, в том числе и за счёт прямых иностранных капиталовложений, значительное отставание сельского хозяйства. [9]

2.2.3 Анализ денежно-кредитной политики за 2005 год

В 2005 году достигнут качественно новый результат: национальная валюта стабилизировалась относительно иностранных валют и даже обозначилась тенденция к ее укреплению. За 2005 год официальный курс белорусского рубля к российскому рублю укрепился на 3,9 процента, к доллару США - на 0,8 процента, к евро - на 13,7 процента.

За 2005 год международные резервные увеличились на 526,3 миллиона долларов США, или на 68,3 процента, и на 1 января 2006 года составили 1,3 миллиарда долларов США.

Быстрому росту международных резервных активов страны способствовали положительные тенденции в развитии внешней торговли. В 2005 году сформировался положительный баланс внешнеторговых операций в размере 683,2 миллиона долларов США. Впервые в своей истории Республика Беларусь вышла на положительное значение сальдо внешнеторговых операций. Валютная выручка от экспорта товаров и услуг и прочих поступлений, поступившая на счета банковской системы Республики Беларусь и на счета за рубежом, за 2005 год составила 17,19 миллиарда долларов США, что на 27,6 процента больше, чем в 2004 году.

На валютном рынке Республики Беларусь предложение иностранной валюты превысило спрос в целом по рынку на 416,5 миллиона долларов США.

Таким образом, в 2005 году внешняя и внутренняя устойчивость национальной валюты существенно возросли, создав предпосылки для продолжения экономического роста, эффективного развития внешнеэкономических отношений, повышения благосостояния населения.

Продолжается работа банков с государственными ценными бумагами. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2005 год увеличились на 700,1 миллиарда рублей по балансовой стоимости, или на 68,7 процента, и достигли 1,72 триллиона рублей. [11]

2.2.4 Анализ денежно-кредитной политики за 2010 год

Приоритетной целью денежно-кредитной политики 2010 года - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности курса по отношению к иностранным валютам. На 1 января 2011 года стоимость корзины иностранных валют составила 1 0548,68 рубля, увеличившись за 2010 год на 1,8%. С учётом сложившихся взаимных курсов иностранных валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 4,8%, а к российскому рублю - на 4%, к евро вырос на 3,3%.

Производственная, инвестиционная и финансовая деятельность субъектов хозяйствования, реализация мер политики в области денежных доходов населения обусловили увеличение широкой денежной массы на 31,9%. Рублёвая денежная масса возросла на 27,4%.

Среднегодовая рублёвая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) увеличилась на 16,6% при росте реального ВВП на 7,6%.

Рост рублёвой денежной массы обусловлен увеличением наличных денег в обороте на 23,2%, безналичной составляющей на 28,3%. Рублёвые депозиты повысились на 26,4%, объём ценных бумаг, выпущенных банками, - на 88,1%.

Основными источниками роста рублёвых депозитов стали срочные и условные депозиты, увеличившиеся за 2010 года на 31,1%. Наибольший удельный вес в объёме срочных и условных депозитов составили сбережения физических лиц, которые за 2010 год возросли на 18,1%.

Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 14,6%. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом выражении уменьшилась на 6,1%. Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, повысилась за 2010 год с 24,4 до 25,9%.

В 2010 году отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 6,4 млрд. долл. США. По итогам 2010 года в Беларуси обеспечен существенный рост реального ВВП - на 7,6%. В сложившихся условиях банковская система страны, а также проводимая Национальным банком и Правительством Республики Беларусь денежно-кредитная политика внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечили финансовую стабильность. [13]

Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2011 года составили:

в национальном определении - 6 153,3 млн. долларов США, увеличившись за 2010 год на 3%;

в соответствии с методологией МВФ - 5 030,7 млн. долларов США, сократившись с начала 2010 года на 11%.

Вместе с тем динамика международных резервных активов обусловлена сохраняющимся значительным дефицитом внешней торговли товарами и услугами при недостаточном притоке ресурсов по капитальному финансовому счёту платежного баланса. [12]

2.2.5 Анализ денежно-кредитной политики за 2011 год

В 2011 году денежно-кредитная политика была направлена на снижение внутренних и внешних дисбалансов в экономике.

В 2011 году границы коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют были установлены на уровне плюс/минус 12%.

