о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно информировать правоохранительные и контрольные органы, представив имеющиеся документы [1].
Задачей Службы являлась защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по хозяйственным(экономическим) спорам.
Служба в соответствии с возложенной на нее задачей:
) исполняла судебные и иные акты по хозяйственным(экономическим) спорам;
) осуществляла организационно-методическое руководство деятельностью судебных исполнителей;
) обеспечивала планирование работы судебных исполнителей и контроль за своевременным и полным исполнением судебных и иных актов;
)анализировала практику исполнения судебных и иных актов, разрабатывала и вносила предложения по совершенствованию своей деятельности;
) принимала меры к подбору кадров и повышению их квалификации.[4]
Необходимо отметить, что деятельность Службы активно вела внедрение новых механизмов исполнения с использованием информационных технологий. Так проходила работа по развитию электронных площадок для проведения электронных торгов, использовались возможности Интернета и мобильной связи для работы с должниками и др. [20].
Таким образом, при осуществлении деятельности судебные исполнители в хозяйственных судах обладали широким объемом прав и обязанностей, предусмотренных ХПК, а также Положением"О службе судебных исполнителей хозяйственных судовв Республике Беларусь". А за нарушение законности, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители несли дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2.Организация и деятельность службы судебных исполнителей хозяйственных судов до 01.01.2014
Общее руководство Службой судебных исполнителей осуществлял Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей хозяйственных судов возлагалась на председателя и судей соответствующих хозяйственных судов.
Служба состояла из:
) управления контроля за исполнением судебных постановлений Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, возглавляемого начальником управления контроля- главным судебным исполнителем хозяйственных судов Республики Беларусь;
) отделов исполнения постановлений хозяйственных судов
областей и г. Минска, возглавляемых старшими судебными исполнителями.
Управление контроля Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь состояло из:
) отдела организации и контроля;
) отдела исполнения постановлений хозяйственных судов Республики Беларусь, возглавляемых старшими судебными исполнителями.
Штатная численность работников Службы устанавливалась Президентом Республики Беларусь.
Службу возглавлял начальник управления контроля- главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь. [4]
За время существования Служба доказала свою эффективность. Об этом свидетельствуют с каждым годом улучшавшиеся показатели деятельности Службы, ее повышавшийся авторитет, что подтверждалось постоянным ростом числа обращений субъектов хозяйствования в Службу судебных исполнителей хозяйственных судов.
Тенденция к росту обращений в хозяйственные суды и соответственно предъявляемых к принудительному исполнению в Службу исполнительных документов сохранялась на протяжении многих лет. Так, в период с 1999 по 2009 годы общее количество исполнительных производств увеличилось в 16 раз (с 4 122 до 66 454 производств). Соответственно нагрузка на одного судебного исполнителя выросла с 69 до 992 производств в год.
Неуклонно увеличивались и суммы, взыскиваемые в результате принудительного исполнения. Если в 1999 году Службой было взыскано порядка 20 млн. долларов США в эквиваленте, то в 2011 году сумма составила уже 250 млн. долларов США в эквиваленте. При этом рекордными по суммам, полученным в результате принудительного взыскания, стали 2010 и 2011 годы - свыше 1 трлн. рублей в год.
В условиях стремительно возрастающей нагрузки на персонал - численность судебных исполнителей хозяйственных судов оставалась неизменной, составляя 80 человек, - Служба ежегодно добивалась роста реального исполнения. [20].
Резолюцией второго съезда судей Республики Беларусь было определено, что создание Службы позволило улучшить результативность и оперативность исполнения решений хозяйственных судов [19].
Задачей Службы являлась защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам.
