Имущественный налог с физических лиц

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Имущественный налог с физических лиц

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Уральский государственный аграрный университет"

Институт экономики, финансов и менеджмента

Кафедра бухгалтерского учета





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

на тему: "Имущественный налог с физических лиц"



Исполнитель: студентка 2 курса заочной формы обучения направления подготовки "Управление персоналом"

Проверила: старший преподаватель





Екатеринбург 2014

Содержание

Введение

1. Имущественный налог с физических лиц

2. Экономическое содержание и структура налога на имущество физических лиц

3. Плательщики имущественного налога с физических лиц

4. Объекты налогообложения

5. Налоговая база

6. Ставки имущественного налога с физических лиц

7. Льготы по налогу с физических лиц

8. Порядок исчисления и уплаты налога

Заключение

Список литературы

Введение

В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь "гражданин-государство" наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Закрепление Конституцией Российской Федерации права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло "внимание" налогового права к отношениям владения имуществом гражданами.

И ныне все физические лица должны уплачивать установленные законом налоги. Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Российской Федерации. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в Российской Федерации облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.

В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц.

Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога.

Множество вопросов и проблем возникает у граждан в связи с незнанием этих особенностей налога на имущество физических лиц. А "незнание законов не освобождает от ответственности". Наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина.

Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования налога на имущество физических лиц.

Целью данной работы является изучения понятия налога на имущество физических лиц.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

показать экономическое содержание и структуру налога на имущество физических лиц;

дать определения следующим понятиям: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога.

имущественный налог физическое лицо

1. Имущественный налог с физических лиц

Закон Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц" был принят 9 декабря 1991 года. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 - 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.

Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Это изменение остается в силе и по сей день.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган (например, муниципальное собрание депутатов) принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.

По общему правилу основные элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне - в НК РФ или ином федеральном законе.

На местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льготы в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и порядок их применения.

2. Экономическое содержание и структура налога на имущество физических лиц

Налоги на имущество физических лиц являются общеобязательными местными налогами, которые уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства). Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

После подоходного налога второй по значению налог с населения - налог на имущество физических лиц - играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20-ти млн. налогоплательщиков, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к НДФЛ, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев уклоняются от налогообложения доходов, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке следования или дарения (в редакции НК РФ - налога на наследование и дарение) является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительно дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем меньше наследство является приобретением через собственный труд, тем выше, соответственно, должен быть размер взимаемого налога.

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13 % (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100 % (Великобритания).

В настоящее время в Российской Федерации к числу взимаемых с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

3. Плательщики имущественного налога с физических лиц

Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

4. Объекты налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

) жилой дом;

) квартира;

) комната;

) дача;

) гараж;

) иное строение, помещение и сооружение;

) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6.

5. Налоговая база

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.


6. Ставки имущественного налога с физических лиц

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложенияСтавка налогаДо 300 000 рублей (включительно) До 0,1 процента (включительно) Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) Свыше 500 000 рублейСвыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

7. Льготы по налогу с физических лиц

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

8. Порядок исчисления и уплаты налога

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заключение

В заключение хотелось бы подвести итоги и еще раз обратить внимание на некоторые парадоксы, связанные с налогом на имущество физических лиц.

Напомним, что за несвоевременную уплату с гражданина взыскивается неустойка. Сам налог на имущество рассчитывается налоговыми инспекциями, а соответствующие уведомления рассылаются заказными письмами. А вот льготы надо доказывать самостоятельно, представив в районную инспекцию соответствующие документы.

Несмотря на рост налоговых поступлений в последние годы в налоговой инспекции говорят о том, что доходы от взимания налога на имущество граждан не покрывают даже расходов фискального ведомства на его администрирование (ведение баз данных, печать и рассылку уведомлений, учет поступлений, разбор жалоб, подачу исков и пр.). Действующая в России налоговая система вдобавок к чистому налоговому бремени порождает огромные дополнительные издержки. Объем нормативной документации, регулирующей учет, просто необъятен. Налоговый кодекс первоначально должен был стать законом прямого действия и заменить собой весь этот комплекс законов и нормативных документов. Однако этого не произошло. Разработка и прочтение нормативной документации, обработка огромных массивов отчетности, проведение проверок, обеспечение деятельности налоговых органов и т.д. пожирает громадное количество рабочего времени, бюджетных денег и других ресурсов. Выход из сложившейся ситуации состоит в радикальном упрощении налоговой системы. Система налогового учета и отчетности должна быть очень простой и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось специального образования и значительных затрат времени и сил.

И так же, хотелось бы отметить, что в ходе выполнения данной работы, я пришла к выводу, что, несмотря на то, что в Законе РФ "Об основах налоговой системы в РФ" местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.

Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти, не всегда берутся во внимание. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов. Но, все же местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль.

Устойчивость налоговой системы во многом зависит не столько от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации его имущественного положения. Поэтому, при налогообложении населения высокие ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень сбережений и инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности экономической системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это функции прежде всего более высоких по доходам групп населения.

Поэтому налогообложение населения должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.

А тот факт, что число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет. Это должно являться главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Список литературы

1. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 27.07.2010)"О налогах на имущество физических лиц".

. Решение Думы Великого Новгорода от 27.03.2003 N 505 (ред. от 29.11.2010)"О налоге на имущество физических лиц".

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

. Рахманова С.Ю. "Налогообложение физических лиц", М.: "Экзамен", 2006.

Похожие работы на - Имущественный налог с физических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!