Подкова и ее устройство. Ковка лошадей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    310,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подкова и ее устройство. Ковка лошадей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО)

Московский государственный университет пищевых производств

Институт ветеринарной экспертизы, санитарии и экологии

Кафедра ветеринарной медицины






Реферат

Подкова и ее устройство. Ковка лошадей


Выполнила: студентка 5 курса

ИВЭСиЭ группы 1/2








Москва - 2015 год

Введение

подкова лошадь ковка ортопедический

Один из основных источников существования кузнецов до XX века было изготовление подков. Еще бы, тогда лошадь была главным видом транспорта и тяговой силой для обработки земли. А чтобы она хорошо работала и не повредила ноги, нужны хорошие правильные подковы. А их существует около 5 тыс. видов и размеров. Да и способов подковать лошадь существует великое множество.

Предшественником подковы была "лошадиная обувь" из кожи, циновок или металла. А подковывать лошадей начали кельты, позже подковы применяли славянские и германские племена. Но широкое распространение подковы получили в XIII веке.

В зависимости от предназначения лошади подковы имеют разное строение и толщину. Тонкие подковы предназначены для скаковых рысаков, толстые - для рабочих и тяжеловозов, а средние - для участников выезда и конкура. Вообще все подковы можно разделить на следующие виды: стандартные, облегченные, угольные, зимние, пластиковые, алюминиевые, ортопедические. Угольные применяют в скользкой местности, там же могут использоваться шипованные подковы. Зимние подковы отличаются формой и размером шипов, материалом нижней части. Ортопедические подковы предназначены для лечения ног и исправления "походки" лошади.

. Ковка лошадей

Под ковкой понимается прикрепление подковы к копыту лошади. Ковка нужна для предотвращения чрезмерного стирания копыта и обламывания копытного рога, а также ушибов и различных повреждений мягких тканей копыта. Еще в древние времена применяли подковы-сандалии из соломы, лыка, плетеного каната и кожи для защиты ног лошадей, а позднее для этой цели стали использовать металлы.

В настоящее время ковка используется практически повсеместно для всех видов лошадей, видоизменяясь только в зависимости от особенностей использования животных. На конце пальца лошади вместо ногтевых пластин сформировалось копыто в виде роговой капсулы, покрывающей последнюю фалангу пальца. Таким образом, копыто представляет собой особенно устроенный защитный орган с прекрасными эластическими и амортизационными свойствами. Все это позволяет предохранять конечности лошади от механических травм и излишних сотрясений.

Так, копытная стенка соединена с копытной костью посредством переплетения между собой не чувствительных роговых листочков стенки и чувствительных листочков копытной кости. Поэтому, копытная кость как бы подвешена на листочках внутри копыта. Рисунок строения копыта роговая капсула состоит из множества многослойных трубочек, пластинчатого строения, что позволяет эластично воспринимать вертикальное и горизонтальное давление, что обуславливает собственную эластичность роговой капсулы. в копыте наблюдается чередование мягкого и твердого копытного рога. от зацепной части копыта к пяточной наблюдается утончение копытной стенки, что облегчает расхождение копыта в пяточной части во время нагрузки.

При нагрузке на копыто пяточные углы стрелки расходятся, стрелка уплощается и прижимается к поверхности земли. W-образная форма стрелки придает ей пружинистую эластичность, которая еще больше усиливается амортизирующим действием подушечки стрелки. Очень важен расположенный вертикально, слегка изогнутый внутрь копытный хрящ, который действует как пружинящая пластинка. Дополнительная эластичность создается за счет подушечки пальцевого мякиша.

Под действием подков тяжесть тела лошади падает исключительно на подошвенный край роговой стенки и саму подошву, в то время как заворотные стенки, стрелка и мякиши часто бездействуют. Не находит себе достаточного применения для смягчения толчков и вся эластичность копыта, снижается степень расширения копыта в пяточной части. Таким образом, металлические подковы как бы увеличивают сотрясение костей, расположенных в копыте и одновременно происходит нарушение естественной функция поглощения ударной волны.

