Экологическое право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическое право

Содержание

Понятие и метод экологического права, как отрасли права

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Задача

экологическое правонарушение ответственность

Понятие и метод экологического права, как отрасли права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права "правовая работа", с одной стороны, разделена между конкретными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками:

. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию (миграции животных - нет) и имеющие "правовую природу".

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию общественные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство необходимо, когда возникают определенные общественные противоречия. Например, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей (литосферу, гидросферу и атмосферу).

. Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, то данные отношения не всегда следует признавать предметом экологического права. Например, общественные отношения, складывающиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологического права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, т. е. экологизировать каждое действие, сопряженное с вторжением в природную среду.

Метод экологизации включает следующие элементы:

. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природ-ных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны (закреплена общероссийская служба охраны природы и управления природопользованием (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ), межведомственные и ведомственные службы.)

. Закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями неизбежно влияют на экосистему страны (в законодательстве определены пользователи земли, недро-пользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира (ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

. Четкая регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователл. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано, с одной стороны, с учетом особенностей дикой фауны (дикие кабаны, лоси, куропатки и т. п.), а с другой - уставной правоспособностью организации, которой выделены данные охотничьи угодья (промысловая, научно-исследовательская и т. п.).

. Установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования. Так, законом предусмотрена дисциплинарная (ст. 135 КЗоТ РСФСР), административная (ст. 46-48, 50-87 КоАП РСФСР и др.), уголовная (ст. 246-262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118-121 КЗоТ РСФСР и ст. 1064 ГК РФ и др.) и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т. п.) ответственность.

Перечисленные пять элементов составляют содержание метода экологического права.

Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации правят экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение - это виновное противоправное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности и противоправности правонарушения делятся на проступки и преступления.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом или ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию могут касаться собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Данные правонарушения являются основанием для эколого-правовой ответственности, которая представляет собой обязанность претерпевания определенных лишений личного или материального характера в соответствии с санкцией нарушенной нормы. Законодательством за экологические правонарушения установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность (предупреждение, выговор и другие виды) применяется администрацией предприятий, учреждений и организаций в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность закреплена ст. 84 Закона «Об охране окружающей среды». За несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды, отказ от предоставления достоверной экологической информации и другие правонарушения граждане подвергаются штрафу в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, должностные лица - от 3 до 20 МРОТ, юридические лица - от 5000 до 50000 рублей.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность общества. В частности, УК РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. Все составы преступлений, сформулированные в Уголовном кодексе Российской Федерации, с точки зрения выполняемых ими функций, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смешанные и дополнительные.

Специальные экологические составы сосредоточены в главе 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ. Она помещена в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и другие составы.

штраф (его размер зависит от характера совершенного преступления и колеблется от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы до 240 часов;

исправительные работы до 2-х лет;

ограничение свободы (такое наказание предусмотрено за порчу земли);

арест до 3-х месяцев предусмотрен за загрязнение вод;

лишение свободы на определенный срок (например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - до 5 лет).

Экологические преступления относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических правонарушений достигает 95-99% .

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Вред возмещается добровольно или принудительно - по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет ого сил и средств.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Регламентируя порядок и условия возмещения вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Задача

Дирекция городского ботанического сада передала в аренду несколько павильонов, расположенных на территории сада, для организации магазина по продаже саженцев садовых деревьев, семян, иного посадочного материала, а также цветов.

Часть территории, примыкающей к павильонам, была огорожена для устройства стоянки автомашин и иной техники, принадлежащей торгующей фирме.

Обоснуйте Ваше мнение по данному вопросу ссылками на законодательство.

Решение

В соответствии со 95 Земельного кодекса РФ (от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ в редакции от 21 июля 2014 года) земли ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Территории ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются в бессрочное (постоянное) пользование ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся. Ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. На территориях и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается их администрацией; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют научные сотрудники; административную.( Ст. 29 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции от 12 марта 2014 года)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!