Банкротство кредитных организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банкротство кредитных организаций

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки банкротства

§1. Понятие банкротства

§2. Признаки банкротства

Глава 2. Процедуры банкротства

§1. Наблюдение

§ 2 Финансовое оздоровление

§3. Внешнее управление

§4. Конкурсное производство

§ 5. Мировое соглашение

Глава 3. Предупреждение банкротства

Заключение

Список литературы

Введение

Современная банковская система России развивается достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки были вынуждены пройти путь, который в других странах занял десятилетия. На состояние и совершенствование банковского сектора экономики огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.

На сегодняшний день самый неотложный вопрос в области банковского регулирования - проблема разорения банков, поскольку из-за мирового финансового кризиса усилились, темпы сокращения числа кредитных организаций Институт банкротства в России окончательно не сложился, поэтому существует необходимость совершенствования структуры и системы правовых актов, процедур банкротства кредитных организаций.

Изучение проблемы несостоятельности кредитных организаций, опыта зарубежных стран, развитие существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей стране надежной и стабильной банковской системы, защите и должников, и кредиторов, росту доверия к банкам. Поэтому выбранная тема очень актуальна.

Объектом исследования данной курсовой работы являются кредитные организации современной России.

Предметом исследования стало банкротство кредитных организаций.

Цель данной работы - рассмотреть институт банкротства кредитных организаций в Российской Федерации.

Информационной и теоретической базой для выполнения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты федеральных органов власти и Банка России, рекомендуемая и дополнительная учебная литература, данные банковской статистики, материалы из специальной периодической печати, специализированных сайтов сети Интернет.

В числе методов исследования применялись преимущественно методы терминологического анализа; методы анализа и синтеза; методы обобщения; методы сравнения, которые позволили сопоставить данные статистики за несколько лет; статистические методы; библиографические методы.

Глава 1. Понятие и признаки банкротства

§1. Понятие банкротства

Согласно закону "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) понимают, признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .

Существует различные мнения авторов по поводу определения данного в законе. К примеру, один из авторов утверждает, что понятие о несостоятельности (банкротстве) изложено в действующем законе таким образом, что при обозначении убыточных, финансово-неустойчивых предприятий и других коммерческих организаций, а также граждан и граждан-предпринимателей допускается лингвистический плюрализм. Действительно, высказывается множество правовых взглядов при оценке социально-экономической значимости этого института, сущность которого определяется в законе по-разному, используются в одинаковом смысле термины "банкротство" и "несостоятельность". За критерий банкротства взята неплатежеспособность, суть которой состоит в следующем. Кредиторы требуют оплаты долгов по денежным обязательствам, но предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Кандидат юридических наук А. Лукашов считает, что банкротство - явление, внутренне присущее государствам с рыночной экономикой, экономически процветающим и переживающим кризисы. Вопрос лишь в масштабах явления, имеющего как объективные причины (обострение конкуренции, изменение конъюнктуры рынка и т.п.), так и субъективные факторы (неумелое ведение бизнеса, применение против субъекта экономической деятельности средств из арсенала недобросовестной конкуренции и т.п.).

§2. Признаки банкротства

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" дает нам перечень признаков банкротства:

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

По мнению Валерия Семеусова "Внешним признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, если должник не обеспечивает или заведомо не способен обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, если должник не обеспечивает или заведомо не способен обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения". В настоящее время по действующему закону сущностные, внутренние причины (признаки) банкротства предприятия не являются предметом судебного исследования, коль скоро они утратили легальный характер и не входят в правовое понятие банкротства. На основе признания формальных признаков несостоятельности суд вправе принимать решение о признании предприятия банкротом и, следовательно, о его ликвидации путем распродажи имущества предприятия на публичных торгах.

Глава 2. Процедуры банкротства

§1. Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать <#"justify">банкротство кредитная организация финансовый

Также осуществлять иные установленные федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия.

К обязанностям временного управляющего относятся:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника и др.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

К компетенции первого собрания кредиторов относится:

принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и др.

Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего. Также решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, а также может содержать требования к кандидатуре внешнего управляющего.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу. В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, выносит определение о введении внешнего управления;

при наличии признаков банкротства, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

§ 2 Финансовое оздоровление

Под финансовым оздоровлением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком.

Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении сохраняются органы управления должника, активная роль в инициировании и проведении финансового оздоровления отводится учредителям (участникам) должника, а также собственнику имущества кредитной организации, которые согласно Закону о банкротстве являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве и наделены правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом (при предоставлении лицами, заявляющими ходатайство о переходе к этой процедуре, соответствующих гарантий) даже в случае, если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства. В связи с этим вызывает определенную настороженность положение Закона о банкротстве о так называемых третьих лицах, которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наделяются полномочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - кредитной организации. Очевидно, что, предоставив необходимые гарантии либо денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, третье лицо оказывается в положении единственного кредитора, а должник попадает в полную зависимость от этого третьего лица, которое может воспользоваться данной процедурой банкротства для получения полного контроля над имуществом должника и его органами управления, то есть данные законоположения могут быть использованы в качестве легального механизма "передела собственности". Учитывая, что третье лицо имеет возможность принять участие в финансовом оздоровлении только по согласованию с должником, знание данного обстоятельства накладывает на руководителя должника серьезную ответственность за принятие решения.

Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов;

созывать собрания кредиторов;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

исполнять иные предусмотренные законом обязанности.

Административный управляющий имеет право:

требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях и др.

Полномочия административного управляющего во многом схожи с компетенцией временного управляющего в период процедуры наблюдения. Вместе с тем административный управляющий выполняет ряд специфических функций, в частности:

осуществляет контроль за выполнением должником текущих требований кредиторов;

требует от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должником, выполнения графика погашения задолженности в случае неисполнения должником обязательств, вытекающих из такого обеспечения.

Существо же самой процедуры финансового оздоровления состоит в том, что должник в течение определенного срока (максимум два года) производит расчеты с кредиторами в соответствии с утвержденным судом графиком погашения задолженности, который предусматривает закрытие реестра кредиторов не позднее, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления, при том условии, что погашение требований кредиторов первой и второй очереди должно быть произведено не позднее шести месяцев с даты введения процедуры арбитражным судом.

Финансовое оздоровление имеет также некоторые черты внешнего управления и мирового соглашения, но не является механическим соединением отдельных положений вышеназванных процедур.

Сходство с мировым соглашением заключается в том, что должник сохраняет возможность управления своим имуществом с некоторыми ограничениями и имеет возможность (по решению собрания кредиторов) получить отсрочку и рассрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей. Однако, в отличие от мирового соглашения, производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоровления не прекращается.

Сходство с процедурой внешнего управления у финансового оздоровления проявляется в том, что отсрочка и рассрочка платежей в соответствии с графиком погашения задолженности имеют некоторые черты моратория, а последствия введения процедуры финансового оздоровления во многом аналогичны таковым при введении внешнего управления.

В то же время, данная процедура вводится в соответствии с Законом о банкротстве как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению, что, впрочем, не исключает последующие обращения к другим (за исключением наблюдения) процедурам банкротства.

В соответствии с Законом должник обращается к собранию кредиторов "на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия".

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (ст.53 ГК РФ), а также в предусмотренных законом случаях через своих участников. Таким образом, для того чтобы решение учредителей (участников) об обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления являлось решением должника, оно должно приниматься органом или участниками должника.

Применительно к большинству разновидностей юридических лиц этим органом является общее собрание участников (акционеров, членов). В таком контексте приведенная норма п.1 ст.76 Закона, по мнению автора А.В. Попова, должна рассматриваться как дополняющая компетенцию общего собрания участников.

Особый интерес представляет норма Закона о признании в качестве бенефициара по банковской гарантии временного или административного управляющих, которая также содержит недоработку. В Законе имеется ряд норм, предусматривающих возможность прекращения арбитражным управляющим своих обязанностей путем освобождения или отстранения. Освобождение осуществляется по инициативе самого арбитражного управляющего на основании определения суда. Отстранение связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением управляющим возложенных на него обязанностей, исключением управляющего из членов саморегулируемой организации или с выявлением обстоятельств, препятствовавших утверждению лица административным управляющим, в том числе если такие обстоятельства возникли после утверждения лица административным управляющим. Отстранение осуществляется судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также на основании ходатайства собрания кредиторов.

Таким образом, вполне можно допустить ситуацию, когда полномочия временного или административного управляющего будут прекращены. При этом автоматически исчезнет фигура бенефициара. Представляется, что в этом случае исполнение обязательства гаранта должно будет осуществляться в пользу вновь назначенного арбитражного управляющего либо внесением долга в депозит нотариуса на основании ст.327 ГК РФ.

В пункте 3 ст.79 Закона установлено, что соглашение об обеспечении заключается в письменной форме. Поскольку в Законе отсутствуют нормы о недействительности сделки при несоблюдении письменной формы, в данном случае подлежит применению ст.162 ГК РФ о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки.

