Журнал путей сообщения - цель и причины издания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Журнал путей сообщения - цель и причины издания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(УрГУПС)

Кафедра: « Экономика транспорта»



РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему: «Журнал путей сообщения - цель и причины издания»

Проверил

Преподаватель

Касымова Юлия Николаевна

Выполнил: Ст. гр. ЭК-262

Атамова Марина Германовна





Екатеринбург 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. История развития железнодорожного транспорта, как неотъемлемая часть журнала

Глава II. История и развитие «журнала путей сообщения»

Глава III. Современные журналы о железнодорожном транспорте

Заключение



Введение

Вряд ли найдется в средней полосе России человек, который ни разу ни прибегал к услугам железной дороги, будь то простая поездка или путешествие к морю. Живя сейчас, многие из нас не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров.

Создание железных дорог, как средства путей сообщения послужило выпуску печатных изданий, которые доносили до людей информацию, связанную с этим видом транспорта. Одним из таких изданий, был «Журнал путей сообщения».

Цель данной работы рассмотреть историю, цели и причины издания «Журнала путей сообщения», как неотъемлемую часть развития железных дорог.

Задачи: изучить литературу, содержащую в себе историю развития железнодорожного транспорта, рассмотреть журналы о железной дороге, провести ряд сравнений между современными журнала и журналами прошлых веков.

На мой взгляд, данная тема интересна любому учащемуся железнодорожного вуза и просто людям, которые пользуются услугами железных дорог.

Глава 1. История развития железнодорожного транспорта, как неотъемлемая часть журнала

Пути сообщения были всегда и везде. Наземный транспорт зародился в глубокой древности. История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид-железнодорожный, уходит вглубь веков. Эта история, как нам кажется, представляет собой интереснейшее и увлекательное повествование о развитии человеческого общества, начиная с древнейших цивилизаций.

В древних странах строили сухопутные дороги, по которым, используя животных, перевозили грузы и людей. Сохранившиеся дороги Древнего Рима, Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию и другие вызывают удивление по качеству строительства и протяженности сообщений. По таким дорогам лошади и волы везли повозки, скакали всадники, передвигались караваны верблюдов, шли пешие люди, перемещались воины.

Развитие путей сообщения проходило в зависимости от культурных преобразований и изменений в обществе. Средневековый период вплоть до XV века характерен ведением войн. Затем наступило бурное изменение в жизни европейских народов. Быстро росло число мануфактур, появились горные и металлургические предприятия, требующие перемещения большого количества грузов, создания новых видов транспорта. Большое количество существующих в то время дорог были совершенно непроходимыми, а скорости движения и количество перевозимого груза зависели от силы и выносливости лошадей.

Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году - между Стоктоном и Дарлингтоном <#"justify">Другими важными событиями в развитии железных дорог в России было издание и введение в действие на всех российских железных дорогах Общего Устава железных дорог в 1885 году, учреждение профессионального праздника - Дня железнодорожника. Он является первым профессиональный праздником в России, который был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. И конечно, печать «Журнала путей сообщения» с 1826 года также стала неотъемлемой частью развития железнодорожного транспорта в России.

Глава II. История и развитие «Журнала путей сообщения»

В июле 1826 года в Санкт-Петербурге впервые вышло в свет новое периодическое издание - «Журнал путей сообщения», предтеча сегодняшнего «Железнодорожного транспорта». В те далекие времена железных дорог в России еще не было. Первая небольшая по протяженности железнодорожная линия Санкт-Петербург - Царское Село была торжественно открыта лишь 30 октября 1837 года. В этот день по 23-километровой железной дороге проследовал состав из паровоза и восьми пассажирских вагонов, преодолевший весь путь за 28 минут.

