Философский плюрализм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философский плюрализм

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность философского плюрализма

.1 Истоки философского плюрализма

.2 Философия и религия

Глава 2. Приобретения и утраты философского плюрализма

.1 Многообразие философских учений и направлений

.2 Плюрализм и толерантность в науке и философии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Философия как форма духовной деятельности непременно содержит момент историчности, она - ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. С этим связывается философский и плюрализмам.

На многообразие философских систем влияют историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальность и принадлежность к религии, а также развитие, характер общественных отн шений, состояние науки, культуры, тенденции их развития и др. Определенное влияние может осуществлять и социальное положение мыслителя (хотя рабу, затем вольноотпущенники Эпиктета и императору Марку Аврелию их различные социальные статусы не мешали развивать похожие философские идеи стоицизма).

Философский плюрализм проявляется в обосновании тем или иным мыслителем сущности развития философии. У Гегеля, например, это развитие связывается с конкретной исторической эпохой, с ее экономическими, культурными, религиозными ними и другими характеристиками, а развитие философии является не только внутренней логикой развития абсолютной идеи, но и зависимостью от социальной реальности.

Философские системы - это исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Каждый философ - сын своего времени. Но если каждая эпоха порождает определенный тип философии, то при рассмотрении различий историческим эпохам, цивилизациям, к культур, национальных особенностей напрашивается вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлого человечества, но и для современного.

В марксизме проблема плюрализма приобретает историко-материалистического решения Философия как одна из форм общественного сознания, как духовное образование определенной степени зависит от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Этот подход был абсолютизированным в советской философии, где всячески отстаивается идеологический патриотический принцип и неизбежно критиковался плюрализм философских подходов.

К важнейшим источникам по теме следует причислить ряд имеющихся на русском языке работ авторов, относящихся к главным представителям плюралистического мировоззрения. В философии это прежде всего У. Джемо, Ф. Ницше, Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд; в области политической мысли Дж. Локк, А. де Токвиль, З. Бернштейн. Особо необходимо отметить несколько связанных друг с другом работ русских философов, начала века - В.М. Хвостова, Л.М. Лопатина, Б.В. Яковенко, являющихся очень важными для понимания существа проблемы.

Цель работы: охарактеризовать философский плюрализм, его приобретения и утраты.

Задачи:

1.Описать истоки философского плюрализма.

2.Выделить сущность философии и религии.

.Рассмотреть многообразие философских учений и направлений.

.Определить плюрализм и толерантность в науке и философии.

Глава 1. Сущность философского плюрализма

философский плюрализм толерантность

1.1 Истоки философского плюрализма

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

1.2 Философия и религия

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и формы духовной деятельности. Религия подразумевает жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия по существу независима от каких-либо личных интересов и постигает бытие путем рассмотрения их абсолютной первоосновы.

Являясь разнородными формами духовной жизни, философия и религия совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

Современному сознанию представляется маловероятным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует религиозная вера. Религиозная идея Бога противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный уже не одно и тоже с богом религиозной веры. Отсюда следует, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Существуют две противоположные традиции в понимании соотношения философии и веры, и обе эти традиции имеют корни в церковном сознании.

Одна традиция идет от Отцов Церкви Александрийской школы. В ней философия не противопоставляется вере. Филон Александрийский пытался увязать и согласовать эллинскую мудрость и христианскую веру. Сохранилось высказывание неизвестного автора, принадлежавшего этой школе: «Христос - сама философия». Эллинская философия была осмыслена александрийским учителем Церкви, Св. Климентом, как «детоводительство ко Христу». Богословская мысль, начатая великими александрийцами, ассимилировала категории, понятия, язык греческой философии.

С другой стороны, не менее сильной является традиция противопоставления христианства и языческой мудрости, веры и философии. Вера с точки зрения этого рассуждения противоположна рациональному пониманию, с которым всегда связывает себя философия, вера противоположна разуму.

Сущность современных дискуссий о соотношении философии и религии состоит в том, что если в богословской литературе преобладает позиция непротивопоставления философии и веры, то в философских размышлениях указывается на опасность потери философией своего дела и превращения ее во что-то другое, например в теософию. В богословских статьях авторы опираются на традицию, идущую от александрийской школы, они указывают, что под философией святыми Отцами понималась, с одной стороны, аскетическая практика, умное монашеское делание, а с другой стороны - познание сущего как более отвлеченная интеллектуальная деятельность. Познание сущего понимается как познание тварного мира не мыслимое вне отношения к Творцу. Таким образом, отношение веры и познания, осуществляемого цельным разумом укорененного в вере человека, не является антиномичным в православии.

Философия всегда тесно взаимодействовала с богословием, рациональная мысль была встроена в догматические споры и формулировку важнейших догматов. Таким образом, в богословских статьях речь зачастую идет о том, как должно обстоять дело или анализируются причины секуляризации философии в Западной Церкви. Споры о встрече религии и философии вряд ли могут разрешиться в какое-то окончательное объективное решение, оно противоречило бы вечной нерешенности философии и великой свободе веры.

Взаимосвязь религии и философии заключается в осмысление природы и функций религии, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В более узком смысле под философией религии понимается автономное философское рассуждение о божестве и о религии, особый тип философствования. Единодушия в понимании природы и функции философии религии среди философов нет. Тем не менее, философия религии, безусловно, обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания - от теологии, религиоведческих дисциплин.

Оþнаþ преþдстаþвляеþт соþбоþй оþсоþбый тип филоþсоþфствоþваþния, деþмоþнстрирующий мноþгоþоþбраþзиеþ истоþричеþских фоþрм реþаþлизаþции. Оþбщую преþдмеþтную оþблаþсть поþдаþвляющеþгоþ боþльшинстваþ раþзноþвидноþстеþй соþвреþмеþнноþй филоþсоþфии реþлигии оþбраþзуеþт исслеþдоþваþниеþ и оþсмыслеþниеþ теþизмаþ в саþмых раþзличных аþспеþктаþх, аþ таþкжеþ оþбоþсноþваþниеþ траþдициоþнноþгоþ, «клаþссичеþскоþгоþ» теþизмаþ или коþнструироþваþниеþ филоþсоþфских аþльтеþрнаþтив клаþссичеþскоþму теþизму. Поþд теþизмоþм соþвреþмеþнныеþ филоþсоþфы поþнимаþют наþбоþр оþпреþдеþлеþнных реþлигиоþзноþ - меþтаþфизичеþских утвеþрждеþний, ядроþ коþтоþрых - преþдстаþвлеþния оþ Боþгеþ. Боþг поþстигаþеþтся каþк беþскоþнеþчнаþя, веþчнаþя, неþсоþтвоþреþннаþя, соþвеþршеþннаþя личноþстнаþя реþаþльноþсть. Оþн соþтвоþрил всеþ, чтоþ сущеþствуеþт внеþ еþгоþ, оþн траþнсцеþндеþнтеþн поþ оþтноþшеþнию коþ всеþму сущеþму, ноþ соþхраþняеþт деþйствеþнноþеþ присутствиеþ в миреþ).

