Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ

План

Введение

.Понятие административно-правового статуса должностного лица и правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ

.Порядок назначения губернатора Вологодской области, его статус и основные полномочия

.Порядок досрочного прекращения полномочий и ответственность губернатора Вологодской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие административно-правовой статус используется в основном при характеристике органов и должностных лиц исполнительной власти. При этом «каждая государственная должность замещается государственным служащим, имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.)». Административно-правовой статус раскрывается именно в отношениях между органом управления или должностным лицом и другими субъектами права.

Конституционная модель организации государственной власти в Российской Федерации предполагает установление взвешенных механизмов взаимодействия, взаимного контроля и взаимной ответственности органов различных ветвей государственной власти на каждом ее территориальном уровне, включая региональный. Изменение порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ, возглавляющих, как правило, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, не может квалифицироваться как одностороннее усиление исполнительной власти соответствующего территориального уровня, уход региональных органов исполнительной власти от парламентского контроля. В связи, с чем необходимо детальное определение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ, который закрепляется в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица. В этом и заключается актуальность темы исследования.

Цель работы - изучение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере губернатора Вологодской области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие административно-правового статуса должностного лица;

определить правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ;

рассмотреть административно-правовой статус губернатора Вологодской области, в частности: определить порядок назначения губернатора Вологодской области, его статус и основные полномочия, а также порядок досрочного прекращения полномочий и ответственность губернатора Вологодской области.

При написании данной работы использовались различные методы: метод сравнительного исследования, научный, изучение нормативно-правовой базы.

Теоретической основной курсовой работы послужили нормативно-правовые источники, статьи и учебная литература.

1.Понятие административно-правового статуса должностного лица и правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ

Административно-правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, ответственность. Административно-правовой статус должностного лица определяется не только полномочиями, но и особым порядком назначения на должность и усложненной процедурой отстранения от занимаемой должности.

Кроме того, лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществлять свою деятельность в государственном органе. Также А.В. Мелехин справедливо указывает на то, что административная должность является «соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.)».

Административно-правовой статус должностного лица характеризуется следующими элементами:

осуществление деятельности на установленных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов принципах;

наименование должностного лица и место в организационной системе государственной службы;

функции должностного лица - главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица;

права и обязанности - это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица;

правовые формы и методы реализации функций и полномочий (убеждение и принуждение, предупреждение, пресечение, стимулирование, запреты и т.д.);

гарантии реализации полномочий должностного лица;

ответственность - неотъемлемый элемент правового статуса должностного лица, предполагающий создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины;

льготы, гарантии и компенсации.

А.Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность.

Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регулируется следующими правовыми актами:

Конституция РФ

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Указ Президента РФ от 27.12.2004 N 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Уставами субъектов РФ, в частности Уставом Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ, принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481.

и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности: порядок отзыва губернатора Вологодской определен законом Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области», принятым Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2012 г. № 892; порядок выборов губернатора Вологодской области определяется Законом Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г. № 377.

Так, Закон Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области» определяет избирательные права граждан на выборах губернатора Вологодской области, устанавливает порядок назначения выборов, определяет систему и полномочия избирательных комиссий, устанавливает требования к выдвижению кандидата, регламентирует порядок проведения предвыборной агитации.

Следует отметить, что раннее в соответствии с законодательством РФ высшее должностное лицо субъекта РФ, в частности губернатор Вологодской области наделялись данными полномочиями по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Уставами субъектов РФ, в частности Уставом Вологодской области.

Таким образом, административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также ограничений, полномочий и ответственности, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица.

Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента РФ. Кроме того статус указанного лица регулируется уставами субъектов РФ и иными правовыми актами субъектов РФ.

2.Порядок назначения губернатора Вологодской области, его статус и основные полномочия

В соответствии со ст. 35 и п. 2 ст. 71 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ и п. 2 и 3 ст. 36 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ губернатор Вологодской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с законодательством РФ активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Губернатором Вологодской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

В соответствии со ст. 2 Закона Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области» законодательство о выборах Губернатора области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иные федеральные законы, Устав Вологодской области.

Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и исчисляется со дня вступления в должность, то есть не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов с момента принесения губернатором Вологодской области населению области присяги на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области. Также в соответствии со ст. 37 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ одно и то же лицо не может замещать должность Губернатора области более двух сроков подряд.

Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, предусмотренных Уставом Вологодской области, характеристика которым будет дана в следующем параграфе данной курсовой работы.

