Привод люлечного элеватора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    185,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Привод люлечного элеватора

Техническое задание


Привод люлечного элеватора

1 - двигатель, 2 - муфта упругая втулочно-пальцевая, 3 - цепная передача,

- цилиндрический редуктор, 5 - люлечный элеватор, 6 - ведущая звездочка, 7 - ведомая звездочка.

Исходные данные:

Тяговая сила цепи F, кН 1,5

Скорость грузовой цепи v, м/с 0,9

Шаг грузовой цепи р, мм 100

Число зубьев звездочки z 7

Допускаемое отклонение

скорости грузовой цепи δ, % 4

Срок службы привода Lг, лет 6

1. Кинематическая схема машинного агрегата


1.1    Условия эксплуатации машинного агрегата


Проектируемый машинный агрегат служит приводом люлечного элеватора и может использоваться на предприятиях различного направления. Привод состоит из электродвигателя, вал которого через упругую муфту соединен с ведущим валом цилиндрического редуктора и открытой цепной пластинчатой передачи, ведомый вал которой является приводным валом элеватора. Проектируемый привод работает в 1 смену в нереверсивном режиме. Характер нагрузки - с малыми колебаниями.

1.2    Срок службы приводного устройства


Срок службы привода определяется по формуле

h = 365LГКГtcLcKc

где LГ = 6 лет - срок службы привода;

КГ - коэффициент годового использования;

КГ = 300/365 = 0,82

где 300 - число рабочих дней в году;

tc = 8 часов - продолжительность смены

Lc = 1 - число смен

Кс = 1 - коэффициент сменного использования.

h = 365·6·0,82·8·1·1 = 14400 часа

С учетом времени затрачиваемого на ремонт, профилактику и т.п. принимаем ресурс привода 14 ·103 часов.

Таблица 1.1 Эксплуатационные характеристики машинного агрегата

Место установки

Lг

Lс

tс

Lh

Характер нагрузки

Режим работы

Заводской цех

67

1

8

14000

С малыми колебаниями

Нереверсивный


2. Выбор двигателя, кинематический расчет привода


2.1 Определение мощности и частоты вращения двигателя


Требуемая мощность рабочей машины

Ррм = Fv = 1,5·0,9 = 1,35 кВт

Общий коэффициент полезного действия

η = ηмηзпηопηпк2ηпс,

где ηм = 0,98 - КПД муфты [1c.40],

ηзп = 0,97 - КПД закрытой зубчатой передачи,

ηоп = 0,93 - КПД открытой цепной передачи,

ηпк = 0,995 - КПД пары подшипников качения,

ηпс = 0,99 - КПД пары подшипников скольжения,

η = 0,98·0,97·0,93·0,9952·0,99 = 0,866.

Требуемая мощность двигателя

Ртр = Ррм/η = 1,35/0,866 = 1,56 кВт.

Выбираем асинхронный электродвигатель 4А100L6 [1c.391]:

мощность - 2,2 кВт,

синхронная частота - 1000 об/мин,

рабочая частота 950 об/мин.

2.2    Определение передаточного числа привода и его ступеней


Частота вращения рабочего вала привода

рм = 6·104v/(zp) = 6·104·0,9/(7·100) = 77 об/мин

Общее передаточное число привода

 = n1/nрм = 950/77 = 12,34

Рекомендуемые значения передаточных чисел [1c.43]:

для цилиндрической передачи 2÷6,3

- для открытой цепной 2÷5.

