Русская иконопись

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская иконопись

Введение

Иконопись - это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями.

Икона - это не просто церковный предмет, это еще и целая история целого народа. Поэтому она уже является частью культуры, как бы история дальше не сложилась.

В данной работе я стремлюсь изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих на Руси.

Русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей, они превратились в произведения искусства. Вместе с тем стало возможным и их научное изучение. Несомненно, в Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. Постепенно на Руси стали возникать свои иконописные мастерские, в которых подвизались русские мастера. Иконы XI-XIII веков очень трудно группировать по школам, столько в них общего. Здесь помогают только тщательный стилистический анализ и установленное место происхождения икон, поскольку даты основания церквей либо монастырей нередко служат солидной точкой опоры не только для уточнения датировок, но и для определения той школы, из которой эти иконы вышли.

Основной целью контрольной работы является изучение особенностей русского иконописания, его стилистических особенностей и наиболее выдающихся деятелей.

Задачами работы являются:

дать общую характеристику понятий иконописи;

проанализировать период Золотого века русской иконописи;

указать особенности русской иконописи;

рассмотреть школы русской иконописи;

привести пример выдающихся деятелей в русской иконописи в период её расцвета;

1.Общая характеристика понятия иконопись

Иконопись (от икона <#"813208.files/image001.gif">

В русской иконописи XV века, являвшегося эпохой ее наивысшего расцвета, фигуры святых изображаются всегда бесплотными, они облачены в широкие, неопределенного покроя одеяния, скрывающие пластику тела, у них округлые лица, в которых нет ничего портретного (если это только не портретные изображения) и в которых индивидуальные черты предельно нейтрализованы. Если фигуры объединяются с пейзажем, то последний сводится к простейшим формам, подвергнутым настолько большой стилизации, что они целиком утрачивают свой органический характер. Если вводятся архитектурные кулисы, то они не менее лаконичны и условны. В русской иконе есть пафос расстояния, отделяющего небо от земли, есть сознание умозрительности запечатленных событий и вещей.

Русская иконопись XV века является искусством светлым и радостным. Ей одинаково чужды как суровая византийская созерцательность, так и напряженная экспрессивность готики. Ее сияющие краски, сильные и яркие, ее ритмичные силуэты, певучие и мягкие, ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, - все это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки. Не случайно популярнейшей темой русской иконописи XV века было Умиление. Икона с изображением ласкающей своего сына матери - это одна из вершин русского художественного творчества. Ни французская готика, ни итальянское Возрождение не умели вложить в этот образ большей теплоты. Они создавали образы более человечные, но не более задушевные. Русские иконы Умиления оправдывают свое название, потому что при взгляде на них зрителя охватывает чувство глубокой умиленности.

Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении, она утрачивает значительную долю своего очарования. Цвет был для русского иконописца тем средством, которое позволяло ему передать тончайшие эмоциональные оттенки. С помощью цвета он умел достигать и выражения силы, и выражения особой нежности, цвет помог ему окружить поэтическим ореолом христианскую легенду, цвет делал его искусство настолько прекрасным, что трудно было не поддаться его обаянию. Для русского иконописца краска была драгоценным материалом, не менее драгоценным, нежели смальта. Отношение к цвету русского иконописца было гораздо более непосредственным и импульсивным, хотя ему и приходилось считаться с традиционным цветовым каноном в одеждах Христа и Богоматери. Иконописец XV века любит и пламенную киноварь, и сияющее золото, и золотистую охру, и изумрудную зелень, и чистые, как подснежники, белые цвета, и ослепительную ляпис-лазурь, и нежные оттенки розового, фиолетового, лилового и серебристо-зеленого. Он пользуется краской по-разному, соответственно своему замыслу, то, прибегая к резким, контрастным противопоставлениям, то к светлым полутонам, в которых есть такая певучесть, что они невольно вызывают музыкальные ассоциации. В рамках трех основных иконописных школ - новгородской, псковской и московской - сложились свои колористические традиции, и при всей общности стиля икон XV века колорит является как раз наиболее индивидуальным компонентом стиля, облегчающим классификацию икон по школам. Высочайшее качество этой замечательной колористической культуры в немалой степени объясняется ее преемственной связью с колористической традицией Византии.

Отличительным свойством икон XV века, особенно когда их сопоставляешь с иконами позднейшего времени, являются немногосложность и ясность их композиций. В них нет ничего лишнего, ничего второстепенного. Преобладают изображения евангельских сцен и фигур святых, часто окруженных клеймами, в которых повествуется о жизни того или иного святого. Иконы дидактического содержания, со сложными аллегориями, полностью отсутствуют. Многофигурные сцены, если не считать таких тем, как «Покров Богоматери» и «О Тебе радуется», в количественном отношении явно уступают более простым композициям. Даже в житийных иконах, навеянных литературными текстами, линия повествования не затемняется частностями, благодаря чему ее всегда можно охватить одним взглядом. Не считаясь с последовательностью во времени, русский иконописец крайне смело и свободно объединяет те эпизоды, которые ему кажутся главными и наиболее существенными. Эти эпизоды он изображает не как краткий момент, а как некое бесконечно длящееся состояние, что позволяет ему приблизить к зрителю запечатленное его кистью чудо. По своей образности и пластической ясности композиции русских икон XV века не уступают самым совершенным композиционным решениям других эпох. Образцами (на Руси их называли прорисями) пользовались, конечно, и Рублев и Дионисий.