В первые годы своего существования «Журнал путей сообщения», выходивший тогда на русском и французском языках, наряду с вопросами строительства дорог для гужевых перевозок, организации судоходства публиковал и материалы по проблемам создания отечественного механического транспорта. В этот период на его страницах развернулась дискуссия о целесообразности постройки железных дорог в условиях России, закладывались теоретические основы железнодорожного дела. В журнале выступали крупнейшие русские ученые и инженеры, наметившие конкретные направления создания важнейших технических объектов - рельсовой колеи, искусственных сооружений, подвижного состава. В числе авторов издания того времени такие выдающиеся специалисты транспорта, как П.П.Мельников - один из руководителей постройки первой в России магистральной линии Санкт-Петербург - Москва, Д.И.Журавский - крупнейший мостостроитель, поставивший мостостроение на научную основу, и многие другие.

С завершением строительства и пуском в эксплуатацию первых отечественных железных дорог значительно расширялась тематика журнала за счет разработки эксплуатационных, экономических, юридических и других вопросов. Нарастающие темпы развития железнодорожной сети, усиление роли железных дорог в хозяйственной жизни страны потребовали перестроить и наполнение журнала. Появляется все больше публикаций, посвященных коммерческим аспектам перевозочного процесса, распространению положительно зарекомендовавшего себя отечественного и зарубежного опыта.

Между тем железнодорожное строительство в России достигло рекордных масштабов. Достаточно сказать, что только за период 1894-1903 годов в стране было построено более 25 тыс. км железных дорог, а к 1913 году по протяженности сети Россия вышла на второе место в мире. Одновременно с количественным развитием наблюдался и качественный рост отрасли. Для усиления ее оснащенности, совершенствования технических средств российские ученые выдвинули, а инженеры реализовали ряд плодотворных идей. Многие из них, найдя отражение на страницах журнала, послужили основой дальнейшего развития отрасли, обогатили мировую транспортную науку. В течение 1870-1917 годов и в последующий период активными авторами журнала были такие крупнейшие специалисты, как Н.А. Белелюбский, Н.П. Петров, Л.Д. Проскуряков, Г.П. Передерий, Б.Н. Веденисов, Г.О. Графтио.

В период после потрясений и разрухи первой мировой и гражданской войн журнал активно, силой печатного слова участвует в восстановлении и подъеме работы железнодорожного транспорта как важнейшего звена всей экономики страны. Регулярно публикуются материалы, связанные с электрификацией, внедрением на железных дорогах прогрессивных технических средств, распространением новаторских методов эксплуатационной работы. С глубокими статьями о техническом перевооружении транспорта выступают видные отечественные ученые Я.М.Гаккель, С.П.Сыромятников, В.Н.Образцов и многие другие, опытом высокопроизводительного труда делятся хозяйственные руководители отрасли, работники линейных предприятий. Их совместными усилиями железнодорожный транспорт к началу Великой Отечественной войны превратился в единую надежно действующую транспортную систему, способную успешно решать стратегические и оперативные задачи мирного и военного времени. В 1941 году журнал был переименован в «Железнодорожный транспорт».

В суровые годы Великой Отечественной войны с переводом транспорта на военные рельсы соответственно изменилась и тематика журнальных публикаций. В номерах той поры можно найти статьи и короткие информации о повышении маневренности железных дорог, организации ускоренной выгрузки вагонов, скоростных методах восстановления пути, экономии горюче-смазочных материалов, усилении пропускной и провозной способности однопутных линий, использовании трофейного подвижного состава, железнодорожном строительстве в прифронтовых районах. Эти и другие подобные материалы оказывали железнодорожникам конкретную квалифицированную помощь в их многотрудном героическом деле.

Одновременно журнал находил место и для перспективных разработок.

Например, освещались такие, ставшие вскоре актуальными проблемы, как выбор новых типов локомотивов, вагонов и конструкций пути, перевод парка подвижного состава на автосцепку, повышение скоростей движения поездов, создание более совершенных устройств автоблокировки и другого.

В связи с этим на страницах журнала развернулась оживленная, порой острая, дискуссия по проблемам выбора наиболее рационального полигона использования электровозов и тепловозов, определения очередности электрификации линии. Одновременно были тщательно рассмотрены и обсуждены вопросы создания прогрессивных тяговых и других технических средств, реконструкции ремонтной базы, организации движения в новых условиях, развития станций и узлов, повышения веса и скорости поездов, переподготовки кадров. Все это позволило принять научно обоснованные, оптимальные решения, предопределившие успешную работу железнодорожного транспорта на много лет вперед.

