Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь
Содержание
Введение
Глава 1. Государственная политика в сфере культуры. Теоретические
аспекты
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности
государственной программы
1.2 Опыт зарубежных стран
Глава 2. Анализ реализации государственной программы сохранения и
развития культуры Республики Беларусь
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере
культуры Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Во всем мире интенсивно развивается сфера услуг и экономика
интеллектуальных продуктов. В Республике Беларусь, в частности в сельской
местности, процесс развития этих сфер происходит значительно медленнее, однако
роль в общественном производстве и внимание к их развитию растут.
Импульсом для активизации научного поиска послужили
кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в
современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные
институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные
условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой
методологии и принципов управления сферой культуры. Разнообразие субъектов
культурной деятельности и многообразие применяемых организационно-правовых форм
и форм собственности, свидетельствуют, что сфера культуры является
специфической и весьма развитой отраслью экономической системы, где необходимо
применение разнообразных методов и способов привлечения организаций и отдельных
творческих личностей в систему экономических отношений государства. Следует
отметить, что до настоящего времени комплексная концепция механизма управления
в сфере культуры, как на федеральном, так и на региональном уровне, не
разработана. В связи с чем возрастает актуальность и своевременность выбранной
темы исследования.
Сложившаяся в предыдущие десятилетия централизованная система
управления всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой, характеризуется
двумя главными недостатками:
высокой степенью централизации принятия решений и вытекающим
отсюда диктатом органов управления;
государственная программа культура беларусь
преобладанием отраслевых интересов над интересами
потребителей соответствующих благ и услуг.
Долгое время перед организациями сферы культуры ставились
прежде всего политико-воспитательные, идеологизированные просветительские
задачи. Государство принимало на себя почти всю сумму расходов, которые
возникали в связи с деятельностью учреждений культуры. Они были освобождены от
необходимости планировать и прогнозировать экономические результаты своей
деятельности и ее эффективность.
Хозяйственный механизм в сфере культуры, основанный на
системе бюджетного финансирования и административно-командного управления, в
современной ситуации не способен создавать необходимые условия для саморазвития
культурной жизни, конструктивного взаимодействия множественности независимых
субъектов культурной деятельности.
Либерализация цен, высокий уровень инфляции, дефицит
государственного бюджета, обострили положение отраслей социально-культурной
сферы. В настоящее время они переживают кризис, в связи с недостатком
финансовых и материальных ресурсов, отсутствием организационно-экономического
механизма, адекватного современным экономическим отношениям. Взамен плановой
экономики возникает спрос на поиск новых технологий, способных разрешать
возникающие противоречия в сфере культуры.
Все выше перечисленные факторы негативно отразились на сфере
культуры, характеризующейся ярко выраженной национально-региональной
спецификой, стремлением к спонтанному проявлению самодеятельности населения, к
максимальному разнообразию форм реализации культурной жизни.
Целью курсовой работы является анализ государственной
программы по поддержке культуры Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть развитие сферы культуры Республики Беларусь на
современном этапе, ее государственное управление;
исследовать зарубежный опыт поддержки и сохранения культуры;
дать оценку реализации программы по сохранению культуры в
крупных и малых городах Республики Беларусь;
выявить основные проблемы в сфере культуры Республики
Беларусь и рассмотреть основные пути их решения.
Объект исследования курсовой работы - сфера культуры
Республики Беларусь.
Предмет исследования - государственная программа по
сохранению и развитию культуры Республики Беларусь.
При написании курсовой работы применялись
следующие методы:
общелогические методы (приемы): анализ.
индукция;
методы эмпирического исследования:
наблюдение, описание.
Были использованы материалы программы по государственному
регулированию, а также труды таких авторов как Антонова Н.Б., Гордин В.Э.,
Горушкина С.Н., Ткачук Л.Т., Лученок А.И., а также электронные ресурсы,
программные издания.
Глава 1.
Государственная политика в сфере культуры. Теоретические аспекты
1.1 Сфера
культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность
организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных
органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством,
сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг
культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них
рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
художественное творчество (литературное, изобразительное и
прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории
и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность,
аттракционы, шоу - бизнес, казино);
массовое создание и распространение культурных благ -
индустрия культуры (пресса; книгоиздание;
производство аудиовизуальной продукции, включая
кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет) [1, c.756].
В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического
развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли
культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные,
художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы,
дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие
клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады;
книжные палаты и др.
В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии
и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие
мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и
производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и
учреждения искусства [1, c.757].
Рассматривая сферу культуры как объект государственного
управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом
управления и входит в структуру отрасли культуры.
В Республике Беларусь сложилась определенная структура
отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с
производством и хранением культурных ценностей:
культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома
и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;
театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры,
концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы,
хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного
искусства;
предприятия кино - и видеоискусства: киностудии, кинотеатры,
киновидеоцентры и салоны;
учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства,
музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по
переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы
искусств [1, c.758].
