Анализ системы льгот в сфере пенсионного обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ системы льгот в сфере пенсионного обеспечения

Содержание

Введение

. Льготы в сфере пенсионного обеспечения: понятие, сущность, особенности правового регулирования

.1 Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения

.2 Особенности правового регулирования льгот в сфере пенсионного обеспечения по действующему российскому законодательству

. Общая характеристика элементов системы льгот в сфере пенсионного обеспечения

.1 Социальные льготы пенсионерам

.2 Социальные льготы малоимущим

.3 Социальные льготы иным категориям граждан

Заключение

Список использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Начало переориентации российской экономики с жесткой планово-распределительной стратегии на более либеральную - рыночную обозначилось резким падением уровня жизни большей части населения страны. Данный фактор всеми оценивается чрезвычайно негативно, но не воспринимается как катастрофа, поскольку многие еще не утратили надежды на всесилие государства и остаются убежденными сторонниками государственного диктата в сфере обеспечения доходов.

Объектом исследования является льготы в сфере пенсионного обеспечения.

Предметом работы является система льгот в сфере пенсионного обеспечения.

Цель работы: рассмотреть систему льгот с сфере пенсионного обеспечения со всех точек зрения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения

-Особенности правового регулирования льгот в сфере пенсионного обеспечения по действующему российскому законодательству

-Социальные льготы пенсионерам

-Социальные льготы малоимущим

-Социальные льготы иным категориям граждан

В процессе проведения исследования нами были использованы такие методы познания, как: общенаучные (диалектика, анализ, синтез, статистический метод), частнонаучные (сравнительно-сопоставительный, формально-правовой и другие).

Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в области пенсионного обеспечения. Но ведь пенсионная система - это чрезвычайно сложная система, работающая на длительную перспективу. Концептуальные основы ее формирования в условиях, когда она волевым порядком включалась в более объемную планово-распределительную систему, в рамках которой задавались многие параметры пенсионного обеспечения, не отвечает потребностям современного периода. Ориентация общества на рыночную экономику создает предпосылки для преобразования системы материального обеспечения нетрудоспособных в систему достаточно самостоятельную: самоформирующуюся и саморазвивающуюся. Обеспечить и развить эту способность пенсионной системы - одна из основных задач правового регулирования. Поиск путей ее разрешения требует научного осмысления и учета многих факторов, доселе неизвестных или мало изученных в правовой теории отечественного пенсионного обеспечения.

В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации одним из важнейших звеньев механизма социальной политики является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке кроме той, которая предоставляется централизованно.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации.

Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры, программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах.

На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна.

Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы.

1. Льготы в сфере пенсионного обеспечения: понятие, сущность, особенности правового регулирования

.1 Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения

Льгота - скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения; также - привилегия, отступление от общих правил в пользу отдельных лиц или социальных групп.

Функции льгот

·функция дополнительного материального обеспечения их получателей, компенсационная;

·регулятивная;

·стимулирующая;

·поощрительная;

·психологическая

Рассмотрим некоторые названные функции льгот более подробно.

Функция льгот как источника дополнительного материального обеспечения их получателей заключается в том, что многие льготы служат сугубо утилитарной цели: улучшить материальное положение отдельных категорий граждан. Это обусловлено тем, что при установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Рассматриваемая функция характерна для льгот, которые обладают вполне реальным денежным эквивалентом. Пользование такими льготами дает субъекту вполне ощутимую экономию его личного бюджета на сумму, равную, например, стоимости единого месячного проездного билета на общественном транспорте, половинной стоимости платы за жилье и коммунальные услуги. В этом качестве льготы не столько увеличивают доходы гражданина, сколько уменьшают расходы его зарплаты, денежного довольствия, пенсии на оплату проезда, жилья и коммунальных услуг, санаторно-курортного лечения и т.д.

