Юридические права и свободы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридические права и свободы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Университет Управления "ТИСБИ"












Курсовая работа по Теории государства и права

Тема: «Юридические права и свободы»


Работу выполнил:

студент 1 курса ДЗЮЧ 102Б учебной группы

Дьяченко Г.П.





Уфа - 2014

Содержание

Введение

. Характеристика юридических прав и свобод

.1 Понятие субъективного права и юридической свободы человека и гражданина

.2 Юридическая сущность прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих

. Основные (конституционные) права и свободы и их признаки

. Юридическое закрепление прав и свобод человека

.1 Внутригосударственные гарантии прав и свобод человека и гражданина

.2 Международные стандарты в области прав человека

Заключение

Список литературы

Введение

Не так давно основной закон нашего государства утверждал, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства», пропуская права человека, в первую очередь, через интересы государства. При этом такая Конституция была весьма формальной, то есть носила лишь декларативный характер. Конституция любого государства может провозглашаться в качестве самой демократической, но на практике ее положения могут и вовсе не реализовываться.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», - говорит действующая Конституция РФ.

Поскольку права и свободы человека и гражданина являются, согласно Основному закону нашего государства, наивысшей ценностью, изучение их начал заслуживает особого внимания.

Более того, институт прав и свобод человека постоянно развивается. Природа и установление тенденций такого развития дают возможность определить фундамент современного правового общества и процедур законотворчества.

Практика соблюдения прав и свобод личности в России раскрывает существенную разницу между провозглашенными Конституцией РФ правами и свободами и их действительным осуществлением в отношении большинства граждан. Трудности с реализацией прав человека предопределено множеством экономических, социальных и политических факторов, требующих досконального изучения.

Также интересны обнаружение и анализ проблем законодательного регулирования, формирования механизмов реализации и защиты юридических прав и свобод человека и гражданина.

Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью настоящей работы является уяснение и характеристика природы юридических прав и свобод человека, в том числе конституционного характера, а также анализ существующих механизмов их реализации.

Исходя из поставленных целей необходимо решить такие промежуточные задачи:

определить понятия субъективного права и юридической свободы человека и гражданина;

отразить юридическую сущность непосредственного характера действия прав и свобод человека и гражданина;

охарактеризовать основные (конституционные) права и свободы;

изучить действующие в настоящее время механизмы защиты прав и свобод личности.

Указанным целям и задачам соответствует структура настоящей работы.

1. Характеристика юридических прав и свобод

.1 Понятие субъективного права и юридической свободы человека и гражданина

В целом термины «право» и «свобода» соотносятся как синонимы, ведь по сути и то, и другое являются субъективными правами всякого человека или гражданина РФ. Однако в некоторых случаях между указанными понятиями проводят грань.

Изучение конституционного законодательства показал, что понятие свободы подчеркивает более широкий потенциал персонального выбора, не обрисовывая определенного его результата. Понятие права же предусматривает конкретные поступки лица (к примеру, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Причем «право» может в Конституции называться как «свобода».

Юридические свободы и право вкупе с юридическими обязанностями составляют «юридический пласт диспозиционного (регулятивного, правоустановительного) правоотношения».

Субъективное право - это конкретная юридическая возможность, которой лично обладает определенный субъект правового отношения. Литература по-разному трактует указанный термин. Часто субъективное право понимают как определенную возможность либо меру такой возможности.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения участников правоотношения, установленную и гарантированную юридически. Представляется не совсем верным интерпретировать субъективное право только в качестве меры возможного поведения либо как возможность вести себя определенным образом, либо только как разрешение на совершение каких-либо действий, либо как притязание и так далее.

На самом деле субъективное право предполагает не только границы разрешенного в конкретном правоотношении поведения, но и определенный его вид. К примеру, продавший свою продукцию продавец имеет право получить от покупателя определенную договором сумму денег. Вид и мера возможного поведения еще более различимы в таких субъективных правах, как право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и прочих.

Правоотношение предполагает, что субъективное право может быть конкретным или общерегулятивным, простым или сложным, разового или многократного применения.

