юридические лица в сфере железнодорожного транспорта ( ОАО «РЖД», ее дочерние компании и другие предприятия и компании по оказанию услуг в сфере железнодорожного транспорта).
Среди физических лиц в административном праве выделяют:
а) общий субъект административной ответственности;
б) особый субъект административной ответственности;
К категории общих субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся граждане, лица без гражданства и иностранные граждане (не имеющие дипломатический иммунитет), которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16 лет.
Общие субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте можно разделить на две группы. К первой группе относятся лица, которые приобрели железнодорожный билет (или обязанные его приобрести), то есть пассажиры. Ко второй группе относятся остальные лица, которые по каким либо причинам находятся на железнодорожном транспорте.
Административно-правовой статус пассажира, как субъекта административной ответственности.
Согласно ст. 11.18 КоАП, а так же Уставу железнодорожного транспорта в Российской Федерации, Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте пассажир, то есть физическое лицо, желающее воспользоваться услугами железнодорожного транспорта. В этих нормативно-правовых актах установлено, что:
билет должен содержать Ф.И.О лица, его приобретшего;
наименование и реквизиты документа лица, на основании которого была совершено приобретение;
при приобретении бесплатного или льготного билета, наименование и реквизиты документы, удостоверяющие право на эти льготы;
дату поездки, а так же время, станцию отправки и станцию приобретения.
При несоответствии билета этим требованиям, а так же в случае его утраты или не приобретения, пассажир считается безбилетным. При обнаружении безбилетного пассажира во время движения железнодорожного подвижного состава против него применяются санкции в виде штрафа или удаление пассажира с подвижного состава с составлением протокола об административном правонарушении.
Безбилетный пассажир оплачивает контролирующим лицам стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки, а так же оплатить штраф. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда. Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).
К административной ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте привлекают мировые судьи.
Право пользования услугами железнодорожного транспорта согласно приобретенному билету, а так же наступление административной ответственности за его отсутствие является единственным отличием в административно-правовом статусе пассажира от других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам.
Административно-правовой статус других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам, как субъектов административной ответственности.
Согласно гл. 11 КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте России», Устава железнодорожного транспорта, ФЗ «О пожарной безопасности» и других нормативно правовых актов, регламентирующих административной ответственности на железнодорожном транспорте все физические лица, не зависимо от их административно-правового статуса, обязаны соблюдать принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, правила пожарной безопасности, правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа и другие правила, предусмотренные на железнодорожном транспорте. Нарушение этих правил, а равно и их несоблюдение, влечет к административной ответственности.
Нарушение принципов и правил безопасности на железнодорожном транспорте может быть в виде действий, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования(ст.11.15 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте(ст. 11.16 КоАП), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте(ст. 11.17 КоАП), нарушения правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа(ст. 11.19 КоАП).
За данные правонарушения все физические лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 5000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 11.1 КоАП РФ, в виде повреждения железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. За него предусмотрена санкция в виде административного ареста до 15 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ физические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушений. Так же физическое лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Особый субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории особых субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относят несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, а также должностные лица на железнодорожном транспорте.
Административно правовой статус несовершеннолетних, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
Все дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Этими же Комиссиями выносится решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности на железнодорожном транспорте согласно Положениям об этих комиссиях. Но согласно ч.2 ст. 23.2 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте, совершенным несовершеннолетним лицом, права этого лица могут осуществлять их законные представители (ч.1 ст. 25.3 КоАП РФ). Этими законными представителями несовершеннолетнего лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Судья, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении на железнодорожном транспорте, совершенным несовершеннолетним лицом, вправе признать обязательным присутствие законного представителя этого несовершеннолетнего (ч.5 ст.25.3 КоАП РФ).
Административно правовой статус военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, относятся физические лица с 18 лет, которые проходят срочную военную службу либо военную службу по контракту, или находятся на военных сборах.
Дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте, предусмотренных в статьях 11.1, 11.15, 11.17, 11.19 КоАП РФ, совершенными военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ). За остальные административные правонарушения на железнодорожном транспорте военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, административной ответственности не несут. В отношении них наступает дисциплинарная ответственность согласно положениям Дисциплинарных Уставов.
Военнослужащие за административные правонарушения на железнодорожном транспорте, предусмотренные ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места несения военной службы или прохождения военных сборов) несут административную ответственность на общих основаниях.
