Переоценка христианских ценностей Фридрихом Ницше

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Переоценка христианских ценностей Фридрихом Ницше

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионально образования

Балтийский Федеральный Университет имени Иммануила Канта

Кафедра философии





Курсовая работа по теме:

Переоценка христианских ценностей Фридрихом Ницше


Работу выполнил

студент 4 курса

специальности «Философия»

Дурманов Константин Сергеевич

Научный руководитель

к. филос. н., доцент

Луговой Сергей Валентинович


Калининград

Содержание

Введение

. Критика христианской религии

. Критика христианской морали

. Вечное возвращение и воля к власти

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена немецкому философу Фридриху Вильгельму Ницше. Основателю неординарного философского учения, носящего неакадемический характер. Основателю философии жизни. Основной темой работы является переоценка христианских ценностей Фридрихом Ницше.

Актуальность темы отрицать нельзя и по сей день. До сих пор в концепции Ницше мы можем видеть современное уже нам общество, всё такое же, загнанное в оковы и не способное взять на себя ответственность за свободу индивидов, за истину. Мы видим, как ослабевает с каждым мигом человек. В мире всё ещё господствует та мораль, которую мыслитель назвал рабской. Мораль, почитающая сострадание, христианская мораль, противоречащая истинному течению жизни. «Но сострадание называется сегодня у всех маленьких людей самой добродетелью - они не умеют чтить великое несчастье…». Мы перестали уважать то, что нас укрепляет и делает сильнее, даёт нам возможность продолжать жить. Подобная мораль заразительна как чума, она размножается со скоростью бактерий: «Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. Само страдание делается заразительным через сострадание». В итоге, чем больше страдания, тем меньше жизни, что является путём к вырождению.

Поскольку же данная мораль до сих пор царит в современном обществе, как мы позволяем себе утверждать, постольку и данная философская проблема, поднятая Фридрихом Ницше, будет столь же актуальна. Именно по этой причине она и была выбрана мной в качестве темы курсовой работы.

Если затрагивать вопрос о степени разработанности темы, то она достаточно популярна среди различных исследователей. Конечно, учитывая всю гибкость философии Ницше, мы можем говорить о том, что есть вероятность обнаружить нечто новое, но на это потребуется не малое количество времени и усилий.

Объектом рассмотрения в работе являются философские взгляды Ницше касаемо христианской морали, религии и устройства мира.

Предметом исследования явились такие тексты Ницше как: «Так говорил Заратустра», «Весёлая наука», «Антихристианин. Проклятие христианству», «По ту сторону добра и зла» и «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Это основные тексты, в которых содержатся идеи касаемо критики христианства и морали, а так же идея о вечном возвращении и воле к власти.

Задачей ставилось изучение критики Ницше христианской религии и морали, а также теории вечного возвращения как мифа, предложенного взамен христианства и воли к власти, являющейся фундирующей чертой жизни как таковой.

Курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы.

христианский ницше миф

1. Критика христианской религии

Фридрих Ницше - фигура неоднозначная ровно настолько же, насколько и неоднозначно интерпретированная. Кем его только не успели назвать: и нацистом, и фашистом, и антихристом, и сумасшедшим. Действительно, философия этого мыслителя гибка и, как следствие, удобна для подгона под тоталитарную, к примеру, идеологию. Со своей идеей воли к власти, идеей Сверхчеловека, превосходящего собою всех остальных. Но отбросим все подобные представления и клише. Перед нами такой же, как и мы, человек, которому не понравилось то, что он видел, и он решил переделать. Он тот, кто увидел вырождающееся человечество. Человек, осознавший незначимость всех его ценностей и пришедший, в итоге, к нужде их переоценки, к смене самого образа оценивания. Человек, попытавшийся преодолеть нигилизм.

Прежде чем начать разговор о переоценке ценностей, нужно разобраться с нигилизмом Ницше, ведь именно преодоление этого нигилизма и есть та самая переоценка.

Что же такое нигилизм вообще? Обратимся к определению, которое даёт нам Пиама Павловна Гайденко: «Нигилизм - в широком смысле слова социально-нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни; в буржуазной западноевропейской философии - осознание социального и духовного кризиса буржуазного общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеческой деятельности». Нигилизм - отрицание. Что нужно сделать верблюду, чтобы стать львом? Отринуть, скинуть свою ношу. Убрать со своей спины тюки догм, правил и установок.

Где же Ницше видит начало нигилизма, начало пути к своему сверхчеловеку? Источник отречения устоявшихся ценностей философ усматривает в гниющей христианской религии, в её разложении. Это гниение совпадает с началом буржуазной эпохи, для которой нужны новая мораль, новая религия, новый образ действий, новая система ценностей, если говорить иначе, но христианство наседает, связывает, не дает, оно продолжает диктовать.

Но проблема христианства, по Ницше, в том, что оно убило Бога. «"Отчего умер Бог?" Карл Ясперс пишет, что ответов на этот вопрос у него несколько, но только один до конца продуман и развит: причина смерти Бога - христианство. Именно христианство разрушило всякую истину, которой жил человек до него, и прежде всего, разрушило трагическую истину жизни досократовских греков. На ее место христианство поставило чистые фикции: Бога, моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупление». Жизнь продолжается, образ действий меняется, но догмы, которые висят над головами новых людей, не дают им двигаться и начинают отвергаться, они перестают иметь значение в повседневности, нет ни одного христианина истинного, не имеет религия более того значения, которое у нее было, более того, не имеет нынешнее время нужды в религии. Умер Бог, мы убили его, вот, на мой взгляд, от чего такая фраза, вот оно начало переоценки ценностей: смерть образа оценивания.

Почему же мы говорим о том, что Бог не умер, а, именно, мы убили его? В этом моменте следует обратиться к труду Ницше «Антихристианин. Проклятие христианству». В данном тексте философ пишет о том, что понятие Бога было лишено своей естественности. Такой Бог не может являться выражением самосознания народа, такой Бог условен. С позиции такого Бога счастье рассматривается как награда, а несчастье, в свою очередь, как кара за непослушание Богу либо за противление ему. Перед нами появляется Бог, который требует, вместо Бога, который помогал. В данном ключе стоит сказать о том, что при новом Боге мораль становится полностью противоположна жизни как таковой. Вот в чём смысл слов о том, что мы убили Бога.