Конкретное субъективное право - это жестко индивидуализированные вид и мера возможного поведения управомоченного субъекта применительно к определенному правоотношению. Оно подразделяется на одностороннее, относительное (т.е. соотнесенное с юридической обязанностью иного лица) или абсолютное, индивидуализирующее юридический потенциал управомоченного субъекта касаемо указанного объекта по отношению ко всем остальным лицам, как это присуще праву собственности, которому корреспондирует обязанность каждого воздерживаться от посягательство на имущество собственника.

Общерегулятивное субъективное право является видом и мерой юридически возможного поведения, установленными единообразно для всех вероятных участников общерегулятивного правоотношения. Иногда такое право осуществляется без какой-либо конкретизации, в других же случаях - оно официально детализируется управомоченными органами (должностными лицами), если конкретное общественное отношение необходимо индивидуально урегулировать.

Простое субъективное право не делит вид и меру возможного поведения на части, в то время как сложное состоит из сравнительно обособленных элементов, каждый из которых реализовывается относительно самостоятельно. Пример простого субъективного права - возможность бронирования жилого помещения, сложного - право собственности, предполагающее владение, пользование и распоряжение каким-либо имуществом. Элементы сложного субъективного права называются правомочиями.

Субъективное право разового пользования ограничивается одним законным волеизъявлением управомоченного лица. Субъективное право многократного пользования предусматривает неопределенное количество позволяемых действий (к примеру, проезд по месячному проездному билету в транспорте).

Содержание субъективного права носит разноплановый харктер, разные авторы определяет его по-своему. Фаткуллина Ф. Ф., к примеру, выражает его через:

юридически определенные и гарантированные возможности управомоченного лица активно действовать,

требование от других лиц не вмешиваться в такие действия или исполнять их непосредственные обязательства,

пользоваться некоторыми социальными благами и предъявлять требования, то есть обращаться к уполномоченным органам для применения теми принудительных средств исполнения обязательства.

Черданцев А. Ф. полагает, что содержание субъективного права состоит из трех правомочий:

в возможности конкретного поведения обладателя этого права. К примеру, собственник вещи вправе пользоваться ею, продать, подарить и тому подобное;

в возможности обладателя права требовать от должника исполнения тем конкретного поведения, вытекающего из его обязательства по отношению к данному праву;

в возможности управомоченного лица обратиться в государственные органы за защитой своих нарушенных прав.

В сущности субъективное право тесно переплетено с юридической свободой, которая часто закрепляет характер поведения субъектов общерегулятивных диспозиционных правовых отношений. Юридическую свободу отождествляют с субъективным правом. Существует и мнение, что она обеспечивается законом, чтобы лицо могло реализовать свое субъективное право. Вместе с тем это не раскрывает специфику юридической свободы. Более того, по Конституции РФ последняя не только отделяет друг от друга права и свободы граждан, но и иногда ставит их в один ряд (статьи 17 - 19, 45, 55, 56 Конституции РФ).

В законодательстве юридическая свобода может быть выражена через такие правовые категории, как неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Уголовное законодательство определяет ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности. Такие положения закона имеют важное значение, они закрепляют и гарантируют конкретные юридические свободы человека и гражданина.

.2 Юридическая сущность прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими. Теория конституционного права объясняет такое непосредственное действие через юридическую сущность Конституции как акта прямого действия и уникальную (транснациональную) природу самих общепризнанных прав и свобод человека.

Непосредственное действие прав и свобод предполагает особые правовые последствия, состояние устойчивой принадлежности основных прав и свобод каждому человеку и гражданину и обусловленную им постоянную, непрерывную правовую связь человека и гражданина с индивидуальными и коллективными субъектами гражданского общества, государством и его публичными институтами. Непосредственное действие также подразумевает постоянно и непосредственно возникающие юридические обязанности других лиц относительно тех прав и свобод, которыми обладает человек. То есть непосредственно действующим правам и свободам соответствуют такие же непосредственно действующие обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Причем систематизирующее значение ст. 18 Конституции РФ обусловливает потребность в соответствующих правовых гарантиях, позволяющих лицу в полной мере использовать его права и свободы и обеспечивающих их реальную защиту и восстановление путем осуществления правосудия, отвечающего принципам справедливости и равенства, а также недопустимости понижения достигнутого прежде уровня гарантий общего и в особенности конституционно-правового статуса личности.

