Проектирование привода цепного конвейера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    447,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование привода цепного конвейера

Введение

электродвигатель редуктор шпоночный

Цепные конвейеры предназначены для транспортирования сыпучих и штучных грузов. Тяговым элементом служат цепи, грузонесущим - настилы, ковши, лотки, полки и т.п.

Наличие цепей в качестве тягового элемента ограничивает скорость их (обычно и < 1,0 м/с), но позволяет иметь большую длину транспортирования при значительной производительности.

Основными преимуществами цепных конвейеров по сравнению с ленточными являются возможность перемещения горячих (пластинчатые конвейеры, скребковые конвейеры), пылящих (скребковые конвейеры),
крупнокусковых (пластинчатые конвейеры, ковшовые конвейеры) грузов при больших углах наклона трассы или даже в вертикальном направлении, работа в более тяжелых условиях.

По виду рабочих и грузонесущих органов цепные конвейеры подразделяют на пластинчатые конвейеры, скребковые конвейеры, люлечные конвейеры, полочные конвейеры, ковшовые конвейеры и подвесные
конвейеры.

В данной курсовой работе рассмотрено проектирование привода цепного конвейера, который состоит из рамы привода, клиноременной передачи и двухступенчатого редуктора.

1.      Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода

Расчет необходимой мощности электродвигателя.

Мощность на выходном валу редуктора

NВЫХ = 2×Ft×VЦ/1000 (1.1)

NВЫХ = 2×2200×0.2/1000 = 0,8 КВт

где Ft - окружное усилие на одной звездочке цепного конвейера, Ft=2200 Н

VЦ - скорость цепи конвейера, V=0,2 м/с

.1 Расчетная мощность на валу электродвигателя

                                               (1.2)

где h - общий КПД привода

h = hзп3×hп3×hрп×hц.п                              (1.3)

где hзп -КПД зубчатой передачи; hзп = 0,98;

З - количество пар зубчатых колес;

hп -КПД подшипников; hп =0,99;

- количество пар подшипников;

hрп - КПД ременной передачи; hрп = 0,96;

hЦ.П - КПД цепной передачи; hЦ.П = 0,95.

Значения КПД принимаем по [ таблица 1.1]

h = 0,983×0,993×0,96×0,95 = 0,8328

Вт

.2 Частота вращения выходного вала редуктора

                                         (1.4)

где z - число зубьев звездочки, z = 7,

t - шаг цепи; t = 160 мм

мин-1

.3 Угловая скорость на выходном валу редуктора

                                        (1.5)

 с-1

 

1.4 Определение необходимой частоты вращения электродвигателя

Необходимая частота вращения электродвигателя:

nДВ= nВЫХ×u                                                        (1.6)

где u - общее передаточное число привода

u = uP×uЦ×uРЕД                                                     (1.7)

где uР - передаточное число ременной передачи; uР=2…4;

uЦ - передаточное число цепной передачи; uЦ=1,5…4

uРЕД - передаточное число редуктора;
РЕД=uТ×uБ                                                   (1.8)

где uТ - передаточное число тихоходной ступени; uТ=2…4

uБ - передаточное число быстроходной ступени; uБ=4…6,3

Значения передаточных чисел принимаем по [1 таблица 1.2].

u=(2…4)(1,5…4)(2…4)(4…6,3)=24….403,2

nДВ=10.7×(24…403,2)=256….4314 мин-1

1.5 Выбираем электродвигатель [ таблица2.1]

Тип двигателя 4А90LB8

Номинальная мощность N=1,1 кВт

Асинхронная частота вращения nДВ=700 мин-1

Синхронная частота вращения nС=750 мин-1

           

Диаметр вала dДВ=24 мм

Масса G =28,7 кг

1.6 Определение общего передаточного числа

 

Уточняем общее передаточное число


                                  (1.9)

  (1.10)

 

По ГОСТ-21426-75 принимаем uB=5

 (1.11)

По ГОСТ-21426-75 принимаем uT=4,5

Тогда наш редуктор 5х4,5

Уточняем передаточное отношение ременной передачи


Уточняем передаточное отношение цепной передачи


Определение частоты вращения на каждом валу редуктора

Частота вращения быстроходного вала редуктора:

                                                   (1.12)

 мин-1

Частота вращения промежуточного вала редуктора:

                                                   (1.15)

 мин-1

Частота вращения тихоходного вала редуктора:

                                                   (1.16)

 мин-1

Частота вращения выходного вала редуктора:

                                                 (1.17)

 мин-1

.7 Определение крутящих моментов на каждом валу редуктора

 

Крутящий момент на валу электродвигателя


                                      (1.18)