В 90-е годы в национальной культуре Республики Беларусь
наряду с традиционными сферами деятельности стала формироваться сеть новых
типов учреждений: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио -
и видеопродукции, реклама. Эти высоко прибыльные сферы деятельности существенно
изменили рынки товаров и услуг культурного назначения, а их тесная связь с
отраслью электроники обусловила изменение традиционного толкования сферы
культуры, которая включила в себя и производство аудио - и видеооборудования.
Сегодня сферу культуры рассматривают как важный сектор экономики [8, c.152].
В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа
управления в сфере культуры можно выделить учреждения:
государственные, подчиняются Министерству
культуры;
ведомственные, находятся в непосредственном подчинении
другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);
профсоюзные, подчиняются Республиканской конфедерации
профсоюзов, отраслевых и региональных советов профсоюзов;
общественно-коллективные, их учредителями являются
акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной
собственности;
частные, их учредителями являются частные лица.
Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом
подчинении Министерства культуры Республики Беларусь (Приложение).
По уровню управления и финансирования выделяют два вида
учреждений системы Министерства культуры:
учреждения, которые находятся в непосредственном подчинении
Министерству культуры и финансируются из республиканского бюджета;
учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей,
городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и
финансируются из местных бюджетов.
Министерство культуры Республики Беларусь осуществляет руководство
данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики,
методологического и методического обеспечения, определения приоритетных
направлений развития культуры и искусства через комплексные и целевые
программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования
деятельности учреждений культуры и искусства [9].
Министерство культуры Республики Беларусь является
центральным органом управления, который осуществляет в соответствии с
действующим законодательством координацию деятельности предприятий, организаций
и учреждений культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других
общественных объединений [9].
Главными задачами Министерства являются
[9]:
участие в формировании и реализации государственной политики
в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных
ценностей;
разработка государственных программ и обеспечение
государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения
актов законодательства по вопросам культуры;
сохранение национального культурного наследия, развитие и
координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;
выявление научно обоснованных направлений экономического и
производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;
обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и
консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;
содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;
На уровне областей, районов, городов в составе органов
исполнительной власти создаются соответствующие управления, которые
осуществляют регулирование деятельности учреждений культуры. Важнейшая
задача органов государственного управления в сфере культуры - преодоление
разрыва между культурными потребностями общества и возможностями
их удовлетворения [9].
Правовой основой функционирования сферы
культуры является Закон Республики Беларусь "О культуре" [11].
В составе мер государственного воздействия на развитие
культуры используются различные формы и методы: планирование, прогнозирование и
программирование, финансовые рычаги и т.д.
Одной из главных проблем в настоящее время является проблема
финансирования и материально-технического содержания учреждений культуры.
На сегодняшний день в республике в сложных условиях рыночных
преобразований удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал
республики, сеть учреждений культуры. Вместе с тем из-за недостаточного
финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством
средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и
искусства, износ основных фондов в отрасли составляет более 57%.
Основные принципы финансирования отрасли закреплены в Законе
Республики Беларусь "О культуре" [11]. В соответствии со статьей 36
Закона на развитие культуры и искусства должно направляться не менее 3% от
общей суммы государственного бюджета. Однако эта статья пока не выполняется
[11].
В условиях плановой экономики затраты на услуги учреждений
культуры возмещались в основном из государственных источников: из средств
республиканского и местных бюджетов, за счет средств государственных
предприятий и организаций. Этот механизм бюджетного финансирования и в
настоящее время имеет большое значение в проведении политики социальной
справедливости, социального равенства, социально гарантированного права в
получении услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. Однако
государственные расходы на развитие отрасли не покрывают всех затрат,
которые увеличиваются намного большими темпами, чем доходная часть бюджета.
Выделяемые бюджетные ассигнования позволяют лишь сохранять действующую сеть
учреждений культуры и искусства. Только этим и можно объяснить, что,
несмотря на принимаемые решения о развитии отрасли культуры, ее учреждения не
имеют средств, чтобы подняться до уровня передовых зарубежных стран.
Таким образом, действующая система финансирования учреждений
культуры и искусства преимущественно за счет государственного бюджета не обеспечивает
удовлетворение насущных потребностей населения республики в услугах отрасли и
их качестве. Уровень бюджетного финансирования, составляющий на протяжении ряда
лет 1,3-1,7% бюджета, не мог не сказаться на критическом состоянии отрасли [1, c.759].
Кроме бюджетных, на развитие отрасли культуры расходуются
средства и из других источников финансирования. Однако для развития учреждений
культуры и искусства, укрепления их материально-технической базы этих средств
также недостаточно.
В настоящее время основой государственных гарантий
сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается
бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2010 г. планировалось
направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4% общей суммы
расходов, в 2011 г. этот показатель составил 0,8%, в 2012 г. - 0,78%, в 2013 г.
