Средневековая логика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековая логика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Южный Федеральный Университет»

Институт философии и социально-политических наук







Реферат на тему: «Средневековая логика»

Выполнила студентка 1 курса, группы 1.5

Института философии и социально-политических наук

Специальности: Социальная работа

Чумаченко Виктория

Проверил преподаватель кафедры социальных технологий

Агапов Евгений Петрович



г. Ростов-на-Дону

г

Содержание

Введение

Логика Аристотеля

Номиналисты и реалисты

Учения арабских философов

Учения европейских философов

Литература

Введение

Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. В основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ выделяющих и исключающих суждений. Основными направлениями, рассматривающими вопросы логики, были направление реалистов и номиналистов. Реалисты считали, что общие понятия существуют независимо от единичных вещей. Номиналисты стояли на противоположных позициях и считали, что общие понятия лишь именуют единичные вещи, которые являются реальными. Следует отметить, что оба эти подхода неверны.

Наиболее известными учеными, работавшими над вопросами логики в Средиземноморье, являются Вильям Оккам, Дунс Скотт, Раймунд Луллий, Жан Буридан, Альберт Саксонский. В их трудах тщательно исследовались различия между фактической и логической истинностью, подчеркивался формальный характер логики, предметом анализа которой служат не эмпирические, а абстрактные объекты. Следует особо выделить Вильяма Оккама, который известен благодаря тому, что создал логическое орудие под названием «лезвие Оккама».

Проводником между античной и арабоязычной логикой послужила наука, разрабатываемая в Сирии. Вопросами логики в арабском мире занимались такие ученые, как аль-Фараби, которого считают основателем сирийской логики, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроес).

Самой известной и используемой работой по логике является трактат «Summulae logicales», содержащий ряд новых идей в области логики высказываний. Эта работа принадлежит перу Петра Испанского.

Логика Аристотеля

Средневековая логика, как и философия в целом, была поставлена на службу религии. Главное ее задание заключалось в обосновании догматов религии, доведении существования Бога, объяснении вопросов сотворения мира и бессмертия человеческой души и тому подобное. С этой целью обращались к аристотелевскому учению. Логика Аристотеля - это органическая часть его системно - рационализаторского, философского мировоззрения. Она помогает понять многое из его философии, даже его теологию. Изучая его логические произведения можно сказать, что Бог Аристотеля - это идеальный логики. Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

Благодаря философии Аристотеля многие науки получили свое логическое переосмысление. Возможно, что создание подобной науки - этот был первый шаг в попытке конкретизации мира, желание сделать его более логическим, более рациональным и упорядоченным, а следовательно и более понятным.

Одним из первых теологов, кто пытался поставить логику Аристотеля на службу богословия, был византийский богослов и философ И. Дамаскин (около 675 - около 753), который в сочинении "Источник знания" кратко изложил логику Аристотеля. В труде "Диалектика" византийский ученый раскрывает десять аристотелевских категорий, рассматривает суждение и категорический силлогизм. И. Дамаскин разработал четыре метода логики:

) разделение родов на виды;

) определение через род и видовое отличие;

) разделение сложного на простые элементы;

) связь двух мыслей посредством среднего термина.

«Превратив логику Аристотеля в мертвую, бесплодную науку, средневековые схоласты поддали ее учение утонченной обработке», - сказал Петр Испанский.

Номиналисты и реалисты

Многие исследователи логики считают, что логическая мысль раннего европейского Средневековья, усваивавшего наследие античности сквозь призму христианского миропонимания, в творческом отношении значительно уступала эллипо-римской. Большое место в логике Средневековья занимали схоластические дискуссии о природе универсалий (общих понятий). Возникали споры между номиналистами и реалистами.