 Н×м

Крутящий момент на быстроходном валу редуктора

МБ = МДВ×uР×hРП×hП                                            (1.19)

МБ = 14*2.8889*0,96*0,99 = 38,44 Н×м

Крутящий момент на промежуточном валу редуктора


МПР = МБ×uБ×hЗП×hП                                            (1.20)

МПР = 38,44*5*0,97*0,99 = 184,57 Н×м

Крутящий момент на тихоходном валу редуктора


МТ = МПР×uТ×hЗП×hП                                            (1.21)

МТ = 184,57*5*0,9409*0,99 = 859,63 Н×м

Крутящий момент на выходном валу редуктора


МВЫХ = МТ×uЦ×hЦП×hП                                         (1.22)

МВЫХ = 859,63*1,00031×0,95×0,99 =810,99 Н×м

1.8 Определение мощности на каждом валу

Мощность на быстроходном валу:

NБ=NДВ*×hР×hПК                                        (1.23)

NБ=1,01*2,8889*0,96*0,99=2,77 кВт

Мощность на промежуточном валу:

NПР=NБ×hБ×hПК


NПР=1,01*0,97*0,99=0,969 кВт

Мощность на тихоходном валу:

NТ=NПР×h2Т(ЗП)×hПК

NТ=0,969*0,9409*0,99=0,902 кВт

Мощность на выходном валу:

NВЫХ=NT* кВт×h2Т(ЗП)×hПК

NВЫХ=0,902*0,9409*0,99=0,88 кВт

2. Расчет передач редуктора

.1 Расчет быстроходной ступени

Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

Материалы для изготовления выбираем по [2. таблица 2.1]

для шестерни сталь 40Х - 269…302НВ, s1=650 Н/мм2

для колеса сталь 45-235-262НВ, s1=540 Н/мм2

Термообработка - улучшение

Определение величины допускаемых контактных напряжений.

Средняя твердость:

НВСР=0,5×(НВmin+НВmax)                                             (2.1)

для колеса

НВСР2=0,5×(235+262)=248,5

для шестерни

НВСР1=0,5×(269+302)=285,5

Допускаемые контактные напряжения


                                                         (2.2)

где sHlim - предел контактной выносливости поверхности зубьев

sHlim=2×НВСР +70                                                (2.3)

SН- коэффициент безопасности; при улучшении SН=1,1

KHL=1-коэффициент долговечности
НО=(НВСР)3                                                (2.5)

N - действительное число циклов перемены напряжений;

для колес N2=60×n2×Lh                                                 (2.6)

для шестерни N1=N2×u                                                (2.7)

где n2-частота вращения колеса, n2=242,306 мин-1;

Lh - время работы передачи

Lh=24×KСУТ×365×КГОД×T                                      (2.8)

где KСУТ КГОД - коэффициенты использования передачи во времени в сутки и в году; КСУТ=0,26; КГОД=0,6

Т- полный срок службы в годах, Т=5 лет

Lh = 24×0.26×365×0.6×5 = 6833 ч

u-передаточное число передачи, u=5

KHLMAX=2.6 при улучшении [c19]

N2 = 60×242,306×6833 = 99340613,88

N1 = 99340613,88 ×5 = 496703069,4

NHO1 = (285,5)3 = 23271176,37

NHO2 = (248,5)3 = 15345434,12

Условие выполняется так как

При N=496703069,4≥NHO=23271176,37, тогда

sHlim1 = 2×285.5+70 = 641 Н/мм2

sHlim2 = 2×248.5+70 = 567 Н/мм2

 

 

Расчетное допускаемое контактное напряжение:

[sH] = 0.5×([sH1]+[sH2])                             (2.9)

[sH] = 0.5×(582,7+515,6) = 549,15 H/мм2

Выбранный материал и термообработка удовлетворяют условию прочности по контактным напряжениям, т.к. по [2.c15]

[sH] = 549.15 Н/мм2 < [sH1] = 644.5 Н/мм2

Допускаемые напряжения изгиба


где KFL =1- коэффициент долговечности

NFO- базовое число циклов; NFO=4×106;

KFlmax= 2.08 при улучшении [c14]sFlim- предел выносливости зубьев при изгибе

sFlim= 1,8×НВср                                                  (2.12)

SF- коэффициент безопасности, SF = 1.75

sFlim1 = 1.8×285.5 = 513.9 Н/мм2

sFlim2 = 1.8×248.5 = 447.3 Н/мм2

 

 

Проектный расчет цилиндрической зубчатой передачи.