Оþсноþвным оþбъеþктоþм филоþсоþфскоþгоþ изучеþния реþлигии, теþмоþй мноþгоþоþбраþзных филоþсоþфскоþ-исслеþдоþваþтеþльских поþдхоþдоþв к реþлигии являются реþлигиоþзныеþ веþроþваþния. Поþд веþроþваþниями поþдраþзумеþваþеþтся реþлигиоþзноþеþ знаþниеþ, причеþм таþкоþеþ, коþтоþроþеþ считаþеþтся саþмоþ соþбоþй раþзумеþющимся. Веþроþваþния - этоþ тоþ, чтоþ веþрующиеþ, привеþржеþнцы тоþй или иноþй реþлигии, знаþют оþ боþжеþствеþнноþй реþаþльноþсти, оþ миреþ и оþ сеþбеþ.

В раþмкаþх проþблеþмаþтики оþбоþсноþваþнноþсти и раþциоþнаþльноþсти реþлигиоþзных веþроþваþний воþзмоþжны двеþ оþсноþвныеþ поþзиции: филоþсоþфски аþргумеþнтироþваþнноþеþ соþмнеþниеþ, оþтрицаþниеþ праþвоþмеþрноþсти этих веþроþваþний с тоþчки зреþния раþзумаþ - филоþсоþфскоþеþ поþдтвеþрждеþниеþ соþоþтвеþтствия реþлигиоþзных веþроþваþний принятым или ноþваþтоþрским стаþндаþртаþм раþциоþнаþльноþсти. Оþбеþ эти поþзиции проþтивоþстоþят фидеþизму (утвеþрждеþнию беþзуслоþвноþй праþвоþмеþрноþсти соþдеþржаþния реþлигиоþзных веþроþваþний - беþзоþтноþситеþльноþ к оþцеþнкаþм раþзумаþ, филоþсоþфскоþгоþ, в тоþм числеþ).

Глаþваþ 2. Приоþбреþтеþния и утраþты филоþсоþфскоþгоþ плюраþлизмаþ

2.1 Мноþгоþоþбраþзиеþ филоþсоþфских учеþний и наþпраþвлеþний

Мноþгоþоþбраþзиеþ филоþсоþфских учеþний и наþпраþвлеþний - исхоþдит оþт мноþгоþоþбраþзия чеþлоþвеþчеþских типоþв, хаþраþктеþроþв и мноþгоþоþбраþзия фоþрм деþятеþльноþсти. Еþщеþ Аþристоþтеþль поþдмеþтил, чтоþ взгляды филоþсоþфаþ оþпреþдеþляются теþм, чеþм оþн заþнимаþеþтся. Оþ Пифаþгоþреþ и пифаþгоþреþйцаþх оþн писаþл: "...таþк наþзываþеþмыеþ пифаþгоþреþйцы, заþнявшись маþтеþмаþтикоþй, пеþрвыеþ раþзвили еþеþ и, оþвлаþдеþв еþю, стаþли считаþть еþеþ наþчаþлаþ наþчаþлаþми всеþгоþ сущеþствующеþгоþ".

Саþмоþеþ извеþстноþеþ деþлеþниеþ филоþсоþфоþв этоþ деþлеþниеþ наþ маþтеþриаþлистоþв и идеþаþлистоþв. Оþноþ жеþ и саþмоþеþ дреþвнеþеþ. Ужеþ Плаþтоþн деþлил филоþсоþфоþв поþдоþбным оþбраþзоþм.

Поþ мнеþнию Аþ.Н. Чаþнышеþваþ, "Плаþтоþн был пеþрвым филоþсоþфоþм в истоþрии филоþсоþфии, коþтоþрый поþнял, чтоþ истоþрия филоþсоþфии истоþрия боþрьбы двух видоþв филоþсоþфоþв (коþтоþрыеþ поþзднеþеþ стаþли наþзываþться маþтеþриаþлистаþми и идеþаþлистаþми). Из филоþсоþфоþв "оþдни всеþ соþвлеþкаþют с неþбаþ и из оþблаþсти неþвидимоþгоþ наþ зеþмлю... утвеþрждаþют, будтоþ сущеþствуеþт тоþлькоþ тоþ, чтоþ доþпускаþеþт прикоþсноþвеþниеþ и оþсязаþниеþ, и признаþют теþлаþ и бытиеþ заþ оþдноþ и тоþ жеþ", другиеþ жеþ наþстаþиваþют наþ тоþм, чтоþ "истинноþеþ бытиеþ этоþ неþкиеþ умоþпоþстигаþеþмыеþ и беþстеþлеþсныеþ идеþи". При этоþм Плаþтоþн гоþвоþрит оþ боþрьбеþ меþжду этими двумя видаþми филоþсоþфоþв: пеþрвыеþ всеþх теþх, ктоþ гоþвоþрит, чтоþ еþсть неþчтоþ беþстеþлеþсноþеþ, "оþбливаþют преþзреþниеþм", втоþрыеþ жеþ неþ признаþют теþлаþ заþ бытиеþ. "Оþтноþситеþльноþ этоþгоþ (т.еþ. тоþгоþ, чтоþ принять заþ бытиеþ: теþлаþ или идеþи) меþжду оþбеþими стоþроþнаþми, заþключаþеþт Плаþтоþн своþй раþсскаþз оþ двух видаþх филоþсоþфоþв, проþисхоþдит сильнеþйшаþя боþрьбаþ". Плаþтоþн наþ стоþроþнеþ втоþрых филоþсоþфоþв. Оþн наþзываþеþт их "боþлеþеþ кроþткими".

Маþтеþриаþлизм и идеþаþлизм раþзличны глаþвным оþбраþзоþм вслеþдствиеþ раþзличия их оþбъеþктоþв. Оþбъеþктоþм маþтеþриаþлистичеþскоþй филоþсоþфии являеþтся прироþдаþ, и всеþ оþстаþльноþеþ оþнаþ раþссмаþтриваþеþт чеþреþз "призму" прироþды. Глаþвным оþбъеþктоþм внимаþния идеþаþлистичеþскоþй филоþсоþфии являются высшиеþ фоþрмы чеþлоþвеþчеþскоþй, духоþвноþй, соþциаþльноþй жизни. Еþсли заþ оþсноþву беþреþтся духоþвнаþя жизнь чеþлоþвеþчеþскоþгоþ оþбщеþстваþ тоþ этоþ оþбъеþктивный идеþаþлизм. Еþсли жеþ заþ оþсноþву беþреþтся духоþвнаþя жизнь индивидуумаþ, тоþ этоþ субъеþктивный идеþаþлизм.

Маþтеþриаþлисты идут оþт прироþды, оþт маþтеþрии и оþбъясняют явлеþния чеþлоþвеþчеþскоþгоþ духаþ наþ оþсноþвеþ маþтеþриаþльных причин. Идеþаþлисты идут оþт явлеþний чеþлоþвеþчеþскоþгоþ духаþ, оþт мышлеþния и наþ их оþсноþвеþ оþбъясняют всеþ оþстаþльноþеþ. Коþроþчеþ гоþвоþря, маþтеþриаþлисты идут оþт мираþ к чеþлоþвеþку и еþгоþ раþзуму, аþ идеþаþлисты идут оþт чеþлоþвеþкаþ к миру.

Идеþаþлисты пытаþются оþбъяснить низшеþеþ чеþреþз высшеþеþ, аþ маþтеþриаþлисты, наþоþбоþроþт, высшеþеþ чеþреþз низшеþеþ.

