Влияние глобализации на социальное государство и социальную политику

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние глобализации на социальное государство и социальную политику

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Философии и политологии



РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы социального государства»

«Влияние глобализации на социальное государство и социальную политику»


Специальность: Менеджмент

Выполнила: студентка МБ-311

Буеракова Екатерина Андреевна

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Воробьев Сергей Александрович


г. Нижний Новгород

г.

Оглавление

Введение

Глобализация в судьбе государства

Государство в условиях глобализации мировой экономики

Список литературы

Введение

Актуальность темы настоящего реферата обусловлена тем, что процесс глобализации, так-же как и социальное государство в определенной мере направлен на удовлетворение различных потребностей, социальных групп и слоев. Но в отличии от социального государства и социальной политики, глобализация имеет более широкое значение и распространяется на все человечество в общем. Тем не менее процесс глобализации, социальное государство и социальная политика все же различны в значении и функциях.

Многоаспектность глобализации делает ее многозначительной. Говоря простым языком, она нужна для усиления и увеличения потока товаров, услуг, капитала, информации, людей и идей, которые способствуют международной интеграции экономической, социальной и культурной деятельности между государствами.

Глобализация мировой политики определяется многополюсным, многоуровневым и многоотраслевым характером пространства и многочисленностью населения. В международной торговле выработка и потребление сырья наряду с влиянием на социально-экономическое состояние страны, носят глобальный характер, закрепляется в состоянии в целом мировых ресурсов.

Среди всех прочих характеристик, присущих современному этапу развития мировой и национальных экономик, наиболее существенным представляется влияние фактора глобализации мирового развития. Экономические, культурные, финансовые, стратегические и экологические последствия глобализации способствуют как сближению, так и разделению интересов различных стран и народов, влекут за собой как размывание национального суверенитета и территориального принципа политической организации, так и стремление к их укреплению. В этих условиях многократно возрастают неопределенность и риски экономической среды, причем их дестабилизирующее воздействие в равной степени ощущают на себе все субъекты современной хозяйственной жизни - от человека до транснациональной корпорации и государства.

В мировой научной литературе с конца 20 века не утихает дискуссия относительно понятия «глобализация» - означает ли это явление образование единого мира или представляет собой заговор наиболее развитых стран против всех остальных; кто выигрывает и проигрывает от глобализации; не ведет ли она к углублению неравенства в мире и т.п.

Социальное государство- характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Так, что такое социальное государство? Различные авторы по - разному трактуют понятие «социальное государство». Я приведу наиболее точные трактовки, на мой взгляд.

Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, включая право каждого человека на достойную жизнь, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.

Обобщив все выше сказанное, можно сделать следующее заключение. Основная цель социального государства - максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ: качественного образования, медицинского и социального обслуживания и т. д. Социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств.

Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает недопустимыми и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений.

Процесс глобализации в социальной политике

Реформы, которые проводятся в социальной сфере, строятся на основе социальной политики, и обусловливает вызревание качества социальной жизни. В лаконичной интерпретации социальная политика государства, органов местного управления, предприятий и организаций является системой комплексных социально-экономических мероприятий по защите населения от безработицы, повышения цен на продукты потребления. Социальная политика становится для любой государственной системы регулярным источником экономического уклада и модели, согласованной с политическим строем и взглядами, национально-ментальной мотивацией. Несмотря на эту зависимость и связь, имеются и общие принципы социальной политики. В некоторых развитых государствах социальная политика выступает в еще более сложной форме. В странах, где под прицелом находится функционирование социального рынка, социальная политика объединяет свои главные цели: самое главное - формирование и усовершенствование гражданского общества, в котором удовлетворены социальные потребности и благосостояние, создание соответствующих условий для реализации прав граждан на обучение, возможность получения самого широкого слоя населения реальной медицинской помощи, повышение качества медицинской помощи, возможность в массовом порядке заниматься спортом и физической культурой, развитие культурного потенциала и обеспечение пользования культурными ценностями широкого круга населения; систематическое и гарантированное обеспечение в материальной сфере, создание культуры оплат населения, направленность государственной прибыли, повторное деление бюджетных средств по системе трансформации, свободными от объективных причин, на самую нуждающуюся часть населения, неспособную обеспечить себя, и усиление институтов, адресованных на социальную защиту населения; широкое обеспечение малоимущего населения жилищно-коммунальными, транспортными, образовательными, медицинскими услугами; наряду с создание условий для свободной прибыли, формировать эффективную систему подготовки профессиональных кадров; обеспечение возможности ознакомления с вакансиями в стране и за рубежом разных слоев населения и подготовка программ по переквалификации.