Статьей 40 Устава Вологодской области предусмотрены ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области, в частности, губернатор области не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности Вологодской области, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

Исключение составляет лишь то, что губернатор области вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая в свою очередь не должна финансироваться за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области. Так, в соответствии со ст. 38 Устава Вологодской области губернатор при осуществлении внешнеэкономических связей представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Также основными полномочиями губернатор Вологодской области являются:

подписание и обнародование законов Вологодской области либо отклонение законов области;

представление в Законодательном Собрании Вологодской области проекта областного бюджета, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проектов программ социально-экономического развития области, а также опубликование проекта областного бюджета;

ежегодное представление в Законодательном Собрании Вологодской области отчетов об исполнении бюджета Вологодской области, о выполнении программ социально-экономического развития; ежегодного отчета о результатах своей деятельности, а также о результатах деятельности Правительства Вологодской области;

ежемесячное представление Законодательному Собранию Вологодской области информации об исполнении бюджета Вологодской области;

информирование Законодательного Собрания Вологодской области об исполнении законов области;

Губернатор Вологодской области помимо вышеперечисленного также формирует и руководит Правительством Вологодской области; в соответствии со ст. 38 Устава Вологодской области определяет его структуру (так, структура органов исполнительной государственной власти Вологодской области утверждена постановлением Губернатора Вологодской области от 26.04.2004 № 118 «О структуре органов исполнительной государственной власти области»), а также структуру исполнительных органов государственной власти области; председательствует на заседаниях Правительства области и принимает решение о его отставке; осуществляет внутриорганизационное управление Правительством Вологодской области как юридическим лицом; вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать Законодательное Собрание области очередного созыва на первую сессию Законодательного Собрания области ранее установленного срока; а также принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области; участвует в работе Законодательного Собрания Вологодской области с правом совещательного голоса; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, дает заключения по проектам нормативных правовых актов; подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области; учреждает и награждает государственными наградами, премиями, почетными званиями; руководит гражданской обороной Вологодской области; также вправе обращаться в суды; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области с иными органами государственной власти области органами местного самоуправления и общественными объединениями; вносит в Законодательное Собрание Вологодской области представление о назначении на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области; назначает на должность и досрочно прекращает полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской по защите прав предпринимателей либо с его согласия; а также губернатор Вологодской области Федерации осуществляет иные полномочия.

Таким образом, губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и прекращается с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, характеристика которым будет дана ниже.

Статьей 40 Устава Вологодской области предусмотрены ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области

В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области, основными из которых являются: губернатор Вологодской области при осуществлении внешнеэкономических связей представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; подписывает и обнародует законы Вологодской области либо их отклонение; представляет в Законодательном Собрании Вологодской области проект областного бюджета и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально-экономического развития области, а также опубликование проекта областного бюджета; ежегодно представляет в Законодательном Собрании Вологодской области отчеты об исполнении бюджета области, о выполнении программ социально-экономического развития, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом области.

административный правовой губернатор ответственность

3.Порядок досрочного прекращения полномочий и ответственность губернатора Вологодской области

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 39 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в случае:

) смерти;

) отставки по собственному желанию;

) отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области. Следует отметить, что решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента РФ двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области. Следовательно, окончательное слово остается за Президентом РФ, и это не означает, что инициатива законодательного (представительного) органа области будет поддержана Президентом РФ. В то же время решение Президента РФ об отрешении губернатора области от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства области.

Таким образом, решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, безусловно, и не требует не только одобрения либо неодобрения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а даже не нуждается в согласовании.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ Законодательное Собрание Вологодской области вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации - губернатору Вологодской области по следующим основаниям:

издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, Уставу области, в случае установления данных противоречий судом, и губернатор Вологодской области не устранит со дня вступления в законную силу судебного решения указанные противоречия в течение месяца;

установленного судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, что в результате повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

) отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в случаях, выявление в отношении губернатора области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, либо установление в отношении губернатора Вологодской области фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Конституционным судом РФ была проверена конституционность отдельных положений Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Предметом рассмотрения по данному делу являлись положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, в которых устанавливаются непосредственно не закрепленные Конституцией РФ меры федерального воздействия, применяемые в случаях неисполнения судебных решений о признании нормативных правовых актов субъектов РФ не соответствующими Конституции РФ и федеральным законам, а именно досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также закрепляется досрочное прекращение каждым из этих органов полномочий другого в связи с отказом от приведения принятого им нормативного правового акта в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией, уставом субъекта РФ.

Вместе с тем, досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия реализуется на основе взаимосвязанных нормативных и правоприменительных решений федерального парламента, который определил основания применения данной меры; органов судебной власти, которые вправе вынести решение о признании нормативного акта высшего должностного лица или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам; Президента Российской Федерации, который вправе на основании решений судебных органов и федерального парламента издать указ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности как завершающий акт процедуры в целом.