На 1 января 2012 года стоимость корзины иностранных валют составила 2865,83 рубля, увеличившись за 2011 года на 171,1%. За 2011 год официальный обменный курс белорусского рубля снизился ко всем валютам, входящим в состав корзины, в том числе к доллару США - на 178,3%, к российскому рублю - 165,1%, к евро - на 171,9%.

За 2011 год широкая денежная масса возросла в 2,2 раза. Существенный рост валютной составляющей широкой денежной массы обусловлен главным образом корректировкой обменного курса белорусского рубля.

Рублёвая денежная масса выросла в 1,64 раза, в том числе за счёт роста в 1,49 раза наличных денег в обороте, в 1,65 раза рублёвых депозитов, в 2,13 раза ценных бумаг, выпущенных банками.

Основными источниками увеличения рублёвых депозитов стали срочные депозиты, которые за 2011 год проросли на 77,4%. На 1 января 2012 года наибольший удельный вес (55%) в объёме срочных депозитов составили средства юридических лиц.

При росте реального ВВП на 5,3% среднегодовая рублёвая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) сократилась на 3,1%, среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении возросла на 35,6%. [14]

Ежемесячное сальдо внешней торговли товарами и услугами складывается на уровне, близком к нулю. Поступления валютной выручки за экспорт превышают объемы списания валютных средств в оплату импорта. [15]

На 1 января 2012 года депозиты в иностранной валюте сформировались в объёме 7,6 млрд. долларов США и за 2011 год выросли на 3,5%.

На 1 января 2012 года международные резервные активы в национальном определении достигли 9,39 млрд. долларов США и выросли за 2011 год н 52.5%, в определении МВФ - 7,92 млрд. долларов США и на 57,4% соответственно. Их росту способствовали привлечение внешних кредитов и приватизации государственно собственности. [14]

2.2.6 Анализ денежно-кредитной политики за 2012 год

Денежно-кредитная политика в 2012 году была направлена на замедление инфляционных процессов и формирование условий для сбалансированного развития экономики Республики Беларусь.

Снижение инфляции являлось первоочередной задачей денежно-кредитной политики в 2012 году, на решение которой были ориентированы все инструменты денежно-кредитной политики.

В отчетном году обменный курс белорусского рубля формировался на основе спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при ограниченном вмешательстве Национального банка.

В целом за 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6 процента (с 8 350 до 8 570 рублей за 1 доллар США), к евро - на 5 процентов (с 10 800 до 11 340 рублей за 1 евро), к российскому рублю - на 8 процентов (с 261 до 282 рублей за 1 российский рубль).

Реальный эффективный курс белорусского рубля, рассчитанный по индексу потребительских цен, за 2012 год снизился на 7,08 процента (в 2011 году - на 13,41 процента).

Динамика денежных агрегатов формировалась в условиях снижения инфляционных процессов, роста реальных денежных доходов населения и с учетом ситуации во внешней торговле.

Широкая денежная масса за 2012 год увеличилась на 45,1 процента (за 2011 год - на 121,2 процента), в том числе рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) увеличилась на 58,4 процента (за 2011 год - на 64,1 процента), валютная составляющая широкой денежной массы (в долларовом эквиваленте) - на 33 процента (за 2011 год - на 2,3 процента).

Рост рублевой денежной массы обусловлен увеличением наличных денег в обороте (денежный агрегат М0) на 68,5 процента, рублевых депозитов - на 57,6 процента, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 40,1 процента. Определяющим фактором в увеличении рублевой денежной массы явился прирост депозитов физических лиц на 75,2 процента, в том числе переводных депозитов населения - на 102,2 процента, других депозитов - на 62,3 процента.

В 2012 году наблюдалось улучшение структуры широкой денежной массы: удельный вес ее рублевой составляющей увеличился с 39 процентов на 1 января 2012 г. до 42,6 процента на 1 января 2013 г. В составе рублевой денежной массы доля депозитов физических лиц увеличилась за 2012 год на 3,3 процентного пункта, доля наличных денег в обращении - на 1 процентный пункт при снижении доли депозитов юридических лиц на 3,7 процентного пункта, доли ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 0,5 процентного пункта.

Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 9,4 процента. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась на 7,2 процента (до 3,9 оборота) против ее роста на 8,5 процента (до 4,2 оборота) в 2011 году.

Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 января 2013 г. сформировались в объеме 10,3 млрд. долларов США и за 2012 год увеличились на 34,8 процента против на 3,5 процента в 2011 году.

Рублевая денежная база за отчетный период выросла на 77,2 процента, или на 13 трлн. рублей. Основными факторами роста рублевой денежной базы стали покупка Национальным банком иностранной валюты и снижение средств Правительства Республики Беларусь на счетах в Национальном банке.

Объем международных резервных активов Республики Беларусь на 1 января 2013 г. составил:

в соответствии с методологией Международного валютного фонда - 8 095 млн. долларов США, увеличившись за отчетный год на 2,3 процента (на 179,1 млн. долларов США);

в национальном определении - 8 763,1 млн. долларов США, снизившись за отчетный год на 6,6 процента (на 624,1 млн. долларов США). На 1 января 2013 г. уровень золотовалютных резервов покрывал двухмесячный импорт.

Основными факторами, повлиявшими на изменение уровня международных резервных активов, явились погашение Правительством Республики Беларусь и Национальным банком внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, поступление третьего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 440 млн. долларов США, а также положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. [16]

2.3 Влияние денежно-кредитной политики на экономические процессы в Беларуси

Республика Беларусь - государство с динамично развивающейся открытой экономикой. На протяжении последних лет обеспечиваются высокие темпы экономического роста, динамично увеличиваются объёмы инвестиций. Вместе с тем наличие в экономике страны ряда проблем и макроэкономических рисков ставит задачи, решению которых будет способствовать совершенствование условий экономической деятельности, создание стимулов для предпринимательской инициативы. Денежно-кредитная политика в этих условиях должна быть направлена на содействие экономическому росту прежде всего посредствам обеспечения устойчивости национальной валюты и адекватной реакции монетарных инструментов на изменение внешней среды и внутренних макроэкономических условий.

Процесс экономической трансформации в Республике Беларусь развивается в том же направлении, что и в других государствах с переходной экономикой. Поэтому основные характеристики её денежно-кредитной политики и стоящие в настоящее время задачи имеют в принципиальных аспектах значительное сходство с направленностью денежно-кредитной политики в других странах, находящихся на том или ином периоде трансформации. Вместе с тем ряд особенностей экономики РБ и специфика отдельных подходов к парадигме социально-экономического развития обусловили специфику функционирования трансмиссионного механизма и, соответственно, некоторых аспектов разработки и реализации денежно-кредитной политики». [17]

Начиная с февраля 2000 года, был обеспечен положительный реальный уровень ставки рефинансирования, поддерживаемый на протяжении всего года на уровне от 0,4 до 4,9%. Процентные ставки по кредитным и депозитным рублёвым операциям также поддерживались на уровне не ниже темпов инфляции. Это явилось важным фактором укрепления рубля, среднемесячные темпы девальвации рыночных котировок которого составили около 3,5%. С 14 сентября 2000 года был осуществлён переход к единому валютному курсу. Была ликвидирована система множественных обменных курсов и расширена сфера использования белорусского рубля во внешней торговле, что значительно улучшило условия осуществления внешнеэкономической деятельности белорусским предпринимателям. Так же переход к единому валютному курсу, с одной стороны, обеспечил устранение экономических предпосылок для развития «теневых отношений» в валютной сфере, с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютного рынка. [10]

В 2005 году в условиях замедления инфляционных процессов и экономического роста Национальным банком осуществлялось снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям, что обеспечило снижение процентных ставок на финансовом рынке. Ставка рефинансирования была снижена с 17% годовых на начало 2005 года до 13,6% годовых на конец 2005 года. В 2005 году была обеспечена стабильность обменного курса белорусского рубля, которая способствовала сдерживанию роста рублёвого эквивалента импортных цен, снижению инфляционных ожиданий и повышения доверия к национальной валюте, сокращению избыточного денежного предложения, уменьшению степени долларизации экономики. [18]

В 2010 году Национальный банк широко использовал процентную ставку в качестве операционного инструмента воздействия на денежно-кредитную сферу. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых на начало 2010 года до 10,5% годовых на 1 января 2011 года. Снижение ставки рефинансирования в значительной мере обусловило общее уменьшение процентных ставок на кредитном и депозитном рынках, что позволило улучшить возможности нефинансового сектора по привлечению кредитных ресурсов. [12]