Почему же для Ницше так важна именно переоценка, а не просто смена ценностей? Зачем ему нужно всё сметать и отстраивать заново? В данном случае важно понять, что такое ценность в философии Ницше. Здесь стоит обратиться к статье Мартина Хайдеггера «Слова Ницше Бог мертв», которая была напечатана в журнале «Вопросы философии»: «Сущность ценности покоится в том, что она - точка зрения. Ценности - это отнюдь не нечто такое, что сначала существовало бы в себе и лишь затем могло бы при случае рассматриваться как точка зрения». Смысл этих слов в том, что Ницше не рассматривает ценность, как нечто имеющееся уже, до отношения к нему, у Ницше само отношение, точка зрения на что-то, есть ценность. Ценности не могут существовать в себе, они исходят лишь от нас и только от нас, так как наше отношение к чему-то есть ценность, мы - есть главная ценность. С пониманием ценности Ницше, можно сказать, делает свою философию антропологической, делает человека центром и в своём нигилизме делает его тем, что надо преодолеть.

Само понятие «нигилизм» появляется ещё в 1799 году в труде "Sendschreiben an Fichte" немецкого философа Фридриха Генриха Якоби, который полемизировал с рационалистическими учениями Канта, Фихте и Шеллинга. У Ницше же нигилизм впервые предстаёт в своём культурно-историческом значении. Определял же он нигилизм как то, что обозначает потерю высшими ценностями своей ценности, как то, где нет цели, а, следовательно, нет ответа на вопрос «зачем?». Также следует понять, что нигилизм, для Ницше - это не просто явление или мировоззрение, это процесс, процесс в его историческом совершении. Сущность же данного процесса заключается в том, что он понимается как «обесценивание высших ценностей, какие существовали прежде». Можно даже говорить о том, на мой взгляд, что мы не можем привязать нигилизм, как форму мысли, к какому-то одному определённому периоду истории. Нигилизм приходит сам, он приходит тогда, когда высшие ценности существующего мира обесцениваются, прекращают своё существование, но мир существовать продолжает, и этот мир, который лишился всего того, что его наполняло некоторое время, будет требовать полагания ценностей новых. «Под нигилизмом Ницше разумеет обесценивание прежних высших ценностей». Сам нигилизм, во всем историческом движении, есть закономерность в совершении обесценивания всех прежних высших ценностей, обесценивание же, в данном случае, по словам Хайдеггера, можно толковать как переоценку всех ценностей. Исходя из всего этого, можно сказать, что нигилизм не покоится лишь в распаде ценностей, он также представляется нам и в возможности ценностного полагания вообще.

Нигилизм самого Фридриха Ницше, как он отмечал, явился реакцией на традиционно-либеральную форму буржуазной идеологии. Задачей данной идеологии ставилось сохранение идеалов, провозглашенных в эпоху буржуазных революций, то есть идеалы либерализма, идеалы равенства. Своим нигилизмом Ницше пытается утвердить иллюзорность всех этих идеалов, показать их абсолютную несовместимость с действительностью, абсурдность. Все лозунги о равенстве прав, о миролюбии и справедливости для Ницше суть обозначение того, что имеет цену лишь в данной конкретной борьбе, но никак не в реальности.

Но есть у нигилизма и ещё один источник, источник более глубокий, чем то, что наблюдается. Находится этот источник в самой христианской религии. Служит ему началом раскол христианской религией мира надвое: на мир реальный - земной, и на мир сверхчувственный - потусторонний. В итоге разоблачения мира потустороннего у человека ничего не остаётся за исключением мира земного. С разоблачением сверхчувственного приходит смерть Бога. «Идея Ницше заключается в том, что смерть Бога является, бесспорно, величайшим, ошеломительным, но недостаточным событием. Ибо "нигилизм" продолжается, только чуть сменив форму. До последнего времени он означал обесценение, отрицание жизни во имя высших ценностей. Теперь другое - отрицание этих самых высших ценностей, замену их ценностями человеческими, слишком человеческими». В этих словах Ж. Делёза мы можем найти и отражение настроений эпохи Ницше, её крики о провозглашении либеральных ценностей. Так же можно говорить о том, что подобным образом христианство здесь отождествляется, как отмечает в своей статье Гайденко, с социализмом, являющим собой «современную форму христианства». Социализм забрал все содержания, изменив их формы. Но нигилизм все ещё существует, он не полный, он не изменил ценностей, он всего лишь заменил старые ценности новыми. Нам же требуется нигилизм полный, завершенный, классический, как называет его Хайдеггер. Хоть такой нигилизм и нельзя представить без переоценки всех прежних ценностей, но здесь эта переоценка не просто заменяет старые ценности новыми, она «становится переворачиванием самих способов оценивания». Подобное «переворачивание» Ницше усматривает в полном уничтожении христианства с его моралью. Когда исчезнет христианство, исчезнет деление мира на потусторонний и посюсторонний. Когда мы покончим с христианством, мы покончим и с нигилизмом. Конец нигилизма означает конец переоценки ценностей, означает начало нового способа оценивания вообще. «Это приведёт нас к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для которого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный"».

Критика Ницше христианства - это критика всей человеческой морали. Той морали, которую мыслитель назвал «моралью рабов». Это не просто критика морали, это её уничтожение, поскольку начинается эта критика с основ, постольку она и уничтожение всего того, что было надстроено.

Исходя из содержания критики христианства Ницше, можно сказать, что критика эта двоякого рода. Критика первого рода, это, собственно, критика учения Иисуса Христа. Центральный стержень доктрины Христа, как считает Ницше, представляет собой не что иное, как оправдание тотального пацифизма, данная доктрина обязана нести на себе отпечаток, выражающий определённое состояние бытия: отпечаток непонятно для чего преувеличенной чувствительности к страданиям. Если мы будем говорить о том, что такое состояние в целом присуще человеку, даже без учета производимых человеком ценностей, мы должны понять, что человечество, как таковое, не возникло бы, поскольку развитие, эволюция высших качеств возможна лишь в конфликтах, в решении различного рода противоречий как между индивидуумами, так и внутри них, в их душе. Выходит из этого то, что если все будут слепо следовать доктрине Христа, то наступит «закат человечества». Наступит же закат по причине невозможности развития. Также критике подвергается и само христианское мировоззрение, которое Ницше считает абсурдным и противоречащим самой жизни: «Всякая практика каждого момента, всякий инстинкт, всякая оценка, переходящая в дело, - всё это теперь антихристианское: каким выродком фальшивости должен быть современный человек, если он, несмотря на это, не стыдится ещё называться христианином!». В этой фразе он показывает всю ненужность христианства в современности. На основании этого можно сказать, что критика христианского мировоззрения является задачей, которая «ставится для него таким образом: «Бог умер», но люди продолжают жить так, как будто известие о Его смерти еще не дошло до их сознания». Смысл же решения этой задачи в донесении вести о смерти Бога до людей при помощи развенчивания морали этого Бога.

