Фридрих Вильгельм Ницше: жизнь и деятельность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фридрих Вильгельм Ницше: жизнь и деятельность

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Кафедра философии

Лечебный факультет





РЕФЕРАТ

Тема: «Фридрих Вильгельм Ницше»

Выполнила Маковесова Наталия







Москва 2014

Фридрих Вильгельм Ницше

Фридрих Ницше родился в восточной Германии недалеко от Лейпцига в 1844г в семье лютеранского пастора. В 1846 г появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849г спустя полгода после смерти их отца. В 1858г Фридрих Ницше начал обучение в гимназии Пфорта, где заложились основные предпочтение в искусстве, где осуществились первые пробы пера, где он начал увлекаться философией, этикой и музыкой. В 1862 г Ницше начал изучать теологию и философию в Боннском университете, после перешел в Лейпцигский университет, что все равно не принесло ему удовлетворение. Тут произошла известная история: в 25 лет Фридрих Ницше, будучи еще студентом, был приглашен на должность профессора филологии в Базельский университет. Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни был вынужден в 1879 году уйти в отставку. После этого Ницше жил в Швейцарии и Италии.

Следует обратить внимание на то, что Ницше с 17 апреля 1869 года и до конца своих дней официально оставался лицом без гражданства. С рождение он был гражданином Пруссии, которая входила в союз германских государств. После получения должности профессора в Базеле подал заявление на аннулирование прусского гражданства. По национальности же Ницше является немцем, по мнению большинства ученых. Сам Ницше не раз писал о своем благородном польском происхождении: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». Также однажды заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». Несмотря на это большинство ученых, изучающих родословную Ницше утверждают, что его предки были все-таки немцами.

Благородству происхождения Ницше отводил довольно важную роль в становлении высшего человека. Как пишет Б. Рассел в своей книге «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней»: «Ницше пытался соединить два рода ценностей, которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая гордость; с другой стороны, он любит философию, литературу, искусство, особенно музыку»,а также «критика религии и философии у Ницше полностью находится под властью этических мотивов. Он восхищается некоторыми качествами, которые, как он верил (может быть, и правильно), возможны только у аристократического меньшинства; большинство, по его мнению, должно быть средством для возвышения меньшинства, большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье или благополучие». Ницше считал, что высший человек не может быть поистине великим без изначально высокого, аристократического происхождения и соответствующего воспитания. « Ницше не может простить Сократу его плебейского происхождения, называет его «roturier» и обвиняет в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов» - пишет Б.Рассел. То есть небольшая группа людей, сильных духом, умом, благородного происхождения, словом, высших людей должна всеми силами противостоять большинству, и в то е время быть над ними, держать власть быть даже жестокими к этим людям ради достижения высоких и благородных целей. «Недоделанные и неполноценные(bungled and botchet)» даже должны страдать, если это необходимо ради создания высшего человека, большинство, по мнению Ницше, должно быть лишь средством для возвышения аристократического меньшинства и, в конце концов, появления того самого Сверхчеловека. Но в то же время лишь аристократам присуща истинная добродетель, так как она не несет никакой выгоды им самим, она наносит вред порядку и дисциплине. Добродетель аристократов еще раз подчеркивает их превосходство и власть над простыми людьми и приносит самим аристократам удовлетворение. Высшие люди должны всеми силами препятствовать объединению большинства в единую силу, к чему оно всегда стремится, иначе меньшинство обречено на поражение. Как следствие, аристократия, сам Ницше, против демократии и социализма.

Дружба с Вагнером

ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. Их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. . Ницше поссорился с ним после написания оперы «Парсифаль», которая показалась Ницше слишком христианской и слишком полной самоотречения. После ссоры он жестоко ругал Вагнера и даже дошел до того, что обвинил Вагнера в том, что он еврей. Он не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора. Этот категоричный разрыв говорит о силе принципов и убеждений Ницше, о том, что они всецело воплощаются в жизнь и ни друзья, ни общество их не отменят их.

