, третьего могут толкнуть на путь переживаний, а четвертый настолько внутренне пережил свой проступок, что по отношению к нему взыскание будет излишним. Даже одна и та же мера наказания действует по-разному в зависимости от психического состояния человека, его характера, новизны воздействия на него и т.д. Так, первая критика или иной тип взыскания воспринимается намного острее, чем последующие.
Особые требования предъявляются к взаимоотношениям начальника и подчиненного. Обычно руководитель - ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (или не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое. Руководитель всегда должен помнить, что его действия и действия рядового члена коллектива оцениваются этим коллективом по-разному. Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не только как отношение одной личности к другой, а как действие лица, наделенного властью над другим. Поэтому, например, личная неприязнь руководителя к кому-либо из членов коллектива не должна выражаться в действиях, показывающих эту неприязнь, ибо они могут быть поняты как соответствующая оценка начальником личных, профессиональных и иных качеств человека. И наоборот, дружеские отношения начальника с подчиненными не должны переноситься в сферу служебных отношений. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные отношения на основе личных симпатий. Поэтому начальник должен быть предельно объективен в отношении подчиненных и выдержан в своих поступках.
Руководитель обязан постоянно помнить о нормах поведения, воспитывать в себе привычку и потребность соблюдать их в любых ситуациях.
Хорошему руководителю чужды высокомерие, надменность, раздражительность, капризность, стремление силой своей власти навязать подчиненным свои манеры и привычки. Он всячески избегает ситуаций, в которых можно было бы унизить подчиненного, оскорбить его личное достоинство и честь.
Положительным качеством руководителя является сдержанность, которая нужна во всем - в принятии решений, словах, действиях. Первое побуждение не всегда верное. Под его воздействием, поддаваясь наплыву чувств, человек нередко неправильно воспринимает факты. Порой сгоряча он может наговорить или сделать такое, чего никогда не произошло бы в спокойном состоянии. В такой ситуации лучший выход - признать свою ошибку. От этого авторитет не пострадает. Хуже бывает, когда, руководствуясь ложным самолюбием, человек, допустивший ошибку, не только не извинится, но еще и усугубит создавшуюся ситуацию упрямством, продолжая отстаивать занятую неверную позицию.
Следствием несдержанности, раздражительности, как правило, являются ругань и грубость, которые нетерпимы в любом случае и в любой форме. Крик, оскорбления никогда не способствовали нормальным отношениям в коллективе. Кроме того крик - показатель слабости. Психологи давно доказали, что распоряжения, отданные уверенно, но в спокойном, сдержанном тоне, куда более действенны, чем отданные в состоянии раздражения, повышенным тоном или сопровождаемые нареканиями и упреками. В таком случае подчиненный думает не столько о существе дела, сколько о том, что ущемлено его достоинство, и над деловыми соображениями берет верх чувство обиды.
Даже если подчиненный провинился, то и в этом случае самый строгий разговор не должен походить на разнос. Надо отличать строгость и требовательность от резкости и придирчивости, уметь соотносить строгость наказания со степенью вины. При вынесении взыскания руководителю важно проявить тактичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изложить суть нарушения и меру наказания. Важно помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на позитивные неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.
1.2 Этические проблемы в ОВД
Правоохранительные органы, и полиция в первую очередь, предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.
При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции должны ориентироваться на потребности общества и государства. Это, в свою очередь, должно повысить уровень доверия граждан к деятельности полиции и каждого её отдельного сотрудника. Для того чтобы эффективно решать задачи по предупреждению преступности, необходимо изучить причины, которые на неё влияют, и стараться их исключить. Таким образом, деятельность сотрудников полиции направлена на устранение причин, влияющих на состояние преступности. Однако полиция самостоятельно, без сторонней помощи, не может в полной мере противостоять преступности. Вот почему при решении этой наисложнейшей в условиях развития нашего общества задачи органам внутренних дел просто необходима поддержка граждан и общественных структур.
