Авторский договор

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Авторский договор

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Значение и роль интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, постоянно возрастает, чем обуславливается постоянный рост заключаемых авторских договоров и усиливающаяся важность их правильного составления.

С принятием четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ) завершилась работа по полной консолидации и систематизации в составе ГК всего гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Степень научной разработанности темы исследования. В процессе работы над дипломным исследованием использовались труды таких ученых-цивилистов советского, а также современного периода развития авторского права, как: Б.С. Антимонов, О.А. Архипов, С.А. Барышев, С.Г. Богацкая, А.И. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, В.А. Дозорцев, И.А. Зенин, Н.Л. Клык, А.Л. Маковский, А.П. Сергеев, В.А. Сутудлов, Е.А. Сухонов, С.А. Чернышева, А.К. Юрченко, В.Ф. Яковлев и многие другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере авторского договора.

Предметом настоящего исследования являются, нормы гражданского законодательства, регулирующие институт авторского договора.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ и обобщение основных теоретических положений, в сфере авторских договоров в гражданском праве России.

В ходе исследования в работе решаются следующие основные задачи:

рассмотрены понятие и юридическая природа авторского договора;

рассмотрена видовая классификация авторских договоров;

исследован предмет авторского договора и его существенные условия;

проанализирована форма авторского договора;

определен порядок заключения авторского договора;

определены основания изменения и прекращения авторского договора;

рассмотрена ответственность сторон по авторскому договору.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и библиографии.

Глава 1. Авторский договор, как институт авторского права

§1. Понятие и юридическая природа авторского договора

До 1 января 2008 года отношения в сфере интеллектуальной деятельности регламентировались шестью федеральными законами, в том числе и Законом РФ «Об авторском праве и смежных права». Правовое регулирование авторского договора, как и в целом авторского права, осуществлялось также на основании ряда международно-правовых актов, федеральных законов, в числе которых Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.; подзаконных нормативных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д.)

С принятием четвертой части ГК РФ (раздел VII « Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации») завершена длившаяся почти полтора десятилетия кодификация гражданского законодательства. Специалисты отмечают, что это позволило решить такие важные задачи как полное сосредоточение в ГК всего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности; привести федеральное законодательство в этой сфере в единую систему; устранить расхождения и противоречия между нормами разных законов и т.д.

Применительно к договору в авторском праве в российской юридической литературе существовало несколько теорий - об уступке, о реализации авторских прав, о разрешении, о передаче прав и т.д. Эти теории разрабатывали такие ученые, как Б.С. Антимонов, А.И. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, В.А. Дозорцев, Н.Л. Клык, И.В.Савельева, А.П.Сергеев и другие. Существо разногласий заключалась в выявлении природы авторского договора: является ли он договором преимущественно об уступке прав или разрешительным (лицензионным) договором; или возможно существование смешанного типа договора.

Теория «уступки» авторских прав также нашла поддержку в работе В.А. Кабатова, который полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность.

Критикуя теорию «уступки» Е.А. Флейшиц подчеркивала, что исключительный характер прав автора состоит в их не отчуждаемости, неотделимости от личности автора в течении всей его жизни или в течении срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.

Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора - не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

Теория «разрешения» появилась на основе законодательства об авторском праве в 1928 г1. Сторонники этой теории полагали, что при заключении издательского договора автор выдает организации разрешение на использование произведения с сохранением авторских прав. Так же была высказана мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет.

Таким, образом, была намечена иная тенденция в трактовке лицензионного договора - как соглашения об использовании произведения.

Российское законодательство не придерживается какой-либо одной теории, а содержит элементы каждой из них.

Из-за отсутствия точного определения понятия «авторский договор» возник ряд предлагаемых дефиниций, как самостоятельных, так и - после 1991 г. - построенных на нормах Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик.

В.А. Дозорцев, анализируя типы авторского договора, предлагал трактовать его как договор, по которому разрешает пользователю использовать произведение или предоставляет ему право распоряжаться этим произведением в определенном объеме, а пользователь обязан выплатить автору вознаграждение за предоставление произведения или прав на него1.

§2. Видовая классификация авторского договора

Критерии для классификации договоров могут быть различными. В целом в законодательстве гражданско-правовые договоры подразделяются на консенсуальные и реальные, основные и предварительные, взаимные и односторонние, возмездные и безвозмездные, взаимосогласованные и договоры присоединения.

До принятия четвертой части ГК РФ в авторском праве при классификации договоров учитывались такие критерии, как:

) по степени готовности произведения ( договор заказа - на ещё не созданное произведение и договор об уступке или передаче прав на произведение существующее в объективной форме);

) по исключительности передаваемых прав (исключительная лицензия и неисключительная лицензия); по полноте передаваемых прав (договор об отчуждении и лицензионное соглашение).

Некоторые исследователи предлагали подразделять договоры в зависимости от способа использования произведения, различая «издательский, постановочный, сценарный договоры, договор художественного заказа, договор об использовании в промышленности произведения декоративно- прикладного искусства, договор о публичном исполнении произведения и иные.

Классифицировать договор по виду используемого произведения предлагал и А.П. Сергеев. Представляется, что в данном случае более значим не вид произведения, а тип передаваемых прав. Это стало ясно с принятием четвертой части ГК РФ. При этом В.Ф. Яковлев и А.Л. Маковский подчеркивают, что «системообразующую роль сыграло последовательное использование концепции исключительных прав… оно реально, на уровне закона, а не теоретических рассуждений и научной литературы, превратило область прав на интеллектуальную собственность в самостоятельную отрасль гражданского права наряду с правом вещным и правом обязательственным».

Основными видами договоров в авторском праве являются договор об отчуждении исключительного права на произведения (ст. 1285 ГК РФ), лицензионный договор о предоставлении права на произведения (ст. 1286 ГК РФ) и договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Договор об отчуждении исключительного права на произведение.

Договор об отчуждении исключительного права регламентируется статьями 1234 и 1285 ГК РФ.

Статья 1234 ГК дает легальное определение договора об отчуждении исключительного права и устанавливает для него наиболее общие правила.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона - правообладатель - передает или обязуется передать свое исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой сторону - приобретателю.

П.2 ст. 1234 устанавливает простую письменную форму договора об отчуждении исключительного права.

В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в соответствии с Кодексом подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно переход исключительного права без договора также подлежит государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством РФ.

В отличие от общего правила ст.162 несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Однако договор о передаче исключительного права на произведение государственной регистрации не требует, поскольку данное требование в отношении договоров в сфере авторских и смежных прав не установлено ГК РФ. Единственным исключением данного правила является регистрация договоров, заключенных в отношении зарегистрированной программы для ЭВМ или базы данных согласно ст. 1262 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 1234 договор об отчуждении исключительного права является возмездным, однако данная норма является диспозитивной, и договором может быть предусмотрено иное.

