Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика особенности культуры Древнего Рима, основные черты характера римлянина

.1 Общая характеристика культуры Древнего Рима

.2 Основные ценностные ориентиры древних римлян

Глава 2. Основные формы и виды досуга древних римлян

.1 Праздники в Древнем Риме

.2 Характерные особенности основных зрелищ Древнего Рима

Заключение

Список использованных источников

Введение

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Рим имел одну страсть - завоевания в мировой культуре. Древний Рим оставил след, прежде всего в области военного дела и права. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Примечательно, что римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права.

Культура Древнего Рима характеризуется еще одним важным явлением - богатейшими праздничными традициями и различного рода зрелищами, устраиваемыми в рамках праздничного действа. Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть жизни римлян. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней.

Актуальность темы: Изучение и анализ данного явления в истории и культурологии является не просто научно-теоретическим обобщением, но важнейшим организационно-методическим материалом для практиков, организаторов социально-культурной деятельности. Естественно - аналогии носят весьма условный характер, однако содержание и структура праздничного действа, зрелищная сторона праздника, как выразительного средства для организаторов подобного рода мероприятий представляет определенный интерес.

В связи с этим цель работы - на основе анализа историко-теоретического материала выявить особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа.

В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1.Охарактеризовать особенности древнеримской цивилизации.

.Выявить основные ценностные ориентиры древних римлян.

3.Изучить основные праздничные мероприятия римлян на протяжении года.

.Дать характеристику зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа.

Объект исследования - праздничное действо как предметное поле зрелищ в Древнем Риме.

Предмет исследования - зрелище как основная форма досуга в Древнем Риме

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды Утченко С.Л., Максютина Н.Ф., Кнабе Г.С., а так-же ведущие концептуальные методы и подходы ведущих отечественных и зарубежных культурологов.

В работе используется ряд общетеоретических методов: анализ и синтез, сравнения и аналогии, индукция и дедукции. Также используется ряд специальных культурологических методов и подходов: системный метод, структурно-функциональный метод, ретроспективный, аксиологический, диалогический, герменевтический.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Специфика особенности культуры Древнего Рима, основные черты характера римлянина

1.1Общая характеристика культуры Древнего Рима

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру[4].

Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии - Рим[15].

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

) монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

) республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

) империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 509 г. до н. э. образуется республика. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы[12]. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором[1]. Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов[17]. Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм - представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. Достойными гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Другие исследователи (в советской историографии в этом направлении много сделал С.Л. Утченко), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, которая основана на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития.

Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой оба компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной и в западной половине империи. Именно она легла в основу цивилизации Византии, славянских государств, Западной Европы.

Рим - это была цивилизация богатых людей, и богачи эти нисколько не были похожи на богачей Древней Греции, обладавших тонким вкусом и остроумием; они были довольно заурядными и скучными людьми, главным занятием которых являлись развлечения[4]. Яства и предметы роскоши доставлялись сюда со всего мира, здесь царили великолепие и пышность. Яркие зрелища, пышные процессии и игры в цирках с обреченными на смерть гладиаторами непрерывно сменяли друг друга. Но за всем этим великолепием скрывалась нищета масс, тяжелые налоги, которыми облагались преимущественно простые люди, и тяжкий труд, бремя которого несли бесчисленные рабы. Даже врачеванием, философией и размышлениями господа Рима предоставляли заниматься в основном греческим рабам. Попытки получить образование или узнать что-либо о мире, властителями которого они себя называли, были исключительно слабыми.

Подробно рассмотрев общею характеристику культуры Древнего Рима, можно сделать вывод, что культура Рима тесно связана с завершением истории античного общества. Она имела эллинистический традиционный характер и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян, такими как тонкий вкус и остроумие, а так же другими факторами. Она была и остается одной из самых древних цивилизации мира, чья культура тесно переплетается с культурой Греков и чей вклад в культуру ощутим и по сей день.

.2 Основные ценностные ориентиры древних римлян

На заре истории римской цивилизации был сформирован «моральный кодекс», шкала римской системы ценностей, которая просуществовала до II в. до н.э. В неё входили благочестие (pietas), верность (fides), cерьёзность (gravitas), твёрдость (constantia), объединённые понятием virtus (добродетель, доблесть), соединявшим в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга[4]. Четыре основные добродетели римского народа тесно соприкасались и переходили одна в другую. Верность была прежде всего верностью гражданской общине, неразрывно связанной с благочестием, означающим благоговение перед «договором» общины с богами. Верность общине означала, таким образом, верность её богам.

Важнейшими нравственными ориентирами считались также воинственный дух, достоинство всех внешних форм, степенность, строгие порядки. В женщинах особо ценилось целомудрие.

