Порядок проведения технического освидетельствования стационарного крана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,68 Мб
  • Опубликовано:
    2014-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок проведения технического освидетельствования стационарного крана

Введение

грузоподъемный винтовой кран домкрат

На любом предприятии применяются грузоподъемные машины. Они органично вписываются в технологические процессы любой сложности и позволяют ускорять выполнение различных задач. В поточных и автоматизированных линиях роль грузоподъемных машин качественно возросла, и они стали главной составляющей технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным. Но при неправильной эксплуатации или вследствие упущений, допущенных в процессе изготовления, грузоподъемные машины могут представлять опасность для обслуживающего персонала и для лиц, находящихся в зоне их действия. Задачей данной курсовой работы является определение опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин, определение требований по безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин и создание безопасных условий труда. Основной целью в достижении поставленной задачи является определение опасных зон, при подъёме груза краном, а именно, минимизация озможности происшествия аварии.


1. Общие сведения о грузоподъемных машинах

.1 Классификация грузоподъемных машин по назначению и конструкции

Грузоподъёмная машина - это устройство для перемещения груза или людей в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости.

В зависимости от назначения ГПМ бывают стационарные и передвижные; прерывного или непрерывного действия; с электроприводом; с приводом от двигателя внутреннего сгорания или каким-либо другим приводом.

По назначению ГПМ относятся к двум группам: общего назначения, предназначенные для подъема и перемещения различных грузов, и специальные - для производства специальных видов работ.

Схема 1.1. Классификация ГПМ по конструкции

1.2 Винтовой и гидравлический домкраты

Домкрат - это механизм для подъёма тяжёлых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ, который обеспечивает плавный подъём грузов, точную их фиксацию и удержание на заданной высоте.

Рис. 1.2.1. Гидравлический домкрат

Рис. 1.2.2. Винтовой домкрат: 1 - корпус; 2 - наружный винт; 3 - внутренний винт; 4 - шпонка; 5 - храповик; 6 - поворотная рукоятка; 7 - кольцо; 8 - головка; 9 - вращающаяся «собака»; 10 - рукоятка

.3 Лебедка

Лебедка - это механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана. Привод лебёдки может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания. Предназначается в основном для подъема груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали.

Рис. 1.3. Лебедка электрическая: 1 - установка пусковой аппаратуры; 2 - рама; 3 - барабан в сборе; 4 - муфта; 5 - кожух; 6 - редуктор; 7 - тормоз; 8 - электродвигатель; 9 - канат

1.4 Подъемники

Подъемник - это грузоподъемная машина для вертикального перемещения грузов или людей с одного уровня на другой в клетях, ковшах, кабинах или на платформах, подвешенных к канатам или цепям и перемещающимся по направляющим. Различают шахтные, строительные, скиповые подъемники, лифты, фуникулеры и прочее.

Скиповый подъемник - это грузоподъемное оборудование, предназначенное для перемещения сыпучих и мелкокусковых грузов в скипах по рельсовым путям.


Рис. 1.4.1. Скиповый подъемник: 1 - скип; 2 - канат; 3 - рельсовые направляющие; 4 - приемный бункер; 5 - загрузочный бункер

Рис. 1.4.2. Лифт: 1 - компьютер, управляющий работой лифта; 2 - двигатель; 3 - исполнительная система управления лифтом; 4 - тросы подвески кабины; 5 - направляющие ролики; 6 - направляющие рельсы противовеса; 7 - противовес; 8 - направляющие рельсы кабины лифта; 9 - кабина; 10 - механизм открывания дверей кабины; 11 - банк памяти поэтажных данных


Рис. 1.4.3. Эскалатор: 1 - натяжная звездочка; 2 - входная площадка; 3 - полотно; 4 - тяговая цепь; 5 - натяжной блок; 6 - поручень; 7 - отклоняющий блок; 8 - приводной блок; 9 - привод тяговых звездочек; 10 - тяговая звездочка; 11 - цепная передача; 12 - направляющая пластина; 13 - направляющий путь

Монтажные вышки - ГПМ являющиеся разновидностью подъемников смонтированных на грузовых автомобилях.