Непосредственное действие прав и свобод обладает динамическим и статическим аспектами. Первый из них состоит в возможности лица непосредственно использовать свое право. Статика непосредственного действия определяется тем, что справа и свободы, субъективизм которых также обусловливает их непосредственное действие, являются одновременно в своем структурном единстве элементом конституционного статуса человека и гражданина.

Непосредственное действие прав и свобод человека является общей гарантией их равенства и важнейшим элементом правового положения личности в демократическом обществе. На таком уровне основные права и свободы представляют собой не только конкретные обособленные правомочия, но и обладают нормативным характером, являясь единым комплексом правовых возможностей в системе взаимоотношений человека с государством и обществом. Так, в конституционно-статусном смысле права и свободы являются нормативно-регулятивными категориями, устанавливающими общий равнодоступный для всех лиц государственно-правовой механизм регулирования фундаментальных отношений, затрагивающих свободы личности в обществе и государстве.

Непосредственно действующим основным правам и свободам присущи субъективные и объективные, статические и динамические признаки (о последних говорилось выше). Действие таких прав и свобод начинает проявлять особые конституционно-правовые черты. В таком измерении права и свободы, являясь конституционным отражением сформировавшихся в коллективной практике суждений о справедливых социальных нуждах и требованиях индивида, служат основой, мерой, целью и пределом государственного регламентирования субъективного поведения граждан.

Стоит отметить, что непосредственное действие прав и свобод не означает их непосредственную реализацию и исполнение. Кроме того, права и свободы сами по себе не могут действовать или не действовать - функционируют правовые нормы, закрепляющие данные права и свободы. Поэтому Конституция РФ различает свое прямое действие и непосредственное действие прав и свобод.

Таким образом, непосредственное действие прав и свобод заключается в признании существования связи личности, государства и общества и обладания индивидом определенных юридических возможностей самореализации, а не в непосредственных обязательствах законодателя, исполнительной власти и правосудия, что на практике обеспечивается путем прямого действия норм гл. 2 Конституции РФ.

Однако, существует и мнение, что главное значение положений ст. 18 Конституции РФ состоит в том, что она обязывает воспринимать права и свободы довольно конкретным, содержательно определенным в тексте Конституции образом; вот почему подобные права можно использовать как обычные субъективные, а их несоблюдение, бесспорно, является основанием для судебных споров.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина делает актуальным обязанности государства по их признанию, соблюдению, защите и предоставлении гарантий по всем направлениям и формам осуществления публичной власти.

Действенному обеспечению возможности использовать непосредственно действующие права и свободы, их соответствующему нормативному и правоприменительному опосредованию предшествует предварительное толкование содержания и смысла ценностных начал позитивного права и его правоприменения. При этом для целей юридической практики следует использовать такие легальные конкретизации и интерпретации, как решения КС РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, акты международных правозащитных органов, юрисдикция которых признана Россией, а также действующие законы и прочие нормативные акты.

Непосредственное действие прав и свобод выражается еще и в обеспеченности их правосудием, то есть они прямым образом пользуются судебной защитой, что исключает вероятность таких решений, которые бы оставляли права и свободы, даже частично, за рамками правовой защиты.


Рассматривая данный вопрос, в первую очередь необходимо уяснить понятия «основные», «конституционные» и иные права человека. Отсутствие четких формулировок в некоторых конституциях затрудняют ответ на указанный вопрос. Вместе с тем основные права личности и являются конституционными правами. Такая трактовка следует, к примеру, из сравнения ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, подчеркивающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно пониматься как отрицание или умаление иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При этом в п. 2 ст. 17 говорится лишь об основных правах, что дает возможность выделить их особые признаки - неотчуждаемость и естественный характер (обладание ими с рождения).

Причины, по которым одни права и свободы фиксируются в Конституции, а другие - в актах меньшей юридической силы, различны. Можно назвать такие причины, которые предопределяют выбор конкретного уровня нормативно-правовых актов, закрепляющих права и свободы:

1. Особое значение конкретного права и или свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно необходимы и имеют максимальную социальную значимость для конкретного человека и в целом для общества и государства. Таким образом, имеются в виду основные права и свободы, являющиеся для человека условием достойного и свободного существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления обществом, экономической и социальной основой для удовлетворения его материальных и духовных нужд.