Служба судебных исполнителей хозяйственных судов состояла из семи отделов исполнения (хозяйственных судов областей и города Минска), а также управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
С момента создания Службы количество судебных исполнителей хозяйственных судов оставалось неизменно. Численность отделов исполнения постановлений областей (города Минска) варьировалось от восьми до четырнадцати судебных исполнителей. Отделы возглавлялись начальником отдела - старшим судебным исполнителем. Деятельность отдела исполнения хозяйственного суда области курировалась председателем соответствующего суда либо его заместителем. Кроме того, каждый судебный исполнитель был закреплен за судьей, который рассматривал отнесенные к его компетенции вопросы, возникающие в рамках исполнительного производства у соответствующего судебного исполнителя. В обязанности курирующего судьи также входили проверка всех производств судебного исполнителя, которая проводилась раз в три месяца, по итогам которой судья давал указания судебному исполнителю по находившимся исполнительным производствам.
В целях оказания методической и практической помощи судебным исполнителям на местах, координации их деятельности для обеспечения единообразной практики и четкого соблюдения действующего законодательства каждый отдел исполнения имел куратора в управлении организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда. В обязанности куратора, кроме вышеуказанных функций, входи реагирование на обращения организаций и граждан по вопросам деятельности курируемых отделов [17].
Штатная численность работников Службы устанавливалась Президентом Республики Беларусь [1]
В своей деятельности судебным исполнителям хозяйственных судов, помимо процессуального законодательства, непосредственного регулирующего процедуру исполнения судебных постановлений, приходилось сталкиваться с другими отраслями законодательства, различными сферами экономических отношений, что, в свою очередь, влекло предъявление повышенных требований к образовательному уровню судебных исполнителей, необходимости наличия высшего юридического либо экономического образования [17].
О стремительном развитии Службы может свидетельствовать тот факт, что за 15 лет существования Службы дважды вносились довольно значительные изменения и дополнения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК) [22] в части положений, регулирующих исполнительное производство. Кроме того, за указанный период принято четыре редакции Инструкции о ведении исполнительного производства, которые учитывали существующий опыт, а также все более расширяющуюся практику принудительного взыскания задолженности с различных субъектов предпринимательской деятельности [17].
Высокий уровень материально-технического обеспечения деятельности Службы, достаточно хорошие условия труда, заработной платы судебных исполнителей хозяйственных судов обуславливали стабильность состава Службы. [17].
Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 2011 г. № 19 "Об утверждении нормативов времени на работы, выполняемые судебными исполнителями службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь" в целях определения оптимальной нагрузки на судебных исполнителей Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь и оптимизации их численности были утверждены нормативы времени на работы, выполняемые судебными исполнителями Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, разработанные учреждением "Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее - нормативы времени) [13].
Нормативы времени на работы, выполняемые судебными исполнителями Службы, были предназначены для обеспечения нормативной численности и оптимальной рабочей нагрузки на судебных исполнителей хозяйственных судов; установления оптимальной численности лиц, привлекаемых для выполнения работ (услуг) по обеспечению деятельности Службы, принудительного исполнения исполнительных документов (не связанных с непосредственным осуществлением деятельности в качестве судебных исполнителей) по гражданско-правовым договорам за счет использования денежных средств, дополнительно полученных хозяйственными судами при принудительном исполнении по имущественным взысканиям [13]. Эти дополнительные средства от имущественных взысканий в соответствии с частью первой пункта 3 Положения "О порядке использования денежных средств, полученных хозяйственными судами Республики Беларусь при принудительном исполнении по имущественным взысканиям", утвержденного постановлением Совета Министров от 29.04.1998 года № 671 использовались хозяйственными судами на:
1) вознаграждение, выплачиваемое судебным исполнителям;
) финансирование производимых по инициативе хозяйственных судов экспертиз, аудита и другие расходы, связанные с рассмотрением дел и принудительным исполнением исполнительных документов;
) укрепление материально-технической базы хозяйственных судов;
) оснащение научно-технической продукцией хозяйственных судов;
) финансирование внутриреспубликанских и международных пленумов, съездов, семинаров, конференций и других мероприятий, одобренных Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;
) обеспечение судебных исполнителей форменной одеждой;
) плату проезда судебных исполнителей к месту исполнения транспортом городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси).
