Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСПЕКЦИИ МНС ПО БОРИСОВСКОМУ РАЙОНУ

2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ МНС С ДРУГИМИ ЗВЕНЬЯМИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ2

4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ МНС

. НАЛОГИ И ОТЧИСЛЕНИЯ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ИЗ ВЫРУЧКИ, ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСПЕКЦИИ МНС ПО БОРИСОВСКОМУ РАЙОНУ

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Борисовскому району (далее - инспекция МНС) является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках.

Инспекция МНС подотчетна и подконтрольна инспекции МНС Республики Беларусь по Минской области, Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь.

Инспекцию МНС возглавляет начальник инспекции, который в установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности Министром по налогам и сборам, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, с соблюдением требований законодательства о местном управлении и самоуправлении.

Заместитель начальника инспекции МНС, начальники структурных подразделений инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности начальником инспекции по согласованию с начальником инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области.

Другие работники инспекции МНС назначаются и освобождаются от должности начальником инспекции МНС, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности.

На должности руководителей и иных должностных лиц инспекции МНС назначаются лица, отвечающие квалификационным требованиям.

В обязанности начальника инспекции МНС входит:

руководство деятельностью инспекции МНС, персональная ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и функций;

информирование инспекции МНС Республики Беларусь по Минской области об основных направлениях и результатах деятельности инспекции МНС;

распределение обязанностей между своими заместителями;

утверждение положения о структурных подразделениях ИМНС;

назначение на должность и освобождение от должности работников инспекции МНС, утверждение их должностных инструкций;

издание в пределах своей компетенции приказов, распоряжений, обязательных для исполнения работниками инспекции МНС;

привлечение в соответствии с законодательством должностных лиц инспекции МНС к дисциплинарной ответственности за нарушения, допущенные ими в работе.

Организационная структура ИМНС представлена на рисунке 1.1.

ИМНС по Борисовскому району в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства.

Одними из важнейших функций инспекции являются:

контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а также взыскание не внесенных в установленные сроки налогов в бюджет;

контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации продукции (работ, услуг).

На текущий момент численность работников инспекции составляет 68 человек. Данные о численности и образовании специалистов ИМНС по Борисовскому району представлены в таблице 1.1, составленной автором на основе отчета по труду формы N 2-труд по состоянию на 01.11.2013 года.

Таблица 1.1 - Распределение государственных служащих ИМНС по Борисовскому району по образованию

Наименование показателя

Факт. численность, чел.

С высшим образ., чел.

Из них с высш. экономич., чел.

Со сред. специальным образ., чел.

Доля служащих с высшим образ., %

Уд. вес экономического образ., %

Всего госслужащих, в т. ч.

59

33

25

25

56

76

- руководитель инспекции и его заместители;

3

3

3

-

100

100

- руководители отделов и их заместители;

4

4

2

-

100

50

- главные инспекторы;

13

9

8

4

69

89

- старшие инспекторы;

32

15

10

16

47

67

- инспекторы

7

2

2

5

29

100

Источник: собственная разработка.

Как видно из таблицы, свыше половины работников имеют высшее образование, и при этом 76% данных специалистов имеют высшее экономическое образование. Это свидетельствует, в целом, о высокой квалификации государственных налоговых инспекторов ИМНС по Борисовскому району. Анализируя вышеупомянутую отчетность, можно отметить, что в инспекции занято достаточно большое количество молодых специалистов: 39% общей численности инспекторов составляют специалисты в возрасте до 29 лет.

Контрольную работу в инспекции осуществляют три основных отдела:

отдел предварительного контроля, учета и взыскания платежей;

отдел контроля за налогообложением юридических лиц;

отдел контроля за налогообложением физических лиц, индивидуальных предпринимателей, декларированием доходов и имущества.

По состоянию на 01.01.2014 г., на учете в ИМНС по Борисовскому району состоит 28193 налогоплательщика, в том числе 475 юридических лиц (1,7% от общего числа), 1407 индивидуальных предпринимателей (5,1%) и 26311 физических лиц (93,2%) [50].

Удельный вес плательщиков-предприятий государственного сектора составляет 34,1%, на негосударственные юридические лица приходится 65,9%. Среди юридических лиц государственной формы собственности наибольшую долю занимают унитарные предприятия - 44%. Учреждения и акционерные общества составляют соответственно 29% и 12%.

В негосударственном секторе значителен удельный вес индивидуальных предпринимателей - 62%.

Таким образом, выглядит структура налогоплательщиков по состоянию на начало текущего года.

. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ МНС С ДРУГИМИ ЗВЕНЬЯМИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а также подчиненные ему налоговые органы, являются органами специальной компетенции, проводящими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующими деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2011 г.) № 1592 Министерство по налогам и сборам выполняет следующие задачи:

) осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств; обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

) осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

) учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;

) разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

) осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

) подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

) принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:

а) контроль за соблюдением налогового законодательства;

б) организация деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам по различным аспектам налоговых отношений;

в) подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

г) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

д) в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;

е) проводит разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательской деятельности; издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции; разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций Министерства по налогам и сборам;

ж) анализирует отчетные данные, результаты проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам;

з) проводит проверки деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам и по их результатам принимает меры по устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам о деятельности налоговых инспекций, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт;

и) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

В вышеуказанном Положении предусмотрен целый ряд полномочий Министерства по налогам и сборам, основными из которых являются:

проведение в установленном законодательством порядке налоговых проверок;

проведение в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

проведение с соблюдением законодательства личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

в случаях, предусмотренных законодательством, проведение изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;

в случаях, предусмотренных законодательством, приостановление операций налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

внесение в уполномоченные органы представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством, а также предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям.

Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству таможенным и иным уполномоченным органам, которые действуют в пределах своей компетенции, определенной соответствующими актами законодательства.

Инструкция «О порядке взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней» утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 1 июля 2008 г. № 62/3 определяет порядок взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, доначисленных по результатам проверок органов финансовых расследований.

Итак, Инспекция МНС работает в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, координирует свою деятельность с правоохранительными и другими контролирующими органами.

. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

В соответствии с Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. N 127, учет плательщиков осуществляется посредством:

постановки плательщиков на учет в налоговых органах, сопровождаемой присвоением плательщику учетного номера плательщика налогов;

учета изменений сведений о плательщиках, представляемых при постановке на учет в налоговых органах.

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь плательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации и другое.

А также плательщики, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению, обязаны сообщать и об изменении иных сведений, указанных в заявлении, в срок не позднее одного месяца со дня таких изменений.

На основе данных учета плательщиков налоговые органы ведут Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) в электронном виде, а также заводят дела для каждого плательщика, в которые помещаются копии документов о государственной регистрации, документов, отражающих изменения адресных и других данных.