Государству и обществу конституционно закрепленные прав и свободы важны тем, что именно их осуществление воплощает претворение в жизнь демократических и правовых начал природы государства.

Само функционирование государства и общества определяется коллективной деятельностью населения во всех областях деятельности - политике, экономике, духовной сферы. Так, без осуществления права на свободу предпринимательства не возможно было бы создать соответствующую экономическую среду, без соблюдения избирательных прав граждан нельзя бы было сформировать структуру управления обществом.

Вот почему основные права и свободы государство признает и закрепляет в Конституции и защищает их как неотъемлемое условие существования его самого. Тем не менее, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно пониматься как отрицание или умаление иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, о чем было сказано выше.

.Первоначальный либо производный характер принадлежности человеку конкретного права или свободы. Статья 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такие права и свободы и фиксируются на конституционном уровне.

. Специфические юридические признаки основных прав и свобод, а также особенности в их осуществлении. Эти права и свободы:

а) являются центральным элементом правового положения личности, составляют основу остальных прав и свобод, содержащихся в других нормативных актах. Так, все трудовые права основаны на конституционных нормах о труде; права граждан в сфере здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья. Все права и свободы личности в различных сферах жизни производны от основных прав и свобод, поэтому последние являются главными применительно к правовому статусу личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закреплены за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все прочие (неосновные) права и свободы, предусмотренные положениями не конституционного права, а других отраслей, связывают с наличием разных правовых статусов у лица - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и так далее;

в) имеют всеобщий, равный и единый характер всякого человека или для гражданина. Определяя конкретное право как основное, государство основывается на возможности реализации его всеми, что обусловливает расширение основных прав и свобод при формировании соответствующих социально-экономических основ. Конституционные права и свободы гражданина в нашей стране отличаются от иных прав и свобод основанием происхождения, коим служит наличие гражданства России. Это подтверждает то, что основные права и свободы отражают важнейшие связи лица с государством, его положение как гражданина. Их приобретение и отчуждение не зависят от его воли, данные права и свободы принадлежат ему в виду наличия гражданства, нераздельны с его правовым статусом и утрачиваются лишь с утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все иные права и свободы проявляются в ходе реализации гражданином правоспособности через участие в определенном правоотношении. Основные же права и свободы являются предпосылкой всякого правоотношения в конкретной сфере, устойчивого, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) обладают особой юридической формой их закрепления в Конституции - нормативно-правовом акте государства высшей юридическую юридической силы;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной, а именно:

закрепляющие данные права и свободы конституционные нормы нельзя изменить в рамках действующей Конституции без принятия новой;

граждане имеют право обращения в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки соответствия Конституции РФ закона, подлежащего применению либо уже примененного в определенном деле; при этом жалоба возможна при затрагивании нормативно-правовым актом именно конституционных прав и свобод граждан;

Основные права носят субъективный характер. Однако данный тезис, так очевидный сегодня, в процессе исторического развития неоднократно оспаривался. Только в начале 20-го века после ожесточенных дискуссий о сущности субъективного права в целом и основных прав сформировалось новое понимание основных прав как субъективных, и у гражданина появилась возможность ссылаться на них перед лицом властных структур. Основные права являются неотчуждаемыми, то есть отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, «другие» права, к примеру, право собственности на какую-либо вещь, являются отчуждаемыми: такую вещь можно продать, подарить и тому подобное, что не умаляет основного права человека иметь в собственности имущество вообще.

Основные права и свободы можно ограничить в случаях и в мере, определенных Конституцией и законами РФ с целью защиты конституционного строя государства, морали, здоровья, прав и законных интересов прочих лиц, обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ).

Определенные права могут быть ограничены при злоупотреблении ими. К примеру, право на объединение можно ограничить путем запрещения создания и деятельности общественных объединений, целью деятельности которых является насильственное изменение основ конституционного строя, инициирование социальной, расовой, национальной и религиозной розни и так далее.

Специальная литература уже долгое время рассматривает конституционные права как основные, что выразилось в Веймарской конституции, Основном Законе ФРГ, а позже и в некоторых новых европейских конституциях. «Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства».