) поддержание зданий хозяйственных судов и их оборудования, в том числе инженерного, в надлежащем состоянии, оплату других работ (услуг) по обеспечению деятельности хозяйственного суда;
) оплату работ (услуг) по обслуживанию и сопровождению программных комплексов;
) мероприятия по обеспечению безопасности функционирования хозяйственных судов, материально-техническое оснащение гражданской обороны;
Нормативы времени установлены на выполнение работ при продолжительности рабочего времени 8 часов.
Затраты времени на выполнение работ судебными исполнителями Службы судебных исполнителей в хозяйственных судах за год рассчитываются по формуле:
Tp = Нврi x SUM Vi,
где: Нврi- норматив времени на выполнение конкретного нормируемого вида работ, приведенного в нормативной части сборника, чел. - мин; Vi- объем работ i-го вида, выполняемый в течение года [13].
Отличительной особенностью процедуры исполнения постановлений в Службе являлось отсутствие сроков ведения исполнительного производства. Сроки исполнительного производства существовали в первые годы функционирования Службы, однако впоследствии было принято решения об их упразднении в связи с тем, что продлять сроки приходилось довольно часто, продление сроков исполнения у курирующего судьи либо председателя суда превращалось по значительному количеству дел в формальную, бюрократическую процедуру. Иногда имели место случаи ухудшения качества работы судебных исполнителей, обусловленные необходимостью уложиться в установленные сроки. Единообразный подход к установлению сроков не учитывал разнообразного характера исполнительных производств: суммы взыскания, особенностей хозяйственной деятельности должника и т.д. Кроме того, одной из важнейших задач Службы судебных исполнителей хозяйственных судов являлось полное исполнение требований исполнительного документа, а ограниченность сроков исполнения не всегда позволяла выполнить данную задачу в полном объеме [17].
Не смотря на то, что принятые изменения увеличили количество полностью исполненных производств, основной причиной жалоб на судебных исполнителей хозяйственных судов являлось неоперативное проведение действий по взысканию задолженности. В целях решения данной проблемы Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь постоянно принимались меры, направленные на повышение эффективности работы Службы судебных исполнителей, снижению нагрузки путем упрощения процедур проведения отдельных исполнительных действий, а также обеспечения оперативного доступа к базам данных и внедрения программных комплексов, автоматизирующих деятельность судебных исполнителей хозяйственных судов.
Также в Республике Беларусь активно проводились работы по взаимодействию судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. Так, постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 73 "Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь" определена цель взаимодействия судебных исполнителей общих судов и Службы - это защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам [11].
Так, судебные исполнители общих судов оказывали содействие судебным исполнителям хозяйственных судов:
) в наложении ареста и организации оценки имущества должника, в том числе находящегося у других лиц;
) исполнении определения хозяйственного суда о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;
) изъятии имущества должника, в том числе находящегося у других лиц, с последующей передачей взыскателю (другим лицам);
) аресте и изъятии наличных денежных средств должника, в том числе причитающихся ему от других лиц, с последующим зачислением на счет хозяйственного суда;
) контроле за реализацией должником арестованного имущества, в случае если ему предоставлено такое право;
) получении от сторон и иных лиц устной или письменной информации, в том числе в виде объяснений, если она необходима для осуществления исполнения [18].
Свои функции судебные исполнители общих судов передавать судебным исполнителям хозяйственных судов не были уполномочены, а реальное объединение исполнительных производств было возможно только в рамках одной структуры.
3.Реформа службы судебных исполнителей хозяйственных судов 1 января 2014 г.
С 1 января 2014 г. Началось объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции. Начало объединению было положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»
Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»
Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»
И если раньше существовало две системы судов - общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее - ВС), система хозяйственных судов - Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее - ВХС).
