Соотношение мифологии и философии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Соотношение мифологии и философии

План

Вступление

  1. Мифология как форма мировоззрения

а) Понятие и значение мифа

б) Сущность мифологического мировоззрения

  1. Философия как форма мировоззрения

а) Возникновение философии

б) Что такое философия?

  1. Соотношение мифологии и философии

Заключение

Использованная литература

Вступление

Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир.

На протяжении всего своего существования человек пытается найти себя в окружающем его мире, познать смысл жизни, разобраться в том, что представляет для него какую-либо ценность, исследовать окружающий его мир, выявить причины его возникновения и многое другое.

Система обобщенных взглядов на мир в целом, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации (научные, философские, социально-политические, правовые, нравственные, религиозные и эстетические) составляют мировоззрение.

Необходимо различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом.

Мировоззрение человека зависит не только от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и так далее), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психического склада.

Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке.

Мифологическое мировоззрение - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Философия же дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни.

Автор попытается раскрыть значение мифологии и философии для человека как исторически сложившихся форм мировоззрения, моменты их соприкосновения.

Без знания мифов, исследования источников философской мысли невозможно понять пути развития человечества, оценить культурное наследие мира, радость жизни, осмыслить необходимость прогресса.

Чтобы чего-то добиться в жизни, человеку необходимо постоянно совершенствоваться, культурно развиваться. У человека, изучающего труды философов, формируется более четкое представление о том, к чему стоит стремиться в жизни, как найти свое место в окружающем мире. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образного строя поэтических шедевров.

  1. Мифология как форма мировоззрения

а) Понятие и значение мифа

Понятие «миф» произошло от греческого слова mythos, что означает повествование, сказание.

МИФ - это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Миф также можно определить как специфический язык, с помощью которого человек с древнейших времен описывал мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные все нарастающие знания.

В мифе изначально объединились зачатки знаний, религиозных верований, различных элементов духовной культуры, искусства, социальной жизни и, таким образом, мировоззрению первобытных людей была задана некоторая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в определенную систему.

Важнейшими формами этой систематизации являются: эпос, сказки, легенды, предания, посредством которых и передаются мифы. Тем самым, обеспечиваются также и закрепление в последующих поколениях накопленных знаний и опыта. Однако мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п.

Главную роль в мифе играет традиция, авторитетное слово, исходящее из уст отца, вождя, старейшины… Отношение же к такому повествованию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности.

Мифологическое мировоззрение представляет собой целостное понимание, в котором нет места сомнению.

Миф, в особенности на ранних этапах человеческой истории, выполняет важнейшую функцию регулятора поведения и взаимоотношения людей, так как в нем закреплялись обычаи, находили выражение нравственные взгляды и эстетическое отношение к действительности.

Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения. Миф как бы объясняет и санкционирует существующий в обществе и мире порядок, он так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них представляют лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были некогда животными, мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка - нимфа Дафна), о пауке Арахне и другие.

Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд (солярные мифы, лунарные мифа, астральные мифы). В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других - создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы).

Например, в поэмах Гесиода, ставится проблема рождения мира из первоначального хаоса. Обращаясь к Музам, автор поэмы спрашивает:

Скажите, как родились вначале боги и земля,

И реки, и беспредельное море, бушующее волнами,

И сверкающие звезды, и широкое Небо - горе,

И как распределили богатство, и как разделили почести,

И как впервые заняли складчатый Олимп.

Об этом скажите мне, Музы, чьи жилища на Олимпе

С самого начала, и скажите, что из них возникло первым.

«Теогония»

У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появилась земля, небо и прочее не ставится.

У народов сравнительно культурных появляются космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития. По одним мифологических представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом - богом, демиургом, великим колдуном и т.п., по другим («эволюционным»), - мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния - хаоса, мрака либо из воды и прочего. Сотворение мира в последнем варианте изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.

Обычно в космогонические мифы вплетаются и теогоничекие сюжеты - мифы о происхождении богов и антропогонические мифы. В числе широко распространенных мифологических мотивов - мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе. К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы - рассказы-пророчества о «конце мира» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе).

Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных благ: добывания огня, изобретения ремесел, земледелия, а также установлении среди людей брачных правил, обычаев и обрядов. Их введение обычно приписывается культурным героям.

В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере). Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и другие.

На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

б) Сущность мифологического мировоззрения

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы.

Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы - носители данной мифологии. Отдельные мифологические сюжеты могли перениматься одним народом у другого, но вероятно, только в тех случаях, когда заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития.

В первобытном обществе мифология представляет основной способ понимания мира, миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различие между реальным и сверхъестественным не проводится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - «правда», потому что он - осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность - эти и другие особенности первобытного мышления превращают мифологию в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир.

Мифология являет собой образно-художественный способ объяснения, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, то есть уподобление их живым существам. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении.

Проф. А.Ф. Лосев в «Античной мифологии» к традиционному объяснению мифологии относит следующее: «Обычное объяснение мифологии сводится к тому, что она есть продукт незрелого мышления, далекого от установления и использования законов природы. Однако само это состояние мышления требует для себя объяснения.»

Мифология представляет собой фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Человек переносит на природные объекты свои собственные свойства, приписывает им жизнь, человеческие чувства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей.

Суть мифологического феномена точно подчеркивает Г. Гегель: «Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру».

  1. Философия как форма мировоззрения

а) Возникновение философии

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала, решения проблемы отношения рационального знания к мифологическому повествованию предпринимались уже в античности (с этого, собственно, и началось развитие античной философии). Появляются люди, поражающие других людей своей способностью рассуждать о вещах, о которых никто не задумывался или которые не смели поставить под вопрос. Они называют себя философами, то есть любящими мудрость.

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» - люблю и «sofia» - мудрость, так что изначально смысл данного термина можно истолковать как любовь к мудрости, любомудрие. Впервые это слово употребил в VI веке до нашей эры знаменитый древнегреческий мыслитель Пифагор, желая провести принципиальное различие между тем знанием, которое в готовом виде (посредством мифов, преданий, традиций) передавалось из поколения в поколение, и тем, которое можно получить самому, опираясь на собственный разум, путем рассуждений и критического осмысления действительности.

По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было непонятно правителю, и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, - говорил он, - подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни - одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы - до одной только истины».

Изначально, и Пифагор, и другие философы древности вкладывали в понятие «философия» иной смысл, в отличие от того, который закрепился за ней в более поздние времена и по существу сводился к тому, что философия - «царица всех наук». Они не считали себя мудрецами и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как было принято тогда думать, заключалась в мифах, религии, преданиях, идущих издревле, от предков, из веков. А носителями мудрости, веками проверенных знаний, истин в последней инстанции считались прорицатели, жрецы, старейшины - признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», слова которых не подлежали сомнению и, безусловно, принимались на веру.

Философу же надлежало быть искателем, любителем мудрости, стремиться к ней, опираясь не на авторитеты, а на собственный разум, используя знания и опыт, добытые, в том числе и другими творческим путем.

Философия возникает как способ рационального познания мира.

Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Философия разрушает традиционную картину мира и создает новое представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы. Это представление о мире, как упорядоченном целом, естественное для современного образованного человека, рождается в античной философии.

В качестве особой науки философию впервые выделяет древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний, или протознаний (от латинского слова рrotus - первый), выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Для человека как разумного существа важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т.д. Человек спрашивает и не может не спрашивать как, что, почему и зачем. Наука перед собой эти вопросы не ставит и не может их разрешить.

В процессе развития философской мысли постепенно происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия - учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Возникновение философии в VI веке до нашей эры означает постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению о мире, о человеческой судьбе.


Что такое философия? Этим вопрос задаются все философы на протяжении всей истории развития философской мысли.

