Административная ответственность как вид юридической ответственности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административная ответственность как вид юридической ответственности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права





КУРСОВАЯ РАБОТА

Административная ответственность как вид юридической ответственности


студентки 2 курса

группы дневного отделения

коммерческого обучения

Ховриной М.С.

Научный руководитель -

доцент Разина Н.Г.


Иваново, 2013

Оглавление

Введение

Глава I. Сущность и особенности административной ответственности

§1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

§2. Принципы, цели и функции административной ответственности

Глава II. Основания и меры административной ответственности

§1.Нормативное и процессуальное основания административной ответственности

§2. Административное правонарушение как основание административной ответственности

§3. Применение административного наказания - завершающий элемент в структуре административной ответственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. Ей присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Некоторые ученые - административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Другие считают, что суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной.

Проблемы, связанные с административной ответственностью за административные правонарушения, на протяжении нескольких десятилетий находятся в центре внимания ученых-административистов. Так, анализу разнообразных аспектов административной ответственности посвящены монографии Б.А. Шагурина «Административная ответственность граждан», Б.М. Лазарева «Административная ответственность», Л.Е. Лунева «Административная ответственность за правонарушения», В.Д. Сорокина «Советское законодательство об административной ответственности», Д.Н. Бахраха «Административная ответственность граждан», И.А. Галагана «Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование», статья А.П. Алехина «О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации».

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что понимание административной ответственности не закреплено ни в одном правовом акте в качестве дефиниции. Отсутствует подобное определение и в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Такое отсутствие определения административной ответственности в КоАП обедняет его содержание, лишает стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением. Причина этого кроется в недостаточной научной разработанности рассматриваемого понятия и в конечном счете в односторонне-наказательном взгляде на него: уже несколько десятилетий административная ответственность определяется лишь как применение административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок. Подобная трактовка административной ответственности дается также в последних работах по административному праву, а это свидетельствует о том, что авторы в анализе и изложении данной проблемы не продвинулись вперед.

В российской науке административного права сформировались и продолжают развиваться различные взгляды на роль, содержание, принципы административной ответственности. Такие вопросы, как порядок применения административной ответственности, порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях определенными субъектами административной юрисдикции, всегда являлись предметом научных исследований и острых дискуссий в науке административного права. Рассматриваемый институт очень хорошо известен в юридической литературе.

В дореволюционной науке это труды И.Е. Андриевского, А.Д. Градовского, В.О. Дирюжинского, Н.М. Коркунова, Н. Муравьева, А. Трифонова, И. Тарасова, В. Фукса. Советский период (до 1984 г.) представлен многочисленными работами по теории административной ответственности таких административистов, как И.Н. Ананов, Д.Н. Бахрах, В. Власов, И.А. Галаган, С.М. Гурвич, В.Н. Дурденевский, М.Д. Загряцков, А.Е. Лунев, П.Н. Карадже-Искров, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, С.С. Студеникина, М. Турубинер.

Современный период знаменателен трудами по административной ответственности А.Б. Агапова, Ю.С. Адушкина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, И.И. Веремеенко, В.А. Власова, В.В. Денисенко, А.С. Дугенца, Л.А. Калининой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, Б.М. Лазарева, М.Я. Масленникова, М.И. Никулина, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, П.П. Серкова, Ю.П. Соловья, Ю.Н. Старилова, А.И. Стахова, М.С. Студеникиной, В.Г. Татаряна, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова, О.М. Якуба и других ученых-административистов.

На сегодняшний день административная ответственность, будучи важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, не выполняет в полной мере присущие ей задачи. Это обусловлено многими причинами. Одной из них является несовершенство законодательства об административной ответственности, его бессистемность, разбросанность по отдельным отраслевым законам, что приводит к искажению и дублированию норм и в конечном итоге к снижению эффективности его применения.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

Цель данной курсовой работы - это исследование административной ответственности как разновидности юридической ответственности, а также характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Согласно поставленной цели, представляется необходимым решение следующих задач:

)анализ сущности административной ответственности;

)характеристика особенностей административной особенности;

)изучение оснований и применения мер административной ответственности.