С течением времени дороги, отделения, линейные предприятия накапливали опыт работы с новыми видами тяги, другой прогрессивной техникой, добивались повышения ее эффективности, сокращения затрат на ремонт и обслуживание. Этот ценнейший, нередко уникальный опыт занял достойное место в тематике выступлений журнала, существенно расширил читательскую аудиторию.

Таким образом, журнал всегда вносил достойный вклад в развитие отечественного железнодорожного транспорта, активно поддерживал и популяризировал творчество российских ученых, инженеров, новаторов производства, прогрессивные научно-технические идеи, распространял опыт лучших транспортных предприятий.

Многоплановая деятельность редакции журнала, в том числе участие в подготовке и проведении международных выставок, отмечена почетными грамотами и дипломами Президиума Торгово-промышленной палаты, правления Московской городской организации Союза журналистов, Главного комитета ВДНХ, Экспоцентра и других организаций и обществ. А в марте 1982 году за активную пропаганду передового опыта и другие заслуги журнал был удостоен высокой государственной награды - ордена Трудового Красного Знамени.

Ныне «Железнодорожный транспорт» - орган ОАО «РЖД», ведущий научно-теоретический и технико-экономический журнал отрасли. Идущие в стране перемены, переход к рыночным отношениям заставили коренным образом пересмотреть тематику и основную направленность помещаемых в нем материалов. Значение экономических вопросов, всегда бывших в поле зрения редакции, сегодня резко возросло. Первостепенное внимание уделяется материалам, освещающим ход экономической реформы в отрасли, ресурсосбережению, сокращению расходов и росту доходов железных дорог, повышению их конкурентоспособности.

Регулярно в журнале публикуются статьи о развитии системы фирменного транспортного обслуживания, внедрении широкой информатизации во всех звеньях перевозочного процесса, проведении гибкой тарифной политики, улучшении взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта с регионами, совершенствовании структуры управления.

Среди главных тем журнала - основные направления инновационного развития железнодорожного транспорта, вошедшие в «Белую книгу» ОАО «РЖД», так называемые прорывные технологии как в управлении перевозочным процессом, так и в усилении и содержании инфраструктуры, обновлении и обслуживании подвижного состава.

Одной из центральных тем выступлений журнала продолжает оставаться обеспечение безопасности движения и охраны труда железнодорожников. Широк и круг постоянно освещаемых социальных вопросов. По сложившейся издавна традиции регулярно публикуются материалы об истории железных дорог, знаменательных датах и событиях в жизни отрасли, укреплении международных связей, новинках иностранной техники.

Сложность и необычность проблем, выдвигаемых сегодня самой жизнью перед железнодорожным транспортом, потребовали привлечения в качестве авторов наиболее значимых публикаций специалистов самой высокой квалификации. Поэтому в журнале регулярно выступают руководители компании, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, начальники и главные инженеры железных дорог. Постоянные авторы журнала - ученые ВНИИЖТа, ВНИИАСа, высших учебных заведений отрасли, ведущие специалисты локомотиво- и вагоностроительных заводов, предприятий путевого машиностроения.

Редакция намерена и в будущем идти в ногу с жизнью, всемерно содействовать успешному решению многоплановых задач, стоящих перед железнодорожным транспортом России.

Сегодня журнал поступает в десятки стран мира, и это делает его особенно привлекательным для рекламодателей, полезным для налаживания взаимовыгодных контактов, деловых партнерских отношений.

Глава III. Современные журналы о железнодорожном транспорте

В современном мире печатные издания также пользуются популярностью, как и раньше, железнодорожный транспорт только развивается, поэтому неотъемлемой частью его по-прежнему остаются журналы, газеты, книги, в которых работники железной дороги, а так же её пассажиры могут получить различную информацию.