Несмотря на контроль над соответствующими рынками, а также на принятие законов, с помощью финансово-кредитной политики создавшуюся макроэкономическую стабильность и ликвидацию безработицы, не хватает связи между государством и глобализацией - это связь социальных проблем путем сравнительного подхода от национального государства к национальному государству. Например, Волькер и Наегель (1999), в контексте глобализации, в связи с социальной политикой, направленной на жизнь пожилых людей, для принятия законов и представления политического анализа, исходят из опыта глобального мира, сравнивая, выявляют разницу между ними и общность в потребностях на примере разных стран и слабых групп.

Наряду с этим, согласно антиредукционизму Сибеона (1996, 2004), государство как актор обладает ошибочной мыслью. Потому что взгляд на «Государство», теоретически способное только издавать указы, с этой точки зрения, означает принять участие в «кардинальном грехе» финансирования, что может быть оценено как имеющее налицо акторы и соответственно им двигающееся.

Необходимо провести сравнительный анализ, чтобы на переднем плане оказалось воздействие на понимание социальной политики глобальной арены и глобальных вопросов в Европе, а также для того, чтобы отметить различия в социальной политике и их общность. В конце ХХ века глобальные процессы в социальной сфере оказали свое воздействие на урегулирование конституции самое меньшее в двух формах. Первое - он, по сравнению с первоначальными этапами, принял цельную форму, которая воплотила в себе мультикультуру, провозгласив принципы специфических прав разных слоев населения соответствующими нормами международного права; второе - широко распространилось применение социальных целей. И правда, глобализация дает свои рекомендации на государственном уровне основным изменениям и созывам. В нематериальном смысле роль государства направлена на выдвижение и финансирование рыночных вопросов, и возложение еще большей ответственности на индивидуум. То есть социальные права, возложив на государство оказание помощи тонущим «в море свобод», в определенном смысле привязывает человека к государству. В целом значимость социально-экономических прав расширяет сферу контроля государства, поднимает патронажную роль государства в обществе. Еще более распространяющаяся глобализация капитала усиливает уже возникшее недовольство. Рассматривать состояние того или иного государства, не сравнивая его с другими на мировой арене, является изоляционным подходом. Для изучения некоторых причин этого необходимо рассмотреть историю глобализации, а нынешнюю ее характеристику рассматривать под призмой политического и экономического процесса. Социальные права, отображающие осознание обществом возможностей ликвидации социальных противоречий в этом процессе, должны способствовать усилению поддержки правительства в национальном государстве; путем поиска баланса интересов в социальной и экономической сферах должны служить укреплению демократии. Таким образом, зарождается вопрос, не является ли связь развивающейся в мире нищеты и неравноправия итогом глобализации? Повторное деление экономического изобилия в пользу неимущих вынуждает искать и находить особые меры для социальной поддержки неимущих в обществе, и зарождению сильной социальной экономики. Взаимоотношения глобализации и развития очень серьезные и должны анализироваться беспристрастно. Как торговля не является основным чуждым элементом экономики, так и глобализация не является единственным ответственным за зарождение неравенства между богатым и бедным.

Глобализация в судьбе государства

Глобализация не в ответе за плохое правительство, которое является основной причиной нищеты (Сен Амартия, 1999). На самом деле национальная (местная) политика и институты, как в развитых, так и в развивающихся странах, являются виновником имеющихся пропастей между бедным и богатым. Потому что проводимая государством социальная политика хоть и состоит из трудных процессов, в итоге социальное государство для получения социальной справедливости должно найти баланс между экономикой свободного рынка и необходимостью распределительных процессов. В некоторых случаях расширение круга вопросов, которые находятся за границами возможностей национального государства, вынуждает его проводить реформы, способствующие укреплению правовых и экономических институтов государства, также делает необходимым принимать политику соперничества, проведение консультаций в глобальной или региональном масштабе, формальных переговоров. Большая экономическая и социальная зависимость влияют на принятие решений в ответ на трансфер основных распоряжений на международном уровне и на увеличение потребностей в участии, а также на принятие распоряжений с многочисленными местными направлениями.