Тем не менее, закон требует обязательного указания в договоре об отчуждении исключительного права возмездного или безвозмездного характера договора. Если в договоре об отчуждении исключительного права отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения, то это может означать, в том числе, что этот договор безвозмездный. Т.е. определить «возмездность» договора возможно только путем прямого указания на это в тексте договора.

П. 4 ст. 1234 регламентирует правила определения момента перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации от правообладателя к приобретателю. По общему правилу такой переход происходит к моменту заключения или в момент государственной регистрации договора. Однако стороны договора, не подлежащего государственной регистрации, вправе избрать иной момент перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

П. 5 ст. 1234 содержит норму, позволяющую прежнему правообладателю, передавшему исключительное право, требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение за приобретение исключительного права.

В ст.1285 ГК РФ это положение детализируется применительно к авторскому праву на произведение: «По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права». Э.П. Гаврилов, анализируя формулировки «передает» и «обязуется передать» ( п. 1 ст. 1234), пишет, что они призваны разграничивать договоры консенсуальные и реальные, отмечая при этом, что «все объекты, охраняемые на основе разд. VII ГК РФ, являются нематериальными объектами, никакого права владения на них не возникает и не может существовать. Если такой договор предусматривает передачу имущества, то эти действия относятся не к заключению договора, а к его исполнению».

Безусловно, в соответствии со ст.1227 ГК РФ, интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности и переход права собственности на вещь не влечет переход права собственности на вещь не влечет перехода интеллектуальных прав. Но, во-первых, является ли скульптура или живописное полотно «нематериальным объектом»? Во-вторых, каким образом может быть отчуждено исключительное право на живописное полотно отдельно от права собственности на эту вещь? Для того, чтобы реализовать полученное право, необходимо владеть этой картиной. Возможно в определенных случаях слова «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности» следует понимать как совмещение права пользования и права владения. В то же время в силу ст. 1292 за авторами произведений изобразительного искусства сохраняется право доступа, если оригинал такого произведения находится в собственности другого лица.

В современной юридической литературе проблематика договора об отчуждении исключительного права ещё не разработана, на практике потенциальные правопользователи находятся в стадии активной подготовки формы нового вида договора. При этом существует опасность, что какое-то время останутся незамеченными положения другой статьи (1291), в которой говорится об отчуждении оригинала произведения и исключительном праве на произведение.

В данном случае, отчуждая оригинал рукописи или произведения живописи, автор имеет право сохранить исключительное право на произведение за собой. При этом приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими людьми.

В силу того, что данная норма закреплена в законе, она может не воспроизводиться в условиях конкретного договора об отчуждении оригинала произведении, но ее исполнение может стать неожиданностью для автора или его наследников.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на произведение. В случае, когда лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если Кодекс не предусматривает иное.

Понятие видов лицензионных договоров ( исключительной и неисключительной лицензии) уточняется в ст. 1236 ГК РФ:

)при простой (неисключительной) лицензии лицензиату предоставляется право использовать произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий также любым другим лицам;

)при исключительной лицензии лицензиату предоставляется право использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Если в лицензионном договоре не указано, что предоставленная лицензия является исключительной, то лицензия предполагается неисключительной.

Сублицензионный договор является одним из видов лицензионного договора. При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

Лицензиат при этом не может передавать сублицензиату больший объем прав и способов использования предмета договора, чем те права и способы использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Так же срок действия сублицензионного договора не может превышать срок действия лицензионного договора.

По общему правилу ответственным перед лицензиаром остается лицензиат, однако лицензионным договором может быть предусмотрена и ответственность сублицензиата, либо солидарная ответственность лицензиата и сублицензиата.

Согласно ст.1290 ГК РФ по лицензионному договору автор несет ответственность в пределах суммы реального ущерба, причиненного другой стороне- лицензиату. По соглашению сторон размер ответственности автора может быть только уменьшен, но не может быть увеличен.

Ответственность иных лиц по лицензионному договору определяется в соответствии с общими положениями, установленными законодательство РФ, ее размер может изменяться - ограничиваться или увеличиваться по соглашению сторон.

Статья 1287 ГК РФ устанавливает особые условия издательского лицензионного договора, т.е. договора, заключаемого автором или иным правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое, в соответствии с таким договором, принимает на себя обязанность осуществлять издание произведения. Таким образом, положения данной статьи относятся ко всем лицам, принявшим на себя по договору обязанность осуществлять издание произведений, независимо от того являются ли такие лица «издателями», «издательствами» по характеру своей основной деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 1287 лицензиат обязан начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в таком договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар праве отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Более того, п. 2 ст. 1287 предоставляет лицензиару право в подобных случаях требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере.

Необходимо обратить внимание на то, что п.1 данной статьи предусматривает два различных механизма расторжения издательского лицензионного договора:

)при неисполнении лицензиатом обязанности начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного договором, лицензиар вправе отказаться от договора. В данном случае отказ от исполнения договора допускается законом, и договор считается расторгнутым;

)при отсутствии в договоре конкретного срока начала использования произведения, такой договор может быть расторгнут лицензиаром в одностороннем порядке только по решению суда.

Договор авторского заказа.

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором

произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо, а исполнителем - только физическое, поскольку, в соответствии со ст. 1228 ГК РФ, «автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

Предусматривается, что по такому договору автор обязуется создать обусловленное договором произведение, т.е. в договоре должны быть определены основные признаки этого произведения. К таким признакам относят: объем, вид, жанр, целевое предназначение, рабочее название будущего произведения, предлагаемая сфера его применения, при возможности также краткое изложение произведения и т.д.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Соответственно, это должно быть отражено и в тексте договора.

Обязательным условием для признания договора авторского заказа заключенным является указание срока исполнения договора авторского заказа, т.е. срока, в течение которого произведение должно быть передано заказчику: «произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнение, не считается заключенным» (п.1 ст.1289 ГК РФ). Таким образом, если в договоре срок создания автором произведения не определен, он считается незаключенным.

П. 2 ст. 1289 вводит обязанность заказчика при несоблюдении автором срока исполнения договора предоставлять автору дополнительный льготный срок для завершения создания произведения продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора. Это возможно только при необходимости и наличии уважительных причин.

Однако данная статья предоставляет заказчику возможность легко обходить указанное требование. Во-первых, это правило применяется, если иное не предусмотрено договором об использовании произведения в составе сложного объекта. Во-вторых, заказчик может включить в любой договор авторского заказа условие о том, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору. Соответственно, и здесь льготный срок применяться не будет.

По истечении льготного срока или в указанных выше случаях непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. В данном случае отказ от исполнения договора допускается законом, и договор считается расторгнутым.