Главными иконописными школами были Новгород, Псков и Москва. Из Новгорода, Пскова и Москвы происходит так много первоклассных икон, отмеченных к тому же чертами стилистического сходства, что у нас есть все основания рассматривать их как три самостоятельные школы. В период политической раздробленности Руси, когда она распадалась на множество удельных княжеств, иконы изготовлялись не только в крупных, но и в небольших городах, что далеко не всегда означает наличие в них своих школ. Для этого необходимы были устойчивые художественные традиции, четко отпочковавшиеся кадры иконописцев, обилие заказов, чего как раз в мелких княжествах часто и не было. Поэтому факт существования отдельных иконописных мастерских в ряде случаев может быть неравнозначен понятию школы. Учитывая бесконечные пространства Руси, такие мастерские были разбросаны и по крупным селам.

Лишь в начале XVII века начинается медленный закат иконописи. Поддавшись влиянию западного искусства, художники постепенно отошли от традиционных канонов Церкви, и иконопись утратила свою духовную силу. В начале XVIII века царь Петр Великий вынуждал российских художников следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх "свободный" стиль с характерными чертами барокко. Именно в XVIII веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов.


А) Андре́й Рублёв (около 1340/1350 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1350> - 17.10.1428 <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=17.10.1428&action=edit&redlink=1>, Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/РњРѕСЃРєРІР°>; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре <http://e-project.redu.ru/hram/sov/322.htm>) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XV_век>. Русской православной церковью канонизирован в 1988 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1988> г. в лике преподобного <http://ru.wikipedia.org/wiki/Преподобный>.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московской Руси <http://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_Р СѓСЃСЊ>; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком <http://ru.wikipedia.org/wiki/Феофан_Грек>, Прохором-старцем <http://ru.wikipedia.org/wiki/РџСЂРѕС…РѕСЂ_СЃ_Городца> и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420 годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1420 он создал свой шедевр «Троицу».

В 1405 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1405> Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1408> Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса <http://ru.wikipedia.org/wiki/Иконостас>, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире <http://ru.wikipedia.org/wiki/Р’Р> свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1425> -27 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1427> Рублёв совместно с Даниилом Чёрным <http://ru.wikipedia.org/wiki/ДанииР> и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&action=edit&redlink=1> и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV - начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы - «Владимирская богоматерь» (около 1409 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1409>, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1408>, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» - все около 1405 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1405>), Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&action=edit&redlink=1>), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека <http://ru.wikipedia.org/wiki/Российская_государственная_Р±РёР±Р>, Москва).

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.

Б) Феофа́н Грек - великий русский <http://ru.wikipedia.org/wiki/Р РѕСЃСЃРёСЏ> иконописец <http://ru.wikipedia.org/wiki/Иконописец>, учитель Андрея Рублёва <http://ru.wikipedia.org/wiki/Р СѓР±Р>. Феофан родился в Византии <http://ru.wikipedia.org/wiki/Византия> (отсюда прозвище <http://ru.wikipedia.org/wiki/Прозвище> Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе <http://ru.wikipedia.org/wiki/КонстантинопоР>, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия <http://ru.wikipedia.org/wiki/Феодосия> в Крыму <http://ru.wikipedia.org/wiki/Крым>) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном <http://ru.wikipedia.org/wiki/Киприан_(митропоР>. В 1370 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1370> переезжает в Новгород <http://ru.wikipedia.org/wiki/РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ>. После Великого Новгорода, Феофан работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились). В начале 1390-х гг. Феофан прибывает в Москву <http://ru.wikipedia.org/wiki/РњРѕСЃРєРІР°> и, возможно, работает также в Коломне <http://ru.wikipedia.org/wiki/РљРѕР>.

