О профессии и смысле жизни

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

О профессии и смысле жизни
















О профессии и смысле жизни

Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о проблеме профессиональной ориентации, т. е. выбора профессии на всю жизнь (желательно).

Но прежде чем говорить о выборе профессии, мы с вами поговорим о том, что мы, собственно желаем в жизни.

Знаменитый голландский философ XVII века Б. Спиноза указывал на то, что мы, т. е. люди, благопристойно желаем «спокойной жизни при физическом здоровье». Вот это и есть самое главное в жизни людей - «спокойная жизнь при физическом здоровье»!

И это самое главное для человека разумного.

Мне сейчас скажут, что на все нужны деньги. Да, в этом нет сомнений. Но меру денег для «спокойной жизни при физическом здоровье» определяет человек разумный, т. е. человек разумный (homo sapiens) манипулирует деньгами. А человеком неразумным (к сожалению, таких много) управляют деньги.

«Не в деньгах счастье»

«Ученик спросил Мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка».

А вот мнение К. Маркса о деньгах: «…все то, чего не можешь ты, могут твои деньги: они могут есть, пить, ходить на балы, в театр, могут путешествовать, умеют приобрести себе искусство, ученость, исторические редкости, политическую власть - все это они могут тебе присвоить; все это они могут купить; Они настоящая сила. Но чем бы это все ни было, деньги не могут создать ничего, кроме самих себя, не могут купить ничего, кроме самих себя. Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы».

Хорошие деньги платят хорошим специалистам. Для того, чтобы получить специальность, у нас существует система образования. Что такое образование? Это профессиональное формирование человека по какому-нибудь образу (ОБРАЗ - ование). Отучившись в вузе, вы становитесь специалистом. Став специалистом, вы обретаете уверенность в себе самом, уверенность в том, что вы можете хорошо работать по выбранной вами специальности, получать за это вознаграждение, которое должно обеспечивать вам «спокойную жизнь при физическом здоровье».

Получив специальность и утвердившись в ней, некоторые люди на этом и останавливаются в вопросах познания. «Лишние знания» (как они говорят) им не нужны. Они удовлетворяются тем, что, что они знают, и это их устраивает. Однако, в большинстве своем, люди любопытны и даже любознательны. Помимо своей профессиональной деятельности им хочется получать сведения о мире, который их окружает, о мире как материальном, так и социальном. Вот такое знание и называется Просвещением.

Что же такое - Просвещение? Это собрание знаний, которые позволяют понять, как функционирует, работает, живет окружающий нас мир. Просветительские знания - это поиск ответа на вопрос, который в душе своей задает каждый, а именно - «в чем смысл жизни?».

Профессиональные науки этим вопросом не интересуются. Их интересует проблема как из материалов природы конструировать предметы, пригодные для употребления человеком. Это необходимо и нужно, потому что человек сам себе создает среду обитания, т. е. все, что вы видите в городе, создано руками человека. Однако в погоне за предметами роскоши (вне предметов первой необходимости) человек сам себя ставит в очень сложное положение. И положение это - экологический кризис на планете. Человек возомнил себя царем природы. В СССР идеологией взаимоотношений человека и природы было высказывание биолога - селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее наша задача».

Знаменитый в свое время психиатр З. Фрейд был убежден, что природа принадлежит человеку, и он волен делать с ней все, что пожелает. Человек, считает З. Фрейд, должен «овладеть силами природы и взять у неё блага для удовлетворения человеческих потребностей… и «в деле покорения природы человечество вправе ожидать ещё большего в будущем».

Это было сказано в 30-х годах XX века, а уже в конце этого же века человечество столкнулось с началом экологического кризиса. Жажда человека властвовать над природой оборачивается экологической катастрофой. Недальновидность научного сообщества налицо, и печально то, что к ним примыкают и гуманитарии.

Тот же З. Фрейд, вопреки своему желанию властвовать над природой, замечает, что «создания человека легко разрушимы, а наука и техника, построенные им, могут быть применены и для его уничтожения». З. Фрейд допускает серьезную ошибку, когда смешивает культуру и цивилизацию («я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией»), потому что именно так называемая «цивилизация» в своем безудержном «прогрессе» за предметами, якобы долженствующие украсить существование человека, превращают этого человека в бездушную «машину» для потребления. Общество лишь тогда будет стабильно развиваться, когда материальные (цивилизационные) и духовные (культурные) потребности будут находиться в гармонии.

Наблюдая за стремлением к «вещизму», З. Фрейд констатирует - «если вначале ещё можно было думать, что главное … - это покорение природы ради получения жизненных благ и что …опасности устранимы целесообразным распределением благ среди людей, то теперь центр тяжести переместился, по-видимому, с материального на душевное», т. е. духовное.