Философия - это рефлексивный самоанализ принципов справедливой и счастливой жизни, говорит Сократ. Философия - это исследование Вселенной, ее происхождения, элементов и законов, говорят древние космологи и их современные последователи. Философия - это поиск разумных принципов, которые объединяют Вселенную и человеческую жизнь в единое целое, сказали стоики и многие другие. Философия - это критика и анализ такой способности мышления, как познание, говорят эпистемологи XVII - XVIII веков. Философия - это концептуальная болезнь, от которой мы должны излечится, говорит Витгенштейн. Может показаться, что невозможно представить себе пяти столь непохожих одна на другую концепций философии. Однако при более внимательном рассмотрении мы видим, что все они имеют что-то общее. Все они говорят, что философия - это нечто, о чем ты думаешь, а не то, что ты делаешь с чем-то. Философы всегда мечтатели, даже если они не считают, что вся жизнь - мечта.

О чем же думают философы? Какие проблемы пытаются разрешить? На какие вопросы найти ответы? Что является началом философии?

Марк Туллий Цицерон в своей работе «О природе богов» пишет: «Много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения, а в особенности трудным и темным является вопрос о природе богов, вопрос, который в высшей степени и для познания духа важен, и для устроения религии необходим. По этому вопросу ученейшими мужами были высказаны столь различные и столь противоречивые мнения, что это уже само по себе должно служить философии аргументом в пользу того мнения, что причиной и началом философии должно быть незнание»1.

Незнание порождает вопросы, на которые человек пытается найти ответы. Можно сказать, что началом философской работы является определенная жизненная проблема, стоящие перед человеком жизненно значимые вопросы.

Важнейшей в философии является проблема всеобщего, сущности, устойчивого и неизменчивого, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. Эта проблема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью. Пытаясь познать самое существенное в мире, самое важное для человеческой жизни, философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни.

Аристотель в своем труде «Метафизика» называет философию «знанием об истине»2.

И. Кант в «Критике чистого разума» ставит вопросы, решение которых составляет, по его мнению, истинное призвание философии:

  1. Что я могу?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я могу надеяться?3

Наверное, можно сказать, что философия представляет собой попытку человека заглянуть в самого себя, осмыслить причины своего поведения, своих поступков, понять, что им движет. Об этом говорил еще Сократ: «Познай самого себя».

Сократ создал теорию о том, как каждому из нас следует осмысливать свою жизнь, подвергая ее критическому анализу или ставя ей вопросы. Он никогда нигде не записывал свою теорию, но из изложенного Платоном мы можем воссоздать мысли Сократа. В основе этой теории, на которой базируется его особый способ обучения и философствования, лежат четыре принципа:

  1. Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. Иными словами, недостойно, бесчестно жить изо дня в день, никогда не спрашивая себя: Что я здесь делаю? Почему я живу так, как живу? Чтобы быть истинным и совершенным человеком, думал Сократ, каждый человек, мужчина или женщина, должен подвергать свою жизнь и убеждения проверке с помощью критического самоанализа. Более того, с его помощью можно достичь подлинного счастья.
  2. Реально существуют эффективные принципы мышления и деятельности, которым мы должны следовать, если хотим прожить хорошую жизнь, то есть если мы стремимся достичь как подлинного счастья, так и подлинного блага. Эти принципы. Объективны, они истинны для всех мужчин и женщин, независимо от места и времени их жизни. Некоторые люди несправедливы, потакают своим слабостям, руководствуются ничтожными целями, отдаляются от близких людей, путаются и обманываются по поводу того, что действительно важно. Эти люди не знают, что некоторые вещи не стоят упоминания, не имеют значения. Они боятся теней, не способны жить или умереть красиво. Такие люди нуждаются в том, чтобы найти истину и жить в соответствии с ней.
  3. Истина находится в каждом из нас, не в звездах, не в традиции, не в религиозных книгах и не в мнении большинства. В каждом из нас существуют, хотя и скрытые, истинные принципы правильного мышления и деятельности. Следовательно, в конечном счете, никто не может никого научить истинному знанию о жизни. Если этой истины нет внутри вас, вы никогда не найдете ее; если она есть, то она будет открыта только с помощью настойчивого самоанализа.
  4. Хотя никто не может никого научить фундаментальным принципам правильного поведения и ясного мышления, некоторые люди - назовем их учителями, философами - могут ставить вопросы, которые побуждают людей начать самопознание. Эти учителя могут также направлять процесс, по крайней мере, на ранней стадии, поскольку они уже прошли этот путь и знают, где находятся ловушки.