Эта поддержка общества важна, с одной стороны, для получения информации, необходимой для предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, взаимодействие с гражданами повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и в какой-то мере координировать деятельность полиции, в зависимости от потребностей современного общества и общественного уклада в конкретном регионе. Кроме того, за счёт такого взаимодействия граждане начинают чувствовать и за собой ответственность за поддержание правопорядка и общественной безопасности, решение социальных проблем в своём районе.
Доверие населения к полиции тесно связано с поведением сотрудников полиции по отношению к гражданам, и в особенности с соблюдением норм профессиональной этики как при исполнении служебных обязанностей, так и в частной жизни, обычных бытовых ситуациях. Всё - внешний вид, форма одежды, манера общения, уважение сотрудниками полиции достоинства и основных свобод и прав человека, неравнодушие к чужим проблемам и бедам, элементарное внимание - способствует налаживанию доверительных отношений.
Новый подход основывается на идеях служения полиции обществу и предполагает высокую степень социальной важности её работы, повышения уровня ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но, в первую очередь, перед обществом и каждым отдельным гражданином.
Исходя из вышесказанного, задачами полиции являются: поддержание общественного спокойствия и правопорядка, защита и уважение прав и свобод личности, предотвращение преступности и борьба с ней, оказание помощи гражданам.
Защита и уважение прав человека как наиглавнейшая задача правоохранительных органов - отличительная черта функционирования полиции в демократическом обществе. Обязанность полиции быть на страже прав человека становится приоритетной, и залогом успеха в данном случае является хорошо организованная профилактика преступности, то есть её предупреждение. При выполнении этой задачи взаимодействие полиции с гражданами и обществом в целом, а также государственными органами приобретает наибольшее значение, так как только в таком взаимодействии мероприятия по предупреждению преступлений и недопущению их негативных проявлений могут быть максимально эффективными.
Однако работа в данном направлении до настоящего времени была организована не в должной степени, так как взаимодействие такого рода было слабо отражено и раскрыто российским законодательством в сфере правоохранительной деятельности, а гражданами и вовсе воспринималось негативно. В законе РФ "О полиции" взаимодействие правоохранительных органов с гражданским обществом и гражданами не только нашло своё должное отражение, но и выделено как приоритетное направление в деятельности полиции и её сотрудников.
Так как любая обязательная к выполнению задача предполагает ответственное отношение к процессу и результатам её выполнения, то такая новая задача органов внутренних дел, как организация взаимодействия с обществом и гражданином, предполагает выработку новых механизмов и поиск новых путей её решения.
В данном случае повышение уровня профессиональной этики, развитие личностной и профессиональной культуры, этическое и интеллектуальное развитие каждого отдельного сотрудника являются обязательным и просто необходимым элементом решения и выполнения одной из важнейших задач полиции. Подтверждение этому - следующие факторы:
Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами её порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.
Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их собственный моральный облик и способно при определённых условиях привести к профессиональной деформации. С другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника полиции проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осуждённого. К тому же, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан, а также определяет степень их доверия к правоохранительным органам.
Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности в отношении деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали сотрудников заметно возрастает, так как в первую очередь именно негативные проявления становятся достоянием общественности.
Профессиональная этика рассматривается как определённые моральные требования к сотрудникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы её требования, нормы не были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Таким образом, требования к профессионально-этической культуре сотрудников органов внутренних дел вдвое выше, чем к рядовому гражданину. Даже правильно проведённая беседа может стать благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поможет склонить его к принятию правильного решения и создаст предпосылки к изменению, если не мировоззрения в целом, но оценки своего конкретного поступка или отношения к конкретной проблеме. Нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. В общении с любым гражданином, даже если это представитель маргинального сообщества, особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать, а главное, услышать собеседника - в сложной ситуации залог взаимопонимания.
Правила поведения сотрудников органов внутренних дел, определяющие вежливое и внимательное обращение к гражданам, неукоснительное соблюдение их прав и свобод, разработаны на основе норм Конституции РФ, общепризнанных принципов международного права, а также других нормативных правовых актов и отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1139.