Реалисты (от лат. realis - реальный) утверждали, что универсалии существуют реально как мысли Бога, являющиеся прообразами всей индивидуальной множественности. Такую позицию занимал Эриугена и Анселъм Кентерберийский (1033-1109) - виднейший философ-богослов, известный своим онтологическим доказательством бытия Бога. Отправляясь от иерархичности структуры мира, которая представляет разные ступени совершенства, Ансельм пришел к заключению о существовании Абсолютного Совершенства, которым является Бог. Бытие Бога, таким образом, выводится из понятия Бога как всесовершенной сущности. Позже это доказательство не раз подвергалось критике по тем мотивам, что нельзя из понятия выводить бытие, ведь мыслить в понятиях можно и несуществующее. Но данная концепция согласуется с позицией реализма: высшие понятия существуют до вещей и их превосходят.

Согласно средневековому реализму, общие понятия имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реалисты фактически продолжали линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективной действительности, общего и единичного. Виднейшими представителями реализма были А. Кентерберийс-кий (1033-1109) и Ф. Аквинский (1225-1274). Промежуточное положение между номиналистами и реалистами занимал представитель концептуализма П. Абеляр (1079-1142).

Номиналисты (от лат. потеп - имя), напротив, отрицали существование универсалий, которые, по их мнению, есть лишь имена вещей и в таком виде существуют лишь после вещей. Сторонником крайнего номинализма был Иоанн Росцелин (ок. 1050- ок. 1120). Он доказывал, что реально существуют только единичные вещи, а универсалии - всего лишь звуки, «колебания голоса». Только язык позволяет нам создать слово «человек», в действительности же могут быть Платон, Сократ, Ансельм и другие люди. Анализируя в таком ключе догмат Троицы, Росцелин пришел к неприемлемому для Церкви выводу: не может быть какой-то единой сущности, которая бы объединила в себе три отдельных лица, или ипостаси. Поэтому вполне естественно, что учение Росцелина было объявлено Церковью «ересью тритеизма» (трехбожия).

Реализм и номинализм выступали как в крайних, так и в умеренных формах. Представителем умеренного номинализма, или концептуализма, был Пьер Абеляр (1079 - 1142). В отличие от Росцелина он считал, что универсалии существуют не только после вещей, но и в самих вещах. Общие понятия - не только имена, ибо им соответствует реальное существование сущности в индивидуальных вещах.

Следовательно, понятие «человек» больше, чем только звуковое явление, - это концепт, которому соответствует реальность общечеловеческого, существующего во всех людях. В вопросе об отношении веры и знания Абеляр занимал преимущественно рационалистическую позицию, считая, что вера становится понятнее при помощи доводов разума. В отличие от Августина и Ансельма, следовавших принципу «верую, чтобы понимать», Абеляр, подобно Эриугене, исходил из тезиса «понять, чтобы уверовать». Обоснованию ценности знания он посвятил много страниц своих сочинений.

Учения арабских философов

Как самостоятельная наука логика развивается только в арабских странах, где философия и наука были относительно независимы от религии. Философ и ученый Востока аль-Фараби (870-950) исходил из того, что средствами познания являются науки, которые он подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика, политика). Первенство в системе наук аль-Фараби отдает логике, благодаря которой человек может отличить истинное знание от ложного. Его логика направлена на анализ научного мышления, на исследование гносеологии и грамматики. Аль-Фараби различает в логике две ступени: первая охватывает представления и понятия, вторая - суждения, выводы и доказательства.

Средневековый арабский философ Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Ибн-Сина резко критиковал софистику, отстаивал принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Он считал, что логика устанавливает законы правильного рассуждения, что логические построения и категории должны соответствовать предметам и вещам объективного мира.

В трактате "Логика" Ибн-Сина определил логику как науку о законах и формах мысли, которые извлечены из природы самой мысли и не зависят от ее конкретного содержания.