Им расписаны: церковь Преображения на Ильине улице (Новгород <http://ru.wikipedia.org/wiki/РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ> (1378 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1378>)) (первая известная сохранившаяся работа); собор Рождества Богородицы (1395 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1395>) вместе с Семёном Черным <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9&action=edit&redlink=1>); Архангельский собор <http://ru.wikipedia.org/wiki/АрхангеР> Кремля <http://ru.wikipedia.org/wiki/КремР>(1399 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1399>); Успенский собор <http://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский_СЃРѕР±РѕСЂ_(РњРѕСЃРєРІР°)> Кремля вместе с Андреем Рублёвым <http://ru.wikipedia.org/wiki/Р СѓР±Р> и Прохором <http://ru.wikipedia.org/wiki/РџСЂРѕС…РѕСЂ_СЃ_Городца> из Городца <http://ru.wikipedia.org/wiki/Городец> (1405 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1405>); Благовещенский собор <http://ru.wikipedia.org/wiki/Р‘Р> Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405);

Им написаны знаменитые иконы:

Богоматерь Донская (1380 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1380>?) - согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве <http://ru.wikipedia.org/wiki/РљСѓР> и других знаменитых сражениях; Преображение <http://ru.wikipedia.org/wiki/Преображение_Господне> (1408 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1408>). Приписываются Феофану и иконы деисусного чина <http://ru.wikipedia.org/wiki/Деисусный_чин> Благовещенского собора Кремля.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых <http://ru.wikipedia.org/wiki/Фреска> росписей характерна т.н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В) Диони́сий (ок. 1440 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1440>-1502 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1502>) - ведущий московский иконописец <http://ru.wikipedia.org/wiki/Иконописец> (изограф <http://ru.wikipedia.org/wiki/Изография>) конца XV <http://ru.wikipedia.org/wiki/XV> - начала XVI <http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI> веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева <http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Р СѓР±Р>.

Самая ранняя из известных работ - росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре <http://ru.wikipedia.org/wiki/Пафнутьево-Боровский_монастырь> (1467-1477). В 1481 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1481_РіРѕРґ> артель <http://ru.wikipedia.org/wiki/АртеР>, возглавляемая Дионисием расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор <http://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский_СЃРѕР±РѕСЂ_(РњРѕСЃРєРІР°)>, построенный Аристотелем Фиораванти <http://ru.wikipedia.org/wiki/Фиораванти,_АристотеР>). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1486_РіРѕРґ>, возможно, неоднократно, работает в Иосифо-Волоколамском монастыре <http://ru.wikipedia.org/wiki/Иосифо-Р’РѕР>: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия - стенные росписи и иконостас <http://ru.wikipedia.org/wiki/Иконостас> собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря <http://ru.wikipedia.org/wiki/Ферапонтов_монастырь>, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462-1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.)

Заключение

Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись не интересуется ничем случайным, её предмет - подлинная природа вещей. Поэтому в иконописном изображении нет (не должно быть) ни одного случайного элемента. Оно всё, во всех своих деталях и подробностях, есть образ первообразного мира.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Стоит ли говорить о том, что иконы научились "творить" и сохранять. Ремесло иконописца бережно хранилось и передавалось от учителя к ученику. Были созданы разные школы, направления иконописи со своими традициями и канонами, каждая со своим характером, но, безусловно, эстетически прекрасные.

Сегодня достаточно пристальное внимание уделяется реставрации древнерусских икон, изучению техники их писания. Их изучают не только с точки зрения художественной культурной ценности, но и в комплексе духовно-исторического развития общества на протяжении всей истории иконописи.

Таким образом, в данной работе проведен краткий анализ истории возникновения иконописи на Руси. Обозначена значимость русской иконы для русской государственности, для культуры, самоопределения, самобытности. В контексте русской культуры рассмотрена значимость русской иконы как культурного явления мирового масштаба. Невозможно отрицать его ценность, поэтому до сих пор изучается это древнее искусство, которое принадлежит народу.

Ведь икона - это не только предмет культуры, определенной исторической эпохи, символ веры и религиозного поклонения, но и прочно вошедшая в обиход русских людей традиция, которая стала частью русской души. Да, это прошлое, но такое прошлое, без которого нет будущее. Икона сегодня просто есть, и будет - для каждого имея свою ценность - для кого-то художественную, для кого-то духовную, для кого-то - связь поколений.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что икона в настоящее время в наш мир несёт свидетельство о подлинности иного бытия, иных форм жизненных отношений, иное восприятие мира. Она показывает то, к чему призван человек, кем и чем он должен быть, перспективе окружающего мира в иконе противопоставляется перспектива Евангелия, миру во грехе лежащему мир преображённый, к которому и должен стремиться человек, будучи центром мироздания.

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев, икона была с русским человеком всегда и везде.

Список использованной литературы

1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.

.Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности древней Руси. Л., 1953.

.Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000 - 272 с.

.Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993.

.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начла XVI века. М., 2000.

.Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000 - 272 с.

.Малицкий Н.В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. Л., 1932.

.Моисеева Т.В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: «АРТ-БМБ», 2002.-290 с.

.Малков Ю.Г. К изучению "Троицы" Андрея Рублева. М., 1987.

.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: «Лига Плюс», 2000.- 412 с.

.Сарабьянов В.Д., Э.С. Смирнова. История древнерусской живописи. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.-198с.

.Языкова И.К. Богословие иконы. М., 2007.

Похожие работы на - Русская иконопись

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!