Каждый гражданин нашей страны должен чувствовать себя в безопасности, видеть в полицейском своего защитника, способного надёжно оградить его жизнь, здоровье, честь и достоинство от преступных посягательств, достойного стать примером для подрастающего поколения, вызывающего уважение.
Сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что они постоянно находятся на виду у населения и от их поведения во многом зависит авторитет полиции в целом, доверие к каждому конкретному сотруднику и поддержка граждан. Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Также граждане считают, что не менее необходимые качества сотрудника - это порядочность, нравственность, доброта и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом, то есть общепризнанные и общечеловеческие, а значит, наиболее ценные.
Если оценивать пожелания граждан принципиально, то их требования абсолютно правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом высокоразвитом государстве, стремящемся к совершенству.
2. Характеристика этических проблем взаимодействия сотрудника ОВД с должностными лицами ссуда и прокуратуры
2.1 Прокуратура РФ и ОВД
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с законодательством на Прокуратуру возложены следующие функции, направленные на борьбу с экономической преступностью:
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Следователям Прокуратуры РФ подследственны уголовные дела об экономических преступлениях, предусмотренные статьями 146, 147, 238, 272, 273,274, 285, 286, 289, 290 УК РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Взаимодействие органов уголовной юстиции в борьбе с экономическими преступлениями. В соответствии со ст.3 Закона РФ "О милиции", органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению экономических преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. Рассмотрим некоторые аспекты этой деятельности.
Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска. Это обусловлено процессами слияния экономической преступности с общеуголовной.
Взаимодействие подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с подразделениями по борьбе сорганизованной преступностью МВД РФ и ФСБ РФ обусловлена реальной тенденцией к проникновению организованной преступности в сферу экономики. Особое внимание при этом уделяется пресечению коррупции в органах власти и управления, квалифицированного вымогательства, в том числе в отношении предпринимателей. Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют со службами милиции общественной безопасности, в частности с участковыми инспекторами, подразделениями патрульно-постовой службы, ведомственной охраны, ГИБДД.
Служба полиции общественной безопасности. По роду своей работы сотрудники этой службы вступают в контакт с большим количеством граждан. В результате они могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.
Сотрудники ГИБДД имеют возможность проверять на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем указанное в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Органы внутренних дел взаимодействуют с органами налоговой полиции. Постоянно действующие координационные рабочие группы создаются из представителей заинтересованных подразделений органов внутренних дел и налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка. Проводятся регулярные рабочие встречи работников для координации усилий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности.
Взаимодействие органов внутренних дел и других субъектов контроля над экономической преступностью. Важное значение имеет взаимодействие органов внутренних дел с органами, осуществляющими межведомственный контроль, и их территориальными подразделениями - Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ; Федеральным казначейством; Государственным таможенным комитетом; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ; Государственным комитетом по статистике; контрольно-ревизионными аппаратами Министерства финансов РФ; банками и другими кредитные учреждения; аудиторскими организациями.
Перспективным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с частными и ведомственными службами безопасности на правовой основе. Правоохранительные органы могут обращаться за помощью к частным структурам в связи с тем, что последние в отдельных узких областях обладают значительным опытом и компетенцией. Контакты облегчаются тем, что большая часть персонала служб безопасности представлена бывшими сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которые сохранили контакты с этими органами.
Органы внутренних дел взаимодействуют с независимыми аудиторскими организациями по обеспечению законности и достоверности осуществляемых хозяйственных процессов. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (п.10) обязывают аудиторские организации проводить аудиторские проверки по заданию правоохранительных органов.
Органы внутренних дел взаимодействуют также с местной администрацией, используя информационную базу регистрационных и лицензионных палат, а также административных комиссий. В качестве примера такого рода деятельности можно привести сложившуюся практику в Свердловской области. Развивается взаимодействие органов внутренних дел с органами по защите прав потребителей. Органы по защите прав потребителей осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт России и его территориальные органы; при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг); рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей.