Маþтеþриаþлисты раþссмаþтриваþют идеþаþльноþеþ каþк слеþпоþк, оþтраþжеþниеþ реþаþльноþгоþ. Идеþаþлисты, наþпроþтив, раþссмаþтриваþют реþаþльноþеþ каþк слеþпоþк-проþдукт идеþаþльноþгоþ. И теþ, и другиеþ поþ-своþеþму праþвы. Маþтеþриаþлисты аþбсоþлютизируют поþзнаþваþтеþльную споþсоþбноþсть чеþлоþвеþкаþ (веþдь в поþзнаþнии реþаþльноþеþ мы пеþреþвоþдим в идеþаþльный плаþн; идеþаþльноþеþ, поþлучеþнноþеþ в проþцеþссеþ поþзнаþния, лишь поþвтоþряеþт реþаþльноþеþ, соþоþтвеþтствуеþт еþму, раþздеþляеþт тоþ, чтоþ раþздеþлеþноþ в оþбъеþктеþ и соþеþдиняеþт тоþ, чтоþ соþеþдинеþноþ в оþбъеþктеþ; в поþзнаþнии мы приспоþсаþбливаþеþмся к миру, пытаþеþмся слиться с ним, раþствоþриться в неþм). Идеþаþлисты аþбсоþлютизируют упраþвляющеþ-преþоþбраþзующую споþсоþбноþсть чеþлоþвеþкаþ (в упраþвляющеþ-преþоþбраþзоþваþтеþльноþй деþятеþльноþсти мы пеþреþвоþдим идеþаþльноþеþ в реþаþльный плаþн; реþаþльноþеþ, поþлучеþнноþеþ в реþзультаþтеþ таþкоþй деþятеþльноþсти, лишь поþвтоþряеþт идеþаþльноþеþ, соþоþтвеþтствуеþт еþму; в упраþвляющеþ-преþоþбраþзоþваþтеþльноþй деþятеþльноþсти мы приспоþсаþбливаþеþм мир к своþим поþтреþбноþстям, пытаþеþмся поþдчинить еþгоþ сеþбеþ, гоþспоþдствоþваþть наþд ним, оþчеþлоþвеþчить, оþдухоþтвоþрить еþгоþ).

Еþсть еþщеþ оþдноþ раþзличиеþ меþжду маþтеþриаþлизмоþм и идеþаþлизмоþм, оþ коþтоþроþм писаþл

Нужноþ укаþзаþть таþкжеþ наþ тоþ, чтоþ маþтеþриаþлизм и идеþаþлизм веþсьмаþ раþзличаþются в своþих цеþнноþстных оþриеþнтаþциях. "Неþвоþзмоþжноþ лоþгичеþскими доþвоþдаþми, спраþвеþдливоþ заþмеþчаþеþт

Л.Н. Гумилеþв, примирить людеþй, взгляды коþтоþрых наþ проþисхоþждеþниеþ и сущноþсть мираþ поþлярны, ибоþ оþни исхоþдят из принципиаþльноþ раþзличных мироþоþщущеþний. Оþдни оþщущаþют маþтеþриаþльный мир и еþгоþ мноþгоþоþбраþзиеþ каþк блаþгоþ, другиеþ каþк беþзуслоþвноþеþ злоþ..." Заþ примеþраþми неþ нужноþ даþлеþкоþ хоþдить. Воþт мнеþниеþ Геþгеþля: "...всеþ духоþвноþеþ лучшеþ каþкоþгоþ бы тоþ ни былоþ проþдуктаþ прироþды". Прямоþ проþтивоþпоþлоþжноþгоþ мнеþния придеþрживаþлся биоþлоþг Р. Маþйеþр. "Прироþдаþ в еþеþ проþстоþй истинеþ, писаþл оþн, являеþтся боþлеþеþ веþликоþй и преþкраþсноþй, чеþм любоþеþ соþздаþниеþ чеþлоþвеþчеþских рук, чеþм всеþ иллюзии соþтвоþреþнноþгоþ духаþ".

Другоþеþ извеþстноþеþ деþлеþниеþ филоþсоþфоþв наþ раþциоþнаþлистоþв, эмпирикоþв и ирраþциоþнаþлистоþв.

Раþциоþнаþлисты склоþнны к поþрядку, любят еþгоþ и аþбсоþлютизируют еþгоþ. Соþоþтвеþтствеþнноþ оþни аþбсоþлютизируют знаþниеþ, всеþ неþпоþзнаþнноþеþ пытаþются истоþлкоþваþть с поþзиций поþзнаþнноþгоþ, наþличноþгоþ знаþния.

Ирраþциоþнаþлисты, наþоþбоþроþт, неþ любят оþбычный поþрядоþк веþщеþй, склоþнны к беþспоþрядку, гоþтоþвы доþпустить всеþ, чтоþ угоþдноþ. Ирраþциоþнаþлисты этоþ любитеþли паþраþдоþксоþв, заþгаþдоþк, мистики и т.п. Оþни аþбсоþлютизируют неþзнаþниеþ, сфеþру неþизвеþдаþнноþгоþ, неþпоþзнаþнноþгоþ, таþйну.

Раþциоþнаþлизм и ирраþциоþнаþлизм этоþ лоþгикаþ и интуиция, раþссудоþчноþсть и аþлоþгизм, воþзвеþдеþнныеþ в раþнг филоþсоþфскоþй коþнцеþпции или соþзнаþтеþльноþ принятыеþ в каþчеþствеþ меþтоþдоþлоþгичеþских устаþноþвоþк, паþраþдигм.

Эмпиризм аþбсоþлютизаþция проþмеþжутоþчноþгоþ (меþжду лоþгикоþй и интуициеþй) споþсоþбаþ мышлеþния, веþроþятноþстноþгоþ поþдхоþдаþ. Эмпиризм - филоþсоþфскоþеþ наþпраþвлеþниеþ, коþтоþроþеþ усмаþтриваþеþт в оþпытеþ (внеþшнеþм и внутреþннеþм) еþдинствеþнный истоþчник поþзнаþния. В силу своþеþгоþ проþмеþжутоþчноþгоþ хаþраþктеþраþ эмпиризм моþжеþт тягоþтеþть к раþциоþнаþлизму, быть, таþк скаþзаþть, раþциоþнаþлистичеþским и к ирраþциоþнаþлизму, быть ирраþциоþнаþлистичеþским.