Вина за смерть Бога лежит на самом христианстве, на всем времени его существования. Мир, как таковой, сам по себе, движется наугад, бесцельно, мир - в смысле потока жизни. Христианство сделало своей главной ошибкой придание этому миру цели - избавление от зла. Но данная цель истинной не является, так как она придумана и навязана ради утверждения Бога. Христианство не состоятельно, по отношению к реальному миру, так как подходит к этому миру с ценностными суждениями, оно придаёт ему то, чего в нём нет. По причине этого мир воспринимается не таковым, каков он есть в действительности, суждения о нем происходят из сопоставлений с тем, чем он являться должен - царством небесным и т. п.. Подобным способом христианство навязывает жизни иной смысл, тем самым мешая выявить смысл подлинный. Вот, что вменяется в вину христианству в смерти Бога. Но не Бога вообще, а Бога естественного.

Но что происходит, когда человек избавлен от ценностей из-за их несовершенства? Человек остаётся один, у него более нет Бога, человек получает свободу. Но про подобную свободу нельзя сказать, что она легка, это можно назвать, скорее, бременем свободы, чем облегчением, подобная свобода не более легка, чем груз ценностей. Нужно осознавать, что когда пропадает вера в Бога, за всё происходящее ответственным становится человек и только человек.

Ницше считает, что весь мир, который выстроило христианство, лежит в ненависти к действительности. Этот мир является выражением неудовлетворённости реальностью.

Для того чтобы разрушить миф христианства мы, прежде всего, должны отвергнуть любую телеологию. Любое учение, пытающееся разъяснить эволюцию мира и человечества, с позиции каких бы то ни было конечных целей, должно быть отвергнуто как пережиток. «Понятие цели есть первое, в чем Ницше видит тень Бога; оно не имеет ничего общего с действительностью, а представляет собою всецело наше изобретение». Основываясь на подобном можно говорить, что Ницше полагал подтверждённым факт существования Бога исключительно в нашем сознании и нигде более. Но проживание подобного постояльца сознанию нашему лишь вредит. Способ избавления от этой чумы можно рассматривать как выявление этой мысли лишь в качестве идеи, показать способ образования этой идеи и то, как она смогла обосноваться в разуме.

«Бог, по Ницше, есть не что иное, как отражение человека». Бог - это то, чему человек отдал возвышающее его, он отдал власть, внутреннюю силу, любовь. Все то, что является очень сильным, но скоротечным и человек, в силу этого, считает себя не пригодным для несения подобной ноши.

Почему же именно в эпоху Ницше так резко появилась нужда в переоценке современной морали? Христианство, для Ницше, связано с феноменом церкви, жаждущей власти. А раз есть претензии на власть, то есть и «феномен светской политики в рамках складывания западного человечества и культуры нового времени». Карл Ясперс в своей работе «Ницше и христианство», пишет о том, что церковь для великого философа «смертельный враг всего благородного на земле». Что здесь имеется в виду? Это отстаивание «рабской морали», о которой мы еще скажем, стремление подавить в человеке всё, что его возвышает.

Очень хорошо смысл критики христианства отражается в выражении «Падающего - толкни». Христианство для Ницше - это религия слабых и немощных, это мораль рабов, их удел. Христианская религия ограничивает действия человека, она лишает его ответственности, что есть следствие лишения самостоятельности действий, отрицается свобода мышления.

Подтверждение нашим словам, о том, что христианство - религия ложная, мы находим у Ницше в произведении «По ту сторону добра и зла»: «Тот, кого называют они избавителем, заковал их в оковы. В оковы ложных ценностей и слов безумия!».

Вредно христианство и не только из-за своей ложности. Христианство превращает человечество в толпу. Происходит это по причине христианского монотеизма. Из-за однообразия божественной идеи предполагается и однообразие менталитета человека. Следует вспомнить и то, что современное христианство навязывает жизни воображаемый смысл, что не может не препятствовать выявлению смысла истинного. Отрицая религию в подобном ключе, можно говорить о том, что Ницше не предполагает полного её уничтожения, он желает её лишь очистить от всей «шелухи», от всего того, что противоречит жизни, что было создано явно не по воле сердца, но в соответствии с чьими-то интересами, он, в качестве религии, предлагает миф о вечном возвращении. Вот каковы основные причины недовольства христианством: отрицание свободы духа, отрицание ответственности и самостоятельности человека, превращение несвободы в идеал, а смирения - в добродетель.

Нельзя не сказать и о психологическом вреде христианства. Здесь для нас ключевым понятием является «грех». Именно с христианством приходит в мир понятие греха. Понятно, что грех напрямую связан с моралью. Ощущения свершения греха вызывает те состояния, которые Ницше были описаны как нечистая совесть и страдание. Любое желаемое действие, не являющееся по сути своей приступным, может быть причиной страданий, если оно попадает под определение греха. Основываясь на этом, можно сказать, что христианство не интересует суть совершённого деяния, если сама форма этого деяния попадает под понятие греха. Отсюда следует, что любое наше действие, будь оно совершено из побуждений справедливости или ещё каких бы то ни было, может являться греховным без учета своего содержания, а лишь если его форма является греховной и, как следствие, даже самые благородные поступки могут доставить нам страдания. Противоположностью подобной ситуации выступает «религия» досократовской Греции. Главное отличие её состоит в практически полном отсутствии понятия «грех».

Основной причиной критики христианства является, как мы уже выяснили, христианская мораль. Она ничтожна, ничтожна потому, что ей должны подчиняться все, обращается она к несвободным, к рабам, считающим жизненным идеалом свою несвободу. Ницше же стоит на позиции абсолютно противоположной. Он полностью за свободу человека. «На место христианского идеала слабого человека необходимо поставить идеал античности и эпохи Возрождения - идеал сильной и свободной, творческой личности, не подчиняющейся моральным нормам».

Из всего этого исходит то, что можно назвать новой целью, которую Ницше ставит перед человечеством. Эта цель не является человеку чуждой, она не является недоступной нашему познанию по той причине, что нет над человеком никакой высшей действительности. Из отсутствия же над человеком какой-либо высшей действительности следует то, что сам человек должен стать по отношению к себе же, существом высшим. Единый, мертвый Бог заменяется, в таком случае, множеством богов человеческих, «смерть Бога есть вместе с тем воскрешение политеизма». Божественное в том, что есть Боги, но нет Бога.

Ещё один момент, который нужно уяснить, это то, что после смерти Бога мы ещё не можем говорить об осознании переоценки высших ценностей, разговор об этом может идти лишь после осознания того, что «Бог мёртв». Не смерть Бога ведёт к переоценке, осознание Его смерти - вот главный фактор.