З. Фрейд считает, что «должно…быть возможным …переупорядочение человеческого общества», но «трудно констатировать … прогресс в деле упорядочения человеческих взаимоотношений». Этот пессимизм Фрейда вполне понятен, кто знает, когда ему пришлось жить. Это были 30 -40-е годы XX-го века, когда в Европе властвовал нацизм. Таким пессимизмом проникнуты и работы культуролога О. Шпенглера, так как они не видели мер по обузданию немецкого нацизма с его агрессивной захватнической политикой.Когда человек не осознает духовного смысла жизни и переводит этот смысл на «вещизм», тогда он становится «рабом вещей», конструирует атомную бомбу и сбрасывает их на Хиросиму и Нагасаки.Известный во времена А. С. Пушкина Ф. В. Булгарин, которого сейчас никто и не помнит (а жаль!), писал: «Из чего вы бьетесь, добрые люди, недосыпаете ночей, суетитесь днем, бегаете, ездите, плаваете из одного конца света в другой или корпите над бумагами; мучитесь, терзаетесь, ссоритесь, а иногда и деретесь между собою?... Каждый человек, от малого до великого, должен непременно и ежедневно удовлетворить голод, жажду, позыв ко сну и прикрыться от действия атмосферы. Что есть и пить, где спать и чем прикрыться - вот великие предметы раздоров искательства, связей и трудов… Чтоб удовлетворить голод самого сильного человека, довольно четырех или пяти фунтов съестных припасов, а чтоб отдохнуть - сажень места. Из чего же вы бьетесь, добрые люди!». Далее Булгарин сравнивает Диогена (знаменитого древнегреческого философа - киника) и Александра Македонского.

Знаменитый древнегреческий полководец и завоеватель Александр Македонский как-то сказал: «Если б я не был Александром, то желал бы быть Диогеном»...», на что Диоген прищурившись, спросил: «А сможешь?».

По историческим данным Диоген прожил без одного года 90 лет, а Александр умер от лихорадки в 33 года (существует версия, что отравили). Его поместили в ванну с медом и только через месяц забальзамировали и положили в гробницу. После смерти Александр уже стал никому не нужен, поскольку сразу же стали делить его державу. На сегодня мумия и гробница не найдены.

Просвещенный человек всегда будет хорошим специалистом, не просвещенный (мало знающий) - не думающим рабским исполнителем чужих приказов. Человек же просвещенный будет на порядок выше, т. е. он будет творческой (креативной) личностью и создавать нечто новое во благо человечества. Недаром слово «инженер» имеет латинские корни и звучит как «ingenium», что означает - «гений внутри» человека.

Культура окружает вас везде и повсюду. Она требует от вас профессионализма в вашей деятельности, и она же требует от вас понимания смысла вашей жизни, которое дает только просвещение.

Физическое здоровье предполагает гармонические взаимоотношения с Природой, чего мы пока еще не осознаем, результат же этой неосознанности - экологический кризис.

Спокойная жизнь предполагает хорошие, дружеские, я бы даже сказал сердечные, взаимоотношения в обществе, чего мы тоже пока не осознаем, результатом чего - бесконечные войны людей друг с другом. З. Фрейд считает, что у «людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществ. Решающим оказывается, удастся ли и насколько удастся уменьшить тяжесть налагаемой на людей обязанности жертвовать своими влечениями, примирить их с неизбежным минимумом такой жертвы и чем-то её компенсировать. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры».

К сожалению, в современном мире довольно трудно найти человека, достойного подражанию, разве только в исторической ретроспективе.

Поступая в вуз, вы становитесь молодой элитой нашего будущего общества и должны будете нести за него ответственность. А ответственность предполагает высокий профессионализм и работе и осознание смысла своей собственной жизни. Ваше поведение в жизни должно быть высоконравственным, чтобы ваши дети, а может быть, и окружающие вас люди считали вас образцом человека, достойным подражания.

Философия общества - это положительная мораль, представляющая обществу возможность прогрессивного движения от простого к сложному, от плохого к хорошему, от зла к добру. По мнению китайского философа Фэн Ю-ланя, - «цель изучения философии - дать возможность человеку, как человеку, быть человеком, а не каким-то специалистом. Изучение чего- либо иного - не философии - дает человеку возможность стать специалистом. Используя эту формулировку, можно сказать, что цель изучения науки - дать возможность человеку стать специалистом. Человек же, именно как человек, в сочетании с человеком как специалистом и представляет тот идеал гармонической личности («благородного мужа»), к которому стремится человечество на протяжении всей своей истории.

Кредо философа

Начала нет и нет конца -

Мир бесконечен и невнятен,

Но взгляд разумного лица -

И мир становится понятен.

Да, хаос окружает нас,

Физический и социальный,

Но разум наш и взгляд ментальный

Определяет мир для нас.

Нам разум дан к познанью мира,

Мир должен быть понятен нам,

Но не твори себе кумира:

Кумиры, идолы - всё хлам.

Что есть, что нет - какая разница!

Храни изящество души -

Всё остальное - несуразица.

Живи своей особой жизнью,

Не подчиняясь никому,

Всё проверяй своею мыслью

В придачу сердцу своему.

Как стоик хладнокровным будь,

И как философ будь разумен.

О совести не позабудь

Средь толчеи невнятной буден.

профессия положительный мораль философия

Литература

. Фрейд З. Недовольство культурой. //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. С. 66-67.

. Фрейд З.Будущее одной иллюзии. //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. С. 19-20.

. Булгарин Ф. Букинист, или разносчик книг.// Булгарин Ф. Лицевая сторона и изнанка рода человеческого. - СПб.: Азбука - классика, 2009. С. 245-248.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. М. Политиздат. 1974 г. Т. 42. С. 131-132.

. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия -1988. С.32.

1.

Похожие работы на - О профессии и смысле жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!