Именно указанная функция социальных льгот поставлена законодателем во главу угла при осуществлении их замены соответствующими компенсационными выплатами. Однако данная функция присуща далеко не всем льготам. Так, например, практически невозможно выразить в деньгах стоимость таких льгот, как право отдельных субъектов на первоочередное и внеочередное получение жилья, на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения.

Компенсационная функция льгот призвана частично либо полностью компенсировать субъектам отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные особенностями работы.

Реализуя компенсационную функцию, льготы предоставляются тем субъектам, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (инвалидность, достижение определенного возраста) или находятся в специфических условиях (прохождение военной службы в районах Крайнего Севера; выполнение задач в условиях контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации; и др.)

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для субъектов, находящихся в неравных условиях в силу как биологических, так и социальных причин. Принцип социальной справедливости требует установления определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей.

Регулятивная функция льгот социальной политике вытекает из самой природы социального: льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей субъекта. В этом качестве льготы призваны компенсировать это неравенство, выполняя тем самым важную функцию урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на социальную защиту и социальное обеспечение. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере социальной политики, государственной социальной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит, государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает им поддержку.

Таким образом, льготы можно рассматривать в качестве проводника той или иной политики государства, как важнейшее средство выражения предпочтений власти.

Стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что, помимо граждан, нуждающихся в силу объективных причин в дополнительной защите (инвалиды, больные, престарелые, многодетные и т.п.), льготы устанавливаются также для тех субъектов, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом. Льгота является особой разновидностью правовых стимулов, так как она есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Предоставляя гражданам юридически гарантированные возможности реализации их интересов в случае занятия социально полезной деятельностью льготы тем самым заинтересовывают субъектов в этой деятельности.

Гарантии предоставляются всему населению вне зависимости от пола, возраста, социального положения, места проживания (например, всему населению гарантировано право на охрану здоровья или неприкосновенность жилища), или основным социально-демографическим слоям населения (всем пенсионерам гарантированы пенсии).

Льготы даются относительно более узким группам населения (беременным женщинам, детям из многодетных или неполных семей, малочисленным народам и др.) в пределах этих больших социально-демографических групп по профессиональному и статусному признаку.

1.2 Особенности правового регулирования льгот в сфере пенсионного обеспечения по действующему российскому законодательству

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения.

Закон делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность.

Допустимо сказать, что льготой следует назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими.

Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.).

Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий не территории других государств и др.).

Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот.

В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц.

Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц.

Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть боле ориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения.

Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении - это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату.

В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

«Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных - это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества». Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги.

В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменено понятие «льготы», отменены и монетизированы сами льготы у большого числа категорий льготников, введено новое понятие - «социальная поддержка».

К числу типовых мер социальной поддержки отнесены: ежемесячные денежные выплаты; социальный пакет; льготы по квартирной плате; льготы по оплате коммунальных услуг; денежные выплаты и обеспечение техническими средствами реабилитации в связи с компенсацией ущерба здоровью.

Все отмененные льготы можно условно разделить на 3 группы:

монетизированные льготы;

льготы, частично монетизированные, частично сохраненные в виде социального пакета. Так, например, ранее был предусмотрен бесплатный проезд инвалида войны и лица, сопровождающего инвалида войны I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, в то время как в социальном пакете сохранилась льгота по бесплатному проезду только на пригородном железнодорожном транспорте и только самого инвалида;

льготы, утратившие актуальность.

Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», Лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение.

Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

бесплатная установка телефона;

налоговые льготы;

предоставление ежемесячных денежных выплат;

первоочередное бесплатное предоставление жилья;

льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

обеспечение транспортными средствами;

льготы по протезированию.

Что касается ветеранов труда, то, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по установлению, отмене, монетизации льгот переданы на уровень субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Следовательно, правительство Российской Федерации передало свои обязательства (в том числе и законотворческую функцию) перед данной категорией льготников на места, требуя, в общем виде, не ухудшать их положение.