Возникает вопрос, как научиться философствовать, как постигнуть способы познания, что для этого необходимо сделать?

И. Кант считает, что: «философ должен определить:

  1. источники человеческого знания;
  2. объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец;
  3. границы разума.

Последнее есть нужнейшее, пусть не огорчается филодокс1- и труднейшее».

Так же он говорит, что: «нельзя называть философом того, кто не может философствовать. Философствовать, же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума».

«Для навыка к самостоятельному мышлению или философствованию нам следует обратить внимание больше на методы нашего применения разума, чем на сами положения, к которым мы пришли с помощью этих методов»2.

Из чего следует, что философия рациональна, основывается на логике и доказательствах, обращается к разуму человека.

Философия всегда есть теоретически обосновываемое мировоззрение.

Философия - это не только форма мировоззрения того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются общие принципы бытия и познания людей, их отношение к миру, вскрываются и формулируются наиболее общие законы природы, общества и мышления. То есть - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека.

Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа познания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям. Речь, таким образом, идет о творчестве, постоянном поиске, стремлении к новому.

Почему же человеку необходимо философствовать, погружаться в размышления, искать истину, для чего существует философия?

«Философия не является чем-то бесполезным. Об этом говорит Платон, обращаясь к некоему Феодору: «(Мы обладаем) таким благом, лучше которого, о Феодор, ничего еще не было, да и никогда не будет ниспослано в дар людям от богов». Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной» пишет Анахт Давид в своем сочинении «Определение философии»1.

Возможно, в философии человек предоставляет свободу своему мышлению, раскрывается его душа, получая ответы на поставленные вопросы, он испытывает удовлетворение, познавая смысл жизни, он определяет свое отношение к ней.

«Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность»2, считает Мишель Эйкем де Монтень.

В одном из своих стихотворений А.С. Пушкин передает свое отношение к жизни:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

И зачем судьбою тайной

Ты мне жизнь обречена.

Цели нет передо мною…

Пусто сердце, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум…

Можно сказать, что философия и есть поиск ответа на вопрос: «жизнь, зачем ты мне дана?», обретение смысла, цели. В определенном смысле философия - это умение жить, основанное на понимании мира и жизни. Философия создает особое отношение к миру и к жизни, особое «настроение», созвучное самому бытию. Это особое настроение основано на знании глубинных основ бытия, самого человека и самого важного в жизни.

Настроение переменчиво, это известно. И поведение человека переменчиво, если он во власти различных настроений. Власть над настроением дает разум, а быть разумным учит философия.

И. Кант в своей работе «Критика чистого разума» пишет «философия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума (teleologia rationis humanae), и философ есть не виртуоз разума (Vernunftkünstler), а законодатель человеческого разума»1.

Философия, хотя и стремится к определенным результатам, законченным формулировкам, окончательным выводам, тем не менее, не сводится только к этому. Как подчеркивал известный историк философии А.С. Богомолов, «… философию следует прежде всего понимать как духовный процесс, происходящий в сфере человеческой культуры, тесно связанный с различными противоречиями и взаимодействиями и в то же время способный в эти иные области переходить и в них воплощаться» (Богомолов А.С. Античная философия. М., МГУ, 1985. С. 3). Отсюда, философствовать - значит вопрошать, сомневаться, искать ответы и вновь возвращаться к тому, что еще вчера считалось решенным, казалось бесспорным. Для философии нет «вечных», раз и навсегда установленных истин, «неудобных», «каверзных» вопросов или запретных тем. Более того, она сама стремиться к ним, расширяя область познания, задаваясь вопросами и пытаясь проникнуть в суть вещей. Она постоянный поиск нового.

В заключении можно привести определение философии, данное И. Кантом в «Логике»: «По мировому понятию (Weltbegriff) она есть наука о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсолютную ценность. И действительно, она есть то, что одно только и имеет внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям»2.

3. Соотношение мифологии и философии

А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа» пишет, что «наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична». Таким образом, это дает нам право утверждать, что мифология и философия тесно связаны между собой.

Поговорим о мифологии и философии как о мировоззрении древнего человека и мировоззрении современного человека.

Мифы для древнего человека такая же реальность как научные теории для человека современного.

