Социальная философия Карла Маркса
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
"Кузбасский
государственный технический университет"
Кафедра
философии
Учебная
дисциплина "Философия"
Контрольная
работа
Социальная
философия Карла Маркса
Выполнил:
Ст-нт гр. ГПз-84
А.Н. Васман
Междуреченск
2010
План
Введение
.
Краткая история вопроса
.
Основная часть
.1
Формационный подход в понимании истории
.2
Понятие общественно-экономических формаций
.3
Характеристика пяти общественно-экономических формаций
.4
Базис и надстройка
.5
Понятие производительных сил и производительных отношений
.6
Классовая борьба как движущая сила истории
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Формационный подход исследует общество в статике
и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и
функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но
стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных
благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о
формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В
основе формационной теории лежит представление, согласно которому история
трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для
своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она
впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса,
основанную на материалистическом понимании истории.
Предмет и сфера применения формационной теории -
история как объективный, независимый от сознания и воли людей результат их
деятельности. Формационная теория представляет собой по преимуществу
онтологический анализ истории, т.е. выявление глубинных, сущностных оснований.
1. Краткая история вопроса
Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883),
выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое
место в ряду социологической мысли. О построениях О. Конта, П. Бурдье, Э.
Дюркгейма или Л. Гумилева знает, пожалуй, только узкий круг специалистов.
Отличить высказывания одного мыслителя от другого не в силах даже студенты,
изучающие вузовскую социологию. Но идеи Маркса покорили и продолжают покорять
десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных
общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных
течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и
целых стран. Количество экземпляров его главного сочинения "Капитал"
уступает разве что "Библии". Более полутора десятков стран так
называемого социалистического лагеря (СССР, Польша, Болгария, Вьетнам, Куба и
др.), построившие на марксистских принципах экономику, политику и социальную
структуру общества, продемонстрировали экспериментальную силу теоретических
прозрений Маркса. Неважно, что социализм сегодня побежден капитализмом, всегда
найдутся люди, которые и в далеком будущем будут считать, что идеи Маркса,
верные по существу, были неправильно реализованы на практике и что стоит
попробовать осуществить их еще раз.
2. Основная часть
.1 Формационный подход в понимании истории
Формационный анализ - это разрез истории
"по вертикали". Он раскрывает движение человечества от изначальных,
простых (низших) ступеней или форм к ступеням все более сложным, развитым.
Согласно формационному подходу, представителями
которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии
проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы -
общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая
формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе
производства. Способ производства включает в себя производительные силы и
производственные отношения. К производительным силам относятся средства
производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики.
Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что
обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда
(то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование,
техника, производственные помещения). Производственные отношения - это
отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы
собственности на средства производства.
.2 Понятие общественно-экономических формаций
Одним из первых в истории социологии Маркс
разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это
представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической
формации.
Общественно-экономическая формация (Okonomische
Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique;
от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый
определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и
определяемых последними надстроечных форм. <Способ производства материальной
жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни
вообще>[76].
Термин "формация" (от лат. formatio -
образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в
ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом
Г.К. Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником,
геологом А.Г. Бернером. Взаимодействие и смена экономических формаций были
рассмотрены Марксом в приложении к докапиталистическим формациям в отдельном
рабочем материале, который лежал в стороне от исследования западного
капитализма. Этот большой материал, который Маркс не предполагал публиковать,
называется Formen die der Kapitalistischen Produktion vorhergehen -
"Способы производства, предшествующие капитализму". В западной
литературе они так и называются сокращенно - Formen. Об этом труде сам Маркс
писал в 1858 г. Лассалю, что он представляет собой "результат исследований
пятнадцати лет, лучших лет моей жизни".
Формация - это развивающийся
социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения,
функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный
организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип
производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в
антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически
обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними,
специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и
семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.
Общественно-экономическая формация - общество,
находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации
лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса
(экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.).
История человечества выглядит как
последовательность пяти формаций, следующих друг за другом:
. первобытнообщинная;
. рабовладельческая;
. феодальная;
. капиталистическая;
. коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый
политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) -
"азиатский способ производства".