В 2011 году процентная политика была существенно ужесточена. национальный банк при реализации денежно-кредитной политики широко использовал процентную ставку как основной операционный инструмент воздействия на денежно-кредитную сферу. В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации и усиления защиты рублёвых вкладов от инфляции Национальным банком была увеличена ставка рефинансирования с 10,5% годовых на начало 2011 года до 45% годовых на начало 2012 года. Повышение в 2011 году ставки рефинансирования в значительной мере обусловило рост процентных ставок на кредитном и депозитных рынках, и как следствие, более эффективное использование кредитных ресурсов при ограниченных возможностях привлечения заёмных средств. [14]

В 2012 году происходило замедление инфляции, что позволило Национальному банку постепенно снизить ставку рефинансирования. С начала 2012 года ставка рефинансирования снизилась на 15 процентных пунктов и с 12 сентября 2012 года составила 30% годовых. В целях сохранения ситуации на валютном и депозитном рынках Национальным банком было принято решение о нецелесообразности дальнейшего снижения ставки рефинансирования. [16]

. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Зарубежный опыт формирования и реализации денежно-кредитной политики государства

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике определённый интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира - Японии и США.

Денежно - кредитная политика Японии. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течении почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на кредиты Центрального банка частному сектору, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объёмом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жёсткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количества облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешний день.

Что касается инструментариев денежно-кредитной политики Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование учётной ставкой и нормами обязательных резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии, в течении нескольких послевоенных десятилетий, имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственного заниженного уровня процента.

В основе подхода к денежно-кредитной политики лежала идея избирательной поддержки - своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банка, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному Банку и правительству направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжёлой индустрии и экспортных отраслей.

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля над денежной массой со стороны Центрального Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала «уверенность бизнеса» в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределения средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции. [19, с 120-122]

Денежно-кредитная политика в США. Одной из самых серьёзных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроилось с 4 до 13% в год. Позиции доллара на зарубежных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление. Усиление инфляционных процессов заставило экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведённой работы учёные сделали вывод о необходимости установления контроля над денежно-кредитными агрегатами.

Было признано, что темпы роста реального объёма производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объёмов, вовлечённых в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности. Денежно-кредитная политика не сможет оказывать серьёзного влияния на долговременную тенденцию роста объёмов производства, или это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и восстановление контроля в области ценообразования требует замедления роста денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается на вышеизложенной концепции. На основании её в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее ФРС установить пределы роста денежной массы. Также был принят « Акт о полной занятости и сбалансированном росте». В нём указывались цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне.

Данная политика преследует три основные цели: ограничение роста цен, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, усиление подотчётности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер, тем более что данное направление экономической реформы признано приоритетным белорусским правительством. [20, с. 220-222]

3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения;

регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;

повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;

формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;

развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;

расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;

привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Реализация комплекса мероприятий денежно-кредитной политики позволит обеспечить финансовую стабильность на макроэкономическом уровне и достичь денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.

Стратегической целью государственной ценовой политики является достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Область ценового регулирования по мере насыщения рынков товарами и создания конкурентной рыночной среды должна постепенно сужаться.

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения, как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны. Для реализации данной цели необходим длительный период. [21]век станет столетием глобализации, интернационализации экономических отношений, ускоренного развития мирового финансового рынка. Так как попытки проведения «политики автаркии» не эффективны, это провоцируют развитие теневых финансовых потоков, а в конечном счете, имеют гораздо более негативные последствия в сравнении с возможными отрицательными явлениями, связанными с форсированием процесса глобализации.

Беларусь - европейская страна, имеющая небольшую экономику, характеризующуюся высокими показателями интенсивности внешнеэкономических потоков. Отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких показателей для стран бывшего СССР и примерно соответствует уровню, достигнутому небольшими странами Центральной и Западной Европы.

С другой стороны, существенное уменьшение барьеров в международной торговле в последние десятилетия открыло двери для экспорт ориентированного роста. Фактически, для малых экономик с ограниченным внутренним рынком, к числу которых можно отнести и экономику Беларуси, возможности быстрого роста заключены в большей степени в производстве продукции, ориентированной на международные рынки.