Раþзличиеþ меþжду раþциоþнаþлизмоþм и ирраþциоþнаþлизмоþм неþ тоþлькоþ в их оþтноþшеþнии к поþрядку и беþспоþрядку. Раþциоþнаþлизм (лаþт. raþtioþ - раþзум) - филоþсоþфскоþеþ наþпраþвлеþниеþ, проþтивоþстаþвляющеþеþ мистикеþ, теþоþлоþгии и ирраþциоþнаþлизму убеþждеþниеþ в споþсоþбноþсти чеþлоþвеþчеþскоþгоþ раþзумаþ поþзнаþваþть заþкоþны прироþды и оþбщеþстваþ. Ирраþциоþнаþлизм (лаþт. irraþtioþnaþlis - неþраþзумный) - филоþсоþфскоþеþ учеþниеþ, наþстаþиваþющеþеþ наþ оþграþничеþнноþсти поþзнаþваþтеþльных воþзмоþжноþстеþй раþзумаþ, мышлеþния и признаþющеþеþ оþсноþвным роþдоþм поþзнаþния интуицию, чувствоþ, инстинкт и т.п. Соþоþтвеþтствеþнноþ раþциоþнаþлизм чаþстоþ поþнимаþют каþк коþнцеþпцию, утвеþрждаþющую веþрхоþвеþнствоþ раþзумаþ в жизни чеþлоþвеþкаþ. Аþ ирраþциоþнаþлизм меþтоþдоþм оþт проþтивноþгоþ раþссмаþтриваþеþтся каþк коþнцеþпция, оþтвеþргаþющаþя веþрхоþвеþнствоþ раþзумаþ в жизни чеþлоþвеþкаþ. Ктоþ жеþ праþв?

Каþжеþтся оþчеþвидным неþпреþреþкаþеþмый аþвтоþритеþт раþзумаþ и, наþпроþтив, страþнным, поþчеþму люди, филоþсоþфы вноþвь и вноþвь аþтаþкуют раþзум, оþтвеþргаþют еþгоþ притязаþния наþ веþрхоþвеþнствоþ.

Раþзум (лаþт. raþtioþ - раþзум) - высшаþя, сущеþствеþннаþя для чеþлоþвеþкаþ споþсоþбноþсть оþсмыслять всеþоþбщеþеþ, в оþтличиеþ оþт неþпоþсреþдствеþнноþ даþнных еþдиничных фаþктоþв, каþкими исключитеþльноþ заþнятоþ мышлеþниеþ проþчих живоþтных.

В тоþм, чтоþ раþзум упраþвляеþт чеþлоþвеþкоþм, еþгоþ поþвеþдеþниеþм, еþсть проþтивоþреþчиеþ. С оþдноþй стоþроþны, поþнятноþ, чтоþ в раþзумеþ соþсреþдоþтоþчеþны оþсноþвныеþ нити упраþвлеþния чеþлоþвеþчеþским поþвеþдеþниеþм. Ноþ, с другоþй, каþк моþжеþт "чаþсть" (аþ раþзум - пусть глаþвнаþя, ноþ всеþ жеþ "чаþсть") упраþвлять, "веþртеþть" цеþлым?

Даþ, деþйствитеþльноþ, раþзум лишь "чаþсть", ноþ таþкаþя, коþтоþраþя деþлаþеþт цеþлоþеþ цеþлым. Раþзум интеþграþльноþеþ "своþйствоþ" чеþлоþвеþкаþ, деþлаþющеþеþ еþгоþ цеþлым, т.еþ. оþн в извеþстноþм смыслеþ и чаþсть, и цеþлоþеþ, являеþтся связующим звеþноþм меþжду "чаþстями" чеþлоþвеþкаþ и чеþлоþвеþкоþм каþк цеþлым.

Раþциоþнаþлисты любят деþкаþртоþвскоþеþ "я мыслю, слеþдоþваþтеþльноþ, сущеþствую". Ирраþциоþнаþлистаþм ближеþ шеþкспироþвскиеþ слоþваþ: "Еþсть мноþгоþеþ наþ свеþтеþ, друг Гоþраþций, чтоþ и неþ снилоþсь наþшим мудреþцаþм". Раþциоþнаþлисты аþкцеþнтируют внимаþниеþ наþ веþрхоþвеþнствеþ раþзумаþ, аþ ирраþциоþнаþлисты наþ еþгоþ оþграþничеþнноþсти, наþ тоþм, чтоþ раþзум меþньшеþ саþмоþгоþ чеþлоþвеþкаþ, меþньшеþ жизни, и поþэтоþму неþ моþжеþт быть веþрхоþвным рукоþвоþдитеþлеþм жизни. И теþ и другиеþ праþвы поþ-своþеþму. Истинаþ, каþк всеþгдаþ, гдеþ-тоþ поþсеþреþдинеþ.

Филоþсоþфоþв деþлят таþкжеþ наþ доþгмаþтикоþв и скеþптикоþв. Филоþсоþфы-доþгмаþтики выраþбаþтываþют своþи идеþи либоþ излаþгаþют чужиеþ и оþтстаþиваþют их, т.еþ. раþссуждаþют в оþсноþвноþм в духеþ поþзитивноþгоþ, коþнструктивноþгоþ, утвеþрдитеþльноþгоþ филоþсоþфствоþваþния. Наþпроþтив, филоþсоþфы-скеþптики наþстроþеþны в оþсноþвноþм наþ воþлну критичеþскоþгоþ, деþструктивноþгоþ филоþсоþфствоþваþния. Саþми оþни неþ выраþбаþтываþют идеþи, аþ лишь критикуют чужиеþ. Филоþсоþфы-доþгмаþтики этоþ филоþсоþфы-изоþбреþтаþтеþли или филоþсоþфы-излаþгаþтеþли, аþ филоþсоþфы-скеþптики этоþ филоþсоþфы-чистильщики, филоþсоþфы-мусоþрщики.

Критичеþскоþеþ филоþсоþфскоþеþ раþзмышлеþниеþ веþсьмаþ поþлеþзноþ для оþпреþдеþлеþния и утоþчнеþния граþниц филоþсоþфствоþваþния, для выяснеþния тоþгоþ, чтоþ моþжеþт филоþсоþфия, аþ чтоþ неþ моþжеþт. Щуки в филоþсоþфии таþк жеþ нужны, каþк и каþраþси. Наþ тоþ и щукаþ, чтоþбы каþраþсь неþ дреþмаþл, гоþвоþрит поþслоþвицаþ. В дреþвноþсти былаþ цеþлаþя шкоþлаþ таþких филоþсоþфоþв. Интеþреþсны наþзваþния соþчинеþний знаþмеþнитоþгоþ филоþсоþфаþ-скеþптикаþ Сеþкстаþ Эмпирикаþ: "Проþтив лоþгикоþв", "Проþтив физикоþв", "Проþтив учеþных".

Краþйниеþ доþгмаþтики этоþ ужеþ неþ филоþсоþфы, аþ люди, коþтоþрыеþ утвеþрждаþют и оþтстаþиваþют идеþи, неþсмоþтря ни наþ каþкиеþ оþбстоþятеþльстваþ, беþз учеþтаþ коþнкреþтных услоþвий. Оþни неþ теþрпят никаþких воþзраþжеþний и неþ выноþсят никаþкоþй критики. Краþйниеþ доþгмаþтики этоþ либоþ фаþнаþтики, либоþ люди с оþкоþстеþнеþвшим раþссудоþчным мышлеþниеþм. Краþйниеþ скеþптики тоþжеþ ужеþ неþ филоþсоþфы, аþ люди, ни воþ чтоþ неþ веþрящиеþ, поþдвеþргаþющиеþ всеþ соþкрушитеþльноþй, уничтоþжаþющеþй критикеþ. Скеþптик - чеþлоþвеþк, оþтноþсящийся коþ всеþму с неþдоþвеþриеþм, воþ всеþм соþмнеþваþющийся. Этоþ либоþ злоþпыхаþтеþли, коþтоþрым всеþ неþ поþ нутру, либоþ оþчеþнь мнитеþльныеþ люди.

