Разработка привода ленточного транспортера
Курсовая работа по механике
Разработка привода ленточного транспортера
ХАНОВ РУСЛАН ФИРДАВИСОВИЧ
ВВЕДЕНИЕ
Редуктор - механизм, служащий для уменьшения частоты
вращения и увеличения вращающего момента. Редуктор законченный механизм,
соединяемый с двигателем и рабочей машиной муфтой или другими разъемными
устройствами. Редуктор состоит из корпуса (литого чугуна или стального
сварного). В корпусе редуктора размещены зубчатые или червячные передачи,
неподвижно закрепленные на валах. Валы опираются на подшипники, размещенные в
гнездах корпуса; в основном используют подшипники качения. Тип редуктора
определяется составом передач, порядком их размещения в направлении от
быстроходного вала к тихоходному и положением осей зубчатых коле в пространстве.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и
повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Принцип действия зубчатой передачи основан на зацеплении пары зубчатых колес.
Достоинством зубчатых передач является: высокий КПД, постоянство передаточного
отношения и широкий диапазон мощностей.
В настоящем проекте произведен расчет механического
привода, состоящего из закрытой косозубой цилиндрической и цепной передач.
1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Потребляемая мощность
электродвигателя
где
- КПД КПД
зубчатой передачи;
- КПД
цепной передачи;
- КПД
муфты.
- КПД
пары подшипников качения.
По
таблице 1.1/1/
=0,97 =0,96 =0,98 =0,99
n=2 - число пар
подшипников качения
кВт.
Частота
вращения электродвигателя:
где
- передаточное число зубчатой передачи.
-
передаточное число цепной передачи;
По
таблице 1.2/1/
=4
=3
По
мощности и частоте вращения выбираем электродвигатель:
серия
АИР160М8УЗ/727
асинхронная
частота вращения об/мин.
мощность
кВт
Определяем
общее передаточное отношения привода
Разбиваем
передаточное число привода по ступеням:
Принимаем
Угловые
скорости и частоты вращения валов.
мин-1,
мин-1
мин-1
с-1
с-1
с-1
Крутящие
моменты на валах.
Нм,
Нм,
Нм.
2. РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Р1=Рв/=7/0,96*0,99=7,37кВт
По
передаточному числу цепной передачи назначаем число зубьев малой звездочки
U=3,83; z1=23 (с.286, /1/).
Определяем
число зубьев большой звездочки
z2 = z1*u =
23*3,83= 88
а=40Рц
Вычисляем
расчетную мощность передачи по формуле:
Рр
= Р1 Кэ Кz Kn
где
Р1 - мощность выходного вала, кВт;
Кэ
- коэффициент эксплуатации;
Кz
- коэффициент числа зубьев;
Kn -
коэффициент частоты вращения.
Коэффициенты
числа зубьев и частоты вращения вычисляем по формулам:
Кz
=z01/z1=25/23=1,09
где
z01 = 25,
n01 - базовая частота вращения малой звездочки.
Коэффициент
эксплуатации вычисляем по формуле:
Кэ
= Кд Ка Кн
Крег Кс
Креж,
где
Кд - коэффициент динамической нагрузки;
Ка
- коэффициент межосевого расстояния или длины цепи;
Кн
- коэффициент наклона передачи к горизонту;
Крег
- коэффициент способа регулировки натяжения цепи;
Кс
- коэффициент смазки и загрязнения передачи;
Креж
- коэффициент режима или продолжительности работы передачи в течение суток.
Кс=1,3
Коэффициент
эксплуатации
КЭ=1*1*1*1*1,3*1=1,3
РР=7,37*1,3*1,38*1,09=14,41кВт
Выбираем
приводную роликовую цепь типа ПР-31,75-88500 (табл.13.4) с параметрами:
Рц=31,75мм
Максимально
возможная скорость движения цепи будет
м/с.
z1 - число зубьев малой звездочки;
- частота
вращения ведущего вала, мин-1.