- 0,76%. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру
составляют 4 - 5%. В целом складывается следующее соотношение общих расходов:
за счет республиканского бюджета - 20%, местных - 80%. Законодательно разрешены
дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры
(доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные
пожертвования и др.) [12].
Государственное финансирование культуры направлено на
сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры,
создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой
инициативы, духовных и эстетических потребностей.
Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается
сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27
театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245
библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и
коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461
киноустановка [14].
Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в
реализации творческих и культурологических проектов.
Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь
по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой
молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов
получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных
конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях
образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными
музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами [14].
Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке
культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных
премий Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение". Из
республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали
"Золотой витязь", "Белая Вежа", Дни культуры Республики
Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике
Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы "Евровидение" и
т.д.
Государственное целевое финансирование крупных культурных
акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических
мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля
"Славянский базар" в Витебске, международного фестиваля "Золотой
шлягер" и др.
Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений
культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек,
мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования,
капитальный ремонт.
Вклад культуры и искусства в национальную экономику
определяется следующими параметрами: 0,5% в структуре ВВП, 1,8% в общей
численности занятого населения (2013 г.) [1, c.760].
Воздействие культуры и искусства на экономику страны
проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет
собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным
потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства
конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития
образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.
Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей
статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны
являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние
культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности,
укрепление международного авторитета Республики Беларусь.
Намечены мероприятия по сохранению и качественному
наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее
материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг
отрасли для всего населения.
Формированию эффективно действующего экономического механизма
развития отрасли культура и искусство будет содействовать установленный объем
ее бюджетного финансирования в размере до 1% ВВП [14]. Культура является
основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил
народа, гарантом сохранения его морального здоровья.
По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко,
"культура является важным стратегическим ресурсом нашего государства,
важнейшей составной частью государственной идеологии" [14].
Сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при
реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный
уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции
народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой
формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития
страны.
1.2 Опыт
зарубежных стран
Проблема реформирования управления в сфере культуры
Республики Беларусь требует глубокого теоретического осмысления и тщательной
методической разработки. В качестве материала для исследования в данной области
могут послужить зарубежные модели управления сферой культуры. Актуальность
изучения мирового опыта возрастает в связи с некоторым отставанием
отечественной теории от практики реформирования и регионализации управления
[14].
Реформирование сферы культуры в Республики Беларусь
происходит в сложный период перехода к новым политическим и экономическим
отношениям. Сложившаяся ситуация требует создания принципиально иных структур
управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели должны
быть положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной
и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных
социально-культурных формирований, делегирование полномочий не только
государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и
самодеятельным организациям.
Каждое государство в силу действия экономических,
политических, социальных, демографических и иных факторов обладает
специфической системой управления. Практическая ценность изучения зарубежного
опыта заключается в возможности посредством анализа выявить, с одной стороны
положительные моменты, которые могут быть использованы в Республики Беларусь, с
другой стороны - недостатки, что поможет избежать аналогичных ошибок.
Еще одним имеющим научный и практический интерес моментом
ознакомления с системой управления сферой культуры в развитых странах служит их
динамичность. Ныне действующие там системы сложились в результате длительной
эволюции, претерпев в процессе реформирования неоднократные преобразования,
суть которых состояла в основном в перераспределении прав и полномочий между органами
власти и управления различных уровней [14].
В связи с этим для нестабильного общества Республики
Беларусь, с экономикой, находящейся в переходном состоянии представляют научный
и практический интерес зарубежные модели управления культурой. Зарубежный
подход в управлении сферой культуры соответствует ситуации стабильного общества
с рыночной экономикой, поэтому следует постепенно заимствовать передовые
технологии, методы и приемы управления культурой и адаптировать их к
современным белорусским условиям.
Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики
важнейшей функцией государства остается регулирование основных
народнохозяйственных пропорций. Ведущее место занимают при этом социальные
аспекты развития. Роль государства в регулировании процессов в сфере культуры
может варьироваться от методов прямого управления в различных отраслях до
координации действий независимых субъектов.
На протяжении всего XX века западные культурологи, экономисты
и социологи активно обсуждали проблемы централизации и децентрализации
управления и финансирования сферы культуры. Необходимость централизованного
финансирования этой сферы выводилась из формы коллективного потребления и
социальной значимости услуг культуры.
Современная практика государственного управления и финансирования
сферы культуры выявила недостатки кейнсианского подхода - слабую обоснованность
федерального и регионального распределения бюджетных средств, отсутствие
методики определения объема помощи в каждом отдельном случае и некоторые другие
[14].
Сосредоточение финансов на нужды культуры при министерствах
культуры или других центральных органах управления культурой позволило
государству содержать филармонические коллективы, крупные театры, проводить
реставрационные работы. Однако политика централизованных регламентации и
финансирования лишила активности многих спонсоров и меценатов способных
развивать на местах при определенных условиях полезную культурно-эстетическую
деятельность и конкурирующих в этом с предприимчивостью государства.