На смену «журналу путей сообщений» приходят новые печатные издания, такие как журнал «скоростные магистрали», «железные дороги мира» и другие. "Скоростные магистрали" - полноцветный отраслевой информационно-аналитический журнал для работников железных дорог. Учредитель журнала - ООО "НПО "Магистраль". Тираж журнала - 5000 экземпляров.

Журнал издается раз в два месяца и бесплатно рассылается руководителям, главным инженерам эксплуатационных служб железных дорог, служб электрификации, монтажных организаций, электромонтажных поездов всех регионов России, а также распространяется на тематических выставках. База рассылки журнала регулярно корректируется и дополняется.

В издании публиковаться интервью с ведущими специалистами отрасли, статьи на актуальные темы, новинки рынка, мнения ученых, новости отрасли, законодательные проекты, обзоры отраслевых совещаний и конференций и т.д.

Другой журнал о железнодорожном транспорте, который выходит ежемесячно, называется "Железные дороги мира", основан он в 1961 г., является русским изданием журнала Международного союза железных дорог, который выпускается в Брюсселе (Бельгия) на английском, немецком и французском языках. Русское издание адаптировано к потребностям российских читателей, поэтому существенно отличается от иностранных изданий.

В журнале "Железные дороги мира" публикуются статьи о современных технологиях и технических средствах во всех областях железнодорожного транспорта, городского рельсового транспорта и нетрадиционных систем направляемого транспорта, таких, как системы на магнитном подвесе. Для этого журнал сотрудничает с зарубежными железными дорогами и ведущими зарубежными и отечественными фирмами изготовителями железнодорожной техники.

Большинство статей посвящено зарубежному опыту, но вместе с тем регулярно публикуются статьи российских авторов, посвященные передовым отечественным разработкам для железных дорог. Значительное внимание уделяется, в частности, следующим темам:

·реформы на железнодорожном транспорте (опыт европейских стран, США, Латинской Америки и др.);

·высокоскоростное движение;

·современный подвижной состав и электроснабжение;

·информационные и компьютерные системы;

·микропроцессорные системы управления движением поездов с использованием радиосвязи и спутниковой навигации;

·современные системы связи на железных дорогах;

·новые конструкции пути, технологии текущего содержания и ремонта пути и искусственных сооружений.

В журнале публикуется большой блок материалов о текущих событиях на железных дорогах мира, поставках новой техники, выставках и работе железнодорожной промышленности.

На основе приведённых в пример печатных изданий о железных дорогах можно отметить, что со временем интересы людей меняются, поэтому в современных журналах охвачены немного другие темы, также представлена более подробная информация, это связано со стремительным развитием железнодорожного транспорта по сравнению с прошлым веком и с развитием цивилизации в целом.

железный дорога газета журнал

Заключение

В ходе выполнения данной реферативной работы, была рассмотрена и изучена история развития железнодорожного транспорта, история создания «журнала путей сообщений», также были изучены цели и причины издания данного журнала. Нами была изучена современная литература о железнодорожном транспорте, рассмотрены на примере несколько журналов, которые печатаются в настоящее время, на основе которых мы сделали вывод, что современные журналы значительно отличаются от «журнала путей сообщения», который издавался в прошлом веке. Различия есть и в объеме печатных экземпляром и в содержании.

«Журнал путей сообщений» заложил тенденции для написания других журналов и газет железнодорожного транспорта, предназначенных, как для специалистов, так и для обывателей.

Данная тема реферата является актуальной, интересной и познавательной для учащегося любого транспортного вуза, работника транспортной компании, железных дорог и просто путешественнику, который пользуется услугами железнодорожного транспорта.

Список используемой литературы и источников

1.История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 2006 - 2007 гг. - СПб., 2007. - 416 с, ил.

2.Федоров И. «История железнодорожного транспорта» 1997 г.

3.Железные дороги, под ред. М.М. Филиппова, М., 2000.

Похожие работы на - Журнал путей сообщения - цель и причины издания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!