.3 Характеристика пяти общественно-экономических
формаций
Первобытнообщинная формация характеризуется:
. примитивными формами организации труда (редкое
применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка -
коллективный (охота, земледелие);
. отсутствием частной собственности - общей
собственностью на средства и результаты труда;
. равенством и личной свободой;
. отсутствием оторванной от общества
принудительной публичной власти;
. слабой общественной организацией - отсутствием
государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным
принятием решений.
"Азиатский способ производства" был
распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии),
расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в
себя:
. ирригационное земледелие как основу экономики;
. отсутствие частной собственности на основные
средства производства (землю, ирригационные сооружения);
. государственную собственность на землю и
средства производства;
. массовый коллективный труд свободных
общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
. наличие сильной, централизованной,
деспотической власти.
Коренным образом отличается от них рабовладельческая
общественно-экономическая формация:
. возникла частная собственность на средства
производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;
. социальное неравенство и общественное
(классовое) расслоение;
. государство и публичная власть.
. Феодальная общественно-экономическая формация
основывалась на:
. крупной земельной собственности особого класса
землевладельцев - феодалов;
. труде свободных, но зависимых экономически
(редко - политически) от феодалов крестьян;
. особых производственных отношений в свободных
ремесленных центрах - городах.
При капиталистической общественно-экономической
формации:
. основную роль в экономике начинает играть
промышленность;
. усложняются средства производства -
механизация, объединение труда;
. основной объем труда выполняют свободные
наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация
(общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
. отсутствием частной собственности на средства
производства;
. государственной (общественной) собственностью
на средства производства;
. трудом рабочих, крестьян, интеллигенции,
свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
. справедливым равномерным распределением
совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
. высоким уровнем развития производительных сил
и высокой организацией труда.
Вся история рассматривается как закономерный
процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация
вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще
более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации
общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм
перехода от одной формации к другой:
Производительные силы постоянно развиваются,
совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает
конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими
производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным
путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения
либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в
соответствие с новым уровнем производительных сил.
.4 Базис и надстройка
В общественно-экономической формации есть два
главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества,
составляющими которой являются производительные силы и производственные
отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К
переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят
изменения в экономическом базисе.
Согласно социальной статике К. Маркса, базис
общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой
диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.
Надстройка включает идеологию, культуру,
искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Производительные силы это те силы, с помощью
которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того
производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития
общественного индивида.
Производительные силы выражают отношения
человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в
личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и
функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития
производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей
природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.
Каждый способ производства базируется на
определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе
труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный.
Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы
общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное
(информационное).
.5 Понятие производительных сил и
производительных отношений
Производительные силы
В процессе производства люди взаимодействуют с
природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно
связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое
выражение в существовании производительных сил и производственных отношений.
Способ производства определяется как противоречивое единство производительных
сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание
способа производства, а производственные отношения его форму
К производительным силам относятся все факторы,
которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные
(личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их
взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего
человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем
образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К
производительным силам относят также науку в ее технологическом применении,
обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации,
а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные
богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами,
когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного
производства.
Таким образом, производительные силы охватывают
весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов,
которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.
Основой любой системы производительных сил
являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.
Рабочая сила, есть совокупность физических и
духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и
которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо
потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные
потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и
целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во
взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким
образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены
человеческим трудом.
Производственные отношения - это организационные
формы, прежде всего отношения собственности на средства производства
Производственные отношения (отношения
собственности) не вполне материальны. Отношения собственности частично являются
юридическими отношениями. Феномен собственности едва ли возможен, если люди
неявно не обладают понятием собственности. Так, если люди не обладают понятием
вежливости, то приподнять шляпу не означает поприветствовать знакомого. Точно
так же взять чей-то велосипед не означает украсть его, если люди не имеют,
помимо прочих, понятия собственности. Мы не можем отделить понимание как
компонент надстройки от базиса: без определенного понимания и определенной
мотивации нет экономики. Следовательно, диалектическое целое более
фундаментально, чем жесткое деление на материальный базис и пассивную
надстройку.
