Современная постановка проблем бытия, материи, сознания, познания, истины (правдоподобия)
Содержание
Введение
. Современная постановка проблемы бытия
. Современная постановка проблемы материи
. Современная постановка проблемы сознания
. Современная постановка проблемы познания
. Современная постановка проблемы истины (правдоподобия)
Заключение
Литература
Введение
В реферате будет рассмотрена современная постановка философских проблем бытие, материя, сознание, познание, истина.
Под проблемой будем понимать трудность, фундаментальный вопрос.
Для решения любой проблемы необходимо выделить два аспекта:
. Онтологический (бытийный) − ответить на вопрос: Что?
. Гносеологический (познавательный) - ответить на вопрос: Как?
1. Современная постановка проблемы бытия
Бытие - это философская категория, для обозначения универсума, в который входят объективная и субъективная реальность.
. Бытие как фундаментальная категория теоретической философии. Онтологическая картина мира: объективная реальность и субъективная реальность.
Начиная с Аристотеля, каждый философ мог предложить список категорий, которыми он пользовался в своей философии. При этом под категорией понималось философское понятие. Однако философы прошлого старались избегать категории бытие, из-за двух трудностей. Первая трудность - сложно дать определение, что такое бытие, вторая - трудно ответить на вопрос, что такое небытие. Мы попытаемся обойти эти трудности следующим образом: будем понимать под бытием философскую категорию, для обозначения онтологического универсума. Где под онтологическим универсумом подразумевается бесконечное множество объектов любой природы (материальной и нематериальной). Термин онтологический происходит от названия раздела философии онтология, т.е. учение о бытии. Таким образом, сказать онтологический - это всё равно, что сказать «бытийствующий», где под бытийствованием будем понимать существование. Сегодня, благодаря формальной логике (которая является языком философии) можно ответить на вопрос: Что такое небытие? Небытие - это философская категория, для обозначения отрицания онтологического универсума. А отрицание онтологического универсума пусто, следовательно, вопрос о небытии - псевдовопрос. Это вопрос о том, что не существует.
Поговорим об онтологической картине мира. По способу бытийствования мир разделяется на материальный природный мир, окружающий человека и духовный мир человека, включающий гносеологические мыслительные образы и экзистенциальные состояния человеческой психики. Оба эти мира - природный мир и понятийный мир - характеризуются понятием бытие. Способы существования этих миров различны. Материальный природный мир существует объективно, т.е. независимо от воли и желания людей. Духовный (психический) мир существует субъективно, т.е. зависит от субъекта познания - отдельного человека, с присущим ему индивидуальным мозгом, являющимся материальным носителем духовного мира. Именно наличие духовного мира у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Способ бытийствования человека в природном мире определяется принадлежностью его к духовному миру и наоборот.
. Структура онтологического универсума: бытийствование вещей, процессов и состояний природы, бытийствование вещей второй природы, бытийствование человека в мире вещей и в обществе, бытийствование индивидуализированного и духовно-объективированного, бытийствование социального.
Мы знаем, в онтологический универсум входят материальные и духовные объекты. К материальным объектам относятся вещи, процессы и состояния природы, вещи так называемой второй природы, человек в мире вещей и в обществе. Все перечисленные материальные объекты существуют, т.е. бытийствуют бесконечным числом способов.
Вещи - это элементы природы (деревья, луга, поля, моря и т.д.). Процессы и состояния природы - это гроза, зной, дождь, пурга и т.д.
Вещи, так называемой второй природы - это то, что создано человеком из природных материалов (дома, машины, мебель и т.д.).
Человек в мире вещей - имеется в виду, что он является физическим объектом, химическим объектом, биологическим объектом и имеет с другими вещами одну и ту же структуру (молекулярную, атомную, клеточную и т.д.).