То с 1 января 2014 г.существует единая система судов общей юрисдикции, которая объединяет общие и хозяйственные суды, последние переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединился к ВС. Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС .[23]
За экономическими судами сохранилась компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер. [22]
Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.
Доунификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений хозяйственных судов (до 1 января 2014 г.)было так, что
·принудительное исполнение осуществлялось службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда [22]
·заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника;
·действия (бездействие) судебного исполнителя обжаловались в суд, при котором состоит судебный исполнитель;
·при принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
То с 1 января 2014 г.
·создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой вошли исполнители общих и хозяйственных судов. [7] Возглавило всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение осуществляется соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета [7]
·исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др.) [7]
·обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) - Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа [8]
·в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
·устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника - индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.
·детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.
·при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.
·при принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника - физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника - юридического лица - в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды - переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды располагаются там же, где располагались хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило - по месту нахождения ответчика [22], ст. 50-52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).
С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать в неизменном виде.
Унифицирована также система судебного исполнения. В систему органов принудительного исполнения входят главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, возглавляющее систему органов принудительного исполнения; территориальные органы принудительного исполнения. Территориальными органами принудительного исполнения являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования.
4.Анализ законодательства о организации и деятельности службы судебного исполнителя в зарубежных государствах
Системы органов принудительного исполнения разных государств носят национальный характер и складываются в каждой стране под влиянием различных факторов [14].
Рассмотрим государственную систему принудительного исполнения на примере таких стран как: Германия, Израиль, Россия, США, Финляндия, Швеция.
Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами. Как правило, функции по принудительному исполнению возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной власти, являясь должностными лицами судебной системы, либо исполнительной власти, как правило, при органах юстиции [14].
Германия
Органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных решений на территории ФРГ, являются судебные исполнители. После подачи заявления в исполнительный орган, к компетенции которого принадлежит принудительное исполнение по конкретному судебному решению, рассматривается вопрос о возбуждении исполнительного производства. Условием его возбуждения является вступление судебного решения в законную силу [1]
В Германии судебный исполнитель назначается на должность председателем высшего регионального суда, прикомандировывается к окружному суду того округа, на территории которого он должен работать, поступая, таким образом, в подчинение руководителя данного окружного суда [15].
Израиль
С 1 января 2009 года институт судебных исполнителей перешел в непосредственное подчинение Министерства юстиции (до этого институт находился в ведении судебных органов).
В Израиле Министр юстиции имеет право с разрешения парламентской комиссии по юридическим вопросам создать бюро судебного исполнителя в каждом районе в количестве не менее одного бюро на каждый район. Назначение руководителя бюро судебного исполнителя осуществляется Министром юстиции с согласия Президента Верховного Суда из числа руководства мирового суда. Также Министр юстиции назначает руководителя Управления системы судебного исполнения, ответственного за действия бюро судебного исполнения и исполнения предписаний руководства системы судебного исполнения. Руководитель системы судебного исполнения имеет те же полномочия, что и руководитель бюро судебного исполнения [15].
Россия
В Российской Федерации функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов (далее - ФССП). Контроль за деятельностью Службы осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации [15].
ФССП является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Основными задачами ФССП России являются:
)обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2)организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
)исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерациик подследственности Федеральной службы судебных приставов;
)управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России [2].
ФССП возглавляет директор - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации. Структуру ФССП образуют: территориальные органы (управления, возглавляемые главными судебными приставами субъектов Российской Федерации), которые состоят из аппарата управления и структурных подразделений (районных, межрайонных и специализированных отделов, состоящих из судебных приставов и возглавляемые старшими судебными приставами) [15].
США
В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические (коллекторские) агентства.