Дружба с Паулем Рее и Лу Саломе

В мае 1873 Ницше познакомился в Базеле с Паулем Рее, а через 3 года стали друзьями. Пауль Рее был немецким писателем, философом - позитивистом, врачом, другом Ницше. В 1882г в поездке по Италии в салоне Мальвиды фон Мейзенбург Рее и Ницше познакомились с Лу Саломе, которая покорила обоих. Лу отказала обоим философам в предложении руки и сердца, но предложила свою дружбу. Они создали своеобразный союз, жили в одном доме, вели интеллектуальные и философские беседы, путешествовали, писали. Спустя несколько месяцев союз распался, сестра Ницше Элизабет была против общения брата с Саломе и написала грубое письмо той. Лу Саломе была единственной женщиной, в которой он признал ум и нашел достойного собеседника среди женщин. Ее влияние заметно в первой части Заратустры.

Вообще Ницше довольно пренебрежительно и даже где-то со злостью относится к женщинам. Можно привести в пример известный афоризм из «Так говорил Заратустра»: «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!» Также в Заратустре он пишет, что женщины еще не способны к дружбе: они все еще кошки и птицы или, в лучшем случае, коровы. «Мужчина должен воспитываться для войны, женщина - для отдохновения воина. Все остальное - вздор». Он не был женат ни разу в своей жизни и наибольший опыт общения с женщинами достался от сестры, с которой у него были натянутые отношения, а где-то и отвращение. К концу жизни ему необходим был уход, поэтому он восстановил отношения с ней. Элизабет Фёрстер-Ницше была распорядительницей литературного наследия Фридриха Ницше.

Поэтому можно считать Лу Саломе действительно необыкновенно одаренной, умной, красивой и талантливой женщиной, раз сам Ницше предложил ей свою руку!

Последние годы жизни

Болезнь сопровождала Ницше практически всю его сознательную жизнь. Так же она отразилась на его философии и даже на стиле письма: мысли записаны в форме небольших афоризмов, так как ему, возможно, было тяжело долго сидеть за столом, смотреть на белые листы. Но причины такой формы письма неоднозначны.

В своей философии Ницше руководствуется понятиями не «хорошо-плохо», а «здоровое-больное». Например, христианство-это болезнь для общества, она поощряет слабость, неполноценность, бедность, а «здоровые» человеческие инстинкты, потребности и чувства объявляет злом и требует избавиться от этого.

Произведения

ницше творческий философия воля

Введением в свою философию Ницше называет свою книгу «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», которая была издана в 1888г. Представляет собой сборник коротких эссе, в которых философ кратко и емко излагает основные положения своей философии, своего мировоззрения.

В 1872г публикуется эстетический трактат «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Философ рассуждает о диониссийском и аполлоническом началах древнегреческого искусства, которые ведут постоянную борьбу между собой. Аполлоническое начало, по Ницше, представляет собой порядок, гармонию, спокойствие и порождает такие види искусства, как архитектура, живопись, скульптура, графика. Дионисийское начало - это опьянение, хаос, забвение, рождающее музыку. Представляет Грецию именно в дионисийском начале, проводя параллели с Европой.

В 1878г выходит «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов». Книга явилась переломной в философии Ницше, он оставил мтафизику и идеализм, перейдя к позитивистическому реализму. Вот, что он пишет в предисловии : «Так, однажды, когда мне это было нужно, я изобрел для себя и «свободные умы», которым посвящена эта меланхолично-смелая книга под названием «Человеческое, слишком человеческое»; таких «свободных умов» нет и не было - но, повторяю, общение с ними было мне нужно тогда, чтобы сохранить хорошее настроение среди худого устроения (болезни, одиночества, чужбины, acedia, бездеятельности); они были мне нужны, как бравые товарищи и призраки, с которыми болтаешь и смеешься, когда есть охота болтать и смеяться, и которых посылаешь к черту, когда они становятся скучными, - как возмещение недостающих друзей.» Во время работы над этой книгой Ницше по состоянию здоровья взял годичный отпуск, оставив лекции в университете, и уехал в Сорренто.

