Сатирическое изображение чиновников в произведениях Гоголя
Сатирическое
изображение чиновников в произведениях Гоголя
В комедии “Ревизор” и в поэме
“Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о
жизни целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле
зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и
типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует
“Ревизор” (“отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”),
ни губернский город N, куда приехал Чичиков. Смысл и вся направленность комедии
Гоголя заставляют признать главным действующим лицом “Ревизора” всю группу
чиновников с городничим во главе.)
Сюжет комедии “Ревизор” прост.
Сам Гоголь сказал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в
России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем”. В комедии
изображается обывательское существование чиновников уездного города,
взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городничий Антон
Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся
долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е.
взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один
купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над
мошенниками, обманывал пройдох и плутов, “таких, что весь свет готов
обворовать, поддевал на уду”, что трех губернаторов он обманул, когда же он
поверил, что стал “птицей высокого полета” и может, пожалуй, “влезть в
генералы”, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и
о том, как будет лакомиться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.
Не менее выразительны в своей
пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван
служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты,
берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе “вольнодумцем”, так как
прочел 5-6 книг.
Попечитель богоугодных
заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут,
рассуждает следующим образом: “Человек простой, если умрет, то и так умрет,
если выздоровеет, то и так выздоровеет”. И в больницах, которыми он руководит,
лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике
возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший
людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий
завтрак, вот (...) и применение суммам, идущим на лекарства.
Смотритель училища Хлопов,
живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в
педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части”.
Простодушно наивный почтмейстер
Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы
узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими помощниками
городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: “Ну,
здесь все свои”. На нижней же ступени административной лестницы действуют
полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки.
Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка “всем ставящий фонари под
глазом - и правому и неправому”.
И вдруг все это болото
встревожилось вестью о приезде ревизора. Управление города (отцы города) со
страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника - “сосульку”
Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый
хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чиновников страх.
Онберет “взаймы” от городничего и обещает куп
цам устранить его от должности,
объясняется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков
- герой нового времени, “столичная штучка”, представитель канцелярских сфер. По
словам самого Гоголя, Хлестаков “один из тех людей, которых в канцеляриях
называют пустейшими”. Папенька отправил его на службу в надежде на “фортуну”.
Хлестаков пленен столичной жизнью и “срывает цветы удовольствия” где и как
может - это его жизненное правило. “Хлестаков, - говорит Гоголь, - вовсе не
надувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновников, а
взаймы у хороших людей”. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что
совершил что-нибудь нечестное. С ним просто случился забавный случай.
В образах чиновников города
раскрыты совершенно конкретные социальные уродства, жизнь провинциального
городишка воспринимается как широкая картина жизни полицейско-бюрократичес-кой
монархии Николая I. Смехом казнит своих героев Гоголь. Недаром разоблаченный в
своих проделках городничий обращается ко всем со словами: “Чему смеетесь? Над
собой смеетесь!” Хищническое паразитическое существование царских чиновников,
бюрократов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в
комедии как проявление антинародного начала. Провинциальное чиновничье
общество, погрязшее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм
самодержавного строя. Недаром, посмотрев комедию, Николай I сказал, что ему попало
больше всех. Жизненно правдивая комедия наделала много шума: реакционные круги
злобно обвиняли автора в клевете на чиновников и требовали запрещения пьесы.
Гоголь же писал: “Малейший признак истины - и против тебя восстает не один
человек, а целые сословия”.
В поэме “Мертвые души”,
посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно
повысилось в ранге - из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим
крупным планом. Губернатор - “светский” человек, любезный и обаятельный - был
не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен
к звезде, впрочем, был большой добряк и даже “сам вышивал иногда по тюлю”. Это
важное должностное лицо, первое в губернии.
В поэме выведен и представитель
высшего петербургского света (в “Повести о капитане Копейкине”). Это
генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в
Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на
прошение. Когда же несчастный калека решительно потребовал хоть какой-либо
помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы.
Полицеймейстер, “отец и
благодетель города”, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются
законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в
гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. “Хоть он и
возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не выдаст”. Другими словами,
за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и “совершенную
народность”. Гоголь так ведет рассказ, что слово “народность” приобретает
противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны,
антинародны.
Вот остряк и “философ*
почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков - это капитан Копейкин.
Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости -
типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления
купчей крепости мы встречаемся с тонким чиновником Иваном Антоновичем -
“кувшинное рыло*. Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в
орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальника
- муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже
Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.
Пустота и безделье губернского
общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех
отношениях.
Чиновники
города связаны круговой порукой во взяточничестве, грабеже, обмане.
Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в
Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: “тот ли он человек, которого можно
задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который
может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Гражданский
долг, общественные интересы этим чиновникам чужды. На балу у губернатора
показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как
носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки,
воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления.
Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая
провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату
всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители
порядка и законности” - такие же мертвые души, как и помещики. По словам
Герцена, “с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые
сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя
“Ревизор”, его поэма “Мертвые души” представляют собой ужасную исповедь
современной России”.