Маршалы являются должностными лицами федеральной системы юстиции, подчиняющиеся Генеральному прокурору США через Министерство юстиции США. Каждый из них назначается на 4 года Президентом и утверждается Сенатом и выполняет свои функции в пределах федерального судебного округа в США, таким образом, имеется 94 маршала США с подчиненными им аппаратами сотрудников общей численностью более 4000 человек (в обеспечении безопасности судов маршалам содействуют более 3 тысяч "контрактников" из охранных фирм). Центральным аппаратом по отношению ко всем маршалам США выступает Маршальская служба (U.S.MarshalsService) в составе Министерства юстиции США. Руководство Маршальской службой США осуществляется директором, назначаемым на должность Президентом.
Маршалы США выполняют задачи, которые чрезвычайно важны для нормального и эффективного функционирования системы федеральной юстиции. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государственные органы, ответственные за исполнение, используются там, где существует опасность возникновения физического конфликта или беспорядков. В этой связи значительную часть работы по принудительному взысканию в Соединенных Штатах Частные выполняют коллекторские агентства, тем самым освобождая государственные органы для работы над более серьезными делами. Это позволяет государственным органам, отвечающим за исполнение судебных решений, отдавать предпочтение более трудным или потенциально спорным делам, где государственные органы наиболее необходимы и эффективны. Методы работы частных коллекторских агентств различаются в различных местах, как и уровень регулирования в штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым кредитор продает судебное решение, и эта продажа была должным образом зарегистрирована в суде, в котором было принято это решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются все права кредитора, и кредитор получает согласованный авансовый платеж от коллекторского агента. Такое соглашение также включает в себя использование коллекторскими агентами, при необходимости, ресурса государственных ведомств. Процедура исполнительного производства в США регулируется законодательными актами штатов и правилами гражданского судопроизводства конкретного штата [15].
Финляндия
В Финляндской Республике функции по принудительному исполнению возложены на Государственную службу принудительного исполнения, подведомственную Министерству юстиции. Государственная служба принудительного исполнения Финляндии состоит из центрального аппарата и подведомственных ему территориальных органов. Возглавляет Службу руководитель, назначаемый на должность Государственным Советом (Правительством). Руководство территориальными органами осуществляется старшими окружными судебными исполнителями. Территориальный орган имеет свой район деятельности (округ), в пределах которого осуществляется функции принудительного исполнения. На один округ приходится от 2 до 9 отделов принудительного исполнения, в зависимости от масштаба округа. Возглавляют отделы окружные судебные исполнители [14].
Окружные судебные исполнители организуют работу отдела, обеспечивают, чтобы подчиненные им должностные лица (судебные исполнители и канцелярские работники), надлежащим образом и в соответствии с законом исполняли возложенные на них обязанности, а также выполняли их распоряжения.
В общем, по стране насчитывается около 650 судебных исполнителей, у которых нет личных ассистентов, однако в канцелярии работает "персонал-опора" исполнителей (также порядка 650 человек по стране). Сейчас в отделах принудительного исполнения Финляндии основано действие "поддержка исполнения", т. е. когда работники канцелярии уполномочены выполнять некоторые действия, которые раньше выполняли судебные исполнители. Эти задания, например, связаны с контролем правильности взыскания заработной платы. Из общего числа судебных исполнителей 100 человек занимаются вопросами проведения аукционов и реализацией имущества должников.
Запрос об исполнении решения суда кредитор (взыскатель) может направить через Интернет. При этом кредитор должен иметь на руках решение суда и предъявить исполнительному органу оригинал этого решения. Однако с 2011 года предъявление оригинала судебного решения судебному исполнителю будет не обязательно, т.к. судебному исполнителю будет предоставлено право скачивать судебное решение [15].
Швеция
Принудительное исполнение в Швеции осуществляется Управлением принудительного исполнения решений судов - государственным органом, тогда как непосредственная ответственность возложена на судебного пристава либо района, где проживает должник, либо района, где находится подлежащая аресту собственность [15].