Соглашение об обеспечении должно быть заключено в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления и представлено в суд не позднее 20 дней со дня его заключения (п.3 ст.79 Закона). Из смысла данной нормы следует, что на момент представления ходатайства о введении финансового оздоровления собранию кредиторов или в арбитражный суд обеспечение отсутствует.

Закон специально регулирует ситуации, когда обеспечение предлагается несколькими лицами. Это происходит в случае обращения с ходатайством введении финансового оздоровления нескольких самостоятельных лиц, в том числе учредителей (участников) должника. В соответствии с ч.2 п.2 ст.78 Закона обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности каждым из этих лиц определяется соглашением между нити, которое прилагается к ходатайству. При этом указанное соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, его заключивших. Однако, как указывает автор, системное толкование норм закона и теоретический анализ правоотношений сторон позволяют прийти к выводу об отсутствии в данном случае солидарной ответственности обеспечителей по отношению к кредиторам.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления и т.п.

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

При прекращении финансового оздоровления в отношении должника могут быть введены следующие процедуры банкротства: внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Во всех указанных случаях существо основного обязательства претерпевает существенные изменения, и график погашения задолженности утрачивает свое значение. В связи с изменением процедуры банкротства обязательства должника по графику прекращаются, т.е. прекращается основное обязательство, что имеет своим следствием автоматическое прекращение акцессорного обязательства. Представляется, что приведенное правило о сохранении обеспечения при переходе от финансового оздоровления к другим процедурам банкротства не подлежит применению как противоречащее специальному законодательству об обеспечении исполнения обязательств.

§3. Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок может быть сокращен.

Внешнее управление - одна из реорганизационных процедур, эта мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этого необходимо реализовать часть имущества и осуществить некоторые другие меры организационного и экономического характера.

С даты введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей и т.п.

Органы управления должника, в свою очередь, в пределах компетенции, вправе принимать решения:

о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

об избрании представителя учредителей (участников) должника;

о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

На все время внешнего управления вводиться отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

Подлежащие начислению и уплате проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления.

Внешний управляющий имеет право:

распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

заключать от имени должника мировое соглашение;

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений; и др.

Также внешний управляющий обязан:

вести реестр требований кредиторов;

разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

принимать меры по взысканию задолженности перед должником; и д. р.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов. Имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах. Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества. Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника. Сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, недействительной по заявлению внешнего управляющего.

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

План внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок. Также план внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

В план внешнего управления на основании решения органа управления должника, может быть включена продажа предприятия должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего:

по результатам проведения внешнего управления;

при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;

по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

баланс должника на последнюю отчетную дату;

отчет о движении денежных средств;

сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

В случаях, если отчет внешнего управляющего подлежит рассмотрению собранием кредиторов, собрание кредиторов созывается не позднее чем через три недели с даты заявления требования о проведении собрания кредиторов для рассмотрения отчета внешнего управляющего, или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления, или не позднее чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом, за исключением случая, если отчет внешнего управляющего рассматривался собранием кредиторов по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, и собрание кредиторов по результатам рассмотрения такого отчета не приняло ни одного из решений.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение:

о прекращении производства по делу о банкротстве;

о переходе к расчетам с кредиторами;

о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;

об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего;

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

После накопления денежных средств, достаточных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении указанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов.

Вынесение арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди является основанием для начала расчетов с кредиторами этой очереди в соответствии с реестром требований кредиторов.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Также, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

§4. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это следующая процедура банкротства, содержащая систему мероприятий, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника - юридического лица; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

С момента принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В соответствием с решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет для опубликования сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника,

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

вести реестр требований кредиторов,

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

также исполнять иные обязанности.

К правам конкурсного управляющего относятся:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях,

предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, и совершать иные действия, направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей,

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов.

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

Учредители (участники) должника или собственник имущества должника - унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, и т.п. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В случаях, установленных федеральным законом, составляющее ипотечное покрытие имущество должника, осуществлявшего в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, исключается из конкурсной массы должника, а требования кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием удовлетворяются в порядке, установленном Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах".

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника. Собственник, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

Если возникают в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядке продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка продажи имущества для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком. Конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи.

Конкурсный управляющий, производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. В случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору. В случае не востребования кредитором денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса указанные денежные средства перечисляются нотариусом в федеральный бюджет. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.