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как сравнительно-правовой, исторический и другие приёмы обобщения научного материала.

административный ответственность наказание

Глава I

Сущность и особенности административной ответственности

§1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

В свою очередь, известный ученый-административист - Бахрах Демьян Николаевич дает следующее определение административной ответственности. Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

В литературе предлагаются разные определения административной ответственности. Б. М. Лазарев, например, полагал, что в большинстве случаев вред от каждого из установленных административным правом нарушений не настолько велик, чтобы нужно было предусматривать уголовную ответственность. Для подобных случаев государство учредило административную ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная.

К. С. Бельский в своей статье «Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура» определяет её как «…реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание».

М. С. Студеникина пишет: «административная ответственность - это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций».

П.П. Серков приходит к выводу, что административная ответственность представляет собой комплексную правовую реакцию государства на проявление административной противоправности, содержащую материально-правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных последствий, установленных законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях.

Следует согласиться с выводом о межотраслевом характере административной ответственности, посредством которой осуществляется защита общественных отношений, регулируемых нормами большинства отраслей права (конституционного, финансового, налогового и др.), что, в свою очередь, требует ее четкого отграничения от других видов юридической ответственности.

Обобщая вышеизложенные определения административной ответственности, можно сделать вывод о том, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Общие для всех видов юридической ответственности признаки присущи и административной ответственности, но в то же время, административная ответственность обладает такими признаками, которые присущи только ей:

)она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

)основанием ее применения является административное правонарушение;

)она состоит в применении к виновным административных наказаний;

)к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

)она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

)порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

О.Н. Ефремова, говоря о признаках административной ответственности, подчеркивает следующее: «…административная ответственность - это юридическая ответственность. Она может быть установлена как нормативно-правовыми актами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Из сказанного можно сделать вывод, что она имеет собственную нормативно-правовую основу».

Таким образом, административную ответственность можно охарактеризовать как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, а также специфическими признаками, присущими только ей.

§2. Принципы, цели и функции административной ответственности

Принципы административной ответственности - это ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

·наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

·наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

·законность привлечения к административной ответственности;

·справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

·целесообразность привлечения к административной ответственности;

·неотвратимость наказания за совершение административных правонарушений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит ряд принципов административной ответственности.

Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Второй принцип - презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность. Институт административной ответственности опирается также на ряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

-лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

-применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

-при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К числу таких принципов нужно отнести следующие: справедливость и индивидуализация административной ответственности, ее своевременность, целесообразность и неотвратимость.

Справедливость выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения.

Индивидуализация административной ответственности является частью принципа справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил.

Своевременность означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения.

Целесообразность - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.

Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

Таким образом, принципы административной ответственности - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Немногие из принципов административной ответственности получили свое закрепление в законодательстве об административных правонарушениях, остальные принципы освещены лишь в науке административного права.

Цель административной ответственности - это желаемый и планируемый результат, к которому стремится компетентный орган или должностное лицо, применяя меры административной ответственности к виновному лицу.

Целями административной ответственности являются: защита правопорядка, воспитание у граждан уважения к закону, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенции). Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

Осуществляя характеристику сущности и особенностей административной ответственности, необходимо обратиться к описанию её функций.

Функции административной ответственности - это основные направления правового воздействия мер административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.

В литературе высказываются различные точки зрения на функции административной ответственности. К примеру, А. Б. Агапов, пишет: «…одной из функций административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. В основе этого - моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Не менее важна, чем вышеперечисленные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, все три вида лишения специального права, административный арест, административное выдворение.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов».

Таким образом, к функциям административной ответственности относятся следующие: а) предупредительная (превентивная); б) карательная; в) ограничительная (по А. Б. Агапову).

Превентивная функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону.