В своей статье «Ницше и противоречия антихристианина» А. С. Ухов описывает всю критику христианства Ницше семью тезисами. «Тезис первый. Порочность есть всякого рода противоестественность», здесь можно сказать о том, что порочнейшим человеком на земле является священник, поскольку именно он учит нас противоестественному, он подменяет нам реальные ценности искусственными. Христианство само по себе есть главная порочность. «Тезис второй. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную нравственность», это есть содействие лжи и преступлению против человечества. «Тезис третий. Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики должны быть сровнены с землёй», необходимо уничтожить любое упоминание о христианстве, необходимо уничтожить его истоки. «Тезис четвёртый. Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к противоестественности». Как можно воспевать жизнь, запрещая её? Любое противление половой жизни сравнимо с препятствием жизни как таковой, относить половую жизнь к греховному - значит совершить ещё более тяжкий грех, грех против самой жизни. «Тезис пятый. Запрещается есть за одним столом со священником», здесь нельзя понимать слова буквально, подоплёка их заключается в том, что священник, как говорит А. С. Ухов, должен стать для нас неприкасаемым, неприкасаемым в том плане, в котором понимался в Древней Индии «чандала». Шестой тезис несет в себе смысл того, что вся христианская история является историей проклятой, историей того, как человечество было лишено своей воли, своей силы, своей свободы. Такая история должна быть названа своими словами, она не должна превозноситься, она не должна возвеличиваться, она есть уродство, она есть преступление. Тезис седьмой постулирует, что все прочие положения критики христианства следуют из шести вышеприведённых.

Если мы постараемся найти какое-то определённое основание критики христианства Фридрихом Ницше, мы должны понять, что такого основания нет, не существует какой-то определённой точки отсчёта. Основанием критики христианства является вся философия Ницше: его этика (с идеей переоценки всех ценностей и идеей сверхчеловека), его онтология (воля к власти, вечное возвращение) и теория познания.

Подытожить данный параграф и всё его содержание можно прекрасной цитатой из работы Фридриха Ницше «Весёлая наука»: «Поскольку люди мнили себя сознательными, они прилагали мало усилий к тому, чтобы приобрести сознательность, - ещё и теперь дело обстоит не иначе! Это всё ещё совершенно новая и впервые лишь предносящая взору, едва ли ясно различимая задача - органически усвоить знание и сделать его инстинктивным, - задача, открытая лишь тем, кто понял, что до сих пор нами органически усваивались лишь заблуждения и что вся наша сознательность покоится на заблуждениях».

2. Критика христианской морали

Переходя к рассмотрению морали, следует отметить ещё пару положений. Христианская мораль приписывается Ницше к явлениям, расслабляющим и вредящим жизни. Эта мораль возвела в ранг достоинств и добродетелей права бесправных, угнетённых: «… у них есть своя добродетель, чтобы долго жить в жалком довольстве собою». С позицией Ницше, с его волей к власти, подобная мораль вредна, так как она сама, как таковая, противоречит требованиям власти, а, как следствие, самой жизни, поскольку жизнь - воля к власти. Мораль для философа противна, она является фактором отчуждения человека от его естества, от чистого ритма жизни. Почему? Посредством морали человек отделяется от мира, она ставит между ним и миром стену иллюзий, она подменяет ответы на вопросы о нашем бытийствовании системой ложных ответов, не органичных для жизни как таковой. Мораль есть величайший грех, это ступор жизни, это ящик стола, в который сложены истины.

При рассмотрении философии Ф. Ницше следует понимать, что мораль, хоть он её и отвергает, являет собой стержень этой философии, она - центральная точка. Все идеи, касающиеся государства, христианства и даже самой философии, так или иначе, сводятся к проблеме морали, по причине того, что на основе её норм и ценностей зиждется человеческое существование. Так же не стоит упускать из внимания то, что ни одна мораль не есть до человека, она всегда результат какой-либо исторической ситуации, благодаря которой она проявляется. Из этого следует, что мораль есть нечто производное от жизненного начала в человеке или, как пишет Юнгер, в «худшем случае - дериватом мертвящего начала в нем». Таким образом, выходит, что мораль есть то, что создано человеком и для человека, и то, к чему она ведёт, зависит только от человека.

Рассматривая критику христианской морали Фридрихом Ницше, нужно руководствоваться тем, что философ не намерен ограждать или исправлять какую-либо действительную или возможную мораль. Цель состоит в том, чтобы уничтожить старую мораль и поставить на её место новую. Лишь таким образом возможно коренное изменение в системе ценностей общества, в образе оценивания вообще.

По отношении к религии в принципе, Ницше занимал позицию негативную. Он рассматривал её как то, что формирует в нас несамостоятельное сознание, смирение и, как следствие, несвободу. Религия для Ницше - это символ заключённого в оковы, зависимого сознания. Подобное представление является одной из основ порицания всех нравственных догм, являвшихся поддержкой прежнего человечества. Это причина желания уничтожить всю прежнюю мораль и установить на её месте свою, новую.

Проводя свои философские исследования, Ницше, делает весьма интересное утверждение. Он говорит о том, что изначально существовало две системы морали, которые были созданы абсолютно противоположными группами. Первая группа представляла собой аристократию, высшие слои общества и мораль их соответствовала образу жизни, это была «мораль господ». Вторую группу представляли рабы и плебеи, и их мораль соответствовала их образу жизни, и такая мораль - «мораль рабов».

«Мораль рабов» явилась реакцией на «мораль господ». Мораль эта была создана людьми, изначально обделёнными жить возможностью за счёт своей силы, эта мораль была нужной, чтобы из разряда «недостаточного» перейти на более высокую ступень. Для этого требовалось обличить мораль сильных, что было сделано посредством введения силы другой - Бога, несущего идею о том, что лучшего достоин лишь тот, кто слаб, бессилен и беден. Эту силу само человечество, которое создало её, убило этой же моралью, которая противоречит истинному ходу жизни.

В одной из своих работ Ницше пишет: «Мертвы все Боги; теперь мы волим, чтобы здравствовал сверхчеловек». Можно сказать, что этой фразой на место Бога ставится человек, но это не такой человек, как все мы, а это сверхчеловек. Сверхчеловек - это идеал человека, он не ведает многих моральных запретов и имеет практически неограниченные права, он то, к чему должен стремиться каждый из людей. Но пока что такой вид человека у нас ещё не появился и в мире до сих пор господствует «мораль рабов».

Разбирая учение Ницше о морали, можно подойти к такому выводу, что всякий имеет тот тип морали, который наиболее всего соответствует его природе. То есть мораль человека соответствует его образу жизни, мораль общества - соответствует его образу жизни. Образ жизни - вот чрево матери, породившей мораль как таковую.

Нельзя упускать из глаз и тот фактор, что для Ницше люди не равны изначально: одни сильны от природы, другие же, по самой природе слабы: «… люди не равны - так говорит справедливость». Именно из этого природного различия, которое не могло не сказаться на различии в жизни, следует различение морали. Сильнейшие (если обращаться к терминологии Ницше - «хозяева») из них ценят решительность, личное достоинство, настойчивость, самоуверенность и целеустремлённость. Слабые («рабы» - у Ницше) предпочитают этому сострадательность, альтруизм, мягкосердечие и т. п..