Главное различие в отношении современного и древнего человека к окружающему миру состоит в том, что для современного человека мир есть безличный мировой порядок, где господствуют независящие от человека объективные законы. В этом смысле для современного человека мир есть безличное «Оно», для древнего человека мир есть «Ты», то есть он не безличен. Это совокупность живых, активных существ, наделенных волей и разумом. Для первобытного человека неодушевленного мира не существует. Зверь, растение, удар грома, тень, камень, о который он споткнулся, во всем он видит активную жизнь, волю, которая может либо помочь ему в каком-то деле, либо навредить. Мир наполнен таинственными силами, которые надо привлекать на свою сторону просьбами, заклинаниями, магическими действиями и так далее. Весь мир для древнего человека одушевлен.

Вторая отличительная черта представления о мире древнего человека - все может превращаться во все, то есть, отсутствует представление о жестких границах, которые разделяют различные явления и процессы в мире. Это мир, в котором нет ничего невозможного, нет устойчивых законов и форм. Согласно мифам, человек может превращаться в зверя или камень и наоборот, он может мгновенно перемещаться, летать, быть сразу в нескольких местах.

Своеобразно отношение древнего человека к смерти. Это просто переход, в другое состояние, в мир духов предков, который тесно связан с миром живых. Предки следят за тем, чтобы правильно соблюдались все обычаи и традиции. За нарушение норм они наказывают людей, могут наслать на них болезни, засуху, стихийные бедствия. Предки-духи охраняют существующий порядок, поэтому с ними надо поддерживать хорошие отношения.

Также древний человек убежден, что от его непосредственных действий зависит состояние дел в окружающем мире.

Характерная особенность представления о мире на этой стадии развития - отсутствие в мире случайности. Нет случайных событий; если нечто произошло, оно произошло по чьей-то воле.

Следующая особенность сознания этой ступени развития - своеобразное понимание причинности. Представление о причинно-следственных связях является наиболее важным в структуре мышления человека. Законы, открываемые наукой, - это и есть устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные отношения окружающей действительности. Они упорядочивают разнообразие впечатлений, получаемых от внешнего мира, и определяют всю нашу практическую деятельность.

Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом, - происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии «начало» во времени. Объяснить устройство вещи - это, значит, рассказать, как она делалась, описать окружающий мир - значить рассказать о его происхождении.

Миф не объясняет, он рассказывает о том, что было, как нечто произошло. Известно, что большинство мифов носили этиологический характер, то есть, рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел и обычаев, в том числе, о происхождении мира и человека. Но рассказ не есть объяснение причинных связей, а просто «картинка» того, что было.

Для сознания более низких ступеней развития, как мы уже знаем, безличной реальности не существует. Поэтому, отыскивая причину какого-то события, человек, прежде всего, искал ответ на вопрос «кто это сделал», «кто виноват». Он ищет целенаправленную волю, совершающую действие.

Выделим еще одну особенность мифопоэтического сознания, которую можно было бы определить как «текучесть сущности». Вообще сущность - устойчивая определенность предмета, проявляется через какие-то второстепенные свойства.

Для мифопоэтического сознания, как отмечалось ранее, не существует устойчивой сущности предмета, все может превращаться во все, и все связано со всем. Неустойчивость, размытость границ между предметами и явлениями, представление о сущности как о некоей духовной силе, «способности», которая может переходить от человека к предмету, от предмета к человеку и так далее, все это можно определить как диффузию, текучесть сущности.

Философия возникает как поиск устойчивого в изменчивом, «меры сущего», закона, всем управляющего. Это знание дает возможность совершать правильный выбор поступка в условиях свободы, поступать «правильно». Философия пытается поведение индивида поставить под контроль разума. Превратить хаос в порядок, действие спонтанное, аффективное, сделать действием осознанным. Субъект отделяет себя от собственного действия, делает свое действие объектом, предметом анализа. Философия выступает как рефлексия, самоанализ, углубление в себя с целью понять истоки действия и внести в них определенный порядок.

Философия рождается в ситуации «незнания». Она призвана решить - «теоретически» и «практически» - реальные проблемы.

