Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра государственного и муниципального управления





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Менеджмент в социальной сфере

на тему: Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта


Выполнил:

студент группы ГМУ 10-02

О.В. Ханейчук

Проверил:

к.с.н., доцент кафедры ГМУ

О.В. Устинова


Тюмень, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Роль физической культуры и спорта в жизни общества

.1 Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства

.2 Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления

ГЛАВАII. Состояние и анализ развития физической культуры и спорта в Курганской области на примере Альменевского района

.1. Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта

.2 Анализ причин низкого уровня вовлечения молодёжи в муниципальном районе в занятия спортом и пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

спорт муниципальная политика физическая культура

ВВЕДЕНИЕ

Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от каждого своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание властей должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [11, с. 95]. Следовательно, занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому представителю молодого поколения.

В деле развития сферы физической культуры и спорта трудно переоценить роль государственных и муниципальных органов управления. В недалеком советском прошлом спорту уделялось огромное внимание. Он являлся элементом государственной политики, направленной на воспитание подрастающего поколения. В СССР существовала целостная и отлаженная система привлечения населения к активным занятиям физической культурой и подготовки спортивных кадров от массового и детского спорта до спорта высших достижений. В настоящее время финансовая база развития физической культуры и спорта сократилась. Насущной проблемой является поиск путей выживания отрасли и сохранения того богатейшего опыта, накопленного, как в области подготовки спортсменов высокого класса, так и в развитии массового спорта. Закономерный, в связи с этим, вопрос - как будет развиваться физическая культура и спорт в современной России, если государство, а значит и большинство муниципалитетов не могут содержать спортивный комплекс, созданный предыдущими поколениями, пока остается без ответа.

В настоящей работе объектом изучения является физическая культура и спорт как приоритетное направление социальной политики.

Предметом - повышение эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.

Соответственно, цель работы - это выявление проблем развития сферы физической культуры и спорта. Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

рассмотреть понятие физической культуры и спорта.

обосновать приоритетность развития отрасли, как важного направления социальной политики

выявить основные проблемы низкого уровня вовлечения молодёжи в Альменевском районе в занятия спортом.

найти направления по повышению эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.

В заключение будут сделаны краткие выводы по всей работе, ее основным проблемам, изложен весь перечень научных источников, используемых при выполнении курсовой работы.

Степень изученности проблемы. Проблемы муниципальной политики в области физической культуры и спорта нашли отражение в работах ученых Аристовой Л.В., Виноградова П.А., Горшкова В.Е., Исаева А.А. и др.       Однако анализ различных литературных источников констатирует, что проблемы муниципальной политики в области физической культуры и спорта остаются малоизученными.

ГЛАВА I. Роль физической культуры и спорта в жизни общества

.1 Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства

В России возникновение термина "физическая культура" и становление его как понятия имеет свою историю. В 1899 году английское "Physicalculture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела".

Позже понятие "физическая культура" стало рассматриваться в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги [6, c. 58].

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях человеческого организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности. Она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но и, в значительной мере, определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка, в некоторой степени, определяет возможности дальнейшей жизненной деятельности человека. Осознание им здоровья и полноценности придает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности.

Спорт - это тоже здоровье, но определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться [6, c. 15].

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, так как он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения.

Физическая культура и спорт посредством физических упражнений готовят людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

В условиях происходящих социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни граждан. В настоящее время в стране сложилась такая демографическая ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров у молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма [8, c.5].

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта в комплексе обладают универсальной способностью решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах, а значит и в обществе в целом.

Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании). Причем, как отмечают специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует дополнительных затрат государства.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества, активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора[8, c.3].

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

Известно, что основа развития физической культуры и спорта в стране заложена в Конституции Российской Федерации. Так в статье 41 провозглашено, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. А в статье 72 говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней;

привлечением частного капитала к финансированию физической культуры и спорта;

комплексом мер по созданию в отрасли "Физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это возможно).

Формирование государственной политики в области физической культуры и спорта в значительной мере определяется современными условиями социально-экономического развития нашей страны [8, c. 5].

В частности, Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию предложено:

улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании; избавиться от детской преступности;

снизить уровень преступности в стране, увеличить продолжительность жизни людей и преодолеть демографический спад.