После завершения эпохи восстания рабов (три крупнейших восстания рабов в поздней Римской республике: первое сицилийское, второе сицилийское, восстание Спартака) «рабская мораль» становится господствующей и продолжает оставаться таковой, по сей день. По этому поводу Ницше отмечает, что всё идёт так, как оно и должно в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Плохо в таком случае то, что даже «хозяева» начинают подчиняться этой морали.

В основании господствующей морали Ницше выявляет три положения. Во-первых, положение о всеобщем равенстве. Во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других. В-третьих, об абсолютной моральной ценности, не требующей никаких доказательств, так как она цель, а не средство. Мораль, основанная на данных положениях, вполне закономерно предполагает в себе принципы альтруизма, справедливости, сострадания, превосходства духовного над материальным и т. п., а также несамостоятельность человека и заключение его разума в оковы.

Собственная моральная позиция Ницше радикально отличается. Его позиция - это позиция «хозяина». В своей морали он ценит жизнь в её биологическом смысле, так как лишь жизнь может иметь абсолютную ценность и порождать всё то, что имеет ценность. Свобода может иметься лишь у того, кто имеет достаточно силы для её завоевания и отстаивания. Люди не равны между собой, они либо лучше, либо хуже, зависит это от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Справедливость, в том виде, в котором представляет её господствующая мораль, является для мыслителя ложью, не может истинная справедливость основываться на равенстве. Истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает, заслуги же измеряются количеством жизни. Равенство, есть не что иное, как показатель упадка. Ложным объявлен и принцип полезности: назначение жизни не в увеличении добра. Сама жизнь - величайшее и высшее добро, лишь это может иметь значение. Принцип альтруизма философом также отбрасывается: если и есть у кого-то великая цель, то она явно важнее благополучия ближнего. Более того, альтруизм причислен к эгоизму, правда, эгоизму слабого. Что же до милосердия, то милосердие - пустая трата энергии на тех, на кого тратить её не стоит, на слабых и немощных, а это противоречит требованиям самой жизни. Лозунг подлинной жизни «падающего - толкни».

В человеке Ницше желает видеть «воина». Принимать войну следует не как необходимую службу, а как стиль жизни, нужно постоянство борьбы за свои мысли и идеи. Жизнь требует от человека борьбы, твёрдости, жестокости, а не добра и расслабленности. «Беззаботными, насмешливыми, сильными - такими хочет нас мудрость: она - женщина и любит всегда только воина». Я считаю, что в данной цитате мы можем с полной уверенностью заменить понятие мудрость на понятие жизнь, поскольку коренных изменений в смысл выражения это не привнесёт. Истинная жизнь - она есть мудрость.

«Рабская мораль» до сих пор является главной занозой человечества. Самым главным провалом человечества является то, что у неё (у рабской морали) есть все шансы на успех. Воплощение рабской морали в современном мире, философ видит не только в христианстве, но и в социалистическом и демократическом движениях. Данные политические движения Ницше считает производной формой христианской идеологии. Это можно назвать даже не просто производной формой, а в принципе, новой формой христианства, если учесть все те положения, что провозглашаются социализмом и демократией.

Когда мы говорим о морали, мы всегда обращаемся к такому понятию как долг. Долг - это те нравственные требования, исполнение которых приписывается нам господствующей моралью. Долг всегда подразумевает собой действие во имя чего-то, но у человечества, как мы уже выяснили, нет цели, следовательно, обращаться к людям с какими бы то ни было нравственными требованиями абсолютно бессмысленно. Когда нет общей цели, то не может присутствовать и общее законодательство, отсюда, по этическому учению Ницше, следует, что нет для всех людей единого пути.

Нельзя оставить без рассмотрения отношение Ницше к состраданию как к одной из основ, которую пропагандирует христианская религия и, как следствие, современная мораль. Сострадание для мыслителя не есть что-то, что мы готовы искренне предоставить кому-то, оно является всего лишь одним из способов самоутверждения и, что самое важное, в первую очередь самоутверждение перед самим собой. Совершенно очевидно, что практически во всех случаях мы могли бы спокойно отвернуться от чужого страдания и не доставлять ему ни малейшего внимания. Когда же мы не даём себе проигнорировать чьи-то страдания, мы, не более и не менее, приходя на помощь к страдающему, утверждаем себя, доказываем сами себе то, что мы о себе помним. Самый главный минус сострадания заключён в том, что оно увеличивает количество страждущих, то есть оно парализует закон естественного отбора, основной закон развития, благодаря чему сохраняется всё то, что уже должно умереть: «Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть». Таким образом, парализуя закон естественного отбора, сострадание парализует и саму жизнь, не давая старому освободить место для нового.

Исходя из того, что мы выяснили о сострадании, приходим к ещё одному важному положению этической концепции Фридриха Ницше: для всего живого полезно увеличение его могущества, уменьшение же - вредно: «Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, самою власть» - вот то, что является, по мнению мыслителя, важным для жизни. Смысл данного положения предельно прост и ясен: при ослабевании стремления к могуществу индивид приходит к упадку, что может повлечь за собой его исчезновение.

Но в чем же философ видит лучшее опровержение современной либеральной морали? Подобное опровержение состоит в доказанности историей полезности зла как такового. Добро современная мораль отождествляет ни с чем иным как с полезностью и целесообразностью, с нравственностью. А что есть нравственность? Нравственность - послушание нравам, а, следовательно, ограничение самоей жизни и нарушение её истинных принципов. Здесь задача современной морали сведена к тому, «чтобы отнять от жизни всю ту опасность, которая прежде была ей присуща», получается, что добрым является лишь то, что направлено на безопасность человека и его спокойствие, что явно человека отрывает от жизни. Злое же - это нечто непредвиденное и необычное, это речные пороги в течении жизни, это то, что необходимо преодолевать, чтобы становиться сильнее и превосходить мощью остальных, дабы выдержать естественный отбор. «На деле, однако, злые влечения целесообразны, родоохранительны и необходимы не в меньшей степени, чем добрые, - лишь функция их различна».

Добро и зло - это абсолют оценивания всего того, на что распространяется современная мораль, это две крайние точки отрезка морали, «демаркационные линии», если желаете, жизни. Разобрав отношение Ницше к ним, мы можем подвести краткий итог нашего параграфа. Из всего того, что было сказано выше, исходит лишь одно следствие: высшими духовными ценностями для философа являются жизнь и воля к власти как проявление силы и мощи человека, проявление его развития и эволюции, проявление пути к Сверхчеловеку. Самое же важное, что следует отметить - жизнь и воля к власти понимаются «в самой грубой био-физиологической форме - форме инстинкта».