Проведя анализ первой главы, делаем следующие выводы:

) Авторский договор - это договор по которому автор разрешает пользователю использовать произведение или представляет ему право распоряжаться этим произведением в определенном объеме, а пользователь обязан выплатить автору вознаграждение за предоставление произведения или прав на него;

) Основными видами договоров в авторском праве являются договор об отчуждении исключительного права на произведения (ст. 1285 ГК РФ), лицензионный договор о предоставлении права на произведения (ст. 1286 ГК РФ) и договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Глава 2. Гражданско-правовые особенности авторского договора

заключение договор ответственность авторский

§1. Предмет авторского договора

Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора. Иными словами, одна сторона авторского договора, являющаяся субъектом авторского права передает другой стороне - пользователю конкретные исключительные права на условиях и на срок, определенные договором.

Исключительные права передаваемые по авторскому договору полном их объеме перечислены в статье 1270 ГК РФ.

В зависимости от вида заключаемого договора эти права могут отчуждаться правообладателем в полном их объеме ( за исключением неимущественных прав, о которых речь ниже) по договору об отчуждении исключительного права (стать 1234, 1285) или передавать по лицензионному договору простой (неисключительной) лицензии или исключительной лицензии. Следовательно, предметом договора могут быть исключительные и неисключительные права.

Предметом договора может быть не только созданное, но и будущее произведение, то есть произведение ещё не существующее. Такие договоры именуются договорами авторского заказа ( статья 1288 ГК РФ).

Произведение, создаваемое по договору авторского заказа, должно быть указано как можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, название, сфера применения и иные параметры. Автор не имеет права в одностороннем порядке отступать от принятых на себя по условиям договора обязательств. Все условия касающиеся изменения произведения согласуются с заказчиком.

Соглашение об объеме передаваемых прав и о способах использования произведения относится к императивным норма. В то же время договор может включать в себя условия о передачи исключительных прав на определенные способы использования произведения и части неисключительных, на что прямо указывает п. 3 статьи 1236: в одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия для лицензионных договоров разных видов.

Если права в договоре не определены как исключительные, то они считаются исключительными. Если в договоре нет прямого указания на передачу конкретного права (детализацию способа использования), то такое право считается не переданным.

Не являются предметом договора такие неотчуждаемые права как право авторства и права на имя: они, в силу статьи 1265, не передаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Субъекты авторского договора.

Субъектами авторского договора являются автор произведения или его правопреемник и пользователь произведения. Права на произведения для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами - создание произведения, переход авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257). Автором может быть только физическое лицо.

В качестве субъектов авторского договора могут выступать соавторы. Соавторство - это факт создания произведения двумя или более лицами. Соавторство устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы. Главный признак соавторства - совместный творческий труд. Соавторы должны заключить соглашение о создании ими совместного произведения, в котором договорятся о характере совместной работы.

Пользователем является, лицо которому передаются авторские права. Оно может быть физическим или юридическим. К ним относятся театры, издательства, киностудии, радиостанции и другие организации, т.е. организации, которые занимаются использованием произведений.

Поскольку чаще всего в роли пользователей выступают специализированные организации, для подтверждения правополезности осуществляемых ими видов деятельности они должны обладать соответствующей лицензией.

§2. Существенные условия авторского договора

Авторский договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно п. 1. ст. 432 существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Авторский договор предусматривает ряд существенных условий:

способы использования произведения;

срок и территорию, на которой передается право;

размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Способы использования произведения.

Под способами использования подразумеваются конкретные права, которые должны быть зафиксированы в авторском договоре: право на воспроизведение, право на перевод, право на распространение, право на экспорт, право на прокат, право на импорт, право на переделку и т.д.

При заключении авторского договора всегда необходимо помнить, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Недействительным считается договор, ограничивающий автора в создании им в будущем произведений на эту тему. Так же недействительным будет договор, в котором пользователь предлагает автору передать личные неимущественные права.

Судебная практика (иск Виктории Платоновой к издательству «ЭКСМО») подтвердила, что подобные соглашения не имеют юридической силы, т.к., в соответствии с законодательством, условия авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными.

Срок и территория, на которой передается право.

Срок действия договора, срок, на который передаются права и срок, в течении которого должно быть использовано произведение, устанавливаются соглашением сторон. Срок на который заключается авторский договор, не может превышать срок действия исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

Срок действия авторского договора имеет большое практическое значение. Если по договору пользователю переданы исключительные права на произведение, только он может использовать произведение в течение всего срока действия договора. По истечении срока договора или при досрочном прекращении его действия автор может разрешать использование произведения любому другому лицу. В случае, если в использовании произведения за пределами срока действия договора заинтересован первоначальный контрагент автора, он должен заключить с последним новый авторский договор. Такой позиции придерживаются А.П. Сергеев, И. А.Панкеев, А.Э. Санько, И.А. Близнец и другие.

Находит она подтверждение и в судебной практике. Так, в литературе в этой связи нередко приводится дело по иску Р. к издательству «Юрайт» о взыскании авторского вознаграждения за издание «Англо-русского словаря». Дело было рассмотрено в арбитражном суде г. Москвы. По делу было установлено, что словарь многократно издавался в 2001, 2006, 2009 гг. Повторное издание словаря, согласие на которое истец дал в 2006 г., осуществлялось в нарушение закона - без оформления издательского договора. Срок, в течение которого издательство было вправе использовать произведение, давно истек. В этих условиях суд удовлетворил требования истцов, признав последующее использование произведения бездоговорным и обязав ответчика выплатить авторам причитающееся вознаграждение.

В соответствии со статьей 1281 ГФ РФ исключительное право на произведение действует в течении всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключениями из общего 70-летнего срока действия авторского права, являются:

)произведение созданное в соавторстве;

)произведение обнародованное анонимно или под псевдонимом;

)произведение впервые обнародованное после смерти автора;

)репрессированный автор и посмертно реабилитированный;

)автор работающий во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Договором может быть также предусмотрен срок начала использования произведения. Статья 1287 указывает, что в случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

Если срок действия авторского договора на произведение истёк, то оно переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом.

Статья 1283 регламентирует переход исключительного права на произведение по наследству. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

С развитием широкого культурного обмена между нашей страной и другими странами увеличиваются и масштабы использования произведений российских авторов за рубежом.

Поэтому важным условием авторского договора является территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Статья 1231 ГК устанавливает правила действия исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 этой статьи на территории РФ действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами РФ и самим Кодексом.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 1256 ГК при предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор или иной первоначальный правообладатель произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории РФ охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права установленного в стране происхождения произведения.

Если произведение российских авторов на территории иностранного государства не охраняются (отсутствуют международные соглашения с этой страной об охране авторских прав), то определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. При это ответственность перед автором будет нести только его контрагент по договору, третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство этой страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Размер, порядок и сроки выплаты авторского вознаграждения.

Право на авторское вознаграждение - одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на обнародование, на неприкосновенность и т.д. (ст. 1255).