Проблема отмены федеральных льгот сознательно переведена на уровень субъектов Федерации. Подобная децентрализация осложняет фундаментальную научную проработку вопроса, ведет к волюнтаризму и местничеству, несоответствию и противопоставлению государственных федеральных, региональных и муниципальных интересов.

Тем не менее, и в таких условиях проблема установления и трансформации системы льгот по-прежнему сохраняет свою актуальность, оставаясь государственной проблемой.

пособие законодательство малоимущий пенсионный

2. Общая характеристика элементов системы льгот в сфере пенсионного обеспечения

.1 Социальные льготы пенсионерам

С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.

Социальные доплаты к пенсии устанавливаются всем неработающим пенсионерам в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное (социальное) обеспечение и иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

В случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, который, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации будет устанавливаться федеральная социальная доплата к пенсии.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет устанавливаться региональная социальная доплата к пенсии.

Законом также предусматривается порядок оформления льготных абонементных билетов пенсионерам-садоводам. Им необходимо предоставить три документа: паспорт, пенсионное удостоверение и справку, выданную садоводческим объединением.

Пенсионерам и другим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, могут также назначаться субсидии и социальные пособия.

Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина.

Нелишним, в связи со льготами, будет упомянуть и о налоговом вычете. Доходы пенсионеров, как и остальных россиян, подлежат обложению подоходным налогом (налогом на доходы физических лиц) в размере 13%.

Но немногие российские пенсионеры знают свои льготы и то, что в течение года можно вернуть себе значительные суммы из совокупной налогооблагаемой базы.

Это так называемый «налоговый вычет», т.е. вычитаемая из налогооблагаемой базы сумма, не подлежащая налогообложению.

Итак, пенсионеры РФ имеют право на стандартные налоговые вычеты:

льготные: составляют 3 000 руб./мес. (3 600Ч12=36 000 руб./год); возврат (13% от суммы вычета) составляет 4 680 руб./год;

обычные: составляют 400 руб./мес.; возврат (13% от суммы вычета) составляет 52 руб./мес.; предоставляются всем налогоплательщикам, не входящим в список «льготников» до тех пор, пока доход гражданина не превысит 20 000 руб.;

детские (на детей): составляют: 600 руб./мес. на каждого ребенка в семье в возрасте до 18 лет и курсантов/студентов-очников/аспирантов/ординаторов в возрасте до 24 лет; 1 200 руб./мес. для детей-инвалидов I/II группы; 1 200 руб./мес. для опекуна-одиночки, родителя-одиночки и родителя-вдовца, возврат (13% от суммы вычета) составляет 78 руб./мес. и 156 руб./мес соответственно, предоставляются налогоплательщикам-опекунам и родителям до тех пор, пока доход не превысит 40 000 рублей.

Помимо этого, российские пенсионеры имеют право на социальные вычеты:

на образование: составляют фактические расходы на образование, но не могут быть более 50 000 руб./год; возврат (13% от суммы вычета) составляет максимум 6 500 руб./год; предоставляются: пенсионеру-плательщику, который желает получить образование в образовательном учреждении, имеющем лицензию (например, пройти обучение на курсах вождения или получить второе высшее образование), пенсионеру-плательщику, имеющему на иждивении студента-очника ВУЗа, которому нет 24 лет, при академическом отпуске (т.к. он входит в период обучения);