Межосевое расстояние

                             (2.13)

где Ка- вспомогательный коэффициент, для косозубых колес Кa=430

KН=1,2- коэффициент нагрузки                                                            

yа -коэффициент относительной ширины колеса, т.е. отношение длины зуба колеса(ширины колеса)в2 к межосевому расстоянию. Для передач с раздвоенной ступенью значение длины зуба берется yа=0,5,

Мп- момент передаваемый ступенью

 Н×м

 мм

По ГОСТ 2185-76 принимаем аW=71 мм0

Предварительные размеры колеса

Длина зубьев колеса


в2 = yа×аW                                         (2.17)

в2 = 71*0,5 = 35,5 мм

Учитывая погрешности сборки и возможные осевые смещения зубчатого колеса, ширину шестерни назначают на 5 мм больше ширины колеса:

в12+5 мм=35,5+5=40,5 мм

 


Модуль зубчатого зацепления


m = (0,01….0,02)×аW                                          (2.18)

m = 0,02*71 = 1.42 мм

По ГОСТ 9563-80 принимаем m=1,375 мм

Число зубьев колеса и шестерни

Суммарное число зубьев


                                          (2.19)

в-угол наклона зубьев косозубой передачи. У косозубых колес в=120

Число зубьев шестерни


                                           (2.20)

где z1≥z1min=17/cos3в для косозубых колес

Число зубьев колеса

z2 = zс -z1                                          (2.21)

z2 = 103-17 = 83

Уточняем фактическое передаточное число


                                                     (2.22)

Уточняем межосевое расстояние 



Таблица 2.1 - Основные размеры колес

Параметр

Обозначение и формула

Шестерня

Колесо

Делительный диаметр

d=mz

23

114

Диаметр выступов

dа=d+2×m

25

116

Диаметр впадин

d1=d-2,5×m

19

110

Ширина колеса

В

40.5

35.5


Ширину шестерни назначают на 5 мм больше ширины колеса [3, c22]

Окружная скорость колес, м/с


где n-частота вращения колеса, мин-1, d-диаметр делительной окружности, мм.

м/с

Проверочный расчет цилиндрической зубчатой передачи по контактным напряжения

Расчетное контактное напряжение

                             (2.26)

где КН- коэффициент нагрузки

KНН2×КНb×КНY                                                                            (2.27)

где КНa - коэффициент для косозубых колес КНa=1

KHb -коэффициент концентрации нагрузки;

при НВ<350 и V<15 м/с КНb=1

KHV - коэффициент динамичности, КHV=1,25

КН = 1×1×1,25 = 1,25

Условие прочности выполняется т.к.

Проверочный расчет по контактным напряжениям


при z=17 YF=4,28 - коэффициент, учитывающий форму зуба

Yе=1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

KFL=коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

При

==1

C=степень точности зубчатых колес, при учебном проектировании принимают среднее значение, равное 8. е=1,5

K -коэффициент концентрации нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зубы, принимают в зависимости от Ѱвd2/d1=35,5/110=0,4, тогда по таблице 4.5 K=1,04

KFV=1,25 -коэффициент динамичности, принимаю по таблице 4.4.

Условие прочности выполняется т.к.

Определяем максимальные контактные напряжения

                          (2.27)

Где [уH]max=2.8уT=2100 предельное допускаемое контактное напряжение

уT=750-предел текучести материала.

Условие прочности выполняется т.к.

Определяем максимальные изгибающие напряжения еFMAX

                         (2.28)

Где [уF]max=0.8уT= 600 предельное допускаемое изгибаюшее напряжение

Условие прочности выполняется т.к.


2.2 Расчет тихоходной ступени

Выбор материалов и определение допускаемых напряжений.

Материалы для изготовления выбираем по [2. таблица 2.1]

для шестерни сталь 40Х - 269…302НВ, s1=650 Н/мм2

для колеса сталь 45-235-262НВ, s1=540 Н/мм2

Термообработка - улучшение

Определение величины допускаемых контактных напряжений.

Средняя твердость:

НВСР=0,5×(НВmin+НВmax)

для колеса

НВСР2=0,5×(235+262)=248,5

для шестерни

НВСР1=0,5×(269+302)=285,5

Допускаемые контактные напряжения


         

где sHlim - предел контактной выносливости поверхности зубьев

sHlim=2×НВСР +70

SН- коэффициент безопасности; при улучшении SН=1,1

KHL=1-коэффициент долговечности

где NНО- базовое число циклов нагружений

NНО=(НВСР)3

N - действительное число циклов перемены напряжений;

для колес N2=60×n2×Lh

для шестерни N1=N2×u

где n2-частота вращения колеса, n2=10,66 мин-1;

