Тема: Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах

  • Вид работы:
    Не выбран
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    303,24 Кб
Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах
Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-экономический колледж



Индивидуальное задание

Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах

Студент специальности: «Дизайн»

Свиридова Ирина Андреевна

Руководитель

доцент, к.п.н. Арефьева С.М






Набережные Челны 2014г.

Понятие дизайн

Диза́йн (англ. <#"justify">Цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Так считает известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти . Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Наши оценки эстетических качеств предметов в основном субъективны, а главное, не аргументированы. Что мы можем сказать о предмете, кроме красиво или некрасиво. Да почти ничего. Чтобы уяснить, что обуславливает эстетические качества вещи , нужно разложить общее понятие о красоте на составляющие. А так как о красоте судят по внешней форме предмета, то прежде всего нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют. Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого восприятия. Мы узнаем, как человек подходит к предмету, как им пользуется, оценивает, отличает, сопоставляет. Только изучив механизм восприятия, мы поймём, почему нам кажется, что этот предмет красив .

Форма и композиция в дизайне

Форма в искусстве дизайна определятся как выражение внешнего вида изделия. Она в большинстве случаев связана с его внутренним содержанием и предназначением. Как большие так и малые формы имеют общие закономерности. Это - устойчивость, легкость, динамичность. Три вида формы являются основой дизайна: функциональная, конструктивная, эстетическая.

.Функциональная или утилитарная - Определяется предназначением предмета или утилитарными потребностями человека;

.Конструктивная - требует знания физических, механических, химических, электрических и других свойств материала;

Форма определяется свойствами материи, геометрическим строением конечного результата творения, а так же характером его расположения в пространстве.

Внешняя форма предмета

Самые простые - это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет ещё более сложную форму: с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета и т. п.

Для того чтобы просто описать форму предмета, дать словесный эквивалент увиденного, его объективный портрет, нужны какие-то дополнительные признаки, уточняющие это наше общее описание. Форма предмета может быть симметричной и асимметричной. Симметрия - известный нам термин. Напомним, что симметрия может быть свойственна не только элементарному предмету, но и предмету, состоящему из нескольких частей. Известно два основных вида симметрии - зеркальная и осевая.

Фигура человека - типичный пример зеркальной симметрии. Подобного рода симметрия называется зеркальной потому, что относительно средней линии обе половины человеческого тела находятся как бы в зеркальном отражении. Это случай симметрии относительно плоскости, называемой плоскостью симметрии. Осевая симметрия характерна равно удаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае). Симметричная фигура как бы вращается вокруг оси, оставаясь в пределах описывающей её кривой. Пример подобной симметрии можно найти в органическом мире, но ещё больше в предметном, искусственном. В органическом мире - это сосновая шишка, яблоко или орех. Среди искусственных предметов симметричных тел бесконечное множество - это и посуда, и токарные изделия, и архитектурные детали, и т. п.

Композиция - построение целостности произведения все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими категориями композиции является объемно пространственная структура и тектоника, масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, колорит. Задачей композиции является соединение разрозненных деталей в единое гармоничное единство.

Взаимосвязь внутреннего строения с формой предмета должна быть эстетически осмысленной. Хотя и тут «креативщики» диктуют свои условия, обходя каноны и общепринятые стандарты. Цветовой и пластической гармонии предмета можно достичь лишь используя физические свойства поверхностей, фактуры и текстуры.

Композиция подразделяется на два вида - плоскостная (фронтальная), и объемно-пространственная. Дизайнер не должен рассматривать какой-либо предмет композиции в отдельности. Его подсознание должно учитывать весь мотив, смотря на предметы вскользь. Создание композиции это глубоко творческий процесс. В ней все должно иметь свое место и нести определенный смысл. Залогом успеха в творчестве часто является эксперимент. Нельзя забывать о свете. Правильное освещение представит предметы дизайна более выразительными. Это правило действует для любого вида дизайнерского искусства.