на лечение: составляют величину фактических расходов (страховые взносы по приобретенному налогоплательщиком полису ДМС и потраченные на лекарства средства) на лечение пенсионера, его супруги (-а), находящегося на иждивении ребенка до 18 лет, но не могут быть более 50 000 руб./год (необходимо отметить, что неограниченна величина вычета за дорогостоящее лечение (трансплантацию органов); возврат (13% от суммы вычета) составляет максимум 6 500 руб./год (в случае дорогостоящего лечения возврат будет значительно больше); предоставляются всем налогоплательщикам, которые болели и оплачивали свое лечение не только в медицинских учреждениях, но и воспользовавшихся услугами имеющих лицензию и занимающихся частной медицинской практикой физических лиц; при приобретении недвижимости (данными социальными вычетами можно воспользоваться только один раз в жизни): составляют максимум 1 млн. руб. (если, например, стоимость приобретаемой недвижимости составляет меньше 1 млн. руб., то пенсионер имеет право приплюсовать к сумме покупаемой без отделки недвижимости расходы на ремонт и услуги риэлтора), возврат (13% от суммы вычета) составляет максимум 130 000 руб./год, предоставляются приобретающим недвижимость пенсионерам-налогоплательщикам; при приобретении недвижимости в кредит и погашении процентов: размер вычета неограничен (предоставляется лишь при наличии целевого кредитного договора, где указано, что банк кредитует приобретение конкретного жилья и прописывает схему начисления процентов), возврат составляет 13% от размера вычета; предоставляются приобретающим в кредит недвижимость пенсионерам-налогоплательщикам.

Пенсионеры РФ имеют право на профессиональные вычеты:

по гражданско-правовому договору: составляют сумму, потраченную пенсионером при выполнении оговоренных гражданско-правовым договором работ, возврат составляет 13% от размера вычета, предоставляются пенсионерам, работающим по гражданско-правовому договору;

по роду деятельности: составляют документально подтвержденные расходы, возврат составляет 13% от размера вычета (лишь при документальном подтверждении суммы дохода, в противном случае вычет составит 20% суммы дохода), предоставляются адвокатам, нотариусам, ИП и лицам, занимающимся частной практикой;

творческие: составляют потраченные на создание произведения расходы, так например, для создания картины художник потратил на приобретение холста, грунта, красок 25 000 руб., возврат (13% от суммы вычета) составит в данном случае 3 250 руб., предоставляются претендующим на авторское вознаграждение создателям.

Каждый, кто желает оформить социальные вычеты должен знать, что за один налоговый период суммы вычетов не может превысить 100 000 руб.

Для получения налоговых вычетов, пенсионер может обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или к работодателю (если пенсионер продолжает работать) с заявлением и документами, подтверждающими понесенные расходы.

При обращении пенсионера за вычетами в налоговую инспекцию, пенсионер получает налоговый вычет, зачисляемый на счет в банке. В случае обращения работающего пенсионера к работодателю, работодатель уменьшает размер налога, отчисляемого с заработной платы пенсионера.

.2 Социальные льготы малоимущим

Российское законодательство предусматривает предоставление помощи семьям, которые по разным причинам находятся в сложном материальном положении.

Такая помощь предполагает предоставление льгот и выплату пособий многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Кроме того, на государственную поддержку может претендовать любая семья, если она является малоимущей.

Малоимущей считается семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе. Обязательным условием является тот факт, что в сложное материальное положение такая семья попала по независящим от нее обстоятельствам.

Вопрос о том, кого именно считать семьей, остается неопределенным, так как четкого понятия семьи в законодательстве нет.

Из положений Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) можно сделать однозначный вывод, что к членам семьи относятся супруги, родители и дети, а также усыновители и усыновленные.

Таким образом, один родитель, воспитывающий ребенка, или бездетная супружеская пара также считаются семьей и могут претендовать на социальную помощь от государства.

Также суды признают семьей бабушек, дедушек и внуков, пасынков (падчериц) и отчимов, мачех, опекунов (попечителей) и подопечных.

Аналогичные выводы следуют из Закона о порядке расчета доходов семьи, в котором дополнительно подчеркивается, что указанные лица должны проживать совместно и вести общее хозяйство. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи.

Таким образом, даже если брак официально зарегистрирован, но супруги живут раздельно и не ведут совместное хозяйство, они не могут считаться малоимущей семьей.

В то же время лица, проживающие совместно, но не зарегистрировавшие брак, не считаются семьей, а значит, не имеют права на господдержку.

Таким образом, для получения права на помощь от государства необходимо соответствовать сразу нескольким критериям, одним из которых является уровень дохода семьи.