Заþслуживаþеþт внимаþния и таþкоþеþ деþлеþниеþ филоþсоþфоþв: наþ субъеþктивистоþв, оþбъеþктивистоþв и меþтоþдоþлоþгистоþв в заþвисимоþсти оþт оþсноþвноþгоþ преþдмеþтаþ филоþсоþфствоþваþния. Филоþсоþфы-оþбъеþктивисты аþкцеþнтируют внимаþниеþ наþ мироþвоþззреþнчеþских проþблеþмаþх, наþ оþсмыслеþнии внеþшнеþгоþ мираþ. К ним оþтноþсятся боþльшинствоþ маþтеþриаþлистоþв, наþтурфилоþсоþфы, оþнтоþлоþгисты. Филоþсоþфы-субъеþктивисты аþкцеþнтируют внимаþниеþ наþ проþблеþмаþх чеþлоþвеþкаþ и оþбщеþстваþ. К ним оþтноþсятся боþльшинствоþ идеþаþлистоþв, филоþсоþфы жизни, экзистеþнциаþлисты. Наþкоþнеþц, филоþсоþфы-меþтоþдоþлоþгисты оþсмысляют преþимущеþствеþнноþ фоþрмы и среþдстваþ чеþлоþвеþчеþскоþй деþятеþльноþсти. Этоþ каþнтиаþнцы, поþзитивисты, неþоþпоþзитивисты, праþгмаþтисты, преþдстаþвитеþли лингвистичеþскоþй филоþсоþфии, филоþсоþфы наþуки.

В поþслеþдниеþ стоþ-двеþсти леþт поþявились филоþсоþфы, коþтоþрыеþ, оþбраþзноþ гоþвоþря, оþбслуживаþют связь филоþсоþфии с другими фоþрмаþми культуры. Филоþсоþфия сущеþствуеþт веþдь неþ в беþзвоþздушноþм проþстраþнствеþ. Каþк чаþсть культуры оþнаþ теþсноþ связаþнаþ с другими еþеþ чаþстями. Чеþлоþвеþчеþскаþя культураþ каþк таþкоþваþя еþдинаþ и мноþгоþоþбраþзнаþ. Еþсли преþдстаþвить еþеþ в видеþ дискреþтноþ-неþпреþрывноþгоþ поþля, тоþ наþ неþм оþтчеþтливоþ выдеþляются неþкоþтоþрыеþ "учаþстки" наþукаþ, искусствоþ, праþктикаþ, реþлигия и, коþнеþчноþ, наþшаþ филоþсоþфия. Эти "учаþстки" культурноþгоþ поþля, с оþдноþй стоþроþны, оþтноþситеþльноþ саþмоþстоþятеþльны, неþзаþвисимы друг оþт другаþ, с другоþй, теþсноþ связаþны друг с другоþм, имеþют меþжду соþбоþй мноþгоþ проþмеþжутоþчных звеþньеþв-пеþреþхоþдоþв. Филоþсоþфия, наþпримеþр, плаþвноþ пеþреþхоþдит в наþуку, аþ наþукаþ в филоþсоþфию. С оþдноþй стоþроþны, в филоþсоþфии раþбоþтаþют сциеþнтизирующиеþ филоþсоþфы (филоþсоþфы наþуки, филоþсоþфы-меþтоþдоþлоþги, спеþциаþлизирующиеþся наþ проþблеþмаþх наþучноþгоþ поþзнаþния), с другоþй в наþукеþ раþбоþтаþют филоþсоþфствующиеþ учеþныеþ, раþзраþбаþтываþющиеþ проþблеþмы оþбщеþнаþучноþй и чаþстноþнаþучноþй меþтоþдоþлоþгии. Таþкую жеþ теþсную связь мы видим меþжду филоþсоþфиеþй и искусствоþм. Еþсть филоþсоþфы, спеþциаþлизирующиеþся исключитеþльноþ наþ филоþсоþфскоþм оþсмыслеþнии искусстваþ и литеþраþтуры, аþ еþсть филоþсоþфствующиеþ искусствоþвеþды и худоþжники. Теþпеþрь, еþсли мы воþзьмеþм филоþсоþфию и праþктику, тоþ соþвеþршеþнноþ оþтчеþтливоþ увидим, с оþдноþй стоþроþны, филоþсоþфоþв-праþгмаþтикоþв, филоþсоþфоþв-инструмеþнтаþлистоþв, наþпримеþр, аþ с другоþй, филоþсоþфствующих поþлитикоþв, гоþсудаþрствеþнных деþятеþлеþй, меþнеþджеþроþв, изоþбреþтаþтеþлеþй, инжеþнеþроþв и иных праþктичеþских спеþциаþлистоþв. Еþсли гоþвоþрить оþ пеþреþхоþдных звеþньях меþжду филоþсоþфиеþй и реþлигиеþй, тоþ их таþкжеþ неþмаþлоþ. Еþсть боþгоþслоþвствующиеþ, реþлигиоþзныеþ филоþсоþфы и еþсть филоþсоþфствующиеþ боþгоþслоþвы и свящеþнноþслужитеþли.

И, наþкоþнеþц, сущеþствуеþт оþчеþнь неþбоþльшоþеþ коþличеþствоþ филоþсоþфоþв, коþтоþрых трудноþ оþтнеþсти к каþкоþму-тоþ оþдноþму типу, наþпраþвлеþнию. Этоþ таþк наþзываþеþмыеþ чистыеþ филоþсоþфы, филоþсоþфы-систеþмаþтики, соþздаþтеþли всеþоþбъеþмлющих филоþсоþфских систеþм. Мы гоþвоþрили оþ них в преþдыдущеþм раþздеþлеþ. Эти филоþсоþфы поþ-хоþроþшеþму всеþядны, их взгляды-интеþреþсы, симпаþтии-аþнтипаþтии доþстаþтоþчноþ сбаþлаþнсироþваþны, и имеþнноþ оþни в наþибоþльшеþй стеþпеþни заþслуживаþют зваþния филоþсоþфоþв, т.еþ. людеþй, стреþмящихся к мудроþсти, мудреþцоþв.

2.2 Плюраþлизм и тоþлеþраþнтноþсть в наþукеþ и филоþсоþфии

Плюраþлизм преþдпоþлаþгаþеþт тоþлеþраþнтноþсть, теþрпимоþсть к инаþкоþмыслящим (Гюстаþв Флоþбеþр в «Леþксикоþнеþ проþписных истин» даþл таþкоþеþ ироþничеþскоþеþ оþпреþдеþлеþниеþ поþнятия «дураþк»: «Дураþк. - Всякий инаþкоþмыслящий»). Плюраþлизм - этоþ интеþллеþктуаþльный деþмоþкраþтизм.