Согласно ГК авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в фиксированной сумме ( и тогда указывается максимальный тираж или в виде процента от полученной пользователем прибыли ( или отпускной цены, или оптовой цены и т.д.). Стороны могут прийти к соглашению о получении автором вознаграждения за каждый способ использования произведения.

Большое практическое значение имеет предусмотренное ст. 1295 ГК право на вознаграждение авторов служебных произведений.

Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Особый случай выплаты авторского вознаграждение предусматривает ст. 1245, согласной которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателю за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

В настоящее время действуют два постановления Правительства РФ по вопросам ставок авторского вознаграждения:

)постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О Минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1;

)постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.».

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

На практике применение находят только отдельные положения первого из указанных документов. Ожидается, что в ближайшее время Правительством РФ будут разработаны и приняты новые нормативные акты по вопросам минимальных ставок авторского вознаграждения.

Исходя из принципа добровольности, цена договора может быть и ниже этих норм. Одним из возможных и применяемых на практике вариантов установления цены договора является соглашение о получении вознаграждения в виде части тиража издания.

Но более простой схемой определения авторского вознаграждения является оплата в зависимости от объема (определенного, как правило в авторских листах), исходя из тех или иных тарифных ставок. Этот способ часто используется при создании служебного произведения.

Несмотря на декларируемую возмездность договора в авторском праве, он может быть и безвозмездным, если это прямо указано. В то же время законодатель четко определяет, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 стать 424 ГК, не применяются.

Согласно п.1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

В авторский договор может быть включена валютная оговорка, что существенно в условиях финансовой неустойчивости для интересов экономически более слабой стороны.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит в оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.

Часть правопользователей предлагают автору условия о бессрочном реализации продукции, независимо от срока окончания действия договора. Это не противоречит закону, но зачастую. Провоцирует издателя, имеющего собственную полиграфическую базу, на допечатку тиражей, которые являются контрафактными. Поскольку срок права на воспроизведение истек.

Часто авторский договор включает выплату аванса, например, он распространен в авторском договоре заказа. Кодекс же не устанавливает такого способа выплаты авторского вознаграждения. Но на практике аванс очень удобен для обеих сторон. В этом случаев авторское вознаграждение может быть выплачено в три приема: 30% - при заключении договора, 30% - по завершению и 40% - спустя известное время после выхода книги в свет. Такой порядок выплаты удобен для издателя тем, что он экономит оборотные средства и, вкладывая их в проект частями, получает рычаг воздействия на автора, склонно чрезмерно задерживать и осложнять работу по подготовке рукописи; кроме того, перед начислением последней части вознаграждения издатель имеет возможность предельно точно определить окончательный объем рукописи - ведь в процессе работы над рукописью объем ее может измениться, может обнаружиться и погрешность, с которой этот объем был определен изначально.

Аванс может быть выплачен автору и в том случае, если вознаграждение его определено в договоре в виде % от стоимости проданных экземпляров. Сумма аванса обычного оговаривается сторонами при заключении договора.

Срок выплаты авторского вознаграждения также является важным условием авторского договора, он назначается по соглашению сторон. Так несоблюдение этого срока может привести к выплате неустойки. Такой позиции придерживаются А. Вознесенский, А.П.Сергеев, Б.Б. Леонтьев и другие. Находит она подтверждение и в судебной практике.

Например: Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Организация П» о взыскании 99 917 руб., в том числе 41 780 руб. основного долга, 32 337 руб. неустойка и 25 800 руб. штраф.

мая 2008 г. между РАО и ООО «Организация П» был заключен лицензионный договор № xx-xx/08-x о публичном исполнении обнародованных произведений для организаторов концертов, театральных, эстрадных представлений, шоу, презентаций, спортивных мероприятий.

В соответствии с п. 2,5 Лицензионного договора, в случае нарушения Пользователем срока перечисления суммы авторского вознаграждения он выплачивает Обществу пени в размере 0,3% от суммы, предназначенной к выплате, за каждый день просрочки, что не освобождает Пользователя от выполнения обязательств, вытекающих из договора, в полном объеме.

Суд удовлетворил исковые требования истца на основании нарушенного срока выплаты авторского вознаграждения ответчиком.

§3 Форма авторского договора

Согласно ст. 1234 договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232. Несоблюдения письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора. Исключение составляют договоры об использовании произведения в периодической печати, для которых предусмотрена устная форма.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст. 438 ГК. На практике бывают случаи, когда организация (издательство, театр, киностудия и т.д.) не заключает с автором письменного договора или не оформляет его надлежащим образом. Вместе с тем они принимает рукопись, пьесу, сценарий, ведет с автором переписку и дает ему советы по доработке произведения. Подобные отношения свидетельствуют о совместной работе над произведением и подготовке его к выпуску в свет. Исход этих отношений может быть разным. В тех случаях, когда произведение использовано организацией, отсутствие письменного договора между автором и организацией не отражается на имущественных автора и других его требованиях, вытекающих из авторского права. Это обстоятельство должно учитываться при рассмотрении споров, возникших их авторских отношений. С другой стороны, если произведение не опубликовано организацией, то такой договор уступает по юридической силе, договору заключенному в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы авторского договора само по себе не делает данный договор недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные в статье 162 ГК. Иными словами, если одна из сторон будет оспаривать факт заключения договора, другая сторона не может ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания. Однако при рассмотрении дела в суде это не лишает сторон права приводить письменные и другие доказательства (переписку между автором и организацией, расписку в получении аванса, рецензии и т.д.).

Наряду с письменной формой авторского договора ГК предусматривает устную форму договора об использовании произведения в периодической печати. Как правило, необязательность письменной формы договора связывают с оперативностью публикации. Однако помещаемые статьи в газетах и журналах имеют значительные размеры и не могут быть подготовлены в одночасье, а требуют определенного времени. Это наводит на мысль о необходимости оформления отношений автора и редакции. Прав В.Л. Чертков, утверждающий, что отсутствие обязательной письменной формы авторского договора в периодической печати означает отсутствие гарантий, что неизбежно вызывает сомнение как у автора, так и у редакции.

В юридической литературе высказывались предположения об оформлении договорных отношений авторов и периодический изданий. А.И. Ваксберг говорил о сокращенном формуляре авторского договора, а В.Л. Чертков - о нескольких вариантах сокращенной формы авторского договора - на репортаж, корреспонденцию, очерк, интервью, статью, рецензию, перевод, консультацию, рекламный материал, рисунок, фото и т.д.

Если бы такой авторский договор отражал предмет, его срок и размер вознаграждения, то это бы укрепило положение авторов, так как такой договор в случае конфликта являлся бы важным доказательством наличия договорных отношений.

Форма договора требует, чтобы он был подписан уполномоченными лицами. Нередко авторский договор представляет собой по форме не единый документ, а их совокупность (например: приложенный к договору план-проспект произведения, соглашения о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительные соглашения о переносе срока представления произведения или изменении вида произведения и т.д.). В этом случае должны быть подписаны все его части. В противном случае обязательства не считаются возникшими.