Так же, как и субъекты, имеющие общий административно-правовой статус административной ответственности, военнослужащие, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Административно правовой статус должностных лиц, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории должностных лиц, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся физические лица, на которых возложено исполнение должностных обязанностей на железнодорожном транспорте. В эти обязанности должно входить обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечение правил пожарной безопасности, обеспечение пассажирооборота, товарооборота и грузооборота, и других правил, обеспечивающих безаварийную и бесперебойную эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения подлежит должностное лицо только в случае совершения им административного правонарушения неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В остальных случаях должностное лицо несет административную ответственность на общих основаниях с остальными физическими лицами.
Должностные лица привлекаются к административной ответственности за не устранения действия, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), несоблюдение и нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1),несоблюдение и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16 КоАП), не обеспечение соблюдения правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст. 11.19 КоАП).
За данные правонарушения все должностные лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 50000 рублей.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности.
Так же, как и субъекты, имеющие общий административно-правовой статус административной ответственности, должностные лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Так же должностное лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).
Юридические лица, как субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К юридическим лицам на железнодорожном транспорте относятся ОАО «РЖД», ее филиалы, дочерние и зависимые общества, а так же другие предприятия, на осуществление которых были выданы лицензии Госжелдорнадзором от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Административная ответственность для юридических лиц на железнодорожном транспорте предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений на железнодорожном транспорте в случаях, когда это предусмотрено статьями Раздела II Особенной части КоАП РФ.
Юридические лица привлекаются к административной ответственности за несоблюдение и нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1).
За данные правонарушения все должностные лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 3000 до 60000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в виде неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. За него предусмотрена санкция в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных юридических лиц к административной ответственности.
Юридические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Так же должностное лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).
административный ответственность правонарушение железнодорожный
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъекту административного правонарушения в области железнодорожного транспорта
.1 Виды правонарушений на железнодорожном транспорте
Список административных правонарушений представлен в главе 11 КоАП, которая называется: «Административные правонарушения на транспорте». Это:
ст. 11.1 - действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте;
ч.3 ст.11.14 - нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
ст. 11.15 - Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования;
ст. 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности;
ст. 11.16 - нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
ст. 11.17 - нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте;
ст. 11.18 - безбилетный проезд;
ст. 11.19 - Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа.
Эти правонарушения можно классифицировать по следующим основаниям:
)по видам субъектов административной ответственности:
а) административные правонарушения, которые совершаются физическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17, ст.11.18, ст. 11.19 КоАП РФ;
б) административные правонарушения, которые совершаются юридическими лицами. Сюда входят правонарушения, предусмотренные ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15.1, ст. 11.16, КоАП РФ;
) по видам объектов, на территории которых совершаются административные правонарушения:
а) административные правонарушения, которые совершаются на территории вокзала: ч.1,2, 4-6 ст. 11.1, ст.11.16;
б) административные правонарушения, которые совершаются на территории дистанции пути: ч.1,3-6 ст. 11.1;
в) административные правонарушения, которые совершаются на железнодорожном транспорте непосредственно:ч.3 ст. 11.14, ст.11.15, ст. 11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
) по видам нарушения норм, регулирующих административную ответственность:
б) административные правонарушения, которые нарушают требования к железнодорожному подвижному составу: ч.2 ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16;
в) административные правонарушения, которые нарушают требования, предъявляемые к пассажиру и другим физическим лицам: ч.4 ст.11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.16 - 11.19;
) по видам административных санкций, налагаемых за административные правонарушения:
а) административные правонарушения, за совершение которых налагается административный штраф: ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19;
б) административное правонарушение, за совершение которого налагается административный арест (применяется только к физическим лицам): ч.1 ст. 11.1;
в) административное правонарушение, за совершение которого налагается административное приостановление деятельности (применяется только в отношении юридических лиц): ч.2 ст. 11.15.1;
) по видам должностных лиц, которые имеют право налагать меры административной ответственности:
а) мировые судьи: ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17;
а1) мировые судьи (если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье): ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19;
б) судьи военных гарнизонных судов (если административное правонарушение совершает военнослужащий): ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17, ст. 11.19;
в) должностные лица органов внутренних дел (полиции): ч.1,3,4,5, ст. 11.1, ст.11.14, ст. 11.15, ч.1,2,3 ст. 11.17;
г) должностные лица Госжелдорнадзора, действующие от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ст.11.1, ч.3 ст.11.14, ст.11.15, ст.11.16.