Карательная функция проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

Таким образом, можно делать вывод о том, что административная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает всеми признаками последней, при этом ей присущи и специфические черты, о которых говорилось в параграфе первом настоящей главы. Также административная ответственность имеет свою систему принципов и выполняет определенные функции для достижения собственных целей.

Глава II

Основания и меры административной ответственности

§1. Нормативное и процессуальное основания административной ответственности

Как мы уже выяснили, административная ответственность является видом юридической ответственности. Общим для всех видов юридической ответственности является наличие трех основания: нормативного, фактического и процессуального. В данном параграфе настоящей главы будет рассмотрено нормативное основание административной ответственности.

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

·ее общие положения и принципы;

·систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

·составы административных правонарушений;

·круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

·производство по делам об административных правонарушениях;

·исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

И.А. Галаган в своей работе «Административная ответственность в СССР» писал: «Итак, юридическая ответственность как явление и как правоотношение существует лишь постольку, поскольку она нормативно обоснована. Отсутствие нормативной основы означает и отсутствие юридической ответственности - она будет тогда не юридической, а моральной и т.д.»

Таким образом, административная ответственность невозможна без наличия нормативного основания, т.е. норм права, закрепляющих тот или иной состав административного правонарушения.

В связи с этим возникает вопрос, какими источниками права может устанавливаться административная ответственность или, другими словами, что является нормативным основанием для её применения.

Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако у этой монополии есть исключения:

) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами регламентируется НК РФ;

) вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Причем в вопросах установления административной ответственности субъектами РФ, они ограничены рамками, предусмотренными статьей 1.3. КоАП РФ, согласно которой административная ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливается только на Федеральном уровне.

Следует подчеркнуть, что юридическое (т.е. формально-нормативное) основание административной ответственности составляет сейчас именно закон, а никакой иной правовой нормативный акт (указ, правительственное постановление и т.д.). Участие местных представительных органов и органов исполнительной власти всех уровней (включая федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ), а также Президента РФ в установлении административной ответственности КоАП исключает.

КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

Что касается процессуальных оснований административной ответственности, то данная группа оснований включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.), на основе которых она возникает и реально осуществляется. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях.

§2. Административное правонарушение как основание административной ответственности

Административная ответственность наступает только в том случае, когда совершено административное правонарушение, или, иными словами, в действиях лица содержатся все признаки состава правонарушения, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

Законодательное определение административного правонарушения закреплено в п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «…противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность.

Характерными признаками административного правонарушения являются следующие:

)его общественная вредность;

)административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

)это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек;

)это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица;

)виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно;

)наказуемость, т. е. деяние предусмотрено конкретной нормой КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Говоря об административном правонарушении как основании административной ответственности, нельзя не упомянуть об его юридическом составе, который включает объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Одно из значений категории corpus delicti - «состав преступления» подразумевает наличие в правонарушении обязательных элементов, без которых действие (бездействие) можно рассматривать как одно из посягательств в сфере нравственности, а не права.

Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.

Структурно такие общественные отношения условно подразделяются на девять групп, соответствующих гл. 5 - 14 Особенной части КоАП. К ним относятся общественные отношения в сфере частного права (например, правонарушения, посягающие на частную, кооперативную собственность, собственность общественных объединений и иные негосударственные и немуниципальные виды собственности; защита прав граждан в сферах предпринимательства, торговли и финансов - см. гл. 6, 12 КоАП) и в сфере публично-правовых (общегосударственных) интересов. Судя по конструкции действующего КоАП, подавляющее большинство составов административных правонарушений преследует цель обеспечить защиту общегосударственных интересов, а опосредованно - частных прав и интересов граждан.

Объективная сторона любого правонарушения выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

«Противоправность, негативные последствия и причинно-следственная связь в своей совокупности являются элементами объективной стороны любого состава правонарушения, и, в частности, административного, независимо от того, "простое" оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать постоянными или основными».

Субъект административного проступка - физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным интересам.