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. установила право каждого обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права при условии исчерпания всех внутригосударственных способов защиты права, которые определяет национальное законодательство. Данная Конвенция устанавливает: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Современный мир, когда вопрос защиты прав человека вышел далеко за границы всякого отдельно взятого государства, испытывает потребность в создании единых международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека, о них речь пойдет в следующей главе. Эти основные права зафиксированы в некоторых важнейших международно-правовых актах, определяющих общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, задающих уровень, ниже которого государство опуститься не может.

3. Юридическое закрепление прав и свобод человека

.1 Внутригосударственные гарантии прав и свобод человека и гражданина

В Российской Федерации сформирована система органов и должностных лиц, которые ответственны за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных органов, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и тому подобные. С другой стороны, это система общественных правовых организаций, таких, к примеру, как комитет по защите прев потребителя, адвокатура, многочисленные общественные организации и движения. Функционируют и общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и прочие аналогичные учреждения, создаваемые при Президенте РФ, в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации сплачивает совместная цель - защита юридических прав и свобод человека и гражданина.

Государство, призывая личность вести себя надлежащим образом, что определено юридическими предписаниями, в свою очередь, нацелено на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Оно берет на себя обязательства давать гарантии защищенности личности, обеспечивать ее правомочия в пределах учрежденного в обществе и стране правового порядка. Граждане должны иметь возможность защищать свои права и свободы прямым образом либо обращаться за их защитой в государственные органы и учреждения.

Под гарантиями имеются в виду правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Всякое право либо свобода лишь тогда могут быть осуществлены, когда им отвечают чьи-то обязанности его обеспечить. Гарантии по своей природе и есть обязанности, касательно конституционных прав и свобод это обязанность государства.

Государство должно создавать социально-экономические, политические, идеологические, юридические гарантии для исполнения прав и свобод человека.

К социально-экономическим гарантиям относятся признание государством и равная защита всех форм собственности, что позволяет человеку быть экономически свободным в реализации своих прав и свобод.

Политические гарантии подразумевают государственное обеспечение форм реализации власти народа, что в действительности осуществляется в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении системы «сдержек и противовесов», в проведении систематических и свободных выборов всех уровней, референдумов и прочих форм непосредственного волеизъявления народа и так далее.

Идеологические гарантии обусловлены, в первую очередь, конституционным статусом, который предусматривает идеологическое разнообразие в государстве. Оно не вправе учреждать какую-либо идеологию в качестве государственной либо общеобязательной. Государство также обязуется не позволять разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную розни.

Юридические гарантии фиксируются всей правовой системой государства, так как именно права и свободы человека гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Результативному осуществлению прав и свобод личности должна служить и слаженная работа органов, составляющих правоохранительную систему. Первостепенное значение принадлежит здесь суду. По месту и значимости суда в обществе можно судить об уровне демократии в государстве. Важной стадией в становлении истинно суверенного суда, а значит, верного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который установил, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Названный закон определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, прочих физических и юридических лиц и должны беспрекословно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, включая Россию, сформировался институт конституционного контроля, который занимает важное место в правовом механизме защиты прав и свобод человека.

.2 Международные стандарты в области прав человека

Международная правозащитная система представляет собой совокупность основываемых мировым сообществом институтов, а также методов и средств, применяемых ими с целью поощрения и обеспечения прав человека независимо от его национальности и государственной принадлежности.

Россия является участником многих важнейших международных соглашений в рамках Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других. Проблема защиты прав человека уже давно вышла за внутригосударственные границы и обрела универсальный характер, а приоритет прав человека в системе социальных ценностей закреплен в универсальных и европейских правовых документах.

Международно-правовые документы в сфере прав и свобод человека стали усиленно приниматься после Второй мировой войны. Первым таким документом стала принятая III сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека. С тех пор по решению ООН 10 декабря провозглашен Днем прав человека.

декабря 1966 г. были открыты два других важнейших документа в сфере прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступившие в силу в 1976 году. Необходимо подчеркнуть, что три указанных нормативно-правовых акта образуют своего рода Хартию прав человека, так как представляют собой фундамент, основу отрасли прав и свобод человека в международном праве.

Европейская защита прав человека предусматривает как правовые нормы конвенции и соглашения, принятые странами в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, прочих европейских организаций по защите прав человека, так и непосредственно судебную защиту, реализуемую Европейским Судом по правам человека в Страсбурге.