Принимаем для цилиндрической передачи u1 = 5,0, тогда для открытой передачи

2 = u/u1 = 12,34/5,0 = 2,47

2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода


Числа оборотов валов и угловые скорости:

1 = nдв = 950 об/мин w1 = 950π/30 = 99,5 рад/с

n2 = n1/u1 = 950/5,0 = 190 об/мин w2= 190π/30 = 19,9 рад/с

n3 = n2/u2 = 190/2,47 = 77 об/мин w3= 77π/30 = 8,06 рад/с

Фактическое значение скорости тяговой цепи

 = zpn3/6·104 = 7·100·77/6·104 = 0,9 м/с

Отклонение фактического значения от заданного

δ = 0 < 4%

Мощности передаваемые валами:

1 = Pтрηмηпк = 1560·0,98·0,995 = 1521 Вт

P2 = P1ηзпηпк = 1521·0,97·0,995 = 1468 Вт

P3 = P2ηопηпс = 1468·0,93·0,99 = 1350 Вт

Крутящие моменты:

Т1 = P1/w1 = 1521/99,5 = 15,3 Н·м

Т2 = 1468/19,9 = 73,8 Н·м

Т3 = 1350/8,06 = 167,5 Н·м

Результаты расчетов сводим в таблицу

Вал

Число оборотов об/мин

Угловая скорость рад/сек

Мощность кВт

Крутящий момент Н·м

Вал электродвигателя

950

99,5

1,521

15,3

Ведомый редуктора

190

 19,9

1,468

 73,8

Рабочий привода

 77

8,06

1,350

 167,5


3. Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений


Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:

шестерня: термообработка - улучшение - НВ235÷262 [1c.53],

колесо: термообработка - нормализация - НВ179÷207.

Средняя твердость зубьев:

привод двигатель зубчатый передача

НВ1ср = (235+262)/2 = 248

НВ2ср = (179+207)/2 = 193

Допускаемые контактные напряжения:

[σ]H = KHL[σ]H0,

где KHL - коэффициент долговечности

HL = (NH0/N)1/6,

где NH0 = 1·107 [1c.55],

 = 573ωLh = 573·19,9·14,0·103 = 16·107.

Так как N > NH0, то КHL = 1.

[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.

[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.

[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.

Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F = KFL[σ]F0,

где KFL - коэффициент долговечности

Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.

[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.

[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.

[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.

[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.

Таблица 3.1 Механические характеристики материалов зубчатой передачи

Элемент передачи

Марка стали

Dпред

Термоо-бработка

НВср

σв

σ-1

[σ]Н

[σ]F



Sпред



Н/мм2

Шестерня

45

125/80

Улучш.

248

600

260

513

255

Колесо

45

-

Норм-ия

193

780

335

414

199


4. Расчет закрытой цилиндрической передачи


Межосевое расстояние

,

где Ка = 43,0 - для косозубых передач [1c.58],

ψba = 0,315 - коэффициент ширины колеса,

КНβ = 1,0 - для прирабатывающихся колес.

аw = 43,0(5,0+1)[73,8·103·1,0/(4172·5,02·0,315)]1/3 = 97 мм

принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 100 мм.

Модуль зацепления

 > 2KmT2/(d2b2[σ]F),

где Km = 5,8 - для косозубых колес,

d2 - делительный диаметр колеса,

2 = 2awu/(u+1) = 2·100·5,0/(5,0 +1) = 167 мм,

2 - ширина колеса

2 = ψbaaw = 0,315·100 = 32 мм.

m > 2·5,8·73,8·103/167·32·199 = 0,80 мм,

принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 1,5 мм.

Основные геометрические размеры передачи

Суммарное число зубьев:

c = 2awcosβ/m

β - угол наклона зубьев

βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·1,5/32) = 9°c = 2·100cos9°/1,5 = 132

Число зубьев шестерни:

1 = zc/(u+1) =132/(5,0 +1) = 22

Число зубьев колеса:

2 = 132 - 22 = 110;

уточняем передаточное отношение:

 = z2/z1 =110/22 = 5,00,

Отклонение фактического значения от номинального 0%

Действительное значение угла наклона:

b = zcm/2aW = (110+22)×1,5/2×100 = 0,99 ® b = 8,11°.

Фактическое межосевое расстояние:

aw = (z1+z2)m/2cosβ = (110+22)·1,5/2cos 8,11° = 100 мм.