В ИМНС по каждому отдельному плательщику ведется личное дело. Личное дело плательщика включает:

. Юридическое дело.

В юридическое дело входит: Устав, договор о создании и деятельности, копия свидетельства о государственной регистрации, справка о включении в государственный реестр плательщиков, приказ(ы) о назначении на должность директора, главного бухгалтера, копии имеющихся лицензий, заявление о выдаче книги замечаний и предложений, сведения о приобретении и списании бланков строгой отчетности, акт проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и др.

. Расчетное дело.

Расчетное дело включает бухгалтерский баланс, отчет об удержанных и перечисленных в бюджет суммах налогов (по видам налогов), налоговые декларации (расчеты), приказ об учетной политике организации и др. документы. Расчетное дело составляется отдельно за каждый год.

В настоящее время предприятия РБ уплачивают следующие налоги и другие обязательные платежи в бюджет: НДС, акцизы, налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость, экологический налог, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на дивиденды и приравненные к ним доходы, налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности, местные налоги и сборы, прочие налоги и сборы.

В настоящее время перечень налоговых платежей, взимаемых с юридических лиц довольно широк и различен. Различие в налоговых платежах связано в основном с организационно-правовой формой организации, с родом, видом и сферой ее деятельности. Так налогообложение промышленного предприятия, торгового предприятия, сельско-хозяйственного предприятия, строительного предприятия различно между собой и имеет ряд специфических особенностей.

Данные особенности заключаются в специфике бухгалтерского учета в каждой конкретной организации, а также в системе налогообложения на которой специализируется организация.

В данный момент имеется рост в создании частных унитарных предприятий, которые в основном специализируются на уплате налога при упрощенной системе налогообложения.

Рассмотрим основные виды налоговых платежей, взимаемых с юридических лиц:

налог на добавленную стоимость (Объекты налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь; ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый Кодекс (НК),Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость. Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основная ставка - 20 процентов.

акциз (Объекты налогообложения: подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь; ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары (или) возникновение иных обстоятельств, наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов; подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче). Налоговая база по акцизам определяется в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов. В отношении подакцизных товаров, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, определяется: при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) подакцизных товаров - как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами, - как объем подакцизных товаров в натуральном выражении; при реализации (передаче) ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров - как объем подакцизных товаров в натуральном выражении по подакцизным товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов);

налог на прибыль (Объект налогообложения - валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями. Основная ставка 24%;

Также обязательным является взимание местных налогов, установленных на соответствующей административно-территориальной единице, в данном случае на территории Минской области и на территории Борисовского района.

В структуре ИМНС по Борисовскому району камеральные проверки осуществляет отдел учета налогов и экономического анализа. Специалисты этого отдела проводят проверку:

наличия установленной формы налоговых деклараций (расчетов) и всех необходимых реквизитов;

своевременности предоставления налоговых деклараций (расчетов);

арифметическую проверку;

полноты и своевременности поступления налогов в бюджет.

Основная цель камеральной проверки - установление правильности и полноты исчисления налога, путем сравнения данных плательщика с данными, имеющимися у налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, а также соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру уставного фонда.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение. В случае установления фактов нарушения налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования производится аналогичным образом, как и при выездной проверке.

При отсутствии нарушений налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без составления справки проверки и на представленных плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняется запись: "Проверено" и ставится личная подпись, после чего декларации приобщаются к делу плательщика.

Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства.

Рассмотрим ход проведения камеральной проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость на примере ОАО «БОРИСОВДРЕВ». Расчеты были поданы своевременно - за ноябрь 2013 г. - 20 декабря 2013 г. (срок - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным). Установленная форма соблюдена, есть подписи руководителя, главного бухгалтера и инспектора по учету. Налоговая декларация заполнена правильно. Ставки применяются правильно.

Все льготы должны быть документально подтверждены. Затем проводится арифметическая проверка деклараций, а также проверяется правильность отражения результатов перерасчета. Далее делается отметка в налоговой декларации о том, что она камерально проверена и подшивается в дело плательщика.

При наличии нарушений к плательщику применяется административная ответственность в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 г. № 194-З с изменениями и дополнениями.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении Инспекции Министерства по налогам и сборам в случаях предусмотренных Инструкцией от 29.12.2003 №124) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налоговых, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

В структуре ИМНС по Борисовскому району контроль за своевременным поступлением в бюджет налогов и неналоговых платежей осуществляет отдел учета налогов и экономического анализа.

Недоимка по текущим платежам:

Плательщики обязаны до наступления срока уплаты платежа сдать платежную инструкцию соответствующим банкам на перечисление платежей в бюджет, т. е. не позднее дня, предшествующего последнему дню, установленному для уплаты. (Например, срок уплаты - не позднее 22, значит, платежное поручение должно быть сдано не позднее 21 числа). Если срок совпадает с выходным (праздничным) или с первым рабочим днем, наступившим после выходных (праздничных) дней, то платежная инструкция предоставляется в учреждение банка в последний рабочий день, предшествующим выходным (праздничным) дням. При отсутствии в банке платежной инструкции на перечисление платежей в бюджет их взыскание обеспечивается органами взыскания, при этом взыскание налоговых платежей производится с начислением пени за каждый день просрочки в размере учетной ставки Нацбанка, действующей на момент взыскания средств.

Начисление пени за просрочку налоговых платежей производится, начиная со дня, следующего за установленным сроком его уплаты, включая день внесения платежей в бюджет.

Если недоимки нет, то ИМНС предлагает плательщику зачислить ее в уплату налогов по не наступившим срокам уплаты. Если плательщик не согласен и просит возвратить излишне уплаченные суммы налогов, то он подает в ИМНС заявление, а ИМНС возвращает эту сумму на расчетный счет в течение месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате.

Обращение взыскания задолженности на имущество должника

В случае отсутствия средств на счетах должника, а также на счетах дебиторов взыскание недоимки обращается на имущество должника.

Должностное лицо ИМНС выносит постановление о наложении ареста на имущество должника, которое заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета им распоряжаться. В опись имущества включается любое имущество должника, находящееся на территории РБ. Опись имущества производится по балансовой (учетной стоимости).

При проявлении опасений за сохранность описанного имущества оно может быть изъято, о чем должностным лицом ИМНС выносится постановление об изъятии и факт изъятия оформляется актом изъятия имущества. Решение ИМНС о взыскании задолженности путем обращения этого взыскания на имущество должника передается в комиссию с приложением акта описи имущества и других документов. Предприятие, осуществляющее реализацию имущества в счет погашения задолженности, переданного комиссией, перечисляют суммы от реализации имущества на соответствующий счет ИМНС.