2. Грузоподъемные краны

.1 Консольные и мостовые краны

Краны являются универсальными грузоподъемными машинами. Их применяют для перемещения штучных и сыпучих грузов по пространственной трассе произвольной конфигурации и различной протяжённости.

Консольный кран - это грузоподъёмный кран с консолью, по которой передвигается грузовая тележка, консоль крепится на опорной колонне или на стене. Консольный кран используется для обслуживания рабочих мест, небольших по площади производственных участков и территорий. Как правило, консольные краны в основном применяются в цехах промышленных предприятий, в грузовых терминалах и в складских помещениях. Используемая в кранах консоль может быть поворотной, а может быть неподвижной. В соответствии с этим краны консольные подразделяются на поворотные и неповоротные. Краны поворотные подразделяются на: консольные краны с ручным поворотом, когда для поворота консоли крана оператору крана необходимо потянуть за специальную рукоятку; консольные краны с электромеханическим поворотом, когда консоль крана поворачивается при помощи электрического двигателя и редуктора. Консольный кран комплектуется ручной или электрической талью. К консольным относятся мачтово-стреловые и башенные краны, самоходные стреловые краны.

Мостовой кран - это подъёмный кран, имеющий металлоконструкцию ферменного или балочного типа, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Мост перемещается по подкрановым рельсам вдоль пролёта цеха или открытой грузовой площадки. По мосту поперёк пролёта передвигается крановая тележка с грузозахватным приспособлением. Конструктивные разновидности: кабельные, козловые и мостовые краны.

.2 Основные характеристики грузоподъемного крана

Основными характеристиками грузоподъемного крана являются:

. Грузоподъемность (основная характеристика ГПМ).

. Высота подъема груза.

. Вылет груза - расстояние от оси вращения поворотной части крана до грузозахватного приспособления.

. Пролет крана - расстояние между продольными осями рельсов кранового пути.

. Глубина опускания груза - расстояние от опорной поверхности крана до отметки грузозахватного механизма.

. Колея - расстояние в поперечном направлении между осевыми линиями движения колес.

. База - расстояние в продольном направлении между осями ходовых колёс.

.3 Мачтово-стреловойкран

Мачтово-стреловые краны применяются для монтажных работ в промышленном и гидротехническом строительстве, а также на сборке пролетных строений мостов и путепроводов. В зависимости от способа закрепления мачты жесткими подкосами или вантами мачтово-стреловые краны разделяются на жестконогие и вантовые.



Рис. 2.3. Мачтово - стреловой кран: а - вантовый; б - жестконогий подносный; 1 - шаровая опора; 2 - горизонтальные балки; 3 - подкосы; 4 - мачта; 5 - стрела; 6-стреловой полиспаст; 7-грузовой полиспаст; 8-ванты

.4 Башенный кран

Башенными кранами называют строительные краны со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально установленной башни, и выполняющую работу по перемещению грузов: подъем, опускание, изменение вылета, поворот стрелы с грузом, передвижение самого крана. Этот вид крана обладает высокой маневренностью и большой зоной обслуживания. Максимальная грузоподъёмность башенного крана 250 тонн. Классификация башенных кранов в зависимости от: назначения крана (строительные, монтажные, краны - перегружатели); возможности его передвижения (по рельсовым путям, стационарные - прикрепляются к зданию, самоподъемные - устанавливаются на каркасы зданий); способа изменения вылета крюка (с подъемной и с горизонтальной балочной стрелой); типа вращающихся элементов башенно-стрелового оборудования (с поворотными башнями или головками); типа металлических конструкций основных элементов (решетчатые, трубчатые). Управление всеми механизмами осуществляется машинистом из кабины. На большинстве кранов она находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ. Груз поднимают с помощью грузовой лебедки, грузового каната и крюковой подвески, являющейся грузозахватным органом крана. Различают два основных типа башенных кранов: с поворотной (рис. 5, а) и неповоротной (рис. 5, б) башней. В кранах с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. При этом поворотная часть крана состоит из стрелы 2, поворотного оголовка 3 и противовесной консоли 9 с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом 8, служащим для уравновешивания крана при работе. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана или портале. В этом случае поворотная часть включает в себя стрелу 2, башню с оголовком и распоркой 5, поворотную платформу 2 с размещенными на ней грузовой 10 и стреловой 9 лебедками, механизмом поворота и плитами противовеса. По типу применяемых стрел краны делятся на две группы: с подъемной и с балочной стрелой.