Актуальным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с коммерческими и предпринимательскими структурами, в результате которого возможно оперативное получение информации о планах их деятельности, возникающих проблемах и путях их преодоления, угрозе возникновения криминогенных ситуаций.
2.2 Взаимодействие сотрудников ОВД с должностными лицами суда
Изменение социально-политической ситуации в стране, развитие процессов демократизации в обществе, в том числе и в органах внутренних дел, поставили на повестку дня проблему социального взаимодействия. Как в целом в стране, так и в органах внутренних дел (ОВД) общественные объединения и организации являются одной из форм проявления демократизации.
Главными целями взаимодействия МВД России с судом являются:
создание эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями, обеспечивающими успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (ВВ) МВД России задач;
проведение в ОВД и ВВ МВД России согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности Министерства и создание положительного образа сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, федерального государственного служащего;
распространение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, разъяснение государственной политики в сфере внутренних дел;
повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России.
В нашей стране накоплен достаточно большой опыт взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск и должностных лиц суда. Однако возникают все новые и новые проблемы, требующие совместного разрешения, а именно:
. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
. Профилактика преступности.
. Взаимодействие ОВД и различных политических образований в регионе по обеспечению общественного порядка.
. Роль общественности в улучшении социальных условий сотрудников ОВД. .
Заключение
Основные выводы:
. Стержнем духовной жизни общества, квинтэссенцией всех духовных процессов на любом историческом этапе его развития является общественное сознание, отражающее существенные характеристики н закономерности общественного бытия в системе идей, теорий, норм, ценностей, переживаний, настроений, чувств.
На современном этапе развития российского общества интерес к проблеме общественного сознания, происходящих в нем изменений, специфики связи с общественным бытием, его функций стремительно растет. В первую очередь это связано с острой необходимостью в поисках новых правовых и нравственных идеалов и ценностей.
Как целостный духовный феномен, общественное сознание представляет собой сложное в структурном отношении образование, элементы которого образуют единую диалектическую систему взаимодействующих уровней и форм.
. Моральное сознание как одна из форм общественного сознания является тем духовным образованием, в котором отражается особая действительность, специфическое бытие, а также вся совокупность общественных отношений людей, и которое, в свою очередь, оказывает активное воздействие на поведение людей, непосредственным образом выявляет сущность человека, выступает как наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания. Моральное сознание неотделимо от моральной деятельности и моральных (нравственных) отношений.
. Правосознание, являясь одной из форм общественного сознания, представляет собой результат отражения права в сознании людей (общества, классов, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредующих его социальных институтов,
В качестве основных содержательных характеристик правосознания предложены следующие; оно наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры; оно не только отражает правовую действительность, юридическую реальность, но и активно воздействует на нее, изменяет, совершенствует; исходным пунктом правосознания является правопонимание; правосознание представляет собой также отношение к праву и правовым явлениям общественной жизни, в котором содержится опенка значимости, полезности и приемлемости права в целом, его компонентов и опосредующих его официальных установлений; правосознанию всегда присуща психологическая сторона, проявляющая себя в правовых чувствах, переживаниях, эмоциях, воле; уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь а реальной правовой деятельности, т.е. в правовом поведении; правовая деятельность (или деятельность в сфере права) направлена из подчинение поступков и поведения людей нормам, которые отражают социальную природу права. Практический компонент правовой деятельности состоит из правотворческой, правореализующей и правоприменительной (правоохранительной) деятельности.
Структура правосознания включает идеологический (аксиологический) и психологический (эмоционально-чувственный) уровни, причем наиболее глубинной сферой правового отражения является правовая психология.
. Механизм взаимодействия морального и правового сознания в деятельности сотрудников правоохранительных органов и их взаимодействие с должностными лицами суда и прокуратуры представляет совокупность элементов сознания, находящихся между собой в определенной связи и взаимодействии для успешного решения задач, поставленных государством перед правоохранительными органами. В качестве основных элементов данного механизма выступают профессиональный долг, мотивы, ценностные ориентации, социально-правовые установки.
