Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина













Курсовая работа

Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина

ВВЕДЕНИЕ

Правовое государство предполагает не только правовое закрепление демократических прав и свобод человека и гражданина, но и наличие механизма их обеспечения, гарантированности.

Права и свободы оцениваются по реальным гарантиям. Еще в 1789 г. в ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина было записано: «Каждое общество, в котором не обеспечены гарантии прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции».

Актуальность темы административно-правовых гарантий прав граждан состоит в том, что этот институт административного права затрагивает наиболее важные проблемы реализации конституционных прав российских граждан. Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова. Однако мы можем говорить о существовании в России внутригосударственных институтов, главная задача которых - гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный Суд РФ, общие суды, мировые судьи), Президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.

Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и содержание административно-правовых гарантий прав и свобод гражданина.

Для достижения этой цели были поставлены и предпринята попытка разрешить следующие научно-исследовательские задачи:

)Изучить понятие и признаки административно-правовых гарантий;

)Рассмотреть круг нормативно-правовых актов, закрепляющих административно-правовые гарантии;

)Проанализировать основные виды административно-правовых гарантий (судебные и внесудебные);

)Рассмотреть институт обращения граждан, как отдельный вид административно-правовых гарантий.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе административной юрисдикционной деятельности государственных органов по обеспечению гарантий прав и свобод граждан.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, закрепляющие административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Для написания курсовой работы был привлечен широкий круг научной литературы: учебники административного права таких известных авторов как Алехин А.П., Н.Д. Бахрах, Козлов Ю.М., Л.Л. Попов и др.

Методическая база исследования. Работа выполнена на основе системного подхода с применением таких специальных научных методов, как формально-логический, сравнительного правоведения.

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства.

Из содержания данной статьи следует, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

.признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

.соблюдает эти права и свободы, т.е. не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

.защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

Административно-правовые гарантии прав граждан - это комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.

А.П. Алехин пишет, что в юридической литературе распространена неточность согласно которой административно-правовые гарантии, толкуются очень широко, в них включается судебный контроль и прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и неадминистративно-правовыми.

Указанный автор также отмечает, что «Изначальным и универсальным гарантом прав и свобод может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу, ибо любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов».

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий, он должен:

-быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным;

-отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы;

-содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации;

-определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод,

-принимать меры к их безусловному обеспечению,

-предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите, последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Роль органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Они создают (участвуют в создании) необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредую-щих реализацию прав, свобод и обязанностей гражданам; разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения и т. д.).

Н.Д. Бахрах обращает внимание на то, что «административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления».

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

) создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.

2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

.1 Судебные гарантии

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан.

Статьи 18 и 46 Конституции РФ особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 1.2 КоАП РФ устанавливает, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Таким образом, эти нормы также указывают на соблюдение как административно-правовых, так и иных гарантий граждан.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

«Кроме того - пишет А.Г. Агапов - судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация».

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Как одну из негативных тенденций в России можно отметить процесс затягивания создания административных судов для эффективной реализации административного судопроизвосдтва.

По мнению Ю.А. Поповой, административное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности административного суда по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти или их должностными лицами и гражданами, другими субъектами властеотношений, о законности принятых правовых актов, решений, действий (бездействия).

Ещё в ноябре 2000 года Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в первом чтении Федеральный конституционный закон «О федеральных административных судах в Российской Федерации».

Основной целью создания таких судов является разрешение дел, возникающих в сфере административных и иных публично-правовых отношений. К ним можно отнести дела

-дела об оспаривании правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

-дела о приостановлении и прекращении различных общественных объединений;

-дела по разрешению отдельных споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другие.

Тем самым можно отметить определенное сходство юрисдикции Конституционного Суда РФ и учреждаемых административных судов, хотя, безусловно, полного совпадения юрисдикции данных органов не будет.

«Деятельность административных судов - предполагает Ю.В. Сергеев получит в будущем особое юридическое и общественно-политическое значение, поскольку будет способствовать созданию единого правового пространства на территории России и послужит дополнительным фактором, объединяющим страну».

Создания административных судов и соответственно административного судопроизводства с административной юстицией может включать различные виды дел: производство об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной администрации; об обжаловании индивидуальных актов и конкретных действий (бездействия), связанных с нарушением избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, с нарушением прав и свобод граждан в социальной сфере, с предоставлением земельных участков, с разрешениями на строительство, эксплуатацию отдельных объектов, с деятельностью контрольно-надзорных государственных органов, с разрешительной системой; об обязывании органа публичной власти принять конкретный индивидуальный акт, выдать разрешение, юридический документ и т.п.; об установлении юридических фактов, связанных с публично-правовым статусом гражданина или организации.