Во многом решение этих задач зависит от развития физической культуры и спорта в нашей стране.

Необходимо отметить, что государственная политика в области физической культуры и спорта - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.

Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации [8, c. 6].

Как приоритетные должны приниматься и реализовываться программы развития физической культуры и спорта среди детей - сирот, «трудных» подростков, среди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений среди подростков. Целесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы [25, c. 86].

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений, преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма.

Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне. Специалисты считают, что «муниципальная спортивная политика - это процесс постоянного взаимодействия, во время которого местная администрация проводит соответствующую деятельность, направленную на реализацию в жизнь тех решений политической власти, которые ведут к достижению определенных результатов и, как следствие, к определенному социальному эффекту». В этом смысле у муниципальных властей, пожалуй, нет более действенных рычагов влияния на общество и личность, ибо именно эти личности и участвуют в осуществлении этой политики и пользуются ее результатами.

Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям: финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования, создание условий для развития физической культуры и спорта в сельской местности.

В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об общественных объединениях» органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с учреждениями и организациями по всем вопросам развития данной сферы:

совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия;

организуют пропаганду физической культуры и спорта;

осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;

оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров в установленном законодательством порядке, сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивными организациями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики. По предоставленным данным делаются заключения и выносятся рекомендации [18, c. 85].

В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях составляет важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления. Поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют программы, в которых предусматриваются мероприятия по повышению качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях. Расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов, введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.

Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также выручка от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров инвалидов и, в случае необходимости, предусматривать выплатукомпенсации соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других, не запрещенных законом источников.

Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.

Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д. - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления

К сожалению, государство в последние десять лет резко ограничило свое влияние на политику укрепления здоровья граждан и формирование их поведенческих устремлений к занятиям физической культурой и спортом. Если в советское время эта социальная сфера имела жесткое государственное регулирование и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей федерального органа управления[10, c. 12].

В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Наряду с имеющимися или предлагаемыми программами охраны здоровья, реформирования системы оплаты труда, модернизации образования необходимы поведенческие ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и устремления людей к здоровому образу жизни, в частности к занятиям физкультурой и спортом. Зарубежные аналоги поведенческих программ - "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130" и т.д. У нас также было несколько таких программ, эффективно действовавших на протяжении нескольких десятков лет. Среди них - Всесоюзный комплекс ГТО, система производственной физической культуры и т.д.

Во многих странах мира именно первые лица (Президент, Глава Правительства) возглавляют общенациональные движения по оздоровлению нации, по активному включению физической культуры и спорта в образ жизни населения.

В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской компании "За молодую и здоровую Россию, стартуем вместе с Президентом", а также проведение:

Всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля "Президентские состязания" (по федеральным округам);

Всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта "Наследие";

Всероссийских соревнований по спортивно -военному многоборью учащихся "Защитники Отечества";

Всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот "Жить со спортом";

Всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи "Победа" и т.д.

Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений.

.2 Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления

Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, являются проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращалась, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований[14, c. 27].

Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия “спортом для себя” улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т. д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.

Стратегической целью реформирования физической культуры и спорта является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна прийти наступательная стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни являются занятия физической культурой и спортом, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия[14, c. 35].

Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

Основные направления реформирования физической культуры и спорта:

Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации создана система физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках,дворах, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" под­ростков, а также специальные программы, направлен­ные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек[15, c. 45].

Следует значительно увеличить число доступных одноступенча­тых (без предварительного отбора) соревнований по .массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллек­тивах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежи.

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

Следует переориентировать деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.

Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Резюмируя вышеизложенное, автор делает следующие выводы:

Любое государство берет на себя ответственность по сохранению и укреплению здоровья своего населения, которую Устав Всемирной организации здравоохранения определил как «не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного и социального и духовного благополучия».

В нашей стране созданы все условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях, на предприятиях, с детьми в дошкольных и школьных учебных учреждениях, с сельским населением, инвалидами, пенсионерами и другими категориями граждан.

Федеральный закон рассматривает физическую культуру как составную часть общей культуры населения в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствование его двигательной активности.