Погашенными требованиями кредиторов считаются удовлетворенные требования, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств в качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном допускается в случае согласования данного соглашения с собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Существует возможность перехода к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего. На основании ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В случае окончания конкурсного производства, после завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета о результатах проведения конкурсного производства суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр (не позднее чем через пять дней) юридических лиц записи о ликвидации должника.

Определение арбитражного суда может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

§ 5. Мировое соглашение

На любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое соглашение. Но условия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять права кредиторов, не участвующих в соглашении, то есть условия для не участвующих в соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших этот документ.

В соответствии со статьей 150 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее Закон) на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Согласно пункту 6 статьи 151 Закона при заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.

При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом. Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Также мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в не денежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме. Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

В случае, если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. В утверждении мирового соглашения может быть отказано в связи с тем, что представитель кредитора при голосовании за заключение мирового соглашения превысил полномочия, данные ему доверенностью или учредительными документами кредитора, если будет доказано, что лицо, действующее со стороны должника, знало или не могло не знать о таких ограничениях.

Арбитражный суд вправе утвердить мировое соглашение даже в случае, если лицо, действующее со стороны должника, знало или не могло не знать об ограничениях полномочий представителя кредитора, однако голосование такого представителя не повлияло на принятие решения о заключении мирового соглашения. Утверждение соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства будет является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Когда мировое соглашение утверждено, прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.

Лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника - юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника.

Основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения будет служить:

нарушение законного порядка заключения мирового соглашения;

несоблюдение формы мирового соглашения;

нарушение прав третьих лиц;

противоречие условий мирового соглашения;

наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

Судебное определение, которое может быть обжаловано.

В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным, но это не препятствует заключению нового мирового соглашения

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику. Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения.

Споры о расторжении мирового соглашения рассматриваются арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве. В случае поступления в арбитражный суд заявления о расторжении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение о назначении заседания по рассмотрению заявления о расторжении мирового соглашения. По результатам рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Р. Ф. В случае отказа в удовлетворении заявления о расторжении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об отказе в расторжении мирового соглашения.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о банкротстве. Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов не будет влечь за собой обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых были удовлетворены в ходе исполнения мирового соглашения, возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы обязаны возвратить все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения, если они знали или должны были знать о том, что удовлетворение их требований произведено с нарушением прав и законных интересов иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при этом указанные требования восстанавливаются в реестре требований кредиторов.

В случае расторжения мирового соглашения условия мирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также скидку с долгов, прекращаются в отношении той части требований кредиторов, которая не была удовлетворена на дату расторжения мирового соглашения.

В случае возбуждения нового дела о банкротстве должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.

Глава 3. Предупреждение банкротства

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. дает перечень мер по предупреждению банкротства организаций, которые определены в ст.30 данного закона.

Таким образом, к мерам по предупреждению банкротства организаций относятся:

. Руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства, в случае возникновения признаков банкротства.

. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Одной из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника является досудебная санация, что регламентируется ст.31 федерального закона.

Санация (оздоровление) - финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц, в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

Эта реорганизационная процедура применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Те, кто получил право на осуществление санации, принимают на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной законодательством.

Между участниками санации заключается соглашение. В нем конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации.

До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив может потребовать прекращения санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом. Если суд посчитает цель санации достигнутой, он прекращает производство по делу.

Заключение

При исследовании объявления компаний несостоятельными (банкротами), я сделала вывод, что банкротство не обязательно должно означать ликвидацию компании, т.е. распродажу всех ее активов с целью уплаты долгов. Возможно, все дело будет в крайне неэффективном руководстве, и новые люди смогут повернуть дела гораздо лучше. Иными словами, "хорошая" процедура банкротства должна способствовать реализации плана, который улучшит совокупную сумму выплат кредиторам компании. С другой стороны, угроза банкротства не должна быть реально возможной: наличие потенциальной возможности банкротства не должно запугивать менеджеров компании до такой степени, что они бы стремились избежать банкротства любой ценой, например, вступая в рискованные предприятия для покрытия долгов. В то же время угроза банкротства должна быть достаточно реалистичной, предусматривать отстранение менеджеров компании от руководства, хотя бы в качестве одной из альтернатив. Наконец, процедура банкротства должна обеспечивать определенную справедливость в отношении кредиторов: если среди кредиторов имеются лица, юридические или физические, которые считаются приоритетными (будь то банк, выдавший ссуду, или государство, которому не заплатили налоги), то процедура банкротства должна предусматривать погашение долгов в порядке очередности.

Список литературы

1.Арбитражный кодекс от 24.07.2002. (принят ГД ФС 14.06.2002.)