Данная процедура происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа.

Вместе с тем Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ предоставлено право высшему должностному лицу субъекта РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования указа Президента РФ обжаловать его в Верховный Суд РФ.

Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт (и напротив неприменение данной меры федерального воздействия в связи лишь с формальным противоречием нормативного акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральному регулированию) обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

Следовательно, обоснованность отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности гарантируется судебной властью, разрешающей спор между РФ и ее субъектом, тем самым удовлетворяются вытекающие из Конституции РФ требования о необходимости использования судебного механизма в процессе применения мер федерального воздействия для обеспечения соответствия федеральным нормативным правовым актам нормативных актов субъектов РФ и защиты прав субъектов РФ.

Издание указа об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в качестве завершающего этапа федерального воздействия является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ в сфере федеральных полномочий исполнительной власти.

Таким образом, вышеприведенный механизм отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности, включающий в качестве элементов предупреждение, возможность согласительных процедур, а также судебное разрешение возникающих при этом споров, обеспечивает необходимый в процессе применения Президентом РФ указанной меры федерального воздействия баланс законодательной, исполнительной и судебной власти и их согласованное взаимодействие и не противоречит Конституции РФ.

Кроме того, Конституционным судом были признаны положения п. 6 и 7 ст. 19 во взаимосвязи с п. 2 ст. 17 и пп. в п. 7 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, направленные на беспрепятственное осуществление вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации полномочия самостоятельно формировать возглавляемый им орган, не могут рассматриваться как не соответствующие конституционным принципам организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации.

) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

) отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области, на основании и в порядке, установленных федеральными законами и принятым в соответствии с ними законом области. Так, отзыв губернатора Вологодской области производится соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Вологодской области и законом Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области».

Согласно ст. 8 Закона Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области» отзыв возможен в случаях: нарушения Губернатором области законодательства РФ и (или) законодательства Вологодской области; неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения Губернатором Вологодской области своих обязанностей. Факты совершения данных случаев должны быть установлены соответствующим судом по заявлению политических партий, их региональных отделений, иных общественных объединений, а также группы граждан РФ в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории Вологодской области и обладающих активным избирательным правом на выборах Губернатора Вологодской области.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в случае предъявления высшему должностному лицу субъекта РФ обвинения в совершении преступления, оно может быть временно отстранено от исполнения своих обязанностей Президентом РФ в форме указа по представлению Генерального прокурора РФ. Указанное лицо вправе в порядке уголовного судопроизводства обжаловать данное решение. Данное временное отстранение указанного лица от исполнения своих должностных обязанностей служит правовым средством обеспечения объективности уголовного преследования, а также защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.

В свою очередь наделение Президента Российской Федерации полномочием временно отстранять высшее должностное лицо субъекта РФ на основании представления Генерального прокурора РФ связано со статусом высших должностных лиц, которые в силу принципов единства системы государственной власти находятся в отношениях субординации непосредственно с Президентом РФ, поскольку он несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти.

Таким образом, полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в следующих случаях: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области; отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области.

Следует особо отметить, что процедура отрешения губернатора области от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа. Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

Заключение

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также ограничений, полномочий и ответственности, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица.

Губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и прекращается с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, характеристика которым будет дана ниже.

В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области. Полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в следующих случаях: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области; отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области.

Следует особо отметить, что процедура отрешения губернатора области от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа. Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. 32 с.

.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 42. - Ст. 5005

.Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 24. - Ст. 2253.

.Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 2005. - № 27. - Ст. 2730.

.Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004. - № 52 (часть 2). - Ст. 5427.

.Устав Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ, принятый постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481 // Красный Север, 2001. - № 202-203

.Закон Вологодской области от 22.01.2013 N 2970-О «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2012 г. № 892 // Красный Север, 2013. - № 13.

.Закон Вологодской области от 13.07.2012 N 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г. № 377 // Красный Север, 2012. - № 133

.Постановление Губернатора Вологодской области от 26.04.2004 № 118 «О структуре органов исполнительной государственной власти области» // Законодательство Вологодской области. - Март-апрель, 2004. - N 2. - С. 254

.Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 15. - Ст. 1497

.Жуков А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) // Конституционное и муниципальное право, 2007. - 14. - С. 15-29

.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - С. 447

.Мелехин А.В. Административное право: Курс лекций. - М., 2009. - С. 131

.Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. - М., 1996. - С. 383 - 384

.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999. - С. 195

.Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. - N 5. - С. 12-22

Похожие работы на - Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!