физическое воспитание - как педагогический процесс, направленный на формирование здорового физически и духовно совершенного подрастающего поколения

спорт - как составляющую часть физической культуры в форме подготовки человека к соревновательной деятельности

систему физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в России.

физкультурное движение - как содействие повышенного уровня физической культуры населения

олимпийское движение - развитие спорта, как средства достижения физического и духовного совершенства человека

физкультурно-спортивные объединения - самоуправляемые,

некоммерческие организации, создаваемые по инициативе граждан

Всероссийские комплексы и классификации - совокупность программ, нормативов, требований физического населения России

любительский и профессиональный спорт - часть системы физического воспитания населения с целью удовлетворения интересов перспективных и талантливых спортсменов

спортсмены (любители, высокого класса, профессионалы), лица, занимающиеся спортом и выступающие в спортивных соревнованиях

Уровень обусловленности здоровья человека определяют несколько групп факторов: на 50% и более здоровье зависит от социальных условий и образа жизни, на 20-25 % - от уровня ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, до 20 % - от влияния генетических факторов и на 8-10 % - от уровня здравоохранения. Львиную долю среди всех уровней здоровья занимают условия и образ жизни.

Основные факторы, влияющие на здоровье: режим труда и отдыха, достаточная двигательная активность и закаленность организма, рациональное питание, умение бороться с влиянием стрессов, профилактика самосохранения.

Человек в различные периоды жизни приобщается к физической культуре по определенной схеме: в дошкольные, школьные, студенческие годы на уроках физкультуры, в спортивных секциях, кружках, клубах, в кругу семьи.

Современная государственная концепция оздоровления нации выглядит следующим образом: введение спортивно -оздоровительной работы среди различных слоев населения, рекламирование массовой оздоровительной работы, принятие различных государственных программ по здоровому образу жизни, увеличение различных сетей спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных объединений, союзов, учреждений, подготовка специалистов в области физкультуры и спорта, поощрение на государственном уровне людей, занимающихся физкультурой и спортом.

ГЛАВА II. Состояние и анализ развития физической культуры и спорта в Курганской области на примере одного из муниципальных районов

.1 Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются, в среднем, всего 15% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Также за последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро ощущается нехватка, доступного для большинства населения, спортивного инвентаря и оборудования.

Попробуем изучить ситуацию,складывающуюся в муниципалитетах на примере дотационной Курганской области. Экономическое положение всех 24 районов в области, примерно одинаковое. Различия обусловлены лишь тем, что районам с большим количеством населения выделяются большие объемы субвенций и дотаций из вышестоящих бюджетов. Проблемы сельских районов в сфере развития физической культуры и спорта схожи, поэтому рассмотрим их на примере муниципального образования Альменевского района.

В составе района находятся 33 населенных пункта, в которых проживает 13, 377 тысяч человек.

Так, по состоянию на 31 декабря 2012 года в районе имеются: 1 стадион, оснащенный беговыми дорожками и трибунами для зрителей, 25 не стандартных плоскостных спортивных сооружения под открытым небом для игровых видов спорта, 13 спортивных залов в образовательных учреждениях (2 из которых в райцентре), 1 детско-юношеская спортивная школа.

Получение общего образования в районе обеспечивают7 средних, 7 основных и 5 начальных школ с охватом обучающихся 1400 человек. Профессиональное образование в училище получают 368 студентов.В общеобразовательных и начальных школах, профессиональном училище занимаются в секциях и группах по видам спорта 295 учащихся. Это позволяет проводить не только внутришкольные соревнования, дни здоровья, походы, а также активно участвовать в районных соревнованиях по различным видам спорта. Объемы финансирования из бюджета района спортивно-массовых мероприятий имеет положительную динамику. Так в 2012 году на развитие физической культуры и спорта израсходовано 272 тыс. руб., что на 23,6% больше, чем в предыдущем.В 2011 году - 220тыс.рублей, что составляет 144,7% к уровню 2010 года, когда эта сумма составила 152 тыс. рублей.Кроме того, за последние три года, пусть и незначительно, но увеличилось число спортсменов-участников областных соревнований. Физической культурой в районе занимаются 21 % населения. Для активизации спортивного движения не только в образовательных учреждениях и райцентре, а также в сельских поселениях, третий год проводится ежегодная спартакиада района среди муниципальных образований для взрослого населения. В зимних и летних спартакиадах областного масштаба Альменевский район, в последние три года, традиционно занимает места с10 по 15.