Поэтому, основными негативными последствиями ковки в первую очередь является то, что стенки копыта не изнашиваются и не сохраняют естественную форму. Это ведет к неестественному давлению на копыто, а также уменьшению и смещению площади опоры. При этом восстановление баланса естественным путем не возможно. А возникающий высокий уровень вибрации, создаваемый в процессе статолокомоции животного, со временем ведет к болезненности в суставах, связках и сухожилиях, и как результат - к дегенеративным изменениям в костной системе конечностей и возникновению болезней суставов.

Кроме того, из-за нарушения естественного механизма копыта, происходит ухудшение кровообращения в копыте, что ведет к физическим травмам копыт. Дополнительный и постоянный вес железных подков увеличивает неестественную нагрузку на суставы и связки через центробежные силы, что приводит к развитию артритов, деформации копыта и его сужению. Определенное повреждающее воздействие на копыта оказывают и гвозди, но самое большое повреждение от неправильной ковки наносится молодым лошадям, у которых еще не завершен процесс развития костной и связочной системы конечностей.

Вместе с тем, при определенных ситуациях ковка жизненно необходима для здоровья лошади, и в частности, при некоторых заболеваниях копыт, травмах или нарушении баланса между нарастанием копытного рога и его стиранием. Поэтому ковать лошадь надо только по ветеринарным показаниям - это так называемая "ортопедическая" ковка: при травмах, для облегчения состояния (ламинит, навикулярная болезнь и др.), когда надо исправить постав жеребенку, облегчить боль в опорно-двигательном аппарате, исправить дорсо-пальмарный/плантарный и медиа-латеральный балансы, залечить трещины, переломы, травмы глубокого сгибателя и.т.д.

Существует и специализированная ковка спортивных лошадей, особенно рысистых и выездковых. Это связано с тем, что форма копыт и ковка заметно влияют на равномерность перестановки ног на рыси, устойчивость хода и баланс. Поэтому у выездковых лошадей специально часто делают низкую пятку, как и у рысаков. Это заставляет лошадь работать от плеча, поэтому ее движения становятся более размашистыми, в результате чего скорость движения возрастает.

Подготовку копыт рысистых лошадей, как и ковку проводят по определенным законам. При этом, нередко в "погоне за секундами" при ковке рысака мало задумываются о вреде, наносимом конечностям лошади. Установлено, что до 90% повреждения ног у лошадей происходит по причине неграмотной и несвоевременной ковки. Однако, не смотря на все негативные последствия ковки, в ряд случаев ковка является острой необходимостью, и от нее зависит здоровье и возможность дальнейшего использования лошади.

От состояния копыт и качества ковки во многом зависят работоспособность лошади и спортивные результаты. Роговые части копыта при работе лошади на твердом грунте быстро снашиваются, обламываются и растрескиваются. А под рогом находятся очень чувствительные ткани. При повреждении копыта они испытывают болезненное давление: лошадь начинает хромать, а то и вовсе отказывается ступать на заболевшую ногу.

Первые приспособления для предохранения копыт от стирания делали в форме чулок и сандалий из соломы, кожи, а также плели из лыка. Когда люди овладели металлом, они придумали гиппосандалии, которые привязывали к ногам лошади. В средние века научились прикреплять к копыту подкову специальными гвоздями. К XII веку подковывание лошадей получило широкое распространение у многих народов. В России ковочное дело приобрело государственное значение после изданного в 1715 году указа Петра I: "В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских, в которой губернии сколько человек содержать можно". .В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная (ветеринарная) школа. В курс обучения входили самостоятельное изготовление подков и ковочных гвоздей, а также ковка лошадей. С начала XIX века при различных высших учебных заведениях России были организованы учебные кузницы.

Ковка лошади не только помогает сохранить копыта здоровыми, но и препятствует падению животного на скользком грунте или на льду. В зависимости от особенностей лошади, от времени года и характера местности изготавливают разные по размеру, форме и конструкции подковы. В гололедицу на подковы, в специальные отверстия с резьбой, ввинчивают с помощью шипового ключа и лапы подковные шипы. Бывают подковы и с постоянными подковными шипами.