. Профессиональная деятельность правоохранителей требует сегодня определенной масштабности мышления, способности глубокого морального осмысления правовых реальностей, умения оценивать каждую служебную ситуацию в ее перспективе в соответствии с требованиями общественной морали и в рамках действующего законодательства. Только тзвшнианое взаимодействие морального и правового сознания правоохранителей выступает в качестве духовной основы развития их профессиональной культуры. Именно нравственная и правовая развитость личности сотрудника правоохранительных органов способна обеспечить высокие качественные показатели его служебной деятельности.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. М.: Юрид, лит., 1993, - 63 с.
2.Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: (утвержден приказом министра внутр. дел России! 9 нояб. 1993 г.).
.Агешин Ю.А. - Политика. Право. Мораль / Ю.А. Агешнн, М,: Юр ид. лит., 2012, - 160 с.
.Аграновская. Е.В. Правовая культура н обеспечение нрав личности / Е.В. Аграновская; отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Наука, 2008. - 142 с,
.Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. / С, С. Алексеев, М-: Юрид. лит., 2001. - 2 т.
.Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение / С - Ф. Анисимов. М.: Мысль, 2005. - 155 с.
.Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие /О-В. Афанасьева, А.В. Пишелко. М.: Академия: Мастерство, 2011, - 224 с,
.Бакштановский, В.И. - Моральный выбор личности: цели, средства, результаты / В.И. Бакштановский. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007, - 200 с.
.Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: учеб, пособие / Л.Ш. Берекашвили В.П., Игнатов М.: Изд-М, 2004. - 268 с.
.Лукрее, В.И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: учеб. пособие / В.И. Бухреев, И.Н. Римская. М-: Юрайг, 2008. - 336 с,
.Грядовой Д.Я. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел: специфика, проблемы" решения / Д.И. Грядовой, В.П. Малахов, С.С. Пылев; МЮИ МВД РФ. М., 2006. - 32 с.
.Ю. Умницкий, Г Н Основные проблемы теории морали / Г.П. Гуменицкий. Иваново: Изд-во Иван, ун-та, 2002. - 72 с,
.Красникова. Я.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е, А. Красникова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. - 208 с.
.Новгородцев. Я И Введение а философию права: Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. М.: Наука, 2006. - 268 с.
.Прист, С. Теория сознания / С. Прист; пер, с англ, и предисл. А.Ф. Грязнова. М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. - 288 с.
.Профессиональная этика работников правоохранительных органов; учеб. пособие / под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. М.: Щит-М, 1998. - 424 с.
.Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы: учеб пособие / авт. - сост; О.В. Андреев, М.И. Алексеева; Вла-днм. юрид. ни-т. Владимир, 2002. - 156 с.
.Федоров, В. П Убеждение н правоохранительная деятельность / В.П. Федоров, Санкт-Петербург, юрид. ин-т России. СПб., 2004, - 189 с,
.Артемов, В, М Правопорядок а современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дне. д-ра фнлос. наук. М., 2009. - 50 с.
.Байннязов, Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе; дис.," канд. юрид. наук. Саратов, 2009. - 186 с.
.Коник А, А, Формирование правосознания в трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: дне. канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. - 160 с.
.. Костюк, К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) / К.Н. Костюк. Вопр. философии. 2000. - №2,-С.32-45.
.Магденко, А.Д. Правосознание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в контексте международных стандартов правоохранительной деятельности: Теоретический и практический аспект: дне,. канд. торил, наук, Н. Новгород, 2004, - 169 с.
.Шамсунов, С.X. Профессиональная культура сотрудника уголовно-исполнительной системы; лекция / С.X. Шамсунов; Владимир, 2004. - 56с.
.Шварцман, А.К. О некоторых философских проблемах этики / А.К. Шварцман, А.Ф. Шишкин // Вопр. философии. - 2003. - №4. С В1-41.