Приложение документов по взысканию недоимки на имущество должника в теме «Поступления от реализации имущества задержанного, конфискованного и обращенного в доход государства иным способом».

В структуре ИМНС по Борисовскому району право приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в финансово-кредитных учреждениях имеют начальник ИМНС и его заместитель.

Приостанавливаются операции в следующих случаях:

) неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

) непредставления плательщиком в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций по налогам, сборам (пошлинам);

) непредставления плательщиком в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов для проведения налоговой проверки.

. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

налоговый контроль платеж юридический

Так как в инспекции Министерства по налогам и сборам по Борисовскому району отсутствует отдел декларирования, то вся работа по приему деклараций и перерасчету подоходного налога осуществляется отделом налогообложения физических лиц.

По окончании календарного граждане РБ, а также иностранные физические лица, постоянно проживающие на территории РБ, обязаны не позднее 1 марта представить в налоговые органы по месту жительства декларацию о совокупном годовом доходе.

Физические лица, впервые представляющие декларацию, обязаны стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту жительства не позднее 15 февраля.

Декларацию о совокупном годовом доходе в 2014 году не обязаны представлять следующие физические лица:

получившие доходы только по основному месту работы;

получившие доходы по договорам гражданско-правового характера только от 1 источника выплаты;

получившие доходы от нескольких источников выплаты доходов , если сумма облагаемого дохода от всех источников не превышает дохода, облагаемого по ставке 9%;

получившие только доходы, льготируемые по статье 3;

получившие наряду с доходами от 1 источника выплаты доходы, льготируемые по статье 3;

получившие доходы только по статье 17;

получившие только доходы, которые облагались по ставке 20%;

получившие доходы от 1 источника выплаты доходов и доходы, которые облагались по ставке 20%, и (или) доходы в соответствие со статьей 17, и (или) доходы, не подлежащие налогообложению.

Если физическое лицо не указало какие-либо доходы, допустило иные ошибки, то оно имеет право представить уточненную декларацию до 15 апреля.

Декларация о совокупном годовом доходе состоит из 9 разделов.

Налоговые органы по представленным декларациям о совокупном годовом доходе составляют расчет подоходного налога, в котором указывается:

общая сумма совокупного годового дохода, включая доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитанные по курсу НБ РБ на дату получения дохода;

общая сумма льгот;

сумма расходов по авторским вознаграждениям, сдаче в аренду или в наем имущества и реализации собственного имущества;

облагаемый совокупный годовой доход, как разница между общей суммой дохода и льготами по статье 3 (расходами);

подоходный налог, определенный по ставкам статьи 6, действующим на 31 декабря того года, за который представлена декларация;

сумма налога к доплате (возврату), как разница между суммами налога, исчисленного и уплаченного; уплата не позднее 15 мая.

Если физическим лицом по доходам, полученным за границей, был уплачен подоходный налог, то сумма подоходного налога с совокупного годового дохода уменьшается на сумму налога, уплаченного за границей, но не более, чем исчисленного по ставкам статьи 6 с этого дохода.

Декларирование доходов и имущества осуществляется путем представления физическими лицами декларации о доходах и имуществе по письменному требованию о представлении декларации о доходах и имуществе (далее - требование), которое составляется в 2-ух экземплярах. Первый экземпляр вручается физическому лицу, второй экземпляр требования хранится в налоговом органе.

Срок представления декларации о доходах и имуществе не может быть установлен менее 5 рабочих дней. Если физическим лицом требование фактически получено менее чем за 5 рабочих дней до установленного срока представления декларации о доходах и имуществе, то срок представления указанной декларации переносится на пятый рабочий день со дня фактического вручения (получения по почте) требования.

В случае отсутствия физического лица на территории Республики Беларусь на дату, указанную в требовании, врученном ему в установленном порядке, срок представления декларации о доходах и имуществе переносится на четвертый рабочий день после прибытия на территорию Республики Беларусь.

Налоговый орган вправе требовать представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе за любой календарный год (несколько календарных лет).

Налоговый орган представленную декларацию о доходах и имуществе проверяет на предмет полноты и правильности заполнения физическим лицом всех реквизитов декларации о доходах и имуществе в следующем порядке:

. в отношении сведений о доходах, полученных:

.1. от организаций и индивидуальных предпринимателей - проверяется указание наименования источника выплаты, должности физического лица, вида дохода, даты получения дохода, размера полученного дохода без исключения сумм налогов и других отчислений с полученного дохода;

.2. по договорам с физическими лицами - проверяется указание фамилии, имени, отчества и адреса места жительства лица, производившего выплаты, вида дохода, даты получения дохода, размера полученного дохода без исключения сумм налогов и других отчислений с полученного дохода;

.3. от предпринимательской деятельности - проверяется указание вида (видов) осуществляемой деятельности, периода получения дохода, размера полученной выручки, в том числе от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), а при получении доходов от деятельности в сфере игорного бизнеса и осуществления деятельности, облагаемой единым налогом, - указание размера полученной выручки от этих видов деятельности;

.4. за границей или из-за границы - проверяется указание страны получения дохода, наименования источника выплаты, вида дохода, даты получения дохода, размера полученного дохода без исключения сумм налогов (сборов) и других отчислений с полученного дохода, наименования валюты;

.5. от других источников.

. в отношении сведений об имуществе:

.1. жилых домов с надворными постройками, гаражей, иных строений, квартир, а также их частей (долей), земельных участков - проверяется указание вида имущества, местонахождения, даты и способа его приобретения, площади, оценочной стоимости на дату приобретения;

.2. транспортных средств, за исключением мопедов, велосипедов и гужевого транспорта, - проверяется указание вида имущества, марки, модели, года и страны выпуска, даты и способа приобретения, стоимости на дату приобретения;

.3. произведений искусства, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, стоимость каждого из которых превышает 1000 БВ или общая стоимость которых превышает 2000 БВ, - проверяется указание наименования, даты и способа приобретения, стоимости на дату приобретения;

.4. строительных материалов, находящихся в собственности физического лица, общая стоимость которых превышает 2000 БВ, за исключением строительных материалов, предназначенных для строительства и (или) реконструкции жилых помещений, - проверяется указание наименования, даты и способа их приобретения, стоимости на дату приобретения. К жилым помещениям относятся: жилые дома, квартиры, жилые комнаты и другие помещения, предназначенные и пригодные для проживания граждан. К жилым помещениям не относятся дачи дачно-строительных кооперативов, летние садовые домики членов садоводческих товариществ.

.5. иного имущества, стоимость единицы которого превышает 2000 БВ.

Стоимость декларируемого имущества определяется самим физическим лицом в ценах на момент представления декларации и используется для определения необходимости включения соответствующего вида имущества в декларацию о доходах и имуществе.