2.2 Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на несколько стадий:
выявление и пресечение административных правонарушений на железнодорожном транспорте;
составление протокола об административном правонарушении;
привлечение к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.
Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте возможен только при наличии соответствующих оснований. Этими основаниями для применения мер административной ответственности является административное правонарушение при наличии таких элементов, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного правонарушения. При отсутствии одного или нескольких данных элементов, деяние нельзя характеризовать как административное правонарушение, а следовательно нельзя привлечь к административной ответственности.
Выявлением и пресечением административных правонарушений на железнодорожном транспорте занимаются должностные лица Госжелдорнадзора и сотрудники органов внутренних дел, которые предусмотрены статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяющихся в сфере железнодорожного транспорта и непосредственно связанных с его спецификой.
Помимо выявления и пресечения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, сотрудники органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях и передают дела органам или должностным лицам, управомоченным привлекать к административной ответственности.
Так же согласно ст. 23.3 КоАП РФ отдельные должностные лица органов внутренних дел за отдельные правонарушения могут привлекать к административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте. Такими должностными лицами органов внутренних дел являются:
начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.11.14, ст. 11.15;
начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17;
начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.
К административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте могут привлекать и мировые судьи. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17. В случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то он имеет право привлекать к административной ответственности за нарушение ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19.
В случае совершения административного правонарушения лицом, имеющим статус военнослужащего, к административной ответственности такие лица привлекаются судьями военных гарнизонных судов. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17, ст. 11.19. Если совершаются административные правонарушения, предусмотренные другими статьями КоАП, то наступает дисциплинарная ответственность.
В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом, его к административной ответственности привлекает Комиссия по делам несовершеннолетних, согласно материалам дел, переданных органами или должностными лицами, выявившими это административное правонарушение.
2.3 Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
ОАО «РЖД» в силу своих полномочий и финансовых возможностей принимает меры по обеспечению охраны участков высокоскоростного движения и созданию безопасных условий для пассажиров и иных лиц. В то же время в законодательстве существуют пробелы, которые не позволяют Компании в полной мере обеспечить меры безопасности в области железнодорожных перевозок. Действующее законодательство не позволяет владельцам инфраструктур и перевозчикам осуществлять досмотровые мероприятия, а также ограничивать свободный доступ лиц на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и прилегающие к ним территории. Нужно внести изменения в законодательство, чтобы осуществлять эти мероприятия на законной основе.
В настоящее время законодательство не регулирует в достаточной мере вопросы безопасности инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. В.И. Бынков предлагает установить статус служб безопасности владельцев инфраструктуры и перевозчиков, определив, что ими должны являться штатные подразделения, а также частные охранные предприятия. Во-вторых, необходимо наделить службы безопасности компаний правами проверки документов у лиц, проходящих в зоны инфраструктуры и подвижной состав, проводить досмотр лиц, изымать у пассажиров, находящихся в контролируемой зоне и подвижном железнодорожном составе, обнаруженные незаконные предметы и вещества и передавать задержанных лиц органам внутренних дел. Соответственно, при отказе пассажира от досмотра договор перевозки должен считаться расторгнутым. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта зависит не только от безопасности внутри периметра, но и от режима охраны территорий, прилегающих к объекту инфраструктуры. Поэтому предлагается установить особые территории безопасности, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (или их частей) в целях реализации владельцем такой инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусмотрев частичное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности из федерального бюджета. Усилить ответственность за правонарушения в сфере транспорта. Усилить ответственность за преступления в сфере транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта. Предлагаемые изменения касаются безопасности граждан и объектов железнодорожного транспорта на участках движения высокоскоростных поездов. Имеют место случаи непроизводственного травматизма, возникающее вследствие грубого нарушения гражданами правил поведения на железнодорожных путях, а учитывая, что высокоскоростной поезд движется со скорость 200 км/ч и выше, то данные нарушения с высокой степенью вероятности могут привести к летальному исходу. Поэтому предлагается внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора.
Еще одной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является реализация мер административной ответственности в соответствующей сфере. Здесь недостаточно опираться только на предписания КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации, который устанавливает административную ответственность. Объясняется это тем, что железнодорожные правоотношения являются объектом регулирования значительного количества федеральных законов, а также принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому, чтобы понять смысл и содержание диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, необходимо обращаться к нормативным предписаниям, которые находятся в соответствующих нормативных правовых актах.