г - «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках». В предисловии говорится : «Тогда предпринял я нечто такое, чего не каждый мог сделать, - я спустился в глубину, я начал рыть почву, исследуя ту старую веру, на которой мы, философы, возводили здания уже несколько тысячелетий, возводили все снова и снова, несмотря на то что все эти здания рушились: я начал исследовать нашу веру в мораль. Вы не понимаете меня.»

г - «Веселая наука». В этой книге Ницше рассматривает такие вопросы, как сущность зла, связь искусства с природой, упорядоченность мира по законам логики. Именно в этой книге появляется известный афоризм «Бог умер». Он означает утрату христианских ценностей и разложение христианства, то есть нигилизм. В примечаниях к «Антихристу » А.М. Руткевич пишет: «Термин «нигилизм» Ницше позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который в свою очередь взял его у Тургенева. У Ницше «нигилизм» обозначает потерю всех ценностей, ведущую к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм (от лат. nihili - ничто) ведет к потере смысла существования: "Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: «Зачем?» (Ницше Ф. Воля к власти, 11, 43). Ницше начинает историю европейского нигилизма с идеалистической философии Сократа и Платона, в которой над дионисийским становлением жизни возвысился мир идей; христианство («платонизм для стада») ведет к дальнейшему обесцениванию жизни, а тем самым подготавливает полную утрату смысла жизни. Христианство постепенно разлагается («Бог умер»), а вместе с ним исчезают и все оторванные от мира ценности. «Пассивному нигилизму» (философия Шопенгауэра, декаданс, «европейский нигилизм») Ницше противопоставляет собственный «активный нигилизм», то есть деятельное отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых, «жизненных ценностей» - «воли к власти», «вечного возвращения», «сверхчеловека».

Большую роль играет понятие «воли к власти» в философии Ницше.1883г - философский роман «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек является переходной ступенью развития между животным и сверхчеловеком: «человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком». Этот трактат является одним из ключевых произведений Нового времени, оказал большое влияние на развитие философии. «- Среди моих сочинений мой Заратустра занимает особое место. Им сделал я человечеству величайший дар из всех сделанных ему до сих пор. Эта книга с голосом, звучащим над тысячелетиями, есть не только самая высокая книга, которая когда-либо существовала, настоящая книга горного воздуха - самый факт человек лежит в чудовищной дали ниже её - она также книга самая глубокая, рождённая из самых сокровенных недр истины, неисчерпаемый колодец, откуда всякое погрузившееся ведро возвращается на поверхность полным золота и доброты. Здесь говорит не "пророк", не какой-нибудь из тех ужасных гермафродитов болезни и воли к власти, которые зовутся основателями религий» - так пишет о своем Заратустре сам Ницше в предисловии другого своего произведения «Ecce Homo».

г - «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего». «Воля к власти»- центральное понятие ницшеанства. В этой работе Ницше показывал, что воля состоит из 7 важнейших моментов: 1) «чувство состояния, от которого мы стремимся избавиться и …которого мы стремимся достигнуть» и сопутствующее «мускульное чувство»;2) «в каждом волевом акте есть командующая мысль; однако нечего и думать, что можно отделить эту мысль от «хотения» и что «будто тогда останется еще воля!»;3) воля есть «аффект команды»; 4) в воле есть «собранность в кулак», «тот прямой взгляд, фиксирующий исключительно одно, та безусловная оценка положения «теперь нужно это и ничто другое»;5) «человек, который хочет, приказывает чему-то в себе, что повинуется или о чем он думает, что оно повинуется»;6) «поскольку мы являемся одновременно приказывающими и повинующимися, то… при помощи синтетического понятия Я… хотящий полагает, что воля и действие каким-то образом составляют одно»;7) «хотящий» приписывает самой воле еще и успех, исполнение хотения и наслаждается при этом приростом того чувства мощи, которое несет с собою всяческий успех. Итак, единство воли в качестве основной черты всего живого выступает как единство трех частей: я хочу, я могу, я должен. Это единство задается как раз тем, что Ницше называет властью, поэтому сутью вещей, основной тягой к жизни всего сущего является воля к власти, а власть- сущность воли. Внешняя сила - лишь следствие власти и никак не предшествует ей. Потому Ницше говорит: «прежде, чем господствовать над другими, научись властвовать над собой».