делительные диаметры

1 = mz1/cosβ = 1,5·22/0,990 = 33,33 мм,

d2 = 1,5·110/0,990 = 166,67 мм,

диаметры выступов

a1 = d1+2m = 33,33+2·1,5 = 36,33 мм

da2 = 166,67+2·1,5 = 169,67 мм

диаметры впадин

f1 = d1 - 2,5m = 33,33 - 2,5·1,5 = 29,58 мм

df2 = 166,67 - 2,5·1,5 = 162,92 мм

ширина колеса

2 = ybaaw = 0,315·100 = 32 мм

ширина шестерни

1 = b2 + 5 = 32+5 = 37 мм

Окружная скорость

 = ω2d2/2000 = 19,9·166,67/2000 = 1,65 м/с

Принимаем 8-ую степень точности.

Силы действующие в зацеплении

окружная

t = 2T2/d2 = 2·73,8·103/166,67 = 886 H

- радиальная

r = Fttga/cosβ = 886tg20º/0,990 = 326 H

- осевая сила:

a = Fttgb = 886tg 8,11° = 126 Н.

Расчетное контактное напряжение

,

где К = 376 - для косозубых колес [1c.61],

КНα = 1,09 - для косозубых колес,

КНβ = 1,0 - для прирабатывающихся зубьев,

КНv = 1,02 - коэффициент динамической нагрузки [1c.62].

σH = 376[886(5,00+1)1,09·1,0·1,02/(166,67·32)]1/2 = 403 МПа.

Недогрузка (417 - 403)100/417 = 3,5% допустимо 10%.

Расчетные напряжения изгиба

σF2 = YF2YβFtKFαKFβKFv/(mb2),

где YF2 - коэффициент формы зуба,

β = 1 - β/140 = 1 - 8,11/140 = 0,942,

 KFα = 1,91 - для косозубых колес,

KFβ = 1 - для прирабатывающихся зубьев

KFv = 1,04 - коэффициент динамической нагрузки [1c.64].

Коэффициент формы зуба:

при z1 = 22 → zv1 = z1/(cosβ)3 = 22/0,9903 = 22,7 → YF1 = 3,96,

при z2 =110 → zv2 = z2/(cosβ)3 =110/0,9903 = 113,4 → YF2 = 3,60.

σF2 = 3,60·0,942·886·1,0·1,0·1,04/1,5·32 = 65,1 МПа < [σ]F2

σF1 = σF2YF1/YF2 = 65,1·3,96/3,60 = 71,6 МПа < [σ]F1.

Так как расчетные напряжения σH < [σH] и σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

5. Расчет открытой цепной передачи


Шаг цепи


где [p] = 30 МПа - допускаемое давление в шарнирах.

Кэ - коэффициент эксплуатации

Кэ = КдКсКqКрегКр,

где Кд = 1 - коэффициент динамической нагрузки,

Кс = 1,5 - смазка периодическая,

Кq = 1,0 - положение передачи горизонтальное,

Крег = 1,25 - нерегулируемая передача,

Кр = 1 - работа в одну смену.

Кэ = 1,5×1,25 = 1,88.

z1 - число зубьев малой звездочки,

1 = 29 - 2u = 29 - 2×2,47= 24,1,

принимаем ближайшее нечетное значение z1 = 25

р = 2,8(73,8×103×1,88/25×30)1/3 = 16,0 мм

Принимаем ближайшее большее значение р= 19,05 мм:

разрушающая нагрузка Q = 31,8 кН;

масса одного метра цепи q = 1,9 кг/м;

диаметр валика d1 = 5,94 мм;

ширина внутреннего звена b3 = 12,70 мм

Уточняем разрушающую нагрузку [p] = 30,3 МПа [1c.91].