Таким образом, изучив государственное принудительное исполнения зарубежных государств, можно сделать вывод, что в России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти. А в Германии, Израиле, Швеции, также как и в Республике Беларусь, принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Служба судебных исполнителей хозяйственных судов до ее унификации представляла собой высокоорганизованную структуру, нацеленную на решение задач по повышению оперативности и эффективности исполнения. Служба входила в структуру хозяйственных судов Республики Беларусь. Деятельность Службы свидетельствовала, что ее создание в качестве неотъемлемой части системы хозяйственных судов было целесообразно и оправдано.
Усилия хозяйственных судов, который были направлены на успешное решение поставленных задач, позволили Службе судебных исполнителей занять достойное место в системе экономического правосудия, призванной обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.
Соблюдение законности, укрепление дисциплины, совершенствование профилактической работы были ключевыми задачами Службы судебных исполнителей.
2.Судебный исполнитель в хозяйственных судах являлся государственным служащим, он наделялся правами и нес обязанности, вытекающие из задач, возложенных на Службу. А основной задачей судебных исполнителей хозяйственного суда в исполнительном производстве являлась своевременное и полное исполнение судебного решения и иного акта, подлежащего исполнению в соответствии с законодательством.
.При осуществлении деятельности судебные исполнители в хозяйственных судах обладали широким объемом прав и обязанностей, предусмотренных ХПК, а также Положением"О службе судебных исполнителей хозяйственных судовв Республике Беларусь". А за нарушение законности, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
.После подписания 29 ноября 2013 г Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов, 1 января 2014 г. была создана и начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой вошли исполнители общих и хозяйственных судов. Глобальных изменений унификация Службы не принесла, однако значительно расширились права судебных исполнителей, исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством.
.В России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти. А в Германии, Израиле, Швеции, также как и в Республике Беларусь, принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
Список использованных источников
1. Александров, И. Разрешение хозяйственных споров судами Германии -2002. - № 4. - С. 44-54.
2. Вопросы Федеральной службы судебных приставов : Указ Президента Российской Федерации, 13 октября 2004 г., № 1316 : в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.02.2013 г. // ООО "НПП ГАРАНТ-СЕРВИС".
. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен Советом Республики 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2011 г. - Минск : Амалфея, 2012. - 152 с.
. Мартыненко, И. Э. Судоустройство и судопроизводство по хозяйственным спорам /Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы-2009- c. 582-587
. О Cлужбе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 января 1998 г., № 147
. О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 июня 2002 г., № 874
. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, Указ Президента, 29 ноября 2013, №530
. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь, Указ Президента, 29 ноября 2013, №529
. О порядке использования денежных средств, полученных хозяйственными судами Республики Беларусь при принудительном исполнении по имущественным взысканиям : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 апреля 1998 г., № 671
. О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 08 октября 1997 г., №507
. Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь : Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 22 ноября 2006 г., № 73
. Об утверждении инструкции по исполнительному производству: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, 20 декабря 2004 г., № 40.
. Об утверждении нормативов времени на работы, выполняемые судебными исполнителями службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь : Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 20 сентября 2011 г., № 19
. Обзор законодательства [Электронный ресурс] / Федеральная служба судебных приставов. -Режим доступа: #"justify">. Организационная структура органов принудительного исполнения зарубежных государств [Электронный ресурс] / Федеральная служба судебных приставов. - Режим доступа: #"justify">. Орлов, А. Б. Организация деятельности службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь.
. Раптунович, И. А. Объединяем исполнительные производства / И.А. Раптунович // "Промышленно-торговое право". - 2011. - № 6. - С. 43-45.
. Резолюция второго съезда судей Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь.- Режим доступа: #"justify">. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов отмечает 15-летие [Электронный ресурс] / Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. - Режим доступа: #"justify">. Хозяйственные суды в Республике Беларусь [Электронный ресурс] /Библиофонд. - Режим доступа: www.bibliofond.ru.- Дата доступа: 30.03.2014.
. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 июля 2011 г. - Минск : Амалфея, 2012. - 336 с.
. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента, 29 ноября 2013, №6
1.