Следует также учитывать и весьма специфическую сферу воздействия, где действуют не только юридические, но технические предписания. Развитие связи и информатизации невозможно без использования соответствующих технических средств, аппаратов и т.п. В этой связи у правоприменителя возникает целый ряд проблем при выявлении и квалификации административных правонарушений, а также в ходе производства по соответствующему административному правонарушению.
Еще одной проблемой в области административного правонарушения является проблема привлечения к административной ответственности за нарушение ст. 11.18 КоАП, а именно безбилетные проезд. Проблема заключается в следующем. После образования ОАО «РЖД», контролеры - ревизоры не имеют право накладывать и взыскивать штраф. Они только берут повышенную плату за оказания своих услуг, выписывая билеты в пути следования. Согласно ст.23.3, должностные лица органов внутренних дел не имеют право составлять протоколы и привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд. Согласно ч.1 ст. 22.3, привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд могут только судьи
Так же к проблемам привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте относятся проблемы административного характера, связанные с реформой Министерства внутренних дел. Переходный период во всех отраслях власти всегда характеризуется спадом деятельности, а в системе ЛОВД в особенности. Будем надеется, что этот переходный период затянется не надолго и все вернется в норму.
Еще одной не маловажной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является неправильная квалификация проступков в отношении должностных лиц и специальных субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте. Все чаще эти субъекты несут только дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений.
Заключение
Таким образом, исследовав данную тему, можно констатировать, что административная ответственность за правонарушения, совершаемые на железнодорожном транспорте - является одним из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.
Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим источникам.
Субъектов административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:
)физические лица (граждане, достигшие 16 лет);
)юридические лица.
Итак, среди административных правонарушений в области железнодорожного транспорта можно выделить следующие правонарушения: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст.11.1), нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ч.3 ст.11.14), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст.11.16), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ч.1,2,3 ст.11.17).
Административное правонарушение административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте - это деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных, в частности, административный штраф, так и в неимущественных ограничениях правонарушителя, например, предупреждение и др.
В качестве основных предложений по усовершенствованию законодательства в области железнодорожного транспорта можно выделить следующее:
1.Усилить ответственность за правонарушения в сфере железнодорожного транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта путем увеличения санкций;
2.Внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора;
.Внести поправки в ст.23.3 КоАП, дополнив ее правом органов внутренних дел составлять протоколы и привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд;
.Более четко провести черту между административными и дисциплинарными правонарушениями, а так же ввести санкции за не правильную или ошибочную квалификацию, когда путаются административные и дисциплинарные правонарушения.
Список использованной литературы
1.Нормативно-правовые акты:
.1Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
.2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. - 446 с.
.3О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 18.11.2011.
.4Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 18.11.2011.
.5О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 18.11.2011.
.6Правила пожарной безопасности в Российской Федерации : приказ МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 18.11.2011.
2.Специальная литература:
2.1Алехин, А.П. Административное право России: Учебник для ВУЗов. 2 ч. М.: Зерцало, 2009. - 320 с.
.2Бочаров, С.Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С.Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; Моск. ун-т МВД России. - М.: Щит-М, 2005. - 318 с.
.3Бынков, В.И. О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности в области железнодорожных перевозок // Транспортная безопасность и технологии. - 2011. - № 2. - С. 11 - 17.
.4Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. Учебник. - 2 изд. М.: ТК Велби, 2007. - 688 с.
.5Головко, В.В. Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте // Транспортное право. - 2002. - № 3. - С. 32 - 39.
.6Итоги деятельности по осуществлению государственного контроля и надзора в 1 квартале 2010 года // официальный сайт Госжелдорнадзора. #"justify">Приложение
Практика применения основных статей КоАП на железнодорожном транспорте
№ п/п Статья КоАП Наименование статьи Составлено протоколов, Шт.Сумма взыскания штрафов тыс. рублей111.1Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте4665022Ч.3 ст. 11.14Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов125,7311.15 Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного оборудования 246105,5411.16Нарушения правил пожарной безопасности6348,5519.5Невыполнение законных предписаний об устранении законодательства в срок1315,3619.7Непредставление информации40,67Ч.3 ст. 19.19Нарушение обязательных правил и стандартов2111,58итого825689,1