Lh - время работы передачи

Lh=24×KСУТ×365×КГОД×T

где KСУТ КГОД - коэффициенты использования передачи во времени в сутки и в году; КСУТ=0,26; КГОД=0,6

Т- полный срок службы в годах, Т=5 лет

Lh = 24×0.26×365×0.6×5 = 6833 ч

u-передаточное число передачи, u=5

KHLMAX=2.6 при улучшении [c19]

N2 = 60×10,66×6833 = 4370386,8

N1 = 99340613,88 ×4.5 = 19666740,6

NHO1 = (285,5)3 = 2327176,37

NHO2 = (248,5)3 = 1534534,12

Условие выполняется так как

При N=4370386,8≥NHO=1534534,12, тогда

sHlim1 = 2×285.5+70 = 641 Н/мм2

sHlim2 = 2×248.5+70 = 567 Н/мм2

 

 

Расчетное допускаемое контактное напряжение:

[sH] = 0.5×([sH1]+[sH2])

[sH] = 0.5×(582,7+515,6) = 549,15 H/мм2

Выбранный материал и термообработка удовлетворяют условию прочности по контактным напряжениям

[sH] = 549.15 Н/мм2 < [sH1] = 644.5 Н/мм2

Допускаемые напряжения изгиба


где KFL =1- коэффициент долговечности

NFO- базовое число циклов; NFO=4×106;

KFlmax= 2.08 при улучшении

sFlim- предел выносливости зубьев при изгибе

sFlim= 1,8×НВср

SF- коэффициент безопасности, SF = 1.75

sFlim1 = 1.8×285.5 = 513.9 Н/мм2

sFlim2 = 1.8×248.5 = 447.3 Н/мм2

 

 

Проектный расчет цилиндрической зубчатой передачи.

Межосевое расстояние


где Ка- вспомогательный коэффициент, для прямозубых колес Кa=495

KН=1,2- коэффициент нагрузки

yа -коэффициент относительной ширины колеса, т.е. отношение длины зуба колеса(ширины колеса)в2 к межосевому расстоянию. Для передач с раздвоенной ступенью значение длины зуба берется yа=0,5,

Мп- момент передаваемый ступенью

 Н×м

 мм

По ГОСТ 2185-76 принимаем аW=80 мм

Предварительные размеры колеса

Длина зубьев колеса


в2 = yа×аW

в2 = 80*0,5 = 40 мм

Учитывая погрешности сборки и возможные осевые смещения зубчатого колеса, ширину шестерни назначают на 5 мм больше ширины колеса:

в12+5 мм=40+5=45 мм

Модуль зубчатого зацепления


m = (0,01….0,02)×аW

m = 0,02*80 = 1.6 мм

По ГОСТ 9563-80 принимаем m=1,5 мм

Число зубьев колеса и шестерни

Суммарное число зубьев



Число зубьев шестерни



Число зубьев колеса

z2 = zс -z1

z2 = 106-17 = 89

Уточняем фактическое передаточное число


Уточняем межосевое расстояние 


 

Таблица 2.2 - Основные размеры колес

Параметр

Обозначение и формула

Колесо

Делительный диаметр

d=mz

25,5

133,5

Диаметр выступов

dа=d+2×m

28,5

136,5

Диаметр впадин

d1=d-2,5×m

21,75

129,75

Ширина колеса

В

40

45


Ширину шестерни назначают на 5 мм больше ширины колеса [3, c22]

Окружная скорость колеса, м/с


где n-частота вращения колеса, мин-1, d-диаметр делительной окружности, мм.

м/с

Проверочный расчет цилиндрической зубчатой передачи по контактным напряжения.

Расчетное контактное напряжение


                          

где КН- коэффициент нагрузки

KНН2×КНb×КНY

где КНa - коэффициент для прямозубых колес КНa=1

KHb -коэффициент концентрации нагрузки;

при НВ<350 и V<15 м/с КНb=1

KHV - коэффициент динамичности, КHV=1,25

КН = 1×1×1,25 = 1,25

Условие прочности выполняется т.к.

Проверочный расчет по контактным напряжениям


при z=17 YF=4,28 - коэффициент, учитывающий форму зуба

KFV=1,25 -коэффициент динамичности, принимаю по таблице 4.4.

Условие прочности выполняется т.к.

Определяем максимальные контактные напряжения



Где [уH]max=2.8уT=2100 предельное допускаемое контактное напряжение

уT=750-предел текучести материала.

Условие прочности выполняется т.к.

Определяем максимальные изгибающие напряжения еFMAX


Где [уF]max=0.8уT= 600 предельное допускаемое изгибаюшее напряжение

Условие прочности выполняется т.к.