. Вечное возвращение и воля к власти

Такое понятие, как воля к власти, у Ницше является универсальным разъяснительным принципом, с помощью которого он охарактеризовал процесс непрерывного становления. Это является психологической потребностью человека, которую он желает удовлетворить.

Перед тем, как перейти к рассмотрению воли к власти, рассмотрим понятие «становление» у Ницше. Его становление ничего общего не имеет с дарвиновской теорией эволюции, оно скорее похоже на досократовские представления, в которых отрицались, какие бы то ни было, конечные цели, связанные с изменением мира, а, следовательно, сохранялись представления о вечности первоначал мироздания. Становление у ранних греческих философов не что иное, как постоянное повторение мира в его вечных возвращениях. Подобные представления связаны ещё с Гераклитом. Ницше такое «становление» отождествлял с бесконечностью морских волн, накатывающих на берег всё время с определённой частотой.

Е. С. Элбакян в своей статье «Философия религии в Философии жизни Ф. Ницше и А. Бергсона» пишет о том, что учение о вечном возвращении - это миф, выдвинутый взамен христианской теологии. В этом мифе человек имеет право утвердить свою волю в стихии вечного становления. Вместо того, что предлагала людям христианская религия и мораль, Ницше предложил выйти за пределы человеческой жизни.

Теория вечного возвращения является следствием того, что нужно было дать миру объяснение и принять его. Основой же теории послужила мысль, высказанная Евгением Дюрингом, о том, что вся вселенная может представлять собой комбинации нескольких элементарных частиц. Из этого следует то, что весь мировой процесс, по сути своей, явился бы «калейдоскопом» из различных комбинаций, имеющих предел. Подобное положение же позволяет нам заявить, что после многократных изменений системы мы получим Вселенную, которая будет идентична уже ранее имевшейся. Получается, что мировой процесс - цикличное повторение уже бывшего. Сам Дюринг свою теорию позже опроверг, считая, что из-за размеров Вселенной комбинации уходят в бесконечность. Но Ницше подобной идеей был поражён и не мог не использовать её.

Поскольку вечное возвращение - это постоянное цикличное движение, то отсюда следует, что бытие, таковое, каково оно есть, не имеет в себе ни цели, ни смысла, оно лишь повторяется раз за разом. Следуя из этого, мы с полной уверенностью можем сказать, что раз всё бытие повторяется, то повторяется и человек, поэтому никакой потусторонней жизни нет и быть не может. Впервые же идея вечного возвращения была сформулирована Ницше в «Весёлой науке».

В рамках Вечного возвращения необходимо рассмотреть понятие силы. Оно необходимо соотносится с такими понятиями как боль и жизнь. Боль для Ницше - это и есть сама жизнь, а следственно и то, что нужно не уменьшать или уничтожать, а то, что нужно рассматривать как меру любой силы. Жизнь и боль, а лучше жизнь или боль, являются мерой силы. Для Ницше жизнь имеет место лишь там, где страдают, где ощущают боль, лишь там есть счастье. Здесь можно усмотреть полемику с Шопенгауэром, для которого боль - возражение против жизни, выражение её бессмысленности.

Своё же качество и свою сущность сила может обрести лишь в отношении с другими силами. Сущность силы в соотношении с другими силами. Жиль Делёз пишет «Повсюду мы видим торжество нет над да, реактивного над активным. Сама жизнь становится приспособительной, регулирующей, она умаляется до вторичных форм: мы даже не понимаем, что значит - действовать». Это торжество «рабов», их морали, которая поглотила мир, сковала его. Торжество иллюзорного мира над миром реальным. Уничтожение жизни истинной. Торжествуют же «рабы» посредством заразительной силы слабости, а не посредством увеличения силы собственной. Подобное «торжество» является подспорьем для реактивного (отрицательного) становления всех сил, что есть. Подобное же становление есть не что иное, как вырождение.

Реактивное становление не может быть полезным, оно ведёт лишь к упадку, оно не может быть основой для ценностного полагания. Для преобразования всех ценностей необходимо становление сил активное. Исходя из этого, мы с уверенностью говорим о том, что преобразование ценностей - это смена мест в отношениях сил «отрицание - утверждение».

Как же это связано с вечным возвращением? Оно (вечное возвращение) есть ни что иное как постоянный повтор всего бытия, повтор, призванный отобрать лучшее. Вечное возвращение - это способ утверждения активного становления сил, способ избавления от вырождения.

Вечное возвращение как факт - это беспрерывное течение явлений, а этим самым и даже в этом самом доказывается то, что мир цели не имеет и, как следствие, не имеет конца. Евгений Трубецкой интересно описал мир в процессе вечного возвращения: «Он беспрестанно умирает и беспрерывно нарождается, питаясь своими экскрементами; он вечно течет и неспособен застыть в каком-либо состоянии; в нем нет ничего непреходящего, ничего вечного, кроме самого процесса бесконечного течения». Самое важное, что следует уловить из мысли русского публициста, - «в нем нет ничего непреходящего, ничего вечного, кроме самого процесса бесконечного течения». Нет вечного бытийствования чего-либо, вечен лишь сам процесс становления, откидывающий в своём течении реактивное и оставляющий активное для преобразования самого себя каждый раз.

То, что всякое явление повторяется в процессе вечного становления, - это необходимость, связанная с необходимостью повторения одинакового положения вещей в бесконечном течении времени. Именно из этой мысли выводится положение о том, что должно отвергнуть всякую надежду, необходимо себе уяснить, что никакой небесной жизни в будущем не ожидается и не ожидается никакого утешения. Мы являемся, если угодно, пленниками минуты, мгновения, но эта идея, как бы она не пугала, является одухотворителем и облагораживателем каждого мгновения нашей жизни.

Обратимся теперь к доказательству Ницше учения о вечном возвращении. Можно сказать, что в нём (в вечном становлении) философ видел необходимое последствие закона сохранения энергии. Суть данного закона такова, что сила вообще не возникает и не уничтожается, не убывает и не увеличивается, а, следовательно, вечно определена и неизменна, и, получается, является величиной ограниченной. Поскольку сама энергия является количественно определённой величиной, постольку и количество её проявлений не может быть беспредельным. Раз мир являет собой конкретное количество сил и их центров, то, как следствие, он просто не может не повторять определённое, исчислимое количество комбинаций. С человеческой точки зрения, количество подобных комбинаций является необозримым, но в бесконечно текущем потоке времени (жизни) все комбинации, являющиеся возможными, должны быть исчерпаны. Получается, что во всём временном течении, в его бесконечности, должна повторяться всякая комбинация, имеющая место быть возможной, и, более того, повторяться она должна бесконечное число раз. Бесконечное же время протекает в каждый данный момент мироздания, следовательно, повторились и все возможные комбинации сил и столько же повторяться будут. «Но так как между каждой данной комбинацией и ближайшим ее возвращением в будущем должны пройти все вообще возможные комбинации мировых сил, и так как каждая данная комбинация необходимо обусловливает весь ряд последующих комбинаций, то мировой процесс представляется в виде круговорота, в котором вечно возвращаются абсолютно тождественные ряды явлений и событий».