Предположение, что создание глобального гражданского общества и международная торговля, финансирование и увеличение средств инвестиций могут привести национальное государство к анахронизму, ложное.

В международном мире еще более тесное сотрудничество и взаимодействие между государствами способствуют претворению в жизнь международного суверенитета.

Также много обсуждалось воздействие глобализации на способности государства в вопросах социальных услуг и обеспечения товаром. Так, «до сих пор в некоторых странах с открытой экономикой (например, в основном все страны Скандинавии, Австрия, Германия, Голландия) социальные расходы находятся на высоком уровне. Раскрытие национальной экономики для мировой должны сопровождать также и низкие социальные расходы. И напротив, социальная защита на высоком уровне должна наблюдаться в странах, которые более подвержены зарубежным рискам или в которых поводятся сложные структурные реформы»

Глобализация может потребовать от государства улучшение потенциала для его еще большей открытости, и тогда сильное демократическое государство должно определить превосходство глобализации, снизить до минимума расходы определенного слоя населения.

Но проделать это надо так, чтобы это не принизить роль государства в общей национальной и международной картине.

Одной из центральных тем дискуссий и публикаций в области глобализации является вопрос о судьбе государства. На всей планете государства намеренно или против своей воли уступают свою власть финансовым институтам и отказываются от своего права регулировать экономику в интересах всего общества. Тем временем транснациональные корпорации, неправительственные организации, религиозные организации и этнические группы и другие действующие лица бросают вызов государствам в борьбе за ресурсы и влияние. «Под вопросом, оказывается, по сути, вся система привычных представлений о национальной государственности, и суверенитете и народе как его источнике, о представительстве интересов и демократической процедуре»

Однако, сегодняшнее положение государств на международной арене, обусловленное вызовами глобализации, является следствием не ослабления государства, а того, что государство, столкнувшись с реалиями глобальных процессов, оказалось неподготовленным к деятельности в новых условиях. Государство, как и прежде, может регулировать или воздействовать лишь на деятельность национальных субъектов хозяйственной деятельности. «Более 200 государств осуществляют свою власть на национальных участках географической территории, в то время как вызовы сегодня стали внетерриториальными» - отмечает канадский политик К. Валаскакис.

Тем не менее, было бы упрощением полагать, что государство во всех случаях выступает пассивной стороной глобализационных процессов.

Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Это проблемы общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека

В юридической литературе справедливо отмечается, что глобализация вносит изменения в саму концепцию цивилизации, поскольку нависшая над современным миром опасность глобальной ядерной катастрофы впервые в истории ставит вопрос самовыживания человечества. Отсюда перед всеми государствами стоит задача формирования нового мирового порядка (миропорядка), который обеспечивал бы безопасность всех народов и стран, способствовал бы их сотрудничеству на основе принципа гармонизации национальных и международных интересов. Следовательно, процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Можно сделать вывод, что указанные объективные процессы не оставляют выбора практически ни одному государству, кроме посильного участия в решении глобальных проблем, в укреплении мирового правопорядка. Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия. Наиболее ощутимы они в сфере экономики. Эти процессы весьма глубоко и образно раскрыл американский экономист Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация и ее разочарования» (Нью Йорк, 2000).Конечно, глобализация в основе своей процесс прогрессивный и не нужно относиться негативно к глобализации в целом. Но из этого не следует, что любая страна должна как можно скорее включиться в этот процесс, пойдя на всеобъемлющую либерализацию. Несмотря на бурное развитие глобальных процессов, современное мировое хозяйство продолжает оставаться неоднородным: регионы земного шара по-прежнему существенно различаются по социальной структуре, политическому устрою, уровню развития производительных сил и производственных отношений, характеру, масштабу и методам международных экономических отношений. Можно прийти к такому выводу, что во всех случаях государство является ответственным при проведении политики создания высокого и стабильного темпа повышения экономики, обеспечения широкой экономической интеграции, необходимого обеспечения социальной защиты, создавая общие условия для обучения и прочих социальных услуг, расширять благосостояние своих граждан, а также является центром, который правильно руководит социальным и экономическим развитием. Какими бы сложными, противоречивыми ни были социальные проблемы глобализации, их решение возможно с учетом прав и интересов разных групп государства.