Каждый год район участвует в областном смотре - конкурсе на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы по таким показателям численность занимающих участие в областном колосе, зауральской метелице, занимающих в ДЮСШ. Спортивные сооружения , подготовлено разрядников, финансирования. В муниципальных районах Курганской области Альменевский район занял 5 место и получил инвентарь на сумму 85 тысяч рублей.

Проводится в районе и работа по подготовке спортсменов-разрядников, в основном это боксеры, лыжники, легкоатлеты. Однако, имеющееся количество спортивных сооружений недостаточно для обеспечения населения физкультурно-оздоровительными и спортивными комплексами, и многие из них не соответствуют задачам массового развития спорта в силу своего морального устаревания и физического износа. Ставится задача реконструкции имеющихся спортивных сооружений, переориентация их для массовых занятий населения. Центром развития физкультуры и спорта в районе остаются образовательные учреждения. Уровень развития физкультуры и спорта в каждом населенном пункте зависит от наличия школы и, во многом, от уровня подготовки и заинтересованности преподавателя физкультуры.

В районе работает методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ, которые планируют проведение соревнований школьников по видам спорта: волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике и лыжным гонкам, военно-прикладным видам спорта, различного рода спартакиад и военно-спортивных игр.

Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории района проводят 34 штатных физкультурных работника, из них 35% имеют среднее специальное физкультурное образование, 52% - высшее. В целях пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Альменевского района осуществляет информационное взаимодействие с редакцией районной газеты «Трибуна».

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Вместе с тем, фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

повышение ответственности родителей за здоровье детей;

поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;

совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;

внедрение новых эффективных форм организации занятий;

создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;

массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.

Важно исправить допущенные ошибки и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в обществе. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

В этой связи актуально:

активно использовать существующие спортзалы на базе учреждений образования и по месту жительства для проведения физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста;

расширить сеть специализированных клубов и создать комплексные учреждения по одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, инвалиды, дети и т.д.);

разработать совместно с органами социального обеспечения и здравоохранения комплекс мер по вовлечению лиц пожилого возраста в активные занятия физической культурой и спортом;

широко использовать средства физической культуры и оздоровительных технологий в практике работы санаторно-курортного комплекса;

разработать систему спортивных соревнований среди лиц старшего возраста (ветеранский спорт);

обеспечить доступ пожилых людей к получению физкультурного образования;

создавать специальные физкультурно-оздоровительные программы на телевидении.

Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом.

Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований.

Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения

Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта и требующих неотложного решения:

• Низкий процент населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, а также недостаточный охват детей, подростков и молодёжи в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в системе учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Причинами сложившейся ситуации являются: узость сети спортивной школы, ограниченность площадей, необходимых для занятий физической культурой и спортом, недостаточное, даже для занятий на уроках физкультуры, количество необходимого спортивного инвентаря иоборудования, слабость спортивной базы.

• Другой причиной является недостаточное количество тренеров-преподавателей и специалистов физической культуры и спорта.Основной причиной складывающейся ситуации является то, что в штатах муниципалитетов наличие таких должностей не предусмотрено, а учителя физической культуры не мотивированы на расширение своей деятельности, имеющей высокую социальную значимость, за стенами учебных заведений.

• Недостаточное обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортсменов ДЮСШ. Основной причиной является недостаточное финансирование, в первую очередь соревновательной деятельности, дороговизна качественной спортивной формы, инвентаря и оборудования, медицинских средств контроля и оказания медицинской помощи во время тренировочных занятий и соревнований.

• Недостаточная сеть спортивных сооружений и объектов, ограниченные возможности их материально-технической базы. Обеспеченность спортивными сооружениями на 10000 человек населения в районе составляет 20%. Особо остро стоит проблема с обеспечением транспортом для участия в соревнованиях. В выходные дни эта проблема решается за счет использования школьных автобусов, в рабочие - за счет энтузиазма участников.Таким образом, существующая материально-техническая база физической культуры и спорта Альменевского района нуждается в совершенствовании.