Число зубьев ведомой звездочки:

2 = z1u = 25×2,47 = 61,8

Принимаем z2 = 61

Фактическое передаточное число

2 = z2/z1 = 61/25 = 2,44

Отклонение фактического передаточного числа от номинального

Δu = (2,47- 2,44)100/2,47= 1,2% допустимо 4%

Межосевое расстояние

ар = 0,25{Lp-0,5zc+[(Lp-0,5zc)2 - 8D2]0,5}

где Lp - число звеньев цепи,

zc - суммарное число зубьев,

c =z1+z2 = 25+61 = 86,

D = (z2 - z1)/2p = (61 - 25)/2p = 5,73.p = 2ap+0,5zc+D2/ap = 2×40+0,5×86 + 5,732/40 = 123,8

где ар = 40 - межосевое расстояние в шагах (предварительно),

принимаем Lp = 124

ар = 0,25{124 - 0,5×86+[(124 - 0,5×86)2 - 8×5,732]0,5} = 40,1

a = app = 40,1×19,05 = 764 мм.

Длина цепи

 = Lpp = 124·19,05= 2362 мм

Определяем диаметры звездочек

Делительные диаметры

д = t/[sin(180/z)]

ведущая звездочка:

д1 = 19,05/[sin(180/25)] = 152 мм,

ведомая звездочка:

д2 = 19,05/[sin(180/61)] = 370 мм.

Диаметры выступов

e = p(K+Kz - 0,31/l)

где К = 0,7 - коэффициент высоты зуба

l - геометрическая характеристика зацепления,

Кz - коэффициент числа зубьев

l = р/d1 = 19,05/5,94 = 3,21,

Кz1 = ctg180/z1 = ctg180/25 = 7,92,

Кz2 = ctg180/z2 = ctg180/61= 19,40,e1 = 19,05(0,7+7,92 - 0,31/3,21) = 162 мм,e2 = 19,05(0,7+19,40 - 0,31/3,21) = 381 мм.

Диаметры впадин:

f = dд - (d1 - 0,175dд0,5)

Df1= 152 - (5,94 - 0,175×1520,5) = 148 мм

Df2= 370 - (5,94 - 0,175×3700,5) = 367 мм

Ширина зуба:

 = 0,93b3 - 0,15 = 0,93×12,70 - 0,15 = 11,66 мм

Толщина диска:

С = b+2r4 = 11,66+2×1,6 = 14,86 мм

где r4 = 1,6 мм при шаге < 35 мм

Допускаемая частота вращения меньшей звездочки

[n] = 15×103/p = 15×103/19,05 = 787 об/мин

Условие n = 190 < [n] = 787 об/мин выполняется.

Число ударов цепи

 = 4z1n2/60Lp = 4×25×190/60×124 = 2,6

Допускаемое число ударов цепи:

[U] = 508/p = 508/19,05 = 27

Условие U < [u] выполняется.

Фактическая скорость цепи

 = z1pn2/60×103 = 25×19,05×190/60×103 = 1,51 м/с

Окружная сила:

t = Р2/v = 1468·103/1,51 = 972 H

Давление в шарнирах цепи

 = FtKэ/А,

где А - площадь проекции опорной поверхности в шарнирах цепи.

А = d1b3 = 5,94×12,70 = 75 мм3.

р = 972×1,88/75 = 24,4 МПа.

Условие р < [p] = 30,3 МПа выполняется.

Коэффициент запаса прочности

 = Q/(kдFt+Fv+F0)

где Fv - центробежная сила

F0 - натяжение от провисания цепи.

Fv = qv2 = 1,9×1,512 = 4 H0 = 9,8kfqa = 9,8×6×1,9×0,764 = 85 H

где kf = 6 - для горизонтальной передачи.

 = 31800/(1×972+ 4+85) = 30,0 > [s] = 8,0 [1c.94].

Сила давления на вал

в = kвFt+2F0 = 1,15×972+2×85 = 1288 H.

где kв = 1,15 - коэффициент нагрузки вала.

