Виды правовых и политических норм в государстве
Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые и политические нормы достаточно разнообразны.
Для определения общих и отличительных черт данных норм необходимо обозначить место и функциональную роль, а также их классифицировать. Основания классификаций правовых норм могут быть самыми различными:
. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить:
на учредительные (нормы-принципы),
регулятивные (нормы - правила поведения),
охранительные (нормы - стражи порядка),
обеспечительные (нормы-гарантии),
декларативные (нормы-объявления),
дефинитивные (нормы-определения),
коллизионные (нормы-арбитры),
оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п.5 ст.З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов).
Основаниями классификаций политических норм могут быть:
. Нормы, предусмотренные программными документами партий, общественно-политических движений и организаций;
. Политические обычаи:
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной психологией - с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной части развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, традиций, нравов. Обычаем в узком, собственном смысле слова является правило поведения, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Они складываются на основе моральных норм (нравы - обычаи, имеющие моральное значение), норм быта (правила приличия, гигиены, поведения за столом и др.), некоторых норм права. Реализация обычаев осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы.
Переходя в обычай, та или иная норма теряет "оценочный характер" в том смысле, что критерии "добра", "зла", "целесообразности" и "удобства", "приличия" и другие, лежащие в ее основе, отходят на второй план перед привычностью ее выполнения.
Иными словами, если моральная норма регулирует поведение людей с помощью оценочных критериев ("добро", "зло", "похвально", "постыдно" и т.д.), соответствующих идеологии членов общества, то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.). В некоторых странах санкционированный обычай был источником (формой) права. Обычаи (адаты) - источник права в мусульманских странах наряду с шариатом;
. Политические традиции:
Традиции выражают стремление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Такова, скажем, традиция отмечать в трудовом коллективе значительные события в жизни его членов (свадьба, рождение ребенка, защита дипломной работы или диссертации, юбилейные даты и т.п.). Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью, а также в том, что лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. В то же время традиции имеют нечто общее с обычаем: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на чувство связи человека с окружающими, стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все, на то, что психология называет "психическим заражением", подражанием и т.д.
. Нормы морали (нравственности).
Мораль (нравственность) - вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.
Моральные нормы имеют следующие признаки:
1.Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.
2.Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.
.Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества.
3. Формы взаимодействия политических и юридических норм в России
Взаимодействие правовых и политических норм имеет разнообразные формы - взаимоподдержки, противоборства, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется прежде всего единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм - отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.
Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. Эта мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится социальная норма, обладающая общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. Известно, что правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, т. е. в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений собственности, степень реальной свободы индивидов. Во все времена существовали все виды свободы, «но только в одних случаях - как особая привилегия, в других - как всеобщее право.
Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознано и получить законодательное закрепление. Иными словами, объективные правовые нормы, фиксирующие социальное взаимодействие участников производственных отношений, проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему.
Отношения собственности являются основой правовых и политических отношений, так как тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы становятся в результате законотворческой деятельности государства юридическими, а политические нормы, как бы отстраняясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий в вопросе политической власти.
Право и политика нормативно структурированы. Нормативная природа права не подвергается сомнению. Нормирована и вся политическая сфера, хотя здесь нормативность выступает не столь формально определенно, как в праве. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, представлениях политических мыслителей и лидеров о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании властных отношений. Политические нормы включены в массовое общественное сознание, социально-психологические настроения общества.
В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентации, нормы, которые выступают в качестве необходимого условия протекания политического процесса, политических связей и отношений, систематизации политической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выражением классового интереса. Вместе с тем, являясь системой знаний о политических связях и зависимостях, институтах, нормах и т. д., политическое сознание есть еще и отношение к политической реальности, которое органически срастается с деятельностью социальных групп и индивидов.
Интерес классов группирует вокруг себя все системы ценностно-нормативной ориентации - политические, правовые, этические, эстетические, религиозные. Политическая ценностно-нормативная система выражает его наиболее концентрированно, поскольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с политической властью. Эти отношения определяют характер взаимодействия классов, социальных групп, индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классовом обществе.
С развитием политические нормы становятся наиболее активным выразителем интересов и потребностей классов. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздействия на общественные отношения - право, нравственность, искусство. Доминирующая роль политики в обществе, в частности по отношению к праву, утвердилась в марксистско-ленинской философии как аксиома.
При едином источнике происхождения политических и правовых норм, следует отметить различия в способах их последующего учреждения.
««Нормоустанавливающий субъект» юридических норм - государство, которое облекает объективные социальные нормы в формально определенные юридические предписания.
«Нормоустанавливающие субъекты» политических норм различны. Так, в восточных деспотиях политические нормы формулировались жрецами; в античных полисах свои системы норм и принципов выдвигали выдающиеся мыслители-политики и философы; в феодальном обществе, где политическое сознание было неотделимо от религии, активную роль в создании политических норм играла церковь, наряду с этим в политическую жизнь включались корпорации, ордена, союзы, формулируя свои притязания на участие в государственной власти».