Государство в условиях глобализации мировой экономики

Стремительное развитие процессов глобализации способствовало тому, что сегодня ни одна национальная экономика уже не может развиваться без участия в международных производственных связях. Важнейшей стратегической задачей любого государства стало установление и поддержание определенного уровня экономического участия на внешних рынках. Следствием же расширения и углубления международного разделения труда является процесс увеличения экономической взаимозависимости между странами, который проявляется в сращивании национальных, региональных и отраслевых рынков.

Проблема глобализации в настоящее время является одной из самых обсуждаемых. Основной причиной послужившей толчком к развитию международных производственных связей и процессов глобализации стало желание со стороны западноевропейских и американских компаний в увеличении прибыли своих предприятий за счет освоения потребительских рынков развивающихся стран для сбыта своей продукции, а также сокращения издержек производства путем перенесения в данные страны трудоемких и материалоемких производств. Для облегчения товарообмена между странами развитые страны начали внедрять политику либерализации внешнеэкономической деятельности, которая проявлялась в постепенном снижении, а в некоторых случаях отмене таможенно - тарифных ограничений. Впоследствии начали сниматься валютные ограничения и на пути движения капитала.

Однако в течение последних 20 лет глобализация начала активно выходить за границы только экономических отношений, и распространилась на социально-политическую, культурную и иные сферы жизни, когда происходит формирование некоей «глобальной системы ценностей и единой культуры». Анализ причин, повлиявших на развитие данных процессов, позволил выделить два основных фактора - международный и экономический.

Международный фактор связывает динамичное развитие глобализации с крупными международными событиями, а именно:

создание различных интеграционных объединений (Европейский союз, НАФТА, АТЭС, АСЕАН) принятием Конференцией Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г. Европейского акта, вступившего в силу 1987 г. и провозгласившего четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуги капитала;

создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), которые способствовали смягчению и унификации таможенного, торгового, налогового законодательства многих стран и усилили экономическую взаимозависимость национальных хозяйств и их хозяйствующих субъектов. Кроме того, на процесс «формирования прозрачности границ» благоприятное влияние оказали и такие политические событии, как распад Советского Союза, ликвидация СЭВ и Варшавского пакта; воссоединение Германии.

Экономический же фактор отождествляет ускорение темпов развития глобализации с ростом мощи и сети международных корпораций, который послужил толчком к развитию международного маркетинга, электронной торговли, международной логистики. А развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, гибких автоматизированных производств создали условия для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов, что позволило снизить издержки на столько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.

Расширение сети транс - и мультинациональных корпораций способствовало сближению людей различных национальностей и вероисповеданий. Углубление международных контактов и развитие информационных технологий позволили гражданам широко получать сведения о материальных благах и нравственных ценностях других стран. Благодаря этому среди населения многих государств начался процесс формирования критического отношения к стереотипам поведения, сложившимся внутри своих стран, что постепенно стало приводить к размыванию, казавшихся ранее незыблемых культурных различий между странами и образованию культурной унификации, сопротивляться с которой не смогли многие государства, например, Испания, Мексика, Аргентина, Турция. Глобализация сохранила в них национальную идентичность лишь как культурный фольклор и туристические символы (испанская коррида, мексиканская кухня, аргентинское танго, турецкий ислам), а граждан этих стран сделал «гражданами мира». В основе же универсальных ориентиров заложена западная модель развития и западная система ценностей: рыночная экономика, правовое государство, индивидуальная свобода и права человека и др.

Произошедшая за последние 20 лет эволюция информационных технологий сформировала единое информационное пространство и глобальное сетевое сообщество, что позволяет сегодня гражданам не только получать необходимую информацию и общаться, но и дает возможность для контроля и манипуляцией национальными сообществами со стороны западных стран. Например, под предлогом активного развития глобализации и необходимости в связи с этим формирования единых «цивилизационных ценностей» запад оправдывает свое право на вмешательство, включая военное, в политическую жизнь стран для достижения какой-либо своей выгоды, например, с целью получения доступа к энергетическим ресурсам. Следует также отметить, что повсеместное распространение телевидения и интернета, активно пропагандирующих недостижимые для многих стран мира западные нормы жизни, стимулировало в некоторых государствах, прежде всего мусульманского мира, напротив, волну антизападных настроений, проявляющихся, в частности, в виде международного терроризма.