§4 Порядок заключения авторского договора

Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя обязательство создать произведение в будущем.

Готовое произведение, представленное в издательство, на киностудию и т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается. Ознакомившись с рукопись, издатель может предложить автору сократить, дополнить, перекомпоновать отдельные части произведения, а то и вовсе переписать его заново, следуя советам и указаниям редактора. Организация принимает решение о пригодности этого произведения к выпуску в свет.

Если произведение получает одобрение, то это является основанием для заключения договора.

Наиболее распространенной схемой отношений между автором и издателем в наше время по-прежнему остается случай, когда автор к установленному сроку создает и представляет рукопись, а издатель оплачивает его труд и берет на себя расходы по изданию и распространению книги.

При заключении договора авторского заказа произведения ещё не существует и одна сторона(автор) обязуется другой стороне(заказчику) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288).

Авторский договор заказа может быть заключен только с автором - физическим лицом. В том случае, если по договору юридическое лицо, используя навыки своих сотрудников, обязуется обеспечить создание и передачу заказчику соответствующего произведения по истечению определенного срока, так договор нельзя квалифицировать как авторский договор заказа и распространять на него соответствующий льготный режим, предусмотренный ст. 1289 и ст. 1290 ГК РФ.

Прежде всего автор будущего произведения должен представить заявку, план или проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его осуществления и использования материала. Вместе с тем каждая организация предъявляет к заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который приравнивается к творческой заявке. В этом случае театр всячески помогает автору, знакомит с составом труппы и технической частью театра, дает консультации по теме произведения. Также в театре проводится обсуждение произведения на всех этапах его создания.

В творческой заявке, предоставляемой в киностудию, должна излагаться основная идея, сюжетный замысел., даваться характеристика главных действующих лиц будущего сценария. При написании сценарии автор учитывает производственно-экономические показатели, т.е. число снимаемых объектов, съемки на натуре, массовых сцен и т.д.

Утверждение творческой заявки означает согласование автором и организацией всех требований, предъявляемых к будущему произведению. Кроме того оно лишает организацию права выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором.

Для подтверждения важности согласования требований к будущему произведению приведем пример из судебной практики.

Автор Г. заключил договор с комбинатом на выполнение двух моделей горельефных выставок. В установленный договором срок выполнил работу и сдал ее комбинату. Художественный совет комбината принял работу без замечаний.

Комбинат выплатил автору вознаграждение за одну модель рельефов, обосновав отказ оплатить другую модель тем, что автор выполнил ее не на тему, предложенную комбинатом, но суд установил что тема горельефа не была указана в условиях договора, и имеющиеся в деле документы подтверждают, что эскиз произведения согласовывался с заказчиком и им утвержден.

Суде не нашел нарушений со стороны автора в части выполнения требований к предмету договора и удовлетворил исковые требования автора, взыскав в его пользу причитавшееся авторское вознаграждение.

При заключении договора необходимо не только четко определять согласованные условия, но и правильно их оформлять.

Сошлемся на практику прежних лет.

Авторы обнаружили неправомерные действия издательства «Знание», которое в одностороннем порядке приняло решение включения в договор посторонних лиц. Завершить это дело в пользу авторов не удалось, так как, они сами допустили нарушение правил оформление договора. Авторы подписали чистые бланки договора, поэтому установить, как и на каком этапе в договор были внесены новые лица, оказалось невозможным.

Практика знает и другие случаи, когда автор первым подписывал договор, который оставался без подписи второй стороны. Это неизбежно приводило к конфликтам и затрудняло исполнение сторонами договора своих обязательств.

Нередко, заключение авторского договора происходит путем направления автору от издательства (или издательству от автора) соответствующей оферты.

В таком случае договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2 ст.432 ГК РФ).

Заказ-оферта должен быть подписан руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным выступать от имени организации как юридического лица. Направленный автору заказ может содержать указание о сроке для ответа. Если срок для ответа в оферте не указан, он должен быть дан в течение нормально необходимого для этого времени. В том случае, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ). Не акцептованная автором оферта не связывает организацию, так как авторский договор не может считаться заключенным.

Авторский договор может быть заключен путем свершения конклюдентных действий: автор размещает произведение на личном Интернет-сайте, с указанием условий его публикации в других источниках, условий авторского вознаграждения и т.д. Публикация такого издания другими лицами будет означать присоединение путем совершения конклюдентных действий.

При всех обстоятельствах должны быть зафиксированы и условия, которые на основании действующего законодательства подлежат согласованию сторонами. Те условия, которые предопределены нормативными актами как определяющие минимальный уровень прав автора, могут и не воспроизводиться в таком заказе (предложении).

§5 Основания изменения и прекращения авторского договора

Согласно ГК РФ договор может быть изменен и прекращен по соглашению сторон; в одностороннем порядке - когда это допускается законом; при существенном нарушении обязательств - одной из сторон. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была в праве рассчитывать при заключении договора.

Возможность изменения договора обусловлена правом лиц, участвующих в договоре на свободу договора (ст. 421 ГК РФ), реализуя которое стороны вправе как заключать договоры, так и изменять их.

Однако для обеспечения стабильности гражданского оборота важно защитить каждую из сторон от произвольного изменения договора другой стороной. В связи с этим общие условия и порядок изменения договора регламентируется законом, оставляя в соответствии с общим принципом гражданского права о диспозитивности правового регулирования гражданского оборота решение ряда вопросов на усмотрение сторон.

Согласно ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В основе изменения или прекращения договора по соглашению сторон находится совместное волеизъявление его участников, соответствующее воле каждого из них и направленное на изменение или прекращение договора на согласованных между ними условиях.

Изменение или расторжение договора возможно в одностороннем порядке, но только по решению суда в определенных п.2 ст.450 случаях:

)при существенном нарушении договора другой стороной, так согласно Кодексу существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

)в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

При прекращении договора по соглашению сторон заключается соглашение о прекращении договора и отсутствии у сторон взаимных претензий.

Согласно ст. 451 ГК РФ основанием для изменения и расторжения договора является существенное изменение обстоятельств.

Целью данной статьи является общее урегулирование отношений сторон договора, когда существенное изменение обстоятельств приводит к значительно большей обременительности исполнения, но не вызывает полную или частичную невозможность исполнения договорных обязательств.

Само по себе существенное изменение обстоятельств не служит основанием для изменения или расторжения договора, если им предусмотрено или из него вытекает иное.

Также следует отметить, что изменение судом договора по данному основанию (п. 4 данной статьи) является более значительным отступлением от начала свободы договора, чем расторжение соглашения. Данное положение обусловливает необходимость дополнительных оснований для внесения судом коррективов в установленные договором права и обязанности сторон.