При работе упряжных лошадей необходима большая сила сцепления копыт с грунтом. Поэтому их куют на все четыре ноги. Верховых лошадей обычно подковывают только на две передние ноги.

За полтора месяца копытный рог отрастает настолько, что лошадь надо перековывать.

На снятие старой подковы, расчистку копыта и прикрепление новой подковы коваль в среднем тратит 20-30 минут. Поэтому подковывание верховой лошади (на две передние ноги) длится около 1 часа, а упряжной (на четыре ноги) - 2 часа. Опытный коваль за 8 часов работы может подковать 12 верховых лошадей или 6 упряжных.

Мерку с копыта снимают с помощью прутика, на котором отмечают длину копыта - расстояние от середины зацепа до пяточного угла; ширину в середине копыта; ширину между пяточными углами. Пригонка подковы состоит в придании ей формы, соответствующей форме и размерам копыта, и в достижении плотности прилегания ее к подошвенному краю роговой стенки. Прикрепление подковы состоит из следующих операций: вбивания гвоздей в копытный рог, притягивания подковы, отщипывания клещами концов гвоздей близ роговой стенки, выпиливания рашпилем под ними маленьких бороздок, заделывания барашек. После этого край роговой стенки слегка опиливают рашпилем и лошадь проверяют на движении шагом и рысью. Ковка считается правильной, если:

) пригнанная подкова соответствует форме копыта;

) подкова плотно прилегает к подошвенному краю роговой стенки на всем протяжении, не касаясь стрелки;

) подкова выступает снаружи в зацепной части копыта и боковых стенок на 0,5-1,0 мм;

) подкова у пяточных стенок шире копыта на 3 - 5 мм;

) гвозди имеют правильный выход на наружную поверхность роговой стенки не выше 1/3 высоты стенки и не ниже 2 см от подошвенного края копыта;

) барашки квадратной формы плотно пригнаны и не выдаются над роговой стенкой;

) головки гвоздей находятся на одном уровне с нижней поверхностью подковы;

) в результате подковывания сохраняются правильными передняя и боковая оси пальцевых костей.

На ковку одной ноги кузнец обычно затрачивает 25-30 мин. В день он может подковать в среднем 4-5 лошадей полностью на все ноги. Высококвалифицированные кузнецы затрачивают времени на эту работу несколько меньше. Поскольку копытный рог отрастает в течение 35-45 дней на 10-15 мм, то лошадей при нормальных условиях перековывают через 30-40 дней. Расчистка и так называемая заправка копыт у некованых лошадей производятся по мере необходимости, с тем чтобы не допускать заломов копытного рога. Лошадь приучают к ковке с молодого возраста.

Для этого поднимают поочередно передние и задние ноги, осторожно расчищают копыта, постукивают по ним твердым предметом. Лошадей, подлежащих ковке, привязывают к коновязи или ставят на развязку. В помещении или на территории, где проводят расчистку копыт или ковку лошадей, не должно быть лишних предметов и посторонних лиц. Кузнец во время ковки должен соблюдать осторожность и правила безопасности при обращении с лошадью. Дату расчистки и ковки лошадей записывают в ковочную ведомость. Это облегчает контроль за своевременностью перековки лошадей.

Ковка спортивных лошадей должна соответствовать виду и условиям конных соревнований, в которых приходится им участвовать; подковы для спортивных лошадей делают более легкими, но достаточно прочными. В настоящее время в некоторых зарубежных странах спортивных лошадей куют на подковы из дюралюминия, которые значительно легче железных. На ипподромах Венгрии и других стран испытывают пластмассовые подковы, которые специальным клеем прикрепляют к копыту. В США несколько лет тому назад был предложен вместо подковы резиновый защитный башмак, который надевают на копыто. Однако он широкого признания и внедрения пока не получил.