При изобретении формы и построения композиции важно соблюдать меру. Мера должна быть как в количестве выбранных цветов, так и предметов. Для этого нужно пользоваться законом ограничения, хотя и он уместен не всегда, ведь выражение дизайнерской мысли сложно ограничить рамками правил. Выбор формы и построения композиции в дизайне не ограничивается какими то его областями. Общие правила применимы в любом из проявлений и направлений дизайнерского искусства.


Соотношения

Любой предмет обладает размерами и реальной величиной. Это абсолютно объективные параметры. Иногда значительная величина в силу своей неуместности превращается в отрицательное качество. Тогда можно услышать выражения вроде «громоздкая мебель». Каждый предмет характеризуется и своими внутренними соотношениями. В простом геометрическом теле (цилиндре, например) улавливаем соотношение диаметра и высоты. Оценивая фигуру человека, соотносим размер головы с размерами туловища. Мы и говорим: «Это человек с крупной головой», а «этот - высокий», а этот, наоборот, «коротконогий человек». Наша оценка, связанная с особенностями восприятия, относится как к естественным, так и к искусственным телам. Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. Рассматривая какой-либо бытовой прибор, светильник например, мы соотносим величину его абажура с высотой стойки или величину абажура со всем прибором. С понятием «соотношение» тесно связаны понятия контраста и нюанса, или контрастных и нюансных соотношений. Применительно к предметному миру можно любое сравнение (объемов, линейных величин, фактур, цвета) охарактеризовать с точки зрения контрастности или нюансности. Контрастен может быть и сам предмет по отношению к его окружению (так контрастно металлическое блюдо на фоне ворсистого ковра).

Объемно-пространственное строение

Всякий предмет имеет, как известно, три измерения, и соотношение этих трех измерений мы всегда ощущаем.. Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется фронтальным. Предмет, обладающий подобным строением, как бы вытянут по фронту. Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным, а фигуру с таким строением будем называть пространственной. В этом случае между передней плоскостью и удаленной частью тела есть ощутимое пространство. Предметы многообразны, и для их характеристики пользуются термином «объемно-пространственное строение». Часы - замкнутый объем, цилиндрический, кубический или призматический. Этот объем мы можем легко очертить, почувствовав его замкнутость по отношению к внешнему пространству.

Табурет технически элементарнее, но его объемно-пространственная структура сложнее: ножки и сиденье, намечая пределы предмета, как бы охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся с внешним лишь с одной стороны.

Категории формы

Существует несколько видов базовой формы, и каждый вид выполняет определенную роль - вернее сказать, глаз и мозг воспринимают каждый вид формы так, как будто он имеет свою собственную идентификацию, делает что-то, отличное от других видов формы. Основные виды формы - точка, линия и плоскость. Из них линию и плоскость так же можно назвать геометрическими и органическими; плоскость может быть плоской, текстурной или казаться трехмерной, имеющей объем или массу.

Точку можно определить как "пункт" сфокусированного внимания; точка одновременно сжимается внутрь и расправляется наружу. При всей кажущейся простоте, точка - сложный объект, основополагающий строительный элемент для всех других форм. Любая форма или масса с распознаваемым центром - квадрат, трапеция, треугольник, шарик - точка, независимо от их размера.

Основной характеристикой линии является ее соединительная способность - она объединяет области внутри композиции. Это соединение может быть невидимым - эффект "притяжения" пространства между двумя точками, а может приобрести и вполне материальный вид конкретного объекта, путешествующего от точки начала к точке конца.

От точки линию отличает такое свойство, как протяженность, которое является одновременно и движением, и направлением движения; линия внутренне скорее динамична, чем статична. Точки создают "точку фокуса", задача же линий иная: они разделяют пространства, соединяют пространства и объекты, создают защитные барьеры, огораживают или сдерживают, перекрещиваются.