Цель Европейского суда по правам человека состоит в том, чтобы унифицировать на европейском пространстве защиту прав человека, содействовать своими решениями положительным преобразованиям в функционировании значимых механизмов современного демократического общества, оказать содействие приведению требований европейского стандарта прав человека к идеалу.

Конституция РФ предоставляет любому право обращаться с жалобой в интернациональные органы по защите прав и свобод человека. Это право определено существованием соответствующих международных договоров Российской Федерации и реализуется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Таким образом, жалобу можно подать после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Жалоба предъявляется в Комитет по правам человека, сформированный согласно Международному пакту о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу указанного Пакта образовывает условия для осуществления каждым своего конституционного права на обращение в данный орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не исполнять роль злоупотребления правом на жалобу; он проводит проверку на предмет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процесс защиты нарушенного права заключается в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство должно в шестимесячный срок предоставить Комитету письменные объяснения или заявления, растолковывающие этот вопрос и осведомляющие о принятых мерах, если таковые последовали. Таким образом, Комитет не имеет права выносить обязательные решения, но издает ежегодный отчет о разборе жалоб, что имеет отрицательные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Следующей формой международной защиты прав и свобод является Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 г. согласно Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд включает такое количество судей, которое равно числу членов Совета Европы, он независимо определяет свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда распространяется на дела, связанные с трактовкой и применением Конвенции, но только в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т.е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд имеет право предъявить как государство, так и физическое лицо. Установлено, что обращение может быть подано лишь после того, как исчерпаны все внутригосударственные средства решения спора, о чем говорилось выше. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему повиноваться. Жертве несоблюдения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ).

Государственная защита прав и свобод - это основной, главный способ защиты прав и свобод граждан во всём правозащитном механизме государства. Это определяется рядом объективных причин.

Во-первых, государство располагает системой органов, которые призваны реализовывать деятельность по защите прав и свобод.

Во-вторых, государство имеет в своём распоряжении ряд действенных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для профилактики подобных нарушений.

В-третьих, лишь акт государственного органа обладает необходимой общеобязательной силой в отношении всех прочих актов.

В-четвёртых, государство имеет аппарат принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности.

Все прочие способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.

юридический право свобода

Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что юридические права и свободы человека и гражданина надлежит рассматривать как принадлежащие им с рождения и обеспеченные законом основные возможности, позволяющие лицу в определенных границах принимать активное участие в общественной жизни и оказывать воздействие на организацию и деятельность государства и его органов, иных участников политической жизни, то есть в целом на политическую сферу общественных отношений. Иначе говоря, права и свободы делают человека и гражданина полноценным субъектом общественных и правовых отношений, определяя его гражданско-правовой статус.

Сложившаяся ситуация в области соблюдения прав и свобод человека, бесспорно, отражает переходную сущность современной стадии развития российского общества. Но приписывать слабости и недостатки государства лишь этому было бы неверно. Свою отрицательную роль играют и иные обстоятельства: до сих пор не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неизбежной ответственности за их нарушения, несовершенство законодательства, часто носящего лишь декларативный характер, а также слабость соответствующих государственных структур. Исправить неблагоприятное положение призвана Федеральная программа действий в области прав человека. Это согласованный план государственных усилий, реализуемый на базе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Одновременно весьма важным является участие в данном процессе всех прогрессивных сил российского общества. Нужен строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в нашем государстве.

Список литературы

1."Конвенция о защите прав человека и основных свобод"(Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) [Электронный ресурс] / Режим доступа из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.07.2014).

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.07.2014).

.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ред. от 03.02.2014) //"Российская газета" от 6 января 1997 г.

.Указ Президента РФ от 29.03.1998 N 310 (ред. от 29.12.2012) "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.07.2014).

.Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.07.2014).

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - 10-e изд., изм. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

7.Государственное право Германии. Том 2. М., 1994.

8.Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М.: Эксмо, 2010. - 706 с.

9.Лукашева Е.А. (ред.) Права человека DOC. Учебник для вузов. ... 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

.Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - Москва: Юрайт, 2012. - 415 с.

11.Рассолов М.М. Теория государства и права : учебник для вузов / М. М. Рассолов. - М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. - 635 с.

12.Теория государства и права. Черданцев А.Ф. М.: 2002. - 432 с.

Похожие работы на - Юридические права и свободы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!