Если спортивная лошадь работает в условиях закрытого манежа на мягком опилочном грунте, то ее ковки не требуется. Однако расчистка копыт и контроль их состояния должны быть регулярными и в этом случае. От качества и состояния ковки спортивных лошадей в прямой зависимости находится травматизм их конечностей. По нашим наблюдениям (1963), травматизм конечностей у спортивных лошадей при хорошей ковке составлял 8,8%, а при неудовлетворительной - 29%. Поэтому все дефекты в ковке и у копыт спортивных лошадей необходимо устранять до выезда на тренировку и начала соревнований. Каждый зооинженер, тренер и спортсмен должен уметь правильно оценивать качество ковки и ясно представлять себе анатомическое строение копыт лошади и механизм их работы. Уход за копытами осуществляется в целях содержания их в чистоте, поддержания оптимальной влажности и упругости копытного рога, сохранения правильной формы, профилактики их заболевания и сохранения работоспособности лошади.

Подкова представляет собой металлическую пластинку изогнутую по форме подошвенного края роговой стенки копыта. На подкове различают ветви, поверхности, края, гвоздевые отверстия, отворот. Ветвей у подковы две: наружная и внутренняя. Толщина каждой из них должна равняться толщине роговой стенки копыта. Ширина ветвей подковы должна быть равна двойной ширине подошвенного края роговой стенки копыта вместе с белой линией. Поверхности бывают верхние и нижние. Верхняя, или подкопытная поверхность в свою очередь подразделяется на наружную и внутреннюю Наружная часть должна быть совершенно горизонтальной, так как она предназначена для непосредственной опоры на нее подошвенного края роговой стенки. Внутренняя часть верхней поверхности подковы постепенно скашивается по направлению к внутреннему краю подошвы и называется бухтовкой. Назначение бухтовки - предохранять подошвенную поверхность копыта от давления. Бухтовка должна заканчиваться на расстоянии 30-40 мм от концов ветвей с тем, чтобы не препятствовать нормальному расширению копыт при опирании. Нижняя или надземельная, поверхность подковы должна быть горизонтальной. У ее наружного края имеется углубление - гвоздевая дорожка. Наружные края подковы называются боковыми поверхностями. Различают внутренний и наружный края. Они должны быть гладкими, без выступов.

Гвоздевые отверстия пробивают в гвоздевой дорожке. В подкове обычно бывает 8 отверстий - по 4 на каждой ветви. Отверстия, расположенные на наружной ветви подковы, называются наружными, на внутренней - внутренними. Отверстия, расположенные в зацепной части копыта, называют первым и вторым зацепными, а отверстия, находящиеся у края ветви подковы,- первым и вторым главными. Гвоздевые отверстия располагают так, чтобы они находились против белой линии подошвы, иначе гвозди не будут удерживаться на подкове, могут обломать рог или войдут в мягкие ткани подошвы - основу кожи подошвы. Чтобы не допустить этого, при пробивании гвоздевых отверстии принимают во внимание угол наклона роговой стенки.

Отворот представляет собой тонкую полукруглую пластинку, оттягиваемую спереди от наружного зацепного края подковы. Отворот облегчает подгонку подковы, защищает зацепную стенку копыта от повреждения, препятствует смещению подковы назад при движении лошади.

Стандартные подковы изготавливают заводским способом по ГОСТу 5408-77. Их делают со съемными (винтовыми) шипами для верховых и упряжных лошадей, для передних и задних копыт отдельно.

В соответствии с размерами копыт по стандарту выпускаются подкопы 13 размеров: №0; 00; 1; 2; 2, 5; 3; 3, 5; 4; 4, 5; 5; 6; 7; 8. На верхней поверхности подковы помещают клеймо завода, отметку, для какой конечности подкова предназначена: П - для передней; 3 - для задней. Форма копыт имеет индивидуальные отклонения, поэтому несмотря на разнообразие размеров стандартные подковы все же приходится подгонять к каждому копыту.

Подковные гвозди вырабатываются машинным способом шести основных размеров: №4, 5, 6, 7, 8, 9.

У подковного гвоздя различают следующие части: головку, шейку, штифт, или клинок, и острие. На одной из сторон подковного гвоздя на его конце находится скос - наклепка, которая дает направление при прохождении гвоздя через роговую стенку и обеспечивает выход его на определенной высоте. При вколачивании гвоздя наклепка должна быть обращена внутрь, к стрелке.