Следует учитывать, что изменение условий не прекращает договора, а вносит в его содержание новые элементы. Изменение условий фиксируется в дополнительном соглашении, которое, по существу, меняет некоторые условия ранее заключенного договора. Процедура оформления дополнительного соглашения такая же, как и при заключении договора (ст.452 ГК РФ). Только в случае надлежащего оформления, дополнительное соглашение становится неотъемлемой составной частью договора. Оно может касаться продления срока представления произведения организации, уточнения объема произведения, изменения его жанра, ставки вознаграждения.

Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных п. 2 ст. 452

Ст. 453 ГК РФ определяет в качестве последствий изменения и расторжения договора следующее:

)при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде;

)при расторжении договора обязательства сторон считаются прекращенными;

) в случае изменении или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договор , а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Также основанием для прекращения договора может стать истечение срока действия исключительных прав на произведение, а также завершение пятилетнего срока его использования, если в договоре не был указан срок, на который передаются права.

Разновидностью прекращения договора является так называемая новация. Новация означает соглашение сторон о замене одного обязательства по договору другим (ст. 414 ГК РФ).

Для прекращения обязательства новацией требуется согласование сторонами существенных условий обязательства, которым стороны предусмотрели прекращение первоначального обязательства.

Договор может быть прекращен в связи с невозможностью исполнения (ст. 416). Следует отметить, что далеко не всякое препятствие может служить основанием прекращения обязательства в соответствии с данной статьей.

Только действительно непредвиденные и непреодолимые обязательства могут быть таким основанием.

Одной из причин прекращения договора может быть ликвидация организации-пользователя (ст. 419).

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, но сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась1.

Последствием прекращения договора является отпадение прав и обязанностей сторон (ст. 453). Соглашение о расторжении договора заключается в той же форме, что и сам договор.

§6 Ответственность сторон по авторскому договору

Под ответственность по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность2. Реализация ответственности за нарушение авторского договора происходит в рамках особого охранительного правоотношения. Оно имеет ряд особенностей, которые заключаются в значительно меньшем количестве мер принуждения, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Это связанно с тем, что многие обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены принуждением. К мерам ответственности за нарушение авторского договора относятся: расторжение договора, возвращение аванса и выплата неустойки, взыскание убытков и другие.

Ответственность, по мнению А.П. Сергеева, выражается как возложение на нарушителя дополнительных имущественных обременений в виде лишения его определенных имущественных прав или возложение на него новых имущественных обязанностей. Но ответственность по авторскому договору не походит под это определение, так как не накладывает дополнительных обременений на нарушителя. В связи с этим некоторые ученые предлагают читывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие. Обязанность возвратить полученный аванс по договору не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное значение. В случае пользователя досрочное расторжение договора определяет напрасно затраченное им усилие на подготовку использования произведения.

Основной целью ответственности по авторскому договору является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя. В связи с этим принудительные меры воздействия обращены на имущество нарушителя, а не на его личность и выполняют компенсационную функцию. Сторона, не исполнившая, или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки в установленном ГК порядке.

Ответственность автора и ответственность пользователя не совпадают ни по основаниям, ни по объему. Ответственность автора в случае вины ограничивается реальным ущербом, причиненным заказчику. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору, причем отвечает перед автором в полном объеме.

Рассмотрим отдельно ответственность автора и ответственность пользователя.

Ответственность автора.

Ответственность автора может выражаться в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возврате полученного им авторского вознаграждения, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате неустойки. Стороны сами в договоре оговаривают случаи применения санкций. В зависимости от условий договора санкции могут быть применены с сохранением договора, либо при его расторжении. В случае когда эти вопросы в авторском договоре не решены, то применяются общие положения гражданского законодательства. В частности, к их числу можно отнести следующие общие условия.

Первым условием является вина автора, т.к. автор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по авторскому договору только при наличии вины. В соответствии п. 2. ст. 401 отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Иными словами, автор, допустивший нарушение обязанностей по авторскому договору, предполагается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность.

Пункт 1 ст. 1290 ГК РФ представляет собой случай правомерного ограничения ответственности по договору в зависимости от вида деятельности. В исключение из общего правила, установленного ст. ст. 15, 393 ГК РФ, ответственность автора ограничена суммой реального ущерба. Деликтная ответственность автора не ограничена.

При определении размера ответственности следует исходить из того, что она в любом случае не может превышать суммы реального ущерба. При определении размера подлежащей взысканию неустойки следует учитывать, что её общий размер не может превышать суммы выплаченного аванса реального ущерба.

Следует обратить внимание на некоторую непоследовательность законодателя, который, определил в п.1 ст. 330 ГК РФ правило об отсутствии необходимости обоснования размера убытков при заявлении требования о взыскании неустойки, неожиданно в ст. 1290 ГК РФ устанавливает едва ли не обязанность исследования размера реального ущерба при взыскании неустойки, поскольку в предмет доказывания по делу будет входить установление соотношения размера неустойки и суммы ущерба. Видится, что подобную несправедливость в отношении заказчика можно решить сугубо процессуальным путем - переложить бремя доказывания указанного несоответствия на автора.

Задачу ограничения размера подлежащей взысканию неустойки можно было бы решить за счет применения ст. 333 ГК РФ, однако законодатель посчитал иначе.

Существенными нарушениями договора со стороны автора являются:

) просрочка предоставления произведения заказчику;

) отступление от условий или недобросовестность автора;

) передача произведения для использования третьим лицам;

) нарушение обязанности лично выполнить работу;

) отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором.

Рассмотрим вкратце каждое из указанных нарушений.

Просрочка предоставления произведения заказчику.

Просрочка предоставления произведения заказчику встречается в основном в договоре авторского заказа. Длительность допущенной автором просрочки согласно ГК значения не имеет: заказчик праве отказаться по окончанию срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Однако надо учитывать, что если срок исполнения договора был пропущен по уважительной причине, то для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок. Составляющий одну четвертую срока, установленного для исполнения договора.

Просрочкой считается не только задержка представления произведения к первоначально установленному договором сроку, но и несвоевременная сдача работы после доработки, если только сторонами был оговорен конкретный срок внесения в произведение исправлений и дополнений. Как непредставление произведения должны расцениваться его сдача в недооформленном или некомплектном виде. К таким же последствиям может привести несоблюдение порядка передачи произведения, если такой порядок четко оговорен нормативным актом или договором1.

Отступление от условий или недобросовестность автора.

При выполнении автором заказанной работы не в соответствии с условиями договора или при недобросовестном исполнении, к нему могут быть применены санкции за нарушение условий договора в плоть до расторжения авторского договора. Отступление автора от условий договора заключается в следующем: несоответствие жанра, назначения, темы, объема и других параметров произведения. Существенность отступлений от условий договора оценивается в процессе рассмотрения произведения и зависит от их точности и детальности определения в договоре. При незначительных нарушениях условий договора автору дается возможность их устранить. Факт отступления от условий договора доказывается заказчиком.