Республиканская эпоха с её выборностью и сменяемостью должностных лиц, заседаниями сената, где определялась судьба civitas, добавила в список ценностей магистратское служение государству как проявление патриотизма и верности гражданской общине[10].

Сохранение освящённых традицией нравственных устоев civitas представлялось не иначе как поддержание божественного миропорядка, определяющего место общины во Вселенной.

Система ценностей служила эталоном поведения личности. Любые отклонения от неё воспринимались как угроза, способная внести разлад в межличностные и «договорные» отношения с богами, привести к необратимым, губительным последствиям[10].

Причинами бед и несчастий римского государства, охватившими его после Пунических войн и начавшегося вслед за этим распространения чужеземного влияния, в римской исторической литературе называются амбициозность (ambitio) - стремление к власти любой ценой и алчность как распространённые явления в аристократической среде.

Упадок нравов римского общества, по мнению современников событий II - I вв. до н.э., был вызван изменениями направления жизненных ориентиров отдельных граждан: направленностью их помыслов и поступков не на благо и процветание гражданской общины и республики, а на удовлетворение собственных эгоистических интересов. Своими корнями, помыслами, ощущениями римляне по-прежнему были связаны с civitas, но она становилась центром Вселенной, и через неё римский гражданин мог воспринимать себя уже гражданином мира[10].

Элемент «престижной стилизации» пронизывал систему идеальных нравственных норм архаичного, республиканского и раннеимператорского Рима[11].

Престижность по своему смыслу обращена вовне, ждёт чужой оценки и потому обратно пропорциональна индивидуально-духовному содержанию культуры[10].

С началом второй волны эллинизации в эпоху «золотого века» империи (II в.), когда Римом стала вся империя, возникло единое культурное пространство. Целью жизни в I - III вв. становится самопознание как первый шаг к определению места человека в системе общественных отношений, к нахождению вида деятельности, который позволил бы максимально реализовать себя[4]. Такой деятельный, сугубо практичный подход к жизни - отличительная черта римского характера, в котором проявляется также громадная целеустремлённость, дисциплинированность, организаторские способности. Судя по произведениям сатириков, для римлян этого времени наиболее желательными целями жизни являлись достижение богатства, материальной обеспеченности, экономической стабильности и связанное с этим времяпрепровождение, полное удовольствий. Богатство, главным образом в виде денег, позволяло не только получить независимость, но и изменить социальный статус, продвинуться по служебной лестнице[4].

Идеология «материального и духовного изобилия» пришла на смену простоте, скромности, умеренности раннереспубликанской эпохи, полностью вытеснив эти понятия из сознания. «Непрерывная цепь одних только наслаждений, не сменяемых ни трудом, ни борьбой, вызывала сначала погоню за новыми наслаждениями, которые превзошли бы старые и могли бы щекотать притупленные нервы, а это влекло за собой увлечение противоестественными пороками, изощрённую жестокость» [4].

Целенаправленное стремление жить во имя получения всё новых удовольствий приводит к обесцениванию других целей жизни («покуда живёшь, пей и гуляй!») [12].

Новыми звеньями в системе ценностей являлись жизненный опыт, жизненная мудрость. Так же образованность и связанное с ней красноречие занимают огромное значение в жизни римлянина высокого сословия. Но со временем образование как форма интеллектуального развития личности превратилось в одно из средств достижения власти и славы, стабильного материального положения, высокого социального статуса в системе социальной иерархии.

Обретению внутренней раскрепощённости могла в какой-то степени способствовать развивающаяся художественная культура населения Римской империи.

Любовь к искусству, красоте, художественным ценностям, которые раньше не являлись предметом желаний и стремлений, также становится новым элементом системы ценностей, что может быть связано с развитием эстетических вкусов у римлян под влиянием привнесённых из других культур традиций, сосуществовавших в едином пространстве империи.

Итак, реальность вносила весьма существенные коррективы. Чувство отдалённости или изоляции от разрушающихся социальных структур способствовало формированию эгоистического поведения, направленного на получение личных благ, удовлетворение собственных материальных и, что более важно, интеллектуальных запросов. Например, утраченными оказались представления о высокой ценности свободы, принадлежности к категории римских граждан, магистратское служение государству, умеренность в быту. Смелость, доблесть, мужество занимают последнее место в списке инструментальных ценностей, хотя в предшествующую эпоху эти качества наполняли содержание понятие «virtus». Появились новые способы достижения целей: скопидомство, корыстолюбие, хитрость, привлечение на свою сторону общественного мнения, хотя не имелось на то ни заслуг, ни доблестей.

Таким образом, в стране классического рабовладения единственно достойным занятием была воинская и государственная служба. По мере завоевания земель и получения, соответственно, от этого немалых прибылей, римляне морально развращались, менялись ценности и потребности. Из вышесказанного можно заключить, что Рим, по мере своего развития, а следовательно и существенных преобразований (в условиях смены эпох), в моральном отношении деградировал.