Если состав имущества, ранее декларируемого физическим лицом в налоговом органе, не изменялся, то должностное лицо этого налогового органа при приеме декларации должно удостовериться, что в каждом пункте раздела 3 декларации о доходах и имуществе физическим лицом учинена запись: "Ранее декларировалось".

Налоговый орган обязан принять у физического лица любые сведения о доходах и имеющемся имуществе, представляемые лицом одновременно с декларацией о доходах и имуществе, а также соответствующие пояснения физического лица.

Декларирование источников денежных средств осуществляется путем представления физическим лицом декларации об источниках денежных средств в налоговый орган по месту совершения (регистрации или нотариального удостоверения) сделки либо по месту жительства физического лица. Налоговым органом осуществляется прием деклараций об источниках денежных средств, представляемых физическими лицами до совершения (регистрации или нотариального удостоверения) сделки на сумму, превышающую 2000 БВ, а при совершении сделки с имуществом - на сумму, превышающую 15000 БВ.

При приеме декларации об источниках денежных средств должностное лицо налогового органа вправе потребовать представления документов, подтверждающих факт получения денежных средств, указанных в декларации в качестве источников.

В случае изменения до совершения сделки данных, указанных в справке о представлении декларации об источниках денежных средств (фамилии, имени, отчества физического лица), налоговый орган истребует ранее выданную справку и взамен ее на основании заявления физического лица выдает новую.

При изменении суммы сделки налоговый орган взамен ранее выданной справки на основании уточненной декларации об источниках денежных средств выдает физическому лицу новую справку о представлении декларации об источниках денежных средств.

Сумма сделки определяется как сумма расходуемых на совершение сделки денежных средств, включая расходы по оформлению права собственности на имущество, которые произведены физическим лицом до момента представления декларации.

Если налоговым органом установлено, что сумма сделки или стоимость приобретенного имущества физического лица (расходы) превышают сумму, заявленную физическим лицом в декларации (доходы), либо факт получения дохода не подтверждается или выявлен доход, ранее сокрытый от налогообложения, то этим налоговым органом в течение 5 рабочих дней направляется физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках денежных средств, за счет которых были произведены расходы (далее - требование о даче пояснений).

В случае отказа физического лица от дачи пояснений об источниках денежных средств, за счет которых были произведены расходы, либо недостаточности представленных пояснений, или в случае, если представленные пояснения не позволяют однозначно установить источник получения денежных средств, с суммы превышения расходов над доходами физического лица налоговым органом исчисляется налог и в 15-дневный срок со дня истечения срока, установленного законодательством для представления пояснений, физическому лицу вручается платежное извещение на уплату налога.

Физическое лицо письменно уведомляется о причинах отказа в выдаче справки о представлении декларации об источниках денежных средств не позднее первого рабочего дня, следующего за днем представления декларации об источниках денежных средств.

Плательщиками земельного налога являются физические лица, которым земельные участки предоставлены в собственность, пожизненное наследование или пользование.

Ставки, льготы и порядок исчисления установлен Законом «О платежах за землю».

От уплаты земельного налога освобождаются пенсионеры по возрасту, инвалиды І и ІІ группы и другие нетрудоспособные граждане при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими согласно данным похозяйственного учета или домовых книг.

Учет плательщиков и земельных участков, а также исчисление земельного налога физическим лицам производятся инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с органами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь по состоянию на 1 января каждого года. Учет плательщиков ведется в электронной базе АРМ-П, а также на бумажном носителе в виде Книг учета плательщиков земельного налога и налога на недвижимость.

Земельный налог с физических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Решением Борисовского РИК к установленной ставке земельного налога для участков, находящихся в черте города, применяется повышающий коэффициент 1,5.

Налоговое сообщение с указанием подлежащего уплате размера земельного налога ежегодно вручается инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь физическим лицам до 1 июня. В случае вручения налогового сообщения по истечении установленного срока уплаты налог уплачивается физическими лицами не позднее 30 дней со дня вручения им налогового сообщения. Установленный срок уплаты земельного налога - 15 ноября текущего года.

Суммы земельного налога, уплаченные за земельные участки, занятые жилыми домами, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений в указанных жилых домах, за исключением граждан, имеющих право на льготу.

Объектом обложения налогом на недвижимость является стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей иных зданий и строений (далее - здания и строения). Стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80% и более, также является объектом налогообложения.

Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости зданий и строений, принадлежащих физическим лицам устанавливается в размере 0,1%. Решением Борисовского РИК годовая ставка налога на недвижимость со стоимости зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, увеличивается в 2 раза.

Физические лица по объектам недвижимости, пользуются льготой с месяца, в котором возникло право на льготу.

Учет плательщиков налога на недвижимость, а также исчисление налога физическим лицам производятся инспекциями МНС Республики Беларусь по состоянию на 1 января каждого года. Учет плательщиков ведется в электронной базе АРМ-П, а также на бумажном носителе в виде Книг учета плательщиков земельного налога и налога на недвижимость. Налоговое сообщение с указанием инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь физическим лицам до 1 июня.

. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ МНС

Анализируя структуру налоговых платежей в районе, можно отметить, что здесь наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Велика также и доля платежей в государственные целевые бюджетные фонды, производимые от выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также налогов на фонд оплаты труда. В связи с наличием в районе предприятия по производству алкогольной продукции значительное место в структуре налоговых доходов занимают акцизы (4,4%). Налог на прибыль предприятий составляет 5,2%. При таком количестве плательщиков-предприятий это довольно низкий показатель. Данное обстоятельство связано с низкой рентабельностью и убыточностью многих предприятий района.

Обратимся к анализу контрольной работы инспекции за два предыдущих года. Для оценки деятельности ИМНС в области налогового контроля целесообразно рассмотреть соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой для анализа здесь являются отчеты формы 2-Н и приложения к ним.

В 2013 году инспекцией осуществлялся ряд мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, снижению или недопущению роста задолженности по каждому плательщику. С этой целью работниками инспекции проводилась методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками. Так, за год было проведено 16 семинаров-совещаний, опубликовано в печати 25 статей, по местному радио прозвучало 2 выступления. В отделах инспекции с целью более глубокого изучения налогового законодательства и практических методов работы проводилась экономическая учеба и производственные совещания.

По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков - 91,5%.

В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже - 82,1%.

То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока.

Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.

В результате проводимой работы в 2013 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб.

Взыскано за 2013 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИМНС Mинской области это далеко не самый высокий показатель.

Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.

За 2013 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек.

Общая сумма штрафов по делам об административной ответственности составила 6321,3 тыс. руб., по которой взыскано 6098,0 тыс. руб., или 96,5%.

В 2013 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану.

Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб., по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение.

Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет. В разрезе министерств наибольшая недоимка имеется у Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Отделом контроля за налогообложением юридических лиц за 2013 г. проведены налоговые проверки у 119 плательщиков, из которых у 109 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.

Значительный вклад в контрольную работу инспекции был внесен отделом предварительного контроля, учета и взыскания платежей в процессе принятия расчетов, проведения проверок изучения причин образования недоимки, а также в процессе контроля за своевременностью поступления авансовых платежей.

В результате за год отделом составлен 381 акт и доначислено санкций на сумму 202774,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.

Отделом контроля за налогообложением физических лиц за анализируемый период было проведено 759 проверок у 543 плательщиков. 353 проверки были проведены у 227 индивидуальных предпринимателей, из которых у 137 установлены нарушения налогового законодательства.

В итоге отделом было доначислено 20890,6 тыс. руб. финансовых санкций.

Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Постоянно в течение года отделом проводилась работа по выявлению граждан, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

Анализируя работу инспекции в 2013 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИМНС по Борисовскому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов.

Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях.

Основная цель была достигнута: план доходов и поступлений по консолидированному бюджету в 2013 году выполнен на 101,4%, в отличие от предыдущего года. Однако при этом отмечается рост задолженности, которая по состоянию на начало 2014 года составила к плану консолидированного бюджета 1,6%, что на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2012 году.

В таблице 5.1 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИМНС за два анализируемых года. Как видно из таблицы, произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам.

Таблица 5.1 - Изменение основных показателей контрольной работы ИМНС по Борисовскому району в 2013 году по отношению к 2012 году

Виды налогоплательщиков

Темп изменения доли нарушений, %

Темп изменения доначисленных сумм на 1 проверку, %

Темп изменения процента взыскания, %

1. Государственный сектор




1.1 Предприятия с 100 % госсобственностью

-5,9

21

1

1.2 Акционерные предприятия

0

4,2

22,3

1.3 Бюджетные учреждения

30

332,7

0,6

1.4 Совхозы

0

-43,7

14740

1.5 Колхозы

0

-83

-61,5

1.6 Предприятия потребкооперации

0

17385,3

0

1.7 Прочие плательщики

0

-80,5

0

Итого по гос. сектору

-8,1

225,7

16,6

2. Негосударственный сектор




2.1 Банки

0

-42,4

0

2.2 Коммерческие структкры

-4,3

245,8

1,4

2.3 Общественные организации

-23,7

-61

0

2.4 Предприниматели

0,7

121,1

41,4

2.5 Прочие плательщики

-18,9

1495,6

-75,2

Итого по негос. сектору

-5,1

355,7

-55

3. Физические лица




Всего

-5,9

201,5

-13

в т. ч. юридические лица

-5,6

273,3

-16,3

Источник: собственная разработка.

Это можно отчасти объяснить некоторым улучшением налоговой дисциплины среди плательщиков в 2013 году. В то же время отмечается снижение процента взыскания в целом с 76,0% до 66,1% на фоне роста его по государственному сектору и снижения по негосударственному сектору. Таким образом, проблема взыскания доначисленных сумм становится еще более актуальной. Что касается ситуации с доначисленными платежами, то отмечается весьма внушительный рост в 2013 году доли доначислений, приходящихся на одного субъекта хозяйствования.

Естественно, при учете темпов инфляции такой рост оказывается меньше, но он имеется, что свидетельствует в пользу некоторого повышения эффективности налоговых проверок в 2013 году.

За нарушение налогового законодательства составлено 473 протокола об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 220 граждан (что на 31 человек больше, чем в 2012 году). Из общего числа составленных протоколов 249 по юридическим лицам, по которым привлечено к ответственности 127 человек.

По данным отчетности, в 2013 году было проведено 1499 налоговых проверок, из которых 155 камеральных, 356 выездных и 988 рейдовых. Вообще, в анализируемом периоде наиболее эффективными оказались именно рейдовые мероприятия: по их итогам работниками отдела контроля за налогообложением физических лиц доначислено в бюджет 9071,9 тыс. руб. Основные доначисления пришлись на предпринимателей, уплачивающих единый налог.

На рис. 5.1 показано долевое соотношение видов проверок, проведенных инспекцией в 2013 году.

Рисунок 5.1 - Структура налоговых проверок, проведенных в 2013 году ИМНС по Борисовскому району

Источник: собственная разработка.

Из таблицы 5.2, показывающей в обобщенном виде результаты налоговых проверок в 2013 году, видно, что процент выявления нарушений при рейдах значительно выше, чем при выездных.

 

Таблица 5.2 - Результаты налоговых проверок инспекции в 2013 году

Вид проверки

Кол-во проведенных проверок

Кол-во проверок с нарушениями

Доля проверок с нарушениями, %

Доначислено по итогам проверок, тыс. руб.

Взыскано по итогам проверок, тыс. руб.

Процент взыскания, %

Камеральные

155

154

99,4

25371,1

37392,1

147,4

Выездные

356

236

66,3

1732187,8

393654,2

22,7

Рейдовые

988

705

71,4

16845,8

12983

77,1

Всего

1499

1095

73

1774404,7

444029,3

25

Источник: собственная разработка.

Практически у каждого предпринимателя, занимающегося деятельностью, связанной с приемом наличных денежных средств, имеются нарушения, которые он чаще всего не скроет (отчасти в силу внезапности проверки). Субъект же хозяйствования при выездной проверке (особенно плановой) имеет возможность так или иначе избежать выявления нарушений, тем более что по новому законодательству налоговики не имеют права производить досмотр находящихся у плательщика вещей, документов, транспортных средств.

Процент взыскания доначисленных сумм (без учета сальдо на начало периода) у рейдовых мероприятий также выше. Однако в общей сумме взысканных платежей (также, как и доначисленных) наибольший удельный вес занимают суммы, взысканные по итогам выездных проверок. Естественно, это логично, поскольку документально проверяются в основном крупные и наиболее перспективные в плане возможных нарушений (что выясняется по итогам предварительного контроля) налогоплательщики. Понятно, что здесь ключевое значение имеет правильный выбор таких плательщиков, поскольку наибольшие издержки инспекция несет именно по выездным проверкам и необходимо их оправдывать.

В таблице 5.3 приведены данные, отражающие вклад каждого из отделов ИМНС по Борисовскому району в суммах доначисленных налоговых платежей за два анализируемых года.

Таблица 5.3 - Результаты контрольной работы ИМНС по Борисовскому району в разрезе отделов

Отдел инспекции

2012 год доначислено, тыс. руб.

Удельный вес отдела в доначислениях, %

2013 год доначислено, тыс. руб.

Удельный вес отдела в доначислениях, %

Темп изменения доли отдела в доначислениях, %

1. Отдел предварительного контроля

207330,02

36,9

155712,92

8,8

-76,2

2. Отдел контроля за налогообложением юрид. лиц.

