Гарри Поттер и социальная стратификация

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гарри Поттер и социальная стратификация

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Направление "Журналистика"





Реферат

Гарри Поттер и социальная стратификация


Студента 1 курса бакалавриата группы №415ж

по социологии

Лучина Анна Александровна

Преподаватель: Кононенко Р.В.





Москва 2014

Оглавление

Введение. Понятие стратификации

Рабство

Касты

Сословия

Классы

Использованная литература

Введение. Понятие стратификации

Социальное неравенство - это проблема, отголоски которой мы можем найти в любом периоде истории человечества: от древних греков до современного общества, а если рассматривать фантастическую литературу, описывающую будущее, то и там герои буду принадлежать к тем или иным классам.

Неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, стариками и юношами присутствует в любых типах обществ. В книге "Социология" Э. Гидденс говорит о социальной стратификации и определяет ее как "структурированные различия между группами людей". Само слово "стратификация" заимствовано у геологов - изначально stratum - покрывало, в английском языке его стали понимать как пласт (в геологии) или как слой общества (в социологии) 1. Гидденс различает следующие четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

В серии книг о Гарри Поттере я попробую выделить наличие различных систем стратификации и проанализировать их.

гарри поттер социальная стратификация

Рабство

Рабство - это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других.

В книге "Гарри Поттер и тайная комната" появляется домовой эльф Добби, который беспрекословно выполняет любое приказание членов семьи Малфоев, включая слежки и кражи, притом отношение к ним самое пренебрежительное: "Он рывком открыл дверь, домовик послушно побежал за ним, и хозяин пинком вышвырнул его из кабинета. Добби взвизгнул от боли и визжал до конца коридора". Сама раса домовых эльфов описывается в книге как народ, который относится к своим хозяевам как к детям и радостно угождает любым их капризам. Нежелание эльфов избавляться от добровольного рабства ярко видно в диалоге Гарри и домашнего эльфа Винки в книге "Гарри Поттер и Кубок Огня":

Меня зовут Винки, сэр, а вы, сэр, - тёмно-карие глаза расширились до размеров тарелок, остановившись на шраме Гарри, - вы, должно быть, сам Гарри Поттер! …Добби постоянно говорить о вас, сэр. - Она чуть опустила руки, потрясённо глядя на него.

Как он там? - спросил Гарри. - Как ему живётся на свободе?

Ах, сэр! - Винки покачала головой. - Ах, сэр, не подумайте, что я непочтительна, сэр, но я не уверена, что вы оказать Добби услугу, когда отпустить его на волю.

Почему? - поразился Гарри. - Что с ним случилось?

Свобода ударить Добби в голову, сэр, - печально сказала Винки. - …Он хотеть оплаты за свою работу, сэр.

Оплаты? - не понял Гарри. - Ну… А почему бы его работу не оплачивать?

Винки явно ужаснулась подобной идее и сдвинула пальцы, так что её лицо вновь оказалось наполовину скрытым.

Домашние эльфы не брать денег, сэр! - приглушённо пропищала она. - <. > Домашний эльф не положено веселиться, Гарри Поттер, - сурово заметила Винки. - Домашний эльф делать то, что им велено.

Эльф Добби, который получил освобождение от семьи Малфоев с помощью хитрости Гарри Поттера, не вызывает одобрения у его сородичей, потому что это не принято. В течение долго времени устоялось убеждение, что маги властвуют, а эльфы им прислуживают. Эту ситуацию мы можем спроецировать, например, на времена Платона, когда великие мудрецы радели за развитие ума, за политическое равенство, но, тем не менее, не допускали мысли, что рабы могут иметь хоть какие-то права. Интересен тот факт, что, например, в Библии рабство не только не осуждается, но является весьма обыденной вещью. Так, Авраам, когда приходит в Египет, называет Сару, свою жену, сестрой, фараон ее забирает в свой дворец, а Аврааму за это дает "мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошадки, и верблюды".

Петр Штомпка различает три типа идеологий неравенства: элитарные (существуют группы людей, которые изначально "выше"), эгалитарные (созданные дискриминируемыми группами и заключающие требование равенства всех людей перед законом, обеспечения одинаковых условий для начинаний) и меритократические (неравенство оправдано личными заслугами перед обществом). Каждая из них в том или ином ключе доказывает справедливость неравенства. Идеология, которой привержены домашние эльфы, относится к элитарному типу и не ставит под сомнение авторитет изначально доминирующей расы магов.

Касты

В книгах о Гарри Поттере нет примера кастовой системы в ее изначальном значении, однако в более широком смысле весьма близка к ней система отношений между выходцами из чистокровных магических семей, семей маглов (немагическое население) и сквибами.

Чистокровный маг обладает волшебными способностями, его родители были магами; магл не умеет колдовать, зачастую даже не подозревает, что существует магия; маглорождённый (или грубое "грязнокровка") колдовать умеет, но его родители были обычными людьми-маглами; полукровки появляются от союза магла и волшебника; сквибы - это дети магов, которые не имеют магических способностей.

Центральная тема неравенства по родовому признаку в книгах выражена через уста Драко Малфоя:

Дать тебе, Грэйнджер? - Малфой протянул Гермионе значок. - Ой, не дотрагивайся до меня. Я только что вымыл руки. Видишь, какие чистые. Не хочу испачкаться о какую-то грязнокровку. ("Гарри Поттер и Кубок Огня") - Артур Уизли обожает маглов, готов сломать волшебную палочку и перенять у них всё, что можно, - заметил Малфой с презрением. - Глядя на всех этих Уизли в жизни, не скажешь, что они чистокровные! ("Гарри Поттер и Тайная комната")

В течение долгого времени в волшебном мире было принято считать, что чистокровные маги имеют больше прав, чем нечистокровные или не маги вообще. В книге семья Малфоев выступает за чистоту крови и главенство чистокровных как избранных. Оппозицию им составляет семья Уизли, глава которой занимается продвижением в Министерстве магии законов, защищающих маглов и "грязнокровок".