Государство в известной мере ограничило коммерческо-рекламный стиль культуры,
развившийся при активном меценатстве предпринимателей-промышленников. По мнению
зарубежных специалистов, негативные результаты централизма в области культуры
породили идею о необходимости децентрализации всех аспектов культурной жизни.
Во многих государствах наряду с бюджетными получило
распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов,
формирование которых оправдалось "особыми потребностями" отраслей
культуры в финансовых средствах и "национальными интересами".
Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и
Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных
тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и
спорта.
Кроме того, существует так называемая негосударственная
поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность, патронаж.
Во всем мире уровень государственных расходов на культуру не
связан на прямую с богатством страны, Швеция, Швейцария, Франция и Дания при
высоком показателе ВЫЛ на душу населения тратят на культуру 1,5-2,5 % от общей
суммы государственных расходов, но приблизительно так же финансируют культуру
не столь богатые Польша и Чехия. Тогда, как в США выделяют непосредственно из федерального
бюджета на культуру совсем незначительные средства [14].
Исследования показывают, что в большинстве высокоразвитых
стран, прежде всего европейских, бюджетное финансирование остается одной из
главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды
составляют сравнительно небольшую часть их бюджетных расходов (0,2 - 2,5% по
разным странам). Опыт зарубежных стран показывает, что государство поддерживает
сферу культуры на всех уровнях (из центрального, регионального и местных бюджетов).
Центральные бюджеты поддерживают культуру по нескольким каналам [14]:
. В форме прямого финансирования:
полное финансирование текущих издержек и капиталовложений (в
настоящее время применяется в немногих странах);
специальные целевые трансферты (обычно используются в рамках
национальных программ развития культуры);
фанты организациям культуры и отдельным работникам культуры
(более распространенная форма, особенно характерна для шведской системы
финансирования сферы культуры);
индивидуальные гранты (им придается особое значение в
Швеции).
. Государственное финансирование сферы культуры через систему
субнациональных бюджетов - используется повсеместно в рамках общих и целевых
трансфертов, выделяемых региональным и местным бюджетами (Норвегия, Дания).
. На основе совместного участия в финансировании
органов власти разного уровня - в рамках более широких социально-экономических
программ: программы регионального развития, увеличения занятости, помощи малому
бизнесу и т.д. (Франция).
4. Через независимые посреднические структуры.
В Германии, Великобритании и Франции государственные органы
активно используют сеть посреднических организаций - благотворительные фонды,
общественные институты культуры, ассоциации творческих работников,
распределяющих полученные бюджетные средства по установленным критериям.
. С использованием смешанного государственно-частного
финансирования - традиционно широко используется в США, а в настоящее время в
Великобритании, Франции и других странах. Во многих странах наряду с бюджетными
получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов,
формирование которых оправдалось "особыми потребностями" отраслей
культуры в финансовых средствах и "национальными интересами".
Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии,
Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото,
спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и
культуры, и спорта.
Кроме того, существует так называемая негосударственная
поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность и т.д. Особое
значение спонсорство приобретает при внешнеэкономической деятельности - как
технология проникновения на зарубежные рынки. В этом плане сфера культуры
располагает исключительными способностями. Широко известен опыт спонсорства
японских, южнокорейских компаний, финансирующих в Европе, Америке и других
странах проекты и программы в сфере культуры, параллельно знакомя
общественность этих стран со своей национальной культурой [14].
Финансирование белорусской культуры в несколько раз уступает
не только зрелым рыночным странам, но и таким как Эстония, Хорватия или
Словения.
Государственные расходы на одного жителя в Эстонии - 7,5; в
Хорватии - 13,0; в Словении - 15,5 и, для примера, во Франции - 38 [14].
В западных странах сложились три способа финансирования
организаций культуры: государственный, за счет местных властей; частный; а
также хорошо развит опыт смешанной государственно-частной поддержки.
Наиболее эффективная система децентрализованного управления и
финансирования в сфере культуры создана в США. В основе американской системы
лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческим организациям из суммы
налогооблагаемых доходов. Функции государства при этом сводятся к роли
"вдохновителя" и "помощника". Для этого используется
соответствующий механизм - сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает
благотворителем. Кроме того правительство освобождается от забот относительно
определения целесообразности затрат на культуру, от забот связанных с распределением
средств и техническим контролем их использования.
Опыт США интересен тем, что в нем широко и эффективно
используются негосударственные отчисления, которые в совокупности с
государственными дотациями образуют "смешанную" экономику культуры и
эстетического образования. Деловые круги, заботящиеся о культуре и образовании,
получают от государства значительные льготы в налогообложении. Помощь богатых
меценатов в США велика, но за ней стоит государство, стимулирующее
осуществление меценатской и спонсорской деятельности, специальной системой
методов и технологий, среди которых один из самых действенных - налоги [14].