315233,01

56

639546,4

36

-35,7

3. Отдел контроля за налогообложением физ. лиц

40046,77

7,1

979145,38

55,2

677,5

Всего

562609,8

100

1774404,7

100

0

Источник: собственная разработка

В обоих периодах основной удельный вес - более половины итоговых сумм - занимают платежи, доначисленные в результате контрольной работы отдела контроля за налогообложением юридических лиц.

В 2013 году отмечается значительный рост доли участия этого отдела в доначислениях. Такое лидерство вполне логично, поскольку в целом налоговые доходы бюджета в районе базируются на платежах юридических лиц. Вклад отдела контроля за налогообложением физических лиц менее значителен. На один проверенный субъект по данной категории плательщиков приходится небольшая сумма доначислений. Кроме того, в связи с большим количеством состоящих на налоговом учете предпринимателей и иных физических лиц не представляется возможным охватить значительную их часть. Рост доли участия отдела физических лиц в доначисленных суммах налогов объясняется целенаправленной контрольной работой отдела по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах официально зарегистрированными предпринимателями, а также незарегистрированной хозяйственной деятельности предпринимателями и иными физическими лицами (в частности, активизировалась деятельность отдела по выявлению незарегистрированных граждан квартиросдатчиков).

Одновременно в 2013 году наблюдается снижение удельного веса в доначислениях отдела предварительного контроля. Отчасти это объясняется тем, что в связи с увеличением в данном году предприятий - хронических недоимщиков. Деятельность отдела во многом сконцентрировалась на проведении проверок по вопросу изучения причин образования задолженности перед бюджетом. По итогам таких проверок недоимщики не несут никакого финансового наказания, кроме налагаемых на руководителей предприятий административных штрафов в несколько базовых величин (обычно от трех до пяти). А в целом необходимо отметить достаточно низкую роль предварительного контроля в инспекции, что не может рассматриваться как положительная тенденция.

По итогам 2012 года в бюджет фактически поступило 20837,9 млн. руб., из которых на долю взысканных в результате мероприятий налогового контроля, проводимых инспекций в данном периоде, приходится 1,3%. Этот показатель выше среднего аналогичного показателя по Гродненской области. В 2013 году при фактическом поступлении в доход бюджета 26941,7 млн. руб. взыскано 444,0 млн. руб., что составляет 1,6% доходов бюджета. То есть имеет место определенное повышение показателя. Поэтому можно сделать вывод, что контрольная работа ИМНС по Борисовскому району по итогам 2013 года имела несколько больший эффект, принимая во внимание также то, что, в отличие от 2012 года, план по доходам перевыполнен. Результаты работы инспекции достойно выглядят на фоне области. Один из главных положительных аспектов здесь является относительная стабильность работы ИМНС, что объясняется опытом и высокой квалификацией налоговых инспекторов, а также хорошо организованным руководством отделами инспекции, четко налаженным взаимодействием между ними.

Вообще, подводя итог анализу эффективности контрольной работы ИМНС по Борисовскому району и давая ей оценку, следует отметить, что, в целом, результативность контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет. Однако, как свидетельствует практика, большинство нарушений (особенно выявляемых на предприятиях в ходе документального контроля) являются не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками бухгалтерии, являющимися, как правило, следствием нестабильного и сложного налогового законодательства. Поэтому по итогам контрольной работы доначисляются достаточно незначительные суммы. Несколько иной является ситуация с индивидуальными предпринимателями. Представители данной категории налогоплательщиков часто умышленно нарушают закон, главным образом не уплачивая единый налог или занимаясь незарегистрированной предпринимательской деятельностью. В связи с этим в последнее время инспекция уделяет большее внимание работе с ними.

И вместе с тем следует констатировать факт, что чуть более полутора процентов в сумме налоговых поступлений в бюджет - это довольно скромный эффект от контрольной деятельности инспекции. Но такая проблема существует у всех инспекций МНС в республике. Вопрос повышения результативности мероприятий налогового контроля актуален на уровне всей Республики Беларусь. Именно поэтому необходимо определить основные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов на современном этапе.

. НАЛОГИ И ОТЧИСЛЕНИЯ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ИЗ ВЫРУЧКИ, ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:

) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

местные налоги и сборы от выручки;

отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;

целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:

налог на прибыль;

налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;

подоходный налог с физических лиц;

налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);

) налог на недвижимость;

) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:

чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;

земельный налог;

экологический налог;

плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);

плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;

плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;

плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;

) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;

) прочие сборы.

Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. В число плательщиков налога также входят простые товарищества и хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет.

В определенных случаях плательщиками по данному налогу могут выступать индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и обороты по реализации объектов за пределы Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам - 0%, 10%, 18%, 9,09%, 15,25%. Налоговые льготы - обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, независимо от стоимости; обороты по реализации строительных работ при определенных условиях, обороты по реализации лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и др.

Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары. Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильные бензины, дизельное топливо.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.

Единый платеж с выручки, относящийся к оборотным платежам, взимается в размере 2%.

Можно сказать, что в Налоговом кодексе Республики Беларусь 2014 года кардинальных изменений, связанных с порядком налогообложения, не произошло. Стандартная ставка НДС осталась на прежнем уровне и составляет 20 %.

Вместе с тем с 2014 года внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Так, некоторые обороты по реализации, освобождавшиеся от НДС в 2013 году в соответствии с положениями статьи 94 НК, исключены из освобождаемых от НДС оборотов и включены, в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС. Наличие такой нормы позволит организациям не отражать в налоговой декларации (расчете) по НДС такие обороты по реализации, а значит, избавит их от необходимости распределять общую сумму налоговых вычетов, что значительно упросит администрирование НДС.

С 2014 года отменены некоторые налоговые льготы по НДС, в частности в отношении оборотов по реализации почтовых марок маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов, услуг почтовой пересылки простых отправлений письменной корреспонденции. Теперь они облагаются НДС по ставке 20%.

Также упрощено налоговое администрирование сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с нормами п. 18 ст. 98 НК, на предмет возможности их признания в соответствии с учетной политикой организации: либо по факту получения, либо по факту отражения в бухгалтерском учете.

Кроме того, введено прямое ограничение налоговых вычетов по НДС в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) от осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, агроэкотуризма, а также деятельности по оказанию организациями - плательщиками единого налога на вмененный доход услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов. Эти виды деятельности относятся к особым режимам налогообложения, при которых НДС не уплачивается.

С 2014 года не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации лотерейных билетов и ставок.

С 2014 года из подакцизных исключены товары, классифицируемые кодами единой ТН ВЭД ТС 8702, 8703 и 8704 (микроавтобусы и автомобили, в том числе переоборудованные и газовые). Товары этой группы не облагаются акцизами.

