Разработка рационального режима метрологического обеспечения объекта
Введение
Метрология - это наука об измерениях, методах и
средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
С развитием науки в современности, измерения
затрагивают все большее количество физических величин, расширяются диапазоны измерений.
С каждым годом растут требования к точности измерений. В наши дни метрология и
измерения пронизывают все сферы жизни. Обыденная жизнь ежеминутно сталкивает
нас с количественными оценками, деятельность любого человека на предприятии
напрямую связана с измерениями. Измерения являются основой научных знаний, они
количественно характеризуют окружающий материальный мир, раскрывая действующие
в природе закономерности.
Информация, связанная с измерениями является
основой при принятии решений о качестве продукции, при внедрении систем
качества, в научных экспериментах, при проектировании и строительстве
сооружений т.д. И только достоверность и соответствующая точность результатов
измерений обеспечивает правильность принимаемых решений на всех уровнях: управление,
разработка, организация, исполнение. Получение недостоверной информации
приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям.
Для реализации положений большинства Законов РФ (например, "О защите прав
потребителя", "О стандартизации", "О сертификации продукции
и услуг", "Об энергосбережении" и др.) необходимо использование
достоверной, и сопоставимой информации.
Без сомнений, огромную роль во всем этом играет
метрологическое обеспечение измерений.
Наверное, стоит сказать, что вся метрологическая
деятельность основывается на конституционной норме, которая утверждает, что в
федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и система
исчисления времени.
1. Разработка рационального режима
метрологического обеспечения объекта
Под метрологическим обеспечением измерений
понимается деятельность метрологических и других служб, направленная:
на создание в стране необходимых эталонов,
образцовых и рабочих средств измерений;
на их правильный выбор и применение;
на разработку и применение метрологических
правил и норм;
на выполнение других метрологических работ,
необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте,
предприятии, в отрасли и национальной экономике.
Метрологическое обеспечение измерений имеет
четыре основы: научную, организационную, нормативную и техническую.
. Научная и техническая основы
Научная и техническая основы обеспечения
единства измерений очень тесно связаны. Это объясняется тем, что все разработки
и открытия совершенные в научной области метрологии составляют базис
технической основы обеспечения единства измерений.
Научной основой метрологического обеспечения
измерений является сама метрология, как наука. Сюда можно отнести научные
основы выбора средств измерений и контроля, методик измерений и поверки средств
измерений, оценки качества измерений и контроля и его влияния на качество
продукции.
Техническую основу обеспечения единства
измерений составляет ряд систем. К этим системам относятся система
государственных эталонов единиц физических величин; система передачи размеров
единиц ФВ от эталонов рабочим системам единиц; система государственной поверки
и калибровки систем измерения; система разработки, постановки на производство и
выпуска рабочих средств измерения; система государственных испытаний и
аттестации средств измерений; система стандартных справочных данных о
физических константах и свойствах веществ и материалов; система стандартных
образцов состава и свойств веществ и материалов.
. Организационно-нормативная основа
Организационно-нормативную основу обеспечения
единства измерений составляет Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня
2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Управление системой обеспечения единства
измерений - это сфера государственного управления и является одной из важнейших
государственных задач. Государственное регулирование в области обеспечения
единства измерений осуществляется в следующих формах:
) утверждение типа стандартных образцов или типа
средств измерений;
) поверка средств измерений;
) метрологическая экспертиза;
) государственный метрологический надзор;
) аттестация методик (методов) измерений;
) аккредитация юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области
обеспечения единства измерений.
В свою очередь Государственный метрологический
надзор осуществляется за:
) соблюдением обязательных требований в сфере
государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям,
единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам,
средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию
Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
) наличием и соблюдением аттестованных методик
(методов) измерений;
) соблюдением обязательных требований к
отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
Государственный метрологический надзор
распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих:
) измерения, относящиеся к сфере
государственного регулирования обеспечения единства измерений;
) выпуск из производства предназначенных для
применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства
измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а
также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на
территории Российской Федерации;
) расфасовку товаров.
Нормативная база обеспечения единства измерений
устанавливается в законодательном порядке комплексом нормативных и правовых
актов и положений. Схематически ее можно отобразить следующим образом:
Нормативную основу обеспечения единства
измерений обеспечивает Государственная система обеспечения единства измерений
(ГСИ).
ГСИ - это государственное управление нормами,
субъектами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня
единства измерений в стране.