Подведём итоги, отметив вкратце основные моменты теории Ницше о вечном возвращении. Основой теории явилось предположение Дюринга о «калейдоскопе» мирового процесса, а также - учения ранних греческих философов, касающиеся становления как постоянного повторения мира. Ницшеанская теория вечного возвращения вместо того, что было предложено человечеству христианством, предложило возможность выхода за пределы жизни каждого человека в жизнь вообще, в жизнь истинную, незагрязнённую искусственными надстройками людей. Благодаря вечному возвращению отрицается существование потусторонней жизни, основание же этого - цикличность мирового процесса. «Всё погибает, всё вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия. Всё разлучается, всё снова друг друга приветствует». Важно, также, осознавать и тот факт, что вечное возвращение не является условием вечного бытийствования чего-либо, вечен лишь сам процесс становления как такового и, благодаря этому процессу, в мире остаётся лишь лучшее - активное.

Теперь же обратимся к такому понятию как «воля к власти».

Что же для Ницше есть «воля к власти»? Воля к власти - это само становление и, как следствие, фундирующая черта «жизни». Опираясь на такой вывод, можно сказать, что воля к власти есть способ переоценки ценностей. В подтверждение приведём фразу Ницше из его работы «Воля к власти» из четырнадцатого афоризма: «Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы лица, устанавливающего ценности». Также следует добавить, что воля к власти - это не просто способ, это исходный пункт неизбежности полагания ценностей и, вообще, возможности их полагания. «Здесь вполне ясно: ценности - это полагаемые самой же волей к власти условия её самой» пишет Мартин Хайдеггер в своей статье «Слова Ницше Бог мёртв». Нельзя не согласиться с ним, а, опираясь на это утверждение, можно ещё добавить и то, что воля к власти, с учетом того, что она принцип ценностного полагания, по отношению к старым ценностям является принципом переоценки их всех.

Что же такое для Ницше «воля»? Вновь обратимся к труду Ницше «Воля к власти» к афоризму шестьсот шестьдесят восьмому: «Волить не значит желать, стремиться, жаждать - от них воля отличается аффектом команды». Получается, что «воля» - это не желание чего-либо и не стремление к чему-либо. «Воля предполагает, что нечто повелевается», следовательно, воля - есть приказывание. Сущность данного «приказывания» заключается в том, что тот, от кого приказ исходит - господин, так как возможностями действовать он управляет со знанием, содержание же приказывания в том, что то, что приказывается - реализация действий «господина». Важно отметить и тот факт, что приказывающий сам попадает под свои распоряжения благодаря лишь своей возможности эти распоряжения осуществлять, а, следовательно, сам себя слушает. Получается, в таком случае, что тот, кто является источником приказывания, стоит выше самого себя. Отсюда следует, что приказывание есть не что иное, как преодоление самого себя и, следовательно, являться источником приказывания сложнее, чем быть исполнителем. Господа, в свою очередь, «тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе», тому, кто боится ответственности за свободу.

Исходя из выше сказанного в трёх предыдущих абзацах, можно утверждать, что воля волит самою себя, то есть, волить она может лишь то, что у нее уже есть. Подтверждение же нашим выводам можно найти, опять же, обратившись к Хайдеггеру: «К тому, чего волит воля, она не стремится как к такому, чего у неё ещё нет». Грубо говоря, воля волит своё собственное воление, является постоянным превышением самоей себя как таковой. Поскольку воля волит себя возвышающейся над самой собою, постольку она обязана и вынуждена, своим же волением, отставать, и приводится в подчинение самой себе. Здесь наши слова подтверждает афоризм шестьсот семьдесят пятый «Воля к власти» Ницше, в котором говорится о том, что волить - значит желать стать сильнее, желать расти. «Сильнее», в данном случае, означает не что иное, как «возрастание власти». Почему же? Всё просто. Власть есть лишь тогда, когда она имеет постоянное возрастание, постоянное преодоление самоей себя в каждый момент своего осуществления, «пока она приписывает себе - больше власти!».

Исходя из сказанного, напрашивается вывод о том, что сущностью власти как таковой является воля к власти. Абсолютность же воли, как волящей самою себя, являет воля к власти. Воля к власти для Ницше - это, если так можно выразиться, сама жизнь, а точнее, важнейшая её характеристика, но характеристика исключительно жизни истинной. «Сама жизнь ценится мною, как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где не достаёт воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества, недостаёт этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности».

В афоризме шестьсот девяносто третьем «воля к власти» Ницше говорит о том, что такая воля есть сущность бытия. Получается, что воля к власти, являющаяся сущностью воли, своей сущностью имеет полагание действительности. Как следствие, главнейшей функцией воли к власти является то, что она полагает условия сохранения и возрастания власти как таковой. Полагание подобных неразделимых условий непосредственно зависит от воли.

Волить - это не только желать власти, это также и желать средства для её осуществления. Подобные средства являют собой условия воли к власти, которые, между прочим, ей самой полагаемы. Подобные условия Ницше называет ценностями, исходит же он из утверждения о том, что в самой воле, как таковой, лежит основание давать всему цену. Воля к власти проводит оценивание на основании условий возрастания и сохранения, которые, по сути, и её саму определяют. Выходит, что ценности - лишь условия сохранения и возрастания в пределах сущего, воля к власти же - полагающее ценности.

Ведя разговор о воле к власти, не следует забывать об искусстве. Именно искусству Ницше, в своём учении, отводил особое место. Искусство являет для немецкого философа собою то, что впервые побуждает волю к власти стать таковой, каковой она является и, в то же время, активизирует её к преодолению самоей себя, искусство полагается в сущности воли к власти. Исходя из подобного взгляда на искусство, мы называем его ценностью, при том при всём, ценностью высшей. Вторая важнейшая ценность - истина, но она ниже искусства, но состоит с ним в определённом соотношении. Они, в своём соотношении, определяют единство сущности воли к власти.

Из подобного положения следует, что ценностное полагание, как таковое, двойственно. В нём (ценностном полагании) всегда полагается две ценности: необходимая и достаточная, но здесь важен факт того способа их соотношения, который будет преобладать. Данная двойственность полагания естественна, так как полагание, само по себе, осуществляется благодаря воле к власти, а она, в свою очередь, так же двойственна, так как имеет условия сохранения и возрастания самоей себя внутри своей сущности.

Всё же, учитывая тему нашей работы, следует уточнить: каким образом воля к власти и вечное возвращение соотносятся с переоценкой христианских ценностей. Для этого следует понимать одну главную вещь: вечное возвращение Ницше предлагает нам взамен христианской религии. Это новый миф. Воля же к власти здесь постольку, поскольку вечное возвращение без неё невозможно.