Логика выступает как наука об истине, которая изучает формы суждения и процесс доказательства. "Логика, - писал он, - есть наука, при помощи которой познаются различные методы перехода от вещей наличных в человеческом уме к вещам, познание о которых он стремится приобрести". По Ибн-Сине, логика наряду с физикой и математикой входит в состав философии. Он считал, что логика анализирует четыре основных предмета: понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Ибн-Сина исследовал связь общего и отдельного, субъекта и предиката в предложении.

В "Логике" Ибн-Сина рассматривает следующие вопросы: о цели логики, об определении и описании, о суждении, содержании суждений и их модальности, контрадикторности суждений и их обратимости, видах суждений, об условных силлогизмах и переменных силлогизмах, краткое разъяснение доказательности наук, о софистических силлогизмах.

Арабский философ и ученый Ибн-Рошд (Аверроэс, 1126-1198) в труде "О возможном разуме" комментирует и излагает основные положения логики Аристотеля. Без глубокого знания логики, утверждал Ибн-Рошд, человек не сможет стать счастливым. Цель логики состоит в том, чтобы научить путям и правилам перехода от данных, полученных в ощущениях, к познанию истины с помощью абстрактного мышления, считал он. Ибн-Рошд большое внимание уделял исследованию модальных суждений и умозаключений.

философ логика аристотель реалист

Учения европейских философов

Французский философ, логик и теолог П. Абеляр считал основным вопросом логики вопрос об универсалиях. Универсалии, согласно П. Абеляру, не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь определенные вещи, однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отдельных свойств вещей. В основе истинного знания лежит чувственное восприятие. Идея существует только в божественном уме, способном в акте созерцания ясно и отчетливо схватывать любое множество.

П. Абеляр резко критиковал концепцию о том, что универсалии существуют до возникновения вещей. Если одна и та же субстанция подходит ко всем формам, то существо становится противоречивым, в таком случае невозможно сказать, что одна субстанция проста, а другая сложна, если в одной субстанции, не может быть ничего иного по сравнению с другой.

П. Абеляр в труде "Диалектика" рассматривает пять разделов этой науки: 1) о частях речи; 2) о категорических предложениях и категорических силлогизмах; 3) о топике; 4) об условных предложениях и условных силлогизмах; 5) о делении и определении.

Логика, по П. Абеляру, - это наука об оценке и различении аргументов по их истинности и ложности. Логику он рассматривает как науку о речи, т. е. о выражении мысли в словах. Физику он рассматривает как предпосылку логики, поскольку физика изучает вещи, а логика - правильное употребление слов. Логику ученый делит на три учения: 1) о словах, не связанных между собой; 2) о предложениях; 3) о силлогизмах. Путь познания в логике должен идти от простейшего и восходить к сложному. Истину, отмечал П. Абеляр, можно достигнуть лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний по спорным вопросам. В трудах"Логика составных частей высказывания", "Логика", "Диалектика" П. Абеляр исследовал роль связки в суждении, анализировал силлогизм, приемы определения и деления объема понятия, разработал ряд проблем модальной логики.

Английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон (около 1214 - около 1292) осуждал схоластику и томизм, слепое преклонение перед авторитетами, призывал к экспериментальному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки, выступал за отделение философии и науки от теологии. Схоластической дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике.

В работах "Большой труд" и "О полезности наук" Р. Бэкон разрабатывает основы логики, грамматики, математики и практической физики. Логику он рассматривал как вспомогательную научную дисциплину наряду с грамматикой и пытался включить ее в учение о методе. Задача логики, по Р. Бэкону, заключается в построении рассуждений, которые направляют практический интеллект к цели любви, мужеству и счастью в будущем. Он считал, что человек познает окружающую действительность "посредством доказательства и посредством опыта. Доказательство дает решение вопроса, но не дает уверенности, пока истинность решения не будет подтверждена опытом".