Это, прежде всего, проблема поиска «истинного знания», знания того, что является самым главным в мире, что всем управляет, направляет все мировые процессы, в том числе и человеческую жизнь. Мифология знала ответ на эти вопросы: всем управляют боги и судьба, жизнь человека в руках богов. Философия разрушает мифологическую картину мира, мифологическое представление о мире и человеке.

На место богов и судьбы она ставит разумный мировой порядок. Управляют не боги, своевольные и непредсказуемые, а безличный мировой разум, закон. Все совершается по закону, который необходимо познать и действовать в соответствии с ним. Важнейшее качество человека с точки зрения античной философии - это разум, с помощью которого человек способен познать мировой закон и направлять свою жизнь в соответствии с этим законом.

Философия рациональна и в этом ее отличие от мифологии. Но что такое рациональность, рациональный подход к миру и чем он отличается от мифологического и религиозного? Видимо, рациональность можно рассматривать как поиск регулярностей, устойчивых, повторяющихся связей, законов. Это поиск устойчивого в изменчивом, общего в единичных вещах, поиск меры. Для мифологического сознания, как известно, нет ничего устойчивого, все способно превращаться во все, и все связано со всем. На этой ступени развития сознание классифицирует действительность по признаку оппозиции: полезное - вредное, свои - чужие, верх - низ, мужское - женское и так далее или связывает явления по признаку внешнего сходства и так далее. Представление о связи всего со всем было основой магии, колдовства, гадания, различных обрядов. Для мифологического сознания в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в основе, любого явления или события лежит скрытая сила, воля. В конечном счете, воля богов управляет миром. Но воля - это нечто иррациональное, непредсказуемое, нелогичное, переменчивое.

Рациональный подход к миру, развиваемый философией, означает, что:

  1. мир рассматривается как управляемый безличным законом, необходимостью, а не волей богов;
  2. познание мира есть поиск единого во многом, меры, устойчивой закономерной связи в мире, а не порицанием божественной воли, того, «что было и что будет»;
  3. этот поиск нового знания должен подчиняться определенным правилам, выраженным в законах логики, опираться на наблюдение и обобщение реальных фактов.

Философия - любовь к мудрости, а не сама мудрость, как говорили первые философы. Сократ один из первых греческих философ, активно ищет знания, ищет мудрость, обращаясь к «знатокам» - известным людям, ремесленникам, политикам. Беседуя с этими людьми, Сократ выяснил, что они ничего не знают, так как постоянно противоречат сами себе, знания их шаткие и туманные. Поэтому Сократ приходит к парадоксальному выводу: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это совершенно новая интеллектуальная ситуация - ситуация «незнания», которая невозможна в рамках мифологического сознания. Человек, основу мировоззрения которого составляет миф, «знает» все. Его мифология является объяснительной моделью мира и хранительницей «образца», правил поведения, практического опыта.

В поиске «начала», из чего все возникло - определенное сходство рождающейся философии с мифологией, которая в своих космогониях рассказывала о рождении мира из хаоса. Но мифологическое повествование о рождении мира - это сказания о рождении богов, их борьбе за верховную власть и триумфе верховного божества. Порядок в мире рассматривается как результат победы бога над своими соперниками, различными чудовищами и установление верховной власти над миром. Миф отвечает на вопрос: кто господствует над миром, кто верховный бог. Сам же мир предстает как результат физиологической деятельности богов, рождающих друг друга. Вселенная мифа - сообщество богов, господствующих над различными сферами и находящихся в соподчинении.

Первые философы начинают работу по изменению картины мира, создают такой образ мира, где бог - всеобщий закон, равновесие, гармония мира. Мир становится божественным, целостной структурой, которую можно представить в виде пространственной модели и описать математически.

Мифология была первой попыткой абстрактного объяснения, ответа на вопрос: почему, в силу каких причин, под влиянием чего или из чего возникло все существующее? Иными словами, в древнегреческих мифологических или полумифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиод написал поэму «Теогония», что означает «происхождение богов». Хорошо известны поэмы Гомера. В греческой литературе мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это по существу своды опоэтизированных мифов. Мифы, прежде всего, содержат житейские знания и исторические свидетельства.