Американские бизнесмены жертвуют средства не вообще, а вполне
конкретно и целенаправленно - тому искусству, той культуре, которые не
извлекают прибыли, а служат целям культурного и эстетического воспитания.
Поддержку организациям и учреждениям сферы культуры в США
оказывают многочисленные фонды, отчисления в которые поступают из самых
неожиданных источников. Например, 2% от стоимости каждого гостиничного номера в
Чикаго идет в Фонд культуры, 20% от сметы каждой новостройки направляется на
приобретение искусства - картин, скульптур и т.д. для строящегося объекта.
Распределение средств производится экспертными советами, в
которые входят авторитетные представители соответствующей профессиональной
среды. Поддержка обычно оказывается, в соответствии с принципом "мэтчинг
грантс" в пропорции 1: 3 ("Дам тебе доллар, если ты найдешь еще
три"), но не более 25% общей стоимости проекта [14].
Неслучайно фонды получили такое широкое развитие в США,
Японии и других странах. Правовой основой их работы являются законы о
некоммерческих организациях, система налоговых льгот. Их учредителями могут
являться частные лица (Фонд Кресса, система Нобелевских премий, Фонд Сороса и
т.д.), общественные организации, корпорации (Фонд "Кока-колы", Фонд
"Мицубиси" и т.д.). В Японии в настоящее время существует свыше 500
фондов, занимающихся благотворительностью. Их источниками являются средства
дарителей, поддержка государства на конкретные программы и проекты
деятельности, средства спонсоров, а также доходы от деятельности создаваемых
при фонде коммерческих структуру [14].
С начала 50-х годов во Франции также проводится политика
децентрализации в области культуры, целью которой является выравнивание
возможностей культурного развития разных районов страны. Ведутся поиски новых,
эффективных средств, стимуляции культурной жизни в малых и средних городах,
осуществляются попытки широкого приобщения к культуре различных слоев
населения. Учреждения культуры не замыкаются на строго определенных формах
работы, они представляют собой своеобразный "перекресток инициатив"
[14].
С экономической стороны основу политики Франции в этой
области составляет государственное финансирование. Однако в 80-е годы политика
государства в этой области претерпевает изменения: наблюдается отход от
традиционного участия в сфере культуры и эстетического образования, широкий
простор предоставляется частному сектору. Государство продолжает регулировать
происходящие в сфере культуры процессы, используя систему налоговых льгот. А
именно, создавать союзы между неприбыльными культурно-образовательными
учреждениями и отдельными коммерческими предприятиями, готовыми воплощать в
жизнь определенные культурные программы и получать за это существенные
налоговые льготы.
В Германии культурной и в частности, музыкальной жизнью
руководит Западногерманский музыкальный совет, который представляет собой
национальное отделение Международного музыкального совета - член ЮНЕСКО. Его
деятельность финансируется Федеральными властями и правительствами отдельных
земель в ФРГ, а также за счет пожертвований частных лиц и взносов членов
совета. Особое внимание в своей работе Совет уделяет вопросам образования и
воспитания, усматривая в этих видах деятельности залог общего высокого развития
культуры [14].
Большую роль в организации культурной, образовательной жизни
страны играют объединения промышленников, занятых изготовлением музыкальных
инструментов, аппаратуры, нотоиздательской и книгоиздательской деятельностью, а
также фонографическим делом. В ФРГ поставили вопрос регулирования и
финансирования культуры и эстетического образования на более надежные связи с
промышленностью, а не на случайные разовые вклады отдельных лиц. В связи с чем,
самой благополучной на европейском фоне выглядит экономика культуры ФРГ.
Например, в Италии и Финляндии культура финансируется
государством в объеме 60-70 % общих расходов, при увеличении частных
пожертвований [14].
Развитие спонсорства и других видов поддержки культуры со
стороны частного бизнеса в странах Западной Европы во второй половине 80-х
годов стало все больше приобретать международный характер. "В документе
"Новый этап в поддержке культуры", принятом Европейской комиссией в
1987 году, а также в последующих резолюциях Совета министров ЕС и Европейского
парламента, особо подчеркивалась необходимость поощрения сотрудничества
частного бизнеса и учреждений культуры в рамках ЕС, в качестве важного
дополнения к экономической и политической интеграции [14].
В марте 1991г. с целью развития спонсорства на
межгосударственном уровне был создан Европейский комитет по сближению экономики
и культуры (Comite Europeen pour ie Rapprochement de I"Economie et de la
Culture - CEREC). Комитет объединяет национальные организации спонсоров стран
Европы и служит информационным и консультационным центром для компаний,
заинтересованных в спонсорских проектах в различных странах Европы, являясь
первой и единственной международной организацией в данной области.
В сотрудничестве с национальными организациями спонсоров в
области культуры CEREC способствует гармонизации отношений между спонсорами и
учреждениями культуры, а также следит за тем, чтобы государство, поощряя
спонсорство, не забывало о своих финансовых обязательствах в отношении культуры
[14].