Деятельность, направленная на обеспечение
единства измерений осуществляется на нескольких уровнях. А именно:
на государственном уровне
на уровне федеральных органов исполнительной
власти
на уровне юридического лица
Основной целью ГСИ является разработка и
внедрение общегосударственных нормативных, правовых, технических, экономических
и организационных условий для решения вопросов, связанных с обеспечением
единства измерений.
Основными задачами ГСИ являются:
− разработка оптимальных принципов
управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
− организация и проведение фундаментальных
научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и
средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
− установление системы единиц величин и
шкал измерений, допускаемых к применению;
− установление основных понятий в
метрологии, унификация их терминов и определений;
− установление экономически рациональной
системы государственных эталонов, их создание, утверждение, применение и
совершенствование;
− установление систем передачи размеров
единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в
стране;
− создание и совершенствование вторичных и
рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;
− установление общих метрологических
требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений,
методикам поверки (калибровки) средств измерений и всех других требований,
соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства
измерений;
− разработка и экспертиза разделов
метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том
числе программ создания и развития производства оборонной техники;
осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств
измерений;
испытания с целью утверждения типа средств
измерений, лицензирование деятельности юридических и физических лиц по
изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
− осуществление государственного
метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств
измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц
физических величин, соблюдением метрологических норм и правил; разработка
принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов
государственной метрологической службы;
− аттестация методик выполнения измерений;
− калибровка и сертификация средств
измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и
надзора;
− аккредитация метрологических служб и
иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической
деятельности;
− аккредитация поверочных, калибровочных,
измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий
неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской
Федерации систем аккредитации;
− участие в работе международных
организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;
− разработка совместно с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости
метрологических работ и регулирование тарифов на эти работы;
− организация подготовки и переподготовка
кадров метрологов;
− информационное обеспечение по вопросам
обеспечения единства измерений;
− совершенствование и развитие ГСИ.
нормативный метрологический система
измерение
2. Расчетная часть
Исходные данные:
n2 =
100+5*4=120 (кол-во СИ, исп-х на раб-х местах)
V1=V2=0,1+4/100=0,14
(доли явного и скрытого брака)
αп=βп=0,05+4/100=0,09
(вероятность ошибки первого и второго рода)
qϭρ1=0,01+4/100=0,05
(доля СИ, бракуемых ремонтным участком)
tп =
(10+4) = 14 ч - средняя продолжительность поверки одного СИ;
tp
=
(25+4)=29 (средняя продолжительность соответственно поверки и ремонта одного
СИ)
tпу=
(50+5*4)=70 ч (суммарная продолжительность поверки, регламентных и
профилактических работ для поверочной установки за год)
.1 Определение значений λij.
Исходя из условий, что в процессе использования
должно постоянно находиться n2
СИ
и принимая межповерочный интервал равным 1 году, можно определить количество СИ
переходящих за год из состояния использования в состояние поверки
n23=
(1+ V1)
n2=
136,8 ,
где V1
-
доля явного брака в потоке СИ, поступающих на использование.
Для модели МО, когда явный брак СИ
обнаруживается только после передачи их на использование, можно принять n12
=
n23.
Поток СИ, поступающих из поверки в ремонт, будет
содержать три составляющих: явный брак; СИ со скрытым браком, выявленным в
процессе поверки; исправные СИ, ошибочно забракованные по результатам поверки.
В результате количество СИ, передаваемых за год из поверки в ремонт,
определяется формулой
n34=
[V1+V2
(1
- βп)
+ (1 - V2)
αп]
n2=39,696
где V2
- доля скрытого брака в потоке СИ; βп,
αп,
- соответственно вероятность ошибок первого и второго рода при выполнении
поверки.
В процессе ремонта часть СИ может быть
забракована и списана. Остальные СИ после ремонта возвращаются на поверку,
количество их будет определяться формулой
n43=
(1 - qϭρ1)
n34=
[V1+V2
(1
- βп)
+ (1 - V2)
αп]
х (1 - qϭρ1)
n2
= 37,711,
где qϭρ1
-
доля СИ, забракованных в процессе ремонта.