3. Ориентировочный расчет валов редуктора. Подбор подшипников

.1 Ориентировочный расчет валов редуктора

Ориентировочный диаметр вала в опасном сечении определяется из условий прочности при кручении в случае контактных допускаемых напряжений.

мм                       (3,1)

где Т-крутящий момент [Н/мм], [ф]-допускаемое напряжение на кручение [ф]=15

Быстроходный вал редуктора

мм, принимаем d=15 мм

Диаметр вала под манжет

dм=17 мм

Диаметр вала под подшипник

dп=20 мм

Диаметр вала под шестерни

dп=24 мм

Тихоходный вал редуктора

мм, принимаем d=26 мм

Диаметр вала под манжет

dм=28 мм

Диаметр вала под подшипник

dп=30 мм

Диаметр вала под колесо

dk=34 мм

Промежуточный вал редуктора

мм, принимаем d=20 мм

Диаметр вала под подшипник

dп=20 мм

Диаметр вала под колесо

dп=22 мм

Диаметр вала под шестерни

dп=24 мм

.2 Подбор подшипников

Необходимый ресурс работы подшипника


[Lh] = 24×КСУТ×365КГОд×Т                                             (3.2)

где КСУТГод - коэффициенты использования подшипников во времени;

КСУТ=0,26; КГОд=0,6

Т - полный срок службы; Т=5 лет

[Lh ] = 24×0,26×365×0,6×5 = 6833 ч

Ресурс подшипника


                                           (3.3)

где L- номинальная долговечность

                                                               (3.4)

где Сr - каталожная динамическая грузоподъемность, Н

R - эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник

т - степенной показатель, для шарикоподшипников т=3

n - частота вращения кольца подшипника, мин-1

Подшипники на быстроходный вал

По таблице 24.15 принимаем радиально-упорный однорядный подшипник средней серии 46304

Размеры: d=20 мм, D=52, B=15, r=1.1, Dw=9.525,

Грузоподъёмность: Cr=17.8 кН, C0r=9.0 кН

Выбранные подшипники удовлетворяют условию прочности по динамической грузоподъемности

Подшипники на промежуточный вал

По таблице 24.15 принимаем радиальный шарикоподшипник однорядный легкой серии 50204

Размеры: d=20 мм, D=52, B=15, r=1.1, Dw=9.525,

Грузоподъёмность: Cr=17.8 кН, C0r=9.0 кН

Выбранные подшипники удовлетворяют условию прочности по динамической грузоподъемности

Подшипники на тихоходный вал

По таблице 24.15 принимаем радиальный шарикоподшипник однорядный легкой серии 50206

Размеры: d=30 мм, D=62, B=16, r=1.5, Dw=9525,

Грузоподъёмность: Cr=19.5 кН, C0r=10.0 кН

Выбранные подшипники удовлетворяют условию прочности по динамической грузоподъемности

4. Эскизная компоновка редуктора

 

 

 

Толщина стенки корпуса и крышки


d = 0,025×аWT+3 мм                                  (4.1)

где аWT=80 мм - межосевое расстояние в тихоходной ступени

d = 0,025×80+3 = 5 мм

Принимаем б = 5 мм

Расстояние от внутренней стенки редуктора до торца вращающейся детали

е1=1,1*d =1,1*5=5,5 мм                                     (4.2)

Расстояние от торца подшипника качения до внутренней стенки корпуса редуктора зубчатого конического

е=0,5*d4=4 мм                                 (4.3)

Ширина подшипника

В1=18 мм, В2=14 мм

Наименьший зазор между внутренней стенкой корпуса редуктора и зубчатым колесом

b≈1.2*d≈1.2*5≈6 мм                                 (4.4)

Расстояние между вращающимися колесами смежных ступеней

е2=0,75*d=0,75*5=3,75 мм                                (4.5)

Расстояние между зубчатым колесом и валом

е3=1,75*d=1,75*5=8,75 мм                                (4.6)

Расстояние от окружности выступов наибольшего зубчатого колеса до внутренней поверхности днища

в0=7,5*m=7,5*1,5=11,25 мм                             (4.7)


5. Расчет клиноременной передачи

Крутящий момент на быстроходном валу


                                                  (5.1)

 Н×м

По таблице 7.2 принимаем сечение ремня "0"

Диаметр ведущего шкива dР1 = 80 мм

Диаметр ведомого шкива

dР2 = dP1×uP×(1-x)                                                 (5.2)

где x - коэффициент скольжения клинового ремня; x = 0,02

dР2 = 80×2,89×(1-0,02) = 226 мм

По ГОСТ 17383-73 принимаем dP2 = 224 мм

Фактическое передаточное число

                                                (5.3)