Не менее показательный пример стратификации - сквибы.

Сквибы - это те, кто родился в семье волшебников, но с самого рождения волшебной силы лишён <…> Сквибы большая редкость. И раз Филч учится магии по книжке "Колдовство для начинающих", то, наверное, он и правда сквиб. <… >Даже жалко его, правда. (Рон Уизли, "Гарри Поттер и Тайная комната")

К сквибам относятся с жалостью, причем, не только чистокровные, но и притесняемые группы, то есть, если ты имеешь какое-то отношение к магии, но при этом не умеешь колдовать, ты вызываешь жалость у всех, кто на тебя смотрит, и чаще всего чувствуешь себя не полноценным, как это и произошло с завхозом Хогвартса Аргусом Филчем.

Сама по себе проблема стратификации по кастовому признаку в книге показана весьма субъективно: за дискриминацию выступают злодеи, а положительные персонажи продвигают идею равенства. По моему мнению, этот угол освещения проблемы самый лучший, в конце концов, "Гарри Поттер" - это не мистическая страшилка о графе Дракуле, а волшебная сказка для детей, и в ней, среди прочего, содержится некоторое руководство, как следует относиться к людям, которые чем-то от тебя отличаются, и как принимать их со всеми недостатками.

Сословия

Сословия были частью европейской феодальной системы, которые включали в себя аристократию, священнослужителей и простолюдинов.

В "Гарри Поттере" очевидной аристократией является семья Малфоев, чье мнение может повлиять на решения Министерства Магии. Также большим авторитетом пользуется семья Лонгботтомов (Долгопупсов - вариации русского перевода), Уизли, которые считаются чистокровными фамилиями. Кроме того, представителем аристократии является сам Гарри Поттер, чьи родители были известными волшебниками. Сам мальчик считается знаменитостью из-за своего молниеобразного шрама на лбу, который символизирует победу добра над Темным Лордом. Его особое положение в обществе не только открывает ему многие двери, но зачастую спасает от неминуемых наказаний, исключения из школы волшебства, он неоднократно оказывается в центре событий, о нем пишут газеты. Более того, где-то в середине серии книг мальчик сам осознает свое "отличие" от других, а к седьмой книге взваливает на себя тяжесть спасения всего мира, отказывается от помощи друзей и уже осознанно отходит от общей массы волшебников.

Классы

Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом человека, она достигается индивидом с помощью социальной мобильности (продвижением по карьерной или иной лестнице). Классовые различия большей частью связаны с экономическим положением индивидов.

Так, одним ученикам школы допускается, например, иметь сову, другим приходится обходиться только крысами, одни могут тратить деньги из семейных сбережений, как это делает Гарри Поттер, другим приходится иной раз зарабатывать на махинациях самостоятельно, как это делают братья Фред и Джордж Уизли.

Действительно ли существует неравенство среди героев "Гарри Поттера"?

Конечно, разбирая выше приведенные примеры со стороны, мы с ясностью можем говорить, что видим неравенство среди героев "поттерианы", что одни притесняют других, но можем ли мы называть его неравенством, если сами герои не интерпретируют его как таковое?

Л.Г. Ионин в книге "Социология культуры" высказывает мысль, что само по себе социальное неравенство создается тогда, когда оно осознано и становится предметом общественного и научного дискурса. Хотя, конечно, утверждать, что неравенства нет вообще, будет совершенно неверно.

Проблема неравенства поднимается тогда, когда кто-то из сторон заявляет о себе. Если Драко Малфой обзывает Гермиону, а Рон и Гарри за нее заступаются, то здесь происходит столкновение интересов - отсюда, как результат, появляется вопрос, кто прав, кто может притеснять, а кто не может. Но в случае, если Драко Малфой обзывает и приказывает своим спутникам Крэббу и Гойлу, читатель не воспринимает это как неравенство, потому что сами Крэбб и Гойл добровольно повинуются - в их роду принято прислуживать Малфоям. Читатель настолько привык, что у любого злодея есть свои приспешники, что обиды тех же Крэбба и Гойла проходят незамеченными. О том, что несчастного эльфа Добби притесняют, читатель задумывается тогда, когда сам Гарри Поттер поднимает эту проблему и предпринимает попытки освободить эльфа.

Ионин называет такой случай объективным неравенством, или, говоря проще, его можно назвать добровольным. Дж. Роулинг освещает в книге неравенство как проблему, с которой нужно бороться.

Я думаю, что неравенство невозможно искоренить, однако идеи борьбы с тотальной дискриминацией привлекли мое внимание в книгах о мальчике-волшебнике. Хочется верить, что многотомный труд Дж.К. Роулинг повлиял на умы людей и внес свой небольшой вклад в утверждение согласия между людьми из разных социальных групп.

Использованная литература

1.Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". изд. 2012

2.Гидденс Э. Социология. изд. 2005

.Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Тайная комната. изд. 2004

.Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Кубок Огня. изд. 2005

.Библия. Тора, пророки, писания и Новый завет. изд. 2009

.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польского Червонной С.М. М. "Логос", изд. 2005

.Ионин Л.Г. Социология культуры. Изд. дом ГУ ВШЭ. изд. 2004

Похожие работы на - Гарри Поттер и социальная стратификация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!