2.2 Внесудебные гарантии

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

Защиту прав граждан также обеспечивает Уполномоченный по правам человека, который осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;

в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;

г) выявлению нарушенных прав;

д) устранению выявленных нарушений;

е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В.В. Тамбовцев обращает внимание на то, что «профессиональная деятельность Уполномоченного по государственной защите прав человека содействует их восстановлению, но не устраняет допущенные нарушения, в связи с чем является субсидиарным или дополнительным, а не основным средством их правовой защиты. Обращение к Уполномоченному не может рассматриваться в качестве эффективного средства правовой защиты, поскольку он не наделен правом по устранению нарушений, а его право предложить другим органам исправить их не является обязательным для безусловного исполнения. Цели по содействию в восстановлении нарушенных прав человека, стоящие перед ним при осуществлении государственной защиты, достигаются рекомендациями по урегулированию конфликтов между органами государственной власти и личностью средствами только согласительных, а не арбитражных процедур. Юридическая сила мандата Уполномоченного заключается не в наличии у него властных полномочий, а в его профессионализме в области общепризнанных стандартов прав человека, безупречном моральном авторитете, гласности, опоре на общественное мнение, общечеловеческие нормы нравственности и морали, в правоте его гуманной миссии».

Согласно ст. 23 Закона Об уполномоченном по правам человека при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан и по работе с обращениями граждан, основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.

Основными задачами Управления являются:

-обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ;

-осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями граждан;

-анализ обращений граждан, адресованных Президенту РФ, и подготовка соответствующих докладов;

-информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности Администрации Президента РФ по рассмотрению обращений граждан;

-обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Одним из видов внесудебных гарантий является предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Охрана прав лиц, которым нанесен вред незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплена в Конституции в соответствии с международно-правовыми актами и общепризнанными принципами и нормами международного права. Подробно случаи возмещения государством нанесенного им и его органами вреда регулируются гражданским законодательством.

В ст. 1069 части второй Гражданского кодекса РФ установлено: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав.

Ответственность наступает, если:

а) совершено противоправное действие;

б) причинен имущественный вред;

в) существует причинная связь между неправильными действиями и вредом;

г) ущерб наступил по вине учреждения, органа.

Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.

Под служебными следует понимать также действия, совершенные работником организации с использованием внешних атрибутов должностного лица (удостоверение, форма, жезл регулировщика, огнестрельное оружие и т. д.), путем злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти, использования своего служебного положения.

Имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной.

Статья 1070 части второй Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: «Вред причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».

Согласно ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Причиненные гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного (муниципального) бюджета.

Возмещению подлежат:

) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;

) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями.

Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в течение которого они незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые, пенсионные, жилищные права потерпевшего. По просьбе пострадавшего следственные органы. прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства об оправдывающем гражданина решении.

Материальным основанием наступления ответственности является незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный им. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процессуальное основание- акт компетентного органа об отмене незаконного акта, о прекращении уголовного или административного дела.

Орган дознания предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

3. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ГАРАНТИЯ

Одним из важных элементов административно-правового статуса и одновременно гарантией реализации прав граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В настоящее порядок подачи и рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

В соответствии с ст. 2 Закона об обращения граждан, каждый гражданин или группа граждан имеет право обратиться лично либо через своего законного представителя только к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления.

Р.Ч. Бондарчук обращает внимание на то, что из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращениях вопросов. Ему представляется, что этот пробел можно ликвидировать путем либо внесения дополнений в Закон, либо путем принятия названными субъектами их собственных локальных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений.

Существуют следующие 3 вида обращений граждан:

) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

При обращении гражданина ему предоставляются определенные гарантии безопасности (ст. 6):

-запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

-при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

При рассмотрении жалобы гражданина государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно ст. 30 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Ст. 16 Закона указывает, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

«Конечно, ситуация, когда, например, в 1906 г. простой российский обыватель мог записаться на прием к премьер-министру Российской империи и, самое главное, получить ответ на свое прошение непосредственно из уст главы правительства, сегодня, спустя 100 лет, выглядит фантастической».

Вместе с тем отметим, что регламентации личного приема граждан в Законе об обращениях посвящена отдельная ст. 13. В соответствии с ней личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. На практике такую информацию можно получить непосредственно в конкретных органах, а также с постепенным развитием Интернета - на сайтах значительного количества органов государственной власти и местного самоуправления. Так, например, в Санкт-Петербурге большой объем информации можно получить на официальном портале администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.

Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

) объект обжалования - неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, организаций;

) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу, и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

) срок рассмотрения жалоб и заявлений - один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами - Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно:

)наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;

)особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте;

)определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы;

)специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения;

)особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб;

)юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон обращения граждан в различные органы, обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан. Можно также говорить о том, что рассмотренные нами общие гарантии рассмотрения обращений граждан и регулирующие их правовые нормы представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в курсовой работе мы рассмотрели понятие и особенности административно-правовых гарантий прав и свобод гражданина.

Административно-правовые гарантии прав граждан - это комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица непосредственно участвуют в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей. Они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Реализация административно-правовых прав и свобод граждан базируется на экономических, политических, организационных и юридических гарантиях.

Административно-правовые гарантии, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Судебные гарантии реализуются через рассмотрение судами уголовных, гражданских, хозяйственных (арбитражные суды) и другие категории дел, в том и в виде осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Здесь, нами выявлена проблема отсутствия по настоящее время в России специальных административных судов, которые занимались бы непосредственным разрешением дел, возникающих в сфере административных и иных публично-правовых отношений.

