Учение о человеке

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учение о человеке

1. Был ли И. Кант агностиком. Если он им был, то в чем выражается агностицизм И. Канта

В начале философского пути И. Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций. Кант пытается показать процесс возникновения и развития солнечной системы. Он ставит много опытов, много времени и сил тратит на поиски ответов на возникшие вопросы. Однако он обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Он столкнулся с неразрешимыми проблемами и несоответствиями, изучая устройство вселенной. Такое положение вещей натолкнуло его на мысль, что человеческое восприятие мира через органы чувств могут не отражать настоящей реальности. Таким образом человек не может познать истину. Органы нашего тела могут давать субъективную информацию. Человеческий разум ограничен, а мир непознаваем, так как его познание основано на восприятии, ощущениях. Восприятие также основывается на прошлом опыте. Он также у всех разный и выводы могут быть разными. Вещи и явления, по его мнению, существуют только в нашем рассудке. Они вообще могут быть всего лишь внешним проявлением чего-то другого. Человек понимает предмет или явление только как объект чувственной интуицией.

Однако можно отметить, что он не отрицает действительность, но заключает ее в скобки, как непознаваемую. Действительность - это лишь то, что мы о ней знаем.

Также И. Кант столкнулся с метаморфозами в рассуждениях о боге, душе и космосе. Он обнаружил одинаково обоснованные и в то же время противоположные теории. Например, что мир бесконечен и что он конечен. Это привело его к мысли, что такие вопросы недоступны научному познанию. И. Кант скептически стал относиться к любой информации. Агностика же и отличают скептические взгляды на мир. Таким образом, можно сказать, что И. Кант начал относиться к агностикам.

Может быть, к тому времени огромное количество версий относительно устройства мира и его явлений не были достаточно логически обоснованы. Недостаточно была развита наука. Эти факторы и посеяли скептицизм в головах некоторых философов того времени.

Лично я считаю, что у такого философского течения также есть свои противоречия. Если мир непознаваем, как утверждал И. Кант, то из этого выходит, что о нем нельзя делать никаких утверждений. Мы даже не можем мыслить о действительности, что она не поддается осмыслению. Получается своеобразный замкнутый круг.

2. В чем особенности учения о человеке Г. Маркузе

Учение Герберта Маркузе содержит критику общества потребления и обсуждение вероятности выхода из такого общественного устройства.

Невозможно отрицать, что развитие техники, которое постоянно увеличивает потребности человека и создаёт средства для их удовлетворения - важная и необходимая задача, выполнение которой свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Но следует иметь в виду, что решение таких задач - не цель общественного прогресса, а условие и средство. Но в обществе, современном Маркузе, потребление превратилось в самоцель - сам процесс покупки стал «принудительным», навязанным рекламой и модой и практически потерял связь с пользой или удовольствием от приобретённой вещи (что остаётся, кажется, справедливым и в настоящее время). Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель - вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает всё, даже живая радость от самой покупки.

Получается человек превращается в раба перед собственными же потребностями, ведь его потребности на самом деле не рождены его сознанием, они выбраны человеку за него самого.

Современное общество, по Г. Маркузе, формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направлении. Общество называется свободным (имеется в виду либеральное общество), в то время как на самом деле в обществе царит завуалированный неототалитаризм - общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.

Маркузе, как мне кажется, вскользь, но очень точно формулирует истинные потребности, как очевидно необходимые (еда, одежда, дом) и те, которые соответствуют культурному уровню индивида.

Маркузе утверждает, что для спасения ситуации человек должен совершить «Великий отказ» изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. Этим он сделает свою жизнь счастливее и свободнее.

3. В чем особенности объекта, предмета и основных проблем философии

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это различные понятия. Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д.

В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Основные проблемы философии:

Для исследования в философии можно найти проблему на любой вкус, которая потребует много времени, а возможно и всю жизнь, на своё разрешение, но останется открытой.