Так как условия р < [p] и s > [s] выполняются, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

6. Нагрузки валов редуктора


Силы действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи

окружная Ft = 886 Н

радиальная Fr = 326 H

осевая Fa = 126 H

Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал

м = 100·Т11/2 = 100·15,31/2 = 391 Н

Консольная силы действующие на тихоходный вал Fв = 1288 H.

Рис. 6.1 - Схема нагружения валов цилиндрического редуктора

7. Разработка чертежа общего вида редуктора


Материал быстроходного вала - сталь 45,

термообработка - улучшение: σв = 780 МПа;

Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа

Диаметр быстроходного вала


где Т - передаваемый момент;

1 = (15,3·103/π10)1/3 = 20 мм

Ведущий вал редуктора соединяется с помощью стандартной муфты с валом электродвигателя диаметром dдв= 28 мм,

1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)28 = 22¸34 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 25 мм;

длина выходного конца:

1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)25 = 25¸38 мм,

принимаем l1 = 40 мм.

Диаметр вала под уплотнением:

2 = d1+2t = 25+2×2,2 = 29,4 мм,

где t = 2,2 мм - высота буртика;

длина вала под уплотнением:

2 » 1,5d2 =1,5×30 = 45 мм.

Диаметр вала под подшипник:

4 = d2 = 30 мм.

Вал выполнен заодно с шестерней

Диаметр выходного конца тихоходного вала:

1 = (73,8·103/π15)1/3 = 29 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 30 мм;

Диаметр вала под уплотнением:

2 = d1+2t = 30+2×2,2 = 34,4 мм,

где t = 2,2 мм - высота буртика;

принимаем d2 = 35 мм .

Длина вала под уплотнением:

2 » 1,25d2 =1,25×35 = 44 мм.

Диаметр вала под подшипник:

4 = d2 = 35 мм.

Диаметр вала под колесом:

3 = d2 + 3,2r = 35+3,2×2,5 = 43,0 мм,

принимаем d3 = 45 мм.

Выбор подшипников

Предварительно назначаем радиальные шарикоподшипники легкой серии №206 для быстроходного вала и №207 для тихоходного вала.

Условное обозначение подшипника

d мм

D мм

B мм

С кН

С0 кН

№206

30

62

16

19,5

10,0

№207

35

72

17

25,5

13,7


8. Расчетная схема валов редуктора


Схема нагружения быстроходного вала

Рис. 8.1 Расчетная схема ведущего вала.

Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

åmA = 41Ft - 82BX + Fм∙86 = 0

Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ

X = [886·41 + 391·86]/82 = 853 H

Реакция опоры А в плоскости XOZ

AX = BX + FМ - Ft = 853 + 391 - 886 = 358 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 = 853·41 = 35,0 Н·м

MX2 = 391·86 = 33,6 Н·м

Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

åmA = 41Fr - 82BY - Fa1d1/2 = 0

Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ

BY = (326·41 -126·33,33/2)/82 = 137 H

AY = Fr - BY = 326 - 137 = 189 H

Изгибающие моменты в плоскости YOZ

MY = 189·41 = 7,7 Н·м

MY = 137·41 = 5,6 Н·м

Суммарные реакции опор:

А = (АХ2 + АY2)0,5 = (3582 + 1892)0,5 = 405 H

B= (BХ2 + BY2)0,5 = (8532 + 1372)0,5 = 864 H

Схема нагружения тихоходного вала

Рис. 8.2 Расчетная схема ведомого вала.

Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С

åmС = 42Ft - 84DX + 160Fв = 0

Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ

DX = (886·42 + 1288·160)/84 = 2896 H

Реакция опоры А в плоскости XOZ

CX = DX - Ft - Fв = 2896 - 886 - 1288 = 722 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 = 722·42 = 30,3 Н·м

MX2 =1288·76 = 97,9 Н·м

Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С

åmС = 42Fr1+Fa2d2/2 - 84DY = 0

Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ

Y = [326·42 +126·166,67/2]/84 = 288 H

Реакция опоры А в плоскости XOZ

Y = Fr - DY = 326 - 288 = 38 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

X1 = 38·42 = 1,6 Н·м

MX2 = 288·42 = 12,1 Н·м

Суммарные реакции опор:

 = (7222 + 382)0,5 = 723 H

D = (28962 + 2882)0,5 = 2910 H

9. Проверочный расчет подшипников


9.1 Быстроходный вал


Эквивалентная нагрузка

Отношение Fa/Co = 126/10,0×103 = 0,013 ® е = 0,19 [1c. 131]

Проверяем наиболее нагруженный подшипник В.