2.О банках и банковской деятельности: ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9, 34

.О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "Об ипотечных ценных бумагах" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004): ФЗ от 29.12.2004 № 192-ФЗ // Парламентская газета", № 9, 18.01.2005

.О несостоятельности (банкротстве): ФЗ от 26 октября 2002г. в редакции от 22 августа 2004г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43; 2004. № 35

.О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с её ликвидацией, и порядке их представления в Банк России (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2003 № 4257): Указание ЦБ РФ от 21.01.2003 № 1241-У // Вестник Банка России. - № 19. - 09.04.2003

.О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных: Указание от 25 июля 2003г. № 1311-У // Вестник Банка России. - № 51. - 17.09.2003

.О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч.1); 2004. №31

.О Центральном банке РФ (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002г. в редакции от 29 июля 2004г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28; 2004. №31

.Положение о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России (утв. ЦБ РФ 16.01.2007 № 301-П) (ред. от 26.11.2007) // Вестник Банка России. - № 11, 01.03.2007

10.Алексей Лукашов "Криминальное Банкротство" Опыт и Анализ. 2003 <http://kay.by/op.htm>№2.

.А.В. Попов "Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства" Законодательство, 2003г., № 3

.А.И. Кузнецов "Процедура финансовое оздоровление", Законодательство, 2003, № 3

.Банковское дело: управление кредитной организацией: практикум / В.П. Бычков, С.Е. Демент, А.Н. Жилкина. - Москва: Дашков и Ко, 2013. - 261с; 20см

.Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М., 2013. С.349-358

.Валерий Семеусов, научная статья "Банкротство" Правосудие в Восточной Сибири 2001. - № 1.

.Глущенко В.В. Организация деятельности коммерческого банка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Глущенко В.В. - Железнодорожный: Крылья, 2014. - 207с.

.Гореликов К.А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / К.А. Гореликов. - Москва: Гардарики, 2008. - 221с.

.Еганян А.С. О понятии и признаках несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в России // Банковское право. 2012. № 1

.Ерш А. Судьба мирового соглашения, заключенного в процессе реструктуризации кредитной организации, при ее банкротстве // Хозяйство и право. 2004. № 2

.Загорская Т.П. Организация кредитного процесса в коммерческом банке: учебное пособие / Т.П. Загорская, Е.В. Беляевская; Санкт-Петербургский гос. инженер - экон. ун-т. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2008. - 102с.

.Информация об Указании Банка России от 21.01.2003 №1241-У "О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с её ликвидацией, и порядке их представления в Банк России": Письмо ЦБ РФ от 11.04.2003 // Вестник Банка России, №21, 17.04.2003

.Макин И.О. Банки и кредитные организации в современной России: учеб. пособие по спецкурсу "Социальный банковский маркетинг" / И.О. Макин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2008 (М.: МГУ им. М.В. Ломоносова). - 45с.

.Менеджмент организации / под ред.В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006

.Мировой и отечественный опыт организации совместного предоставления страховых и банковских услуг: [монография] / [О.Л. Головин и др.]; под общ. ред.А.М. Марголина, А.А. Цыганова; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Изд-во РАГС, 2007. - 184, [1]

.Полуэктов М. Условия несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2000. №2

.Пронская Н.С. Теоретические основы организации деятельности коммерческого банка: учебно-методическое пособие / Н.С. Пронская, А.В. Гукова, Л.Н. Бондаренко; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. с.167.

.Расследование преднамеренного банкротства и неправомерных действия при банкротстве кредитных организаций / В.Д. Ларичев [и др.]; под общ. ред.В.Д. Ларичева. - Москва: Спарк, 2006. - 243с.

.С.А. Зинченко "Банкротство и правоприменительная практика", Хозяйство и право, 2002,№ 5.

.Сергеев В.В. К проблеме законодательного регулирования предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2009. № 3

.Суворов А.В. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом) // Банковское право. 2002. № 2.

.Тер-Аветисян Х.А. Об особенностях законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций // Юридическая работа в кредитной организации. - 2005. - №3

.Хомяков Е.В. Ответственность за криминальные банкротства кредитных организаций: монография / Е.В. Хомяков; Мин. образования и науки Российской Федерации, Московская финансово-юридическая акад., Кировский фил. - Киров: КФМФЮА, 2008. - 116с.

.Челюканов Н.А. Перспективы финансового оздоровления и возобновления работы кредитных организаций после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций // Банковское право. 2001. №4

.Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. М., 2003. С.104-125.

Похожие работы на - Банкротство кредитных организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!