Например, назову лишь примерный круг проблем философии кратко, в него входят такие известные:

Проблема сознания едва ли не самая актуальная в последние десятилетия, отвлекаясь от функционального, заведомо ограниченного - читай неверного, понимания сознания можно забыть о большинстве достижений на этом поприще за последние пол века, так как они носят практический смысл относимый к искусственному интеллекту (сознанию). Вынесение проблемы в универсальные масштабы подчёркивается способностью сознания проявлять себя как в самом себе, так и в вне;

Проблема времени - проста в выражении, но архи сложна в решении: время величина субъективная и относительная, или объективная и фундаментальная? На мой взгляд, время это чисто субъективная величина измерения протяжённости процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Безусловно, о каждом вопросе требующем пристального детального рассмотрения я расскажу отдельно;

Проблема истины порождается вопросами что ложно, а что, напротив, истинно и ведёт исследователя к упомянутой ранее проблеме познания;

Проблема предмета и метода в философии заключается в разных подходах к решению вопросов и противоположных взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные мнения;

Проблема смысла жизни, хотя как посмотреть, на мой взгляд, проблемы нет, и жизнь не имеет смысла вообще;

Проблема личности в её формировании, образовании, которое не стоит путать с обучением. Критерии личности спекулятивны, что ведёт к искусственной стратификации и порождает ряд уже социально-политических неприятностей. Первое и последнее никак нельзя назвать успехами;

Проблема смерти - есть ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум есть продукт организма, который смертен, то да - смерть есть. С других точек эти теории сомнительны или неверны - вопрос актуален;

Проблема общества в философии схожа с личностной, только здесь рассматриваются группы и их внутренние связи; коллектив совсем не одно и тоже что толпа, а социум не синоним общества;

Проблема свободы - знакома любому, но с сложного и эффективного рассмотрения её у обывателя может наступить паника, так как за видимой простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешнем, так и внутреннем;

Проблема веры и разума - это не о религиозной вере идёт речь, а о том, что и насколько разум знает, действительно знает, а не принимает на веру, проблемные критерии и аспекты знания, соотношение веры и разума;

Проблема идеального в философии - порождается наличием взглядов пришедших из естествознания, где нередко сама теория идеи и идеального отвергается;

Здесь даже проблема самого происхождения или возникновения философии.

Легко отметить разнообразие и важность, едва ли не извечную актуальность перечисленного списка, а это далеко не всё. На эти проблемы философии были предложены решения и, зачастую, не одно на каждую, но дискуссия остаётся и она актуальна. Возможно, есть главная проблема философии? И да, и нет; в наиболее крупном типе объектов науки главной проблемой может быть назван и человек, то есть разумное существо, и мир, и их связи, читай любой из основных объектов философии. Последнее справедливо к произвольной проблеме; так, если назвать главным человека, то он без мира не так интересен, отдельно мир теряет целесообразность для разумного существа, которому мир безынтересен без самого исследователя. Тогда возможно главная проблема философии это связь разумного существа и мира? Вероятно, вопрос дискуссионный.

гегель маркузе идея учение

4. Объясните, как вы понимаете идею Гегеля о том, что человеческая история есть становление абсолютного духа

Существует некий абсолютный мировой дух. Это положение, по Гегелю, не требует доказательств - оно существует как данность. Абсолютный дух постоянно познает себя. Гегель считает, что процесс познания абсолютным духом самого себя и является историей мира и человечества.

Абсолютный Разум стремиться быть или что то же самое быть совершенным (поэтому он и абсолютный). Но совершенство ещё не случившийся факт, Дух/Разум только стремиться к совершенству и потому здесь и сейчас он несовершенный.

Весь процесс становления абсолютного духа можно разделить на три крупных этапа: 1. Абсолютный дух познает природу как то, что ему противостоит (ведь природа материальна, а дух бесплотен и нематериален).

2. На следующей ступени он познает общественное бытие (семья, гражданское общество, государство).

3. И, наконец, абсолютный дух познает собственное бытие (религия, искусство, философия). После чего наступает завершение познания и, таким образом, истории.

Но пока история человечества не заканчивается, не закончится и становление абсолютного духа. Его становление, познание вследствие мира и стремление к совершенству идет параллельно развитию, самопознанию и стремлению к совершенству общества. Пока живы люди этот процесс будет идти и может не заканчиваться.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!