Существуют две основные категории форм, каждой из которых присущи специфические формальные и коммуникативные характеристики, оказывающие немедленный эффект на смысловое сообщение: геометрические формы и органические формы. Форма считается геометрической по природе, если ее контуры упорядочены, т.е. ее внешние размеры в разных направлениях математически сходны, и, очень обобщенно, если она выглядит угловатой или имеет четкие контуры.

Это очень древнее, в течение многих тысячелетий укоренившееся представление, что все несимметричное, мягкое или текстурное - органическое, порожденное живой природой.

Такая характеристика поверхности, как активность, помогает дифференцировать формы подобно идентифицируемому контуру самой формы. Существует две базовые категории активности поверхности: текстура и шаблон. Термин "текстура" применим к поверхностям с неравномерной активностью без очевидных повторений. Благодаря внутренней произвольности текстура чаще всего воспринимается как органический, или природный, прием. "Шаблон" же считается геометрической характеристикой - это специфический вид текстуры, в которой компоненты расположены согласно узнаваемой и повторяемой структуре, например, сетке из точек. Наличие планомерной структуры внутри шаблона подразумевает, что шаблон - это нечто неорганическое, математическое, механическое, синтетическое или произведенное в массовом масштабе.

Весь графический дизайн, все процессы создания образов вне зависимости от целей и средств, строятся на манипуляциях с формой.

"Форма" является материалом: фигуры, линии, текстуры, слова и картинки. Для идентификации объектов наш мозг использует их формы; форма - это смысловое сообщение. Попытка создать максимально красивую форму для конкретного сообщения и отличает дизайн от простого вываливания вороха разномастного материала перед аудиторией с посылом "пускай сами разбираются".

В зависимости от контекста, у слова "красивый" много значений. Агрессивная, резкая иллюстрация в стиле коллажа является красивой; толстый неуклюжий шрифт тоже красивый; все грубые, не выхолощенные образы можно назвать красивыми. "Красивый" в описательном смысле, скорее, можно заменить термином "решительный", т.е. каждая форма уверенна, намеренна и используется в этом дизайне с определенной целью.

Форма считается позитивным элементом или объектом. Пространство считается негативным - это "фон", на котором форма становится "фигурой". Взаимоотношения формы и пространства, или фона и фигуры, можно охарактеризовать как взаимозависимые и дополняющие друг друга; невозможно поменять что-то одно, не изменив одновременно другое. Противостояние фигуры и фона создает визуальную активность и иллюзию трехмерности, которые воспринимаются зрителем.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И каков же результат всех этих сложных взаимоотношений между формой и пространством? На самом важном уровне этим результатом является смысл. Абстрактные формы имеют смысл, потому что заметно отличаются друг от друга, будь то линия, точка или плоскость (и, в частности, какая именно это плоскость).

Существует несколько стратегий, как создать сравнение нескольких групп форм или частей внутри одной группы. Степень различия элементов может быть едва уловимой или бросающейся в глаза, и дизайнер, неуловимо изолируя одну группу и преувеличивая разницу между другими, способен привнести разный уровень значимости и смысла. Поскольку даже крошечное изменение формы воспринимается мозгом достаточно легко, каждую группу можно жестко контролировать. Дифференцируя элементы группы, дизайнер создает фокус "для размышления", поскольку помогает зрителю различить разные группы элементов и сравнить их между собой. Это сравнение вызывает ряд вопросов: "Какова природа каждой группы? Чем они отличаются? Что означает эта разница? Делает ли эта разница одну группу важнее другой?"

Формы приобретают новый смысл, когда они: участвуют в пространственных взаимодействиях; соучаствуют или противопоставляются по характеристикам массы или текстуры; когда они создают новые взаимоотношения благодаря таким характеристикам, как вращение, единичность или повторяемость, выравнивание, группирование или разъединение друг от друга. Каждое состояние показывает зрителю знакомую форму с другой стороны, добавляет какой-то новый смысл.

контраст симметрия дизайнерский колорит

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов С.М. История дизайна. 2002 г.

2. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. 2004 г.

. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. 2008 г.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!