В период буржуазных революций возникают политические партии, становящиеся как бы посредниками между индивидом и государством. Они разрабатывают свои программы, в которых намечаются пути усиления влияния на государственную власть либо обретения этой власти.
Право, предшествует государству, потребность в котором порождена стремлением придать отношениям собственности «цивилизованное», т. е. юридическое, выражение. Поскольку охрана и защита собственности превращается в одну из главных функций государства, роль его все более возрастает. Сама возможность участвовать в осуществлении политической власти становится привилегией, открывающей доступ к иным привилегиям, прежде всего имущественным. Поэтому в зависимости от конкретно-исторических условий вырабатываются наиболее целесообразные, с точки зрения господствующего класса, способы организации политической власти.
Так, политические организации рабовладельческого общества были весьма разнообразны. Древний мир знал и республиканские формы правления, и деспотии, и олигархии. Каждая из них выдвигала свое идеологическое обоснование законности власти, свою систему политических норм, которая становилась опорой существующего режима. При этом право оказывается как бы отодвинутым на второй план; власть выходит за пределы права, доминирует государственное насилие, и ему даже чисто внешне не пытаются давать правовое обоснование. Исключение составляли древние политии, где были сильны идеи права и закона.
В феодальном обществе политическая власть была непосредственно связана с земельной собственностью. Поместная форма феодального землевладения в условиях экономической децентрализации повлекла за собой политическую раздробленность. Поскольку при феодализме право, как и политическая власть, выступало лишь в качестве неотъемлемого атрибута земельной собственности, оно и возникало нередко путем санкционирования государством уже сложившихся отношений господства и подчинения.
Таким образом, в докапиталистических обществах политические нормы, утверждавшие господство определенных классов, оказывали решающее воздействие на законодательное регулирование,
Соотношение между правовыми и политическими нормами меняется в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства. Принцип приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека - является величайшей общечеловеческой ценностью, сформировавшаяся в борьбе за свободу. Теперь правовые нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.
Превосходство права над политикой - это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств.
Особое значение данный принцип приобретает в связи с возрастанием роли политических партий, борющихся за политическую власть. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся к захвату власти путем революций, разрушения существующей правовой системы, попрания прав человека. Опыт России показывает гибельность не правовых насильственных переворотов. Сама идея диктатуры пролетариата явилась антиподом принципов правового государства и прав человека. Диктатура пролетариата показала свою абсолютную несовместимость с правом и законностью, В.И. Ленин открыто говорил о ней как о власти, которая не связана и не ограничена законом.
Подготовка и осуществление большевистского переворота сопровождались призывами к разрушению права и законности. В.И. Ленин обличал как лицемерие негативное отношение «к тем начаткам, росткам, проявлениям роста революции, каковыми являются всякие выступления масс, ломающих буржуазные законы, выходящие из всякой легальности».
Стремление вести борьбу в парламентских рамках, не нарушая закона, он характеризовал как социальное уродство, идеологию мещанства. «Плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона».
Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает предпосылку для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.
Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм - это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.
В советском обществе приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования - совместные акты партийных и государственных органов.
Политика КПСС, выдвигавшая заведомо нереальные программы, обрекала закон на бессилие, лишала его эффективности, поскольку игнорировались объективные правовые нормы и создавались чисто идеологические юридические конструкции, лишенные реального смысла.
Политико-правовое состояние социалистического общества раскрывает всю пагубность отчуждения индивида от собственности. Всеобщее огосударствление собственности влечет за собой деформацию всех общественных отношений, порождает насильственные методы руководства обществом, устраняет правовые начала из его жизни. Лишив человека собственности, политическая власть с неизбежностью ограничивает и другие его права - свободу слова, передвижения, неприкосновенность личности, жилища, а нередко и такое естественное неотъемлемое право, как право на жизнь. Государственное насилие - прямой результат отрицания примата права над политической властью. Теоретическим оправданием сложившейся ситуации явилась нормативная теория права, сводившая последнее к закону как акту, установленному либо санкционированному государственной властью и обеспечиваемому ее принудительной силой. При таком подходе государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и реализацию закона связывает не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Так создается неправовая власть.
Доминирование права над политикой, политической властью - непреложный принцип современной культуры. Право не есть политика силы оно не есть дело государства.
Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда право основано на универсальном принципе формального равенства. Этот принцип выдвинут эпохой буржуазных революций, и его реализация неизмеримо расширила ту исторически ограниченную меру свободы, которая воплощалась в праве докапиталистических формаций.