С другой стороны, основанием для расторжения договора, также связанным с недостатком его объекта, может служить недоброкачественность произведения, если она является результатом недобросовестного подхода автора к его созданию. Под недобросовестностью автора понимается, что автор умышленно совершил неправомерные действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение.

Доказывать недобросовестность автора должен заказчик, при этом он может ссылаться на заключения экспертизы, решения творческих советов, мнения компетентных лиц, различные отзывы, наконец, приводить выдержки из произведения, явно свидетельствующие о недобросовестной работе. Все эти данные в совокупности должны свидетельствовать о недобросовестности автора.

Передача произведения для использования третьим лицам.

Заключая авторский договор о передаче исключительных прав, автор принимает на себя обязанность не передавать право на использование произведения третьим лицам в течении всего срока действия договора без предварительного письменного согласия своего контрагента по договору. Нарушение данной обязанности дает право пользователю расторгнуть договор, взыскать выплаченное автору вознаграждение и др.

Согласно ГК данный вид ответственности автора охватывает лишь передачу прав на использование произведения тем же способом. Так, например, при заключении лицензионного договора (исключительной лицензии) автор или правообладатель не может передавать произведение для использования тем же способом третьим лицам.

Нарушение обязанности лично выполнить работу.

Еще одно условие для расторжения договора - нарушение автором обязанности лично выполнить работу. Такой вид нарушения встречается при создании служебного произведения и договора авторского заказа заключается в передаче другому лицу прав и обязанностей на создание или доработку произведения без согласия заказчика. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, который он может приглашать без согласия заказчика, если только договором не указано обратное. Так же не является оправданием действий автора, его стремление закончить работу в обусловленный срок. Во всех подобных случаях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последний по собственному усмотрению.

Отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором.

Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах договора. По общему правилу такие замечания могут делаться в течении срока, установленного для рассмотрения произведения. Все замечания заказчика должны быть оформлены в письменной форме, и они не должны нарушать условий договора. В таком случае в договоре должен быть оговорен срок для устранения недостатков. В случае если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции.

Иногда необходимость внесения в произведение изменений обнаруживается уже после состоявшегося его одобрения. Порядок внесения изменений в таком случае должен быть предусмотрен договором.

Особенности ответственности при соавторстве.

В тех случаях, когда обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов, имеет место гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору одним или несколькими соавторами приводит к возникновению достаточно сложной ситуации, которая прямо авторским законодательством не урегулирована и должна решаться исходя из его принципов и общих положений гражданского права.

Прежде всего не должно быть никаких сомнений относительно права заказчика расторгнуть договор, если свои обязанности по договору не исполнены хотя бы одним из соавторов. Заказчик вправе рассчитывать на то, чтобы получить законченное и готовое к использованию произведение. Часть произведения, созданная соавторами, выполнившими свои обязанности, может быть одобрена и зачтена в качестве исполнения лишь в том случае, если заказчик согласен изменить договор, в частности скорректировать его объект. То же самое касается и произведений, создаваемых при нераздельном соавторстве. Если кто-нибудь из соавторов участия в их создании не принимал, а остальными соавторами будет представлено законченное произведете, требуется согласие заказчика на изменение условий договора.

Сложнее обстоит дело с возможностью взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним предусмотренных договором или законом санкций. На этот счет в российской юридической литературе в течение длительного времени ведутся дискуссии между сторонниками солидарной и долевой ответственности авторов.

Ответственность соавторов может быть только долевой. Как верно отмечалось в литературе, неделимость произведения как предмета обязательства не может сама по себе предрешать вопрос о солидарной ответственности за неисполнение договора а следовательно, о возможности заказчика требовать от каждого соавтора возврата полученного им вознаграждения или возврата всех выплаченных соавторам сумм с одного из них. Это с очевидностью вытекает из того, что в авторском договоре заказчик не может требовать солидарного исполнения договора от соавторов, равно как и соавторы не могут выступать как солидарные кредиторы, требуя, например, выплаты всей суммы авторского вознаграждения.

Более того, исходя из действующего законодательства, следует признать, что взыскание авторского вознаграждения или причиненных убытков в долевом порядке возможно лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо, так как для этого необходимо доказательство их вины, которая в данном случае отсутствует.

Ответственность пользователя.

Ответственность за нарушения авторского договора несет не только автор, но и пользователь. Объем и форма ответственности пользователя регулируется договором и гражданским кодексом. Ответственность пользователя может возникать при следующих обстоятельствах: нарушение целостности произведения, причинение автору убытков, невыплата автору вознаграждения и другие.

Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащем образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Ответственность пользователя наступает за нарушение обязанности использовать произведение, независимо от причин, помешавших это сделать, за утрату или повреждение материального носителя произведения, за внесение в произведение без согласования с автором исправлений и дополнений.

Рассмотрим более подробно ответственность за нарушение обязанности использовать произведение.

Согласно статье 1287 ГК РФ по договору о представлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение, лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Для подтверждения важности срока начала использования произведения, приведем судебную практику.

ООО «Сорбонна Плюс» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственному унитарному предприятию города Москвы «Объединенный центр Московский центр книги» о взыскании 110 00 руб. компенсации за нарушение срока начала использования литературного произведения автора Н.Ф. Кунцевича «Желудок».

Суд удовлетворил иск на основании п.7 договора предусматривающего срок начала использования произведения.

В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 450 ГК.

Согласно п. 4 ст. 1288 договор авторского заказа тоже может быть заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 рассмотренные выше.

Бремя доказывания существования условий помешавших начать использование произведения в положенный срок лежит на заказчике.

Пользователь также несет ответственность в случае, если утрачивает или повреждает материальный носитель, в котором воплощено произведение. Особую значимость это имеет в тех случаях, когда носитель является уникальным и с его гибелью утрачивается само произведение. Порча, уничтожение или пропажа оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и т.р., переданного для использования заказчику, дают автору право требовать возмещения расходов по реставрации произведения или оплаты полной стоимости оригинала. Часто в авторских договорах предусматривают размер компенсации и срок его выплаты в случае порчи или гибели оригинала произведения.

Согласно статье 1266 не допускается без согласия автора внесения в него произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. В случае если пользователь нарушил это право, то автор вправе потребовать от него устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикаций сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.д. Однако авторский договор может предусматривать и особые санкции за данное нарушение, например право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием в его пользу всего причитающегося авторского вознаграждения и т.п. В случае сокращения объема представленного произведения после его одобрения и без согласования с автором пользователь должен произвести расчет с автором исходя из объема одобренного им произведения.

Существенным нарушением является также передача произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставил. За такое нарушение стоит устанавливать специальную санкцию в авторском договоре. Однако, даже если санкция за такое нарушение отсутствует в договоре, автор не лишен возможности защитить свои нарушенные права. Например, по требованию автора договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы причиненные убытки.