Чтобы определить, является ли семья малоимущей, нужно сравнить среднедушевой доход этой семьи (далее - доход семьи) и установленный в регионе прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе несколько раз в год.

Например, в Москве прожиточный минимум за III квартал 2011 г. составляет 9 188 руб. в месяц. Если в каком-либо из субъектов РФ этот показатель не установлен, то следует ориентироваться на федеральный прожиточный минимум (за III квартал 2011 г. он составил 6 287 руб. в месяц).

Для расчета дохода семьи необходимо определить сумму всех денежных и натуральных доходов членов семьи за три месяца, предшествующие обращению за социальной помощью.

Правительством РФ утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода. Учитывается не только заработная плата членов семьи, но и социальные выплаты, пособия, доходы от имущества (например, от сдачи в наем квартиры), авторские вознаграждения, доходы по акциям. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Полученную сумму нужно вначале разделить на три (количество расчетных месяцев), а затем на количество членов семьи.

Например, если общая сумма доходов семьи из двух человек за три месяца составляет 9 000 руб., то среднедушевой доход такой семьи будет 1 500 руб. (9 000 / 3 месяца / 2 человека).

Если полученный результат ниже уровня прожиточного минимума по региону, то семья считается малоимущей.

Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Кроме того, для малоимущих семей предусмотрено право на получение повышенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, некоторые налоговые льготы, право на бесплатную юридическую помощь.

Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми.

Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов.

Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне.

Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья. Например, в Москве размеры пособий и единовременных выплат утверждаются каждый год.

Согласно этому документу малообеспеченные семьи в Москве имеют право получать ежемесячное пособие на ребенка, при этом его сумма зависит от возраста ребенка и состава семьи. Максимальное пособие (3 200 руб.) предоставляется на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, который воспитывается одиноким родителем в малообеспеченной семье.

Поскольку региональные меры социальной помощи касаются только семей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, целесообразно рассмотреть подробнее меры господдержки малоимущих семей, оказываемые на федеральном уровне.

Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение помощи государства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - жилищные субсидии). Это касается и собственников, и нанимателей жилья.

Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья составляет 22 процента от дохода семьи. Но для малоимущей семьи часть семейного бюджета, предназначенная для оплаты жилья, должна быть уменьшена.

Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. В результате выясняется, каков объем субсидии, предоставляемой такой семье. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства.

В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами (абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ).

Закон о бесплатной юридической помощи, вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов.

Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах.

Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи.

Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.

Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы.

Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:

в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

ребенок, поступающий в вуз, не достиг 20 лет;

вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно). Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Помимо описанных общих правил существуют специальные нормы, обеспечивающие господдержку особым категориям малоимущих семей - вынужденным переселенцам и беженцам.

Вынужденными переселенцами считаются граждане России, покинувшие свое место жительства в связи с преследованиями различного рода.

Малообеспеченным гражданам из числа вынужденных переселенцев, в частности, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места, где было зарегистрировано их ходатайство о приобретении статуса переселенца, до места временного поселения.

Беженцы - это лица, которые также опасаются преследований, однако, в отличие от вынужденных переселенцев, они не являются гражданами России.

Пока такой человек не признан беженцем, у него имеется свидетельство о том, что он заявил ходатайство об установлении статуса беженца.

Имея такое свидетельство, малоимущие семьи из числа беженцев могут претендовать на получение материальной помощи. В частности, малообеспеченный человек и каждый из членов его семьи, не достигший 18 лет, имеет право на единовременное пособие в размере 150 рублей.

Критерием малообеспеченности семьи в обоих случаях является не доход, которого, очевидно, у переселенца или лица, претендующего на статус беженца, пока нет, а состав семьи (например, семья состоит только из пенсионеров и (или) инвалидов, либо это одинокий родитель с ребенком и т.д.).

Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:

состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности в отношении недвижимости. Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет);

сведения о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг. Право на это имеет ограниченный круг лиц, например, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны и другие лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи.