Истину, полагал Р. Бэкон, можно найти только в сфере опыта, а не в сфере разума. Понимая опыт в самом широком смысле, мыслитель утверждал, что необходим опыт не только чувственных, но и сверхчувственных вещей, не только естественных, но и сверхъестественных. В познании истины, отмечал Р. Бэкон, исследователь встречает многочисленные помехи. К ним можно отнести:

) преклонение перед ложным авторитетом;

) тяготение к старому, привычному;

) гордыню мнимой мудрости.

Английский философ, логик, богослов У. Оккам развивал теорию двойственной истины, проводил идею отделения знания от веры. Он считал, что с помощью мышления нельзя ни познать бога, ни дать неопровержимое доказательство его существования. У. Оккам - решительный представитель средневекового номинализма. По У. Оккаму, реально существуют только единичные вещи, общие понятия (универсалии) - это знаки, термины, имена, обозначающие группы сходных между собой вещей и существующие только в уме. Общее есть не что иное, как единичное понятие, хотя оно и подразумевало бы какое-либо множество.

У. Оккам разделил термины на два класса: категорематические (имена предметов) и синкатегорематические (свойства предметов). У. Оккам рассматривал логику, наряду с риторикой и грамматикой, как подлинно познавательное руководство, управляющее интеллектом в его деятельности, как практическую науку. По его мнению, логика должна заниматься анализом знаков. Помимо принятых в формальной логике двух значений истинности ("истинно" и "ложно") У. Оккам вводит третье значение истинности - "неопределенно". Он описывает характерные черты процесса абстрагирования. Абстракция у него базируется на отношении подобия между восприятиями и понятиями.

Немецкий философ и теолог А. Великий (около 1193-1280) определял логику как созерцательную мудрость, которая учит, как от известного прийти к познанию неизвестного. Логика, по А. Великому, состоит из двух частей: учения о несвязанных элементах, относительно которых возможен лишь вопрос об их сущности, и учения о взаимно связанных мыслях, где рассматриваются различные виды умозаключений.

Философ и логик П. Испанский (около 1210-1277) разрабатывал учение о суждении, силлогизме и ложных умозаключениях, фактически предвосхитил изучение операций логики высказываний. П. Испанский дал названия всем модусам категорического силлогизма.

Вопросы логики рассматривал и средневековый католический теолог Ф. Аквинский в сочинениях "О природе рода", "О модальных суждениях", "О заблуждениях". В теории универсалий он придерживается реализма: общие понятия существуют раньше единичных вещей, но затем выступают в своих вещах в виде сущности и потом снова вне вещей как понятия человеческого ума. Рассматривая теорию универсалий, Ф. Аквинский отмечает три разновидности общего:

) то, которое заключено в вещи или в самой природе, состоящей из единичных предметов;

) то, которое получается с помощью абстракции, и в этом смысле существует после вещи;

) то, которое существует до вещи, предшествует самой вещи.

Много внимания Ф. Аквинский уделил разработке проблем модальной логики, процедуре получения абстракции и определений, теории тождества, предметов и доказательства, анализу умозаключений. Он различает четыре типа умозаключений:

) аподиктическое (силлогистически необходимое);

) диалектическое (вероятностное);

) умозаключение для спора;

) софистическое (ошибочно умышленное или неумышленное). Источником человеческого познания Ф. Аквинский считал чувственное познание. Деятельный интеллект обрабатывает этот материал дальше. Познание сущности возможно с помощью абстракции. По мнению Ф. Аквинского, если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Конечная цель человека заключается в познании, созерцании и любви к Богу.

Французский средневековый философ-мистик, богослов Р. Луллий (около 1235 - около 1315) пытался формализировать логические операции. В своих работах Р. Луллий выступает против аверроистической схоластики и, в частности, против учения о двойственном характере истины. Логику он рассматривал как "великое искусство" распознавать с помощью разума истину и ложь и отделять одну от другой. Большое внимание философ уделял изучению логической сущности вопросительных предложений. Он выделяет девять типовых вопросов: 1) так ли?; 2) что?; 3) почему?; 4) каким образом?; 5) из чего?; 6) как велико?; 7) какого качества?; 8) где?; 9) когда?