Мы уже говорили, что Маркс рассматривал базис,
экономику как решающую движущую силу истории. Выразим эту мысль более точно.
Подлинной движущей силой являются производительные силы. Но взаимодействие
человека и природы, которое опосредовано производительными силами, происходит
внутри определенной организационной формы (формы собственности). До некоторого
момента производительные силы развиваются свободно или, по крайней мере, без
сопротивления в рамках имеющихся производственных отношений. Но рано или поздно
производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных
сил. В результате между ними возникает напряжение: преобладающие отношения
собственности препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Возникшие
в производительных силах изменения настоятельно требуют новых и более
отвечающих им производственных отношений. Происходит революция. После
установления новых производственных отношений производительные силы развиваются
до тех пор, пока эти производственные отношения снова не начинают их
ограничивать. Происходит новая революция.
Другими словами, производительные силы
развиваются. Возникают конфликты между ними и господствующими производственными
отношениями. Напряженность устраняется путем возникновения новых и лучших
производственных отношений.
формационный маркс классовый история
2.6 Классовая борьба как движущая сила истории
Деление общества на классы, характеризующиеся
различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное
следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых
общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы
между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и
непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение
производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно
меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом
происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от
первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и
капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой
истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению
разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил
перестанет требовать такого разделения.
Одним из основных продуктов классовой борьбы
является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть "машина для
подавления одного класса другим" то есть аппарат для поддержания внутри
общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении
направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не
связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру
господствующего класса.
Поскольку классовая борьба заложена в основе
антагонистического строя, марксизм-ленинизм видит в ней движущую силу
исторического развития (2). Это следует понимать в том смысле, что классовая
борьба вызывает в обществе изменения, освобождающие его от всего устаревшего,
реакционного и способствующие утверждению нового, прогрессивного. Узловым
пунктом в данном процессе и высшей точкой классовой борьбы является социальная
революция. Под нею марксизм-ленинизм понимает глубокий, качественный скачок в
развитии общества, знаменующий переход от одной общественно-экономической
формации к другой. Поэтому К. Маркс назвал революции "локомотивами
истории" (3). Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые
эпохи, выводили его на новые горизонты.
Особую роль в историческом прогрессе, согласно
марксизму-ленинизму, объективно призвана сыграть такая разновидность социальной
революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для
своего времени прогрессивными, тем не менее трудящихся от эксплуатации и
угнетения не освобождали. Они лишь заменяли одну форму эксплуатации и угнетения
другой формой. Задачу ликвидации всякой эксплуатации и угнетения способна
решить только социалистическая революция. Она поэтому представляет собой высший
тип социальной революции.
Цель социалистической революции - осуществить
переход от капитализма к социализму. Причем марксизм-ленинизм особо настаивает
на том, что такой переход возможен лишь через социалистическую революцию и
никак по- другому. Капитализм самотрансформироваться в социализм не способен,
поскольку это качественно различные общественные системы. Иное дело,
отождествлять социалистическую революцию только с вооруженным восстанием
неправильно. Она может осуществиться и мирно. Но мирно - не значит без борьбы.
Мирно - значит без большого пролития крови. А борьба (именно классовая борьба)
здесь неизбежна. Главным признаком осуществления социалистической революции
является переход политической власти из рук буржуазии в руки революционной
части народа.
Марксизм-ленинизм выделил три основные вида
классовой борьбы (4):
. Экономическую борьбу, т.е. за
непосредственное, повседневное улучшение жизненных условий трудящихся.
. Политическую борьбу, т.е. за расширение
участия трудящихся в делах государства, а в конечном счете за взятие ими
власти.
. Теоретическую, идеологическую борьбу, т.е. за
развитие революционного учения, освобождение трудящихся от классово чуждых им
взглядов и утверждение в их среде социалистического мировоззрения.