Некоторые изменения, внесенные в НК, учитывают положения Таможенного кодекса Таможенного союза либо связаны с возможностью электронного декларирования товаров.

С 2014 года в НК реализованы положения, направленные на оптимизацию механизма применения налоговых льгот по НДС. В частности, некоторые обороты по реализации, освобождаемые от НДС в соответствии с положениями ст. 94 НК в 2013 году, исключены из освобождаемых от НДС оборотов с одновременным их включением в 2014 году в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НД. К ним относятся:

реализация платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (подп. 1.25 ст. 94 НК перенесен в подп. 2.26 ст. 93 НК);

обороты по реализации извлеченных из лома и отходов драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (подп. 1.17.1 ст. 94 НК перенесен в подп. 2.28 ст. 93 НК);

отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда Национальному банку (подп. 1.17.2 ст. 94 НК перенесен в подп. 2.28 ст. 93 НК);

выдача акцизных, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, для маркировки сопроводительных документов, счетов-справок на реализацию автомототранспорта и инструкций (методических указаний) по контролю их подлинности, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством (подп. 1.10 ст. 94 НК перенесен в подп. 2.29 ст. 93 НК).

операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением краткосрочных займов под залог имущества, предоставляемых ломбардами, и коммерческих займов (пп. 1.47 п.1 ст.94 перенесен в 2.27 п.2 ст. 93);

реализация лотерейных билетов (прием лотерейных ставок) по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, а также прием ставок по электронным интерактивным играм, проводимым в порядке, установленном Президентом (подп. 1.33 ст.94 НК, соответствующие изменения, внесены в главы 38 и 39 НК в части непризнания указанных оборотов объектом налогообложения НДС).

В обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС с 2014 года, включены обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства (подп. 2.30 ст. 93 НК) и обороты по реализации в Беларуси государственными учреждениями социального обслуживания, финансируемыми из бюджета, изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов (подп. 2.31 ст. 93 НК).

Ряд налоговых льгот по НДС с 2014 года отменен: при реализации почтовых марок маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов (подп. 1.10 ст. 94 НК); при реализации услуг почтовой пересылки простых отправлений письменной корреспонденции (подп. 1.49.1 ст. 94 НК); при ввозе на территорию Беларуси специально оборудованных транспортных средств для скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел (подп. 1.6 ст. 96 НК).

Упрощен порядок подтверждения льготы при реализации товаров собственного производства, вывезенных за пределы Беларуси по договору международного лизинга с правом выкупа (подп. 1.44 ст. 94 НК). В частности, упразднен пакет документов, которые должны предоставляться в налоговый орган: с 2014 года плательщик обязан представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС только реестр документов, подтверждающих совершение сделок.

Обратимся к анализу поступления платежей по налогам из выручки в ИМНС по Борисовскому району за 2012-2013 годы. Для оценки деятельности ИМНС в этой области целесообразно рассмотреть соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты сумм поступившего платежа. Основой для анализа здесь является приложение №1 к отчету формы 1-Н "Сведения о поступлении платежей в бюджет в разрезе видов плательщиков и основных видов платежей" и приложения к ним.

Важнейшим косвенным налогом, облагаемой базой по которому является оборот от реализации, как в Республике Беларусь в целом, так и по инспекции является налог на добавленную стоимость. На его долю приходится около половины всех поступлений от плательщиков района - 49,1%, о чем свидетельствует рисунок 6.1.

Рисунок 6.1 - Удельный вес косвенных налогов в общей сумме поступившего платежа по ИМНС по Борисовскому району, %

Источник: собственная разработка

Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, международные организации. В число плательщиков налогов также входят стороны договора простого товарищества (участники договора о совместной деятельности), которым поручено ведение общих дел, или стороны, получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, а также хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном действующим законодательством.

Стороны договора простого товарищества, которым поручено ведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в связи с осуществлением деятельности простого товарищества, проходят специальную регистрацию в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту нахождения и представляют в ИМНС отдельную декларацию по налогу по этой деятельности.

Имущество, созданное или приобретенное в ходе деятельности простого товарищества, и полученные результаты учитываются обособленно у той стороны договора простого товарищества, которой в соответствии с договором поручено ведение общих дел сторон договора. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках деятельности простого товарищества, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных случаях плательщиками по данному налогу могут выступать индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Плательщиками могут быть и физические лица (индивидуальные предприниматели) при условии, если они изъявили желание быть плательщиками налога на добавленную стоимость или если за последние три месяца выручка была больше 60 тысяч евро при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Рассмотрим сведения о поступлении НДС в бюджет в разрезе видов плательщиков Борисовского района за 2012 и 2013 года.

Таблица 6.1 - Сведения о поступлении НДС в бюджет в разрезе видов плательщиков по годам, тыс. руб.


НДС по оборотам по реализации товаров (2012 г.)

НДС по оборотам по реализации товаров (2013 г.)

1.Государственный сектор

1.1Государственные унитарные предприятия

8369409,9

-46348699,9

1.2 Объединения (концерны, союзы, ассоциации)

63312,6

9875,7

1.3 Акционерные общества с долей государственной собственности

13020479,4

14833972,4

1.4 Учреждения

16112692,1

17555029,2

1.5 Банки

-

-

1.6 Государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия

-

-

1.7 Сельскохозяйственные производственные кооперативы

-

-

1.8 Потребительские кооперативы

6804,9

82239,8

1.9 Прочие плательщики государственного сектора

3925700,5

4746237,1

ИТОГО по государственному сектору

41498399,4

-9121345,7

2. Негосударственный сектор

2.1 Банки

1944497,6

3725036,4

2.2 Страховые организации

334096,8

385558,7

2.3 Коммерческие организации с иностранными инвестициями

-31356059,0

-123625327,0

2.4 Иностранные юридические лица

342752,3

360439,4

2.4.1 в т.ч. иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянное представительство

399550,7

470773,3

2.4.2 в т.ч. иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство

-56798,4

-110333,9

2.5 Фермерские хозяйства

-

-

2.6 Другие коммерческие организации и некоммерческие организации

32780937,1

42431336,1

2.7 Общественные организации (объединения), фонды

443794,0

279586,2

2.8 Индивидуальные предприниматели

372013,2

182864,8

ИТОГО по негосударственному сектору

4862025,0

-76260505,4

Итого поступило налога

46360424,4

-8538185,1




Источник: собственная разработка

Удельный вес государственного сектора в общей сумме поступившего НДС в 2012 году составил 89,5%. Соответственно на негосударственный сектор пришлось всего лишь 10,5% поступлений по этому налогу.

