Постмодернистская проза В. Пелевина ('Чапаев и Пустота', 'Generation П'). Особенности поэтики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Постмодернистская проза В. Пелевина ('Чапаев и Пустота', 'Generation П'). Особенности поэтики














Реферат

Постмодернистская проза В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation П»). Особенности поэтики

Писатель Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве.

В 1985 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ, ныне Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт). В 1987 1989 годах учился в очной аспирантуре МЭИ. В 1989 году учился в Литературном институте имени М. Горького.

В 1989 году в течение года работал штатным корреспондентом журнала Face to Face. С того же времени сотрудничал с различными московскими газетами и журналами.есколько лет работал сотрудником журнала "Hаука и религия", где готовил публикации по восточному мистицизму.

Литературный дебютом Пелевина стала публикаци в 1989 году рассказа "Дед Игнат и люди" на страницах журнала "Химия и жизнь".

В начале 1990-х годов Виктором Пелевиным были написаны рассказы и повести: "Реконструктор" (1990), "Затворник и Шестипалый" (1990), "Вести из Непала" (1991), "Принц Госплана" (1991). Ряд произведений писателя вошли в первый его сборник "Синий фонарь" (1991).

Позже вышли в свет повесть "Желтая стрела" (1993), "Бубен верхнего мира" (1993), "Иван Кублаханов" (1994)

Повесть Пелевина "Омон Ра" (1992) была удостоена Малой Букеровской премии за 1992 год, премий "Интерпресскон" и "Бронзовая улитка" в 1993 году.

В 1995 году за эссе "Зомбификация" Виктор Пелевин был отмечен премией «Странник»

После публикации романа "Чапаев и Пустота" в 1996 году многие критики назвали это произведение лучшим романом года. Визитной карточкой писателя является культовый роман "Generation "П" (1999), ставший бестселлером.

Он был удостоен Немецкой литературной премии имени Рихарда Шенфельда (2000), а также премии "Бронзовая улитка" (2000).

В 2001-2002 годах были опубликованы книги Пелевина "Затворник и Шестипалый", "Хрустальный мир", "Встроенный напоминатель".

За роман "Диалектика переходного периода. Из ниоткуда никуда" ("ДПП (NN)") Виктор Пелевин был удостоен премии имени Аполлона Григорьева (2003), а также литературной премии "Национальный бестселлер" (2003). В 2004 году вышла "Священная книга оборотня", в которой писатель, возвращаясь к некоторым мотивам своих первых фантастических произведений, иронически откликается на современность.

В 2007 году его роман Empire V (2006) был удостоен национальной литературной премии "Большая книга" как победитель читательского интернет голосования.

В 2008 году книга писателя "П5" появилась в продаже 5 октября ровно в полночь, что создало очереди в немногочисленных магазинах, открытых в столь поздний час.

В октябре 2009 года вышел роман Виктора Пелевина "t".

В 2010 году он был отмечен третьей премией "Большая книга" и премией читательского интернет голосования. Книга Пелевина "Ананасная вода для прекрасной дамы", вышедшая в декабре 2010 года, с первого дня стала супербестселлером по количеству продаж.

В декабре 2011 года вышел в свет новый роман Виктора Пелевина «S.N.U.F.F». Книги Пелевина переведены на многие языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа.

В кино по произведениям Пелевина в 2000 году был снят короткометражный фильм режиссера Ульяны Шилкиной "Ничего страшного".

В 2009 году писатель стал самым влиятельным интеллектуалом России по версии портала OpenSpace.ru, который провел открытое голосование среди интернет пользователей.

Виктора Пелевина называют главным мистификатором современной литературы. Писатель с самого начала своей творческой карьеры практически не общается со СМИ и не встречается с поклонниками.

Виктор Пелевин - один из самых популярных современных писателей, чье творчество принято относить к постмодернизму, хотя свою позицию по отношению к данному течению писатель четко выразил в своем романе «Жизнь насекомых», где один из персонажей (Никита) замечает, что постмодернизм - это искусство советских вахтеров, после чего следует остроумная каррикатура на произведения и художественные методы постмодернистов. В.Пелевин использует поэтику этого литературного направления, осмеивая если не сам постмодернизм, то отдельные его черты. Несмотря на негативное отношение писателя к этому методу, он использует слишком много схем, свойственных именно постмодернизму. Для подтверждения этого рассмотрим такие произведения В.Пелевина как «Чапаев и Пустота» и «Generation П».

Роман «Чапаев и Пустота»

«Чапаев и Пустота» - роман <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD> Виктора Пелевина <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, написанный в 1996 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1996_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Впервые роман «Чапаев и Пустота» <#"justify">·песня группы ДДТ «Что такое осень» (впрочем, цитата из неё неточна: строки «Что такое осень - это листья» в песне нет)

·песня Леонарда Коэна «Democracy» (…Im sentimental, if you know what I mean…)

·книги Эла Райса: реально существующая «Positioning: а battle for your mind» и, видимо, выдуманная «The Final Positioning»

·«Звездные войны»

·фильм «Звёздный десант»

·фильм «Золотой глаз»

·фильм «Кин-Дза-Дза!»

·цитаты из произведений Грибоедова <#"justify">Этот список ярко подчеркивает интертекстуальность текста В.Пелевина.

Пелевин нередко использует чужие тексты, что весьма распространено в современной литературе, заимствует он их не потому, что у него не хватает своих идей - он дополняет и переосмысливает чужие мысли, выводя новые концепции.