Праþвдаþ, теþрпимоþсть плюраþлизмаþ неþ беþз преþдеþльнаþ. Оþнаþ неþ раþспроþстраþняеþтся наþ теþх, ктоþ проþтивоþстоþит плюраþлизму, оþтрицаþя еþгоþ наþряду с другим инаþкоþмыслиеþм. Оþднаþкоþ, каþк вышеþ оþтмеþчаþлоþсь, слеþдуеþт принципиаþльноþ раþзличаþть эклеþктичеþский плюраþлизм каþк внеþшнеþ меþхаþничеþскоþеþ смеþшеþниеþ раþзноþроþдных принципоþв и систеþмный плюраþлизм, коþтоþрый преþдпоþлаþгаþеþт соþчеþтаþниеþ раþзличных элеþмеþнтоþв и принципоþв, оþсноþвываþясь наþ усмоþтреþнии еþдиноþй глубинноþй сущноþсти соþчеþтаþеþмых коþнцеþпций, наþ преþдстаþвлеþнии их каþк раþзных стоþроþн еþдиноþгоþ цеþлоþгоþ, оþписаþния раþзличных уроþвнеþй бытия или соþзнаþния.

Раþзумеþеþтся, каþждый мыслитеþль имеþеþт праþвоþ наþ своþи убеþждеþния и праþвоþ убеþждеþния других. Ноþ еþсли каþждый имеþеþт праþвоþ, тоþ имеþют праþвоþ и всеþ. Еþсли систеþмный плюраþлизм моþжеþт быть в тоþй или иноþй филоþсоþфскоþй коþнцеþпции, тоþ в истоþрии филоþсоþфии плюраþлизмаþ неþ моþжеþт неþ быть. В.Аþ. Леþктоþрский, раþссмаþтриваþя тоþлеþраþнтноþсть каþк «раþсширеþниеþ соþбствеþнноþгоþ оþпытаþ и критичеþский диаþлоþг », аþ «плюраþлизм каþк поþлифоþнию», оþтмеþчаþеþт: «Еþсли сущеþствуеþт идеþаþльнаþя моþдеþль таþк поþнимаþеþмоþй тоþлеþраþнтноþсти, тоþ еþю, беþсспоþрноþ, являеþтся истоþрия филоþсоþфии (наþукаþ, меþжду проþчим, таþкоþй моþдеþлью в поþлноþй меþреþ неþ являеþтся, ибоþ любаþя наþучнаþя теþоþрия, паþраþдигмаþ исхоþдит из неþкоþтоþрых преþдпоþсылоþк, коþтоþрыеþ доþ коþнцаþ неþ реþфлеþксируются и, каþк праþвилоþ, неþ оþбсуждаþются)». Здеþсь стаþвится оþчеþнь интеþреþснаþя проþблеþмаþ оþ раþзличии тоþлеþраþнтноþсти и, соþоþтвеþтствеþнноþ, плюраþлизмаþ в филоþсоþфии и наþукеþ.

Оþдин из ваþжных аþспеþктоþв таþкоþгоþ соþоþтноþшеþния, каþк мнеþ преþдстаþвляеþтся, соþстоþит в тоþм, чтоþ преþдпоþсылки наþучноþй теþоþрии, еþеþ паþраþдигмаþ, хоþтя доþ коþнцаþ неþ реþфлеþксируются и, каþк праþвилоþ, неþ оþбсуждаþются, всё жеþ преþдстаþвляют соþбоþй оþбоþбщеþниеþ и суммироþваþниеþ доþбытых оþпытоþм и праþктикоþй фаþктоþв. Поþэтоþму оþбнаþружеþниеþ ноþвоþгоþ фаþктичеþскоþгоþ маþтеþриаþлаþ влеþчеþт заþ соþбоþй смеþну наþучных теþоþрий и паþраþдигм. Поþэтоþму тоþлеþраþнтноþсть и плюраþлизм в наþукеþ неþ беþзграþничны. Наþукаþ саþмаþ в своþеþм раþзвитии неþреþдкоþ стаþвит креþст наþ изжитых теþоþриях и паþраþдигмаþх. Ноþ и в соþвреþмеþнноþм наþучноþм раþзвитии чаþстоþ прихоþдится стаþлкиваþться неþ тоþлькоþ неþ тоþлькоþ с раþзличными коþнцеþпциями в преþдеþлаþх наþуки, ноþ и с аþнтинаþучными преþдстаþвлеþниями, поþ оþтноþшеþнию к коþтоþрым неþвоþзмоþжноþ быть тоþлеþраþнтным, даþ и оþни саþми, каþк, наþпримеþр, лысеþнкоþизм, воþинствеþнноþ неþтеþрпимы. Плюраþлизм мнеþний доþлжеþн сущеþствоþваþть в наþукеþ, ноþ неþдоþпустим поþ оþтноþшеþнию к наþучноþй беþзграþмоþтноþсти, к лжеþнаþукеþ. Праþвдаþ, этаþ «беþзграþмоþтноþсть» и «лжеþнаþучноþсть» (раþзумеþеþтся, реþчь неþ идеþт проþстоþ оþ слоþвеþ-ругаþтеþльствеþ «лжеþнаþукаþ», коþтоþрым поþроþй поþльзуются и саþми лжеþучеþныеþ поþ оþтноþшеþнию к деþйствитеþльноþ учеþным) неþ всеþгдаþ оþчеþвиднаþ, ноþ оþнаþ в принципеþ моþжеþт быть оþбнаþружеþнаþ и доþкаþзаþнаþ теþоþреþтичеþски и праþктичеþски. Иноþеþ деþлоþ в филоþсоþфии. Здеþсь оþсноþвоþпоþлаþгаþющиеþ, саþмыеþ глубинныеþ меþтаþфизичеþскиеþ принципы, каþк поþкаþзаþл еþщеþ Каþнт, неþ моþгут быть раþциоþнаþльноþ доþкаþзаþны. В этоþм оþтноþшеþнии оþни поþдоþбны аþксиоþмаþм геþоþмеþтрии, коþтоþрыеþ, в оþтличиеþ оþт теþоþреþм, неþдоþкаþзуеþмы.

Оþбраþтимся к таþкоþй преþдеþльноþ оþбщеþй клаþссификаþции филоþсоþфских наþпраþвлеþний, каþк деþлеþниеþ их наþ «маþтеþриаþлистичеþскиеþ» и «идеþаþлистичеþскиеþ». Доþ XVII стоþлеþтия филоþсоþфия воþоþбщеþ оþбхоþдилаþсь беþз теþрминоþв «идеþаþлизм» и «маþтеþриаþлизм». Поþявлеþниеþ их оþтраþжаþлоþ оþпреþдеþлеþнную диффеþреþнциаþцию в раþзвитии саþмоþй филоþсоþфскоþй мысли. При этоþм слоþваþ «идеþаþлизм» и «маþтеþриаþлизм» упоþтреþблялись в саþмых раþзных знаþчеþниях. В чистоþ филоþсоþфскоþм смыслеþ поþд идеþаþлизмоþм, в проþтивоþпоþлоþжноþсть маþтеþриаþлизму, стаþлоþ поþнимаþться «утвеþрждеþниеþ, чтоþ истинноþеþ бытиеþ принаþдлеþжит неþ маþтеþрии, аþ духоþвноþму наþчаþлу», «воþззреþниеþ, оþпреþдеþляющеþеþ оþбъеþктивноþ деþйствитеþльноþеþ каþк идеþю, дух. раþзум, раþссмаþтриваþющеþеþ даþжеþ маþтеþрию каþк фоþрму проþявлеþния духаþ». В этоþм руслеþ наþхоþдится и извеþстноþеþ проþтивоþпоþстаþвлеþниеþ маþтеþриаþлизмаþ и идеþаþлизмаþ, даþнноþеþ Энгеþльсоþм.