Таким образом, исследования зарубежного опыта показали, что
культурная политика в цивилизованном обществе базируется на объективном научном
анализе и учете существующих уровней культуры, оценке реальной и необходимой
степени соответствия между ними и проявляется как в идейном воздействии, так и
через свои материально-технические возможности. В центре ее - поддержка
основного фонда культуры, обогащение его новыми ценностями. Отсюда и
соответствующая стратегия, включающая методы и средства, обеспечивающие решение
магистральных задач культуры. К ним относятся: целенаправленное финансирование
программ и проектов; совершенствование типа духовного производства; создание
новых прогнозных моделей духовных ценностей и масштабная система их
распространения в условиях широкого культурного пространства.
Децентрализация в регулировании культурной жизни, уменьшение
роли и места в управлении и финансировании культуры и искусства центральными
органами власти и правительством, в последние годы привели к увеличению роли и
места в культурной жизни стран Запада муниципальных органов, частного капитала,
меценатства, спонсорства.
Как показывает зарубежный опыт, сама по себе сфера культуры
не является самодостаточной в смысле выживания, не будучи включенной в систему
экономических и социальных процессов, образующих современное общество.
Таким образом, по результатам исследования проведенного в
первой главе можно сделать следующие выводы.
Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры
является самостоятельной отраслью со своей спецификой.
Как показывает зарубежный опыт, задачей государственного
уровня управления сферой культуры является разработка систем законов,
формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым
требованием эффективного государственного регулирования, является системность и
логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.
В современных условиях переход от сугубо
административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует
все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто дотационного
бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к конкуренции
за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных средств;
хозяйственной самостоятельности - все эти факторы требуют глубокого научного
познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.
Глава 2.
Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры
Республики Беларусь
2.1
Реализация программы в крупных и мелких городах
Основными задачами государственной культурной политики
являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров
восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества,
воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного
богатства народа, создание равных условий для реализации творческих
способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
В сфере профессионального искусства будет продолжено
финансирование создания новых произведений искусства посредством
государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов
и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов,
способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского
народа.
К 2016 году завершится формирование системной нормативной
правовой базы сферы культуры [12].
Одновременно будут сформированы правовые и экономические
основы привлечения частных инвестиций, спонсорских средств и развития
меценатства, развития продюсерства, конкурентной среды в сфере культуры
посредством конкурсного финансирования культурных мероприятий.
Будет осуществлена поддержка перспективных творческих
инициатив и реализация инновационных проектов, направленных на активизацию
культурной жизни страны, создание культурного продукта, способного
конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Получит развитие
государственно-частное партнерство в сфере культуры.
Одним из приоритетов государственной культурной политики
станет создание современной отечественной киноиндустрии. На решение этой задачи
будет ориентировано конкурсное распределение государственных средств,
выделяемых на фильмопроизводство, вовлечение частного бизнеса в сферу создания
и проката фильмов, реконструкция и модернизация РУП "Национальная
киностудия "Беларусьфильм", дальнейшее развитие киновидеопроката,
укрепление его материально-технической базы и создание кинотеатров нового типа
с привлечением отечественных и иностранных инвестиций.
В сфере организации досуга и народного творчества
приоритетное внимание будет уделено созданию равных условий для городских и сельских
жителей в доступе к культурным ценностям и услугам, сохранению образцов и
традиций народного творчества, завершению компьютеризации музеев и библиотек,
созданию Национальной электронной библиотеки, Государственного каталога
Музейного фонда Республики Беларусь.
В целях сохранения историко-культурного наследия страны будут
продолжены реставрационно-восстановительные работы на объектах, являющихся
памятниками истории и культуры, в том числе в Национальном историко-культурном
музее-заповеднике "Несвиж", замковом комплексе в г. п. Мир, зданиях
Национального академического театра имени Янки Купалы, Национального
исторического музея Беларуси, а также реализация программы действий по
воссозданию замков Беларуси и других важных объектов [12].
Дальнейшее развитие получат система эстетического воспитания
и образования, поддержка талантливой молодежи. Особое внимание будет уделено
обновлению содержания профессионального художественного образования на основе
лучших достижений и прогрессивных тенденций мирового искусства, развитию систем
стажировок молодых деятелей культуры и искусства за рубежом.
Будут приняты меры по укреплению имиджа белорусской культуры
и ее интеграции в мировое культурное пространство, открытию культурных центров
Беларуси за пределами страны, а также оказанию содействия в сохранении
культурной самобытности белорусов зарубежья.
К 2016 году планируется увеличение количества спектаклей,
концертов на 15 процентов, посещений спектаклей, концертов, выставок,
киносеансов и видеосеансов - на 20 процентов. Число объектов материального и
нематериального наследия, которым присвоен статус историко-культурной ценности,
возрастет на 100. Предусматривается осуществить полную компьютеризацию
библиотек с подключением к сети Интернет и обеспечением электронной почтой с
учетом обновления компьютерного парка на 20 процентов в год [12].