Отношение Fa/B =126/864 = 0,15 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0

 = (XVFr + YFa)KбКТ

где Х - коэффициент радиальной нагрузки при отсутствии осевой нагрузки;

V = 1 - вращается внутреннее кольцо;

Fr = В - радиальная нагрузка;

Y - коэффициент осевой нагрузки;

Kб =1,3- коэффициент безопасности при нагрузке с умеренными толчками ;

КТ = 1 - температурный коэффициент.

Р = (1,0·1·864+0)1,1·3 = 1123 Н

Требуемая грузоподъемность подшипника

Стр = Р(573ωL/106)1/m,

где m = 3,0 - для шариковых подшипников

Стр = 1123(573·99,5·14000/106)1/3 =10419 Н < C = 19,5 кН

Расчетная долговечность подшипников

= 106(19,5×103 /1123)3/60×950 = 91852 часов,

больше ресурса работы привода, равного 14000 часов.

9.2 Тихоходный вал


Отношение Fa/Co = 126/13,7×103 = 0,009 ® е = 0,18 [1c. 131]

Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.

Отношение Fa/B =126/2910= 0,04 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0

Эквивалентная нагрузка

Р = (1,0·1·2910+ 0)1,3·1 = 3783 Н

Требуемая грузоподъемность подшипника

Стр = Р(573ωL/106)1/m,

где m = 3,0 - для шариковых подшипников

Стр = 3783(573·19,9·14000·106)1/3 = 20522 < C = 25,5 кН

Расчетная долговечность подшипников

= 106(25,5×103 /3783)3/60×190 = 26866 часов,

больше ресурса работы привода, равного 14000 часов.

10. Конструктивная компоновка привода


10.1 Конструирование зубчатых колес


Конструктивные размеры колеса. Диаметр ступицы:

ст = 1,55d3 = 1,55·45 = 70 мм.

Длина ступицы:

ст = b = 32 мм,

Толщина обода:

 = 2,2m+0,05b2 = 2,2×2+0,05·32 = 6 мм

принимаем S = 8 мм

Толщина диска:

С = 0,25b = 0,25·32 = 8 мм

10.2 Конструирование валов


Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7. Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 3 мм или галтели радиусом r = 1 мм.

Шестерня выполняется заодно с валом.

Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙2,0 = 1,0 мм,

принимаем n = 1,0 мм.

10.3 Выбор соединений

В проектируемом редукторе для соединения валов с деталями, передающими вращающий момент, применяются шпоночные соединения.

Используем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Длина шпонки принимается на 5…10 мм меньше длины ступицы насаживаемой детали. Посадка для косозубого колеса Н7/r6.


10.4 Конструирование подшипниковых узлов


В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются стальные уплотнительные шайбы толщиной 0,3…0,5 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в уплотнительную шайбу, а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и врезной крышкой подшипника.

10.5 Конструирование корпуса редуктора


Толщина стенок корпуса и крышки редуктора

d = 0,025ат + 3 = 0,025·100 + 1 = 3,5 мм

принимаем d = 8 мм

Толщина фланцев

 = 1,5d = 1,5·8 = 12 мм

Толщина нижнего пояса корпуса

р = 2,35d = 2,35·8 = 20 мм

Диаметр болтов:

фундаментных

1 = 0,036aт + 12 = 0,036·100 + 12 = 15,6 мм

принимаем болты М16;

крепящих крышку к корпусу у подшипников

2 = 0,75d1 = 0,75·20 = 15 мм

принимаем болты М16;

соединяющих крышку с корпусом

3 = 0,6d1 = 0,6·20 = 12 мм

принимаем болты М12.