Рис. 2.4.1. Башенный кран: а - с поворотной башней и подъемной стрелой, б - с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 - крюковая подвеска, 2 - стрела, 3 - оголовок, 4 - кабина, 5 - распорка, 6 - башня, 7 - стреловой полиспаст, 8 - противовес, 9 - стреловая лебедка, 10 - грузовая лебедка, 11 - механизм поворота, 12 - поворотная платформа, 13 - опорно-поворотное устройство, 14 - балласт, 15 - ходовая рама, 16 - ходовая тележка, 17 - грузовая тележка, 18 - тележечная лебедка, 19 - противовесная консоль

У кранов с подъемной стрелой (рис. 1, а) груз подвешивают к корцу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) в этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира. У кранов с балочной стрелой (рис. 1, б) груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается при изменении вылета по направляющим балкам стрелы.

Приставной стационарный башенный кран

При строительстве высотных сооружений (от 150 м) применяют краны такого вида. Эти краны устанавливают на специальном фундаменте или другом неподвижном основании. Башню крана крепят к зданию с помощью закладных рам, монтируемых между двумя секциями.

Рис. 2.4.2. Стационарный башенный кран: а - общий вид крана; б - узлы крепления; в - система полиспастов

.5 Самоходный стреловой кран

К самоходным кранам относят большую группу стреловых кранов, характеризующихся высокой транспортной маневренностью. Маневренность обеспечивается ходовым оборудованием (гусеничным или пневмоколёсным), приспособленным для передвижения. Основными параметрами самоходных стреловых кранов являются: масса крана, грузовой момент, максимальная грузоподъемность, вылет крюка и др.

Рис. 2.5.1. Кран «Пионер»:1 - ходовица; 2 - рама поворотная; 3 - стрела; 4 - оттяжка стрелы; 5 - подвеска крюковая; 6 - ящик противовеса; 7 - противовес; 8 - лебёдка; 9 - электрооборудование; 10 - канат грузовой

Гусеничные краны работают без выносных опор, передвижение осуществляется в пределах строительной площадки, без предварительной подготовки трассы, имеют большую грузоподъемность. Исходя из этих качеств, гусеничные краны во многом превосходят башенные краны, которые требуют устройства подкрановых путей.

Для строительства магистральных нефтепроводов широко используют краны-трубоукладчики. Отличительной особенностью кранов-трубоукладчиков от других стреловых кранов является их способность передвигаться с грузом на крюке. Особенностью совместной работы кранов-трубоукладчиков «в связке» на укладке трубопровода в траншею является подъем одного протяжённого объекта - поднятой над землёй, плети трубопровода. В случае, если произойдет опрокидывание одного трубоукладчика, то при распределении общей нагрузки между другими трубоукладчиками, возможно опрокидывание других трубоукладчиков. Обычно совместно работают 4-6 трубоукладчиков. При большем их числе усложняется координация совместной работы.


Рис. 2.5.2 Кран - трубоукладчик: 1 - грузовая стрела; 2 - двигатель; 3 - лебёдка; 4 - контргруз; 5 - верхняя рама; 6 - ходовое устройство; 7 - силовая передача; 8 - механизм отбора мощности

.6 Краны пролётного типа

У кранов пролётного типа перемещаемый груз располагается в пределах опорного контура. К этому типу кранов относятся козловые, полукозловые, мостовые. Каждый такой кран имеет 2 опоры, перемещающиеся по рельсам, и пролётную часть, которая представляет из себя мост решетчатой или коробчатой конструкции.