Результатом проводимой политики станут укрепление культурного
потенциала нации, бережное сохранение и приумножение культурного наследия
страны, вовлечение его в туристический оборот, повышение качества доступности и
разнообразия культурных услуг для всех слоев общества.
Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и
культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей
жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека
Беларуси. Это не только архитектурное украшение столицы нашей республики, но и
символ развития современной белорусской культуры.
Дополнительные возможности для работы по эстетическому
воспитанию населения, пропаганде творческих достижений белорусских мастеров
изобразительного искусства получил Национальный художественный музей Республики
Беларусь с введением в эксплуатацию нового корпуса, который оснащен
оборудованием и технологиями, отвечающими современным требованиям.
В соответствии с отраслевой программой "Сохранение и
развитие культуры Республики Беларусь на период 2011-2016 годов" [12]
актуальными направлениями культурного развития страны являются обеспечение
дальнейшей государственной помощи музеям - хранителям духовной памяти народа,
создание условий для поддержки традиционной культуры (фольклора, народных
промыслов и ремесел), выпуск качественных кино - и видеофильмов, внедрение в
библиотеках новых технологий, с помощью которых они превращаются в современные
информационно-культурные центры.
Не менее важно для страны реконструировать и сохранить
наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их
в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь
определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия
Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их
сохранению и восстановлению. В настоящее время закончена реставрация семи
объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове,
бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке,
Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле,
железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются
работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового
комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в
Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других [12].
По представленным Республикой Беларусь материалам, в Список
всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс
"Мир" в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный
комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта - Беловежская
пуща и геодезические пункты "Дуги Струве". В настоящее время
совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту "Августовский
канал - творение человека и природы" для предоставления в Центр всемирного
наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым
объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость,
дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI-XVIII
веков.
Одной из основополагающих сфер формирования и развития
национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На
международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и
самобытно представляет фестиваль искусств "Славянский базар в
Витебске". В "Славянском базаре в Витебске" приняли участие
представители 32 стран, всего 4,8 тыс. человек. Действовали 11 фестивальных
площадок, проведено 85 культурно-массовых мероприятий, которые посетили более
150 тыс. человек. Свидетельством широкого общественного признания этой
культурной акции является растущий рейтинг официального сайта фестиваля,
которым интересуются в 148 государствах мира [12].
Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли
фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси - Гомеле, Гродно,
Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.
Важным элементом национальной культуры являются традиции и
уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе
составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов
культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного
творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных
мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи,
культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и
т.д.) [12].
В рамках Государственной программы возрождения и развития
села на 2011-2016 гг. проводится работа по созданию новых типов сельских
учреждений культуры. К 2016 году по республике их будет сформировано не менее
186. В основном это реорганизация и перепрофилирование существующих заведений,
не требующие финансовых затрат и увеличения штатной численности. Получают
развитие комплексные, многопрофильные клубные учреждения, все чаще открываются
такие востребованные на селе заведения, как центры культуры и досуга,
культурно-спортивные центры, ориентированные на детей и молодежь. В работе
кружков, коллективов любительского творчества, созданных при клубах, принимают
участие около 210 тыс. человек. Из этого количества более половины составляют
дети (54,6%). В сельской местности функционируют 223 школы искусств. Постепенно
производится компьютеризация сельских библиотек. С начала реализации
госпрограммы 371 сельская библиотека обеспечена компьютерами с организацией
электронной почты и подключением к сети Интернет [12].
Для широкого приобщения сельчан к профессиональному искусству
в агрогородках открыто 114 филармонических и театральных площадок на базе
приведенных в надлежащее состояние и реконструированных сельских домов культуры
[12].
2.2 Пути
совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь
Согласно Антоновой Н.Б. основными проблемами в области
развития культуры являются:
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям
культуры, особенно районным и сельским;
формирование бюджетных расходов на основе минимальных
социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры,
которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь
"О государственных минимальных социальных стандартах" бесплатно за
счет средств бюджета;
создание условий для расширения внебюджетных источников
финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг,
привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и
спонсорства [1, c.762].
Для решения многочисленных проблем в сфере культуры в
республике разработан ряд программ: целевая долгосрочная программа
"Культура"; "Республиканская программа государственной поддержки
народного искусства, народных промыслов (ремесел)".
В программе "Культура" определены стратегические
направления и важнейшие задачи по дальнейшему развитию отрасли. Исходное,
главное направление - это историческое освоение глубинных народных истоков и
традиций белорусской национальной культуры с учетом того, что она прежде всего
сохранялась и развивалась не в верхних слоях общества (терявших белорусскость
при вышеуказанных негативных исторических ситуациях), а в языке, традициях,
образе жизни и быта, обрядах народа, особенно в сельской местности.