Внесудебные гарантии включают в себя деятельность Уполномоченного по правам человека, Администрации Президента РФ и его Управления по обеспечению конституционных прав граждан и по работе с обращениями граждан. Также сюда относится право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Одним из важных элементов административно-правового статуса и одновременно гарантией реализации прав граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

В целом в настоящее время можно говорить о том, что в России ситуация по обеспечению гарантий административно-правовых прав и свобод граждан улучшается, сложился достаточно действенный механизм правового регулирования в данной сфере.

гарантия судебный жалоба обращение

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 25 декабря.

2.Федеральный конституционный закон Российской Федерации «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - N 9. - Ст. 1011.

.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - N 5. - Ст. 410.

.Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - N 19. - Ст. 685.

.Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - N 19. - Ст. 2060.

.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении положения об управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан» от 24.08.2004 г. N 1102 // СЗ РФ. - 2004. - N 35. - Ст. 3609.

Комментарии, учебная литература

.Агапов А.Г. Административное право. Учебник - М.: Эксмо, 2012.

9.Административное право: / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2011.

.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало, 2009.

11.Бахрах Н.Д. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2004.

.Бондарчук Р.Ч., Прокопьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2010.

13.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2010.

.Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» - М.: Юстицинформ, 2011.

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) - Изд. 5-е перераб. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

.Кубанкин В.И. Павленко В.В. Административное право. Учебное пособие для вузов. - М., 2012.

.Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

.Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (постатейный). - М.: Спарк, 2007.

Научные статьи

.Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве // Правоведение. - 2006. - № 3.

20.Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. - 2008. - N 5.

.Кононов П.И., Чепурных М.В. Об административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. N 5.

22.Сергеев Ю.В. Организация судебных органов административной юстиции, учреждаемых в Российской Федерации // Право и политика. - 2006. N 9.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример судебной практики, касающийся возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - N 1.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 14 июня 2002 г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г., просившего возместить вред, принесенный незаконным арестом, взыскана компенсация морального вреда в сумме 500 руб. и расходы по оплате помощи адвоката в сумме 1 тыс. рублей.

Однако

Верховный Суд РФ рассмотрел дело в порядке надзора.

Им установлена правильность принятого решения.

Удовлетворяя иск, суд руководствовался данными нормами и правомерно исходил из того, что Г. был незаконно подвергнут административному взысканию в виде ареста сроком на одни сутки постановлениями судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 2 и 3 апреля 2001 г. по ст. 165 КоАП РСФСР - злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, которое произошло 1 апреля 2001 г. в 22 час. 20 мин. в комнате общежития.

Учитывая, что при наложении на истца административного взыскания по ст. 165 КоАП РСФСР не установлено, законными ли были требования работников милиции, а также истекли ли сроки привлечения к административной ответственности, суд правомерно признал, что производство по делу в отношении Г. прекращено по реабилитирующим основаниям, гарантирующим ему возмещение вреда в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ.

Таким образом, вывод суда об удовлетворении иска Г. соответствует требованиям п. 1 ст. 1070, абз. 3 ст. 1100 ГК РФ, которыми предусмотрено возмещение вреда, причиненного гражданину в результате, в частности, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста.

Таким образом, вывод суда о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г. компенсации морального вреда в сумме 500 руб. и затрат на услуги адвоката в сумме 1 тыс. рублей является правильным.

Определение Верховного суда РФ от 26.07.1999 г. N Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - №.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в рассмотрела 26 июля 1999 г. дело по жалобе Ш. на действия Управления государственного надзора за связью по Удмуртской Республике и Министерства внутренних дел Удмуртской Республики

Кандидат в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики Ш. обратился с жалобой на действия органов государственной власти - Министерства внутренних дел Удмуртской Республики и Управления государственного надзора за связью по Удмуртской Республике, указав, что он на основании договора с ТК "Альва" ООО "Хуго" на предоставление эфирного времени для размещения агитационного материала в ходе предвыборной кампании 19 марта 1999 г. около 21 часа выступал в прямом эфире и готовился к следующему выступлению. Явившиеся в это время представитель госсвязьнадзора и сотрудники милиции обесточили, опечатали оборудование, демонтировали и вывезли телевизионный передатчик СТВ-200 в составе модулятора N 108603-1W и усилителя мощности СТВ-200 N 084, объект опечатали. Своими действиями они лишили заявителя возможности реализовывать свои права как кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики.

Судебная коллегия Верховного Суда установила, что на основании исследованных доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовых оснований для изъятия оборудования телекомпании не имелось. Административное производство не было возбуждено, протокол об административном правонарушении не составлялся, виновные лица не устанавливались, решение-предписание об аннулировании лицензии ТК "Альва" признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики. Оснований для прекращения или приостановления деятельности телекомпании, предусмотренных ст. 16 Закона "О средствах массовой информации", не имелось. Представители Министерства внутренних дел Удмуртской Республики и Управления государственного надзора за связью по Удмуртской Республике не представили доказательств законности своих действий.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что нарушение прав Ш. как кандидата в депутаты Государственного Совета произошло в результате незаконных действий МВД УР и Управления государственного надзора за связью по УР.

Похожие работы на - Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!