Козловой кран

Кран козловой - кран мостового типа, мост которых установлен на опоры, перемещающиеся по подкрановым путям. Наиболее распространены козловые краны с двухстоечными опорами. Кран называют полукозловым, если мост одной стороной опирается на подкрановый путь, а другой - на опорные стойки. Козловой кран часто используются при строительстве крупных объектов, для монтажа промышленных сооружений. Также они могут применяться для выполнения складских работ. Козловые имеют выгодные технические характеристики и высокие эксплуатационные достоинства. Козловой кран состоит из моста (без консолей, с одной или двумя консолями), опор и концевых тележек. Мост козлового крана может быть однобалочным или двухбалочным, коробчатой или ферменной конструкции. Козловой кран передвигается по рельсовому подкрановому пути при помощи ходовых (концевых) тележек. Каждая из тележек является приводной. Фиксация козлового и полукозлового крана осуществляется противоугонными устройствами клещевого типа в соответствии с требованиями правил безопасности. Выполняет работу по разгрузке и погрузке на площадках открытого типа. Как правило, местом эксплуатации козловых кранов являются терминалы с высоким уровнем оборота грузов. Это могут быть большие промышленные объекты, склады, верфи, предприятия железнодорожной и автомобильной сфер. Козловые краны различаются по типу захватов: магнитные, грейферные и крюковые.


Мостовой кран

Наиболее часто встречающейся разновидностью балочной техники является мостовой кран. Схематично, мостовой кран является балочным грузоподъемным механизмом, передвигающимся по рельсам, установленным на нужном расстоянии от плоскости пола (площадки, фундамента, земли), способным перемещать тяжелые грузы в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Мостовые краны бывают опорные, подвесные, а в зависимости от количества крановых балок (крановых мостов) двухбалочные и однобалочные.

Рис. 2.6.2. Мостовой кран

3. Оснасткагрузоподъемных кранов

3.1 Канат стальной (трос)

Трос - это витое или крученое канатно-веревочное изделие. Стальные тросы изготовляют из стальной проволоки разного качества, свитой по спирали. Для защиты от коррозии стальная проволока изготовляется из нержавеющей стали (более дорогая и менее прочная), оцинковывается (со временем покрытие стирается) или тросы имеют пеньковый сердечник, пропитанный смазкой. Стальные канаты бывают одинарной двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свивают из отдельных проволок, при двойной - из предварительно свитых прядей, при тройной - из нескольких канатов двойной свивки. В грузоподъемных кранах применят, в основном, канаты двойной свивки. Канаты по типу свивки и касанию проволок между слоями в прядях: с точечным касанием (а), с линейным касанием при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди (б), с линейным касанием при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди (в), комбинированные (г), с проволоками, заполненными между слоями основных проволок (д), с комбинированным точечно-линейным контактом (е). П сочетанию направления свивки проволок в прядях и прядей в канате различают канаты односторонней (ж, з) и крестовой свивки (и, к) и левой свивки (з, к). По способу свивки раскручивающиеся и нераскручивающиеся. Рисунок с обозначенными пунктами буквами приведён ниже.


Рис. 3.1. Стальные канаты

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ 18899. Канаты без сертификата(свидетельства) к использованию не допускаются.

.2 Коуши и сжимы

Для крепления каната к оборудованию на конце его делают петлю. Внутрь которой заделываю коуш, который предохраняет канат от перетирания. Коуш - это стальное сердцевидное кольцо с желобом для каната. После огибания коуша или стального кольца блока, свободный конец каната вплетают в основную ветвь, потом применяют сжимы(зажимы), которые должны прочно зажимать канаты, но не влиять на их прочность. Расстояние между сжимами, число которых должно быть не менее трёх. Принимают равным шести диаметрам каната. Детали крепления стальных канатов приведены ниже.


Рис. 3.2. Детали крепления канатов: а - коуш, г - винтовая стяжка, 2 - гайка сжима, 3 - основная ветвь каната, 4-короткая ветвь, 5-душка сжима, 6-основание сжима.