10.6 Конструирование элементов открытых передач

 

Ведущая звездочка

Делительный диаметр звездочки dд1 = 152 мм

Ширина зуба b = 11,66 мм

Толщина диска С = 14,86 мм

Диаметр проточки

Dc = p∙ctg(180/z) - 1,5h = 19,05ctg(180/25) - 1,5∙18,2 = 115 мм

Диаметр ступицы внутренний d = d1 = 30 мм

Диаметр ступицы наружный dст = 1,55d = 1,55∙30 = 46 мм

Длина ступицы lст = (0,8…1,5)d = (0,8…1,5)30 = 24…45 мм

принимаем lст = 40 мм.

Ведомая звездочка

Делительный диаметр звездочки dд1 = 370 мм

Диаметр проточки

c = p∙ctg(180/z) - 1,5h = 19,05ctg(180/61) - 1,5∙18,2 = 342 мм

Диаметр вала под звездочкой

= (16·167,5·103/π20)1/3 = 35 мм

Диаметр ступицы внутренний d = 35 мм

Диаметр ступицы наружный dст = 1,55d = 1,55∙35 = 54 мм

принимаем dст = 54 мм

Длина ступицы lст = (0,8…1,5)d = (0,8…1,5)35 = 28…52 мм

принимаем lст = 50 мм.

10.7 Выбор муфты


Для передачи вращающего момента с вала электродвигателя на ведущий вал редуктора выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую ГОСТ 21425-93 с допускаемым передаваемым моментом [T] =125 Н·м.

Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой

Тр = kТ1 = 2,5·15,3 = 38 Н·м < [T]

 = 2,5 - коэффициент режима нагрузки для элеватора

Условие выполняется

10.8 Смазывание


Смазка зубчатого зацепления осуществляется за счет разбрызгивания масла брызговиками, установленными на быстроходном валу. Объем масляной ванны

 = (0,5¸0,8)N = (0,5¸ 0,8)1,521 » 1,0 л

Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 1,65 м/с и контактном напряжении σв=403 МПа ® n =28·10-6 м2

По этой величине выбираем масло индустриальное И-Г-А-68

Смазка подшипниковых узлов. Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов - смазочным материалом УТ-1.

11. Проверочные расчеты


11.1 Проверочный расчет шпонок


Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.

Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности


где h - высота шпонки;

t1 - глубина паза;

l - длина шпонки

b - ширина шпонки.

Быстроходный вал.

Шпонка на выходном конце вала: 8×7×32.

Материал полумуфты - чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 50 МПа.

σсм = 2·15,3·103/25(7-4,0)(32-8) = 17,0 МПа

Тихоходный вал.

Шпонка под колесом 14×9×25. Материал ступицы - сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.

σсм = 2·73,8·103/45(9-5,5)(25-14) = 85,2 МПа

Шпонка на выходном конце вала: 10×8×32. Материал ступицы - сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 100 МПа.

σсм = 2·73,8·103/30(8-5,0)(32-10) = 68,3 МПа

Во всех случаях условие σсм < [σ]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.

11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов

 

Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.

Сила приходящаяся на один винт

в = 0,5DY = 0,5∙288 =144 H

Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 - постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 - для соединения чугунных деталей без прокладки.

Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:

[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.

Расчетная сила затяжки винтов

p = [Kз(1 - х) + х]Fв = [1,5(1 - 0,3) + 0,3]144 = 194 H

Определяем площадь опасного сечения винта

А = πdp2/4 = π(d2 - 0,94p)2/4 = π(12 - 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2

Эквивалентное напряжение

σэкв = 1,3Fp/A = 1,3∙194/84 = 3 МПа < [σ] = 75 МПа

11.3 Уточненный расчет валов


Быстроходный вал

Рассмотрим сечение, проходящее под опорой А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.