Информация должна быть полной и достоверной (если выявится, что поданные сведения не соответствуют действительности, помощь оказана не будет). Вопрос о предоставлении социальной помощи решается в течение 10 дней, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 30 дней.

Необходимо отметить, что право на некоторые виды государственной поддержки малоимущим семьям следует оформлять в других уполномоченных органах, причем могут потребоваться дополнительные документы.

Например, для получения субсидии на оплату жилья нужно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ и представить в числе прочего документы, подтверждающие отсутствие задолженности по квартплате.

Для получения бесплатной юридической помощи, а также льгот, предусмотренных законодательством об образовании и Налоговым кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие организации или органы государственной власти, представив документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.

Основная цель льгот заключается в создании режима наибольшего благоприятствования для удовлетворения потребностей субъектов социально-обеспечительных отношений. Определяющей характеристикой для субъектов-получателей льгот является нуждаемость в предоставлении государством средств для жизнесуществования.

При реформировании системы льгот необходимо учитывать то обстоятельство, что полностью отказаться от льгот в настоящее время невозможно, так как уровень социального обеспечения, устанавливаемый с помощью основных его видов, не создает условий для нормального жизнесуществования нуждающихся граждан и в какой-то мере повышается посредством предоставления льгот. При предоставлении льгот необходимо руководствоваться, в первую очередь, принципами социальной справедливости и адресности.

2.3. Социальные льготы иным категориям граждан

Участники Великой Отечественной войны (их девять групп):

граждане, работающие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале войны в портах других государств;

граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на времен но оккупированной территории СССР, и лица, награжденные орде нами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Это, во-вторых, ветераны боевых действий (их 6 групп), в-третьих, ветераны военной службы, в-четвертых, ветераны государственной службы, в-пятых, ветераны труда.

Для каждой категории ветеранов, а зачастую и отдельных их групп (например, среди ветеранов Великой Отечественной войны выделены четыре группы), установлен «свой» набор прав и льгот. При этом наиболее полный набор льгот имеют ветераны - непосредственные участники Великой Отечественной войны и иных войн, особенно инвалиды войны (для них установлено 29 различных льгот), менее широкий набор льгот для иных ветеранов, в частности для ветеранов труда.

По содержанию социальные льготы, которые закреплены в нормативных правовых актах, можно подразделить на несколько видов, которые касаются определенных сфер деятельности соответствующих служб (коммунальных, транспорта и т.п.).

Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть, как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.

Наиболее значимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически все категории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, а также по проезду.

Каждый имеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормах международного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В зависимости от классификации категорий социально нуждающихся, в медицине предоставляется большое количество льгот.

Дети первых трех лет жизни.

На детей первого, второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

Дети первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами. При первичном обращении в детскую поликлинику в регистратуре заводится история развития ребенка с маркировкой литерой «Л». Лекарства по рецептам выписываются в количестве, необходимом на курс лечения, который определяет лечащий врач в рамках утвержденного перечня.

Дети-инвалиды обеспечиваются:

изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.

бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ.

бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками.

Многодетным семьям в зависимости от категории детей предоставляются льготы:

бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в том числе адаптированных молочных смесей) - на детей, не достигших семилетнего возраста;

бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до 18 лет.

Предоставление льгот матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей:

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения;

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения.

Инвалидам войны и ветеранам боевых действий, а также лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог предоставляются следующие льготы:

сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ.

Лицам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляется ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а также в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ.

Ветераны труда получают денежные выплаты, в которые включены и медицинские услуги:

дополнительная бесплатная медицинская помощь;

обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача;

обеспечение санитарно-курортным обслуживанием (по медицинским показаниям).

Санаторно-курортное лечение - это лечение граждан, перенесших определенные заболевания, с использованием, как правило, благоприятных природно-климатических факторов. Осуществляется такое лечение в санаториях различного профиля, часть из которых находится в непосредственном ведении органов здравоохранения (детские санатории, туберкулезные санатории и др.). Санаторно-курортное лечение предоставляется не всем гражданам, а лишь тем из них, которые нуждаются в нем по заключению лечебного учреждения. Именно оно определяет медицинские показатели для санаторно-курортного лечения.

Бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение -- дефицитный вид лечения, как в прошлом, так и сейчас. Безусловного права на получение такого лечения, в том числе в санаториях органов здравоохранения, все граждане пока еще не имеют. В связи с этим в нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи путевок на санаторно-курортное лечение, предусматривается право отдельных категорий граждан на преимущественное их получение:

Инвалиды войны.

Участники Великой Отечественной войны.

Ветераны боевых действий.

Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда».

Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Инвалиды.

Дети-инвалиды.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Социальные льготы в сфере образованияоциальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

Для всех обучающихся:

граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; -

обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Инвалиды 1 и 2 группы при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числа инвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственном или муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начисляться стипендия.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов (статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают им возможность пользования услугами судебных переводчиков.

Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг предоставляются гражданам с момента введения в действие соответствующего законодательного или нормативного акта, если иное не оговорено в этих документах, и если на данный период времени граждане имели право на эти льготы, но в пределах срока исковой давности (3 года).

Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.

Категории граждан, имеющие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг:

Инвалиды

Многодетные семьи

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, пострадавшим от радиации

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, занятым на работах с химическим оружием

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для сотрудников милиции, органов внутренних дел, прокуроров, следователей, работников налоговой полиции, таможенных органов, сотрудников государственной противопожарной службы, судей РФ, судей верховного суда, высшего арбитражного и конституционного суда Российской Федерации

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для ветеранов

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и жертв политических репрессий

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для военнослужащих и членов их семей

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг другим категориям льготников

Льготы для граждан, временно зарегистрированных на жилой площади

Некоторые вопросы применения законодательства о льготах в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг .

Социальные льготы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

Дети, нуждающиеся в государственной защите -- дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -- предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);

учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Социальные льготы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в т.ч. адаптированных молочных смесей) детям до 2 лет (до 15 лет - если они страдают хроническими заболеваниями);

бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений детям до 3 лет (обучающимся в учреждениях начального, среднего и общего профессионального образования - до 23 лет);

внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения детям дошкольного возраста;

бесплатное посещение дошкольных образовательных учреждений детям дошкольного возраста ;

бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях обучающимся в общеобразовательных учреждениях - в период обучения;

обеспечение бесплатными учебниками обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, - в период обучения;

бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) до 23 лет;

увеличение размера стипендии не менее чем на 50% выплачивается по месту учебы в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, высшего и среднего профессионального образования;

ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

бесплатное дополнительное образование - в музыкальных, спортивных, художественных школах детям до 18 лет;

бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования до 23 лет;

бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях;

бесплатный проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) детям до 18 лет (обучающимся в государственных образовательных учреждениях - до 23 лет);

бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, а при наличии медицинских показаний - в санатории, а также оплата проезда к месту лечения и обратно до 23 лет;

обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, при невозможности его вселения в ранее занимаемое жилое помещение дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - выпускники детских домов и школ-интернатов.

Заключение

В заключении хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы:

) Система социальных льгот играет важную роль, т. к. позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, маленькие пенсии. В ряде случаев льготы являются дополнительным стимулом привлечения работников к различным видам деятельности (льготы для привлечения рабочей силы в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на предприятия, расположенные в неблагоприятных климатических условиях). При всем, при этом уровень жизни значительной части населения остается низким, или крайне низким.

) Общая стоимость социальных льгот и гарантий оценивается в 350 млрд. рублей. Льготы и выплаты установлены для 200 категорий граждан. Численность их получателей составляет почти 2/3 населения страны. Социальные льготы, выплаты, субсидии, компенсации предоставляются на основе более чем 200 законов и иных нормативных правовых актов.