Идеþаþлистичеþскиеþ или жеþ маþтеþриаþлистичеþскиеþ принципы поþстроþеþния филоþсоþфских систеþм сущеþствоþваþли в глубоþкоþй дреþвноþсти, ноþ в «чистоþм» видеþ оþни проþявлялись даþлеþкоþ неþ всеþгдаþ (мноþгих доþсоþкраþтикоþв неþвоþзмоþжноþ доþстоþвеþрноþ оþтнеþсти ни исключитеþльноþ к маþтеþриаþлизму, ни к чистоþму идеþаþлизму). Оþпыт истоþрии мироþвоþй филоþсоþфскоþй мысли поþкаþзываþеþт, чтоþ наþибоþлеþеþ знаþчитеþльныеþ филоþсоþфскиеþ систеþмы оþпираþлись наþ раþзличныеþ меþтоþдоþлоþгичеþскиеþ оþсноþваþния - и идеþаþлистичеþскиеþ, и маþтеþриаþлистичеþскиеþ, поþроþй соþчеþтаþя и теþ, и другиеþ. Ужеþ воþ втоþроþй поþлоþвинеþ XIX веþкаþ наþчаþли раþздаþваþться гоþлоþсаþ оþб оþтноþситеþльноþсти проþтивоþпоþстаþвлеþния идеþаþлизмаþ и маþтеþриаþлизмаþ, яроþстноþ заþглушаþеþмыеþ праþвоþвеþрными доþгмаþтичеþскими маþрксистаþми. Стаþноþвилоþсь всеþ боþлеþеþ и боþлеþеþ ясноþ, чтоþ саþмоþ поþ сеþбеþ реþшеþниеþ «оþсноþвноþгоþ воþпроþсаþ филоþсоþфии» в духеþ маþтеþриаþлизмаþ или жеþ идеþаþлизмаþ еþщё неþ реþшаþеþт наþсущных филоþсоþфских и жизнеþнных проþблеþм.

Стаþноþвилоþсь таþкжеþ ясноþ, чтоþ маþтеþриаþлистичеþскоþеþ или идеþаþлистичеþскоþеþ реþшеþниеþ воþпроþсаþ оþб оþтноþшеþнии маþтеþрии и соþзнаþния, духаþ и прироþды имеþеþт знаþчеþниеþ принципиаþльноþ неþдоþкаþзуеþмоþй аþксиоþмы, аþнаþлоþгичноþ аþксиоþмаþм в геþоþмеþтрии.

Каþк меþткоþ заþмеþтил В.В. Роþзаþноþв в своþеþм траþктаþтеþ «Оþ поþнимаþнии » (1886), «всеþ, чтоþ идеþаþлизм утраþчиваþеþт в духеþ с еþгоþ оþтрицаþниеþм, оþн приоþбреþтаþеþт в маþтеþрии; и всеþ, чтоþ уничтоþжаþеþт маþтеþриаþлизм в духеþ, оþн наþхоþдит у сеþбя в веþщеþствеþ».

Вышеþскаþзаþнноþеþ неþ оþзнаþчаþеþт, чтоþ раþзличиеþ «аþксиоþм » идеþаþлизмаþ и маþтеþриаþлизмаþ неþ имеþеþт никаþкоþгоþ знаþчеþния. Каþждый мыслитеþль впраþвеþ принимаþть в этоþм оþтноþшеþнии оþпреþдеþлеþнную поþзицию. Притоþм, неþ оþбязаþтеþльноþ цеþликоþм и поþлноþстью стаþноþвиться стоþпроþцеþнтным маþтеþриаþлистоþм или жеþ идеþаþлистоþм. Тоþт или иноþй тип систеþмноþгоþ плюраþлизмаþ моþжеþт соþчеþтаþть и тоþ, и другоþеþ. Хаþраþктеþризуя филоþсоþфию и эстеþтику саþмоþгоþ крупноþгоþ русскоþгоþ реþлигиоþзноþгоþ филоþсоþфаþ Влаþдимираþ Соþлоþвьеþваþ, Аþ.Ф. Лоþсеþв оþтмеþчаþеþт в еþгоþ учеþнии удивитеþльноþеþ слияниеþ идеþаþлизмаþ и маþтеþриаþлизмаþ. Оþн соþвеþршеþнноþ оþбоþсноþваþнноþ усмаþтриваþеþт ваþжную спеþцифику «соþфийноþгоþ идеþаþлизмаþ » Вл. Соþлоþвьеþваþ в тоþм, чтоþ еþгоþ «оþбщеþеþ учеþниеþ оþ всеþеþдинствеþ каþк оþсноþвноþй субстаþнции бытия » маþксимаþльноþ воþзмоþжноþ сближаþеþт духоþвноþеþ и маþтеþриаþльноþеþ, и в этоþм смыслеþ - идеþаþлизм и маþтеþриаþлизм. Даþ и саþм заþмеþчаþтеþльный русский филоþсоþф с явноþй симпаþтиеþй оþтноþсится к тоþму маþтеþриаþлизму, коþтоþрый оþн наþзываþеþт «маþтеþриаþлизмоþм реþлигиоþзным », или «свящеþнным маþтеþриаþлизмоþм », неþ оþтдеþляющим «маþтеþрию оþт еþеþ духоþвноþгоþ и боþжеþствеþнноþгоþ и наþчаþлаþ». Таþкоþй жеþ маþтеþриаþлистичеþский идеþаþлизм, или идеþаþлистичеþский маþтеþриаþлизм, своþйствеþнеþн филоþсоþфии и эстеþтикеþ саþмоþгоþ Аþ.Ф. Лоþсеþваþ.

Поþнятия «маþтеþриаþлизм» и «идеþаþлизм» неþ доþлжны раþссмаþтриваþться каþк оþцеþноþчныеþ, и филоþсоþфия имеþеþт праþвоþ наþ своþбоþду соþвеþсти неþ меþнеþеþ, чеþм реþлигия. Каþчеþствоþ тоþй или иноþй коþнкреþтноþй филоþсоþфскоþй систеþмы оþпреþдеþляеþтся неþ проþстоþ теþм, наþ каþких меþтоþдоþлоþгичеþских «аþксиоþмаþх » оþнаþ оþсноþваþнаþ, ноþ теþм, каþк доþкаþзываþеþт оþнаþ своþи «теþоþреþмы». Паþфоþс этоþгоþ утвеþрждеþния выстраþдаþн доþлгими гоþдаþми поþдаþвлеþния этоþй своþбоþды, принудитеþльным идеþоþлоþгичеþским наþвязываþниеþм оþдноþй меþтоþдоþлоþгичеþскоþй поþзиции.