Кроме всего перечисленного в структуру онтологического универсума входят нематериальные (т. е. идеальные, духовные объекты), бытийствование которых отличается от бытийствования вещей. Духовный мир человека индивидуален, так как его носителем является мозг живого, конкретного человека. К субъективной реальности относятся и духовно-объективированные объекты - это идеи, эстетические вкусы, общественные нормы поведения и т.д. Под объективизацией понимается становление индивидуальных мыслей общественным достоянием. А так как общество само не может генерировать идеи, их носителем является мозг отдельного человека, то никакого общественного сознания нет - это фикция - это термин придуманный социологами из конъюнктурных соображений, отсюда проблема соотношений индивидуального сознания и общественного сознания. Поставим вопрос, что шире и что глубже: индивидуальное или общественное сознание? Ответ носит двоякий характер. Общественное сознание шире, поскольку включает в себя индивидуальное сознание всех членов общества, но индивидуальное сознание глубже, потому, что ни один человек не может выговориться до конца, всегда остается недоговоренность…
. Отражение организованности мира в философских категориях: бытие, субстанция, материя, духовное, сознание, единичное - общее, сходство-различие, форма - содержание и др.
Задача философа отразить мир с помощью понятий. Имея в виду, что мир организован по бинарному принципу, то есть любой объект есть диалектическое единство противоположностей (это как плюс и минус у магнита), то для правдивого отображения его в понятиях надо, чтобы эти понятия были парными. Как-то: материя - сознание, объективное - субъективное, причина - следствие, пространство - время, необходимость - случайность, единичное - общее и т.д. Такое диалектическое единство понятий называется континуумом. Отсюда, например, пространственно-временной континуум. Отечественный философ С.А. Аскольдов дал такие формулировки понятий, составляющих эту пару: пространство - это изменение в терминах времени, а время - это изменение в терминах пространства. Другой пример: качество - это специфика объекта, количество - это интенсивность качества в данном объекте, то есть качество и количество существуют в континуальном единстве.
Смысл проблемы бытия заключается в то, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высвечивает бытие в целом как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.
Внимание человечества и соответственно интерес философии к проблеме бытия обостряется в кризисные, переломные эпохи. А поскольку наше время - наступивший XXI век - отмечено многими угрозами и опасностями, неудивительно, что вопрос о бытии целым рядом крупных мыслителей был признан самым существенным в философском вопрошании. Так, например, М. Хайдеггер, автор книги Бытие и время, подчеркивал: Только человек способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия человека; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача человечества…
. Современная постановка проблемы материи
Материя - это философская категория, для обозначения объективной реальности».
- Единство и многообразие в мире: монистические и плюралистические подходы.
Поиски всеобщего.
Будем понимать под материальностью независимость от человека, а под объективной реальностью - окружающий мир, независимый от человека.
В философском энциклопедическом словаре в статье субстанция даются ее определения как: а) сущность, нечто лежащее в основе; б) объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; в) материя в аспекте единства всех форм ее движения; г) предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость форм к чему-то постоянному, относительно устойчивому.
Для современной постановки проблемы материи с точки зрения ее субстанционального характера подходит понимание субстанции как предельного основания.
Из древней натурфилософии (философии природы) известно, что понятием материя обозначался тот однородный материал, который образует общую основу многообразия вещей. Концепция материи, как строительного материала получила название концепция первоматерии.
Научно, проблему единства и многообразия в мире нужно решать таким образом: мир плюралистичен34, то есть бесконечно разнообразен, а значит и отражение его философской теории должно быть плюралистичным. Иными словами, плюрализм отражается через плюрализм, бесконечность отражается через бесконечность. Если же отразить бесконечное многообразие через одно начало, через два, через десять, то любая такая картина мира будет несовершенной.