Для
выбранной цепи определяем геометрические параметры.
Межосевое
расстояние:
а=40*31,75=1270
Число
звеньев цепи:
Lp = + + ,
где
а - межосевое расстояние, мм;
Рц
- шаг цепи, мм;
z1 - число зубьев малой звездочки;
z2 - число зубьев большой звездочки.
Значение
Lp округляем до целого четного числа Lp =138.
Для
принятого значения Lp уточняем межосевое расстояние:
Передача
работает лучше при небольшом провисании холостой ветви цепи. Поэтому расчетное
межосевое расстояние уменьшаем на 3 мм,
а
= 1262 мм.
Диаметры
делительных окружностей звездочек:
где
Рц - шаг цепи, мм;
z - число зубьев
звездочки
Вычисляем
полезную нагрузку цепной передачи:
Ft = ,
где
P1 -
мощность выходного вала, Вт;
v - скорость
движения цепи, м/с.
Ft=7,37*1000/1,8=4094
Н.
Оценим
возможность резонанса
где
q=2,1 кг/м
Производим
проверку работоспособности цепной передачи по критерию износостойкости шарниров
цепи.
p = £ [p],
где
р - давление в шарнирах цепи, МПа;
Ft -
полезная нагрузка цепной передачи, Н;
В
- ширина втулки цепи, мм;
d - диаметр
валика цепи, мм;
[p] -
допускаемое давление в шарнирах цепи, МПа.
[p] =
[pо]/Кэ,
где
[pо] = 29
МПа - допускаемое давление в шарнирах цепи при типовых условиях передачи (табл.
13.1, /1/).
[p] =
29/1,3 = 22,3 МПа;
Р=4094/27,46*9,55=15,6 МПа
р=15,6МПа
< 22,3 МПа=
Износостойкость
шарниров цепи обеспечена.
3. РАСЧЕТ КОСОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ
ПЕРЕДАЧИ
.1 Выбор материала и определение
допускаемого напряжения
В связи с нагрузкой привода выбираем для изготовления
зубчатых колес Сталь 40Х. Она обладает достаточной технологичностью и является
распространенной.
Для шестерни НВ=260…280 (термообработка,
азотирование).
Для
колеса НВ=260…280 (термообработка, улучшение).
Допускаемые
напряжения изгиба при расчете на усталость
Где
.2 Проектный расчет передачи по контактным напряжениям
Определяем межосевое расстояние по формуле 8.13/2/
где
Епр приведенный модуль упругости;
Епр
= 2,1*105 МПа.
Т2
- крутящий момент на валу колеса;
Т2=TIII= Нм
u=5 передаточное
число
Коэффициент
ширины колеса относительно межосевого расстояния (табл.
8.4 [2]);
= 0,4
-
коэффициент ширины к диаметру
=1,06-
коэффициент концентрации нагрузки;
По
рисунку 8.15 /2/ находим:
=1,06
мм.
Принимаем
стандартное значение межосевого расстояния (стр. 136/2/) а=125мм.
Ширина:
Принимаем
m=2
назначаем
угол наклона зубьев
Суммарное
число зубьев:
Число
зубьев шестерни:
Число
зубьев колеса:
Принимаем
z1=20, z2=102
Уточняем
.
Уточняемпо межосевому расстоянию
коэффициент
осевого перекрытия
Делительные
диаметры.
Шестерни:
Колеса:
Проверка
межосевого расстояния:
3.3 Проверочный расчет передачи по контактным напряжениям
электродвигатель привод напряжение
кинематический
По формуле 8.29/2/
Нмм.
Назначаем
9 степень прочности (по таблице 8.2)
по
таблице 8,7
3.4 Проверочный расчет прочности
зубьев на изгиб
sF = £ [sF],
где
ZFb - коэффициент повышения прочности косозубых передач
по напряжениям изгиба.