Материал вала сталь 45, улучшенная: sВ = 780 МПа [2c34]

Пределы выносливости:

·   при изгибе s-1 » 0,43×sВ = 0,43×780 = 335 МПа;

·   при кручении t-1 » 0,58×s-1 = 0,58×335 = 195 МПа.

Суммарный изгибающий момент

Ми = Мх = 33,6 Н·м

Осевой момент сопротивления

 = πd3/32 = π303/32 = 2,65·103 мм3

Полярный момент сопротивления

p = 2W = 2·2,65·103 = 5,30·103 мм3

Амплитуда нормальных напряжений

σv = Mи/W = 33,6·103/2,65·103 = 12,7 МПа

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

tv = tm = T1/2Wp = 15,3·103/2·5,30·103 = 2,9 МПа

Коэффициенты:

σ/eσ = 3,3; kt/et = 0,6 kσ/eσ + 0,4 = 0,6·3,3 + 0,4 = 2,4

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

σ = σ-1/(kσσv/eσ) = 335/3,3·12,7 = 8,0

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

t = t-1/(kttv/et + yt tm) = 195/(2,40·2,9 + 0,1·2,9) = 26,9

Общий коэффициент запаса прочности

 = sσst/(sσ2 + st2)0,5 = 8,0·26,9/(8,02 + 26,92)0,5 = 7,6 > [s] = 2,5

Тихоходный вал

Рассмотрим сечение, проходящее под опорой D. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.

Суммарный изгибающий момент

Ми = 97,9 Н·м.

Осевой момент сопротивления

 = πd3/32 = π353/32 = 4,21·103 мм3

Полярный момент сопротивления

p = 2W = 2·4,21·103 =8,42 мм

Амплитуда нормальных напряжений

σv = Mи/W = 97,9·103/4,21·103 = 23,3 МПа

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

tv = tm = T2/2Wp = 73,8·103/2·8,42·103 = 8,8 МПа

Коэффициенты:

σ/eσ = 3,5; kt/et = 0,6 kσ/eσ + 0,4 = 0,6·3,5 + 0,4 = 2,5

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

σ = σ-1/(kσσv/eσ) = 335/3,5·23,3 = 4,1

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

t = t-1/(kttv/et + yt tm) = 195/(2,50·8,8 + 0,1·8,8) = 8,5

Общий коэффициент запаса прочности

 = sσst/(sσ2 + st2)0,5 = 4,1·8,5/(4,12 + 8,52)0,5 = 3,7 > [s] = 2,5

12. Технический уровень редуктор

 

Условный объем редуктора

 = LBH = 230∙150∙300 = 10,4∙106 мм3


L = 230 мм - длина редуктора;

В = 150 мм - ширина редуктора;

Н = 300 мм - высота редуктора.

Масса редуктора

 = φρV∙10-9 = 0,45∙7300∙10,41∙106∙10-9 = 34 кг


где φ = 0,45 - коэффициент заполнения редуктора

ρ = 7300 кг/м3 - плотность чугуна.

Критерий технического уровня редуктора

γ = m/T2 = 34/73,8 = 0,46

При γ > 0,2 технический уровень редуктора считается низким, а редуктор морально устаревшим.

Литература


1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин.-М.: Высш. шк., 1991.-432 с.

. Курсовое проектировании деталей машин. /С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. - М.: Машиностроение, 1988. - 416 с.

. Чернилевский Д.В. Проектирование деталей машин и механизмов. - М.: Высш. шк. 1980.

. Леликов О.П. Курсовое проектирование. - М.:Высш.шк.,1990.

. Дунаев Н.В. Детали машин. Курсовое проектирование. - М.:Высш. шк., 2002.

. Альбом деталей машин.

. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.1-3 - М.:Машиностроение, 1978.

. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. - Л.: Машиностроение, 1988.

Похожие работы на - Привод люлечного элеватора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!