Государственная программа "Культура" включает в
себя проекты, непосредственно разрабатываемые Министерством культуры:
подготовку кадров культуры для работы в новых
социально-экономических условиях;
концепцию профессионального образования в области искусства;
народное творчество, традиции и современность;
связь белорусской культуры с мировой культурой;
выявление, охрану и изучение памятников материальной
культуры;
культуру и религию;
принципы функционирования национальной культуры в новых
экономических и социально-правовых условиях и др.
В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство
культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов,
создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры,
концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности
культуры.
В Законе о культуре для финансового обеспечения мероприятий
по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в
области государственного финансирования Министерством культуры предусматривается
[11]:
усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных
расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на
содержание единицы отдельных видов учреждений культуры, расходов в расчете на
одного жителя определенного региона (населенного пункта);
финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и
другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые
трансферты);
создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением
в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как
организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры
(индивидуальные гранты);
субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических
программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а
также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и
инвестиционных проектов;
создавать межведомственные программы субсидирования сферы
культуры;
развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского
участия государства и спонсоров;
повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры
в финансово-хозяйственной деятельности.
Особо важной является проблема привлечения дополнительных
финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в
реализации этой задачи могут быть:
развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через
систему платных услуг;
стимулирование привлечения дополнительных средств методами
налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников
культуры, так и для финансовых "доноров" учреждений культуры;
активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу
культуры;
использование международных займов и иностранных инвестиций,
а также средств международных финансовых организаций.
Следует отметить, что сегодня в республике финансирование
отрасли осуществляется посредством самых разнообразных и, в том числе,
нетрадиционных форм: системы грантов, банковского кредитования, льготного
налогообложения и др.
В целях стимулирования труда творческой интеллигенции,
социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и
искусства с 1998 г. в республике учреждены специальные ежегодные премии
Президента Беларуси в размере 100 минимальных заработных плат каждая
за высокие творческие достижения и гранты Президента за создание
произведений культуры и искусства. При этом выделяются индивидуальные и
коллективные гранты.
Учитывая важную роль культуры в формировании личности и
ограниченность финансовых ресурсов на современном этапе развития, для
дальнейшего развития отрасли необходимо:
обеспечить стабильную государственную поддержку ведущим
учреждениям и деятелям культуры и искусства;
закрепить минимум услуг, предоставляемых населению за счет
средств бюджета, и утвердить их перечень в соответствии с Законом Республики
Беларусь "О минимальных социальных стандартах".
создать условия для расширения внебюджетных источников
финансирования, оказания платных услуг населению, привлечения средств
зарубежных инвесторов, банковского капитала, меценатства и спонсорства.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования, проведенного в
курсовой работе, были сделаны следующие выводы.
В курсовой работе были рассмотрено развитие сферы культуры
Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;
Было выявлено, что система учреждений культуры и искусства
является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он
обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание.
Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной
отраслью со своей спецификой.
При исследовании зарубежного опыта поддержки и сохранения
культуры было выявлено, что задачей государственного уровня управления сферой
культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы
поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного
государственного регулирования, является системность и логическая
урегулированность всех элементов системы сферы культуры.
По результатам исследования, проведенного в первой главе
курсовой работы был сделан вывод, что в современных условиях переход от сугубо
административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует
все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто
дотационного бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к
конкуренции за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных
средств; хозяйственной самостоятельности - все эти факторы требуют глубокого
научного познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.
. При оценке реализации программы по сохранению культуры в
крупных и малых городах Республики Беларусь были выделены основные задачи
государственной культурной политики: позиционирование Республики Беларусь как
одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части
европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны,
приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации
творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
. Основными проблемами в области развития культуры являются:
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям
культуры, особенно районным и сельским;
формирование бюджетных расходов на основе минимальных
социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры,
которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь
"О государственных минимальных социальных стандартах" бесплатно за счет
средств бюджета;
создание условий для расширения внебюджетных источников
финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг,
привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и
спонсорства.
Список
использованных источников
1. Антонова
Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн.: Академия управления, 2012. -
890 с.
. Глаголев
А., Пискотина Р. О маркетинге в культуре // Социально-экономические проблемы
художественной культуры. - М., 2011. - 120 с.
. Гордин
В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб., 2011. - 310 с.;
. Горушкина
С.Н. Многофункциональные центры культуры // Справ. рук. учреждения культуры. -
2010. - № 5. - С.97-102.
. Драгичевич-Шешич
М. Маркетинг организаций культуры // Арт-менеджер №1, 2002 с.3-6
. Драгичевич
- Шешич М. Экономика культура // Арт-менеджер №2, 2002 с.3-6
. Лученок
А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в
Республике Беларусь / А.И. Лученок - Мн., 2010. - 243 с.
9. Министерство культуры
Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс] / Мин. Культ. РБ -
Минск, 2005. - Режим доступа: #"810516.files/image001.gif">
Рисунок П.1 - Структура Министерства культуры Республики
Беларусь
Примечание - Источник: [9]