Скорость пробега ремня

                                                 (5.5)

Частота вращения ведомого шкива

                                        (5.6)

 мин-1

Межосевое расстояние

а = 1×dР2                                                    (5.7)

а = 1×224 = 224 мм

Расчетная длина ремня


                                   (5.8)

мм

По ГОСТ 1284 1-89 принимаем L = 1000 мм

Уточняем межосевое расстояние


               (5.9)

Минимальное межосевое расстояние

аMin = а+0,025×L                                                 (5.10)

аMin = 248+0,025×1000 = 273 мм

Угол обхвата на меньшем шкиве


                                           (5.11)

Относительная длина ремня

Допускаемая мощность на один ремень

                                         (5.12)

где N0 - исходная мощность на один ремень; при dP1=80 мм и V=2,9 м/с NO=0,719 кВт;

Ca - коэффициент угла обхвата, Ca=0,89 [ таблица 7.4 ]

CL - коэффициент длины ремня; CL=0,86 [ таблица 7.5 ]

DNH - поправка к мощности

DNH = 0,0001×DMH×nДВ                            

где DМН - поправка к крутящему моменту на передаточное число;

Н=0,5 [ таблица 7.6]

DNН = 0,0001×1,2×700 = 0,035 кВт

СР - коэффициент режима работы

СР=0,84 [ таблица 7,7 ]

[N] = (0,719×0,89×0,86+0,035)×0,84 = 0,35 кВт

Расчетное число ремней



Действительное число ремней

                                                     (5.12)

где Ct - коэффициент неравномерности нагрузки; Ct=0,9 [3, c 47 ]

Принимаем число ремней Z=3

Сила начального натяжения одного ремня

                                   (5.13)

где g =0,1 кг/м

 Н

Усилие, действующее на валы передачи


                                    (5.14)

 Н

Размеры обода шкивов [ таблица 7.2]

h =7 мм h1 min= 6 мм

в = 2,5 мм a1 = 36о

e = 12 мм a2 = 38о

f = 8 мм

Наружные диаметры шкивов


d1 = dPi + 2в                                                        (5.15)

d1 = 80+2×2,5 = 80 мм

d2 = 224+2×2,5 = 229 мм

Ширина обода шкивов


М = (Z-1)×е+2×f                                         (5.16)

M = (3-1)×12+2×8 =40 мм

 


6. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов для валов привода

 

.1 Расчет быстроходного вала


Составляющие усилия в зацеплении

Окружная

                                                    (6.2)

Радиальная

                                             (6.3)

Осевая

                                              (6.4)

где -крутящий момент на валу, -делительная окружность зубчатого колеса,-угол захвата, -угол наклона зуба.

Определим силы, действующие на вал.

;

;

;

;

Q=807 Н;

Составляющие усилия в зацеплении

Окружная

                                        

Радиальная

                               

Осевая


Построим эпюру крутящих моментов в вертикальной плоскости.

Определим реакции опор.

RAX=RBX=Ft=3342 H

Ma= RBXa=3342*0.041=137

Построим эпюру крутящих моментов в горизонтальной плоскости.

Определим реакции опор.

RBY=721 H

RAY=3765 H

участок

Мa(0)=0 Н×м

Ma(0.041)=30 Н×м

участок

Мa(0)=-499 Н×м

Мa(0.088)=512 Н×м

участок

Мa(0)=-56.49 Н×м

Ma(0.041)=17 Н×м

участок

Ma(0)=0 кН·см

Ma(0.07)=-56.49 Н×м

Расчет вала на статическую прочность

Коэффициент запаса прочности


                                           (6.5)

где sТ - пробел текучести материала;

для стали 45 sТ = 540 МПа [ 1, таблица 2.1]

Kn - коэффициент перегрузки


sЭКВ - эквивалентное напряжение

                                             (6.6)

где М - результирующий изгибающий момент в опасном сечении

                                                   (6.7)

где МХ, МУ - максимальный горизонтальный и вертикальный моменты

МХ = 137 Н×м, МУ = 512 Н×м (из эпюры)

530 Н×м

W -осевой момент сопротивления

                                                          (6.8)

 м3

 МПа

Выбранный материал для вала сталь45 удовлетворяет условию прочности, т.к. ST = 4.87 >[ST ] = 1…3

.2 Расчет промежуточного вала

Составляющие усилия в зацеплении

Окружная

;                                            (6.9)

Радиальная

;                                                (6.10)

Осевая

                                                        (6.11)

где -крутящий момент на валу, -делительная окружность зубчатого колеса,-угол захвата, -угол наклона зуба.