ZFb = KFa Yb /,
где
KFa = 1,35 - дополнительный коэффициент, учитывающий
неравномерное распределение нагрузки между зубьями в многопарном зацеплении
косозубой передачи (табл. 8.7, /1/);
Yb = 1 - bо/140= 1 -
12,6◦/140 = 0,91.
Приведенное
число зубьев
Zv1 = Z1/ cos2 b = 20/cos2 12,6◦ = 21
Zv2 = Z2/ cos2 b = 102/cos2 12,6◦ = 107
YF1=4,1; YF2=3,75
(Рисунок 8.20, /1/.)
Вычисляем отношения
:
.
Рассчитываем
по наименьшему отношению
Прочность
зубьев на изгиб обеспечена.
4. РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
.1 Проектный расчет вала
Тихоходный вал:
Мм
мм принимаем l1=60мм
мм
мм
мм
l3=98мм - определяется графический на эскизной
компоновке
мм
l4=B+c=20+1,6=21,6мм
Быстроходный
вал:
мм
мм
принимаем l1=40мм
мм
мм
мм
l3=98мм - определяется графический на эскизной
компоновке
мм
l4=B+c=18+1.6=19.6мм
Зазор
между вращающимися деталями и внутренней стенкой корпуса.
По
формуле 3.5/1/
L = 2∙a = 2∙125
= 250 мм.
Принимаем
а = 9 мм.
Расстояние
между колесом и днищем редуктором.
.
lст=(1,1…1,5)d=66…90
.2 Определение реакций в опорах валов
Тихоходный вал
В
горизонтальной плоскости:
Проверка:
,8+4619-2446+2321,8=0
Сечение
«А»
Сечение«В»
В
вертикальной плоскости:
Проверка:
;
,2-1360+1405,2=0;
Сечение
«А»
Сечение
«В» Нм
Определение
суммарных изгибающих моментов
Сечение
«B»
Сечение
«A»
В
горизонтальной плоскости
Проверка:
,9+4100-1132-225,1=0
В
вертикальной плоскости:
Проверка:
;
,6-1529+922,4=0;
4.3 Проверочный расчет вала
Запас усталостной прочности в опасных сечениях
s = ³ [s] = 1,5,
где
ss = - запас
сопротивления усталости только по изгибу;
st = - запас сопротивления усталости только по кручению.
В
этих формулах:
s-1 и t-1 - пределы выносливости материала вала, МПа;
sа и tа - амплитуды переменных составляющих циклов
напряжений, МПа;
sm и tm - постоянные составляющие циклов напряжений, МПа;
ys и yt - коэффициенты, корректирующие влияние постоянной
составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;
Кs и Кt - эффективные
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
Кd
- масштабный фактор;
КF
- фактор шероховатости.
Назначаем
материал вала:
Сталь
40, sВ = 700
МПа.
s-1 = (0,4… 0,5) sВ = 280…350 МПа. Принимаем s-1 = 300
МПа.
t-1 = (0,2… 0,3) sВ = 140…210 МПа. Принимаем t-1 = 150
МПа.
Принимаем
ys = 0,1 и yt = 0,05
(с. 264, /1/), Кd = 0,72 (рис. 15.5, /1/) и КF
= 1 (рис. 15.6, /1/).
Сечение
В:
d = 50 мм,
М
= 201*103 Н*мм,
Т
= 485000 Н*мм.
Принимаем
Кs = 2,4 и Кt = 1,8 (табл.
15.1, /1/).
Запас
усталостной прочности в сечении В обеспечен.
Сечение
С:
d = 60 мм,
М
= 224000 Н*мм,
Т
= 485000 Н*мм.
Принимаем
Кs = 1,7 и Кt = 1,4 (табл.
15.1, /1/).
Запас
усталостной прочности в сечении С обеспечен.
5. ПОДБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
.1 Выбор подшипника для тихоходного
вала
Учитывая сравнительно небольшую осевую силу назначаем
по [10] для тихоходного вала шариковые радиальные однорядные подшипники легкой
серии, условное обозначение 210 со следующими характеристиками:
Внутренний диаметр подшипника, d = 50 мм;
Наружный диаметр подшипника, D =90 мм;
Ширина подшипника, B = 20 мм;
Фаска подшипника, r = 2 мм;
Динамическая грузоподъемность: Cr = 35,1 кН
Расчет подшипника по статической
грузоподъемности
Определяем ресурс подшипника
n=145,4об/мин=3
a1=1 - коэффициент надежности
a2=0.75 - коэффициент совместного влияния качества
металла и условий эксплуатации
Находим
отношение
По
таблице16.5 /2/ находим параметр осевой нагрузки: е = 0,26
При
коэффициенте вращения V=1 (вращение внутреннего кольца подшипника)
Находим
отношение:
По
таблице 16.5 /2/:
Коэффициент
радиальной силы Х = 1
Коэффициент
осевой силы Y = 0
Находим
эквивалентную динамическую нагрузку:
Рr
= (Х.V.Fr + Y.Fa). К. Кб (формула 16.29/2/)
По
рекомендации к формуле 16.29 /2/:
К = 1 - температурный коэффициент;
Кб
= 1,4 - коэффициент безопасности;
Рr
= 1*3794*1.*1,4 = 5311,6Н
.2 Выбор подшипника для быстроходного
вала
Учитывая сравнительно небольшую осевую силу назначаем
по [10] для тихоходного вала шариковые радиальные однорядные подшипники тяжелой
серии, условное обозначение 208 со следующими характеристиками:
Внутренний диаметр подшипника, d = 40 мм;
Наружный диаметр подшипника, D =80 мм;
Ширина подшипника, B = 18 мм;
Фаска подшипника, r = 2 мм;
Динамическая грузоподъемность: Cr = 32 кН
Статическая грузоподъемность: Со =17,8кН
Расчет подшипника по статической
грузоподъемности
Определяем ресурс подшипника
n=335 об/мин=3
a1=1 - коэффициент надежности
a2=0.75 - коэффициент совместного влияния качества
металла и условий эксплуатации
Pr = XVFrx Кб x Кт(16.29
[2])
Для
чего находим суммарную радиальную реакцию в опоре А:
При
коэффициенте вращения V = 1 (вращение внутреннего кольца подшипника)
При
этом по табл. 16.5 [2]:
Коэффициент
радиальной силы Х = 1
По
рекомендации к формуле 16.29 [2]:
К = 1 - температурный коэффициент;
Кб
= 1,4 - коэффициент безопасности;
Рr
= 1 х 1 х 2894 х 1,4 х 1 = 4051Н
6. ПОДБОР И РАСЧЕТ ШПОНОК
По ГОСТ 23360-78 подбираем
призматическую шпонку под цилиндрическое колесо.
Диаметр вала под колесо dк = 60 мм;
Выбираем шпонку в х h x l = 18 х 11 х 50.
Проверяем длину шпонки из условия прочности на смятие
где
= 110 МПа - допускаемое напряжение.
Для
скругленных торцов
Условие
прочности выполняется.
Подбираем
шпонку на выходной конец тихоходного вала под звездочку
Диаметр
вала под колесо dк = 45 мм;
Выбираем
шпонку в х h x l = 14 х 9 х 60.
Проверяем
длину шпонки из условия прочности на смятие
где
= 110 МПа - допускаемое напряжение.
Для
скругленных торцов
Условие
прочности выполняется.
7. РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА
Для удобства сборки корпус выполнен разъемным.
Плоскости разъемов проходят через оси валов и располагаются параллельно
плоскости основания.
Для соединения нижней, верхней частей корпуса и крышки
редуктора по всему контуру разъема выполнены специальные фланцы, которые
объединены с приливами и бобышками для подшипников. Размеры корпуса редуктора
определяются числом и размерами размещенных в нем деталей и их расположением в
пространстве.