Проблема возникла после того как В.И. Ленин в своей работе Материализм и эмпириокритицизм дал два определения материи, которые противоречили друг другу. С одной стороны, он понимал материю, как объективную реальность, то есть окружающий мир, природу, независимую от человека, а с другой стороны дал определение материи через философскую категорию (как это сделали мы), в которой эта объективная реальность отражается. На наш взгляд, второе определение более соответствует существу дела, так как философия - это наука о наиболее общих основаниях (принципах, законах, категориях), интерпретированных на предельно широкой предметной области (онтологическом универсуме).
Во второй половине XIX ученым казалось, что они близки к окончательному раскрытию первоматерии в виде совокупности корпускул - мельчайших, неделимых, непроницаемых атомов. До этого философы со времен Демокрита пользовались атомистической картиной мира, которая с появлением классической механики Ньютона приняла форму, так называемой, механистической картины мира. Однако на рубеже XIX-XX веков совершилась революция в физике: 1. Открыли делимость атома; 2. Открыли радиоактивность; 3. Открыли электрон; 4. Создали электронную теорию; 5. Обнаружили зависимость массы электрона от скорости и др. И это на фоне того, что со времен Ньютона, под массой понимали меру заключенного в атомах количества материи.
Все эти открытия носили революционный характер, оценить который через призму существующей философии (где мельчайшей частицей считался атом) было невозможно. Необходимо было менять метафизическую (не диалектическую) философию на диалектический материализм, который в 40-х годах XIX в. уже был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и как бы дожидался своего часа. Революционные открытия в физике получили интерпретацию в духе диалектики Гегеля, согласно которой, пользуясь современной терминологией, любой объект - это микрокосмос, бесконечный и вглубь и вширь. На смену понятию первоматерия пришли понятия электричество, эфир. Относительно возникшей ситуации В.И. Ленин сказал: «Исчез предел, до которого мы знали материю до сих пор» (а не материя исчезла!). Такой вывод Ленин смог сделать, вычленив: а) философское содержание понятия материя и б) естественнонаучное представление о строении материи.
Мы уже ввели понятие субстанция, которую решили понимать, как предельное основание научной теории, позволяющее сводить предельное чувственное многообразие к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Этим пониманием субстанции мы и будем пользоваться, так как оно соответствует современной постановке проблемы материи.
Единство и многообразие объективной реальности заключается в ее материальности, в том, что все предметы и явления в объективном мире представляют собой различные состояния и свойства движущихся материальных объектов вещественно-полевой природы. В объективном мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материальных объектов, их свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.
. Взаимодействие и движение как атрибуты вещественно-полевой формы существования материального мира. Основные формы движения и критерии их классификации.
Движение является способом существования материальных объектов вещественно-полевой природы. Оно проявляется в трех формах: движение объектов неживой природы, движение в живой природе, изменчивость объектов социальной природы. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую - биологическая изменчивость, а общество - социальная форма изменений.
Выясняя соотношение понятий движения и изменения, следует отметить, что изменению подвержены объекты любой природы (вещественной, социальной и духовной). Движение же является частным случаем изменения и характеризует лишь изменение местоположения вещи в поле (электромагнитном, гравитационном, сильном или слабом).
«…о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам ничего нельзя сказать» - писал К. Маркс. Отсюда вывод: если объекты внешнего мира обладают некоторыми свойствами, структурой, обнаруживают своё существование по отношению к другим телам, могут быть в принципе доступны познанию, то всё это - результата внутренне присущего им движения и взаимодействия.
Ф. Энгельс признавал качественное своеобразие различных форм движения материальных объектов и установил их генетическую и структурную связь друг с другом. Он дал следующую классификацию форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Критерием для классификации он выбрал классификацию наук первой половины XIX века. Тогда их было пять, сейчас насчитывается 15 тысяч, значит, старый критерий классификации форм движения не подходит.
Методологическое значение концепции форм движения в признании качественной специфичности высшей формы и в наличии неразрывной связи высшей и низшей форм движения.
. Пространственно-временные характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума.
Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени.
Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции.