Исторически первым видом была экономическая
борьба. По своей сути она не выходит за рамки буржуазного строя, ибо не
направлена на разрушение его основ. Её суть - путем давления на отдельных
капиталистов добиться более выгодных для трудящихся условий продажи рабочей
силы. Поэтому, признавая известную значимость экономической борьбы, марксизм-ленинизм
указал, что трудящиеся не должны преувеличивать её результаты, не должны
забывать, что через неё решить свои главные задачи они не смогут. Для решения
их необходимо, не прекращая экономической борьбы, обязательно переходить к
политической борьбе. И всякая действительно классовая борьба (т.е. классовая
борьба в её подлинном смысле) есть именно борьба политическая (5).
Следовательно, согласно марксизму-ленинизму, оказывается далеко не каждое
столкновение эксплуатируемых с эксплуататорами, не каждый конфликт между ними
правомочно называть подлинной классовой борьбой. В.И. Ленин разъяснял, что
когда рабочие отдельной фабрики вступают в борьбу со своими хозяевами, это еще
не подлинная классовая борьба, а только слабые её зачатки. Ибо здесь,
во-первых, рабочие выступают ещё не как класс в целом, а лишь как его отдельные
представители, стремящиеся удовлетворить какие-то лично- групповые интересы.
Например, повысить зарплату. И, во-вторых, они борются ещё не с буржуазным
классом в целом, а лишь с отдельными, конкретными капиталистами.
Борьба рабочих становится подлинно классовой
борьбой лишь тогда, когда отдельные рабочие осознают себя членами всего
рабочего класса. И когда в своей ежедневной борьбе с отдельными хозяевами они
начинают вести борьбу против всей буржуазии, начинают выражать не только свои
конкретные лично- групповые интересы, а интересы своего класса в целом, т. е.
классовые интересы (6).
Значит, получается, что в данном случае борются
уже не отдельные трудящиеся с отдельными капиталистами, а класс трудящихся в
целом с классом капиталистов в целом. То есть это уже подлинная классовая
борьба. А где классы, там политика, ибо классы порождают политику и являются её
главными действующими лицами. (Согласно марксизму-ленинизму, политика
представляет собой отношения между классами по поводу завоевания, удержания и
использования власти).
Отсюда и выходит, что всякая классовая борьба
есть борьба политическая. Только это неверно понимать в том смысле, что всякое
столкновение трудящихся с хозяевами всегда бывает политической борьбой. Это
надо понимать в том смысле, что борьба трудящихся с хозяевами неизбежно
обретает политический характер по мере того, как она становится классовой
борьбой. И совсем неважно, какие конкретно задачи в ней на данный момент
решаются. Они могут быть экономическими и в большинстве случаев являются
таковыми. Ведь борьба между классами прежде всего ведется ради экономических
целей, в которой политика служит только средством. Политические бои - лишь
форма проявления экономических конфликтов. Важно одно: если класс в целом
борется против класса в целом, то это в любом случае будет политическая борьба.
Заключение
Формационной подход в понимании истории широко
распространен в мировой философии, особенно в социалистических и
постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Достоинства - понимание истории как
закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических
механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки - неучет других фактов (культурных,
национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики
общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми
обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности,
скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической
(социалистической) формации).
Список использованных источников
1. К.
Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии
. Панарин
А. Философия истории
. Проблемы
исторического познания
. Формационный
и цивилизационный подход к истории: pro et contra
. Формации
или цивилизации? В.И. Ленин. Государство и революция
. Ю.И.
Семёнов "Глобальная классовая борьба: её возможный ход и результаты"
// Философия истории. "Современные тетради", 2003; ISBN 5-88289-208-2
. Сергей
Ермолаев "Классовая война" в "гипермаркете"
. Энгельс
Ф., Предисловие к 3-му изданию "Гражданской войны во Франции"
. Обращение
к Коминтерну, 4 марта 1919
. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/11.php
. http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00051362_0.html
. http://www.xenoid.ru/materials/filosofia/9.php
. Философия.
Материалистическое понимание истории. Формационный и цивилизационный подходы
. http://sozfil.narod2.ru/vopros_10/
. http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=557
. http://festival.1september.ru/articles/212245/
. http://ru.wikipedia.org/wiki/Классовая_борьба