Среди плательщиков НДС государственного сектора наименьшую долю в доплате налога занимают потребительские кооперативы - только 0,02% и 0,01% от общей суммы поступившего налога, а наибольший удельный вес приходится на учреждения - 38,8% и 34,8% соответственно. Что касается возврата, то наибольшая сумма была возвращена из бюджета коммерческим организациям с иностранными инвестициями и составила 31356059,0 тыс. руб.

Анализ показал, что в 2013 году процентное соотношение по платежам в бюджет государственного и негосударственного секторов заметно изменилось. Так, негосударственный сектор в общей сумме поступившего НДС составил 89,3%, государственный - 10,7%.

Среди плательщиков НДС негосударственного сектора наименьшую долю в доплате налога составляют индивидуальные предприниматели - в 2012 году - 1% и в 2013 году - 0,38% от общей суммы начисленной доплаты налога. Наибольший удельный вес занимают коммерческие организации и некоммерческие организации - 90,5% и 89,6% соответственно. Наибольшая же сумма была возвращена коммерческим организациям с иностранными инвестициями и составила 123625327,0 тыс. руб.

Если сравнивать доплату налога и его возврат плательщикам по годам, то следует обратить внимание, что в 2012 году государственные унитарные предприятия должны были доплатить налог в сумме 8369409,9 тыс. руб., а в 2013 году у них был возврат на сумму 46348699,9 тыс. руб., что говорит главным образом об огромной переплате налога в предыдущие периоды. В значительной мере такая динамика обусловлена переходом в торговле Российской федерацией на принцип взимания НДС по стране назначения.

Таким образом выглядит динамика поступлений НДС по данным ИМНС по Борисовскому району за последние годы.

В последние годы в Республике Беларусь ведется активная работа по упрощению налоговой системы, в частности, механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Важной задачей является также достижение определенной стабильности налогообложения, от решения которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Вместе с тем упрощение налоговой системы вовсе не означает сведение ее к одному - двум налогам, Этого нет нигде в мировой практике. Практически во всех государствах мира применяется 5-6 налогов. Кроме того, налогообложение достаточно сложный механизм в силу объективной сложности самой категории налог и составляющих элементов этого платежа, таких, как налоговые ставки, налогооблагаемая база, система льгот. В то же время стабильность также не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность в корректировке установленного механизма налогообложения значительно снижается.

Анализ экономической научно-исследовательской литературы и материалов периодических изданий показывает, что предложения по совершенствованию налогообложения в нашей стране затрагивают, как правило, отдельные элементы налоговой системы: размеры ставок, льгот и привилегий, объектов обложения, замены одних налогов другими.

Предложений о радикальных корректировках белорусской налоговой системы практически нет. Во многом это обусловлено тем, что существенное усиление или ослабление налогового бремени в экономических реалиях, характерных сегодня для нашей страны в настоящее время практически невозможно. Рост налогового бремени окажет крайне негативное воздействие на субъекты предпринимательской деятельности, приведет к росту теневых оборотов, а, следовательно, к уменьшению поступлений налогов. Ослабление налоговой нагрузки в существенных масштабах также практически невозможно в условиях высоких государственных расходов, принятия ряда государственных программ и финансовой поддержки целых отраслей экономики. Важнее всего в пределах сегодняшних сумм собираемых налогов усилить их стимулирующую роль, ослабить те элементы, которые снижают заинтересованность товаропроизводителя в росте инвестиций и расширении производства.

Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки или так называемых оборотных налогов.

Одним из важных направлений реформирования налоговой системы Республики является совершенствование механизма применения основного косвенного налога - НДС.

Целесообразно было бы создать такой механизм подтверждения уплаты налога партнером в России, при котором подтверждение уплаты налога должны обмениваться в электронном виде налоговые органы России и Беларуси без участия налогоплательщиков обеих стран.

Кроме того, следовало бы решить вопрос с уменьшением налоговых ставок. Кроме того, в отличие от европейских стран, в Беларуси этим налогом облагаются многие предметы первой необходимости.

Что касается акцизов, можно отметить, что акцизные сборы на отдельные виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

В Беларуси ставки акцизов характеризуются нестабильностью, постоянно пересматриваются. При этом уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства. Нестабильность акцизных ставок не способствует нормальных условий для хозяйственной деятельности производителям подакцизных товаров. В определенной мере этим объясняется постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.            Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. №166-З (в редакции Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 №174 - З, от 30.12.2011 №330 - З), принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года, одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2 января 2003 г. № 2/920.

2.      Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. №71-З, (в редакции Законов Республики Беларусь от 30.12.11 №330 - З, от 04.01.12 № 337 - З), принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2009 г. № 2/1623.

.        Адаменкова С. И, Евменчик О.С. Налогообложение: пособие - Минск.: Элайда, 2009 - 256 с.

4.            Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 591 с.

5.      Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

6.            Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт, 2009. - 544 с.

7.      Вечерко Г. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский Банковский Бюллетень. 2011. №11. С. 26 - 35.

.        Егоров В. А. Перечень налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь и внебюджетные фонды в 2011 году (по состоянию на 1 января 2011 г.) // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2011. №3. С. 105 - 111.

.        Ермолович М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы в 2012 - 2013 годах // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2011. №48. С. 6 - 7.

10.          Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2011 - 288 с. - (Профессиональное образование).

.              Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. 2010. №6. С. 42 - 44.

12.    Киреева Е. Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции. - Мн.: БГЭУ, 2009. 355 с.

.        Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./ Под ред. Гюрджан В. А. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2011. - 256 с.

14.          Отчет формы 2-труд “О численности и распределении государственных служащих по полу, возрасту, образованию и стажу работы” ИМНС по Борисовскому району.

15.    Пояснительная записка к отчету 2-Н “О результатах работы инспекции Министерства по налогам и сборам по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве” за январь декабрь 2012 года ИМНС по Борисовскому району.

.        Пояснительная записка к отчету 2-Н “О результатах работы инспекции Министерства по налогам и сборам по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве” за январь декабрь 2013 года ИМНС по Борисовскому району.

.        Приложение 6 к отчету 2-Н “О количестве налоговых проверок, проведенных инспекцией Министерства по налогам и сборам в 2012 году” ИМНС по Борисовскому району.

.        Приложение 6 к отчету 2-Н “О количестве налоговых проверок, проведенных инспекцией Министерства по налогам и сборам в 2013 году” ИМНС по Борисовскому району.

.        Приложение 7 к отчету 2-Н “Сведения о координации мероприятий, проводимых налоговыми органами” за январь-декабрь 2012 года ИМНС по Борисовскому району.

.        Приложение 7 к отчету 2-Н “Сведения о координации мероприятий, проводимых налоговыми органами” за январь-декабрь 2013 года ИМНС по Борисовскому району.

Похожие работы на - Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!