Пространство и время являются философскими категориями, отражающими наиболее общие свойства материальной действительности вещественно-полевой природы.
Пространство - отражает свойство положения сосуществующих материальных объектов вещественно-полевой природы; время - отражает свойство последовательного сосуществования сменяющих друг друга материальных процессов.
Что представляют собой эти свойства? Ответ на этот вопрос носит как философский, так и физический характер. Причем философские проблемы решаются на основе данных физики.
В истории философии была поставлена проблема объективности пространства и времени. Относительно пространства характерно материалистическое решение этого вопроса большинством философских школ, за исключением крайнего субъективизма и агностицизма (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Э. Мах). Относительно времени вопрос об его объективности всегда стоял в центре дискуссий…
Существовало ли время до появления человека?
Существует ли время независимо от человека?
Является ли время одной из сторон человеческого восприятия мира?
Имеет ли смысл время вне человека?
Ответ на эти вопросы из обыденного опыта прост: время от человека не зависит. Однако большинство философов отвергали такое решение вопроса об объективности времени. Философы-материалисты выводили время из психической деятельности человека. Идеалисты же поступали двояко. Объективные идеалисты выводили время (и пространство) из Божественного сознания. Субъективные идеалисты выводили время из человеческого сознания.
В начале XX века В.И. Ленин был единственным философом, отстаивавшим объективный характер времени: «Философия, отрицающая объективную реальность времени и пространства…нелепа, внутренне гнила и фальшива», писал он (ПСС, т. 18, с. 193).
Современное толкование пространства и времени восходит к русскому философу-эмигранту С.А. Аскольдову. В работе Время и его преодоление он писал: «Ответить на вопрос, что такое время, - это тоже, что ответить на вопрос, что такое изменение <…> изменение есть единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами <…> несомненно, что время, как и пространство, есть своеобразная множественность и дробность бытия. Но пространство, в отличие от времени, есть абсолютная раздробленность, время же - раздробленность относительная». Для С.А. Аскольдова: пространство - это изменение в терминах времени, а время - это изменение в терминах пространства.
В истории философии встречаются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время как нечто вторичное, производное от каких-то иных сущностей, являющихся более фундаментальными.
Субстанциальная концепция пространства и времени была общепринята во времена Ньютона. Реляционная концепция вначале представляла идеалистический вариант (время и его свойства выводили из психической деятельности человека). Однако в первой половине XIX в. в философию из физики проникает материалистическая реляционной концепция (свойства пространства и времени выводили из свойств вещей, процессов, взаимодействий). Открытие неевклидовых геометрий поставило вопросы об обусловленности свойств пространства свойствами и отношениями реальных физических тел; о роли физических процессов в определении направления времени. Однако окончательного торжества реляционные концепции времени и пространства достигли в физике лишь с созданием теории относительности.
А. Эйнштейн в работе Сущность теории относительности констатировал: «Пустое пространство, т.е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но только как структурное свойство поля» [Собрание научных трудов. Том 2. С. 24].
Современная материалистическая реляционная концепция пространства и времени гласит: временные и пространственные отношения являются вторичными, производными от свойств реальных физических взаимодействий (электромагнитных, гравитационных, сильных, слабых), связывающих между собой разобщенные в пространстве тела.
Фундаментальным вопросом, входящим в проблематику времени, является вопрос о направленности времени. Две концепции времени: статическая и динамическая.
Согласно статической концепции времени: Нет никакой разницы в смысле статуса реального существования между событиями прошлого, настоящего и будущего. Все они существуют реально - одновременно.
Согласно динамической концепции времени: реально существуют только события настоящего времени. События прошлого уже реально не существуют, события будущего ещё реально не существуют. Момент настоящего времени объективно отделяет реально существующие события от их причинных предков и потомков: причинные предки существуют в нашей памяти, либо в объективной действительности в виде следов; причинные потомки существуют либо в нашем воображении, либо в наборе объективных возможностей.