Определим силы, действующие на вал.

;

;

;

;

;

Составляющие усилия в зацеплении

Для колеса

Окружная

Радиальная


Осевая


Для шестерни

Окружная

Радиальная


Построим эпюру крутящих моментов в вертикальной плоскости.

Определим реакции опор.

участок

Мa(0)=0 Н×м

Ma(0.041)=429 Н×м

участок

Мa(0)=429 Н×м

Мa(0.045)=512 Н×м

участок

Мa(0)=4295 Н×м

Ma(0.045)=755 Н×м

участок

Ma(0)=0 Н×м Ma(0.041)=429 Н×м

Построим эпюру крутящих моментов в горизонтальной плоскости.

Определим реакции опор.



участок

Мa(0)=0 Н×м

Ma(0.041)=191 Н×м

участок

Мa(0)=703 Н×м

Мa(0.045)=1150 Н×м

участок

Мa(0)=703 Н×м

Ma(0.045)=1150 Н×м

участок

Ma(0)=703 Н×м

Ma(0.041)=0 Н×м

Расчет вала на статическую прочность

Коэффициент запаса прочности


                                           (6.11)

где sТ - предел текучести материала;

для стали 45 sТ = 540 МПа [ 1, таблица 2.1]

Kn - коэффициент перегрузки


sЭКВ - эквивалентное напряжение

                                             (6.12)

где М - результирующий изгибающий момент в опасном сечении

                                                   (6.13)

где МХ, МУ - максимальный горизонтальный и вертикальный моменты

МХ = 755 Н×м, МУ = 1150 Н×м (из эпюры)

1375 Н×м

W -осевой момент сопротивления

                                                          (6.14)

 м3

 МПа

Выбранный материал для вала сталь45 удовлетворяет условию прочности, т.к. ST = 2,49 =[ST ] = 1…3

.3 Расчет тихоходного вала

Составляющие усилия в зацеплении

Окружная

;                                                  (6.15)

Радиальная

                                          (6.16)

Осевая

где -крутящий момент на валу, -делительная окружность зубчатого колеса,-угол захвата, -угол наклона зуба.

Определим силы, действующие на вал.

;

;

Составляющие усилия в зацеплении

Окружная

Радиальная


Построим эпюру крутящих моментов в вертикальной плоскости.

Определим реакции опор.

1 участок

Мa(0)=0 Н×м

Ma(0.041)=579 Н×м

участок

Мa(0)=579 Н×м

Мa(0.045)=0 Н×м

Определим реакции опор.

 H

 H

участок

Мa(0)=0 Н×м

Ma(0.041)=191 Н×м

участок

Мa(0)=703 Н×м

Мa(0.045)=1150 Н×м

участок

Мa(0)=703 Н×м

Ma(0.045)=1150 Н×м

участок

Ma(0)=703 Н×м

Ma(0.041)=0 Н×м

Расчет вала на статическую прочность

Коэффициент запаса прочности


                                           (6.17)

где sТ - предел текучести материала;

для стали 45 sТ = 540 МПа [ 1, таблица 2.1]

Kn - коэффициент перегрузки

sЭКВ - эквивалентное напряжение

                                             (6.18)

где М - результирующий изгибающий момент в опасном сечении

                                                     (6.19)

где МХ, МУ - максимальный горизонтальный и вертикальный моменты

МХ = 579 Н×м, МУ = 248 Н×м (из эпюры)

629 Н×м

W -осевой момент сопротивления

                                                          (6.20)

 м3

 МПа

Выбранный материал для вала сталь45 удовлетворяет условию прочности, т.к. ST = 2,44 =[ST ] = 1…3

 


7. Расчет подшипников

.1 Расчет подшипников на быстроходный вал

 

Расчет подшипников на динамическую грузоподъемность

P-эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

-осевая нагрузка на подшипник (Н).

X-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

Y-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

-коэффициент безопасности

-температурный коэффициент

Выбираем коэффициент X и Y. Отношение

 

По таблице 6,1 [6. C.197] определяем .

, то X=0,56, Y=1,71

По таблице 20 [6. c. 262] по скорости вращения внутреннего кольца и долговечности подшипника определяем отношение  для шарикоподшипников.



Следовательно, потребуется динамическая грузоподъемность:

 

Выбранный подшипник удовлетворяет условию динамической нагрузки

Расчет на статическую грузоподъемность

 -эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


,где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

-осевая нагрузка на подшипник (Н).

-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

Для правильного выбора подшипника должно выполнять условие:

Условие статической грузоподъемности выполняется.