.3 Стропы

Стропы - это отрезки канатов, оснащённые специальными приспособлениями, которые предназначены для захвата груза или подвески его на крюк или петлю грузоподъемного крана. Стропы изготовляют из канатов различного диаметра. По конструкции стропы бывают гибкими и жёсткими.

Гибкие стропы выполняются из стальных канатов и могут быть трех видов: универсальные и облегченные и полуавтоматические. Универсальный строп представляет собой стальной канат (трос), концы которою сращивают, образуя кольцо. Диаметр троса зависит от веса поднимаемых элементов. Облегченный строп имеет на концах крюк или петлю. Чтобы крюк не выпадал из звена, его снабжают карабином-защелкой. Для предохранения троса от перетирания во время подъема груза он снабжается овальным металлическим кольцом (коушем).

Полуавтоматические стропы - это облегченные стропы с коушами. Оборудованные специальными замками для расстропки с рабочего места монтажника или с земли. В полуавтоматических стропах используют универсальные или облегченные стропы.

Рис. 3.3. Полуавтоматический строп с замком и грузозахватное устройство с дистанционной отцепкой крюка: а - схема строповки, б-строповый замок, в, е - общий вид стропов, г - начало отцепки, д - окончание; 1 - универсальный строп, 2-замок, 3-поднимаемый груз, 4 - инвентарная подкладка, 5-скоба, 6-распорка, 7-обойма с пружиной, 8-тяговый канат, 9-запорный штифт, 10-облегченный строп, 11-коуш, 12-крюк, 13 - коромысло, 14-палец, 15-ветвь стропа, 16-тяга.

3.4 Жесткие стропы и траверсы

Жесткие стропы подразделяют на захваты и траверсы. Различные захваты применяют на складах металла, в цехах металлоконструкций и мастерских для подъема листового металла. В тех случаях, когда элементы монтируемых конструкций не должны воспринимать горизонтальных усилий от стропа или при ограничении расстояния между крюком крана и поднимаемым грузом, а также в отдельных случаях подъема оборудования спаренными кранами, применяют траверсы. Траверсы представляют собой съемные грузозахватные приспособления, которые предназначены для строповкидлиномернных, а также крупногабаритных грузов. Траверсы бывают самых различных видов, в том числе, траверсы балочного типа, консольно-крестовые, ферменные, траверсы рамного типа, параллелограммные, траверсы-пирамиды, балансирные траверсы, плоскостные, пространственные траверсы и т.д. При помощи пространственного подвеса траверсы навешиваются на крюк крана или за несколько точек.

Рис. 3.4. Рамная траверса

.5 Блок

Блок является неотъемлемой частью такелажного оснащения и представляет собой конструкцию, обеспечивающую местное изгибание троса для изменения направления его движения и передачи усилия. Все блоки подразделяются на группы по нескольким признакам: 1) в зависимости от количества роликовони бывают одинарного, двойного и тройного типа; 2) по материалу изготовления роликов для конкретного каната - их производят из пластика для использования с синтетическими канатами, и из металла, предназначенные для стальных канатов; 3) конструктивно производят блоки канатные, монтажные и грузовые - они оснащены откидной щекой, что способствует быстрой и простой запасовке каната, а также увеличению скорости монтажа собственно блока. Стандартные блоки изготавливают из чугуна или стали (методом литья), и для приобретения необходимой прочности подвергают последующей термической обработке. Систему, включающую в своей конструкции подвижные и неподвижные обоймы блоков, объединённые одним стальным канатом, называют полиспастом.

Рис. 3.5. Блоки: а-однороликовый, б- с откидной серьгой, в-двухроликовый, 1-крюк, 2-траверса, 3 - ролик, 4 - ушко, 5-ось ушка, 6-обоймы, 7 - ось роликов, 8 - стяжные болты обойм, 9 - серьга, 10 - гайка крюка, 11 - шип траверсы, 12 - откидная петля, 13 - шип траверсы с замком, 14 - ось откидной петли.

3.6 Полиспаст

Полиспаст - это грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких групп блоков, собранных в обоймы, последовательно огибаемых канатом. Полиспаст предназначен для увеличения силы, прилагаемой для перемещения груза.