Подковные шипы бывают постоянными и съемными. Как тем, так и другим шипам может быть придана различная форма: кубическая, конусообразная, клинообразная, долотообразная. Из съемных шипов наиболее часто применяют шипы Н-образного сечения. Они бывают двух размеров: короткие - длиной 22 мм; длинные - 28 мм. Шипы с тупым концом используются летом, с заостренным - зимой.

У съемных ввинчивающихся шипов различают коронку - короткую часть шипа, соприкасающуюся с землей; шейку -выступ в верхней части коронки, находящейся на границе с хвостовой частью; хвостовую, навинчивающуюся часть.

В передней (зацепной) части подковы обычно имеется направленный вверх отворот - металлический лепесток, способствующий более прочной фиксации подковы на копыте. Подковы для задних копыт часто снабжены двумя отворотами, расположенными по бокам в передней ее трети. На нижней поверхности каждой из ветвей подковы пробита гвоздевая дорожка - желобок, в котором утапливаются головки подковных гвоздей. На зимних рысачьих подковах гвоздевая дорожка обычно отсутствует. В дорожке располагаются гвоздевые отверстия, обычно по 4 на каждой ветви. В пяточной части подковы часто имеются резьбовые отверстия для вкручивания подковных шипов. Зацепный пластинчатый шип (захват) на современных подковах встречается редко.

Подковы для передних копыт имеют округлую форму, для задних копыт - несколько более вытянутую, что соответствует естественной форме передних и задних копыт. Подковы многих производителей имеют различия между правой и левой, что отмечается клеймением на подкове: клеймо ставится на внешней ветви. В таком случае, внешняя ветвь подковы делается немного длиннее внутренней, и несколько круче изогнута.

Подковы специального назначения, в том числе ортопедические, предназначенные для компенсации тех или иных недостатков копыт или лечения болезней конечностей лошади, могут иметь самую разнообразную, в том числе довольно неожиданную, форму.

Забивание - травмирование задними конечностями копытного рога передних или наоборот, при быстром аллюре. Засекание - травмирование копытного рога либо передними, либо задними конечностями (левая правую или наоборот). Для таких лошадей делают подковы с боковыми отворотами или увеличенным отворотом спереди.

На фиг. 1 показана правая половина подковы (№6): корпус 1, шипы 2, зажимно-крепежные лепестки 3, исходное положение лепестка 3а, передняя опора 4, резьбовые отверстия 5, задняя опора 6, болт крепления 7.


Исторические:

·              гиппосандалии

·              восточная

Современные:

·              стандартные

·              облегченные (скаковые и рысачьи)

·              угольные

·              зимние

·              пластиковые

·              алюминиевые

·              ортопедические (лечебные)


Ортопедическая подкова

Заключение

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий. Поэтому знания о правильной ковке лошадей необходимы.

Существуют разные виды подков, в зависимости от использования лошади в той или иной сфере. Они обладают именно теми свойствами, которые необходимы для скаковых лошадей, рысистых или тяжеловозов. Так же существуют ортопедические подковы, которые служат для коррекции походки лошади, или же применяются после тех или иных травм.

Список использованной литературы

1.      Б.С. Семенов, А.А. Стекольников, Д.И. Высоцкий "Ветеринарная ортопедия, хирургия и офтальмология" Москва, Колосс 2007 г.

.        В.А. Молоканов, Э.И. Веремей "Ветеринарная ортопедия" Москва, Колосс 2009 г.

.        Бобарыкин П.А. "Коневодство. Практическое руководство к излечению болезней лошади и к познанию ее по наружному осмотру". Либрикон. 2012 г.

.        Бобинский И. Краткая иппология: О правилах содержания лошади в здоровом состоянии 2-е изд. - М.: Либроком, 2012 г.

.        Иловайский С.К. Лошадь скаковая, верховая, рысистая, упряжная и тяжеловозная: Полный курс коневодства. Либроком. - 2012 г.

Похожие работы на - Подкова и ее устройство. Ковка лошадей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!