Для последующего возникновения философии существенно то, что уже поставлен вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий.

Мифология, как уже говорилось, фактически поставила интереснейшие вопросы: из чего все рождается и во что все разрешается? Чем все сущее управляется? Где первооснова всего? Философия же, в определенном смысле заимствовав сами вопросы у мифологии, сформулировала их в более «чистой» форме. Самое же существенное - она стала отвечать на более «чистые» вопросы с помощью учения о первоначале. А первоначально мыслилось как нечто в принципе единое с природой. Основной вывод: в отличие от мифологии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит в природе и с природой.

Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств. Например, если они утверждали: Земля - огромное тело, имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы для доказательства сослаться на что угодно - на предание, на богов. А вот первый греческий мудрец, делая какие-то астрономические заключения, уже должен был представить соображения, доказательства конкретного характера или теоретического абстрактного порядка.

Если в мифологии акцент делается на ответе, в нем заключен весь смысл познания, то в философии главный интерес представляет вопрос, в котором, если он правильно и хорошо сформулирован, наилучшим образом отражается существо проблемы. Вопрос является важнейшим стимулом познания, держит человека в творческом напряжении, направляет на поиск до тех пор, пока он не будет «закрыт», т.е. пока на него не будет получен удовлетворительный ответ с обретением уверенности в достижении истины. При этом сам вопрос, постановка проблемы, ценятся не меньше, а то и больше, чем ответ.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии ее мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии, которая характеризуется чувственно-образным отношением к действительности и содержит художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим мировоззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.

Философия существует и развивается не только в виде специального философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании рядом с элементами подлинно философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.


Если подойти к мифологии как к огромному пласту культурного развития, через который прошло все человечество, как к важнейшему явлению культурной истории, господствовавшему над его духовной жизнью в течение десятков тысяч лет, значение мифологии для самопознания человечества станет самоочевидным. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергейстах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Реакционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «неполноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.

Мифология бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствует развитию воображения, что благоприятно влияет на развитие творческих возможностей во всех сферах его деятельности.

Изучение мифов разных народов показало, что темы и сюжеты, охватываемые мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие - затрагивают широчайший круг коренных вопросов мироздания.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы, живущие в обыденном сознании, зримо или завуалировано присутствующие в религии, философии, политике, искусстве, остаются составной частью мировоззрения любого человека, играя активную роль в жизни и творчестве людей.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени.

Скажем также о философии. Философия рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

Основа философского познания - неудовлетворенность существующей жизнью. Философия рождается из неудовлетворенности тем, что есть, неудовлетворенности существующим бытием. Она пытается понять, как должно быть, как изменить существующее, сделать его более совершенным.

Философия пытается понять, как человек познает окружающий мир, как достичь истинного знания, какие методы для этого необходимо использовать, как различить истину и ложь.

Также философия, осмысливая человеческую деятельность, пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования. Она не просто анализирует существующее состояние сознания, нравы, мотивы деятельности, стремления, ценности, способы поведения, она их оценивает, определяет, что такое истинные ценности, какие действия предпочтительны.

Выделяя высшую цель, смысл существования, определяя, что есть высшее благо, наиболее ценное для человека, философия упорядочивает жизнь человека и общества.

Как говорит современный американский философ Р. Рорти, задача философии в том, чтобы «заменить образ человека, устаревший в результате социальных и культурных изменений, на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям. Философия не может завершиться, пока не прекратятся социальные и культурные изменения»1.

мифология философия мировоззрение

Использованная литература

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
  2. Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под редакцией профессора В.И. Кириллова, профессора С.И. Попова, профессора А.Н. Чумакова. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1999.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999.
  4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2001.
  5. История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). // Под редакцией В.Н. Мотрошиловой - М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.
  6. Вольф Р.П. О философии. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.
  7. Мифы народов мира // ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в 2-х томах // Главный редактор С.А. Токарев, - М.: Советская энциклопедия, 1991.
  8. П.В. Алексеев, А.В. Панин Хрестоматия по философии: Учебное пособие - М.: ТЕИС, 1996.

Похожие работы на - Соотношение мифологии и философии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!