Проведя анализ второй главы, делаем следующие выводы:

) Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора.

) Авторский договор предусматривает ряд существенных условий:

способы использования произведения;

срок и территорию, на которой передается право;

) Авторский договор заключается в письменной форме.

) Главное правило в процедуре заключения договора - достижение сторонами соглашения по условия договора.

)Авторский договор может быть изменен и прекращен по соглашению сторон; в одностороннем порядке - когда это допускается законом; при существенном нарушении обязательств - одной из сторон.

) Основной целью ответственности по авторскому договору является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя.

Заключение

По результатам проведенного в дипломной работе анализа авторского договора в гражданском праве России. Можно сделать следующие выводы.

Все права автора на свои произведения регулируются тремя договорами: договором об отчуждении исключительного права на произведения (ст. 1285 ГК РФ), лицензионным договор о предоставлении права на произведения (ст. 1286 ГК РФ) и договором авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Выводы, сформулированные по каждой главе.

·Авторский договор - это договор по которому автор разрешает пользователю использовать произведение или представляет ему право распоряжаться этим произведением в определенном объеме, а пользователь обязан выплатить автору вознаграждение за предоставление произведения или прав на него;

·Основными видами договоров в авторском праве являются договор об отчуждении исключительного права на произведения (ст. 1285 ГК РФ), лицензионный договор о предоставлении права на произведения (ст. 1286 ГК РФ) и договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

·Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора.

·Авторский договор предусматривает ряд существенных условий:

способы использования произведения;

срок и территорию, на которой передается право;

размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения.

·Авторский договор заключается в письменной форме.

·Главное правило в процедуре заключения договора - достижение сторонами соглашения по условия договора.

·Авторский договор может быть изменен и прекращен по соглашению сторон; в одностороннем порядке - когда это допускается законом; при существенном нарушении обязательств - одной из сторон.

·Основной целью ответственности по авторскому договору является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя

На основе проведенного исследования сформулируем следующие рекомендации по совершенствованию норм в данной сфере:

·следует на законодательном уровне закрепить общие понятие авторского договора;

·необходимо более детально урегулировать вопросы вознаграждения авторов;

·в целях защиты прав потребителя на получение доброкачественных произведений автор должен нести солидарно с издательством (если издательство брало на себя обязанность редактировать произведение) имущественную ответственность за коммерческое использование своего недоброкачественного произведения по заявлению потребителя в виде возмещения реального ущерба.

·более детально регламентировать в законодательстве ответственность соавторов.

Библиография

Нормативные правовые акты:

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.»// СЗ РФ №52 ч.1 Ст.5496

. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // САПП РФ 1994. №13. Ст. 994.

. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» // СЗ РФ 1996. №21. Ст. 2529

. Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»// СЗ РФ 1998. №22. Ст. 2476

Судебно-арбитражная практика:

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" / Российская газета, N 70, 22.04.2009; Вестник ВАС РФ 2009. №8.

.Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 N 09АП-15381/2008-ГК по делу N А40-38327/08-110-316

.Определение ВАС РФ от 13.09.2010 N ВАС-12328/10 по делу N А31-8098/2009

. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 N 09АП-16036/2008 по делу N А40-2259/08-67-27

. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 N 09АП-13871/2008-ГК по делу N А40-38326/08-67-308

. Определение ВАС РФ от 24.04.2009 N ВАС-12125/08 по делу N А32-22618/2007-64/516-2008-21/186

. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 N 09АП-3864/2009-ГК по делу N А40-60841/08-110-501

Научная литература:

. Авалян Р.М., Подольный А.В. Договор об интеллектуальной собственности. М., 2008.

. Авдонин Р.В Содержание авторских прав в российском гражданском праве. М.,2001.

. Алексеев С.С. Гражданское право. М.,2009.

. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право.- М., 1957.

. Архипова О.А. Авторское право и его защита В Российской Федерации. Казань,2010.

. Барышев С.А. Авторский договор в гражданском праве России и зарубежных стран. Казань. 2004.

. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник. М.,2010.

. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие. - М., 2001.

.Бобрышев В.А. Правовое регулирование договорных отношений в области передачи интеллектуальных прав// Право и государство: теория и практика, 2010. № 5

. Богацкая С.Г. Право интеллектуальной собственности. М.,2007.

. Богацкая С.Г. Авторское право. Учебное пособие - М., 2005.

. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в Международных отношениях. М., 1973.

. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу части четвертой Российской Федерации. М.,2008.

. Бузанов В.Ю., Степанов П.В., Суханов Е.А. Научно-практические комментарии к части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации // Труды юридического факультета. М.,2008.

. Ваксберг А.И. Издательство и автор. Правовые взаимоотношения М., 1958. № 2

. Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. М.: Статут, 2011. с. 5-7.

. Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007.

. Гаврилов Э.П. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности и секреты производства //Хозяйство и право. 2007. № 10.

. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1988.

.Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

. Головань П. Авторский договор - ошибки практики заключения и исполнения//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права,2007. №1.

. Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы. // Советское государство и право. -1997. №6.

. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М.,2003.

. Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России. М.,2006.

. Желтов В.А. Авторское и патентные права: учебное пособие. М.,2010.

. Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой. М.,2008.

. Зенин И.А. Гражданское право: учебник. М., 2009.

. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности. М., 2011.

. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты. М.,2009.

. Линцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002.

. Маковский А.Л. Суханов Е.А. Степанов П.В. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (по состоянию на 1 декабря 2007 года). М., 2008.

. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторского права. М., 1987.

. Мирошникова М. Авторский договор // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2003. № 1.

. Мерзликина Р.А. Гражданско-правовая регламентация интеллектуальной собственности в российском праве: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2008. С. 8.

. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Основы авторского права. М.,2006

. Мусияка В.Л. Авторские договоры. - Киев, 1988.

. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. - Казань, 1972.

. Панкеев И.А. Договор в авторском праве. М.,2009.

. Погуляев В. Вопросы регулирования авторского права // Право и эконо-мика. 2005. № 11.

. Резепов И. Договоры в авторском праве в условиях переходного периода// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2008. № 10.

. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2001. С. 4.

. Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Дис. ... д.ю.н. М., 2007. С. 95.

. Саньеко А.Э. Авторское право. Челябинск, 2010.

. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - М., 2003.

. Серебровский В.И. Вопросы Советского авторского права. М., 1956.

. Судариков С.А . Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.,2010.

. Судариков С.А. Авторское право. М.,2010.

. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры, авторский гонорар. - М., 1974.

. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.,2009.

. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

. Чернышева С.А. Авторское право: основные положения: Учебное пособие. М., 2001.

. Чернышева С.А. Современные проблемы права интеллектуальной собственности: Теория и практика. Казань, 1998.

. Юрченко А. К. Издательский договор. - Л.,1988.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!