Корпус и крышка редуктора обычно имеют довольно
сложную форму, поэтому их получают методом литья или методом сварки (при
единичном или мелкосерийном производстве).
8. СМАЗКА РЕДУКТОРА
В настоящее время в машиностроении широко применяют
картерную систему смазки при окружной скорости колес от 0,3 до 12,5 м/с. В
корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены.
При их вращении внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе,
которые покрывают поверхность расположенных внутри деталей.
Выбор сорта смазки
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации
машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше контактные давления в
зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло, чем выше окружная скорость
колеса, тем меньше должна быть вязкость масла.
Поэтому требуемую вязкость масла определяют в
зависимости от контактного напряжения и окружности скорости колес.
Окружная скорость колес ведомого вала у нас определена
ранее: V2 = 0,7 м/сек. Контактное напряжение определена [н] = 694 МПа.
Теперь по окружности и контактному напряжению из
табл.8.1 /4/ выбираем масло И-Г-А-46.
Предельно допустимые уровни погружения колес
цилиндрического редуктора в масляную ванну:
Наименьшую глубину принято считать равной 6 модулям
зацепления от дна корпуса редуктора.
Наибольшая допустимая глубина погружения зависит от
окружной скорости колеса. Чем медленнее вращается колесо, тем на большую
глубину оно может быть погружено.
m ≤ hM ≤ 2/3d2
Определяем уровень масла от дна
корпуса редуктора:
h = в0 + hм =10 + 35 = 45 мм
в0 - расстояние от наружного диаметра колеса до дна
корпуса
в0 ≥ 6 х m ≥ 6 х 2 ≥ 12 мм
Объем масляной ванны
мм3
Объем
масляной ванны составил ≈ 1,3 л.
Способ
контроля уровня смазки зубчатых колес
Для
контроля уровня масла в корпусе необходимо установить жезловый маслоуказатель.
Также
в нижней части корпуса редуктора предусмотрено отверстие с пробкой для слива
отработанного масла, а на крышке редуктора - отдушина для снятия давления в
корпусе, появляющегося от нагрева масла и воздуха при длительной работе.
Отдушину можно также использовать в качестве пробки, закрывающей отверстие для
заливки масла.
Подшипники
смазывают тем же маслом, что и детали передач. Другое масло применяют лишь в
ответственных изделиях.
При
картерной смазке колес подшипники качения смазываются брызгами масла. При
окружности вращения колес V > 1 м/с брызгами масла покрываются все детали
передач и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, валов и
стенок корпуса масло попадает в подшипники.
Так
как смазка жидкая, для предохранения от ее вытекания из подшипниковых узлов, а
так же для их защиты от попадания извне пыли, грязи и влаги торцовые крышки
установим с жировыми канавками, которые заполним густой консистентной смазкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Операции по сборке узла ведомого вала осуществляют в
следующем порядке:
. установить шпонку в паз на диаметр вала для
цилиндрического колеса;
. установка цилиндрического колеса;
. установка подшипников до упора в заплечики,
осевой зазор регулируется при установке крышек с помощью набора тонких
металлических прокладок;
. укладка вала в бобышки нижнего корпуса;
. установка и крепление верхнего корпуса;
. установка и крепление крышек, фиксирующих
подшипники (жировые канавки сквозной крышки перед установкой забить
консистентной смазкой);
. установка шпонки в паз на выходной конец
вала.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Иванов М.Н. Детали машин. Высшая школа, М.:Высш. шк.,2010.-383 с.
. Дунаев П.Ф., Леликов. О.П. Детали машин. Курсовое
проектирование. Высшая школа, 2006.-465 с..
. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. М., 2009.-263 с..
. Марочник сталей и сплавов. Справочник / Под редакцией В.Г.
Сорокина, М., Машиностроение, 009.-412с.