Рис. 3.6. Полиспаст

4. Порядок проведения технического освидетельствования стационарного крана

Техническое освидетельствование проводится с целью установить, что грузоподъемный кран находится в исправном состоянии, которое обеспечивает ему безопасную эксплуатацию. Также при ТО проверяется правильность установки и соблюдение регламентированных правилами габаритов. Различают полное и частичное освидетельствование.

Полное ТО складывается из осмотра состояния грузоподъемного крана (ГК), статического и динамического испытаний под нагрузкой.

Статическое испытание крана производится нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъемность, при этом проверяется прочность всех элементов. Груз поднимается на высоту 200-300 мм, удерживается в таком положении в течении 10 минут, затем груз опускается и проверяется отсутствие остаточной деформации крана. При наличии остаточной деформации динамические испытания не проводятся, кран не допускается к работе до выяснения причин деформации. Полному ТО краны должны подвергаться перед вводом в работу (первичное ТО) и периодически не реже одного раза в 3 года. Редко используемые краны (только при ремонте оборудования) должны подвергаться полному ТО не реже одного раза в 5 лет. Полное ТО стационарного крана проводится на месте эксплуатации администрацией предприятия. Внеочередное полное ТО производится администрацией предприятия в случае монтажа крана.

Динамическое испытание кранапроизводится нагрузкой, на 10% превышающей грузоподъемность. Это испытание заключается в поднятии и опускании груза на большую высоту. Испытание проходит каждый подъемный механизм крана (если их несколько).

ТО ГК проводят инженерно-технические работники, осуществляющие надзор за кранами при участии лиц, ответственных за их содержание в исправном состоянии. Они же и выдают разрешение на дальнейшую работу крана.

Частичное ТО ГК должно производиться не реже одного раза в 12 мес. При частичном ТО производится только осмотр ГК без испытания его грузом. При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Особенно тщательно осматриваются металлоконструкции крана и его сварные соединения на отсутствие трещин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограждений, крюк и детали его подвески, крепление канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления. Проверяются также состояние заземления электрического крана, соответствие массы противовеса и балласта, состояние крановых путей. Результаты ТО крана (полного и частичного) вносятся в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования. Ели кран до истечения срока очередного освидетельствования был подвергнут внеочередному ТО, то устанавливается новый срок очередного освидетельствования, который указывается в паспорте крана.

5. Устройства безопасности крана

.1 Приборы для безопасной эксплуатации крана

Для предупреждения аварий ГК снабжают ограждениями, устройствами безопасности и сигнализаторами. Легкодоступные, находящиеся в движении части ГК могут являться причиной несчастного случая, поэтому они должны быть прочно укреплены металлическими съемными ограждениями, допускающими осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат: зубчатые, цепные, червячные передачи; валы механизмов ГК, расположенных в доступных местах; соединительные муфты, расположенные в местах прохода; барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или прохода; ходовые колеса кранов и тележек; голые токоведущие части электрооборудования.

Устройства безопасности можно подразделить на устройства, отвечающие за весовые и нагрузочные характеристики, и устройства, отвечающие за передвижение груза, крана, тележки, стрелы. К первой группе относятся тормоза и остановы, ограничители грузоподъемности и грузового момента, противоугонные устройства. Ко второй группе относятся ограничители высоты подъема крюка, ограничители пути, буферные устройства, ограничители подъема стрелы.

Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) - устройство, автоматически отключающее привод механизма подъема груза в случае превышения допустимой грузоподъемности крана, а в кранах с переменной грузоподъемностью - момент, создаваемый весом груза.

Концевой выключатель - предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения привода механизма крана при переходе его движущихся частей за установленные пределы.

Ограничители вылета служат для автоматического отключения механизма вылета (вылета стрелы) при подходе стрелы к минимальному и максимальному рабочему вылету.

Ограничитель высоты подъема крюка служит для автоматического отключения механизма подъема крюка при подходе его к верхнему крайнему положению.