В романе «Generation П» Пелевин излагает некую социально-философскую концепцию, оценивающую современный западный мир и происходящую вестернизацию России.

Композиции романа свойственна «многослойность».

Свободно дробящаяся композиция романа позволила вставить в текст множество остроумных реприз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0_(%D1%8D%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0)>. Многие критики утверждают, что роман «Поколение „П» состоит из смеси разрозненных анекдотов, городского фольклора, американского масскульта, а язык романа состоит из бандитской фени <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD>, молодёжного сленга <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%91%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3>, терминологического волапюка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%8E%D0%BA>, рекламы и PR <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8_%D1%81_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E>. Для Пелевина характерен образ инициации простодушного, когда путь героя и самого читателя составляют переходы от незнания к знанию. В романе присутствуют постоянные англоязычные вкрапления в текст

Все повествовательные линии итогово пересекаются в финале (глава «Золотая комната»), где читатель находит развернутое толкование символов, периодически встречавшихся ему в процессе прочтения романа.

Все эти символические образы предстают на черной базальтовой плите в Золотой комнате Иштар, рисуя схематическую картину мира. По сути, о каждом из изображенных на ней символов говорилось в предыдущих главах романа, но именно здесь они впервые предстают в совокупности, их значение окончательно проясняется во взаимодействии. Примечательно, что, в сущности, автор эксплуатирует детективную конструкцию.

Одна из главных тем творчества Пелевина - это миф <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84> с учётом всех его форм, вариаций и трансформаций, от классической мифологии до современной социальной и политической мифологии. Роман представляет собой пародию на антиутопию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F> с описанием многочисленных рекламных роликов и изображением выдуманной реальности. В самом романе Фарсейкин обращается к главному герою со следующими словами: «Ты, Ваван, не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь», таким образом автор обращается к критикам и читателем, ожидая разоблачение замысла. Критики выделяют следующие основные темы романа:

·Шумеро-аккадская мифология <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, эзотерика <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и религиозные <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&action=edit&redlink=1> вопросы.

·Вера в СМИ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, отечественная ментальность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> и национальная идея <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F>.

·Теории заговора <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0> (в книге обыгрывается идея того, что миром правит «ложа рекламщиков»).

·Роль наркотиков <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA> в творчестве. Тематика влияния наркотиков на творчество осуществлена путём включения описаний бредового состояния главного героя после употребления наркотических средств. Употребление мухоморов вызывает у героя дисфункцию речи, что наводит Татарского на мысль, что «абсолютной истины нет, она зависит от наблюдателя и свидетеля событий». В эпизоде вызова духа Че Гевары показывается зависимость человека от телевизора и превращение его в «виртуальный субъект».

Пелевин на одной из интернет-конференций сказал, что в его романе «Generation П» героев нет, а есть лишь персонажи и действующие лица. Персонажи взяты непосредственно из жизни России 1980-х и 1990-х годов. Здесь «новые русские» и простой народ, бандиты и руководящая элита, наркоманы, люмпены-пролетарии и циничные рекламщики, управляющие всем происходящим. По мнению некоторых критиков, герои романа разделены на три группы персонажей. Для связки сюжета автором была создана группа персонажей, которую составляют Гусейн, Морковин и Фарсейкин. Другую группу персонажей составляют Пугин, Ханин, Малюта, Бло, Гиреев, Азадовский, в момент общения с ними личность Татарского как бы раздваивается, и части его личности ведут между собой диалог. Гусейн встречается главному герою на начальной фазе и ещё один раз пытается ворваться в повествование. Но их дороги расходятся оба раза.

Писатель дает характеристику своим персонажам через сравнение. Люди похожи на столбы: «…Подобно фонарному столбу он выпадал из поля восприятия из-за полной визуальной неинформативности», а столбы - на людей: «Довольно долго Татарский ждал продолжения, пока не понял, что Гусейн - это столб с прибитым плакатом «Костров не жечь!», плохо различимым в полутьме». Автор не описывает портрет героев, потому что, по его мнению, «настоящего облика» у них нет не может быть. Пелевин изображает их схематично, без подробностей: «Его лицо было очень интеллигентным», «черты его лица вполне интеллигентны ».

Задача автора не изображение внутреннего мира, ведь цель духовных исканий героев всего лишь деньги, персонажей, а их самопостижение в изменившемся внешнем мире, поэтому он использует в их описании стандартные клише и сухой язык «на неглубоком дне его глаз уже закипала ярость»; « его глаза заволокло холодной белой яростью»; «лицо Азадовского было белым от ярости».

Виктор Пелевин - яркий, обладающий своеобразным видением мира, писатель. И именно это может как привлекать, так и отталкивать его читателей. Но равнодушным не остается никто.

пелевин роман постмодернист мистификатор

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.

. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

. Нефагина Г.Л. Системность русской прозы ХХ века. Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики (материалы международной научной конференции) В 2 ч. Ч. 1. Гродно, 1998.

. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1996.

. Фурманов Д. Чапаев. М., 1966.

6. Беляева Н.В. "Я хочу спасти свое сознание": герои Виктора Пелевина в поисках себя // Русский язык и литература. - 2003. - № 6. - С. 1-6.

. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М.: ОГИ, 2000 288 с.

8. Пелевин В. Generation П. М.: Эксмо, 2014.

Похожие работы на - Постмодернистская проза В. Пелевина ('Чапаев и Пустота', 'Generation П'). Особенности поэтики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!