Эти вопросы Р. Луллий использовал при классификации понятий. В сочинении "Введение в диалектику" он анализировал суждения и их виды, рассматривал, при каких условиях они могут быть истинными или ложными, исследовал силлогизм и метод индукции, правила следования, логические связки "и" и "или". Основной частью логики он считал учение о доказательстве.

В сочинении "Великое искусство" Р. Луллий пытался посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий вывести все остальные истины и наглядно изобразить их во взаимосвязи, что дает основание считать его предшественником современной логистики. Р. Луллий отрицал учение о двоякой форме истины. Он считал, что существует только одна истина и только один метод ее постижения. Отправным пунктом в познании, по Р. Луллию, должны быть принципы, которые признаются всеми людьми. Он высказал предположение, что существует метод сочетания исходных принципов, понятий, дающий на основе самих сочетаний всегда истинные результаты.

Если этот метод найден и если законы сочетаний известны, то верные результаты должны получиться автоматически, наподобие машины. Р. Луллий сконструировал "логическую машину", состоящую из семи вращающихся вокруг одного центра кругов. На каждом из них были написаны слова, обозначающие понятия (например, знание, истина, человек, количество, качество и т. п.) и логические отношения (например, различие, противоречие, равенство, согласие и т. п.). При вращении этих концентрических кругов получаются всевозможные сочетания понятий.

Идеи Р. Луллия о машинизации процессов умозаключения оказали большое влияние на Г. Лейбница и, в известной мере, на развитие математической (символической) логики вообще.

Видный представитель оппозиционной схоластики, шотландский философ И. Скот считал, что предметом логики являются понятия, порожденные деятельностью разума. Он отделяет логику от теологии. По И. Скоту, логика исследует мыслимое сущее, иными словами, концепты человеческого ума. Философ считает, что логика не является реальной наукой, наукой о словесных выражениях и способах речи, а есть умозрительная наука, так как имеет дело с концептами, чем-то средним между вещами и речами или словами И. Скот исследует абстрактное и конкретное знание, понятия и суждения, которые, по его мнению, являются интегральными частями силлогизма. Серьезное внимание он уделяет анализу умозаключения, с помощью которого исследователь идет от известного к пониманию неизвестного.


Средневековая логика основана на двух принципах - принципе согласования и принципе манифестации (прояснения). К IX в. стало очевидно, что Отцы Церкви противоречат друг другу, противоречит самому себе и Священное Писание. Поэтому средневековые труды представляли собой сумму систематически непротиворечивых мнений по вопросам богословия. Каждое произведение состоит из двух частей, где излагаются противоречащие друг другу точки зрения и производится их систематизация (принцип согласования). Принцип манифестации построен на логическом анализе истинности изложенных мнений. Именно таким образом и происходит прояснение откровений авторитетов.

Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума. Поэтому при помощи разума необходимо проникнуть в истины веры и таким образом приблизить их содержание к человеку. При помощи подобных методов религиозной истине придавалась систематическая форма. При этом исключалась критика святых истин, а использовались только логически выстроенные философские аргументы.

Однако средневековая наука превратила логику в простой инструмент («органон») ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов Священного Писания, в чисто формальный аппарат.

Литература

1.«Средневековая логика». <http://book.e-reading-lib.org/chapter.php/99495/6/Shadrin_-_Logika__konspekt_lekciii.html>

. «Основные этапы развития логики». <http://www.bibliotekar.ru/logika-3/3.htm>

. «Архив знаний». <http://um.vn.ua/logika/logika148.html>

. «Википедия». <https://ru.wikipedia.org/wiki/Номинализм>

. А.А. Ерышев и др. логика: курс лекций. 10.2.Логика Средневековья и эпохи Возраждения. <http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-71.html>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!