Ограничитель поворота вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну сторону более двух раз, в целях предотвращения обрывов токоведущих проводов, которые передают электрический ток на двигатели.

Указатель грузоподъемности устанавливают на стреловых кранах, у которых грузоподъемность изменяется в зависимости от вылета крюка. Прибор показывает грузоподъемность, что помогает предотвратить перегрузку крана.

Указатель угла наклона устанавливают на стреловых самоходных и прицепных кранах, за исключением кранов, работающих на рельсовых путях. Указатель угла наклона предназначен для контроля за установкой крана. Угол наклона в любом направлении при работе не должен превышать значения, указанного в паспорте крана. Вместо указателя угла наклона может быть установлен сигнализатор угла наклона. Блокировочные контакты предназначены для электрической блокировки двери входа в кабину крана, крышки люка входа на настил моста и др.

Анемометр предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа, и для включения аварийных устройств.

Сигнализатор АСОН-1 предназначен для оповещения о приближении стрелы крана к электрической сети напряжением свыше 42 В. При приближении к электрической сети в антенне наводится ЭДС, которая поступает в усилительный блок.

Противоугонные устройства используются при работе башенного и козлового кранов для предотвращения их перемещения под действием ветровой нагрузки и схода с рельсов.

Выносные опоры применяются для увеличения устойчивости самоходно-стреловых кранов.

Тормоза применяются на исполнительных механизмах кранов для снижения частоты их вращения, полной их остановки, удерживания груза на весу в неподвижном состоянии и остановки крана на определенном месте. В основном применяются колодочные тормоза, так как они просты по устройству и надежны в эксплуатации.

Тупиковые упоры используются для предупреждения схода крана с рельсов.

Буферные устройства используются для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга (резиновые подушки, деревянные бруски, пружины или гидравлические устройства).

Съемные ограждения применяются для безопасности работы. Все находящиеся в движении легкодоступные части крана (зубчатые, цепные и червячные передачи муфты, барабаны, валы, ходовые колеса на рельсах, все токоведущие части) ограждаются прочными металлическими съемными ограждениями.

Площадки, лестницы и передвижные эстакады служат для обеспечения безопасного доступа в кабины управления, к электрооборудованию, приборам безопасности, механизмам и металлоконструкциям кранов.

На всех кранах также обязательно устанавливаются приборы освещения и звуковые сигналы.

5.2 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00

2.12.1. Приборы и устройства безопасности кранов должны соответствовать настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам.

.12.2. Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

а) механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня, указанного в паспорте;

б) механизма изменения вылета;

в) механизма передвижения рельсовых кранов (за исключением железнодорожных) и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения;

г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.

Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины.

.12.3. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается:

для механизма передвижения мостового крана - при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, обеспечиваемой электроприводом;

.12.4. Ограничитель механизма подъема груза или стрелы должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей - не менее 50 мм, у других кранов - не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 м/мин на кране должен быть установлен дополнительный ограничитель, срабатывающий до основного ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъема.

.12.5. У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель (ограничители) должен (должны) отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.

.12.6. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до упора:

для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения;

для остальных кранов - не менее половины пути торможения.

При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых или консольных кранов, работающих на одном крановом пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.

.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:

% - для башенных (с грузовым моментом до 20 т×м включительно) и портальных кранов;

% - для остальных кранов.

У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

.12.8. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы такими ограничителями.

Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%.

.12.9. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

.12.10. Стреловые краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.

.12.11. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 по ИСО 4301/1, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, портальные, железнодорожные и стреловые краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы. Башенные краны грузоподъемностью до 5 т включительно должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах.

.12.12. Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы должны быть оснащены координатной защитой.

.12.13. Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должно быть возможно с любого из них.

.12.14. Козловые краны и мостовые краны-перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

.12.15. У кранов с электроприводом, кроме кранов с электрическими талями, имеющих второй грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети.

.12.16. Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении, троллеи с напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться.

У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

.12.17. Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери.

Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается дверь тамбура.

.12.18. У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось.