) Основная классификация социальных льгот (по получателям):

Первая группа - граждане, которым предполагается сохранить льготы за заслуги перед Отечеством. К этой группе относятся: Герои Советского Союза и России, ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие увечья и контузии в ходе военных действий при защите конституционного строя и правопорядка. Для этих лиц льготы необходимо перевести в форму денежных выплат и производить их финансирование из федерального бюджета.

Вторая группа - граждане, которым предлагается предоставлять льготы в зависимости от дохода получателя и величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации. К этой группе относятся: нуждающиеся граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Указанные льготы будут предоставляться за счёт средств субъектов Российской Федерации.

Третья группа - лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся сотрудники милиции, судьи, работники аппарата судов, прокурорские работники, сотрудники налоговой полиции, должностные лица таможенных органов, а также другие работающие граждане, которым льготы в оплате жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг установлены в связи с их профессиональной деятельностью.

Для достижения значительного экономического эффекта необходима кардинальная реформа всей системы социальных льгот.

Законодателям предстоит огромная работа по созданию новых законов и внесению в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, связанных с льготами по проезду на транспорте, льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине, другими социальными льготами, пособиями и выплатами.

Очень важно подчеркнуть, что эту законотворческую работу в полном объеме следует проводить только в условиях роста доходов населения и прежде всего заработной платы и пенсий. Отмена льгот без увеличения доходов приведет к критическому снижению уровня жизни значительной части российского населения, что неизбежно повлечет за собой опасный рост социальной напряженности в обществе.

Список использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 548.

.«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. 1996. 27 января. № 17.

3.Федеральный закон от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ // Российская газета. 2003. 09 апреля. № 67.

.«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.

.Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2009.

.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ(ред. от 27.05.2014).

.Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, № 3, ст. 168.

.Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 263.

.Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 // Российская газета. 2003. 26 августа. № 168.

.Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 года № 2895// Российская газета. 2012. 27 января. № 17.

.Постановление ФАС Уральского округа от 06.06.2011 № Ф09-2811/11-С2 по делу № А76-19155/2010-42-459// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Специальная литература

.Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2010. 445 с.

2.Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2010. 524 с.

.Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк (1917 - 1970 гг.). М., 1971. 378 с.

.Власова В. Противоречивые итоги монетизации//Финансовый контроль. 2010. № 6. С.25.

.Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Моногр. Екатеринбург, 1997. 153 с.

.Гончарова М.В. Монетизация льгот: актуальность проблемы// Финансы и кредит. 2005. № 2. С. 11-14.

.Гречук Л.А. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2002. 225 с.

.Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение. 1999. №11. С. 9.

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М.: Зерцало, 2010. 714 с.

.Землянухина Н.С. Льготы отменить нельзя сохранить// Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 3. С.308-317.

.Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л., 1979. 645 с.

.Климов И.А. Реформа социальных льгот в оценках россиян.// Журнал исследований социальной политики. 2006.№ 3.С.295-318.

.Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. … дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. 132 с.

.Кузнецов Н.А. Монетизация льгот в России.// Комсомольская правда. 2004. 25 сентября. № 9. С.12.

.Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: история, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 2010. 515 с.

.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: БЕК, 2010.573 с.

.Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации//Журнал российского права. 2005. №8. С. 18.

.Оглоблина М.Е. Монетизация льгот и проблемы экономического развития// Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 5. С.15-19.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.:Зерцало, 1999. 798 с

.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: СПАРК, 2010. 256 с.

.Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право России. М.: НОРМА, 2010. 769 с.

.Сергеева З.П. Студент: права и льготы. Челябинск, 2010. 35 с.

.Сулакшин С.С. Монетный дождь на ваши льготы. Монетизация, да не та.// Российское предпринимательство. 2004. № 12. С.77-82.

.Тарасенко Е.А. Предоставление набора социальных услуг: некоторые уроки Закона о монетизации.// Журнал исследований социальной политики. 2010. № 4. С. 523-534.

Похожие работы на - Анализ системы льгот в сфере пенсионного обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!