Каждая отдельная страна имеет свои исторически сложившиеся социально-экономические и политические традиции, культуру и вероисповедание. «Глобальная же система ценностей» предполагает экономические, политические и социальные ценности, разделяемые представителями западной цивилизации, но абсолютно не характерные, например, для стран исламского мира, Азии, Африки, некоторых государств СНГ. В результате, продвигаемая западная модель экономического и политического развития становится не способной прижиться во многих странах, при этом, создавая там условия препятствующие развитию проектов национальной модернизации. Поэтому на современном этапе развития глобализации в мировой экономике существует большой разрыв между развитыми государствами, так называемой большой семерки золотого миллиарда (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия), и развивающимися странами, а также странами третьего и четвертого мира, которые находятся на периферии мирового развития, куда переносятся все ненужные производства и продаются некачественные товары.

Россия до распада СССР обладала весомым геополитическим и экономическим потенциалом, который еще не весь утрачен после перестройки 1990-х гг. Поэтому сегодня она находится в промежуточном положении и может примкнуть как к «бедным» государствам, так и к развитым. В настоящее время одной из основных задач российской экономической политики является ее модернизации. Для страны, поставившей перед собой такую цель, важным моментом является определение ориентиров развития. Если Россия в стратегии своего развития будет основываться лишь на опыт западных развитых стран, то, с одной стороны, задачу модернизации будет решать гораздо легче. Но, с другой стороны, это создаст проблему обратного влияния: модернизации на национальную идентичность (политическую, культурную, историческую, социальную). В этой связи в России должна быть разработана такая стратегия модернизации, которая бы смогла поднять отрасли промышленности и сделать продукцию отечественного производства конкурентоспособной как на внутреннем, так и на мировом рынке, в том числе и путем усиления поддержки и активного отстаивания государством интересов российских компаний и предприятий на международных рынках, так как, скорее всего, страны запада будут оказывать сопротивление укреплению позиций российских производителей. Как показали первые послереволюционные и послевоенные десятилетия, международная изоляция, не является действенным средством борьбы против России. Напротив, в это время произошло крупнейшее за ее историю экономический подъем. Тогда как сегодняшняя открытость ставит Россию на грань экономического кризиса. Ресурсная база и сохраняющаяся с советского времени, хотя и со значительным моральным износом, инфраструктура делают Россию потенциально самодостаточную страну. Опора в развитии страны преимущественно на транснациональные корпорации не способна поднять международную дееспособность и статус страны до уровня необходимого для вхождения в статус «двигателей» глобализации и субъектов глобального управления, так как корпорации призваны решать, прежде всего, свои задачи, а не задачи растущих экономик и рынков. Привлекать иностранный капитал и сотрудничать с транснациональными корпорациями необходимо, но делать ставку только на них в проведении модернизации (а не просто экономического роста, который может иметь место и без преобразований) неэффективно. Для поднятия своего статуса в международном сообществе, для того чтобы являться не только объектом, но и субъектом процессов, происходящих в мировой экономике, России необходимо перенимать опыт и использовать возможности, предлагаемые глобализацией, но трансформируя их через призму учета национальных интересов с целью сохранения политической, исторической, культурной идентичности страны. Так как, если государство окажется слабым и неспособным защититься от унификации, то оно обрекает свою страну на отставание в развитие, и, как следствие, на недееспособность участия в глобальной конкуренции, деградацию и упадок.

глобализация социальный политика государство

Список литературы

1) Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15. С.В. Калашников.

) «Глобализация, социальная политика и роль государства»

Публикация от 16 Октября 2013 http://konferent.ru/nauka/1203

) «Современное социальное государство.» Тарзимин Р.Р, Уфа 2007

) «Влияние глобализации на изменение роли государства» Орлова Мария Алексеевна. Соискатель кафедры экономической теории РЭА им. Г.В. Плеханова

) «Глобализация и ее влияние на социально-политическое и этнодержавное развитие мира» http://uchebnikionline.com/politologia/istoriya_suchasnogo_svitu_sotsialno- politichna_istoriya_xv_pochatku_xxi_stolit_-_gorban_yua/globalizatsiya_vpliv_sotsialno-politichniy_etnoderzhavniy_rozvitok_svitu.ht

) «Глобализация и государство: анализ социальной онтологии». Издательство ЦНТИ, Томск, 2010. Оглезнев В.В.

) «Влияние глобализации на функции государства»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2006, № 6 Л.А. Морозова

) «Государство в условиях глобализации мировой экономики» публикация от 02.12.11 И.С. Сокол.

Похожие работы на - Влияние глобализации на социальное государство и социальную политику

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!