Исходя из вышеизложенного, деятельность отдела по спорту и молодежной политике администрации района, как главного распорядителя бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта района, по решению обозначенных проблем должна быть в перспективе направлена на:

• Развитие детско-юношеского спорта за счёт расширения сети имеющегося учреждения дополнительного образования спортивной направленности, укрепления и развития его материально-технической базы;

Обеспечение подготовки и привлечения в район квалифицированного тренерско-преподавательского состава и стимулирования их трудовой деятельности.

• Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения области путём увеличения количества и качества проводимых спортивно-массовых мероприятий, направленных на физическое воспитание и оздоровление всех категорий и возрастных групп населения области;

Обеспечения развития физкультуры среди инвалидов; улучшения информационного обеспечения своей деятельности, усиления пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни в рамках социального заказа средствам массовой информации.

Создание,насколько это возможно, благоприятных условий для развития спорта высших достижений посредством обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса; создание условий для достойного выступления спортсменов и сборных команд района на соревнованиях разных уровней;

Дальнейшее развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры на территории района за счёт участия в реализации проектов строительства спортивных объектов в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», областной адресной инвестиционной программы и фонда муниципального развития Курганской области.

Решение проблем физической культуры и спорта невозможно без государственной поддержки программно-целевым методом. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости разработки и принятия данной программы развития отрасли «Физическая культура и спорт», которая должна стать исходным пунктом в преобразовании всей структуры физкультурно-массового движения, детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.

.2 Анализ причин низкого уровня вовлечения молодёжи в муниципальном районе в занятия спортом

Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе - ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, интернету, беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу. Причины такого явления, характеризующиеся все большим увлечением вредными привычками, были изучены с помощью социологического опроса молодежи на тему: «Причины недостаточного внимания молодёжи к физкультуре и спорту». Исследование было проведено в 2012 году районной газетой среди подростков Альменевского района в возрасте от 10 до 18 лет. Ведь именно в этот период перед подростками стоит альтернатива, какой выбрать образ жизни и чем заниматься в свободное время, которого в этом возрасте много. В анкетировании приняли участие 280 человек. Они были разделены на 4 категории: 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет, которые дали неодинаковые показатели исследуемой проблемы. Далее была произведена выборка, в результате которой были изучены анкеты 253 человек. Рассмотрим анализ проведённого социологического опроса более подробно.

На вопрос, делают ли дети утром зарядку, они ответили следующим образом: 23% опрашиваемых делают зарядку каждое утро, в их числе наибольшее количество ребят ответивших положительно это дети до 14 лет, подростки от (16-18 лет) делают это с меньшим желанием. Делают зарядку иногда -29% , а 48% подростков никогда не делают зарядку. Это говорит о том, что родители внушили детям безразличие к физической подготовке, доказывая это своим примером.

Рис. 2.1 Распределение детей по отношению к утренней зарядке

На вопрос: «занимаются ли они спортом?» - 36% ответили - да, в основном мальчики.Общей физической подготовкой занимаются - 29%, 35% респондентов вообще не занимаются спортом. Значит, существуют какие-либо причины, по которым третья часть опрошенных ребят не посещают секции. Следующий вопрос был направлен на раскрытие этих причин. Самая главная причина - отсутствие надлежащих условий для занятия спортом. Ведь перечень существующих видов не велик - в основном, это футбол, хоккей и бокс, с большим ориентиром на мальчиков, девочки могут себя проявить в занятиях волейболом и лыжами. Все секции находятся на бюджетном финансировании.Посещение их, как правило, бесплатное. Затруднились ответить, в чём причина 32% подростков. Выразили нежелание заниматься спортом 15% молодых людей. Нет времени, ответили 29%. И 16% прямо сослались на то, что существующие виды спорта их не устраивают. Неудобное время для посещения секций у 8 % школьников.

Таблица 2.2.