Думается, формальное равенство не есть свойство права на всех этапах его развития; оно присуще лишь праву высшей ступени цивилизации, когда в связи с изменением отношений собственности требование равенства приобретает всеобщий, универсальный характер.
Тем не менее, конкуренция политических норм и принципов - нормальное, естественное состояние политического процесса в демократическом обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему непреложных, незыблемых, не подлежащих критике принципов и норм. В условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом.
С его помощью противоборствующие интересы и стремления различных общественных сил, опосредуемые политическими нормами, получают упорядоченность и согласование. В этом социальная ценность права. Не случайно избирательная система, референдум, принципы парламентаризма, разделение властей, деятельность партий и общественных движений и т. д. получают правовое оформление. Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти, в революции, несущие обществу неисчислимые беды.
Политические нормы воплощаются не только в определенных институтах власти, в законодательно урегулированной деятельности субъектов политических отношений, но и активно включены в динамику политических процессов, определяемых стихийной активностью широких масс (последнее особенно характерно для переходных периодов). Чем дифференцированнее общество, тем более разнообразными могут быть массовые политические настроения, активнее притязания на власть различных субъектов политического процесса. Любой политический режим ищет поддержки у различных слоев населения, а стихийные массовые политические действия порой стремятся выйти за рамки легальности. Только в стабильной политической ситуации жизнь людей нормирована и урегулирована. В переходные периоды в психологии возникают предпосылки для правового нигилизма, стремления любыми путями реализовать свои политические притязания и пристрастия. В этих условиях правовые нормы призваны обеспечивать равновесие и предотвратить возможные социально-политические катаклизмы.
Некоторые идеологи, ссылаясь на многообразные стороны деятельности государства, отрицают его классовую сущность. При этом возникновение государства они объясняют главным образом духовными факторами - взаимной договоренностью, растущей духовной зрелостью людей, осознавших невозможность без государства организовать общественную жизнь, а также свойствами человеческой природы, потребностями общественной психологии и морали и т. д. При таком подходе к вопросу политика, государство рассматриваются как явления, которые, раз возникнув, существуют вечно.
Государство охраняет собственность с помощью права.
Как организация господствующего класса, оно стремится регулировать и отношения между членами своего класса, с тем чтобы содействовать его сплоченности в борьбе с противостоящими классами. В ряде случаев государство регулирует и взаимоотношения между эксплуататорскими классами, поскольку оно защищает их общие интересы. Через систему правовых норм государство соответствующим образом регулирует также всю совокупность социальных отношений - национальных (если общество многонациональное), семейных и др., содействуя упрочению определенного социально-экономического порядка. Наконец, государство содействует и решению ряда экономических и культурных задач.
Так как правовые и политические нормы регулируют отношения собственности государственной власти, между ними существует связь. «Власть - это стержень и политики и права; через власть дано их единство, ею же определяется качество, характер данного единства».
право политика юридический
Заключение
В современных условиях речь идет о приоритете права над государством. Доминирование права над политикой - непреложный принцип демократии, современной культуры.
Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти.
Право узаконивает также нормы, регулирующие отношения между собственниками, дает юридическую санкцию, необходимую для нормального функционирования экономических отношений. Каждый собственник, вступая в отношения с другими собственниками, хочет гарантировать свои интересы, касается ли это торговли, денежной сферы и т. д. Юридического регулирования требует и передача собственности другому лицу или наследнику.
Всем этим была обусловлена необходимость закреплять и дополнять юридическими законами объективные отношения собственности, входящие в экономическую структуру общества. Право оформляет экономические отношения и обусловленные ими социальные отношения, т.е. взаимоотношения классов и социальных групп, положение семьи и взаимоотношения ее членов, положение национальных меньшинств и т. д. Оно также определяет правовой статус всех общественных институтов, организаций, религиозных общин, юридически оформляет положение, права и обязанности отдельных граждан. Право охватывает все формы общественных отношений.
Как государство не может обойтись без права, так и право - ничто без государства, стоящего на страже правовых норм.
Формирование отношений собственности неотделимо от становления политической власти в обществе, образования государства, так как требует специальных органов и институтов, которые придали бы официальный и всеобщий характер интересам и воле экономически господствующего класса.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации //СПС Гарант.
.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) .
3.Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2012.
4.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 4-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007.
5.Гаджиев К.С. Политология. Учебник для высших учебных заведений. М. 2010.
6.Ефремова Н.Н., А.В.Попова. Теория государства и права. Курс лекций 2-е издание, М., 2009.
.Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов- М, 2011.
.Кожевникова, Ю. С. Право в политической системе современного российского общества. Екатеринбург, 2011.
9.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е издание. М., 1962.
10.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-издание - М, 2011.
.Мальцев Г.В. Право и политика современной России. М. 2012.
.Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. Учебное пособие для вузов. 2011.
.Теория государства и права /Под редакцией Корельского и Перевалова. - М., 2012