Количество СИ, поступающих из поверки на
хранение, определяется суммой СИ, признанных исправными после поверки и после
второй поверки, проводимой после ремонта. В результате число таких СИ можно
рассчитать по формуле
n31=
[(1 - V2)
(1 - αп)
+ V2
βп]
n2 +
[(1 - βp)
(1 - αп)
+ βp
βп]
n34 =
{[(1 - V2)
(1 - αп)
+ V2
βп]
+ [(1 - βp)
(1 - αп)
+ βp
βп][
V1+V2
(1
- βп)
+
(1 - V2)
αп]
х (1 - qϭρ1)}
n2=
128,618
где βp
-
вероятность ошибки при выполнении ремонта.
Зная количество СИ, переходящих из одного
состояния в другое за год, соответствующие потоки за один час можно определить
по формуле
λij
= nij/Tч,
где Tч
-
количество рабочих часов в году, Tч
=
166х12 = 1992
λ12=0,0687
λ23=0,0687
λ34=0,0199
λ43=0,0189
λ31=0,0646
.2 Расчет вероятности нахождения СИ
в каждом из рассматриваемых состояний
Считая все потоки событий переходов СИ из
состояния в состояние пуассоновскими, в которых для любых непересекающихся
участков времени число событий, происходящих на одном из них, не зависит от
числа событий, происшедших на другом, получены аналитические выражения для
вероятностей:1 = (λ 31
/ λ 12 ) / (1 + λ 31
/ λ 12 + λ 31
/ λ 23 + λ 34
/ λ 43 ) = 0,239042
= (λ 31
/ λ 23 ) / (1 + λ 31
/ λ 12 + λ 31
/ λ 23 + λ 34
/ λ 43 ) = 0,239053
= 1 / (1 + λ 31
/ λ 12 + λ 31
/ λ 23 + λ 34
/ λ 43) = 0,254224
= (λ 34
/ λ 43 ) / (1 + λ 31
/ λ 12 + λ 31
/ λ 23 + λ 34
/ λ 43 ) = 0,26768
.3 Расчет оптимального количества
СИ, находящихся в эксплуатации
Для выполнения условия, что в процессе
использования на рабочих местах должно находиться n2 СИ, оптимальное
количество n0 СИ, находящихся в эксплуатации на предприятии,
определяется формулой
0
= Int + (n2 / P 2 )= 120/0,23905 = 502ед.
2.4 Определение порядка организации
поверки СИ
.4.1 Расчет количества поверочных
установок и коэффициента загрузки участка поверки
При условии односменной работы участка поверки
СИ расчетное количество поверочных установок определяется формулой
пр
= nп tп / (Tч - tпу ) = 1,1359п
= {1 + [V 1 + V 2 (1 - β п
) + (1 - V 2 ) αп
] (1 - qбр1 )} n2=160
где nп - количество СИ, поверяемых за
год;п - продолжительность поверки одного СИ;пу -
суммарная продолжительность поверки, регламентных и профилактических работ для
поверочной установки за год.
Минимальное количество поверочных установок:п
min = 2, т.к. Nпр > 1
Коэффициент загрузки поверочного оборудования
Хп = Nпр / Nп min =
0,56795
.4.2 Выбор рационального количества
поверочных установок и порядка организации поверки СИ
Выбор рационального количества Nпо
поверочных установок определяется целесообразностью их наиболее полного
использования не только для поверки собственных СИ, но и оказания услуг по
выполнению поверочных работ для сторонних организаций.
При количестве поверочных установок Nп
> Nпmin в случае их полной загрузки может быть поверено за год nc
CИ для сторонних организаций
с
= Int - [(T ч - t пу ) N п / t п - n п
] = 26
Затраты за время t, выраженное в годах, на
оплату выполнения поверки ВМС определяются формулой
Зв = nп tп C1
t ,
где С 1 - стоимость (цена) одного
нормативного часа работы поверителя, которое рассчитываем по формуле:
С 1 = 0,09 М (1 + k 1 + k 2 ) (1 + R)
=0,09*6000(1+0,3+0,5)(1+0,25)=1215
=0,3=0,5=0,25=6000p
Следовательно
З в = nп tп C1
t = 160*14*1215*1=19457010р
При организации поверки в МСП следует учитываем
затраты на приобретение поверочного оборудования, подготовку и проведение
аккредитации МСП на право поверки СИ, текущие затраты на обслуживание
поверочных установок.