В этом контексте стратегической целью денежно-кредитной политики является создание благоприятных условий для активного вхождения Беларуси в систему глобальной экономики путем углубления финансово-экономической стабилизации в республике, дальнейшей либерализации валютного рынка, развития платежной системы, повышения надежности работы банков, освоения ими передовых методов работы и проведения операций.

Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счёт бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заёмщиков в полном объёме ощутили на себе удар роста процентных ставок. Существует возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение.

Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов. Нужно стремиться к тому, чтобы они не достигли менее 10 млрд. долл. США. Сумма резервов республики должна соответствовать трёхмесячному объёму импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности повысит рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы - активно работать в этом направлении.

Второе главное направление - это стабильное развитие самой банковской системы. Будут увеличиваться все её составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов. Сегодня в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов.

Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Также банкам постоянно следует проводить работу по сокращению проблемных активов. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

Не менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, - создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, поэтому необходимо сделать большой рывок в экономике. В первую очередь не по количественным показателям, а по качественным. Следует провести модернизацию, реконструкцию действующих предприятий всех форм собственности с целью выпуска на них конкурентно способной продукции. Важно создавать и развивать новые наукоёмкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нано технологии, биотехнологии и другие направления современной науки и техники.

Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикатором успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать её вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. - в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития [22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе дано определение понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центрального банка.

Денежно-кредитная политика в 1995 году являлась составной частью общей экономической политики Республики Беларусь. В этот период была снижена инфляция, благодаря принятым мерам государства, было прекращено субсидирование экономики. В целях выхода страны из кризиса коммерческие банки проводили политику, стимулирующую привлечение денежных средств физических лиц. Развивалась и совершенствовалась работа рынка ценных бумаг. Также проводился комплекс мероприятий по укреплению покупательской способности белорусского рубля.

Оценивая итоги денежно-кредитной политики в 2000 году можно сделать следующие выводы:

осуществлён переход к жёсткой денежно-кредитной политики путём существенного ограничения размеров кредитной эмиссии с направлением её на финансирование дефицита бюджета;

осуществлён переход к единому курсу белорусского рубля и обеспечена его стабильность и предсказуемость;

было активизировано сотрудничество с центральными банками других государств (прежде всего с Банком России), международными финансовыми организациями;

обеспечены условия для продолжения экономического роста и повышения реальных доходов населения;

снижены темпы инфляции.

В 2005 году в результате проводимых мер государства национальная валюта стабилизировалась относительно иностранных валют и даже обозначилась тенденция к её укреплению. Были достигнуты результаты относительно увеличения международных резервов. Была продолжена работа банков с государственными ценными бумагами.

Денежно-кредитная политика в 2010 году содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году была направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путём защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и поддержание устойчивости банковской системы, повышение надёжности и безопасности функционирования платёжной системы.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году была направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики. Целью денежно-кредитной политики в 2012 году являлось снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжали реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики должна обеспечить стабильность национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надёжности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платёжной системы. Необходимо продолжать работу по снижению темпов инфляции и увеличению золотовалютных резервов страны. Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.

Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьёв, Н. Н. Новикова [и др] - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

Макроэкономика: Учебное пособие / В.А.Воробьёв, А.В.Бондарь, Л.Н. Новикова. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ. - 2009. - 415 с.

Макроэкономика: Учеб.пособие / М.И. Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. - 2-ое изд., стер. - Москва: Новое знание, 2004. - 462 с. - (Экономическое образование)

5 Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 416-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http //www.pravo.by/.

Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь, 12 сент. 2012 г., № 419 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http //www.pravo.by/.

7 Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">9 Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политикой Республики Беларусь в 2000г. / П.П. Прокопович. // Банковский вестник. - 2001. - № 2. - С. 2-8.

10 Годовой отчёт Национального банка Республики Беларусь за 2000 год: Экономика и банковская система // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Минск, 2013. - Режим доступа: <#"justify">21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович [и др] - Минск: Юнипак, 2004. - 200 с.

Хотько А. В. Бюджет Республики Беларусь на 2013 г. как оптимальный вариант возможного / А.В. Хотько. // Планово-экономический отдел. - 2012. - № 4 - С.15-21.

Похожие работы на - Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!