. Современная постановка проблемы сознания
Сознание - это философская категория, для обозначения субъективной реальности - гносеологический образ идеального мира.
. Онтологический статус явлений сознания. Идеальность как специфика сознания. Индивидуальное и общественное сознаниe.
Одним из теоретических оснований философии является понятие бытие. Размышление о бытии связано с констатацией существования мира. Внутренняя логика проблемы бытия вело философию от вопроса о существовании мира, к вопросу о его единстве, как некого целого. В тоже время человеку достаточно очевидны существенные различия между телом и духом, природой и обществом. Установив, что мир включает в себя различные целостности, можно выделить следующие формы его существования, то есть бытийствования, а именно: 1) вещи, процессы природы; 2) вещи второй природы, произведенные человеком; 3) бытие человека; 4) бытие индивидуализированного духовного; 5) бытие объективированного духовного.
Исходя из этого списка форм бытийствования, можно сделать вывод о включении духовного, идеального в совокупную реальность бытия. Носителем духовного мира (мира сознания) является мозг конкретного живого человека. С точки зрения генезиса (происхождения), сознание - чисто человеческий, приобретенный феномен (его нет ни в животном, ни в растительном мире).
У идеального сознания нет пространственно-временных характеристик. Человеческое ощущение - элементарный факт сознания. Самосознание - индивидуализированная форма бытия духовного. Духовное как одна из форм бытия, охватывает процессы сознания и бессознательного. Духовное включает в себя знание, воплощенное в языке, нормах и принципах человеческого общения, художественного и научного творчества. Духовное условно делится на два вида: а) индивидуализированное духовное (сознание человека); б) внеиндивидуализированное духовное - духовное, которое подвергалось объективации (идеи, которыми поделился индивидуум с другими членами общества).
Бытие сознания скрыто от внешнего наблюдения, проявляет себя в форме знания и существует (бытийствует) в виде исключительно подвижных процессов (побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей и т.д.), порожденных деятельностью человеческого мозга. Поток сознания возможно ухватить только путем рефлексии его на самого себя, то есть сознание доказывает существование самого себя. Чужое сознание проявляет себя через знания.
Специфика индивидуализированных форм бытия духовного в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Специфичным является и существование сознания. Очевидно, что существование сознания связано с деятельностью человеческого мозга и центральной нервной системой индивида. Но бытие индивидуализированного духовного не сводится только к природно-биологическим процессам.
Элементы сознания не обладают пространственно-временными характеристиками, так как мыслительный образ не является материальным объектом, обладающим пространственной конфигурацией. Мыслительные образы являются чисто идеальными (нематериальными) образованиями. Физическое время также локализуется в сознании весьма своеобразно: мысль способна мгновенно воспроизводить в памяти времена, в которые человек не жил; с помощью воображения мыслить будущее. Однако в человеческом сознании всегда существует только его настоящее.
. Проблема генезиса сознания. Многоплановость сознания: бессознательные и подсознательные формы отражения, архетипическая форма сознания, сознания как высшая форма отражения, самосознание.
Своеобразным центром сознания человека является самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, своей личности.
Индивидуализированное духовное включает в себя наряду с сознанием - бессознательное. Считается, что бессознательное не просто существует, а является важной стороной психической деятельности индивида, его духовной целостности.
Целостная система бытия предполагает вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию как вторичность элемента по отношению к системе. Отсюда необходимость рассмотрения генетических предпосылок сознания в живой и неживой природе. Такой анализ предполагает изучение отражения, как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникает психика и сознание.
Неизбежность порождения сознания заложена в таком атрибутивном свойстве материального мира как отражение. Отражение является универсальным свойством материального мира и обнаруживается на любом уровне структурной организации онтологического универсума. Причем отражение в неорганической природе, в растительном и животном мире и у человека выступает в качественно различных формах, то есть существует генетическая иерархия форм отражения (усложнение форм отражения).