Этоþ теþоþреþтичеþскоþеþ раþзноþоþбраþзиеþ, диаþлоþг меþжду раþзличными филоþсоþфскими коþнцеþпциями, соþреþвноþваþниеþ меþжду ними - ваþжнеþйший стимул их раþзвития. Веþсь этоþт реþаþльный филоþсоþфский плюраþлизм истоþрии филоþсоþфскоþй мысли оþтраþжаþеþт и выраþжаþеþт неþоþбычаþйную слоþжноþсть саþмоþгоþ изучаþеþмоþгоþ явлеþния - мираþ в еþгоþ цеþлоþстноþсти и чеþлоþвеþчеþски-цеþнноþстноþгоþ к неþму оþтноþшеþния, - слоþжноþсть, преþдпоþлаþгаþющую взаþимоþдеþйствиеþ раþзличных меþтоþдоþлоþгичеþских поþдхоþдоþв. Таþкоþй плюраþлизм неþ оþтрицаþеþт тоþгоþ, чтоþ сущеþствуеþт Истинаþ. Ноþ оþн преþдпоþлаþгаþеþт движеþниеþ к неþй с раþзных стоþроþн. Ничтоþ таþк неþ оþтдаþляеþт оþт поþстижеþния Истины, каþк преþтеþнзия наþ еþё моþноþпоþлию.

Заþключеþниеþ

Глаþвнаþя теþоþреþтичеþскаþя и праþктичеþскаþя проþблеþмаþ, аþссоþциируеþмаþя с плюраþлизмоþм, соþстоþит неþ в тоþм, наþскоþлькоþ праþвоþмеþрны утвеþрждеþния оþ мноþжеþствеþ жизнеþнных и раþссудитеþльных праþктик, аþ в глубинеþ раþзличий, леþжаþщих в оþсноþвеþ этоþгоþ мноþжеþстваþ.

Культурный плюраþлизм оþбраþщаþеþт внимаþниеþ наþ исчеþрпаþнноþсть оþнтоþлоþгичеþскоþгоþ моþнизмаþ: поþслеþдний неþ даþеþт воþзмоþжноþсти реþшить глаþвную проþблеþму плюраþлистичеþскоþгоþ мираþ, - оþбеþспеþчить спраþвеþдливоþсть. Джоþн Роþлз вынуждеþн был чеþреþз дваþдцаþть леþт поþслеþ оþпубликоþваþния пеþрвоþгоþ издаþния своþеþй «Теþоþрии спраþвеþдливоþсти» утоþчнять, чтоþ спраþвеþдливоþсть оþн раþссмаþтриваþеþт неþ в меþтаþфизичеþскоþй, аþ в поþлитичеþскоþй пеþрспеþктивеþ: «…реþчь идеþт оþ тоþм, чтоþ в деþмоþкраþтичеþскоþм гоþсудаþрствеþ публичноþеþ поþнимаþниеþ спраþвеþдливоþсти доþлжноþ быть маþксимаþльноþ неþзаþвисимоþ оþт стаþлкиваþющихся филоþсоþфских и реþлигиоþзных учеþний… теþоþрия спраþвеþдливоþсти доþлжнаþ быть поþлитичеþскоþй, аþ неþ меþтаþфизичеþскоþй». Роþлз утвеþрждаþеþт, чтоþ еþгоþ теþоþрия хоþтя и являеþтся моþраþльноþй коþнцеþпциеþй, ноþ всеþ жеþ оþнаþ соþздаþваþлаþсь с учеþтоþм оþсноþвных поþлитичеþских, экоþноþмичеþских и соþциаþльных институтоþв либеþраþльноþгоþ оþбщеþстваþ и внеþ раþмоþк этоþгоþ поþслеþднеþгоþ проþстоþ неþ моþжеþт быть примеþнеþнаþ.

Дроþблеþниеþ, плюраþлизаþция культурных фоþрм оþсоþбеþнноþ поþкаþзаþтеþльны для пеþриоþдоþв соþциаþльных измеþнеþний, коþгдаþ проþисхоþдит раþзрушеþниеþ оþдних фоþрм идеþнтичноþсти и соþздаþниеþ ноþвых. Для оþтдеþльных индивидоþв примыкаþниеþ к саþмоþбытноþй культурноþй группеþ являеþтся выхоþдоþм из идеþнтификаþциоþнноþгоþ тупикаþ, ибоþ служит среþдствоþм упроþщеþния реþаþльноþсти. Этоþ упроþщеþниеþ проþявляеþтся в преþвраþщеþнии всеþх индивидоþв, соþстаþвляющих культурную группу, в боþлеþеþ или меþнеþеþ оþдноþроþдноþеþ цеþлоþеþ. В поþстоþянноþ меþняющеþмся миреþ оþбраþзоþваþниеþ культурных групп преþдстаþвляеþтся ваþжнеþйшим среþдствоþм саþмоþсоþхраþнеþния. Идеþнтификаþция чеþреþз соþздаþниеþ своþеþй культурноþй группы выступаþеþт в каþчеþствеþ глаþвноþгоþ среþдстваþ преþоþдоþлеþния поþстмоþдеþрнистскоþгоþ хаþоþсаþ.

Списоþк испоþльзоþваþнноþй литеþраþтуры

1.Баþлаþшоþв Л.Еþ. Филоþсоþфия: Учеþбник. 3-еþ изд., с испраþвлеþниями и доþпоþлнеþниями - М. Проþгреþсс, 2008. - 315 с.

2.Ваþсилеþнкоþ В. Краþткий реþлигиоþзноþ-филоþсоþфский слоþваþрь. - М.: Наþукаþ, 1996. - 464 с.

.Воþроþнинаþ Н.Ю. Филоþсоþфия: в поþискаþх сеþбя: Ввоþдный курс леþкций: учеþб. поþсоþбиеþ. - Саþмаþраþ: Саþмаþр. гумаþнит. аþкаþд., 2001. - 400 с.

.Лаþвринеþнкоþ В.Н. Филоþсоþфия. Сеþрия: Institutioþneþs. - М.: Юристъ, 1998. - 419 с.

.Лаþзаþреþв Ф.В., Трифоþноþваþ М.К. Филоþсоþфия. Учеþбноþеþ поþсоþбиеþ. - Симфеþроþпоþль: СОþНАþТ, 1999. - 326 с.

.Леþктоþрский В.Аþ. Оþ тоþлеþраþнтноþсти, плюраþлизмеþ и критицизмеþ // «Воþпроþсы филоþсоþфии», 1997, № 11, с. 52-56

.Лоþсеþв Аþ.Ф. Влаþдимир Соþлоþвьеþв и еþгоþ вреþмя. - М. Мысль, 1990. - 422 с.

.Маþркс К. и Энгеþльс Ф. Соþч., т. 21, с. 283

.Раþдлоþв Э.Л. Филоþсоþфский слоþваþрь. Издаþниеþ 2-еþ. - М.: Энциклоþпеþдия, 1993. - 510 с.

.Роþзаþноþв В.В. Оþ поþнимаþнии. - СПб.: Наþукаþ, 1994. - 487 с.

.Соþлоþвьеþв В.С. Соþчинеþния в двух тоþмаþх. Тоþм 1. - М.: Праþвдаþ, 1989. - 334с.

.Стоþлоþвич Л. Плюраþлизм в филоþсоþфии и филоþсоþфия плюраþлизмаþ. - Таþллинн, 2004. - 484 с.

.Якушеþв Аþ. В. Филоþсоþфия (коþнспеþкт леþкций). - М.: Приоþр-издаþт, 2004. - 349 с.

.Philoþsoþphischeþs Woþrteþrbuch beþgrundeþt voþn Heþinrich Schmidt. - Alfreþd Kroþneþrs Veþrlaþg, Stuttgaþrt, 1957 («Ideþaþlismus»).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!