Заключение

Что же мы имеем в результате?

Когда мы начали говорить о критике христианства, мы начали это с ницшеанского нигилизма, поскольку без данного понятия рассмотрение Ницше можно считать невозможным, ведь источник этого нигилизма - гниющая христианская религия.

Главной отрицательной чертой христианства является то, что оно уничтожило всякую истину, истину жизни. На её место были поставлены чистые фикции в виде сострадания, Бога и прочего.

Основанная на христианских ценностях мораль, таким образом, становится полностью несоответствующей и противоположной жизни.

Философия Ницше является антропологической. Таковой она является благодаря пониманию Ницше понятия ценности. Ценность, для философа, является исключительно точкой зрения, и получается так, что ценности есть лишь только тогда, когда есть мы, до нас же абсолютно ничто не является ценностью.

Ницшеанский нигилизм, называемый Хайдеггером полным, завершённым, представляет собой не только то, что ведёт к распаду ценностей, но и то, что является и в возможности ценностного полагания вообще.

Говоря о самой критике христианства, мы отметили, что эта критика двоякого рода. Здесь у нас есть и критика учения самого Христа, которое является учением о тотальном пацифизме, что само по себе противоречит истиной жизни. С другой стороны, критике подвергается само христианское мировоззрение, положения которого также противоречат жизни.

Для разрушения же христианского мифа нам необходимо уничтожить любое проявление телеологии. Именно по этой причине Ницше предлагает нам миф о вечном возвращении.

Христианство является тем, что отбирает свободу у человека, при том при всём, нельзя сказать, что это делается насильственными методами. Человек сам отдаёт ему свою свободу по причине боязни ответственности за всё перед самим собой. Христианство отрицает свободу мышления, самостоятельность действий.

Так же, по причине христианского монотеизма, человек из личности превращается в толпу.

Говоря о психологическом вреде христианства, вспоминается понятие греха. Многое то, что способствует движению жизни, христианством обличается. Любой поступок, независимо от мотива его совершения и содержания, может попасть под понятие греха, даже поступок, совершённый из самых благородных побуждений.

Для Ницше человек, над которым отсутствует любая высшая действительность, сам для себя должен стать существом высшим, Богом, грубо говоря. Именно в этом видится проявление божественного, поскольку божественное не в том, что есть Бог, а в том, что есть Боги.

Христианская же мораль, имеющая своим основанием христианские ценности, для Ницше является тем, что расслабляет человека и вредит жизни.

Вообще для философа противна сама мораль как то, что отчуждает человека от естества. Происходит это по причине того, что мораль ставит между человеком и жизнью стену иллюзий, даёт систему ложных, выгодных кому-то, ответов на вопросы о нашем бытийствовании.

Мораль - это то, что было создано человеком и для человека с целью порабощения человека. То же, к чему эта мораль ведёт, так же зависит лишь от человека.

Говоря вообще о морали, Ницше отмечает то, что изначально имелось две системы морали: мораль сильных и мораль слабых. И получается то, что каждый имеет тот тип морали, который в наибольшей мере соответствует его природе.

Христианская же мораль противоречит жизни по той причине, что ослабляет человека системой своих ценностей основанных на сострадании, любви к ближнему. Всему живому, наоборот, требуется и, даже более того, полезно увеличение его могущества. Оно повышает шансы на выживание в системе отбора.

В современной морали люди ценят лишь то, что постулируется как добро. Подобный подход не верен. Ценно лишь зло, по причине того, что преодолевая его, мы становимся сильнее, увеличиваем своё могущество.

Взамен христианского мифа Ницше предлагает человечеству миф о вечном возвращении в том смысле, в котором он имелся в досократовской Греции. Здесь не имеется конечных целей, которые связываются с изменением мира и, как следствие, сохраняются представления о вечности мироздания.

Основой теории послужила мысль Дюринга о том, что Вселенная - комбинация нескольких элементарных частиц. Тем, что вечное возвращение являет собой постоянное цикличное движение, отрицается полагание какой-либо конечной цели в движении бытия и смысла. Бытие повторяется раз за разом.

В своём учении Ницше выделяет два вида наличествующего в мире становления сил: активный и реактивный. Реактивное становление ведёт к вырождению. Активное же становление является тем, что делает нас способными к преодолению отбора. Вечное возвращения являет собой способ утверждения данного становления.

Следует учитывать и тот факт, что вечным являются не конкретные предметы, вечен лишь сам процесс становления в своём вечном возвращении. В своём течении он постоянно отбрасывает реактивное начало, оставляя лишь активное с целью своего собственного преобразования.

Фундирующей же чертой жизни для Ницше является воля к власти. Лишь там, где мы видим проявление власти, есть тяга к жизни. Воля к власти - это само становление. Она является способом переоценки ценностей: «Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы лица, устанавливающего ценности». Важно так же сказать и то, что воля к власти - исходный пункт ценностного полагания и самой возможности полагания вообще.

Сама воля для мыслителя не является стремление к чему-либо или желанием чего-либо. Воля есть приказывание, она предполагает то, что нечто повелевается. Важной чертой, в данном плане, является то, что воля волит, с неизбежностью, самою себя. Происходит же это по той причине, что волить она может лишь то, что у неё уже имеется. Благодаря этому, воля является постоянным превышением самой себя. Именно в этом и проявляется власть. Ведь власть имеет место лишь тогда, когда она имеет постоянное возрастание и преодоление самоей себя в каждый момент. Власть есть до тех пор, «пока она приписывает себе - больше власти!».

Сущностью же воли к власти является полагание действительности.

Подводя общий итог можно сказать, что философия Ницше является не столько желанием раскритиковать христианство и его мораль, сколько руководством для создания морали новой, непротиворечащей жизни. Христианство Ницше считает фактором, ослабляющим наши жизненные силы и, как следствие, оно должно быть уничтожено. В противоположность христианству мыслитель выдвигает миф о вечном возвращении, о становлении, сущностью которого является воля к власти. Мораль должна быть таковой, чтобы делать нас сильнее, дабы мы имели возможность преодолеть отбор.

Список литературы

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мысль, 1990.

Ницше Ф. Антихристианин. Проклятие христианству. М.: Мысль, 1990.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Эксмо, 2004.

Ницше Ф. Весёлая наука. М.: Мысль, 1990.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005.

Гайденко П. П. «Нигилизм». Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Делёз Ж. Ницше. М.: Праксис, 2001.

Свасьян К. А. Ф. Ницше: мученик познания. М.: Мысль, 1990.

Трубецкой Е. Философия Фридриха Ницше. М.: Эксмо, 2003.

Похожие работы на - Переоценка христианских ценностей Фридрихом Ницше

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!