Причины непосещения молодежью спортивных секций

Причины

10-12 лет

12-14 лет

14-16 лет

16-18

Итого:

1. Нет времени

5 %

4 %

6 %

14%

29 %

2. Нет желания

1 %

3 %

6 %

5 %

3. Неудобное время для посещения занятий

1 %

1 %

2 %

4%

8 %

4. Занятия по данным видам спорта не устраивают

4 %

3 %

4 %

5 %

16 %

5. Свой вариант

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

6. Затрудняюсь ответить

4 %

5 %

8 %

15%

32 %

Итого:

15 %

16 %

26 %

43 %

100 %


Хотят ли дети, чтобы в школах были введены дополнительные часы физкультуры во вне учебное время?». Больше половины опрошенных детей, а именно 61% за введение дополнительных уроков физкультуры, ведь это снимает усталость, поднимает работоспособность, помогает отвлечься. Не хотят изменений в режиме, довольствуясь 2-3 часами физкультуры в неделю -33%, а 6% детей такого мнения, что 2-3 урока физкультуры в неделю это много и они не нужны. Большое количество детей категорий 10-12, 12-14 хотят введения дополнительных уроков физкультуры, а подростки 16-18 лет отнеслись к этому пассивно (см. рис. 2.3).



Рис. 2.3 Отношение школьников к идее введения дополнительных внеурочных часов физической культуры

Многие из подростков -29%, хотели бы связать своё будущее со спортом, стать профессиональными спортсменами. Это говорит о том, что у детей есть желание, но нет такой возможности. Никогда не думали над этим вопросом -21%, ответили отказом-24%, так как они считают, что в жизни есть ещё много других интересных увлечений. Затруднились ответить -26% учащихся.

«Почему ребята имеют вредные привычки? Знают ли они об отрицательном влиянии на их умственное и физическое развитие?» Большинство школьников-68%, ответили, что знают и полностью с этим согласны, но привычки берут верх над силой воли. 12% сообщили, что не знают о негативном влиянии вредных привычек на здоровье или считают это личным делом. И 20% затруднились ответить на этот вопрос, они придерживаются иного мнения.

Как подростки относятся к сверстникам, имеющим вредные привычки? 44% школьников относятся к таким людям нормально, считая, что это их личное дело. Негативное отношение выражают 39% ребят, в основном девочки, ссылаясь на плохой пример для окружающих. И затруднились ответить 17%.

Таблица 2.4

Занятия детей оздоровительными мероприятиями в семье.


10-12 лет

12-14 лет

14-16 лет

16-18лет

Итого:

1. Каждый день

1 %

0 %

0 %

0 %

1 %

2. Раз в неделю

4 %

4 %

0 %

0 %

8 %

3. Раз в месяц

11%

4 %

4 %

3 %

22 %

4. Раз в год

3 %

0 %

6 %

4 %

13 %

5. Не занимаюсь

6 %

16 %

15 %

50 %

6. Затрудняюсь ответить

0 %

1 %

2 %

3 %

6 %

 Итого:

25 %

25 %

25 %

25 %

100 %


Трудно оспорить, что детей с раннего возраста нужно приучать к физкультуре и главное при этом, чтобы ребёнок сам осознал необходимость физического воспитания. Фундамент должны закладывать родители.На вопрос, «часто ли дети занимаются со своими родителями оздоровительными мероприятиями», 13% опрашиваемых детей сообщили, что раз в год со всей семьей занимаются оздоровительными мероприятиями. 22% занимаются с родителями раз в месяц, родители 8% школьников уделяют этим мероприятиям один день в неделю. Не занимаются физкультурно-оздоровительными мероприятиями 50% и 6% затруднились ответить.

Считает ли молодежь, что будущее за «здоровым образом жизни»? 48% подростков положительно ответили на этот вопрос, и считают, что это необходимо для будущего здорового поколения. Около 27% ребят оценивают обстановку удовлетворительно и предлагают в срочном порядке принимать действенные меры. Неуверенность в этом утверждении выразили 8% и 17% затруднились ответить на этот вопрос. В основном это дети в возрасте 10-12 лет.

Здоровый образ жизни формируется с детства, и чтобы ребёнку привить его, необходим кропотливый труд родителей.

Проведенное исследование показало, что вопросы физического воспитания не получили пока верной оценки в семье и у самой молодежи, в связи с чем нет стремления к этому занятию, нет желания уделять этому внимание и у родителей. Это говорит о неблагополучной ситуации с состоянием здоровья молодежи и нет надежды на то, что это быстро изменится.

Таким образом, на уровне сложившегося менталитета населения муниципального образования, включающего молодое поколение, нет явно выраженного активного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Преодолеть это возможно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия укрепления здоровья каждого отдельно взятого человека, долговременного развития человеческого фактора.