.2 Подбор подшипников на тихоходный вал

 

Расчет подшипников на динамическую грузоподъемность

P-эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

осевая нагрузка на подшипник (Н).

X-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

Y-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

-коэффициент безопасности

-температурный коэффициент

Выбираем коэффициент X и Y. Отношение

 

По таблице 6,1 [6. C.197] определяем .

, то X=1, Y=0

По таблице 20 [6. c. 262] по скорости вращения внутреннего кольца и долговечности подшипника определяем отношение  для роликовых подшипников.


Следовательно, потребуется динамическая грузоподъемность:

Выбранный подшипник удовлетворяет условию динамической нагрузки

Расчет на статическую грузоподъемность

 -эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

осевая нагрузка на подшипник (Н).

-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

Для правильного выбора подшипника должно выполнять условие:

Условие статической грузоподъемности выполняется.

7.3 Расчет подшипников на тихоходный вал

 

Расчет подшипников на динамическую грузоподъемность

P-эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

-осевая нагрузка на подшипник (Н).

X-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

Y-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

-коэффициент безопасности

-температурный коэффициент

Так как осевая нагрузка на подшипник , то проверку на динамическую нагрузку произвести не получится, тогда оставляем выбранный подшипник.

Расчет на статическую грузоподъемность

 -эквивалентная расчетная нагрузка на подшипник


где -радиальная нагрузка на подшипник (Н).

-осевая нагрузка на подшипник (Н).

-коэффициент радиальной нагрузки (табл. 6.1).

-коэффициент осевой нагрузки (табл. 6.1)

Для правильного выбора подшипника должно выполнять условие:

Условие статической грузоподъемности выполняется.

8. Проверка прочности шпоночных соединений

Принимаем шпонки призматические, размеры шпонок и пазов по ГОСТ 23360-72 [1]

Материал шпонок сталь45 нормализованная

Напряжения смятия из условия прочности:

                                     (6.1)

где М - момент, передаваемый валом;

d - диаметр вала

h - высота шпонки

l - длина шпонки, принимаем на 5..10 мм меньше длины ступицы из ряда длин

в - ширина шпонки

8.1 Проверка прочности шпонок на быстроходном валу

На валу установлена 1 шпонка под стальной шкив.

Посадочный диаметр d=15 мм

Передаваемый момент Нб=38,44 Н×м

Размеры шпонки в*h*l = 5×6×40, t1=2.5 мм

Напряжения смятия

 МПа

sCМ=102 МПа< [sСМ]=120 МПа условие прочности выполняется

8.2 Проверка прочности шпонок на промежуточном валу

На валу установлены две одинаковые шпонки под цилиндрические колеса.

Посадочный диаметр d=22 мм

Передаваемый момент МПР=184,57 Н×м

Размеры шпонок в*h*l = 6×7×32, t1= 3.5 мм

Напряжения смятия

 МПа

Прочность шпонок обеспечена


8.3 Проверка прочности шпонок на тихоходном валу

На валу установлена шпонка под цилиндрическое колесо;

Посадочный диаметр d=33 мм

Передаваемый момент МТ=859,63 Н×м

Размеры шпонки в*h*l = 10*9*39, t1=3.8 мм

Напряжения смятия

 МПа

На валу установлена 1 шпонка под стальное колесо.

Посадочный диаметр d=26 мм

Передаваемый момент МТ=859,63 Н×м

Размеры шпонки в*h*l = 8*7*39, t1=3.5 мм

Напряжения смятия

 Мпа

Прочность шпонок обеспечена

9. Выбор масла


Смазывание зубчатых колес производится опусканием их в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колес на 10….12 мм

Требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес

Быстроходная ступень: V = 1,46 м/с, [sП ] = 549,15 Н/мм2

Тихоходная ступень: V = 0,08 м/с, [sП ] = 644.5 Н/мм2

Рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна

n = 34×10-6 м3/с [1, таблица 11.1]

Такой вязкости соответствует масло индустриальное И-Г-А-32 ГОСТ20799-75

Список литературы

1. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М "Высшая школа", 1985 г. -416с

. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Детали машин. Курсовое проектирование М "Высшая школа", 1990 г. -399с

. Е.Ф. Катаев, Ю.Т. Костенко. Расчет передачи зацеплением. Белгород, 1993 г. -61с

. Е.Ф. Катаев, Ю.Т. Костенко, Н.В. Столбов. Расчет и конструирование валов и подшипников. Белгород,1995 г. -87с

. И.А. Биргер и др. Расчет на прочность деталей машин; справочник М "Машиностроение", 1972 г. -702 с.

Похожие работы на - Проектирование привода цепного конвейера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!