Общие затраты оцениваем по формуле:
Зп = Nп C пу +
C а + N п C то t
Стоимость одной поверочной установки:
Спу =100М= 100*6000 = 600000 р;
Стоимость подготовки и проведения аккредитации
МСП на право поверки СИ: Са= 100М = 600000р
Стоимость текущего обслуживания за год одной
поверочной установки: Сто= 50М=300000р
Зп = N п C пу +
C а + NпCто t = 2*600000+600000+2*300000*1 =
2400000 р
Доход от выполнения поверочных работ определяем
формулой:
Дп = (nп + nс )
tп C1 t = (160+26)*14*1215*1=3163860р.
Получаемая прибыль П = Дп - Зп
= 3163860-2400000=763860р
Время, год
|
0,5
|
1
|
1,5
|
2,0
|
2,5
|
3
|
Затраты Зв
|
9728505
|
19457010
|
29185515
|
38914020
|
48642525
|
58371030
|
Поверка в МСП
|
Затраты Зп, при Nп=
|
Nmin
|
1200000
|
2400000
|
3600000
|
4800000
|
6000000
|
7200000
|
|
|
Nmin+1
|
1650000
|
3300000
|
4950000
|
6600000
|
8250000
|
9900000
|
|
|
Nmin+2
|
2100000
|
4200000
|
6300000
|
8400000
|
10500000
|
12600000
|
|
Доход Дп, при Nп
=
|
Nmin
|
1581930
|
3163860
|
4745790
|
6327720
|
7909650
|
9491580
|
|
|
Nmin+1
|
1692495
|
3384990
|
5077485
|
6769980
|
8462475
|
10154970
|
|
|
Nmin+2
|
1803060
|
3606120
|
5409180
|
7212240
|
9015300
|
10818360
|
|
Прибыль П, при Nп
=
|
Nmin
|
381930
|
763860
|
1145790
|
1527720
|
1909650
|
2291580
|
|
|
Nmin+1
|
42495
|
84990
|
127485
|
169980
|
212475
|
254970
|
|
|
Nmin+2
|
-296940
|
-593880
|
-1187760
|
-1484700
|
-1781640
|
На основании полученных данных
выбираем метод поверки собственной Метрологической службой предприятия. Исходя
из полученных данных, рациональным количеством поверочных установок является 2
установки.
.5 Расчет количества рабочих мест на
ремонтном участке
При выполнении поверки СИ в МСП
целесообразно организовать на предприятии и ремонт СИ. Количество рабочих мест
на ремонтном участке
Nр
= Int + (nр
tр
/ T ч)
= 1р = n 34 + [V 1 + V 2 (1 - βп ) + (1 - V 2 ) αп ] nс= 67
.6 Расчет основных показателей
работы МСП
В качестве основных обобщенных
показателей работы МСП можно рассмотреть следующие: уровень дефектности СИ,
признанных пригодными по результатам поверки;
коэффициент точности работы МСП;
коэффициент передачи МСП.
.6.1 Уровень дефектности СИ,
передаваемых из поверки на хранение
2 = n31д
/ n31 = 1,817/128,618=0,01413
где n31д - количество
дефектных (скрытый брак) СИ на выходе из поверки
31д = V2 βп n2 + βр βп n43 =1,512+0,305=
1,817
2.6.2 Коэффициент точности работы
МСП
Еq = (q1 - q2)
/ q1 = (0,14-0,01413)/0,14= 0,8991
где q1 - уровень
дефектности (скрытый брак) СИ, поступающих на поверку, q1 =V2
.6.3 Коэффициент передачи МСП
n = 1 - qбр
= 1-0,05=0,95
Библиографический список
1. Карпова О.В., Логанина В.И. «Основы
метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества»: учеб. пособие. -
Пенза: ПГУАС,2011.
2. Димов
Ю.В. «Метрология, стандартизация и сертификация» - Учебник для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и
магистров, и дипломированных специалистов в области техники и технологии. -
СПб. 2010. - 3-е изд.
3. Очир-Горяев
В.П. «Основы технического регулирования». Программа курса, методические
рекомендации к самостоятельным работам для студентов заочного и очного обучения
по направлениям 200500 "Метрология, стандартизация и сертификация" и
271700 "Стандартизация и метрология". Ухта -2013
. Шишкин
И.Ф. «Теоретическая метрология» - Учебник для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению подготовки "Метрология,
стандартизация и сертификация" и специальностям "Метрология и
метрологическое обеспечение", "Стандартизация и сертификация". -
СПб. -2010 - 4-е изд.
5. Очир-Горяев
В.П. «Метрология как деятельность» - Методические указания к практическим
занятиям по курсу "Метрология, стандартизация и сертификация".
Ухта-2011.