Некоторые ученые считают, что Ницще подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Но Ницше сам отрицал эволюцию и естественный отбор в корне отличается от отбора Ницше: результатом естественного отбора является как раз то самое большинство, все «среднее», а высшие люди являются исключением, тем, что естественный отбор уничтожил бы. Но сам отбор идет так же: слабые гибнут, сильнейшие выживают. Вспоминается афоризм Ницше: «Падающего толкни!» . Это означает, что если этот ближний достигнет крайности и выкарабкается-он обретет силу при помощи собственной воли к власти, либо погибнет.

г - «Антихрист. Проклятие христианству». В этой книге впервые поднимаются темы христианства, понятие равенства и демократии как долгосрочных последствий христианства. « Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - христианство». Ницше говорит об увядании человечества, о «литературном и артистическом decadence от Санкт-Петербурга до Парижа, от Толстого до Вагнера», о роли христианства в этом: «Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения».

г - «Ecce Homo. Как становятся самим собою». Работа над книгой продолжалась в течение всего уже столь короткого срока отведённой ему сознательной жизни. В начале 1889 г после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь, у Ницше произошло помутнение рассудка и философа поместили в базельскую психиатрическую больницу, откуда позже забрали его домой. То есть книга писалась на грани помутнения рассудка. Этим некоторые ученые объясняют наличие в этом произведении таких глав, как «Почему я так мудр», «Почему я так умен», «Почему я пишу такие хорошие книги». Но как и всегда, Ницше нельзя воспринимать «в лоб», так как порой он специально, намеренно провоцирует обычного читателя, пишет то, что обычному не понять, то, до чего он не способен возвыситься («Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя»). Таким образом отбирая высших людей, подобных себе, тех, кто способен его понять и через 100, и через 1000 лет: «- Кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, резкий воздух. Надо быть созданным для него, иначе велика опасность простудиться. Рядом лед, одиночество чудовищно - но как безмятежно покоятся на свету все вещи! как легко дышится! сколь многое чувствуешь ниже себя!» Он знал, что его слова не забудутся, и что его будут читать. И лишь немногие поймут. В общем, эти главы - это не просто мания величия сумасшедшего, как лично мне кажется.

В заключение хотелось бы привести здесь слова И.А.Эбаноидзе из его книги «Письма Фридриха Ницше»: «Жизнь Ницше как пример (антипример), как исключительный опыт, как трагедия, как притча (или скрытое послание) имеет отношение к каждому интеллектуально честному человеку, ставя перед ним серьезнейшие вопросы и провоцируя не только выработку определенного отношения к опыту Ницше, но и на выстраивание определенных взаимоотношений с ним. Что, пожалуй, труднее всего, поскольку опыт Ницше есть, в том числе опыт смещения привычных координат, примирения непримиримого и раскалывания целостного. Стоит нам хотя бы на шаг сойти с узкой тропы интеллектуальной честности, как мы судорожно начинаем хватиться за отдельные грани этого опыта, за привычные нам самим координаты, уже не замечая того, что у Ницше они успели полностью поменять свое направление. Именно вследствие такого судорожного хватания за спицы вращающегося колеса ницшевских идей возникают все эти в разной степени увечные и одиозные интерпретации Ницше - от символистской до постмодернистской, от национал-социалистической до леворадикальной. Все эти способы "экспроприации ницшеанства" свидетельствуют, в сущности, о безнадежном непоспевании за мыслью Ницше.

Однако столь же провокативным является и жизненный опыт философа, в котором одиночество провоцирует нас на жалость, болезнь - на сострадание, наконец, безумие - на отстраненную снисходительность. Все это - чувства, из которых никак не складывается адекватное отношение к Ницше; ведь и одиночеству, и болезни, и даже безумию он своим опытом сообщает новые векторы, придает новое значение. Чтобы приблизиться к этому опыту, нужно попытаться попасть внутрь вращающегося колеса его мысли и его судьбы».

Похожие работы на - Фридрих Вильгельм Ницше: жизнь и деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!