.12.19. У башенных кранов с неповоротной башней и у других кранов при расположении кабины на поворотной части крана для предупреждения возможности зажатия людей при переходе с поворотной части на неповоротную должно быть предусмотрено устройство, автоматически отключающее двигатель механизма поворота при открытом люке или двери.

.12.20. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика (машиниста)*. Указатель грузоподъемности может входить в состав электронного ограничителя грузоподъемности.

*Далее по тексту - крановщик.

При градуировании шкалы указателя грузоподъемности крана необходимо замер вылета производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим определенному вылету, а нанесение отметки на шкале производить после снятия груза.

.12.21. В кабине стрелового крана должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана.

.12.22. Башенные краны с высотой до верха оголовка башни более 15 м, козловые краны с пролетом более 16 м, портальные краны, мостовые краны-перегружатели должны быть снабжены прибором (анемометром), автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана.

Места установки прибора следует выбирать в соответствии с нормативными документами.

.12.23. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами в соответствии с нормативными документами.

Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонными устройствами могут не снабжаться, если при действии на кран максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана, величина запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2 согласно нормативным документам.

.12.24. При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.

.12.25. Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную.

.12.26. Краны, передвигающиеся по крановому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами.

.12.27. Краны (кроме электрических талей) и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.

У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.

Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок), по которым передвигается кран (тележка), и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.

.12.28. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

У башенных кранов такие устройства должны быть установлены, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.

.12.29. Места опломбирования приборов безопасности указываются в конструкторских и эксплуатационных документах.

6. Расчет границ удаления опасной зоны башенного крана с поворотной стрелой

Перед началом работ кранов и подъемников необходимо выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами, включают в себя зону обслуживания крана, половину наружного наименьшего габарита перемещаемого груза с прибавлением минимального расстояния отлета груза при его падении, а также наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза.
 Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом стрелы (lмст) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути. Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза (hгр), принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).Таким образом, граница опасной зоны работы крана определяется по формуле [2]:

, где

кр.о.з - размер опасной зоны работы крана (м);
lmaxст - максимальный вылет стрелы крана (м);

,5lminгр - половина минимального габарита груза (м);отл - минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 6.1.)гр - максимальный габарит груза (м).

Таблица 6.1. Минимальное расстояние отлета груза при его падении [2]

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м


перемещаемого краном

падающего со здания

До 10

4

3,5

До 20

7

5

До 70

10

7

До 120

15

10

До 200

20

15

До 300

25

20

30

25


Исходные данные моего варианта

Вариант (принимается по № в журнале)

Высота подъема, Н, м

Длина груза, L, м

Вылет стрелы крана, R, м

Угловая скорость поворота стрелы, щ, с-1

Примеч.

12

50

7

31

0,1



Решение:кро.з = 31 + 0,5 * 7 +10+7= 51,5 м.

Ответ: размер опасной зоны работы крана составляет 51,5 м.


7. План расчета опасной зоны при работе крана

Обозначения:

L о.з - размер опасной зоны работы крана (м);
l maxст - максимальный вылет стрелы крана (м);

0,5 l гр - половина минимального габарита груза (м);

l отл - минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 6.1.)

l maxгр - максимальный габарит груза (м).

Литература

1.   Акатьев В.А. Производственная безопасность: Учебное пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 820 с. [текст]

2.      Ройтман В.М. и др. Безопасность труда на объектах городского строительства при использовании кранов. - М.: Изд-во, 2005. [формула]

.        ПБ 10382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. [текст, глава 5]

.        Александров, М.П., Колобов Л.Н. и др. Грузоподъёмные машины - М.: Высшая школа, 1973. - 471 с. [текст глава 5 пункт 2]

.        Шишков, Н.А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов [Текст, глава 5]: - М.: «Недра», 1979 - 142 с.

.        Интернет - ресурс «Сфера технологий безопасности» http://www.sferatb.by/[текст]

.        Интернет - ресурс «Союз профессионалов безопасность труда и производства» http://s.compcentr.ru/04.html [текст]

Похожие работы на - Порядок проведения технического освидетельствования стационарного крана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!