С понятием «субъект административного проступка» КоАП связывает наличие определенных юридических признаков:

а) установленного законом возраста (ст. 13, 14);

б) признаков, исключающих применение административных санкций к правонарушителю (ст. 18-20,22, а также ст. 227 и 281);

в) специальных признаков субъекта административного проступка, квалифицирующих административную ответственность либо исключающих применение административных санкций (ст. 15-17).

Всех субъектов можно классифицировать следующим образом, предложенным Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение - это фактическое основание административной ответственности. Последняя наступает только при наличии состава правонарушения (объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект), предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ и Законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

§3. Применение административного наказания - завершающий элемент в структуре административной ответственности

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В рамках данной курсовой работы административное наказание будет рассматриваться как мера административной ответственности за совершенное правонарушение.

Административное взыскание является предусмотренной КоАП санкцией за совершение административных проступков.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. Такие последствия наступают в связи с применением к правонарушителю мер административной ответственности, средством выражения которых являются административные наказания. Их система закреплена в ст. 3.2 <consultantplus://offline/ref=1A325CDCB58060AD15DECF9BE62E26C832A177EBBA7BEFE588D5ED25196661C783E37ED637397F39iDO3L> КоАП РФ.

Административные наказания отличаются от иных мер административного принуждения наличием следующих признаков:

-меры административной ответственности предусмотрены в санкции административно-правовой нормы;

-меры административной ответственности являются мерами карательного характера, мерами наказания;

-меры ответственности имеют абсолютно определенный характер и устанавливаются КоАП РФ.

Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

) предупреждение;

) административный штраф;

) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

) административный арест;

) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

) дисквалификация;

) административное приостановление деятельности;

) обязательные работы.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.

Таким образом, административное наказание является завершающим структурным звеном административной ответственности и представляет собой меру этой самой ответственности за совершенное административное правонарушение, выраженную в применении конкретных санкций компетентными органами или должностными лицами.

Заключение

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, представляющий собой применение к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченными на то органами и должностными лицами юридических санкций в установленном порядке.

Для административной ответственности характерны все признаки юридической ответственности, но также она имеет и специфические признаки, присущие только ей. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности).

Административное правонарушение влечет за собой административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственность - все меры административно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение. Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного правонарушения. Это административно-процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты - компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определенных прав.

Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время в административном праве понятие административной ответственности употребляется как общеизвестное и понятное, под которым разумеется что-то определенное, а между тем, как показали исследования, проведенные в ходе написания данной курсовой работы, данное понятие оказывается недостаточно ясным. Необходимо дальнейшее развитие научной мысли по вопросам данной проблемы. Также необходимо сформировать легальную, законодательную дефиницию административной ответственности и включить ее в состав норм КоАП РФ.

Список использованной литературы

I. Нормативный материал

.Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.04.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; 2011. - №30 (ч. 1). - Ст. 4601.

II. Специальная литература

.Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000

2.Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву. / Д. Н. Бахрах - Екатеринбург, 1999.

3.Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.

4.Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. - 2010. - №1.

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М., 2007.

.Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. - 1999. - №12.

.Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование. - Воронеж, 1976.

.Гомонов С. А. Понятие административной ответственности // СПС КонсультантПлюс

.Ефремова О. Н. Понятие административной ответственности. // СПС КонсультантПлюс.

.Калинина Л.А.. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях./ Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М., 2001.

.Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. - М., 2003.

.Лазарев Б.М Административная ответственность М.: Моск. рабочий, 1985

13.Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие <consultantplus://offline/ref=1A325CDCB58060AD15DEC097F32E26C832A573ECB478B2EF808CE1271E693ED084AA72D7373979i3OCL> М., 2010

.Манохин В.М., Адушкин Ю.С.Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. -- Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003.

.Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения/ "Российская юстиция", 2007, N 7.

.Солдатов А.П. Административное право РФ. - Ростов-на-Дону, 2006.

.Студеникина М. С. Соотношение административного права и административной ответственности // Сов. гос. и право. 1986. №10. С. 27

.Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27.

Похожие работы на - Административная ответственность как вид юридической ответственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!