ВЫВОДЫ:

. Был сформирован «моральный кодекс», шкала римской системы ценностей, которая просуществовала до II в.

. II - I вв. до н.э был упадок нравов римского общества, вызванный изменениями направления жизненных ориентиров отдельных граждан: направленностью их помыслов и поступков не на благо и процветание гражданской общины и республики, а на удовлетворение собственных эгоистических интересов.

Глава 2. Основные формы и виды досуга древних римлян

.1 Праздники в Древнем Риме

Древнеримские праздники составляли одну из важнейших ролей в жизни римлян. Они отмечали более 50 праздников в году. Многие их традиции сохранявшиеся веками дошли и до наших дней.

Как уже упоминалось, большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности[5].

Народный праздничный календарь (выборочно).

Праздник двуликого бога Януса (1 января), одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее: люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день - все впрок (магия первого дня); к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год; вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила[5].

Действо ряженых в честь покровителя природы Пана(15 февраля). "Третья заря после ид обнажившихся видит луперков, Фавна двурогого тут священнодействием чтят... Голый бог нагишом бежать слуг своих заставляет"[21].

Поминовение предков(21 февраля), тени которых в эти дни бродят по земле: возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

Канун первого по римскому счету месяца года - марта(28 февраля), названного в честь бога Марса, сыном которого по одной из легенд был Ромул: устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта; украшали венками друг друга и статуи Марса; возжигали огонь в храме Весты.

Матроналии(1 марта) - Женский праздник в память о поступке сабинянок, предотвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов (за год до этого римляне разбойно захватили сабинских женщин): мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин; женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).

Праздник Анны Перенны(15 марта)(по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния. Люди отправлялись за город, на берегу Тибра устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели "зазорные" для Марса шутливые песни.

Либералии. Либер(17 марта) - то же, что Дионис (Вакх) для греков. Главное событие дня - посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу); пекли либу - медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству); украшали себя венками из плюща; устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

Мегалезийские игры в честь матери богов Реи(4-6 апреля). Шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна; вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.

Цереалии. Игры Цереры(12-19 апреля). Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) - богиня плодородия. В этот день подносились жертвы богине (соль, полба), осуществлялось сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);

Обрядовую тему Цереалий продолжали Парилии (21 апреля). Здесь встречаются и элементы нашего апрельского Егорьева дня с окуриванием скота, и элементы Троицы из зеленых святок: очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ; сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.

Флоралии(с 28 апреля по 3 мая). Праздник растительности и цветения, отчасти - в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются с разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах - цветы, на головах - венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре.

Май - время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век"[8].

Весталии(9 июня). Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурного облика, ибо сущность ее - огонь. Очень интересная цитата из Овидия: "Веста - ведь это Земля: при обеих - очаг негасимый, а и земля и очаг обозначают жилье, Шару подобна земля, лишенному всякой опоры. Только воздух один держит всю тяжесть ее. Круговращением своим сохраняет она равновесие" [8].

Чтобы не повторяться, перейдем к декабрю, когда праздновались сатурналии, оказавшие влияние на позднейший римский карнавал.

Даты: 17-23 декабря, т.е. до начала зимнего солнцестояния.

декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.

-19 декабря центр празднования "рассыпался" по домам. Омовение (как для нас сходить в баню перед Новым годом), заклание молочного поросенка (потроха предназначались в жертву Сатурну, остальное жарили). Характерно поздравления и подношение подарков, где обязательны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну; их, как правило, бросали для Сатурна в Тибр; временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в масках разыгрывали сцены; гладиаторские бои и "охота" в цирках[5].

.2 Характеристика основных зрелищ Древнего Рима

зрелище праздник древний рим

В жизни широких масс населения Древнего Рима огромное место занимали различные публичные зрелища: гладиаторские бои, травля животных, триумфальные шествия, театральные представления и др.

Зрелища являются неотъемлемой частью многих праздников римлян. В связи с этим, раскроем сущность каждого из видов зрелищ.

Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях[13].

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра голова или корабль - римский вариант нашей игры орел или решка[13].

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

Римский театр

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности[17].

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене[18]. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми[15]. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены[16].

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны[16].

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей[13]. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи[17]. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) [14].

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как «превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы» [16].

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в «море». Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва «между афинянами и персами».

Откуда же брали «человеческий материал» для гладиаторских боев? Прежде всего - из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он «подарил» провинциям для гладиаторских боев[12]. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать «к мечу» (то есть гладиаторским играм) и «диким зверям». Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих «Анналах»), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.

Триумфы полководцев

Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий.

Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков.

Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г.

В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70).

Отдых - после дел, -говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это делами, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать[3].

Цирковые жанры в древнем Риме

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую[19].

Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей[19].

Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота для массы. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности.

И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене.

В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники.

Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка[19].

Заключение

В ходе исследования стало очевидным то, что своеобразие культуры Рима исторически сложилось в результате ассимиляции многих прилежащих культур народом-предшественником этрусками. В ходе развития и присоединения (преимущественно насильственным образом) различных народов, римлянами усваивались и перенимались новые материальные и духовные ценности, изменялись нравы и потребности. Яства и предметы роскоши доставлялись сюда со всего мира, здесь царили великолепие и пышность. Римская культура эволюционировала в отношении роскоши и богатства, но как выясняется, деградировала в моральном отношении. И этот факт легко просматривается на примере проведения римлянами своего досуга.

Первоначально система ценностей римлян включала в себя такие компоненты как, благочестие, верность, серьезность, твёрдость, объединённые понятием virtus (добродетель, доблесть), соединявшим в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга. Начиная со 2 века до н.э. по мере завоевания территорий, изменяется и отношение к ценностям и смыслам. Для римлян этого времени наиболее желательными целями жизни являлись достижение богатства, материальной обеспеченности, экономической стабильности и связанное с этим времяпрепровождение, полное удовольствий. Римлян отличал сугубо практичный подход к жизни. Проявляется также громадная целеустремлённость, дисциплинированность, организаторские способности, стремление к самопознанию и внешней оценке «конкурентами». Все эти факторы нашли отражение в проведении досуга римлянами, который свелся, по большому счету, к абсолютному и безграничному развлечению, воплощенному в праздниках и праздничных зрелищах.

В виду роста амбиций римской верхушки, росли и запросы по отношению к отдыху. Правители стремились удивить народ, а народ стремился удивить знать. Непрерывная цепь одних только наслаждений, не сменяемых ни трудом, ни борьбой, вызывала сначала погоню за новыми наслаждениями, которые превзошли бы старые и могли бы щекотать притупленные нервы, а это влекло за собой увлечение противоестественными пороками, изощрённую жестокость.

Так сформировались основные зрелищные мероприятия, которые поистине можно назвать грандиозными - гладиаторские бои в амфитеатрах, гонки на колесницах, цирковые представления, шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели театральные представления, сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии.

Список использованных источников

.Всемирная история:- М.: АВАНТА+, 1993

2.Дуров В.С. Нерон, или актер на троне. Спб., 1994;

.Сергеенко М.Е. Ремесленники древнего Рима. М., 1968;

.Штаерман Е.М. Человек и космос в мире Рима // ВДИ. 1992. No 3. С. 179-210.

.Гораций. Сатиры // Римская сатира / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1989. С.33 - 97.

.Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Н.Ф. Максютин. -2-е стер. изд. - Казань: Медицина, 2003. - 128с.

.Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. - М.: РОСМЭН, 1994.

.Овидий. Фасты

.Персий. Сатиры // Римская сатира. Указ. изд. С. 97 - 117.

.Петроний. Сатирикон // Петроний. Апулей / Под ред. И.П.Стрельниковой, Е.А.Ромашкиной. М., 1994. С. 25 - 155.

.Утченко С.Л. О некоторых особенностях античной культуры // ВДИ. 1977. No 1. С. 5-12.

.Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей // ВДИ. 1972. No 4. С. 19 -32.

.Федр. Басни // Федр, Бабрий. Басни / Под ред. Ф.А. Петровского. М., 1995. С. 7 - 90.

15.Культурология: [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.countries.ru/library/ant/rome.html> - Дата доступа: 22.12.2014

.Колизей в Риме: [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.ciaocacao.it/roma_colos.html> - Дата доступа: 22.11.2014

.От прошлого к будущему: [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http: //sekrets.ru/sobytyadrevnie/rimskayaimperiya2.html <http://sekrets.ru/sobytyadrevnie/rimskayaimperiya2.html> - Дата доступа: 22.11.2014

.Всё о жизни гладиаторов: [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа <http://boi-gladiator.com/kto_takoi_gladiator.html> - Дата доступа: 23.12.2013

.Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячилетие: [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа <http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/13.htm> - Дата доступа: 23.12.2013

.Мартынов А. И. Культурогенез; Высшая школа - Москва, 2008. - 336 c.

.Панова И.А. Цивилизации. Исторические судьбы. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа <http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook130/01/index.html?part-008.htm> - Дата доступа: 23.12.2013

.В мире цирка и эстрады. Цирковые жанры в Древнем Риме [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://www.ruscircus.ru/cgi/page.pl?func=page&selid=1249> - Дата доступа: 23.12.2013

Похожие работы на - Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!