Сильная государственная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни.

Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок, отвечающих общественным нуждам и созданию дворовых команд. При планировании и разработке политики на местном уровне, физическая культура и спорт, как фактор социокультурного развития, должен рассматриваться наравне с такими областями как образование, здравоохранение, социальнаязащита, экология и охрана природы.

Проведённый анализ состояния в муниципалитете физической культуры и спорта и определение приоритетных направлений деятельности отдела по спорту и молодежной политике администрации Альменевского района по дальнейшему развитию физической культуры и спорта позволяют определить стратегическую цель.

Стратегическая цель - создание условий для максимального вовлечения населения муниципалитета в систематические занятия физической культурой и спортом, дальнейшего развития спорта высших достижений.

Сегодня стержнем стратегического направления по решению проблем развития физической культуры и массового спорта в стране является реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 год». Впервые в истории современной России принята долгосрочная поэтапная комплексная программа развития физической культуры и спорта, ставящая амбициозную цель - довести долю населения страны, регулярно занимающегося массовым спортом с 12,2% в 2005 году до 30% к 2015 году. Наличие аналогичной программы, с индивидуальными целевыми индикаторами, в каждом муниципальном образовании на территории страны должно привести к положительному результату в целом.

Таким образом, основным показателем конечного результата достижения стратегической цели будет являться доля населения района, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в процентном отношении к его общей численности.

Достижение стратегической цели возможно за счет решения следующих тактических задач, которые могут быть положены в основу реализации муниципальной программы.

. Развитие детско-юношеского спорта в системе учреждений дополнительного образования детей и других учреждениях физкультурно-спортивной направленности.

. Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения района.

. Создание благоприятных условий для развития спорта высших достижений.

. Развитие инфраструктуры массового спорта, укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности за счёт реализации проектов областного масштаба.

. Увеличение объемов бюджетного финансирования мероприятий по развитию физической культуры и спорта, привлечение внебюджетных инвестиций в экономику района на эти цели.

В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения

Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.

Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.

Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления.

В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.

В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.

Деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране.

Для совершенствования системы организации и управления развитием спорта высших достижений необходимо определить роль и ответственность каждого из субъектов управления этой сферой.

Можно подготовить предложения по расширению перечня показателей в сфере физической культуры и спорта, по которым будет проводиться оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ими могут быть:

доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

доля учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

обеспеченность спортивными сооружениями (спортивными залами, плоскостными сооружениями, плавательными бассейнами);

расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на одного жителя).

Кроме того, давно назрел вопрос о выделении физической культуры и спорта в качестве самостоятельного раздела федерального бюджета.

Резюмируя вышеизложенное, автор делает следующие выводы:

Можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего - система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.

Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все элементы системы физкультурно-спортивного движения страны - физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) - развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом.

Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта. Это означает более рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, возникших перед страной, и значение решений этих задач на государственном уровне в наши дни неизмеримо возросло. Однако состояние здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим принятия кардинальных решений.

Наше государство, все еще продолжает поиск путей стабилизации, и решений насущных вопросов во многих социальных областях, в том числе, в управлении физической культурой и спортом.

Наряду с развитием спорта высоких достижений, необходимо дать приоритет развитию массовой физкультуры для школьников и студентов, оздоровительных мер для старших поколений, в том числе инвалидов, поскольку, в связи с переходом страны на рыночную экономику, было потеряно многое из того положительного опыта, который был накоплен предыдущими поколениями.

Формирование здорового образа жизни и интереса к спорту воспитывается с детства, и руководство страны обязано изменить подходы к физическому воспитанию, прежде всего в учреждениях образования. Занятия физкультурой в школах не могут быть формальными, они должны стать систематическими, увлекательными для детей и полезными для их здоровья.

Однако, для выработки мер по принятию обоснованных решений по совершенствованию принципов управления на всех уровнях государственной власти, необходимо знать, как же реально функционирует сложившаяся на сегодня система физического воспитания в целом по стране и регионах в отдельности.

Управление физической культурой и спортом должны представлять собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения граждан в физическом воспитании.

Органы управления физической культурой и спортом в России представляют собой физкультурно-спортивную организацию, которая в системе управления является субъектом, воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Государственная политика в области физической культуры и спорта - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения каждого региона.

Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятия физической культурой и спортом на местном уровне.

Таким образом, в первой теоретической главе были рассмотрены роль физической культуры и спорта в жизни общества, а также реформирование физической культуры и спорта: анализ ситуации и основные направления.

Во второй проблемно-аналитической главе было проанализировано состояние физической культуры и спорта в Курганской области на примере одного из муниципальных районов.

В ходе анализа состояния физической культуры и спорта в Курганской области на примере Альменевского района были выявлены следующие проблемы:

низок процент населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом.

система учреждений дополнительного образования спортивной направленности недостаточно охватывает занятиями детей, подростков и молодёжи в возрасте от 6 до 15 лет

• недостаточное количество в районе квалифицированных тренеров-преподавателей и специалистов физической культуры и спорта.

• Недостаточное обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортсменов ДЮСШ.

У муниципального образования отсутствует финансовая возможность самостоятельно формировать кадровый потенциал специалистов физической культуры и спорта в поселениях.

В настоящей курсовой работе предложены рекомендации, которые могут повлиять на повышение эффективности политики развития физической культуры и спорта в муниципальном районе. Объективная оценка сложившейся ситуации в муниципалитетах говорит о том, что кардинально повлиять на изменение ситуации к лучшему при проведении политики реформирования физической культуры и спорта будет возможно лишь при координации действий всех ветвей власти государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочная система «Гарант»-2004.

Федеральный закон от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Консультант Плюс: Высшая школа-Выпуск 14. Осень 2010

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Об общественных объединениях" // Консультант Плюс: Высшая школа-Выпуск 14. Осень 2010 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=102877>Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"  <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=69556>// Консультант Плюс: Высшая школа-Выпуск 14. Осень 2010

Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2011 N 367-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111640>// Консультант Плюс: Высшая школа-Выпуск 15. Осень 2011

Актуальные вопросы истории, социологии, управления и экономики физической культуры и туризма // Сборник научных работ. - Малаховка, МГАФК, 2005. - 86 с.

Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 19-21.

Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С. 2-8.

Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. - Челябинск. : УрГАФК, 2000. - 289 с.

Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. - Малаховка. : МОГИФК, 2003. - 68 с.

Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской     Федерации / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов. - М. : Импульс-Принт, 2008. - 438 с.

Жолдак В.И. Основы менеджмента спорта / В.И. Жолдак, В.Н. Зуев. - Тюмень. : Вектор Бук, 2003. - 419 с.

Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 432 с.

Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. - М. : Советский спорт, 2008. - 512 с.

Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физической культуры и спорта» в России в рыночных условиях / В.В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 56-58.

Полякова И.С. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта / И.С. Полякова // Материалы VI круглого стола. - Малаховка. : 2000. - 140 с.

Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни : материалы Всероссийской Научно-практической Конференции 7-8 октября 2004, Наб. Челны : в 2 т. Том 1 / под общей ред. М.М. Бариева. - Казань. : РЦИМ, 2004. - 186 с.

Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта / И.Б. Путалова. - Омск. : СибГАФК, 2000. - 324 с.

Саблин Д. Физкультура и спорт - мощный фактор профилактики пагубных явлений социальной среды / Д. Саблин // Пульс Ивантеевки. - 2003. - № 2. - С. 45-50.

Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб. : Лидер, 2005. - 493 с.

Современные проблемы и концепции развития физической культурыи спорта / под ред. В.И. Жолдак. - Челябинск. : 2004. - 269 с.

Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. - Режим доступа: http : // www.infosport.ru <http://www.infosport.ru>.

Социальная политика : учебник / под ред. Н.А. Волгина. - М. : Экзамен, 2002. - 736 с.

Социальный менеджмент : учебное пособие / под ред. докт. экон. наук , проф. Ильенковой С.Д. - М. : Компания Спутник +, 2001. - 87 с.

Управление физической культурой и спортом : учебник для институтов физической культуры / под ред. И.И. Переверзина. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 288 с.

Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.

Филиппов С.С. Муниципальная система физкультуры школьников: организационно-педагогические условия формирования : монография / С.С. Степанов. - М. : Советский спорт, 2004. - 184 с.

Похожие работы на - Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!